Научная статья на тему 'Жанровые особенности современной якутской комедии'

Жанровые особенности современной якутской комедии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
222
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКУТСКАЯ КОМЕДИЯ / ДРАМАТУРГИЯ / ИРОНИЯ / САТИРА / ЮМОР / ТРАГИКОМЕДИЯ / КОМЕДИЙНЫЙ КОНФЛИКТ / КОМЕДИЙНЫЙ ГЕРОЙ / РЕМАРКА / ЖАНРОВЫЙ СИНТЕЗ / SAKHA COMEDY / PLAYS / IRONY / SATIRE / HUMOR / TRAGICOMEDY / COMEDY CONFLICT / COMEDY CHARACTER / REMARK / GENRE SYNTHESIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кириллина Мария Афанасьевна

This article analyzes the state of a modern Sakha comedy, the peculiarities of development of satirical, humorous, ironic comedies and synthetic genres — tragicomedy and drama-comedy. The author considers such aspects of the genre as the construction of a plot, distinctiveness of conflict, system of characters, an author's position. It is noted that the mobility of genre borders, the violation of genre forms make a peculiarity of modern comedy description.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRE PECULIARITIES OF MODERN YAKUT COMEDY

This article analyzes the state of a modern Sakha comedy, the peculiarities of development of satirical, humorous, ironic comedies and synthetic genres — tragicomedy and drama-comedy. The author considers such aspects of the genre as the construction of a plot, distinctiveness of conflict, system of characters, an author's position. It is noted that the mobility of genre borders, the violation of genre forms make a peculiarity of modern comedy description.

Текст научной работы на тему «Жанровые особенности современной якутской комедии»

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЯКУТСКОЙ КОМЕДИИ

Современная якутская комедиография (1980— 1990) продолжает развиваться в контексте русской драматургии, наследуя традиции предшествующих десятилетий. В ее жанровой системе наблюдается возвращение сатирической комедии (И.М. Гоголев, П.Н. Тобуроков), продолжает утверждаться юмористическая комедия (И.М. Гоголев, И.А. Дмитриев). Переломная эпоха начала 90-х гг. XX в. на первый план выдвигает трагикомедию (И.М. Гоголев, А.Д. Сивцев, С.Н. Ермолаев) и комедию с ярко выраженным ироническим содержанием (С.Н. Ермолаев). Особенностью якутской комедии конца XX в. явилось усиление процессов жанрового синтеза, что обусловило появление нового жанра — драмокоме-дии (А.Д. Сивцев).

Драматург, поэт и прозаик И.М. Гоголев, один из самых театральных драматургов в якутской литературе, в 80—90-е гг. создал оригинальные и по содержанию, и по жанру произведения, среди которых можно встретить комедию-памфлет, сатирическую, юмористическую, лирическую, народную комедии, трагикомедию, большая часть которых не опубликована [например, вторая и третья части «Наара Суох» («Бесшабашный»), комедия-памфлет «Сындыр-мындыр» («Хитрый-ловкий») и др.]. Более того, комедиографию смело можно назвать новаторской, драматург первым обратился к жанру трагикомедии [«Эр дьону эмиэ харыстаан» (1979; «Мужчин тоже берегите»)], он автор первой и единственной в якутской драматургии комедии-памфлета («Сындыр-мындыр»). Его комедия-трилогия «Наара Суох» вот уже более сорока лет с успехом ставится на сцене Саха академического театра. Драматургия И. Гоголева предназначена не столько для чтения, сколько для игры на сцене, что требует от автора постоянного обновления формы и содержания, художественных поисков. Авторская фантазия в по-

строении комедийного сюжета и ситуаций, языковых конструкций не знает границ. Комедии его отличаются смелой постановкой острых проблем современности, совмещением гротескного и бытового, реального и ирреального, необычной интерпретацией героев, ироничностью диалогов.

Наибольшей остротой отличается его сатирическая комедия «Иннэ уутунэн» («Сквозь игольное ушко»). В пьесе впервые за долгие годы смело и правдиво отражаются негативные факты действительности, социальные противоречия перестроечного периода (карьеризм, приспособленчество, спекулянство). Акцентируя свое внимание на проблемах нравственности, бездуховности, автор строит комедийный конфликт на вза-иморазоблачении руководителя-карьериста и его окружения. Следует отметить, что «окружение» перетерпело некоторые изменения, затмевая своей активностью главного лица — руководителя и способствуя его обличению.

Создание И.М. Гоголевым комедии-памфлета «Сындыр-мындыр» нами рассматривается как значительное явление в истории якутской драматургии. Высмеивая политическую обстановку тоталитарного и «застойного» времен, автор выступает настоящим художником, истинным сатириком, чье предназначение — «словом и пером обличать зло». Пьеса его представляет собой сложный жанровый сплав, в котором наблюдается проникновение в сатирическую комедию элементов юмористического жанра (тип персонажа, благополучный финал). Активно используя приемы алогизма, абсурда, драматург воссоздает образы Л.И. Брежнева, И.В. Сталина, рассчитанные на зрителя начала 90-х гг.: произошла перестройка идеологического и политического сознания общества, было дозволено смеяться над тем, над чем раньше было запрещено. В комедии конф-

Кириллина Мария Афанасьевна, кандидат филологических наук, научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН

©Кириллина М.А., 2010

ликт неперсонифицированный и строится как противопоставление «хитрыгх-ловких времен» застойным временам. При этом авторская позиция не отдает предпочтения ни тому, ни другому.

Одним из доминирующих жанров остается юмористическая комедия. Практика современной комедиографии свидетельствует, что юмор расширил свои границы, затрагивая проблемы, относящиеся к области сатиры. При этом смех в комедиях остается в рамках созидания и единения, определяя и авторскую позицию. К таким относятся комедии И. Гоголева «Иччилээх туул» («Сон в руку»), «АбааИышаах кышаат» («Клад с привидениями»), комедия-трилогия «Наара Суох», в центре внимания которых широкий круг проблем (государственный суверенитет, дефицит, рыночные отношения, бытовые проблемы).

Поэтика современной лирической комедии демонстрирует ломку жанровыгх канонов. В пьесе «АбааИышаах етех» («Балаган с привидениями»), наряду с традиционным конфликтом (мужчина — женщина, старое — молодое, город — село), автор акцентирует свое внимание на внутреннем конфликте. В связи с этим наблюдается психологизация героя. В пьесе утверждается рефлексирующий герой, который больше рассуждает, чем действует. Действие комедии насыщено философскими размышлениями героев о времени, судьбе. Раскрыггию идейно-эстетической концепции пьесы подчинены и знаки-символы (сломанный каблук, подснежник, засохший пень, увядшие листья). Присутствие в финале момента грусти, мотива одиночества обусловлено сюжетом «любовного треугольника» (Уйулга — Чуйя — подруга).

Жанровая интеграция и жанровый синтез стали неотъемлемым признаком жанровой трансформации драматургии конца XX в., что привело к интенсивному развитию трагикомедии. На основе классификации С.Я. Гончаровой-Грабовской [I, с. 160] мы выщеляем несколько структурных типов (моделей) трагикомедии. В первом из них преобладает комическое начало [«Эр дьону эмиэ харыстаан» И.М. Гоголева, «Абырах» («Опохмелка») С.Н. Ермолаева], во втором — трагическое [«Киргил маИы тонсуйар» («Дятел долбит дерево») С.Н. Ермолаева], в третьем комическое и трагическое уравновешивают друг друга [«Бэйэ дьоно» («Свои люди») А.Д. Сивцева], в четвертом доминирует драматическое [«Эйиэхэ сибэк-ки биэрээри» («Чтобы подарить тебе цветы») С.Н. Ермолаева].

В своих комедиях драматурги вскрывают экзистенциальные конфликты эпохи, исследуя нравственный распад, бездуховность, одиночество человека в современном мире. Специфичен в трагикомедии и герой, который, в отличие от сатирического и юмористического, не вызывает негативную или положительную реакцию, а жалость и сочувствие. Акцентуация на внутреннем мире неудовлетворенного человека с рефлексирующим сознанием (руководитель, интеллигент) асоциального, маленького человека сближает современную комедию с психологической драмой.

Корреляция комического и трагического проявляется во всей художественной структуре пьесы: в сюжетостроении, содержании конфликта и персонажа, характере смеха, авторской позиции. Трагикомическое в пьесе «Куба — любовь моя!» С. Ермолаева выражается через авторское отношение к герою, которое соединяет в себе насмешку и сочувствие. Несомненный талант драматурга Ермолаева — в его умении строить действенный диалог. В2простом и лаконичном диалоге он раскрывает целую драму, в нескольких фразах — целую сцену, полную глубокого смысла.

В трагикомедии «Киргил маЬы тонсуйар» трагическая ситуация «самонеудовлетворенности», духовного отчаяния человека получает комическую трактовку. В ней доминирует трагическое начало, определяя характер героя и тип финала. Трагикомическое обнаруживается в несоответствии, в алогизме ситуации, на котором строится идейно-эстетическая концепция пьесы. Экзистенциальная трагичность ситуации в том, что, только лишившись самого дорогого — жизни, герой вернулся на свою родину, к себе и обрел покой души. Происходит органичный синтез трагического, комического и иронического.

В современной комедиографии исследователями выделяется новый тип трагикомедии, который включает в себя три составных компонента: трагическое, комическое и драматическое. В этом плане интересна пьеса С. Ермолаева «Эйиэхэ си-бэкки биэрээри», в комической форме раскрывающая драму поколения 80-х гг. Метафоричным является присутствие образа лошади с колодкой на ногах. Критика признала пьесу как начало нового течения, как откровение после долгого молчания. Ироничное название пьесы продиктовано мотивом «несовершенного действия», «несобытия», что свойственно психоло-

гической драме. В пьесе знаковые фокусы — бесструнная гитара, бочка с гнилой водой, дорога, разбитая дождем — усиливают трагическое и драматическое начала смешанного жанра.

Комедиография С. Ермолаева представлена как яркий пример нетрадиционной, постмодернистской драмы и свидетельствует о ее новых жанрово-стилевых поисках. Его пьесам свойственны: конфликт-неприятие, безликость героев, замедленность действия. Изображаемые события остаются без оценки, все происходящее «объективно» и «как есть». Все чаще в пьесах присутствует мотив смерти, связанный с проблемой «неустроенности» человека. Пьесы драматурга утрачивают истинное назначение — смешить, осмеивать, что свойственно новой, нетрадиционной комедии. За внешним «равнодушием» мы видим боль автора за состояние современного общества. Специфична и интонационно-речевая организация пьес, насыщенная жаргонной, ненормативной лексикой, просторечиями.

В художественной структуре трагикомедии может присутствовать и сатира. При этом сложное взаимодействие сатирического и трагикомического приводит к ослаблению сатирического пафоса. К такому типу трагикомедии относится пьеса А. Сивцева-Айсена Дойду «Бэйэ дьоно». Специфичным представляется трактовка традиционной темы неумелого руководителя в жанре трагикомедии. Перед нами тип героя, страдающий «внутренним» конфликтом, ощущающий нравственный дискомфорт от несостыковки мечты с реальностью.

В произведениях современных авторов трагикомический герой пассивен и статичен, активность его ограничивается сочинением стихов, желанием исполнить танец или песню, как в пьесах С. Ермолаева. Неразрешимые конфликты действительности предопределили открытый, пессимистичный, трагичный финал пьес.

В конце XX в. в литературном пространстве наблюдается усиление иронического мировосприятия, в основе которого противоречивое и неоднозначное отношение к реальности. В иронической комедии (термин С.Я. Гонча-ровой-Грабовской) наиболее важным критерием достижения комического является авторская позиция, которая проявляется во всей художественной ткани пьесы: в сюжетостроении, отношении его к героям, интонационно-речевой организации.

Xудожественная структура иронической комедии Ермолаева «Луис Корваланы босхолоон!» («Освободите Луиса Корвалана!»), в комической форме изображающей советское общество, основана на абсурдной ситуации и демонстрирует органичный синтез реального и ирреального. Несмотря на отсутствие в пьесе ярко выраженного конфликта и комедийного героя, в ней сохраняется атмосфера конфликтности и тревожности, вызванная реалиями современной действительности.

Новым в современной комедии явилось изменение роли ремарок. Использование в ремарках восклицательных, вопросительных предложений, образных слов, междометий, комментируя и оценивая происходящее, усиливает мотив соучастия и позволяет увидеть авторское отношение к изображаемому — ироничное сочувствие. Кроме того, непереводимые образные и звукоподражательные слова придают пьесам своеобразный национальный колорит.

Интенсификация процесса жанрового синтеза приводит к трансформации жанра: комедия приобретает качества драмы и трагедии, а драма сближается с комедией. Так появляется новый жанр, условно названный драмокомедией (С.Я. Гончарова-Грабовская). «Эргиллии» («Возвращение») А.Д. Сивцева представляет тот структурный тип драмокомедии, в котором драматическое и комическое уравновешивают друг друга (комический герой, драматическая ситуация, благополучный исход финала). Xудожественная структура пьесы отличается многоплановостью сюжета (ретроспективные выходы в прошлое), поликонфликтностью, что является спецификой смешанного жанра, его драматической составляющей, а также индивидуальностью драматурга-режиссера. С этим связан и стилевой полифонизм пьесы. В ней, наряду с драматическим началом, присутствуют лирическое и сатирическое.

Драматург поднимает актуальную проблему современности: падение духовно-нравственных ценностей, что привело к пьянству, безработице. Главный герой — сложный и противоречивый образ — вызывает неоднозначную реакцию, не только негативную оценку, но и жалость.

А.Д. Сивцев продолжает творчески осваивать традиционные символы якутской драматургии, используя местом действия заброшенную местность — етех, алаас, балаган, ремарки, связанные с явлениями природы («дождь», «гроза»). Если у С. Ермолаева дождь разбивает дорогу, надежду

героев, то у А. Сивцева ливневый дождь очищает человека, обновляет его душу. В пьесе происходит нравственное перерождение героя, что свойственно в большей степени драме.

Таким образом, якутская комедия, выступая одним из значимых и активных жанров драматургии, демонстрирует мобильность и гибкость жанровых форм в соответствии с динамикой ли-

тературного процесса в целом и особенностями социокультурной ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гончарова-Грабовская С.Я. Комедия в русской драматургии 1980—1990-х годов (жанровая динамика и типология). — Минск: БГУ, 1999.

Ключевые слова: якутская комедия, драматургия, ирония, сатира, юмор, трагикомедия, комедийный конфликт, комедийный герой, ремарка, жанровый синтез.

Key words: Sakha comedy, plays, irony, satire, humor, tragicomedy, comedy conflict, comedy character, remark, genre synthesis.

Mariya A. Kirillina

GENRE PECULIARITIES OF MODERN YAKUT COMEDY

This article analyzes the state of a modern Sakha comedy, the peculiarities of development of satirical, humorous, ironic comedies and synthetic genres — tragicomedy and drama-comedy. The author considers such aspects of the genre as the construction of a plot, distinctiveness of conflict, system of characters, an author’s position. It is noted that the mobility of genre borders, the violation of genre forms make a peculiarity of modern comedy description.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.