Научная статья на тему 'Особенности развития занятости населения в сфере услуг'

Особенности развития занятости населения в сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2233
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития занятости населения в сфере услуг»

УДК 331.1 ББК 65.05

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В СФЕРЕ

УСЛУГ

Т. И. Безденежных Т.И., Е.Е. Шарафанова

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская,. 7, лит. А

Степень развития сферы услуг стала в современных условиях выступать критериальным признаком развитости общества. В США на эту сферу приходится около 80% рабочих мест (в том числе занято более 85% всех кадров высшей квалификации) и 74% ВВП. В ней сосредоточено 40% основных производственных фондов [1].

Аналогичная тенденция и в странах Западной Европы, где в сфере услуг занято более 66% от общего числа занятых. В странах ЕС на долю услуг приходится около 63% ВВП и 62% занятых, в Японии - 59% и 56% соответственно. В сфере услуг размещено 40% объема иностранных прямых инвестиций в мире. А международная торговля услугами является одним из наиболее динамично растущих секторов мирового хозяйства. Между тем отметим, что в России на сферу услуг в ВВП приходится менее 50% [2; 3].

Стремительное развитие сферы услуг является, по мнению ученых, непременных условием успешного развития инновационной экономики. Исследования свидетельствуют, что возрастание роли услуг в современном обществе обусловлено многими факторами. М. Портер, раскрывая растущую потребность в услугах, отмечает ряд причин, обусловливающих повышение роли услуг в домашнем хозяйстве США [4]. На наш взгляд, из их числа можно выделить следующие причины, имеющие значение и для российской действительности:

- стремление к лучшему качеству

жизни;

- урбанизация, делающая необходимыми новые виды услуг (например, обеспечение безопасности);

- демографические изменения, ведущие к росту числа пожилых людей, которые нуждаются во многих услугах;

- социально-экономические перемены, такие как появление семей, где муж и жена работают, нехватка личного времени и т.д.;

- усложнение покупательского спроса, ведущее к расширению самого набора требуемых услуг;

- технологические изменения, создающие новые виды услуг (например, в области медицинского обслуживания, кабельного телевидения, получения данных по компьютерной сети) и т.д.

Отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. В настоящее время в литературе встречаются разные определения сферы услуг. Можно привести следующие определения, когда «сфера услуг определяется как сводная обобщающая категория» [5], «как комплекс предприятий, учреждений, организаций и видов деятельности, занятых производством всего многообразия услуг» [1], как «система отраслей народного хозяйства, продукты, потребительная стоимость которых выражается в предоставлении удобств» [6.

Под сферой услуг понимается также комплекс достаточно разнородных отраслей хозяйства, продукция которых

носит невещественную форму и выступает как полезный эффект, неотделимый от производственной или хозяйственной деятельности по обслуживанию процесса общественного производства.

К сфере обслуживания относят и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, ссудными кассами, военными службами, полицией, пожарной охраной, почтой, органами управления и школами, благотворительными организациями, колледжами, фондами и больницами. К сфере услуг относят часть коммерческого сектора с его банками, бюро компьютерного обслуживания, отелями, страховыми компаниями, юридическими фирмами, консультативными фирмами по вопросам управления, кинофирмами, фирмами по ремонту сантехнического оборудования и фирмами - торговцами недвижимостью и т.д.

В научной литературе встречаются различные классификации сферы услуг. Различают сферу услуг материального производства (транспорт, связь, бытовое обслуживание); сферу услуг духовной жизни (образование, физическая культура, наука, искусство); сферу услуг в социальной сфере (торговля, жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение [7].

Имеется также подход, рассматривающий общественное производство как трехсекторную модель. Третичный (терциарный) сектор представлен в нем как сектор услуг (сфера услуг). Такое структурирование общественно-

го производства подчеркивало роль услуговых видов деятельности и их значимость в экономическом организме. При многогранности третичного сектора дальнейшее структурирование общественного производства шло в основном по пути вычленения отдельных подотраслей из третичного сектора. При этом разные авторы старались подчеркнуть значение того или иного рода деятельности. Одни, например, особо выделяли производство информации, подчеркивая, что в нем создается до 2/3 общественного продукта, другие акцентировали вни-

мание на торговле, которая обеспечивает более 20% занятости и дает почти 16% ВВП, третьи обращали внимание на то, что наиболее динамичными отраслями становятся здравоохранение, образование [8].

Отличительными особенностями занятости в отраслях сферы услуг является характер взаимодействия потребителей и производителей услуг, основанный, как правило, на межперсональном общении. Тем не менее, сфера услуг расчленяется на отдельные секторы, состав и количество которых может быть самым различным. В ряде отраслей продукт деятельности отрасли в значительной мере представлен информацией и знаниями. К этой группе отраслей можно отнести сферу культуры и развлечений, образование, научные учреждения, производство информации, консультационные и юридические услуги, всю сферу финансов и денежного обращения, страховые операции и операции с фондами и недвижимостью, а также государственное управление.

Эта группа отраслей отличается разнообразием производственных процессов, высокой степенью квалификации работников и, как следствие, уникальностью большинства создаваемых продуктов и услуг. В современных условиях эти отрасли имеют высокие темпы роста занятости.

Возрастающее значение как для экономики, так и для общества приобретает группа новых отраслей: информационные, инжиниринговые, страховые, аудиторские и другие услуги. Интенсивными темпами происходит создание и расширение сети сервисных служб, центров для работы с внешними клиентами (наладочные работы, послепродажное обслуживание и т.д.).

Многие из секторов услуг (например, туристические, юридические, консультационные), не требуя больших капиталовложений, являются фактором социальной стабильности, обеспечивая создание рабочих мест в стране.

Ряд секторов услуг связаны с наиболее передовыми в научно-

техническом отношении областями, например, компьютерные услуги, услуги космических запусков и т.д.

Другие секторы, такие как торговля, не только создают рабочие места, но и через систему межотраслевых связей стимулируют развитие широкого круга отраслей реального сектора экономики.

Важное социальное значение имеют такие традиционные секторы услуг, как здравоохранение, образование, наука и научное обслуживание, искус-

ство, культура, социальное страхование, услуги по организации досуга. Именно в этих отраслях экономики в современных условиях сосредоточен наибольший потенциал занятости.

Тем не менее, по оценкам ведущих специалистов, в перспективе наибольшие темпы занятости будут наблюдаться в отраслях финансового сектора и в деятельности по предоставлению услуг в ведении домохозяйства (табл. 1).

Таблица 1

Динамика занятого населения по видам экономической деятельности

Вид деятельности 2011 2015 2020 2025 Изменения 2011-2025 гг., %

Услуги по ведению домохозяйства 0,0570,060 0,0610,067 0,0620,071 0,063—0,075 10,6-25,2

Финансовая деятельность 1,131— 1,155 1,178— 1,246 1,2171,332 1,275—1, 32 12,7—23,9

Оптовая и розничная торговля 12,16212,163 12,36912,380 12,511— 12,554 12,90^13 6,1-6,8

Госуправление 3,8053,842 3,7983,905 3,7673,954 3,823-4,090 0,4-6,4

Гостиницы и рестораны 1,2821,287 1,2841,300 1,2771,308 1,297—1,345 1,1—4,5

Именно эту тенденцию демонстрирует современное состояние занятости. По данным выборочного обследования, проведенного по состоянию на 31 октября 2010 г., наибольшее количество вакантных рабочих мест сложилось в здравоохранении и социальном обеспечении (170 тыс.); организациях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (76 тыс.), на транспорте и связи (72 тыс.), в образовании (57 тыс.).

Более точно ситуацию с напряженностью в заполнении вакантных рабочих мест характеризует показатель, рассчитанный делением потребности в работниках для замещения вакантных рабочих мест на общее число рабочих мест (сумма численности работников списочного состава и числа вакантных рабочих мест), исчисленный в процентах. На 31 октября 2010 г. по всем обследо-

ванным видам экономической деятельности он сложился в размере 2,1% против 2,8% на соответствующую дату 2008 г. Наивысшее его значение отмечалось в гостиницах и ресторанах - 4,6% (в 2008г. - 4,4%); здравоохранении и предоставлении социальных услуг - 4% (4,2%); организациях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, - 3,3% (5,3%) [10].

Подчеркнем особо, что наиболее востребованными были профессии врачей, преподавателей в средних школах и учреждениях начального профессионального образования. При этом наибольшую потребность в специалистах высшего уровня квалификации испытывали организации здравоохранения и предоставления социальных услуг (61,2 тыс.); образования (22,9 тыс.); осуществляющие операции с недвижимым имуществом,

аренду и предоставлении услуг (19,7 тыс.).

Наиболее напряженная ситуация в заполнении вакансий по профессиональным группам неквалифицированных рабочих сложилась в гостиницах и ресторанах, где доля вакансий в общем числе рабочих мест по указанной профессиональной группе составляет 4,9%; в организациях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, - 4,7%; здравоохранении и предоставлении социальных услуг - 3,6%.

Рассматривая эту ситуацию более конкретно, с точки зрения востребованности отдельных профессий, отметим, что в здравоохранении и предоставлении социальных услуг больше всего вакансий врачей, стоматологов, других специалистов-медиков (врачей-лаборантов, врачей-методистов, судмедэкспертов, специалистов по экспертизе, специалистов по реабилитации инвалидов и т.п.), психологов и специалистов в сфере социальных проблем; в образовании - преподавателей в средних школах и учреждениях начального профессионального образования; преподавателей в колледжах, университетах и других вузах; других специалистов по обучению (консультантов, инструкторов, методистов, лекторов, преподавателей музыки, пения, танцев и т.п.), специалистов по методике обучения и воспитательной работе; в организациях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, - архитекторов, инженеров и специалистов родственных профессий; специалистов по компьютерам; специалистов в области естественных и технических наук, занятых научными исследованиями и разработками; бухгалтеров и специалистов по финансам и кредитам.

Более 2/3 всех вакантных рабочих мест приходилось на группу «неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей экономики», к которой относят-

ся такие профессии, как сторожа (вахтеры), гардеробщики, лифтеры, уборщики служебных и производственных помещений и территорий, грузчики, подсобные рабочие, курьеры и т.п.

Это положение вызывает серьезную обеспокоенность органов государственного управления, так как именно эти рабочие места заполняются в большей мере приезжими из других республик, что влечет за собой ряд социальных последствий.

Важным фактором, влияющим на развитие российской сферы услуг, является характеристика трудовых ресурсов. Основываясь на этом критерии, можно предположить, что для развития сферы сервисных услуг российская рабочая сила обладает неплохими потенциальными возможностями: сравнительно низкая стоимость рабочей силы, что особенно важно для трудоемких услуг; в целом высокий образовательный уровень рабочей силы; способность оперативно приспосабливаться к требованиям экономической среды, проявлять инициативу и творческий подход.

Интенсивность приема и выбытий в отраслях сферы услуг РФ несколько отличается от общего фона прибытий и выбытий по отраслям экономики в целом (табл.2).

Очевидно, что отрасли оптовой и розничной торговли, транспорта и связи, финансовой деятельности характеризуются значительными отличиями по показателям приема и выбытий по сравнению с экономикой в целом. Интенсивность приема наиболее высока в отрасли торговли (3,6% по отношению к среднесписочной численности работников в отрасли). Для этой отрасли также характерны и наиболее высокие темпы оттока занятых - 3,9% по отношению к среднесписочной численности работников в отрасли (т.е. почти в 1,8 раза выше по сравнению со среднероссийским уровнем).

Таблица 2

Прием и выбытие работников по обследованным видам экономической деятельности в январе 2012 г. [11]

Принято работников Выбыло работников В %к списочной чис- Численность требуемых работни- Численность работников, наме-

ленности ков на вакантные ченных к высво-

работников рабочие места на бождению в сле-

конец месяца дующем месяце

Тыс. В %к Тыс. В %к При- Вы- Тыс. В%к Тыс. В %к

чел. предыдущему месяцу чел. предыдущему месяцу нято было чел. предыдущему месяцу чел. предыдущему месяцу

Всего по

обследо-

ванным видам 359,3 90,3 363,3 71,5 2,2 2,2 290,1 101,2 9,8 100,9

деятель-

ности

Оптовая и

розничная тор- 73,7 73,9 79,1 82,2 3,6 3,9 36,0 104,2 0,9 85,3

говля

Транспорт и 57,1 86,8 58,4 72,3 1,8 1,9 81,2 101,8 1,6 93,5

связь

Финан-

совая дея- 16,7 71,3 17,1 77,3 1,7 1,7 24,9 99,7 0,9 78,1

тель-ность

И, напротив, транспорт и связь и финансовая деятельность отличаются меньшим уровнем интенсивности приема в отрасли и выбытий из них, соответственно 1,8% и 1,7% (по приему) и 1,9% и 1,7% (по выбытиям).

Оптовая и розничная торговля по-прежнему ощущают наибольшую потребность в работниках по сравнению с другими отраслями экономики. Численность требуемых работников на вакантные рабочие места на конец января 2012 г. увеличилась в торговле на 4,2% по сравнению с декабрем 2011г., в то время как в целом по всем видам экономической деятельности - на 1,2%. Численность работников, намеченных к высвобождению в отраслях услуг, несколько ниже по сравнению с другими видами деятельности.

Большое значение для оценки качества используемой рабочей силы имеет показатель «неполное рабочее время». Неполное рабочее время означает частичную занятость сотрудника либо в течение недели, либо в течение рабочего дня. На работу с неполным графиком работы фирма может перевести сотрудника либо по его просьбе, либо с его согласия. При введении неполного времени (как по инициативе работодателя, так и по соглашению сторон) заработная плата

начисляется пропорционально отработанному времени, что, естественно, сказывается на материальном благополучии работников сторону снижения его уровня.

Имеются значительные различия в развитии процесса неполной занятости в различных видах деятельности. В январе 2012 г. 1,0% списочной численности работников обследуемых организаций работали неполное рабочее время (на уровне декабря 2011 г.). Доля работников, находившихся в простое по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника, в январе 2012 г. составила 0,7% списочной численности работников (в декабре 2011г. -0,9%) [12].

Значительно увеличивается численность работающих неполное рабочее время в оптовой и розничной торговле -по инициативе работодателя и на транспорте и связи - по соглашению между работником и работодателем. Резко увеличилось количество работников, находящихся в простое по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работников: на транспорте и связи - на 24,9% и в финансовой деятельности — на 11,1%. Значительно снизилось число работников, имеющих отпуска без сохранения заработной платы

по заявлению работника (в особенности в (табл.3), финансовой деятельности - на 33,8%)

Таблица 3

Численность работников по обследованным видам экономической деятельности,

Работали неполное рабочее время Находились в простое по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника Имели отпуска без сохранения заработной платы по заявлению работника

По инициативе работодателя По соглашению между работником и работодателем

тыс. человек в%к предыдущему месяцу тыс. человек в%к предыдущему месяцу тыс. человек в%к предыдущему месяцу тыс. человек в%к предыдущему месяцу

Всего по обследованным видам деятельности 63,0 105,1 104,1 106,0 116,8 77,9 544,7 81,8

оптовая и розничная торговля 2,5 144,9 14,0 95,5 1,1 66,3 38,6 95,8

транспорт и связь 4,5 126,1 37,2 165,3 3,1 124,9 57,4 84,3

финансовая деятельность 0,5 92,4 3,9 88,9 0,0 111,1 9,7 66,2

Очевидно, что состояние занятости в сфере услуг требует продуманного подхода к стратегии развития и регулированию развития отраслей услуг с учетом соблюдения баланса интересов всех участников рынка труда.

Особенности сложившихся тенденций в состоянии сферы услуг требуют их учета при формировании политики занятости как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне необходима корректировка межотраслевых пропорций в оплате труда и дальнейшее повышение среднего уровня заработной платы, в первую очередь в

таких социально значимых отраслях сферы услуг, как образование, здравоохранение, наука и искусство. На наш взгляд, отставание уровня оплаты труда в этих отраслях от уровня оплаты в отраслях реального сектора укрепляет у молодежи негативное представление о низком престиже и бесперспективности труда в этих отраслях.

Исправление этих деформаций, кроме того, требует изменений в системах подготовки кадров для сферы услуг и усиления государственной пропаганды престижности занятости в отраслях социальной сферы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Экономика США: Учебник для вузов / Под ред. В.Б. Супина. СПб.: Питер, 2003. С. 125.

2. Панкратьев Н. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики // Вопросы статистики. 1998. № 4. С. 16.

3. Бурменко Т.Д., Даниленко H.H., Туренко Т.А. Сфера услуг в современном обществе: Экономика, менеджмент, маркетинг: Курс лекций, 2004. С.25.

4. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ.; под ред. и с предисл. В.Д. Щетинина. М. : Международные отношения, 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Стаханов В.Н., Стаханов Д.В. Маркетинг сферы услуг. М., 2001.

6. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1990. С. 637

7. Новый экономический и юридический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М., 2003. С. 879

8. Современная западная социология: Словарь.М, 1990, С.30-31.

9. Доклад «Состояние сферы занятости и рынка труда в России: макроэкономическая оценка II Ком-мерсанть-Online, 07.06.2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1655713 (дата обращения 15.02.2012 г.)

10. О численности и потребности организаций в работниках по профессиональным группам на 31 октября 2010 г. fno результата выборочного обследования организаций) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free doc/2011/potrorg/potr10.htm (дата обращения 16.02.2012 г.).

11. Прием и увольнение работников организаций и неполная занятость в январе 2012 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04 03/IssWWW.exe/Stg/d03/38.htm (дата обращения 20.02.2012 г.)

12. Срочная информация по актуальным вопросам Copyright © Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04 03/IssWWW.exe/Stg/d03/38.htm (дата обращения 20.02.2012 г.).

УДК 65.0(075.8) ББК 65.9(2)

ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СФЕРЫ УСЛУГ

В.В.Циганов

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

ния как алгоритмизацию процесса управления в каждом конкретном случае. При этом процесс управления представляется как совокупность различных операций, отражающих специфические условия работы и наиболее рациональный вариант последовательности их выполнения. В соответствии с этим подходом технология управления должна разрабатываться с учетом закономерностей процесса управления. Однако в современных условиях следует учитывать не только общие закономерности процесса управления, но и специфические особенности предприятий сервиса.

Обобщив большое число определений технологии управления, представленных в научной литературе, считаем, что наиболее обоснованным является определение, в котором технология управления характеризуется следующим образом. Технология управления - это осуществляемая субъектом управления последовательность действий по выбору целесообразных процедур и выполнению соответствующих им информационных преобразований и управленческих воздействий, соотнесенных с социально-экономической ситуацией либо возникшей на предприятии проблемой. В соответствии с этим определением при выбо-

Наука управления располагает постоянно расширяющимся фондом идей, технологий, отдельных методов, использование которых в значительной мере способствует оптимизации управленческих решений. Овладение управленческими инновациями необходимо в особой степени с тех случаях, когда встает вопрос о радикальном улучшении деятельности предприятия. Поэтому имеет смысл использовать в процессе управления технологии, соответствующие содержанию каждой из управленческих инноваций.

Необходимость совершенствования технологий управления связана с тем, что любая из технологий представляет собой заданную последовательность действий по выбору целесообразных процедур, выполнению соответствующих информационных преобразований и организационных воздействий, т.е. определяет наиболее рациональную форму и адекватное поставленным целям содержание процесса управления [1; 3], а именно эти действия соответствуют принципам антикризисного управления предприятиями сферы услуг.

В научной литературе [4] есть попытка представить технологию управле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.