Научная статья на тему 'Особенности развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений'

Особенности развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1422
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАСТНИКОВ МОЛОДЕЖНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Л.А. Любимова

Lyubimova L.A. Specific features of the development of the creative potentials of the participants of the youth socio-cultural institutions. The article is dedicated to the motivation of the problem of the development of the creative potentials of the participants of the youth socio-cultural institutions. The paper investigates the theoretical aspects of the development of the creative potentials of a personality; organizational foundations, essence and specific features of the modern youth socio-cultural institutions; pedagogical conditions of the development of the creative potentials of the young people in the socio-cultural sphere.

Одной из проблем, находящихся сегодня в фокусе гуманитарных наук, является исследование личностного творческого потенциала, выяснение его конкретного содержания, специфических тенденций развития, взаимоотношения с другими личностными компонентами. В связи с этим все более пристальное внимание уделяется рассмотрению взаимообусловленности социально-культурной сферы и личности, в частности, наличию педагогических условий развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений, максимально способствующих их самореализации.

Об этом свидетельствуют такие важнейшие государственные документы, как Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», в котором отражены различные аспекты социально-культурной деятельности; «Положение о любительском объединении» (1986 г.), Закон РФ «Об общественных объединениях» (1995 г.), «Положение о государственном и муниципальном учреждении культурного типа» (2003 г.). В сфере законодательно-нормативного обеспечения государственной молодежной политики действуют Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и общественных объединений», постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации». На региональном уровне в 1997 г. был принят закон «О государственной молодежной политике», который определяет цели, принципы, основные направления и организационные механизмы реализации государственной молодежной политики в Тамбовской области.

Особое значение имело утверждение Федеральной целевой программы «Моло-

дежь России (2001-2005 гг.)», целью которой являлось формирование и укрепление правовых, экономических, организационных условий для гражданского становления и социально-культурной самореализации молодежи. Элементом нормативного обеспечения и управления реализацией государственной молодежной политики стала областная программа «Молодежь». В марте 2005 г. Коллегия Минобрнауки РФ обсудила проект Федеральной целевой программы «Молодежь России (2006-2010 гг.)». На поиск новых форм и методов развития и реализации творческого потенциала молодежи ориентирует Концепция Федеральной целевой программы «Культура России (2006-2010 гг.)», а также областной целевой программы «Культура Тамбовской области (2006-2010 гг.)», которая станет долгосрочным механизмом развития социально-культурной сферы региона.

Источником нового знания о воспитании творчески активной молодежи, развитии и реализации ее творческого потенциала являются изданные сборники статей, материалы научных и практических конференций (Всероссийская научно-практическая конференция «Современное молодежное, детское движение и государство» (Москва, 2000), II международный конгресс «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» (Минск, 2003), Всероссийская конференция работников сферы молодежной политики (Москва, 2005) и др.

Организация социально-культурной деятельности, способствующей актуализации творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений, все чаще осознается исследователями как острая необходимость сегодняшнего дня. В настоя-

щее время в практике работы молодежных социокультурных объединений используются разнообразные социально-педагогические и психологические методики, направленные на развитие творческого потенциала личности. Однако социально-экономические трудности, невысокий профессиональный уровень подготовки специалистов сферы культуры, низкая мотивация организаторов социально-культурной деятельности, отсутствие материальных средств, недостаточное использование педагогического потенциала социально-культурной деятельности негативно влияют на качество учебно-воспитательного процесса в молодежных социокультурных объединениях, снижают общий уровень развития творческого потенциала молодежи, приводит к угасанию у нее интереса к культуротворческой деятельности. Это обусловило поиск педагогических условий развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений.

Анализ состояния изученности проблемы позволяет констатировать, что формирование и развитие творческих возможностей человека - это фундаментальная проблема не только педагогики и психологии, но и всей совокупности гуманитарных наук.

Среди современных исследователей в области философии, раскрывающих сущность и природу творчества, первостепенное значение имеют работы Н.Г. Козина,

Л.В. Яценко, В.А. Григорьева, П.Ф. Кравчук, С.А. Букш, В.В. Зотова и др.

Значительный опыт изучения творчества накоплен в отечественных психолого-педаго-гических исследованиях (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес,

A.М. Матюшкин, В.Н. Мясищев, А.Н. Лук,

B.Д. Шадриков, В.С. Кузин, А.А. Мелик-Пашаев, и др.), в том числе творческого потенциала личности (Г.С. Альтшуллер, Б.Л. Зло-тин, В.А. Моляко, М.В. Копосова, В.Г. Рын-дак, В.Ф. Овчинников, В.В. Давыдов,

Д.Б. Эльконин, Г.Л. Пихтовников, Е.А. Глу-ховская, Т.А. Саламатова и др.).

Возможности и развитие творческих способностей личности в условиях социальнокультурной среды, использование ее педагогического потенциала рассмотрены в работах специалистов социально-культурной деятельности (А.И. Арнольдов, Т.И. Бакланова,

А.Д. Жарков, С.Н. Иконникова, Т.Г. Кисе-

лева, Ю.Д. Красильников, А.Г. Михайлик, Ю.А. Стрельцов, Т.Л. Якубовская и др.).

Широкий круг вопросов, связанных с проявлениями творческой активности молодежи, затрагивают современные исследователи культуры - С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, М.К. Петрова, Э.В. Соколов, А.С. За-песоцкий, В.Я. Суртаев, Э.А. Куруленко.

Существенный интерес для нашей работы представляют педагогические исследования развития творческого потенциала личности с использованием новых форм и методов (АН. Лук, О.В. Боровик, В.А. Бухвалов,

С.В. Гиппиус, Т.М. Грабенко, В.В. Гузеев, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Б. Богоявленская, Е.Л. Яковлева, Л.Б. Ермолаева-Томина,

В.А. Левин, Г.А. Цукерман и др.).

Наше внимание привлекли диссертационные исследования И.Н. Ерошенкова,

В.К. Крючека, С.Н. Лебедевой, Т.С. Поздняковой, Е.М. Могалюк, посвященные различным аспектам учебно-воспитательной работы в молодежных социокультурных объединениях, а также работы В.Г. Выткалова,

А.П. Маркова, Е.В. Пушкиной, С.Б. Синец-кого по проблемам социально-культурного творчества молодежи в условиях досуговой деятельности.

Несмотря на достаточно высокий научный интерес к проблеме развития творческого потенциала молодежи в условиях социально-культурной деятельности, изучена она еще не достаточно. Это позволяет констатировать ряд противоречий:

- между потребностью общества в воспитании инициативной, творческой, социально-адаптированной личности и неразработанностью в теории социально-культурной деятельности механизмов интенсификации субъектных проявлений участников молодежных социокультурных объединений;

- между наличием творческого потенциала молодежи и низким уровнем его реализации в условиях осуществления творческой деятельности молодыми людьми в среде жесткого авторитарного менеджмента, характерного для современного российского общества;

- между стремлением молодого человека к актуализации своих способностей, потенциальных возможностей и дефицитом дифференцированных культуротворческих

программ, адресованных данной возрастной страте.

Выявление данных противоречий позволило ориентировать исследование на определение педагогических условий, способствующих развитию творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:

- обобщить данные гуманитарных наук относительно природы и сущности творческого потенциала личности;

- рассмотреть содержание и специфику деятельности молодежных социокультурных объединений;

- теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений.

Для современного этапа развития научных представлений о творчестве характерна его интерпретация как проблемы развития творческого потенциала личности.

Теоретической основой для изучения творческого потенциала личности является рассмотрение следующих психолого-педаго-гических подходов:

онтологический подход, определяющий творческий потенциал как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации (В.Н. Николко, М.В. Копо-сова и др.);

способностный подход, отождествляющий творческий потенциал с творческими способностями и определяющий его как интеллектуально-творческую предпосылку (Д.Б. Богоявленская, А.В. Рущлинский, И.П. Волков, Я.А. Пономарёв, Е.Л. Яковлева и др.);

деятельностно-организационный, определяющий творческий потенциал как синтетическое качество личности, характеризующее меру его возможностей осуществлять деятельность творческого характера (Г.С. Альт-шуллер, Т.Н. Громова, Б. Л. Злотин, А.В. Зус-ман, В. А. Моляко, В. Д. Путилин, В.Г. Рындак, И.О. Мартынюк, В.Ф. Овчинников и др.);

развивающий, рассматривающий творческий потенциал как совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих уровень их развития (О. С. Аниси-

мов, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Г.Л. Пихтовников, Л.Н. Москвичева и др.);

аксиологический, с позиций которого творческий потенциал характеризуется репертуаром полученных и самостоятельно выработанных умений и навыков, способностями к действию и мерой их реализации в определенной сфере (или сферах) деятельности и общения (А.В. Кирьякова, М.С. Каган,

B.C. Розов и др.);

энергетический, отождествляющий творческий потенциал личности с ее психоэнергетическими ресурсами и резервами, которые выражаются в необычайной интенсивности духовной жизни и могут «разряжаться в других видах деятельности» (Н.В. Кузьмина, Л.Н. Столович и др.);

В контексте данного исследования наиболее значимыми являются интегративный и синергетический подходы. Интегративный подход рассматривает творческий потенциал как интегративное качество личности, которое выражает отношение (позиции, установки, направленности) человека к творчеству, определяет потребность и возможность творческого саморазвития и самореализации (A.M. Матюшкин, С.Г. Глухова, Е.А. Глу-ховская, А.К. Уразова, С.В. Сальцева и др.).

Синергетический - определяется на основе понимания личности как самоорганизующейся системы, действующей по объективным законам природы. Достаточно близко к концепции синергии подходят ведущие представители теории социально-культурной деятельности (Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Т.И. Бакланова), рассматривающие творческий потенциал в сфере социальнокультурной деятельности с точки зрения продукта творчества; содержания социокультурного опыта, транслируемого от поколения к поколению; осуществления социальнокультурной деятельности на творческом уровне; преодоления творческих задач, которые ставят перед личностью партнеры по сотрудничеству [1, 2].

На основе изложенных подходов стало возможным выделить наиболее общие признаки творческого потенциала: его интегрирующий, индивидуальный характер, его влияние на результат творческой деятельности, саморазвитие и самореализацию личности.

Проанализировав различные подходы к определению сущности понятия «творческий

потенциал личности», мы придерживаемся следующих положений, которые стали теоретической основой для создания педагогических условий развития творческого потенциала участников молодежных соцокультур-ных объединений:

• творческий потенциал есть интегративная целостность социальных и природных возможностей человека, способствующих возникновению его субъективной потребности в саморазвитии и самореализации в процессе социально-культурной деятельности;

• творческий потенциал не сводится исключительно к природным ресурсам и резервам личности, а включает те образования, которые сформировались у нее в результате социализации, обучения и воспитания;

• интегративность понятия потенциала личности обусловливается тремя уровнями связей и отношений:

1) отражающее прошлое (наличие ресурсов, возможностей, накопленных в процессе становления личности и обеспечивающих ее способность к оптимальному функционированию и развитию);

2) репрезентирующее настоящее (практическое применение и деятельностное использование способностей);

3) ориентирующее на будущее (возникновение в процессе деятельности новых способностей, появление возросших возможностей).

• в процессах развития какого-либо объекта или явления присутствуют моменты формирования некоторых его составляющих, а в процессах формирования объекта или явления на некоторых стадиях наблюдаются моменты развития отдельных его составляющих. Это же относится и к процессам развития творческого потенциала личности, предполагающим поступательное движение. В связи с этим развитие творческого потенциала личности в процессе социально-культурной деятельности мы понимаем как непрерывный, целенаправленный процесс актуализации задатков, личностных возможностей, механизмов саморазвития, знаний и умений при доминирующей роли формирования мотивационно-творческой направленности личности.

Социально-культурная деятельность является постоянной сферой социального участия и социального лидерства молодых людей в виде формальных и неформальных

объединений. В связи с этим необходимым для развития личности, формирования ее субъектной позиции является создание условий, при которых молодой человек или общность молодых людей смогут проявить в полной мере свои потенциальные возможности, удовлетворить потребности и интересы в социально-культурной сфере. Одной из форм реализации этих потребностей и интересов являются молодежные социокультурные объединения.

Было установлено, что в связи с огромным диапазоном в профиле и содержании социально-культурной деятельности молодежных социокультурных объединений существует несколько их классификаций.

Согласно Закону «Об общественных объединениях» (1995), в зависимости от путей включения молодых людей в социальные отношения и удовлетворения их интересов, молодежные объединения можно классифицировать следующим образом:

- объединения, имеющие своей главной задачей удовлетворение интересов и потребностей молодых людей, передачу им знаний, умений и навыков и через это -включение их в социальную практику. К этой группе относятся школы и клубы, первоначально созданные только с целью обучения, но впоследствии переросшие в творческие коллективы. Молодежь в подобных объединениях участвует в управлении деятельностью в той мере, в которой позволит взрослый;

- молодежные организации - особый тип общественных отношений, представляющий собой самодеятельное, самоуправляемое молодежное общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющие регулирующее его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Уставе или другом учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство;

- объединения клубного типа, предлагающие различные виды творческой деятельности, с помощью которой включают молодых людей в социально-культурную практику. Сюда относятся «профильные» объединения: военно-патриотические и военно-спортивные, краеведческие и туристические, экологические, миротворческие, юнкоровские, этнокультурные и др.;

- спонтанно образующиеся молодежные объединения, которые отличаются саморегуляцией своей деятельности. Это могут быть команды, группы, клубы, возникшие на основе общей увлеченности, неформальные по своей сути и структуре.

В зависимости от количества участников и условий внутригруппового взаимодействия молодежные социально-культурные объединения делятся на малые, средние и большие.

К малым молодежным социокультурным объединениям относят небольшие по численности объединения участников социально-культурной деятельности, включающие от двух до нескольких десятков человек (оптимально 7-9), находящихся в непосредственном эмоционально-личностном контакте друг с другом. Такими группами являются коллектив кружка, любительского объединения, спортивная команда, команда участников КВН, проектная группа и др. В организационном отношении малая группа, таким образом, представляет собой первичную социально-культурную ячейку.

К группам среднего масштаба, или корпоративным, относятся сравнительно устойчивые производственные, учебные, бытовые, воинские и другие аналогичные коллективы, для которых наиболее определяющими являются смысловые понятия «корпорация» и «корпоративная культура». Данные группы объединяют людей, работающих в одном учреждений или предприятии социально-культурной сферы, обучающихся в высшем или среднем специальном учебном заведении культуры и искусства и т. д.

Большие молодежные социокультурные объединения, выступающие в качестве субъектов социально-культурной деятельности, как правило, представляют собой крупную устойчивую группу молодых людей, отличающихся характерными признаками и чертами, действующих совместно в социально-культурных ситуациях и функционирующих в масштабах отдельно взятого региона или всей страны. К ним относятся молодежные общественно-политические движения, партии, объединения, профессиональные группы, этнические, демографические или конфессиональные объединения, включающие нередко десятки и сотни тысяч людей.

По содержанию деятельности Е.И. Григорьева, Е.В. Великанова [3] в числе объединений выделяют следующие группы:

- общественно-политические (политические объединения, клубы избирателей, философов, международников, клубы революционной и боевой славы, информационнопросветительные объединения, исторические, правовые, интернациональной дружбы, воинов защитников);

- производственно-технические (объединения технического творчества - радио, моделирование, автомототехника, картинг; дизайн, конструирование и проектирование; компьютерная техника; клубы профессиональной направленности);

- естественно-научной направленности (экологические объединения: клубы селекционеров, цветоводов, любителей животных, птицеводов, пчеловодов, охотников, клубы любителей астрономии и др.);

- физкультурно-оздоровительной направленности (клубы закаливания, любителей бега, туризма, подводного плавания (дайвинга), дельтапланеризма, клубы «болельщиков», истории спорта, шахматные и шашечные и др.);

- коллекционеров-собирателей (клубы филателистов, филафонистов, филокартистов, нумизматов, исторического антиквариата и др.);

- художественной направленности, которые в свою очередь делятся на два подвида: учебно-творческие (объединения изобразительного искусства, танца, песни, декоративно-прикладного творчества, фольклорные и др.) и искусствоведческие (объединения любителей литературы, музыки, театра, кино и др.).

Достаточно полно Е.И. Смирновой [4],

A.С. Запесоцким [5], А.П. Марковым [6],

B.Е. Триодиным [7] описаны характерные признаки молодежного социокультурного объединения как субъекта социально-культурной деятельности. К ним относятся:

- коллективный и целенаправленный характер действий или инициатив;

- единство ценностных ориентаций участников и наличие идеологии, фиксирующей ценности объединения;

- групповая идентичность как осознанное самоопределение участников объединения, их идентификация с ценностями, зада-

чами, лидером. Основанием для групповой идентичности выступает та или иная система ценностей (духовно-нравственная, политическая, культурная и др.);

- наличие социально-психологической оппозиции, то есть идентификация оппонента, которым может быть некая анонимная сила, социальный институт, политическая партия, этническая группа и т. д.;

- различие внутренних и внешних норм и правил, регулирующих отношения внутри общности и с внешним миром;

- организационное оформление, т. е. наличие организации, которая обеспечивает стабильность общности, поддерживает ее социальную энергию.

В научной литературе по социальнокультурной деятельности (Е.И. Смирнова, А.П. Марков, Б.А. Титов [8], В.Е. Триодин и др.) молодежные объединения определяются как общность людей, основанная на принципах добровольности и общедоступности, интегрированная совместной непрофессиональной деятельностью. Данное понятие охватывает все разновидности добровольного объединения молодежи, всю совокупность социально-культурных образований, носящих негосударственный характер и построенных на добровольном участии и общности интересов: неформальные группы, люби-

тельские объединения, клубы по интересам, ассоциации, движения и др.

Наличие в определении объединения общей социальной деятельности позволяет интерпретировать его как субъекта этой деятельности и выделить как элемент социальной структуры общества. При таком понимании объединение - это группа, существующая в определенной системе общественных отношений, выражающихся в форме личностных контактов, которая выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, «как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры» [9]. Следовательно, объединение -это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), а контакты, в которых реализуются определенные общественные отношения и которые опосредованы совместной деятельностью.

Под понятием «молодежное социальнокультурное объединение» в контексте на-

шего исследования подразумевается группа молодых людей, сплоченных общими социально-культурными интересами и увлечениями, потребностями, общими целями и задачами своей деятельности, более или менее прочными отношениями и взаимодействием, общим типом поведения.

Каждое молодежное объединение имеет свое социокультурное назначение, действует в своей сфере, в рамках присущих ему функций. Однако эта обособленность относительна. Мы остановимся на основных функциях социально-культурной деятельности, которые по праву можно отнести и к функциям молодежных социокультурных объединений. К ним относятся:

развивающая, которая направлена на саморазвитие личности и ее самоутверждение, в частности в культуротворческой деятельности;

информационно-просветительная, под

которой подразумевается педагогическая, образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение молодого человека, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации. Характерные особенности этой функции заключаются в том, что:

- она основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих молодых людей;

- обеспечивает более полное удовлетворение индивидуальных интересов, запросов и предпочтений молодежи;

- дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведениях и из других источников;

культуротворческая, которая в значительной мере компенсирует недостаток возможностей для более полного развития и реализации творческого потенциала молодежи, способствует наиболее полному проявлению способностей и индивидуальных особенностей личности, формированию оценочного отношения к миру, личностных качеств индивида, оптимизации социокультурной среды;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

функция обеспечения социально-психологической принадлежности удовлетворяет потребность молодых людей в принадлежности к какой-либо референтной группе;

функция индивидуализации заключается в том, чтобы предоставить молодежи воз-

можность самореализации личностного потенциала в социально-культурной деятельности.

Ряд исследователей справедливо, на наш взгляд, считают, что для подавляющего большинства молодых людей социокультурные объединения являются «пространством», которое способствует, побуждает, придает направленность и определяет личностный смысл жизнедеятельности молодого человека, оптимизирует процесс развития его творческого потенциала и личностной самореализации. В связи с этим, социально-культурная деятельность является важным средством интенсификации процесса развития творческого потенциала молодежи, формирования ее мотивационно-творческой направленности, самооценки, эмпатии, раскрепощения, преодоления трудностей в общении.

В ходе исследований, проведенных среди учащейся молодежи города Тамбова, были выявлены такие негативные социальные тенденции, как несбалансированность культуротворческих интересов и потребностей молодых людей, их заниженная самооценка, снижение качества организации творческой деятельности в молодежных социокультурных объединениях. Абсолютное большинство участников опроса (92%) считает необходимым формирование и развитие творческого потенциала молодежи. В то же время значительная часть (30%) респондентов не стремится заниматься творческой деятельностью, кроме того, треть участников опроса отметили необходимость кардинальных изменений в содержании художественного воспитания и образования молодежи. Опрос продемонстрировал очевидную потребность большинства респондентов заниматься творчеством. Однако круг творческих интересов молодежи достаточно узок, а приоритетным направлением в учебно-воспитательной работе молодежных социокультурых объединений должны стать технологии, активизирующие творческую направленность молодых людей. В ходе опроса выявлены доминирующие личностные качества, способствующие творчеству: высокая сила воображения (22%), хорошая слуховая и зрительная память (19%), способность отказать от привычных методов решения творческих задач (16%). По мнению большинства респондентов (64%), существует необходимость в широком применении инновационных техноло-

гий работы с участниками молодежных социокультурных объединений, содержание которых направлено на развитие интереса к проблеме актуализации творческого потенциала личности, стимулирование мотивации достижений, формирование положительной самооценки, осознание себя субъектом творческой деятельности.

Опрос продемонстрировал явную неспособность традиционных социально-культурных институтов удовлетворить стремления современной молодежи к самовыражению и оригинальности в выборе форм проведения свободного времени. В связи с этим важнейшими направлениями оптимизации социально-культурных процессов являются:

• изменение культурной политики на региональном уровне;

• создание условий, стимулирующих развитие творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений;

• преодоление стереотипных форм и методов взаимоотношений организаторов и участников социокультурных объединений;

• улучшение материальной базы в социально-культурной сфере.

На решение комплекса данных проблем была ориентирована разработанная и экспериментально апробированная педагогическая модель развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений.

Экспериментальная модель предполагала активное включение участников молодежных социокультурных объединений в изучение механизмов творческой деятельности, а также применение полученных знаний в различных сферах жизнедеятельности. В рамках реализации модели внедрена и апробирована программа дополнительного образования «Развитие творческого потенциала личности», целью которой было создание педагогических условий для развития творческого потенциала молодых людей; развитие творческой индивидуальности и в практическом, и теоретическом отношении; формирование устойчивой мотивации на творческую активность; накопление опыта самостоятельной творческой деятельности; закрепление осознанного состояния субъекта творческой деятельности.

Базой экспериментальной апробации данной модели послужил учебно-воспита-

тельный процесс образовательных учреждений и молодежных социокультурных объединений региона: народного коллектива, хореографического ансамбля «Дивертисмент» Тамбовского колледжа искусств, «Театра мод» профессионального лицея №3 города Кирсанова. В ходе экспериментального внедрения были получены результаты, свидетельствующие об эффективности предложенной программы. В частности, высокий уровень развития творческого потенциала продемонстрировало 43,7% и 35,3% участников экспериментальных групп, в то время как в контрольной группе - 25%. В экспериментальных группах существенно уменьшилось количество респондентов, имеющих низкий уровень развития творческого потенциала до 12,5% и 11,8%, по результатам контрольной группы - приблизительно 25%. Таким образом, изменение названных позиций в ходе формирующего эксперимента, на наш взгляд, свидетельствует о росте творческой направленности молодежи, усилении ее личностной самооценки. Результаты, полученные в ходе экспериментальной работы, позволили сделать вывод о том, что развитие творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений требует использования педагогических ресурсов культуротворческой деятельности в социально-культурной сфере, обеспечивающей свободу выбора, добровольность, самодеятельную активность, нерегламентированность, вариативность, демократический стиль взаимоотношений субъектов педагогического процесса.

На основе анализа полученных результатов эксперимента нами сформулированы педагогические условия развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений, обеспечивающие успешность данного процесса. К ним относятся: наличие образца креативного поведе-

ния; сотворчество обучаемого и организатора социально-культурной деятельности; учет опыта включения молодых людей в творческую деятельность, субъектная позиция в творческой деятельности; создание творческой атмосферы.

Проведенная экспериментальная работа по развитию творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений позволяет говорить о практической значимости разработанной модели, которая необходима для формирования перспективных региональных проектов и программ для социально-культурного развития молодежи.

1. Киселева, Т.Г., Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность. М., 2004.

2. Бакланова Т.И. Организация и научнометодическое обеспечение художественной самодеятельности. М., 1992. С. 51-55.

3. Современные технологии социально-культурной деятельности / под науч. ред. проф. Е.И. Григорьевой. Тамбов, 2004. С. 99-110.

4. Смирнова Е.И. Клубные объединения. М., 1977. С. 21.

5. Запесоцкий А. С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб., 1996.

С. 136.

6. Марков А.П. Самодеятельные молодежные объединения: методические материалы и рекомендации к спецкурсам и спецсеминарам для слушателей факультета повышения квалификации преподавателей. Л., 1988.

7. Триодин В.Е. Клуб и свободное время. М., 1982.

8. Титов Б.А. // Организационно-педагогические основы перестройки культурно-просветительной работы. Л., 1988. С. 121-131.

9. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. С. 145.

Поступила в редакцию 10.03.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.