О.Н. Романюк,
соискатель (КГУКИ)
ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ В ФОРМИРОВАНИИ НЕОБХОДИМЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ КЮИ МВД РОССИИ)
В статье рассматривается роль культурно-досуговой деятельности в образовательных учреждениях системы МВД России как одного из условий формирования профессиональных компетенций будущего сотрудника полиции, выраженных в способности применять знания, умения и личностные качества для успешного решения правоохранительных задач, связанных с охраной общественного порядка, обеспечением общественной безопасности, предупреждением и пресечением административных правонарушений и преступлений.
Период профессиональной
подготовки будущего сотрудника полиции является наиболее благоприятным для формирования важных интеллектуальноэмоциональных психических
функций личности, составляющих основу профессиональных
компетенций представителя
правоохранительных органов.
Процесс обучения неразрывно связан с интенсивным развитием у курсантов образовательных
учреждений системы МВД России духовно-нравственных общечеловеческих ценностей,
формированием убеждений и мировоззренческих позиций. [1] В период проведения масштабной реформы системы МВД России особое место уделяется созданию нового образа сотрудника правопорядка. В соответствии с широко обсуждаемым гражданским обществом законом «О полиции» сотруднику полиции даны огромные полномочия - право действовать от имени государства, доверена защита прав, свобод и законных интересов граждан, а зачастую и сама жизнь человека. [6]
Важно и то, что
государственные нормативные документы последних лет тесно связывают стратегические цели
профессионального образования с решением проблем развития российского общества, включая преодоление духовного кризиса, переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании. К важнейшим задачам воспитания относят формирование духовности и высокой нравственности, наряду с формированием гражданской
ответственности, патриотизма, правового самосознания,
российской идентичности,
культуры, самостоятельности,
толерантности и др.[3] В тексте
этих документов все чаще подчеркивается значимость
духовного и нравственного
воспитания, которое призвано
решить задачи консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления
этнонациональной напряженности и социальных конфликтов.
Так, в послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было
подчеркнуто: «Духовное единство
народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь
тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и сомобытным культурным
ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для
экономических и политических отношений». [5]
Одной из основных установок на эту деятельность является формирование духовно-
нравственной культуры личности молодого специалиста, которое начинается еще в период обучения. В этой связи особое значение приобретает организация и создание социокультурного
пространства в образовательном
учреждении, обеспечивающего
потребность в самовыражении
личности через культурно -
досуговую деятельность.
Сущность, специфика и социальная природа культурно-досуговой
деятельности, по мнению ученых,
заключается в том, что она представляет собой систему профессиональной и общественной деятельности,
стимулирующую духовное и нравственное развитие, творческую активность личности и социума в условиях досуга. [2]
Согласно Федеральным
государственным образовательным
стандартам третьего поколения при разработке основных образовательных программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций
выпускников, например, компетенций социального взаимодействия,
самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера и т.д. (Компетенция - способность применять
знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области).
Вуз обязан сформировать собственную социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности, способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
Изучение методологических вопросов досуговых явлений и крупных экспериментальных программ, научного понятийного аппарата позволяет сотрудникам отделения воспитательной работы Казанского юридического института МВД России решать разнообразные по уровню проблемы, в том числе: а) организационно-практического характера, способствующие оперативному анализу конкретно сложившейся ситуации; б) научно-методического характера, раскрывающие целый ряд практических вопросов и оптимальные варианты
организационных, творческих и
управленческих решений; в) теоретикометодологического характера,
объясняющие социальную природу
культурно-досуговой деятельности и
отдельных ее процессов, выявляющие закономерности творческой,
просветительной и рекреативной
деятельности в сфере досуга. [2]
Важно отметить и само содержание культурно-досуговой деятельности в
формировании у курсантов
образовательных учреждений системы МВД необходимых профессиональных компетенций. Познавательная
деятельность характеризуется усвоением информации и получением нового знания в результате участия в дискуссии, кружковых занятий, тематических вечерах, проблемных лекциях и т.д. Ценностноориентированная деятельность
позволяет приобретать, закреплять или видоизменять свои отношения к окружающему миру, оценки
общественных явлений, собственных и
чужих поступков. Практически-преобразующая деятельность всегда направлена на созидание и преобразование личности на основе практических реальных действий. Творческое начало присуще всем видам и формам культурнодосуговой деятельности, оно носит всепроникающий характер. В то же время творческая деятельность носит и автономный характер, когда она непосредственно связана с искусством. [4]
Вопросы организации досуга являются важнейшим составляющим элементом в процессе воспитательной работы с личным составом образовательного учреждения системы МВД. Досуг - время, которое каждый вправе использовать по своему выбору и усмотрению. Но вместе с тем это время, от характера заполнения которого во многом зависят психологическое состояние человека, его готовность к труду, его нравственный и культурный облик. Основной целью культурнодосуговой работы да и воспитательной в целом является позитивная социализация личности курсантов и слушателей, формирование у них профессионально значимых качеств посредством
организованного педагогического и творческого воздействия, в ходе которого решаются следующие задачи:
1. Формирование государственнопатриотического сознания, чувства верности конституционному долгу и закону, профессиональной гордости.
2. Развитие высокого уровня
дисциплинированности и
исполнительности, чести и достоинства как основы профессионально значимых качеств.
3. Воспитание трудолюбия,
добросовестного отношения к учебе и стремления овладеть избранной специальностью.
4. Формирование общей и профессиональной культуры.
5. Воспитание средствами культуры и искусства у сотрудников МВД России высоких духовных и нравственных качеств, патриотизма, гордости за свое Отечество и службу в правоохранительных органах.
6. Содействие формами и методами
культурно-досуговой работы
формированию у сотрудников Казанского юридического института МВД России и членов их семей морально-психологической и профессиональной готовности к успешному решению задач, поставленных государством перед правоохранительными органами.
7. Приобщение курсантов, студентов,
сотрудников Казанского юридического института МВД России, членов их семей к ценностям отечественной и мировой культуры, самодеятельному
художественному творчеству.
8. Организация культурного досуга курсантов, студентов и сотрудников Казанского юридического института МВД России и членов их семей в интересах поддержания на должном уровне их духовно-эмоционального и морально-психо-логического состояния.
9. Подготовка творческих коллективов для участия в конкурсах художественной самодеятельности с целью повышения престижа службы в правоохранительных органах, поддержание положительного образа сотрудника полиции. [4]
Задача организаторов культурно-
досуговой работы с личным составом курсантов в том и заключается, чтобы в каждом учебном подразделении найти адекватный интересам и запросам определенной категории курсантов
замысел мероприятия, создать условия для занятий в кружках, клубах по интересам, любительских объединениях.
Вопросы организации свободного
времени важно также рассматривать с учетом социокультурной ситуации в конкретном регионе.
В последнее время в развитии форм культурно-досуговой работы наметились определенные тенденции.
В особенности:
1. Тяга к документальности (пресс-конференции, интервью, встречи и т.п.).
2. Широкая популярность
познавательно-активных форм отдыха (интеллектуальные игры, конкурсы, аукционы).
3.Развитие художественно-прикладного творчества.
4. Интерес к истории русской армии, флота и отечественной истории в целом.
5. Возвращение к фольклорным традициям (праздничный народный календарь).
6. Предпочтение камерным формам общения.
7. Формы, связанные с раскрепощением (культпоходы на природу, народные игры, танцевальные мероприятия). [2]
Данные тенденции отражают спрос людей, их желания. Учет их в практической деятельности офицеров по организации досуга в подразделениях, учебных группах с курсантами, несомненно, будет способствовать
повышению активности и насыщенности свободного времени. Отсюда следует возможность классификации форм
организации культурного досуга курсантов.
Отделение по работе по
воспитательной работе с личным составом на практике применяет определенные культурно-досуговые формы.
1. Формы работы информационного
характера. К таким формам относятся следующие: беседа, интервью, пресс-
конференция, доклад, отчет, вечер
вопросов и ответов, встречи комментаторов, устный журнал, альманах, репортаж, встреча за «круглым столом», деловые встречи, обзор, фотообозрение, общественная приемная, консультация, рассказ, радиогазета, вестник, стол
справок, устные выпуски газет, киножурнал, лекция, панорама, день
информации, «горячий телефон», час информации. Эти формы полезно проводить в преддверии знаменательных дат в жизни страны, МВД России. Хорошим подспорьем в этой связи может стать календарь памятных дат.
2. Формы работы просветительного характера. К формам клубной работы просветительного характера относятся: чтения, конференции, лекции, устные альманахи, киноклубы, киновечера, тематическая выставка, композиция,
форум, вечера рассказов, день открытого письма, вахта памяти, недели, декады, месячники, семинары, деловые игры, уроки мужества, тематические
культпоходы, экскурсии, трибуна опыта, клубы, объединения просветительного
характера, аукционы знаний, ярмарка
молодежных идей и встреча с группой информаторов. Приведенный арсенал форм может быть приурочен к памятным датам, а также посвящаться текущим злободневным вопросам жизни и деятельности учебного подразделения.
3. Формы работы, активизирующие
личность. К активизирующим личность формам работы относятся: диспут,
дискуссия, лекция-диспут, пресс-конференция, интервью, вечер вопросов и ответов, вечер-интервью, смотры-
конкурсы, аукционы, викторина,
олимпиада, турнир, конкурс, слет, форум, шествие, экскурсия, трибуна, митинг, клятва-присяга, творческий отчет, деловая встреча, деловая игра, вечер-концерт, дискоклуб, сбор, культпоход, прогулка, кружки самодеятельного художественного творчества, любительские объединения, коллективные обсуждения, агитбригада, КВН, коллективные вечера отдыха, праздники, политбой, музыкальный ринг, телемост, пресс-бой, ток-шоу, мозговая атака.
Приведенные формы рассчитаны на эмоциональный подъем людей, развитие у них активной ориентации в выборе точки зрения.
4. Формы работы познавательноразвлекательного характера.
Театрализованный праздник,
театрализованное ревю, шоу (концерт, конкурс), представление-концерт, слайд-спектакли, слайд-фильм, лекция-концерт, день отдыха, вечер (отдыха, романса, юмора, конкурс и т.д.), «огонек», утренник, викторина, игра. Важно, чтобы приведенные формы познавательноразвлекательного характера обладали воспитательной нагрузкой, учили курсантов - сотрудников уметь оценивать прекрасное, слушать музыку, прививали правила высокой культуры общения,
уважения к своим товарищам, окружающим людям.
5. Формы работы,
пропагандирующие положительный образ современника. Вечер-портрет, встреча с интересной личностью, день памяти, день МВД, дни профессий, юбилея, обряды, торжественный прием Присяги, торжественный Выпуск молодых лейтенантов. Все эти формы несут большой воспитательно-эмоциональ-ный заряд, утверждают понятия о чести и достоинстве, гражданском долге, укрепляют традиции и связь поколений.
6. Формы работы, обозначенные протяженностью во времени. К таким, как правило, относятся: утренник, вечер, день, неделя, декада, месячник, кампания, праздники, клубы выходного дня, клубы по интересам.
День: традиций, профессии, культуры, отдыха, искусства, музыки, театра, музеев, пожилых людей, принятие Присяги, здоровья, творчества, молодого офицера, встречи с родителями, дисциплины, военной песни. Неделя: юридических и технических знаний, культуры, памяти, циклы, фестивали, эстафеты, смотры -конкурсы. Год: памяти, мира, защиты окружающей среды и т.д. Эти формы требуют углубленной подготовки, тщательного планирования и привлечения к их проведению большого числа организаторов.
7. Камерные формы общения. Клубы
по интересам, встречи по интересам, любительские объединения, гостиные, открытые уроки, «огоньки», коллективные просмотры телепередач с их последующим обсуждением. Как правило, эти формы объединяют людей по их увлечениям. Для полноправного использования этих форм необходимо создать соответствующие условия: выбрать и оборудовать
помещение, подготовить планы-сценарии и ведущих.
8. Формы работы, направленные на борьбу с негативными сторонами службы. Агитколлективы, диспут, дискуссия, КВН, окна сатиры, день открытого письма, конференции, день
дисциплины, световые газеты, живая газета, фотофакт. [4]
Сатира, добрая шутка, критика в адрес нерадивого отношения к делу, поведения всегда помогали главному - воспитанию человека, укреплению его
дисциплинированности. Приведенные выше формы, направленные на борьбу с негативными сторонами службы, должны умело сочетаться с учебновоспитательным процессом.
Данные формы культурно - досуговой работы с курсантами образовательных учреждений МВД России могут быть вполне применимы в повседневной работе организаторов воспитательной работы с личным составом.
Так, например, в рамках психологовоспитательной работы в Казанском юридическом институте МВД России ежегодно проводятся отборочные конкурсы творческой молодежи, заявляющейся на участие в различных мероприятиях, проводимых МВД России, а это: музыкальные конкурсы «Щит и
Лира», «Милосердие белых ночей», литературные конкурсы «Доброе слово», «Щит и перо», фотоконкурс «Открытый взгляд», традиционный конкурс «Мисс МВД» и др.
Все мероприятия, посвящённые как государственным, так и ведомственным праздникам, проходят в клубе института, где личному составу и гостям праздника представляется разнообразная и разножанровая концертная программа. В институте выступают не только студии художественного творчества института, но и прославленные творческие коллективы, известные исполнители Республики Татарстан, а также гости из других регионов Российской Федерации.
Клуб Казанского юридического института МВД России располагается в отдельном строении на территории института. В нем созданы все необходимые условия для
организации культурно - досуговой работы - здесь есть актовый зал на 350 посадочных мест, оформленное фойе, студия звукозаписи, телецентр, комнаты для занятий творческих коллективов.
Также в клубе проходят ставшие уже традиционными отборочные и финальные игры КВН среди курсантов и студентов института, ежегодный смотр-конкурс художественного творчества, конкурсы «Обаятельная и превлекательная» и «Супермент», «К защите родины готов» проводимого ко Дню защитника Отечества, ко дню женщин - конкурс «Хранительница домашнего очага», викторины, встречи с почётными гражданами города, ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами МВД и ветеранами боевых действий, концерты, по воскресеньям еженедельный показ художественных фильмов для курсантов учебно-строевых подразделений.
В клубе занимаются свыше 120 курсантов и студентов факультета внебюджетного образования в 6-ти творческих объединениях и студиях: хореографическая студия для участия курсантов в «Офицерском бале», вокально-эстрадный ансамбль «Хорошее настроение», хор курсантов, вокальноинструментальный ансамбль «Гармония», духовой оркестр, сборная команда КВН «Академия - 02». Репертуар коллективов очень разнообразный, и в него входят произведения и номера различных стилей и направлений, как национальных, так и зарубежных композиторов и авторов.
Творческие коллективы института принимают участие в различных
Всероссийских, региональных,
республиканских и городских конкурсах и фестивалях. И каждый коллектив является неоднократным дипломантом и лауреатом этих конкурсов. Сборная команда КВН «Академия 02» входит в Международный союз КВН.
Также творческие коллективы принимают активное и
непосредственное участие в организации и проведении профессиональных
праздников, тематических программ и различных конкурсов.
Творческие коллективы института постоянно находят доброжелательный отклик в сердцах слушателей, выступая на различных концертных площадках Казани и Республики Татарстан при проведении разных мероприятий. Это День Города, День Победы, День защитника Отечества, День студента, Масленица и много других мероприятий.
Высокий уровень данной работы не может быть достигнут без существенного повышения роли в воспитании сотрудников вопросов грамотной организации культурно - досуговой работы, создания условий для реализации творческого потенциала сотрудников МВД, развития их социальной активности и качественного преобразования всей системы воспитательной работы. [7]
ЛИТЕРАТУРА
1. Акимова Л.А. Социология досуга: учебное пособие. М.,2003.
2. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств. М.,2007.
3. Кукушин В.М. Организаторская и воспитательная деятельность заместителя начальника органа внутренних дел по работе с личным составом. М.,1992.
4. Немушкин А.В. Формирование коммуникативной компетентности при подготовке специалистов социально-культурной деятельности в вооруженных силах Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. С. 94.
5. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 2010 г. URL: htt://www.poHtm/dossier/poslaшe.htm.
6. Профессионал. 2011. № 3.С. 12.
7. Честь имею. Казань, 2009. № 11(84).