Научная статья на тему 'Свободное время и развитие социокультурной деятельности'

Свободное время и развитие социокультурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4282
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стрельцов Юрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свободное время и развитие социокультурной деятельности»

Юрий Андреевич Стрельцов

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ И РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В поисках полноценного выяснения сущности современной социокультурной деятельности, прежде всего, необходимо определить концептуальное соотношение основных компонентов словесной конструкции - «социо» и «культура», «социальное» и «культурное». Совершенно очевидно, что речь здесь идет о деятельности, смысловым ядром которой является сохранение, распространение и усвоение культурных ценностей. Этот инкультурационный, по своему смыслу и назначению, процесс является одним из важнейших факторов цивилизационного развития общественной жизни, и значимость его последовательно умножается.

К особенностям понятия «социокультурная деятельность» можно отнести его довольно широкую трактовку. В своем практическом воплощении эта деятельность включает в себя все многообразие проблем, связанных с организацией свободного времени, с большим количеством непрофессиональных и отчасти профессиональных занятий взрослого человека, с производством и усвоением культурных ценностей, с досуговым общением, с семейно-бытовой сферой жизни и т. д. Тем не менее объект научного познания «социокультурная деятельность» вполне поддается научнотеоретическому вычислению и осмыслению. Здесь можно определить цели, задачи, общее содержание, основные средства, функции, принципы и другие типовые компоненты и характеристики процесса. Несколько труднее обстоит дело с технологией рассматриваемой деятельности. Судя по всему, она должна разрабатываться главным образом на уровне конкретных составляющих, т. е. на уровне культурно-творческих, культурнопросветительских, ценностно-ориенти-

рующих, культурно-рекреационных занятий. Во всяком случае, все иные попытки решения этой проблемы чаще всего оказываются малопродуктивными.

К числу основных сущностных черт социокультурной самодеятельности можно отнести следующие: включение в занятия на добровольных началах в соответствии с принципами личного интереса и внутренними побуждениями; отношение к деятельности как к потребности; обмен не продуктами деятельности, а самой деятельностью.

Люди здесь сами выбирают нужное, полезное для себя дело и сами определяют путь его выполнения. Инициатива их проявляется не просто в деятельности, а в действиях добровольных, сознательных, совпадающих с интересами личности. Поведение не детерминируется ничем, кроме собственных желаний и стремлений. В рассматриваемой ситуации человек выходит за рамки предписанных ему извне готовых форм действия.

В сфере досуга мы сталкиваемся с ярко выраженным явлением, которое можно назвать диффузированием различных видов деятельности. Многие из последних рождаются на базе конвергенции познания, творческого созидания и игры. В результате возникают разнообразные бифункциональные образования. Особенно часто мы наблюдаем в этих занятиях насыщение их художественными элементами. В своих взаимоотношениях с другими видами деятельности искусство отличается повышенной валентностью и способностью к самым необычным перекрещиваниям и слияниям. Одной из причин этого является возможность удовлетворять художественными средствами самые разнообразные потребности личности: в познании,

оценивании, эстетическом наслаждении, творчестве, развлечении, отдыхе. Выполнять эту функцию искусство способно в любых формах, начиная с той, где оно выступает в качестве самоценной многофункциональной структуры, и кончая разнообразными вариантами бифункционально-прикладных формообразований. Причем диапазон такого диффузирования столь же безграничен, как и число социально-культурных ситуаций, поддающихся художественной организации.

Возможность органического слияния или проникновения искусства в такие виды человеческой деятельности, как познание, оценивание, игра, судя по всему, детерминирована генетически. В онтогенезе все эти виды появились из единой ростковой почки - деятельность первобытного человека носила ярко выраженный синкретический характер. Именно эти родственные связи, несмотря на то, что теперь они прослеживаются уже с трудом, и обеспечили очень важное качество различных областей духовной жизни - возможность их скрещивания и перекрещивания.

Социокультурная любительская деятельность - это деятельность, соответствующая оптимальным нормам функционирования организма и психики. Если в бытовых и особенно в трудовых занятиях ритм и темп деятельности, как правило, определяются внешними факторами, то здесь они целиком зависят от внутренней направленности и желаний человека. Столь высокий уровень свободы и самостоятельности является поистине идеальным и в современных условиях может иметь место только в области свободного времени. По этой и ряду многих других причин переключение из сферы утилитарного и институционно-ограниченного поведения в сферу любительских занятий всегда связано с яркими положительными пережива-

ниями, среди которых доминирующими являются чувства удовольствия и наслаждения. Человек получает возможность распоряжаться собой по собственному усмотрению, что всегда приятно.

Любительство характеризуется не только широкой возможностью свободного выбора конкретного вида досуга, но и довольно большой самостоятельностью субъекта в ходе занятий. По единоличному или коллективному желанию деятельность может быть приостановлена, отложена, перенесена во времени, заменена другой. Еще больший простор имеют любители в регулировании ритма и темпа своих действий, срока выполнения намеченных заданий, в решении вопросов, связанных с самоуправлением и т. д. Возникающие здесь отношения по природе своей не приемлют категоричности; любой диктат и любое навязывание тотчас разрушают основное привлекательное качество досуга - ощущение свободы.

Любительская деятельность в значительной мере направлена на изменение самого субъекта деятельности. Человек реализуется здесь во всей целостности своих созидательных сил. Необходимость решать разнообразные и многочисленные проблемы творческого плана, стремление создавать продукты, неизмененным свойством которых является уникальность, естественно ведут к наиболее полному раскрытию внутренних потенций личности.

В процессе социокультурной деятельности неизменно происходит пополнение гносеологического потенциала личности. Человек усваивает здесь новые знания о природных и социальных объектах окружающей действительности, приобретает новые навыки, умения и привычки, лучше узнает самого себя. При правильной организации деятельности осуществляется обогащение лично-

сти в аксиологическом отношении. Трудно представить себе индивидуальное или групповое занятие, которое не дает возможности повлиять на ценностные ориентации и общую направленность деятельности человека. Уже само по себе усвоение определенных ценностей (без чего не обходится, по существу, ни одно из занятий) предполагает их соотнесение с личностными потребностями и соответственно способствует формированию ценностного сознания. Социокультурная деятельность оказывает плодотворное влияние на формирование типологических свойств личности и, прежде всего, на развитие ее творческих способностей. Необходимость решать задачи, связанные с изменением наличного бытия, стимулирует формирование богатого воображения, гибкого мышления, цепкой наблюдательности, важного умения использовать накопленный опыт в новых обстоятельствах.

Поскольку в условиях социокультурных центров любительские занятия носят преимущественно коллективный характер, в их процессе успешно формируется и совершенствуется коммуникативный потенциал личности. Речь идет о таком личностном свойстве, как общительность, о системе практических умений и навыков общения, о способности координировать свои усилия с действиями партнеров и т. д.

Любительские занятия представляют собой весьма эффективный вид рекреации. Об этом свидетельствуют не только повседневный опыт, но и специальные научные исследования. Изучая проблемы адаптационного синдрома, знаменитый канадский ученый Ганс Се-лье пришел к выводу, что практически каждому взрослому человеку необходимо, наряду с основной работой, иметь любительское увлечение, как можно более приятное, полезное и созидательное.

Подобное хобби, по его мнению, становится для личности хорошей отдушиной, дает возможность наиболее полного отдыха и самовыражения, отвращает от вредного безделья или бегства в воображаемую жизнь с помощью алкоголя и наркотиков.

Выше мы уже говорили, что досуг человека может быть деятельным и бездеятельным. Бездеятельный досуг целесообразен лишь в тех масштабах, какие объективно необходимы для нормальной психофизиологической регенерации организма. Как только эти границы переступаются, бездеятельность превращается в состояние, именуемое в нашем обиходе бездельем. Подобное неумение организовывать свое свободное время представляет собой явление нежелательное во всех отношениях. В ряде случаев досуговый вакуум имеет своим закономерным следствием отклоняющееся поведение и антикультуру. Российская педагогика всегда осуждала такое провождение времени, когда, по выражению К. Д. Ушинского, человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти минуты портится голова, сердце и нравственность.

В период 1990-х гг. содержательно-смысловым и организационнотехнологическим ядром обновляющейся деятельности по организации свободного времени стала культурнодосуговая деятельность. С определенными оговорками ее можно считать преемницей традиционной культурнопросветительной работы, расставшейся на этапе демократического реформирования с долголетней политической ангажированностью и сбросившей с себя оковы жесткой идеологизации. Новая деятельность за довольно короткий промежуток времени обрела целый ряд позитивных качеств: она органичнее по сравнению со своей предшественницей

154

вошла в систему повседневной культуры; больше внимания стала уделять проблемам организации отдыха и развлечений; активно занялась возрождением фольклорных традиций и т. д. Однако не обошлось и без определенных потерь -теперь приходится не только сожалеть, но и практически исправлять допущенные ошибки.

Серьезным просчетом в реформировании прежней культпросветработы на первых этапах перестройки было опасное зауживание целей, задач и содержания пришедшей на смену ей культурно-досуговой деятельности. На этом пути мы довольно быстро утратили традицию информационно-просветительной и воспитательной работы. В обстановке усиленной деидеологизации остановилась совершенно необходимая для любого общества деятельность и по формированию ценностного сознания.

В настоящее время дают себя знать более плодотворные тенденции. Речь идет об усилении процессов, в результате которых начинают энергично сближаться друг с другом культурная, образовательная и социальная сферы общественной жизни. Это объективно выводит проблему содержания деятельности по организации свободного времени из искусственно зауженных рамок и настойчиво подталкивает саму деятельность к полифункциональному развитию.

Сегодня культурно-досуговые центры уже не могут ограничиться вышедшей одно время на передний план работой по организации отдыха и развлечений. Диапазон их задач расширяется в связи с необходимостью организационно-педагогического воздействия на такие социальные общности, как семья, соседство, территориальные общины, разнообразные этнические группы и т. д. Начинают возвращаться в ранг социокультурных задачи ценностного, граж-

данского, патриотического воспитания молодежи. Возрождается забытая на время деятельность в помощь занимающимся самообразованием.

Социально-культурная деятельность имеет своего рода двуслойную структуру. Основой ее является широко распространенное использование людьми своего свободного времени для собственного культурного саморазвития и социокультурной самореализации. Вместе с тем во всех цивилизованных обществах существует традиционная система квалифицированной помощи этим людям со стороны специалистов, которых на современном этапе принято называть аниматорами и менеджерами культуры и досуга, а их организационно-педагогические, культурно-творческие и рекреационные инициативы именуют анимационной социокультурной работой. В результате слияния двух обозначенных векторов собственно и возникает целостная система формирования и проявления личности в сфере досуга, где решаются кардинальные задачи развития ее опыта (знания, навыки, умения, привычки), типологических свойств (способности, темперамент, характер) и функциональных механизмов психики (восприятие, мышление, эмоции, воля).

При оптимальном положении дел социокультурный менеджмент не просто пристраивается к культурному саморазвитию, но и выступает в роли своеобразного «педагогического локомотива», ведущего его за собой.

В историко-культурном плане современная социокультурная деятельность является прямой и непосредственной преемницей традиционного внешкольного образования и системы массовой культурно-просветительной работы. То же самое относится и к обозначающим эту деятельность понятиям. Вполне естественно, что содержание и объем реальной практики и их знаковое определение могут на разных

155

этапах развития несколько изменяться. Во всяком случае, применительно к их нынешнему наполнению надо отметить моменты, усиливающие инкроссинг культуры с образованием, с социальной и социально-педагогической работой; более ярко проявляющееся взаимопроникновение социального и культурного начал.

В рассматриваемом нами понятии объективно заложены несколько важных в онтологическом и гносеологическом плане смыслов. Прежде всего, сочетание «со-цио» и «культурное» означают предполагаемое и реализуемое взаимодействие культуры и социума, при котором практически все слои общества включаются в процесс активной культуризации общественной жизни. Далее имеется в виду, что общественные силы в процессе такого взаимодействия являются не просто потребителем, но и повсеместным производителем продуктов материальной и духовной культуры. Поле творческого развития социокультурной деятельности -это главным образом свободное время человека, используемое самостоятельно или с помощью соответствующих досуговых центров в целях культурного развития людей и тех общественных отношений, в которые они вступают друг с другом.

Нельзя упускать при экспликации рассматриваемого феномена еще один немаловажный момент. Социальнокультурная деятельность представляет собой синтез двух относительно самостоятельных видов деятельности, в контексте, которого культурная деятельность связана, прежде всего, с миром сознания личности и его формированием, а социальная направлена главным образом на развитие отношений человека с другими людьми и на организацию общественной жизни в целом. По своим целям и функциям эти виды деятельности существенно различаются и вместе с тем обладают вполне реальной способностью к органическому

перекрещиванию, взаимодействию и взаимообогащению.

Среди других категорий прикладной культурологии социальнокультурная деятельность отличается особой широтой и масштабностью. Она включает в себя такое разнообразие явлений и процессов, охарактеризовать которые посредством единого понятия трудно. Попробуем разобраться в сущности этой деятельности путем квалификации ее основных черт.

Деятельность человека в условиях досуга является особой разновидностью свободной деятельности. Ее можно условно подразделить на практическую (преобразование материальной культуры, быта общественных отношений, связей между людьми) и духовную (основным объектом и вместе с тем средством ее являются отбираемые, создаваемые и используемые в целях культурного развития личности образы, понятия и идеи).

Если произвести классификацию досуговой социокультурной деятельности по предмету, на который она направлена, то следует выделить пять основных векторов ее развития: человек - природа, человек - техника, человек - художественный образ, человек - знаковая система, человек - человек. В последнем случае деятельность представляет собой ни что иное, как процесс направленного формирования личности и соответственно включает в себя распространение знаний, популяризацию определенных идей, организацию взрослых и молодежи на те или иные практические действия. В качестве конкретного объекта в данной ситуации может выступать отдельный человек или совокупность лиц, характеризующихся определенной общностью положения, т. е. объединенных по какому-то признаку. Следует особо отметить, что здесь довольно часто объектом становится и сам субъект деятельности. Это

156

происходит, когда его активность направлена, прежде всего, на самосовершенствование, самообразование, самовоспитание, саморазвитие.

Буквально на всех этапах своего существования культурно-досуговая деятельность человека развивалась в форме домашнего, индивидуального или, в некоторых случаях, совместного любительства. Она и сегодня остается основной составляющей совокупности занятий в сфере свободного времени. Наряду с этим, любительство издавна функционировало в форме совместной групповой деятельности. Особенно широкое развитие оно получило с возникновением специальных социокультурных центров, нацеленных на всемерную поддержку непрофессионального творчества и массового самообразования, и именно здесь появились и стали весьма популярными разнообразные кружки, курсы, народные университеты, клубы по интересам, инициативные объединения и другие формирования самодеятельного типа.

Г оворя об индивидуальном и коллективном любительстве, следует подчеркнуть, что правомерным и полезным является и то, и другое. Какую форму досуга выбрать решает сам человек. Однако на современном этапе, для которого стало характерным ослабление коллективистских связей (что серьезно настораживает), следовало бы всемерно способствовать более широкому развитию общественно-организованного досуга. Соответственно перед менеджерами культуры встает ответственная и важная задача - показать и доказать преимущества коллективного любительства, сделать так, чтобы оно заняло достойное место в общей структуре свободного времени населения.

Деятельность личности в сфере свободного времени может развиваться

как репродуктивная и творческая. В первом случае, люди воссоздают уже ранее известные продукты и образцы деятельности. Во втором - это процесс, в котором человек собственными действиями оказывает влияние на объекты, качественно преобразуя их и приспосабливая к своим нуждам и потребностям.

В соответствии с практикой следует различать индивидуальные и коллективные субъекты любительской деятельности. Индивидуальный субъект весьма характерен для домашнего любительства. Самодеятельность, развивающаяся на базе культурно-досуговых центров, наоборот, тяготит к возможным объединениям типа кружков, студий, клубов по интересам, инициативных формирований и т. д. Необходимость введения понятия «коллективный субъект» обусловлено еще и тем, что во многих видах организационных досуговых занятий усилия отдельных участников переплетаются настолько тесно, что выделение конкретного «долевого» действия каждого (это относится и к процессу, и к продукту деятельности) практически невозможно.

Любительские занятия человека всегда имеют целевую направленность, в итоге необходимо достижение какого-либо результата. Как и любая общественно-полезная деятельность, культурная деятельность в сфере свободного времени характеризуется созиданием определенных ценностей. По своему содержанию занятия могут быть предметными и непредметными.

Особенностью многих досуговых занятий можно считать то, что они являются самоцельными, т. е. одновременно оказываются и деятельностью, и ее продуктом. О таких видах деятельности говорят, что в них производимый продукт неотделим от акта, в котором он производится. По способу существо-

вания эти занятия представляют процесс удовлетворения разнообразных человеческих потребностей - в творчестве, общении, самореализации, культурном отдыхе и т. д. Как уже отмечалось, непосредственные результаты любительской деятельности довольно часто не являются объективно творческими и в этом смысле не имеют сколько-нибудь существенной значимости для общества. Зато в процессе их получения идет формирование определенных внутренних качеств любителей, и этот педагогический результат очень важен как в общественном, так и в личном плане.

Ключевым положением, определяющим подход к решению многочисленных вопросов функционирования культурной любительской деятельности, является ее нацеленность на культурное развитие личности. Причем здесь имеются два важных момента. С одной стороны, досуг должен компенсировать объективную ограниченность основной производственнотрудовой деятельности взрослого человека. С другой - систему досуговых занятий следует выстраивать так, чтобы сами они обладали качеством взаимодополняемости и взаимозаменяемости.

Мы уже говорили о том, что наряду с элементами, имеющими ярко выраженную личностно-развивающую направленность, в структуре свободного времени есть еще один, не менее важный элемент: занятия, выполняющие рекреационные функции. В социологической и культурологической литературе до сих пор наблюдается недооценка рекреационных потребностей и деятельности по их удовлетворению. Во всяком случае, эту деятельность зачастую отодвигают на второй план, рассматривают как занятия нерационального типа, которые могут стать рациональными только при условии подтягивания их до уровня более возвышенной деятельности. Нам пред-

ставляется, что такой подход вступает в полное противоречие и с реальной практикой досуга, и современным пониманием сущности и особенностей свободного времени.

Важную роль в уяснении природы и сущности социокультурной деятельности играет правильное определение ее основных функций. Это понятие вошло в состав категориальной системы культурно-просветительной теории сравнительно недавно. На внешкольнообразовательном этапе их развития то, что мы сегодня вкладываем в смысл термина «функции», обозначалось с помощью лексем, цели, задачи, направления и других, характерных для тогдашней педагогической науки обозначений.

В 60-е гг. прошлого столетия одним из первых среди культпросветских исследователей поставил вопрос о необходимости определения функций культурно-просветительской деятельности М. Н. Зеленецкий. В дельнейшем тема получила активное развитие в публикациях М. А. Ариарского, С. А. Белякова, Г. П. Блиновой, А. Н. Ванеева,

Д. М. Генкина, А. Д. Жаркова, Г. Г. Карпова, Т. Г. Киселевой, Е. М. Клюско, Ю. П. Красильникова, Л. Н. Когана,

С. М. Косолапова, Н. Ф. Макситина,

В. М. Рябкова, А. В. Сасыхова А. Г. Со-ломоника, Ю. А. Стрельцова, В. Е. Триодина, В. Р. Фирсова,

В. М. Чижикова, Р. К. Шеметило и других специалистов в области культурнодосуговой деятельности.

Некоторое время здесь не было единого и авторитеного подхода к трактовке понятия «функции». Однако большинство исследователей склонялось к тому, чтобы рассматривать функции как проявление сущностных свойств культурно-просветительной работы в ее взаимодействии с личностью, социальными группами и другими объективно

развивающимися феноменами общественной жизни, включая общество в целом.

За прошедшие годы в поисках оптимального решения проблемы функций определились несколько взаимосвязанных, но неоднозначных позиций. Согласно одной из них функции обозначались по содержательно-целевому признаку и соответственно в их число включались просветительно-воспитательная, культурно-творческая, а также функция организации отдыха и развлечения. В рамках второго подхода, отличающегося прямой апелляцией к социальным полномочиям культурно-просветительной, культурно-досуговой, социокультурной деятельности, выделялись функции производства, сохранения, распростронения и усвоения культурных ценностей. При реализации третьего подхода к некоторым из уже упоминавшихся функций, в том или ином сочетании, добавляются такие, как организация коллективной эмоциональной жизни, формирование общественного мнения, создание культурно-развивающей среды, коммуникативная функция и др.

На современном этапе получил развитие еще один подход к определению основных функций социокультурной деятельности. В его рамках решается коренная проблема всех реально существующих видов социокультурной деятельности - их выход на потребности и запросы человека, общества и самой культуры как относительно самостоятельного феномена общественной жизни. В результате мы получаем здесь три изначальных вектора: социально-

культурная деятельность - культура, социально-культурная деятельность - общество, социально-культурная деятельность - человек, производными которых становятся креативная, социоорганизующая и личностно-развивающая функции.

Креативная функция в этой системе отражает место и роль социокультурной деятельности в процессе пополнения культуры основными предметнопрактическими и духовно-психологическими ценностями. Основанием для выделения такой функции служит следующий важный факт: обретая свою культурную ценность, досуговые занятия превращаются в культуротворческий фактор. Это происходит на уровне фольклора, любительства, самодеятельности и других форм, объединяемых общим понятием «народное творчество».

Содержательно-смысловую доминанту еще одной функции социокультурной деятельности, которую чаще всего в данном контексте именуют соци-ально-организующей, составляет целостная совокупность воздействий на систему общественных отношений всех возможных уровней. Для нас она интересна тем, что в ее составе за последние годы произошло особенно много трансформаций, связанных с активным развитием социальной педагогики и социальной работы. Опыт исторического развития убедительно показывает последовательно возрастающую роль культурного досуга в духовном приобщении человека к социуму, в социализации и социальной адаптации личности, в укреплении общественных связей между людьми.

И, наконец, третьей функцией современной социокультурной деятельности в рамках рассматриваемого похода является личностно-развивающая, педагогическая функция. В процессе досугового приобщения людей к системе культурных ценностей происходит целенаправленное развитие основных личностных потенциалов, включая познавательный (что человек знает), ценностноориентационный (что человек ценит), творческий (что и как человек созидает)

и коммуникативный (с кем и каким образом человек общается) потенциалы.

Мы уже говорили о том, что досуговые занятия относятся к тем видам деятельности, в возникновении и развитии которых решающую роль играют не внешние, а внутренние побуждения человека. Такая деятельность в принципе не может возникнуть вне и помимо активации потребностно-мотивационных механизмов. Причем потребность здесь, даже в своем развитом виде, еще не является непосредственным возбудителем направленного действия. Для того чтобы это произошло, потребность должна быть осознана. Лишь в случае, когда в потребностное влечение включается акт сознания, неоформленное желание становится четким мотивом поведения. Человек соотносит свои побуждения с целями, к которым стремится, со знаниями об объекте предстоящей деятельности и на этой основе выбирает наиболее подходящий вариант практического действия.

Мотивация - это источник активности, движущая сила человеческого поведения. Ее качественное содержание определяет многие характеристики практических занятий, в том числе их предметное наполнение. В основе любого побуждения лежит исходное противоречие, в котором непосредственно фиксируются оба возможных состояния действительности: сущее и желаемое. Эти полюса и возбуждают то напряженное поле мотивации, под влиянием которого возникает направленная деятельность. Что касается потребностей, то они проявляются в возникновении некоторого дефицита, неудобства, напряжения в нормальной жизнедеятельности, с одной стороны, и личностной нацеленности на устранение этого дискомфорта, с другой. Содержащееся в потребности напряжение заключает в себе необходимость своего разрешения - в конечном

итоге оно должно быть ослаблено или окончательно снято.

В реальной действительности всегда имеет место деятельность, движимая мотивом необходимости, долженствования. Без этого нормальное функционирование общества было бы просто невозможным. Однако такое положение характерно, прежде всего, для рабочего и определенной части внерабочего времени. В сфере свободного времени мы обычно сталкиваемся с иной картиной. Здесь сплошь и рядом возникают действия, которые не имеют ни чисто биологической, ни прямой материальной детерминации. Человека привлекает действие как таковое.

В принципе, культурнодосуговые занятия не лишены результативно-целевых мотиваций. Однако в данном случае главной является мотивация процессуального типа, связанная с непосредственным интересом к процессу действия. В качестве основного стимулятора тут чаще всего выступает удовольствие от свободной реализации функциональных возможностей - физических, интеллектуальных, эмоциональных. В данной ситуации мы сталкиваемся с характерным для социокультурной деятельности фактом: даже четко фиксируемый результат важен не сам по себе, а как условие и средство продуктивного проявления определенных способностей.

Мотивация, а соответственно и практическая активность, в сфере свободного времени всегда носит ярко выраженный избирательный характер.

Внимание человека могут привлекать многие явления действительности. Более ограничены личностные способности: в любой определенный момент индивид добивается реализации сравнительно немногих своих побуждений. Каким из них будут отданы предпочтения - зависит от уровня культурного развития,

160

привычек, подготовленности к тем или иным видам деятельности и ряда других личностных качеств, формирующихся под влиянием образования, воспитания и самовоспитания, культурного потенциала окружающей среды.

По сравнению с биологическими потребностями, культурные относительно молоды и не имеют столь могучей внутренней побудительной силы. Вследствие этого очень часто для формирования и пробуждения их приходится прибегать к внешней активации. Прежде, чем стать побудителем практической активности, любая потребность должна отразиться в человеческой голове, т. е. стать осознанной потребностью. Этот процесс может носить спонтанный характер, но еще чаще здесь требуется своеобразный внешний толчок - стимул, ускоряющий динамику осознания и актуализации внутренних побудителей к деятельности.

Если мотивы являются внутренними побудителями практической активности, то стимулы представляют внешние воздействия, актуализирующие и пробуждающие наши потребности. К

ним относятся целенаправленное влияние на сознание личности и особая подталкивающая к деятельности организация объектов и средств удовлетворения потребностей. Стимулирование полноценной социокультурной деятельности составляет в современных условиях сердцевину и суть работы любого менеджера досуга.

Для практического включения человека в то или иное занятие необходимо, чтобы его потребность обрела четкую предметную направленность. Такая опредмеченная, конкретизированная потребность выступает в форме интереса. Его возникновение означает, что среди многочисленных объектов личность определила и выбрала конкретный объект удовлетворения своих потребностей. Но одного желания включиться в интересующее занятие еще недостаточно, надо уметь это сделать, проявить определенные способности. Последние выступают здесь как своеобразные средства, дающие людям возможность полноценно удовлетворять свои желания, действовать со знанием дела, с обоснованным расчетом на успешные результаты.

161

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.