Научная статья на тему 'Особенности развития сатирической комедии в якутской драматургии'

Особенности развития сатирической комедии в якутской драматургии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
146
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Борисова Мария Афанасьевна

Анализируется жанр сатирической комедии в якутской драматургии. Особое внимание уделяется выявлению особенностей поэтики сатирического жанра, прослеживается модификация ее жанровой структуры, что обусловлено не только внутренними закономерностями литературы, но и действительностью, социополитическими изменениями страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития сатирической комедии в якутской драматургии»

тсрнос» сознание улавливает эту особенность олонхо с трудом» f8, с. 9J.

Таким образом, одна из особенностей олонхо - его глубокая аналогия с информационной системой. И поэтому можно утверждать, что в современном информационном обществе олонхо сохранит свои позиции в качестве универсальной кибернетической системы. Именно этот потенциал может стать источником имиджирования нашей республики, когда содержанием бренда, то есть образа, который должен выделять в сознании потребителя именно эту торговую марку в числе других, должна стать не эксплуатация образности олонхо, не меры по его популяризации, а создание структурной аналогии.

Литература

I. Ощепкова А.И. Эпос олонхо как важнейший фактор влияния на специфику регионального бренда (к постановке проблемы) // Практика формирования имиджа региона: опыт и перспективы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. 11 мая 2005 г. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2005. - С. 274-275.

2. Чаршш О.И.. Избекова Е.И., Захарова А.1С. Якугский героический эпос олонхо как шедевр человечества в информационном и культурном пространстве//Основные направления имиджевой политики Республики Саха (Якутия): Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 19 мая 2006 г. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2006. - С. 254-256.

3. Емельянов Н.В., Петров В Т. Якутский героический эпос «Кыыс Дэбилийэ»// Якутский героический эпос «Кыыс Дэбилийэ». - Новосибирск, 1993. - С. 19.

4. Худяков И.Л. Краткое описание Верхоянского округа. - Л., 1969. - 366 с.

5. Серошевский B.JI. Якуты: Опыт этнографического исследования. - М., 1993. - 592 с.

6. Решетникова А.П. Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте. -Якутск, 2005. -408 с.

7. Саввинов A.C. Олонхо как способ духовного бытия народа Саха//Олонхо в театральном искусстве: Тезисы и материалы I респ. науч.-практ. конф. -Якутск, 2006. - С. 11-14.

8. Борисов A.C. Театр олонхо//Олонхо в театральном искусстве: Тезисы и материалы I респуб. науч.-практ. конф. - Якутск, 2006. - С. 7-10.

УДК 821.512.157.09-2

Особенности развития сатирической комедии в якутской драматургии

М.А. Борисова

Анализируется жанр сатирической комедии в якутской драматургии. Особое внимание уделяется выявлению особенностей поэтики сатирического жанра, прослеживается модификация ее жанровой структуры, что обусловлено не только внутренними закономерностями литературы, но и действительностью, социополитическими изменениями страны.

Genre of satirical comedy in Yakut dramatic art is analyzed in this article. It is paid special attention to peculiarities of poetics of satirical genre, it is traced modification of its genre structure. It is underlined that development of this genre depends on not its inner laws of the literature, but on the sociopolitical conditions of the countiy.

Якутская комедиография представлена сатирической, юмористической (лирической), иронической комедией, трагифарсом и трагикомедией. При этом каждый период в истории литературы

БОРИСОВА Мария Афанасьевна - м.н.с. ИГИ АН РС(Я).

отмечен новым содержанием жанров, перераспределением их роли в литературном процессе, доминированием одних, угасанием или отходом на второй план других.

Сатирическая комедия занимает особое место в якутской комедиографии. Следует условно выделить два периода в развитии сатирической

154

НАУКА II 0GI'A30UAIIHE. 2007. Д»3

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САТИРИЧЕСКОЙ КОМЕДИИ

комедии: 20-с гг. и 50-70-с гг. XX в. Начало прошлого иска, период крупных социокультурных, политических изменений, характеризуется доминированием сатирического модуса комедии. В этот период были созданы классические произведения якутской комедиографии: «Злой дух» (1920), «Голова Сойка» (1920), «Простокваша» (1926), «Поспешивший» (1926) Н. Нсустроева, «Лентяй» (1926) Д. Сивцева-Суоруна О.моллоона и др.

Предметом художественного анализа в сатирической комедии всегда являются общественно значимые явления и характеры, поэтому сатирическая комедия особенно интенсивное развитие получает в периоды резких перемен в социально-политической, культурной жизни народа. Другими словами, развитие сатирической комедии определяется глубинными социальными противоречиями. Все это обусловливает особенную структуру сатирической комедии: способы построения конфликта, принципы сюжстостроения, приемы типизации характеров и обстоятельств, выдвижение на первый план отрицательных персонажей [1].

Существует мнение, что осмеянию подвергается то, что устарело, отжило. Подобное утверждение не совсем верно, так как комедия всегда связана с вечными вопросами человеческого бытия, с актуальными проблемами действительности. Этим и объясняется недолговечность пьес-агиток 20-х гг., которые были написаны на злободневные темы и в скором времени утратили свою актуальность.

С самого начала своего появления якутская комедия обратилась к социально-значимым объектам осмеяния, подняла актуальные проблемы, разоблачая негативные явления и факты патриархального быта. Творчески продолжая традиции русской классики, писатели-классики сатирически высмеивали проникновение в якутскую жизнь буржуазно-капиталистических отношений и связанные с этим негативные явления, такие как падение морально-этических ценностей, картежничеетво, невежество. Теме злоупотребления служебным положением, властью посвящены сатирические комедии «Голова Кукша», «Тар» Н. Неустросва.

Для комедий 20-х гг. характерны нспсрсони-фицированнмй конфликт, отсутствие положительных героев или же эпизодичность его участия и действиях. 13 комедиях наблюдаем такой тип конфликта, как «герой и среда».

Комический персонаж периода 20-х гг. статичен, лишен обратимости. В ходе пьесы он не

развивается, не становится лучше. Зачастую авторы выводят положительного героя, носителя авторской идеи, который представ! как образ-резонер: Утары Василий в комедии «Голова Кукаакы» Н. Нсустроева, Кыылдьыт (Охотник) в «Обрусевшем» А. Софронова, старик Кузьма в «Лентяе» Суоруна Омоллоона.

В комедиях впервые выводится образ жены «большого человека», она является самым главным противником аморальных поступков мужа (Ирина в комедии «Обрусевший» А.Софронова, Марина в «Голове Кукаакы», Марфа в «Тар» Н. Неустросва). Заметим, что этот образ в последующем модифицируется. В современной комедии образ «жены большого человека» выступает исключительно как сатирический образ мещанки (пьесы А. Федорова, И. Гог олева, Айсспа Дойду и др.).

Комедиографы часто соблюдают единство места, времени и действия, не нарушая традиций классической комедии. Пространственно-временная координация комедии ограничена. В комедии «Обрусевший» время действия - один день, место действия — дом Ивана Ьолтогой. Действие комедии «Тар» также локализовано, причем «дом» председателя Степана одновременно является и тюрьмой, и местом для решения важных дел ревкома. Иван Омуннаах (Запальчивый) за один день «хоронит» жену и женится на другой («Поспешивший»).

В комедиях активизируется сопоставление двух пространств: сельской и городской жизни. Городская жизнь ассоциируется не только с культурой, образованием, но и с негативными явлениями цивилизации. С одной стороны, город является политическим, культурным центром, откуда герои получают приказы, распоряжения («Тар»), ждут награды («Голова Кукша»), с другой - он олицетворяет собой бездуховный мир, где правит «злой дух» буржуазии, куда стремятся Конон и Семен, чтобы «раскрутить» ворованные деныи и откуда они приезжают «новыми» людьми, где Иван Омуннаах месяцами пропадает, играя в карты, ведя разгульный образ жизни.

Начиная со второй половины 20-х гг., в якутской комедиографии наблюдаются заметный спад сатирического накала, отход от острых проблем современности. В развитии жанра комедии в 30-е гг. наиболее сильно отразилась общественно-политическая ситуация. Укрепилась жанровая неопределенность. Кроме того, с середины 30-х гг. начались массовые репрессии лучших представителей якутской нации, среди кото-

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2007. №3

155

рых были драматурги В. Никифоров, Л. Софро-нов, П. Ойунский.

В 50-70-с гг. XX в. появляются пьесы, построенные по принципам «теории бесконфликтности», что привело к изменению содержания и формы сатиры, к се нивелированию, схематизации. Материалом для сатирической комедии второй половины XX в. становятся бюрократизм, приспособленчество, злоупотребление властью. На сцену выводятся «энергичные люди»: начальники, взяточники, спекулянты.

Сатирическая комедия 50-70-х гг. представлена творчеством С.Ефремова («Тихий берег», 1954), Суоруна Омоллоона «Что украшает человека» (1954), Л.Габышсва («Соседи», 1963-1967), И.Гоголева («Наара Суох», 1965, «Через игольное ушко», 1979).

В комедиях 50-х гг. конфликт строится как противостояние резко полярных «положительного» и «отрицательного» персонажей, новатора и консерватора, обывателя и труженика. При этом деление героев на положительных и отрицательных носит условный характер. Персонажи, положительные и отрицательные, имеют одинаковый социальный статус, возраст, могут быть членами одной семьи.

В развитии комедиографии прослеживается жанровая трансформация как внутри жанра, так и ее разновидностей. В современной сатирической комедии изменяется тип финала, когда происходит не торможение возникшего конфликта, его варьирование, а развитие. Также нарушается основной принцип изображения героя, и в отличие от статичности сатирического героя 20-х гг., он подвергается изменению, становится лучше, обязательным становится введение положительного героя, антипода сатирического персонажа. При этом комедийное действие динамизируется за счет активности отрицательных образов.

В практике якутской (и не только) комедиографии в эти годы часто встречаются пьесы неопределенного жанра. Комедия «Что украшает

человека» Суоруна Омоллоона - пьеса с явно выраженным критическим (но не сатирическим) началом, которая по своей жанровой сущности не относится к сатирической комедии, хотя несет в себе ее элементы. В сюжетном действии конфликт реализуется как столкновение героев, но не как «борьба» противоположных сил. Автора волнует нравственная атмосфера общества, что, прежде всего, связано с изменением человеческой психологии в сторону вещизма, мещанства, с переосмыслением ценностных ориентиров.

В комедиографии получают развитие малые жанры - сатирические сценки, скстчи, представленные в творчестве многих писателей: Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона, Л. Габышсва, Н. Габышева, И. Находкина и т.д.

Появление малых форм в жанре комедии свидетельствует о кризисной ситуации в развитии литературы. С другой стороны, подобное явление позволяет нам заявить, что сатирический талант писателей, несмотря на запреты, все же искал выхода и вынужден был ограничиваться критикой на мелкие недостатки отдельных людей.

Характерной особенностью современной комедиографии является факт отсутствия в ней сатирической комедии. Современная комедия, отражая переломную эпоху, все больше тяготеет к трагическому, ироническому мироощущению.

Таким образом, сатирическая комедия занимает особое место в якутской комедиографии XX в. Лучшие произведения якутской комеди01рафии были созданы в жанре сатирической комедии. Выполняя роль социальной зашиты общества, сатира продолжает присутствовать в других жанрах комедии: юмористической, иронической, трагикомедии, трагифарсе.

Литература

1. Гончарова-Грабовскан С.Я. Комедия в русской драматургии 1980-1990 годов (жанровая динамика и типология). - Минск: БГУ, 1999. - С. 84.

156

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007, №3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.