6. Ильенков Э.В. Диалектическая логика / Э.В. Ильенков. - М.: Издательство политической литературы, 1984.
7. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление / М. Коул, С. Скрибнер. - М.: Прогресс, 1977.
8. Лотман М.Ю. Об искусстве. Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления (1962-1993). - СПб.: Искусство СПБ, 1998.
9. Петровский В.А., Старовойтенко Е.Б. Наука личности: четыре проекта общей персонологии // Психология. - 2012. - Т. 9. - № 1. - С. 21-39.
10. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2012.
11. Старовойтенко Е. Б. Развитие мысли как проблема культурной психологии личности // Мир психологии. Научно-методический журнал. - 2012. - № 2. - С. 91-105.
12. Старовойтенко Е. Б., Исаева А. Н. Роль противоречий в жизни личности // Мир психологии. Научно-методический журнал. - 2010. - № 2. - С. 230-241.
13. Старовойтенко Е.Б Культурное время личности // Мир психологии. - 2011. - № 3. - С. 62 - 75.
14. Старовойтенко Е.Б. Достижение себя в отношении к Другому // Мир психологии. 2013. — № 2. — С. 71-85.
15. Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности: монография / Е.Б. Старовойтенко. - М.: Академический проект, 2007.
16. Старовойтенко Е.Б. Модель персонологии в парадигме «жизни» // Мир Психологии. - 2010. -№ 1.-С. 157-175.
17. Старовойтенко Е.Б. Персонология отношения к себе: культурная трансспектива // Мир психологии. - 2010. - № 4. - С. 13-25.
18. Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений: учеб. пособие / Е.Б. Старовойтенко. - М.: Академический проект, 2004.
19. Трубецкой Н.С. Основы фонологии / Н.С. Трубецкой. - М.: Аспект пресс, 2000.
20. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов / О. Фенихель. - М.: Академический проект, 2004.
21. Фрейд 3. Я и Оно / 3. Фрейд. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.
22. Юнг К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг. - М.: Азбука, 2001.
Л.М. Касимова Г.К. Гамзатова
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Аннотация. В статье рассматривается декоративно-прикладное искусство как специфическая особенность, которая создает особые условия для познания культурного наследия и может способствовать развитию художественно-творческой активности школьника. Декоративно-прикладное искусство дает возможность четко определить основную цель педагогического процесса, максимально стимулировать творческую активность школьника, художественную одаренность, используя исторический опыт конкретного региона.
© Касимова А.М., Гамзатова Г.К., 2013
Ключевые слова: творческая активность, личность, дошкольник, декоративно-прикладное искусство, народное декоративно-прикладное искусство.
Изделия декоративно-прикладного творчества вносят большую чувственную, выразительную неповторимость в художественный образ, формируют личность и потому располагают мощными ресурсами освоения предметов окружающего мира, его образного осмысления, настроения. Истоками декоративно-прикладного искусства является народное художественное творчество, где основополагающим выступает единство этического и эстетического, чего не хватает сегодня в процессе формирования творческой личности. Все произведения декоративно-прикладного творчества создаются и используются с целью художественного обогащения окружающей среды, придания ей больше декоративности и выразительности. Широкий диапазон возможностей изготовления и применения изделий декоративно-прикладного творчества позволяет привлекать к участию в работе дошкольников практически всех возрастных групп с различной художественной подготовленностью. Занятия декоративным искусством, наряду с удовлетворением художественных потребностей, формируют и развивают эстетический вкус, приобщают детей к труду, прикладному творчеству.
Практика подтвердила, что влияние народного искусства на детей выразилось в их повышенной творческой активности и самостоятельности, в усилении художественной выразительности созданных ими декоративных работ. Поскольку в образовательно-воспитательной деятельности, в частности в процессе обучения изобразительному искусству, народное декоративно-прикладное творчество следует рассматривать как часть общей материальной и духовной культуры, правильное его понимание и умелое использование позволяет определить главную цель педагогического процесса - развить творческую активность личности, стимулировать особые качества индивида, его одаренность, учитывая при этом исторический опыт народа. Поэтому, знакомя дошкольников с образцами народного декоративно-прикладного искусства или рассказывая о них, необходимо добиться, чтобы они органически поняли приемы практической художественной деятельности, усвоили принцип традиционного, коллективного создания образов, изобразительных сюжетов, декоративных мотивов народного творчества, основных принципов (повторы, вариации, импровизации) [3].
По заключению Н.П. Сакулиной, «знакомство детей с народными орнаментами, формирование у них некоторых приемов народной росписи вызвали бурное развитие декоративного творчества детей. Относительно простая изобразительная основа орнамента - многократно повторяющиеся растительные мотивы - позволяет детям сосредоточить внимание на построение пространственно-цветовой композиции рисунка» [5].
Воспитателю необходимо внимательно подходить к каждому ребенку, изучить, проанализировать его бытовые условия, уровень художественной творческой подготовленности, характер и интересы. В большей степени это относится к тем детям, которые, по мнению педагога, не обладают творческой активностью, способностями к усвоению предмета декоративно-прикладного искусства. Исследуя характер и особенности развития творческой активности детей с помощью декоративно-прикладного искусства, можно констатировать, что творческая активность - это такой тип творчества, которое происходит при более интенсивной психической деятельности дошкольников. В процессе творческой деятельности на заня-
тиях детям предлагаются новые проблемы по содержанию материала, они ищут новые, оригинальные формы, методы и пути их решения. Следовательно, дошкольники в процессе изучения и познания произведений декоративно-прикладного искусства приобретают необходимые знания и навыки, необходимые для усвоения и овладения творческой деятельностью.
В результате подобной работы формируются качества особого осмысления и личного отношения к усваиваемым знаниям и самому творческому процессу. В ходе обучения необходимо учитывать и использовать педагогический художественно-творческий потенциал декоративно-прикладного искусства. Когда педагог предлагает детям для рассмотрения и анализа с критической его оценкой образец или изделия народного декоративного прикладного искусства, он стремится не только получить художественную оценку, но и активизировать творческий интерес детей к развитию их познавательного потенциала, их интеллектуальных возможностей [4].
Важно отметить, что направленность личности определяется, как известно, социальными условиями общества, конкретными для данного народа и региона, укладом жизни и быта, традиционно сложившимися видами трудового и декоративно-прикладного творчества, которые формируют идеалы, мировоззрение, эстетические критерии оценки объектов, как мирного, так и локального художественного материала и т.д. Этот традиционный, веками накопленный художественно-эстетический опыт декоративно-прикладного искусства - уникальная в своем роде школа воспитания вкуса, ориентированная на развитие таких качеств, как усидчивость, трудолюбие, внимание и воспитанность. Таким образом, декоративно-прикладное искусство по причине своих специфических особенностей создает особые условия для изучения и познания культурного наследия и может не только способствовать развитию художественно-творческой активности дошкольников, но и быть универсальным средством формирования всех сторон личности. Изделие декоративно-прикладного искусства располагает мощными ресурсами освоения предметов окружающего мира, его образного осмысления и настроения, вкладывая чувственную, выразительную неповторимость в ее художественный образ, формирует личность. Широкий диапазон возможностей изготовления и применения изделий декоративно-прикладного творчества позволяет привлекать к участию в работе дошкольников с различной художественной подготовленностью. Занятия декоративным искусством, вместе с удовлетворением художественных потребностей, формируют эстетический вкус, приобщают дошкольников к труду, развивают творческую активность.
Известно, что люди творческого склада заметно отличаются от других активностью, богатством воображения и фантазии. Эти важные качества необходимо развивать в процессе приобщения дошкольников к народному декоративно-прикладному искусству, так как оно отличается своей непосредственностью, красочностью и образной выразительностью, а самое важное - изделия и предметы мастеров народного искусства пробуждают у детей художественные мотивы, эстетические потребности в развитии, творчестве, способствуют их созидательной деятельности. Как уже отмечалось, для многонациональной Республики Дагестан характерно уникальное разнообразие народных художественных ремесел. Каждое из них имеет свою технику, руководствуется специфическими композиционными и эстетическими закономерностями, требованиями к практической технологии изготовления предмета, работе с определенным материалом: металлом, деревом, глиной и т.д. Знакомя ребят с ос-
новными техническими приемами и путями поиска наилучшего художественного решения изделий, необходимо выявить и показать наиболее выразительные возможности того или иного материала, основные приемы практической работы, технологию и принципы сплава металлов, постоянно подчеркивая главную цель - активизацию творческой работы. Важно отметить, что изготовление изделия, предметы народного искусства непосредственно связаны с трудовой художественно-творческой деятельностью, требует определенного природного материала, который в процессе работы имеет свое практическое назначение. Так, из глины изготавливают кувшины, игрушки, чаши и т.п. с декоративной росписью, из камня - разного рода скульптуры, памятники и т.п., из металла - оружие, различную посуду и множество других бытовых изделий, из шерсти - ковры, паласы, ткани, войлок. Этот перечень можно продолжить. Естественно, природные, художественные материалы, которые в процессе работы используют дети, пробуждают их творческую фантазию к активизации практической деятельности, согласуясь с народно-традиционными и общепринятыми классическими законами красоты.
Необходимо учитывать, что творческие способности и активный интерес к художественному наследию каждого дошкольника базируется не только на его индивидуальных задатках и способностях, но и на традиционно, исторически сложившимся эстетическом фоне той общественной среды, в которой он воспитывается. Это все непосредственным образом находит воплощение в эстетической и художественной преемственности, выработке эстетических оценок восприятия и представления, в формировании знаний, умений и навыков с обязательным знакомством и анализом произведений декоративно-прикладного искусства [1]. Нам представляется, что сегодня в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) педагоги должны понимать, что для дошкольников декоративно-прикладное искусство теснейшим образом связано с повседневным бытом. Это одна из важнейших констант организации оптимальной среды обитания, своеобразная «художественная летопись» в национальной культуре, поскольку основные характерные для данного региона объемные формы и декоративные мотивы базируются на многовековом отборе, «рыночном» спросе народов, потребителя изделий мастера и определенной художественно-ремесленной школы.
В работе с дошкольниками декоративно-прикладное искусство необходимо рассматривать как органическую часть общего потенциала духовной и материальной культуры. Глубокое понимание этого дает возможность четко определить основную цель педагогического процесса, который заключается в том, чтобы максимально плодотворно стимулировать творческую активность ребенка, его художественную одаренность, используя исторический опыт конкретного региона или более локальной территориальной, национальной особенности. Предлагая ребенку познакомиться с изделиями декоративно-прикладного искусства, многие из которых окружают ребенка с первых дней его жизни, являясь естественным компонентом быта, педагог-воспитатель пытается активизировать познавательный потенциал, интеллектуальные возможности дошкольника. Дети, как правило, живо и непосредственно реагируют на объем изделия, форму, цвет. Поэтому в процессе знакомства детей с конкретными образцами декоративно-прикладного искусства или рассказывая о них, надо добиваться верного понимания сущности приемов практической художественной деятельности, принципов тра-
диционного воплощения художественного образа, конкретного изобразительного сюжета или декоративного мотива, а главное - формировать интерес, развивать художественно-творческую активности дошкольников.
Изучение дошкольниками декоративно-поделочных свойств и эстетических качеств природных, художественных материалов в значительной степени способствует не только познанию детей прекрасного в природе и изделиях народных мастеров, но и активизирует их творческое воображение. Воспитание у дошкольников подлинного чувства ощущения природного, художественного материала, его поделочных свойств и декоративных качеств, умения выявить эстетическую сущность, подлинную красоту природных художественных материалов - металла, дерева, глины, камня, кожи, меха, кости и других для декоративно-поделочных работ позволяет им в процессе практических занятиях обрести свой собственный изобретательный, творческий поиск. Это и является одним из наиболее действенных путей активизации творческой деятельности дошкольников в процессе познания и освоения художественно-выразительных свойств, природных материалов. Необходимо особо подчеркнуть степень и уровень декоративности, цветовой и тональный диапазон художественных, природных материалов, возможности и перспективы их использования на занятиях изобразительного и декоративно-прикладного искусства в процессе развитии творческой активности. Художественно-эстетическая значимость общения с произведениями народного искусства, изделиями мастеров декоративно-прикладного искусства, участие в процессе изготовления предметов быта, полезных в жизни людей, важны для воспитания в них нравственного начала, уважения к труду, развития творческой активности на подлинных образцах.
В процессе обучения изобразительному искусству мы отдаем предпочтение декоративному рисованию, поскольку дошкольники могут проявить здесь элементы художественного творчества в большей степени, чем при выполнении других видов практической работы. Этому способствуют возможность подбирать и использовать элементы, детали, орнаменты изделий, а также желание самостоятельно определить их цвет и цветовые сочетания. Красочность, выразительность и ритмичность составных частей изображаемых рисунков радуют детей и тем самым активизируют их творческую деятельность. Преимущество декоративного рисования состоит в том, что оно предполагает в большей степени стилизацию изображаемого предмета, изделия формы, потому что обобщение формы предмета путем упрощения, подчеркивания наиболее характерные признаки изображаемого произведения.
Процесс обобщения в декоративно-прикладном творчестве, создание формы, неотделимой от выявления свойств материала, диктует свои условия. Следует отметить и условную передачу цвета, поскольку цветовые сочетания могут ритмически повторяться и чередоваться, как и элементы формы. Декоративно-прикладное искусство отличается красочностью, выразительностью и доступностью изображения в большей степени, чем другие виды изобразительной художественной деятельности, что во многом содействует развитию творческих способностей дошкольников.
Педагогу-воспитателю в ДОУ региона, где народное декоративно-прикладное искусство сохранилось и достаточно плодотворно развивается, следует понимать, что для дошкольников предметы декоративно-прикладного искусства - органическая часть быта, спонтанно входящая в их сознание. В то же время это своего рода «овеществленная художественная
летопись», канва национальной изобразительной культуры, потому что наиболее характерные и показательные для данной местности и народа объемные формы и композиции, декоративные мотивы и сюжеты основаны на весьма длительном во временном отношении, спонтанном, тщательном отборе, обусловленном строгой конкуренцией на потребительском рынке подобных изделий, спросом народа на изделия определенных художественно-ремесленных школ [2].
Нам представляется, что повышение роли дисциплин психолого-педагогической и эстетически-художественной направленности в педагогическом процессе дает возможность плодотворно развивать и целенаправленно стимулировать творческую активность дошкольников, формировать их художественный вкус, систему эстетических оценок, постоянно обогащать духовное, эстетическое содержание личности.
Библиографический список
1. Байрамбеков М.М. Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством народов Дагестана / М.М. Байрамбеков. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1996. - С. 11.
2. Максимов Ю.В. Народное декоративно-прикладное искусство - детям // Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство - детям. - М., 1976. - С. 73.
3. Пантелеев Г.Н. Декоративное искусство детям: Пособие для воспитателя старших групп детского сада / Г.Н. Пантелеев. - М.: Просвещение, 1976.
4. Раджабов И.М., Печерский Ю.В. Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческой активности школьников / И.М. Раджабов, Ю.В. Печерский. - Махачкала, 2004. -С. 48.
5. Сакулина Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. (Пособие для воспитателей) / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1973. - С. 24.
М.В. Котова
ПРОБЛЕМЫ КОНСТРУКТНОЙ ВАЛИДНОСТИ ШКАЛЬНЫХ МЕТОДИК ИЗМЕРЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ1
Аннотация. В современной отечественной исследовательской практике возрастает интерес к применению шкальных методик измерения этнической идентичности, особенно в масштабных опросах. Шкальные методики удобны для применения, однако уязвимы с точки зрения достижения конструктной валидности. В отечественных журналах не представлена дискуссия по применению и валидизации такого рода методик для изучения этнической идентичности. Настоящая статья содержит анализ зарубежного опыта по созданию и использованию шкальных методик измерения этнической идентичности, а также оценку
© Котова М.В., 2013
1 В данной научной работе использованы результаты проекта «Социокультурные факторы взаимной адаптации мигрантов и принимающего населения в регионах России», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2013 году.