Научная статья на тему 'Критерии, показатели, уровни в процессе профессиональной подготовки студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство»'

Критерии, показатели, уровни в процессе профессиональной подготовки студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1266
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ЗАМЫСЕЛ / ВОСПРИЯТИЕ / CRITERIA / PERFORMANCE INDICATORS / LEVELS / ARTISTIC-CREATIVE ACTIVITY / DECORATIVE AND APPLIED ARTS / CREATIVE WORK / IMAGE / INTENTION / PERCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амиржанова Аина Шугаевна

Представленная статья затрагивает вопросы, весьма актуальные для современной педагогики и психологии это рассмотрение основных критериев, показателей и различных уровней, которые необходимо применить в профессиональной подготовке студентов в области декоративно-прикладного искусства, в частности в художественно-творческой деятельности студентов. Автор размышляет о специфике художественной деятельности, что может стать конечным продуктом этой деятельности и предлагает основные показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амиржанова Аина Шугаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria, performance indicators, levels in process of professional training of decorative and applied art students

The article under consideration deals with the problems which are rather urgent for modern pedagogy. They are the main criteria, performance indicators and different levels which are necessary to apply in the professional training of the decorative and applied art students, in artistic-creative activity particularly. The author reasons about the specific character of artistic activity as the final result of it and suggests main indicators.

Текст научной работы на тему «Критерии, показатели, уровни в процессе профессиональной подготовки студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство»»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (96) 2011

УДК 745

А. Ш. АМИРЖАНОВА

Омский государственный институт сервиса

КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ, УРОВНИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»____________________________

Представленная статья затрагивает вопросы, весьма актуальные для современной педагогики и психологии — это рассмотрение основных критериев, показателей и различных уровней, которые необходимо применить в профессиональной подготовке студентов в области декоративно-прикладного искусства, в частности в художественно-творческой деятельности студентов. Автор размышляет о специфике художественной деятельности, что может стать конечным продуктом этой деятельности и предлагает основные показатели. Ключевые слова: критерии, показатели, художественно-творческая деятельность, декоративно-прикладное искусство, художественное творчество, художественный образ, замысел, восприятие.

Вопрос о критериях оценки — одна из сложнейших проблем педагогики и психологии, не решенная до сих пор. Выбор критериев оценки имеет свои трудности, так как нет общепринятых определений понятий «критерий» и «показатель», не установлена их взаимосвязь. Очевидно, что более общим понятием является «критерий». Критерий — средство, с помощью которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, это своего рода мерило оценки. «Показатель» же является выразителем критерия, делающим его доступным для наблюдения и измерения. Главной характеристикой показателя называют конкретность, которая позволяет рассматривать его как явление более частное по отношению к критерию. Следует заметить, что один критерий может иметь несколько показателей: они должны быть объективными, т.е. не зависеть от личных качеств исследователя, должны включать самые важные аспекты исследуемого объекта или явления, коротко и точно формулироваться, измерять именно то, что хочет проверить исследователь [1].

Прежде чем сформировать критерий оценки продуктов художественно-творческой деятельности студентов в области декоративно-прикладного искусства, необходимо решить, что можно считать конечным продуктом этой деятельности. Отметим, что художественно-творческая деятельность активно преобразует действительность и обладает конечным результатом. Она включает в себя учебно-репродуктивную, художественно-исполнительскую и художественно-творческую части, и её результатом является изображение какого-либо предмета или создание образа.

Н.А. Ветлугина, исследуя вопросы художественного творчества, рекомендует использовать для определения продукта детской деятельности термин «художественный образ» и предлагает взять за основу следующие показатели: отношения, интересы, способности детей; способы творческих действий; качество детской продукции [2]. Н.П. Сакулина предлагает ввести иной термин для определения конечного

продукта в творческой деятельности: «художественновыразительный образ» (и в качестве показателей творчества называет самостоятельность, активность, инициативу [1]. Мы в своем исследовании в качестве критерия оценки художественно-творческой деятельности студентов будем использовать понятие «художественно-выразительный образ». Обоснуем выбор данной формулировки.

В идее как выражении основной авторской мысли достигается гармония содержания и формы, эмоционального и рационального, эстетического и этического, репродуктивного и творческого. Но рациональное, логическое не должно подавлять эмоциональное. В зависимости от задач, особенностей материала и нормативных требований, регулирующих деятельность художника, творческая личность строит соответствующие образы в своем сознании, а также с помощью знаковых средств — в сознании реципиента. Что касается эмоционально-оценочной стороны отношения человека к действительности, то здесь велико значение эстетического воспитания, предполагающего воспитание чувств.

Если эстетическая деятельность пронизывает все иные виды деятельности человека, созидающего и воспринимающего прекрасное в жизни, то в художественно-творческой деятельности она приобретает самостоятельность, так как создание эстетической ценности является главной целью художественнотворческой деятельности.

Таким образом, художественно-творческая деятельность включает в себя два направления: процесс изображения, создания художественного произведения автором — это художественно-изобразительное творчество; процесс восприятия выработанного художественного образа зрителем — это художественное сотворчество с автором.

Умение воплотить свой замысел в материале, не искажая имеющегося представления о нем, сделать его читаемым для зрителя, встроить в уже сложившуюся образную систему — то, к чему стремиться каждый художник. Итак, художественно-выразительный

образ — это сформировавшийся в сознании студента в виде представления образ предмета или явления, выраженный в материале с помощью изобразительных средств.

Основу любого образа составляют, как правило, зрительные впечатления, поскольку именно зрительная система — наиболее мощное средство восприятия, хранения и переработки всей поступающей человеку информации. Вместе с тем, являясь доминирующей сенсорной системой для образного мышления, зрительная система не остается при этом единственной. При формировании образов представления большое значение имеют и другие системы: слух, обоняние, осязание. Чем богаче палитра этих чувственных признаков — тем ярче, красочнее, нагляднее возникающий образ, который несет в себе не только отражение физических характеристик воспринимаемого объекта, но и эстетическое отношение человека к действительности. Чем богаче запас впечатлений студента, его субъективный опыт восприятия мира, тем более ценным эстетически, более художественным будет создаваемый им образ.

Наряду с широким гносеологическим значением у понятия «образ» есть более специфичный смысл. Образ — это целостный облик предмета, явления, сформированный в результате взаимодействия впечатлений, процессов восприятия, представления, воображения и мышления.

Художественный образ — результат отражения реальных, прежде всего эстетических, ценностей, а его собственная эстетическая ценность зависит от соответствия «прототипу», возникшему в процессе мышления. Процесс формирования художественного образа совпадает с направлением развития процесса познания: от чувственно-конкретного восприятия через обобщение к постижению сущности явления. Качественным своеобразием художественного образа является его тесная связь с образным мышлением, что позволяет исследовать его с помощью известных психологических характеристик.

Визуальная, вербальная или звуковая изобразительность художественного произведения не копирует окружающий мир — образная сфера произведения искусства формируется одновременно на множестве различных уровней сознания. В нашем случае, чтобы в сознании сформировался образ, который будет воплощен в произведении, недостаточно одного воздействия объекта (образцов народного творчества) на органы чувств человека, необходима осознанная целенаправленная деятельности со стороны самого субъекта.

Следовательно, создание художественного образа предполагает владение студентом профессиональными навыками и умениями, наличие у него большого жизненного опыта, глубокой интуиции, художественного мастерства исполнения. Образы, созданные студентами на начальных курсах в результате художественно-творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественными образами, созданными студентами старших курсов, ведь первые только начали овладевать мастерством — теоретическим и практическим. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков. Но о создании ими полноценного, высокохудожественного образа говорить пока не приходится. Не владея пока в достаточной мере необходимыми теоретическими знаниями, художественным мастерством, студенты не всегда могут до конца выразить в изображении содержание задуманного

образа, даже если будут следовать представленным образцам народного искусства. В данном случае мы можем говорить лишь о механическом копировании предметов старины и об отсутствии индивидуальных суждений, полноты необходимых представлений об изделиях народных промыслов, знания технических возможностей материалов, умений и навыков. Однако следует отметить, что запас имеющихся в представлении образов является важным компонентом успешности их актуализации, чем богаче запас исходных образов-представлений, чем полнее их содержание, тем больше будет возможностей для их воплощения, преобразования, видоизменения, т.е. для успешного оперирования ими.

Таким образом, критерием качества созданных произведений, на наш взгляд, является художественный образ, причем выразительный, следующий традициям народного искусства, чьи художественновыразительные средства эстетичны по своей природе.

Проектируя «личностные» критерии оценки достижений студентов, можно использовать концепции В.П. Беспалько, Б. Блума, которые предусматривают наличие разных уровней достижений учащихся и критериев их оценивания (распознавание, запоминание, понимание, применение, перенос и т.д.). Также представляет интерес концепции И.Я. Лернера, Л.Я. Зориной, в которых представлены критерии, связанные с изменением полноты знаний, их глубины, оперативности, гибкости и осознанности (наиболее обобщенное качество).

В своей работе Е.Н. Ковешникова выделяет основные элементы готовности студентов к профессиональной деятельности:

— положительное отношение к тому или иному виду деятельности, профессии;

— адекватные требования к деятельности, профессии, чертам характера, способностям, темпераменту, мотивации;

— необходимые знания, умения, навыки;

— устойчивые, профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоциональности и волевых процессов.

Каждый из перечисленных компонентов содержит минимум необходимых показателей, позволяющих определить уровень сформированности профессиональных знаний и умений:

— понимание принципов ведения работы;

— правильное построение трехмерной композиции в связи с художественной идеей, которая раскрывается;

— чувство пропорции, движения, симметричности, а также умение использовать это чувство для решения образных задач [3].

Учитывая описанные выше требования к результату художественно-творческой деятельности студентов, можно представить условный алгоритм создания художественного образа, на основе которого будут точнее определяться критерии его оценки. Например, студент создает изображение не просто на основе того, что он непосредственно воспринимал. Образ воспринятого предмета вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившимися образными представлениями об этом предмете. Создание художественного образа — сложный, многоступенчатый процесс. Для его создания необходимо уметь: (1) выделять в предметах и явлениях внешние изобразительные признаки. Это возможно при условии достаточного сенсорного опыта (развитых глазомера, цветового восприятия, тактильных ощущений); (2) увидеть за формой внутреннее содержание

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (96) 2011

и эмоционально откликнуться на него, что и будет являться первоосновой создания художественного образа.

Так возникает замысел образа, который состоит в открытии для себя его содержания, определении материала, приемов, последовательности изображения. В данном случае замысел надо отличать от темы изображения. Тема — это только название, определение объекта изображения. А процесс создания замысла связан с наглядным представлением, предвидением возможного результата работы. Следующей ступенью (3) мы назовем собственно владение студентом техническими умениями и навыками, ведь содержание художественного образа воплощается выразительными средствами в наглядной форме. Владение указанными умениями, навыками и достаточным сенсорным опытом, богатый эмоционально-чувственный опыт позволят студентам создать целостный, яркий, живой и содержательный художественновыразительный образ.

Для нашего исследования необходимо выявить критерии оценки художественно-творческой деятельности студентов в области декоративно-прикладного искусства с учетом специфики их обучения. Специфика обучения студентов основам изобразительного искусства заключается в особенностях организации учебного процесса, формирующего художественно-творческую личность. В качестве критерия определения готовности к художественнотворческой деятельности выступают деревянные резные изделия, выполненные по образцам произведений народного искусства. Основными показателями являются следующие характеристики:

— эмоционально-выразительное решение;

— целостность (законченность образа предмета или явления);

— осмысленность (понимание сути изображаемого явления);

— яркость, четкость (полнота и ясность передачи изображаемых объектов);

— грамотность композиционного решения (правильное расположение и заполнение плоскости элементами орнамента);

— передача пропорциональных соотношений между орнаментальными мотивами;

— передача пространственных свойств орнамента (формы, строения, величины, пропорции);

— детализация;

— творческий подход к решению заданий.

Для выявления системы критериев оценки худо-

жественно-творческой деятельности студентов мы выделили несколько наиболее выраженных характеристик, составляющих комплекс показателей оценки. Такими показателями назовем:

— способности студентов (восприятие, представление, воображение);

— изобразительную грамотность;

— самостоятельность в процессе деятельности, в выборе техники и художественных материалов;

— чувственно-эмоциональное отношение к работе;

— самооценку.

Из всех показателей продуктивности способностей отметим наиболее характерные: для восприятия это предметность, целостность, точность, эмоциональность; для представления — обобщенность, схематичность; для воображения — новизна, оригинальность, широта оперирования (способ преобразования).

Предлагаемые показатели контроля можно выявить путем последовательной диагностики, которая сопровождается тестами, анализом учебных творческих заданий, контрольными срезами. Единые требования к оценке позволят избежать многих ошибок в работе и откроют студентам перспективу для совершенствования процесса представления (создания художественного образа), что впоследствии положительно скажется на повышении эффективности их художественной деятельности в области декоративно-прикладного искусства.

Библиографический список

1. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. — М. : Просвещение, 1982. — С. 81 — 87.

2. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина. — М. : Искусство, 1966. — С. 22 — 25.

3. Ковешникова, Е. Н. Теория и методика художественного профессионального образования : авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / Е. Н. Ковешникова. - М., 2000. - С. 34-36.

АМИРЖАНОВА Аина Шугаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дизайн костюма». Адрес для переписки: e-mail: aina71@bk.ru

Статья поступила в редакцию 14.10.2010 г.

© А. Ш. Амиржанова

Книжная полка

Антонян, Ю. М. Миф и вечность: монография / Ю. М. Антонян. - М. : Логос, 2011. - 464 с. - ISBN 5-94010-031-7.

Впервые в отечественной литературе показаны истоки современного мифологического сознания. С этих позиций освещаются фундаментальные понятия, закономерности и функции мифологии, ее назначение и непреходящее воздействие на личность и общество. Раскрываются психологические и патопсихологические истоки, питающие мифотворчество и мифологическую практику. Предложено новое видение связи между мифологией и бессознательным, высказаны суждения относительно содержания мифологических символов. Предпринята попытка нового решения некоторых традиционных архетипических образов и сюжетов. Большое внимание уделено мифологическим проблемам смерти и воскрешения, в первую очередь с психологических позиций. Для ученых и специалистов в области философии, психологии, социологии и культурологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.