Научная статья на тему 'Развитие культурно-досуговой сферы в закрытых административно-территориальных образованиях Сибири в 1950-1980-е гг'

Развитие культурно-досуговой сферы в закрытых административно-территориальных образованиях Сибири в 1950-1980-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
334
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКРЫТЫЙ ГОРОД / ЖЕЛЕЗНОГОРСК / КРАСНОЯРСК-26 / СЕВЕРСК / ТОМСК-7 / ЗЕЛЕНОГОРСК / КРАСНОЯРСК-45 / МИНСРЕДМАШ / CLOSED CITY / ZHELEZNOGORSK / KRASNOYARSK-26 / SEVERSK / TOMSK-7 / ZELENOGORSK / KRASNOYARSK-45 / MINSREDMASH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Реут Г.А.

Статья посвящена проблемам развития учреждений культуры в закрытых городах Министерства среднего машиностроения Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the issues of the cultural institution development in the closed cities of the Ministry for Medium Machine Building in Siberia.

Текст научной работы на тему «Развитие культурно-досуговой сферы в закрытых административно-территориальных образованиях Сибири в 1950-1980-е гг»

УДК 947:314.7/9 Г.А. Реут

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЫ В ЗАКРЫТЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ СИБИРИ В 1950-1980-е гг.

Статья посвящена проблемам развития учреждений культуры в закрытых городах Министерства среднего машиностроения Сибири.

Ключевые слова: закрытый город, Железногорск, Красноярск-26, Северск, Томск-7, Зеленогорск, Красноярск-45, Минсредмаш.

G.A. Reut

THE DEVELOPMENT OF CULTURAL-LEISURE SPHERE IN THE CLOSED-ADMINISTRATIVE TERRITORIAL

ESTABLISHMENTS IN SIBERIA IN 1950-1980

The article is devoted to the issues of the cultural institution development in the closed cities of the Ministry for Medium Machine Building in Siberia.

Keywords: closed city, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk-26, Seversk, Tomsk-7, Zelenogorsk, Krasnoyarsk-45, Minsredmash.

Каждый город имеет собственный, присущий только ему набор элементов культурно-досуговой сферы. В зависимости от местных географических, исторических и градостроительных условий складываются своеобразные традиции проведения организованного и неорганизованного досуга.

В закрытых административно-территориальных образованиях (далее - ЗАТО) Министерства среднего машиностроения (МСМ) СССР на формирование условий культурной жизни и организации отдыха оказывал влияние особый режим проживания. Изоляция, с одной стороны, ограничивала возможности удовлетворения культурных потребностей, с другой - способствовала более интенсивному развитию культурно-досуговой сферы. Снижение потребности в выезде за пределы ЗАТО укрепляло режим секретности.

На начальном этапе, в условиях разворота строительства, основную массу населения закрытых населенных пунктов составляли заключенные и военные строители. Соответственно, первые очаги культуры возникли в ИТЛ и в военно-строительных частях.

Так, в самом начале строительства Горно-химического комбината приказом от 17.07.50 г. при Управлении строительства была образована библиотека. Приобретено большое количество художественной и технической, учебной литературы. Студенты-заочники получили возможность пользоваться учебной литературой и выполнять учебные задания не выезжая в краевой центр. В августе 1950 г. было организовано 9 пунктов демонстрации кинофильмов в лаготделениях, общежитиях, парткабинете и общежитии специалистов. Был налажен плановый показ кинофильмов1.

Так, к середине 1952 г. в ИТЛ Железных рудников насчитывалось 16 культуголков. Все 12 лагподразделений были радиофицированы, за исключением лагпункта «Кантат». В 9 лагподразделениях имелись собственные радиоузлы, а 2 лагподразделения обслуживались городской радиосетью и сетью радиоузлов производственного подразделения. В 9 жилых зонах были установлены мощные 10-ваттные радиорепродукторы «Колокола». В жилых секциях имелось около 350 радиорепродукторов различных систем. В библиотеках культурно-воспитательной части (далее - КВЧ) насчитывалось 15 106 экз. книг, из них художественной литературы 9119 экз. Библиотеки обслуживали около 8000 читателей, которым в I полугодии

1 Фролов А.А. Сибхимстрой: 50 лет в строю. Красноярск, 2000. 208 с.

1952 г. было выдано 85 594 книги. В ИТЛ функционировало 5 кинопередвижек КА-101. За отчетный период было проведено 422 киносеанса с охватом 505 709 зрителей2.

Как следует из отчетов работников КВЧ, жизнь заключенных была насыщена культурно-массовыми мероприятиями.

Например, в I полугодии 1952 г. в лаготделениях ИТЛ Строительства железных рудников работало 40 кружков художественной самодеятельности, в которых насчитывалось 426 участников. Силами участников художественной самодеятельности за отчетный период было поставлено 86 концертов, постановок и вечеров художественной самодеятельности, на которых присутствовало 51 734 зрителя. Хорошо подготовленные и содержательные вечера (по оценке администрации лагеря) художественной самодеятельности проводились в лагерных отделениях (далее - ЛО) № 2, 1 и 5. Особо были отмечены драмколлективы ЛО № 1 и № 2. Так, драмколлектив ЛО № 1 за I полугодие подготовил и поставил 2 крупные пьесы и более 10 одноактных пьес. На закрытом просмотре работниками политотдела и КВО Управления высокую оценку получила пьеса А. Корнейчука «Гибель эскадры» в исполнении артистов ЛО № 1. Эта пьеса имела большой успех у заключенных ЛО № 1, № 2 и № 4. Также с успехом прошла пьеса Н.Островского «Бесприданница», поставленная драмколлективом ЛО № 2. Кроме этого, драмколлектив ЛО № 2 показал 3 одноактных пьесы на современные темы. Драмколлектив ЛО № 5 поставил 6 одноактных пьес.

В распоряжении КВЧ в ИТЛ Строительства Железных рудников лагподразделений находилась развитая материальная база. В 1952 г. насчитывалось: духовых оркестров - 3 комплекта; струнных (домбровых) оркестров - 6 комплектов; радиоузлов - 10 комплектов; кинопередвижек - 5 комплектов; гармоник - 5 шт.; гитар, балалаек, мандолин - 153 шт.; патефонов - 20 шт.; грампластинок - свыше 450 шт.; радиорепродукторов - 350 шт. Настольные игры «имелись в потребном количестве» и т. д.3

В Северске первые очаги культуры также появились в ИТЛ и в военно-строительных частях Управления Строительства № 601 в самом начале строительства Сибхимкомбината.

Заметную роль в организации досуга заключенных играли органы лагерного «самоуправления» в форме культсоветов и производственно-массовых секций, действовавшие под надзором культурно-воспитательного отдела. В состав культсоветов на общественных началах привлекались активные и положительно зарекомендовавшие себя заключенные. Под их руководством при клубах-столовых в лаготделениях функционировали общественные советы из 5-7 человек, непосредственно руководившие работой кружков художественной самодеятельности и спортивных секций, культкомнат и культуголков в мелких лагпунктах4.

Центральное место в репертуаре самодеятельных артистов занимала местная тематика: критика со сцены бытовых и производственных недостатков, высмеивание нарушителей дисциплины и лодырей, популяризация достижений добросовестных работников и производственная пропаганда. Музыкальные группы кружков лагерной художественной самодеятельности обслуживали все массовые мероприятия. Одним из важнейших мероприятий было торжественное приветствие ударно потрудившихся бригад, возвращавшихся в лагерь с работы. По заявкам ударников и передовиков лагерные артисты устраивали импровизированные концерты.

Наиболее популярным культурным мероприятием у заключенных являлся просмотр кинофильмов. Четыре киномеханика с передвижными установками поочередно объезжали весь лагерь и 2-3 раза в месяц проводили сеансы в каждом подразделении. Важное место в культурной жизни занимала лагерная библиотека, обслуживавшаяся одним библиотекарем. К середине 1952 г. общий книжный фонд 6 стационарных и 7 передвижных библиотек насчитывал в общей сложности 17,5 тыс. экз., в т. ч. 10,5 тыс. экз. художественной литературы. Неудовлетворенный спрос на книги отчасти восполнялся организацией кружков громкого чтения. Организация коллективных чтений в основном служила целям идеологического воспитания5.

На этом фоне культурная жизнь вольнонаемных оставляла желать лучшего. Так, в Железногорске в 1952 г. еще не было ни клуба, ни библиотеки, ни кинотеатра, ни танцевальной площадки, ни одного культурного уголка, где вольнонаемным можно было бы провести свободное от работы время. При этом «очень многие граждане находили веселье в пьянке»6.

Ввиду отсутствия в первые годы на строительстве мест для проведения организованного досуга употребление алкогольных напитков являлось наиболее распространенным способом «развлечения» вольнонаемных. Употребление алкоголя, как правило, провоцировало многочисленные нарушения закона. Проведение плановых культурных мероприятий позволяло приобщать основную массу населения к общественно

2 Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. П-3930. Оп. 1. Д. 21. Л. 142.

3 ГАКК. Ф. П-3930. Оп. 1. Д. 21. Л. 143.

4 История Северска: очерки / редкол. В.П. Зиновьев, Е.А. Хованскова, С.В. Березовская. Северск, 2009. С. 148.

5 Там же.

6 ГАКК. Ф. П-3930. Оп. 1. Д. 21. Л. 237.

приемлемым способам времяпровождения. Организованные формы отдыха способствовали снижению уровня правонарушений, поэтому развитию сети учреждений культуры уделялось повышенное внимание.

К концу 1950-х гг. в Железногорске уже сложились условия для проведения разнообразного досуга. В 1951 г. был построен клуб «Строитель», в 1952 г. кинотеатр «Спартак» на 300 мест, в 1953 г. музыкальная школа на 500 учащихся, в 1955 г. двухзальный кинотеатр «Родина» на 600 мест, парк культуры и отдыха, детская и городская библиотеки, в 1957 г. Дом культуры им. 40 лет Октября на 750 мест, в 1959 г. летний кинотеатр «Спутник»7.

Некоторое время Северск отставал от Железногорска по вводу отдельных элементов культурно-досуговой инфраструктуры. Так, в 1957 г. представители Северского горисполкома побывали у соседей. На пятой сессии Северского городского Совета Н.А. Лазарев рассказал депутатам о том, что «... на объекте т. Белова построен дом пионеров, построен театр (Дом культуры им. 40 лет Октября. - Г.А.Р.), не говоря [уже] о других учреждениях соцкультбыта, а они после нас начали строиться, продукции пока не дают»8.

Тем не менее в Северске также достаточно интенсивно развивалась культурно-досуговая сфера. В первые десятилетия в городе были построены самые необходимые учреждения. В 1951 г. открылся клуб «Родина» с залом на 300 мест; парк культуры и отдыха им. В.В. Маяковского в 1953 г., летний кинотеатр «Дружба» на 500 мест в 1954 г.; двухзальный кинотеатр «Мир», рассчитанный на 570 зрителей, в 1955 г.; центральная городская библиотека в 1955 г.; Дом культуры им. Н. Островского в 1956 г.; музыкально-драматический театр в 1958 г.; музыкальная школа в 1961 г. В 1963 г. был открыт кинотеатр «Комета» на 600 мест. В 1971 г. в Северске начал работу широкоформатный кинотеатр «Россия»9 (второй в области после широкоформатного кинотеатра «Октябрь», открывшегося в Томске в 1961 г.).

Еще один закрытый город МСМ СССР Сибири - Зеленогорск, начал строиться в 1956 г., также довольно успешно развивалась культурно-досуговая инфраструктура. Уже в 1958 г. из деталей двух бараков выстроен первый клуб «Строитель» на 350 посадочных мест10, в 1961 г. вступил в строй первый кинотеатр «Мир» на 600 мест. В 1966 г. был построен Дворец культуры им. Ленинского комсомола на 800 мест, в 1970 г. был открыт второй кинотеатр «Прометей». Вместе с тем проектирование и строительство городской парковой зоны затянулись здесь вплоть до середины 1980-х гг. В 1987 г. еще «вплотную к этой работе не приступили»11.

Одним из наиболее доступных способов проведения свободного времени в ведомственных населенных пунктах МСМ СССР служило посещение кинотеатра и танцевальных площадок. Желающих попасть в кино было во много раз больше, чем могли пропустить демонстрационные залы (кинотеатры уральских закрытых городов в 1950-1960-е гг. опережали областные по посещаемости в 2 раза)12.

В ЗАТО Сибири кинотеатры также являлись наиболее популярными учреждениями культуры. Если в 1968 г. в кинотеатрах Железногорска прошло 5442 киносеанса, которые посетили 1123 тыс. зрителей, то в 1979 г. было проведено 7904 сеанса, на которых побывало 1278 тыс. чел. Кинотеатры использовались также для проведения массовых форм работы, таких как киноклубы, работа по абонементам, конференции по темам фильмов. Например, к плановому показу фильма «Скорая помощь» была подготовлена встреча с врачом городской «скорой помощи» В.А. Захаровой. Предварительно просмотрев киноленту, на встрече со зрителям она рассказывала о том, где актер верно обыграл специфическую ситуацию, а где в реальности что-то происходит не совсем так, как показано в фильме13.

Киноустановки Северска за 1954 г. дали 3290 сеансов, их посетило 302 тыс. зрителей. В 1968 г. в кинотеатрах «Мир» и «Дружба» за 10 месяцев было продемонстрировано 214 кинофильмов и обслужено 840 тыс. зрителей. Кроме того, 7 профсоюзными киноустановками было обслужено около 400 тыс. зрителей. За 11 месяцев 1971 г. в кинотеатрах было продемонстрировано 184 кинофильма, из них 166 кинофильмов советских и из социалистических стран. За 11 месяцев 1973 г. было показано 940 художественных, детских и документальных фильмов, которые просмотрели 1712 тыс. зрителей, в т. ч. более 230 тыс. детей. В 1980 г. в кинотеатрах побывало 1562,9 тыс. чел.14

7 Железногорск (статьи, очерки, отрывки из монографий). Красноярск, 2000. С. 351-352.

8 Северский городской архив (СГА). Ф. 1. Оп. 3. Д. 11. Л. 99.

9 История Северска. 2009. ... С. 328-348.

10 Шереметьева Н. Задача - построить город // Панорама. 2000. 14 июня. - № 25. С.18.

11 Очерки истории строительства № 604. Рукопись. Л. 1, 205; Савельев В.Р. Секреты зеленых гор. Красноярск, 2001. С. 251; Зелено-горский городской архив (ЗГА). Ф. Р-7. Оп. 1. Д. 415. Л. 92.

12 Мельникова Н.В. Творцы советского атомного проекта в режимных городах // Режимные люди в СССР. М., 2009. С. 60.

13 Алтунина Н. Наш «Космос» // Город и горожане. 2008. № 61. 7 авг.

14 СГА. Ф. 1. Оп. 3. Д. 1. Л. 172; Д. 58. Л. 15; Д. 66. Л. 146; Д. 73. Л. 55; Д. 93. Л. 102.

В 1981 г. в Зеленогорске и поселках действовало 12 киноустановок в кинотеатрах и клубах с общим количеством 1406 мест. Художественные и документальные фильмы также демонстрировались на мероприятиях, проводившихся в Доме культуры, во Дворце пионеров и школьников, в клубе «Строитель», в СГПТУ, в школах, а также через подвижные автоклубы партийных комитетов Управления строительства № 604 и Электрохимического завода. В кинотеатрах было продемонстрировано 4729 фильмов, при них функционировало 11 кинолекториев. В течение II полугодия 1981 г. на кинолекториях побывало 13 600 детей из школ, профтехучилищ, дошкольных учреждений. Для взрослых проводились киновечера, кинопанорамы, тематические недели и декады, киновикторины. Только кинопанорамы в 1981 г. посетило более 65000 зрителей. В середине 1980-х кинотеатры города обслуживали ежегодно около 800 тыс. чел. На одного горожанина по статистике приходилось в среднем 15 посещений кинотеатра в год15.

Пожалуй, наиболее заметно гуманитарные тенденции в области развития культурной сферы проявились в создании городских театров в Железногорске и в Северске. Театр занимал особое место в культурной жизни ведомственных населенных пунктов Сибири, поднимая ее до уровня большого города или хотя бы создавая такую иллюзию у той части публики, которая нуждалась в приобщении к более высоким образцам искусства.

В связи с тем, что в ЗАТО было сосредоточено большое количество ИТР, вопросы развития культур-но-досуговой части социальной инфраструктуры закрытых городов находились в центре внимания. Выступая в 1948 г. в Озерске накануне пуска реактора, И.В. Курчатов заверил горожан: «Со временем в нашем с вами городе будет все - детские сады, прекрасные магазины, свой театр, свой, если хотите, симфонический ор-кестр!»16 Слова научного руководителя советского атомного проекта фактически стали программой для развития социально-культурной сферы закрытых городов.

Так, в течение 10 лет в Железногорске существовало две театральные труппы. Музыкальная была образована в 1957 г., драматическая - в 1958 г. Театр начал свою деятельность с показа премьерного музыкального спектакля «Свадьба в Малиновке», который состоялся 23.02.1958 г.

Несмотря на то, что театральные труппы создавались для удовлетворения запросов наиболее взыскательной части публики, искушенные театралы отнюдь не были главными потребителями сценического искусства. В связи с тем, что в первые годы количество гражданского населения в городах было невелико, до начала 1960-х гг. основными зрителями постановок театра являлся личный состав военно-строительных частей17.

В сентябре 1968 г. драматическая труппа была расформирована, городской театр стал чисто музыкальным (в других ведомственных населенных пунктах МСМ СССР также из восьми театральных трупп было оставлено только четыре)18. С 1970 по 1975 г. артистами Железногорского театра было дано 1423 спектакля и концерта, обслужено 661 тыс. зрителей, для сравнения: в кукольном театре за этот же период было поставлено 2014 спектаклей, обслужено 464 тыс. зрителей19.

В 1981 г. в городе загрузка зала театра оперетты составляла 55-60 %. Нехватка зрителей была обычным явлением. Это приводило к существенному перерасходу средств. Так, например, в 1974 г. сверхплановые убытки по театру оперетты составили более 50,0 тыс. руб.20

Как правило, артисты ставили 2-3 спектакля для взрослых, 1-2 - для детей и проводили 1-2 концерта в год. Каждый спектакль готовился в двух вариантах - выездном и основном. На выезде театр выступал под именем Красноярского музыкального театра. Первые гастроли железногорской труппы прошли в 1960 г. в Зеленогорске21.

В Красноярске первые гастроли Железногорского театра состоялись только в 1964 г. В 1970 г. прошли первые гастроли в Москве. В 1970-1980-х гг. железногорские актеры побывали на гастролях более чем в 100 городах: Ангарске, Алма-Ате, Астрахани, Братске, Курске, Ленинграде, Сочи, Ташкенте, Тюмени, Фрунзе и других22.

Труппа северского театра открыла свой первый творческий сезон 26.09.1958 г. В течение 1959 г. было поставлено 366 спектаклей, которые посетило 119 тыс. зрителей. В 1961 г. Томский облисполком присвоил коллективу название Томского областного театра. За 11 месяцев его спектакли посетило 134 тыс. зрителей.

15 ЗГА. Ф. Р-7. Оп. 1. Д. 323. Л. 42, 43; Д. 376. Л. 34; ГАКК. Ф. П-560. Оп. 1. Д. 305. Л. 44.

16 Переверзев Д. С. Рядом с Курчатовым // Воспоминания об Игоре Васильевиче Курчатове / под ред. А.П. Александрова. С. 385.

17 ГАКК. Ф. 3919. Оп. 1. Д. 256. Л. 84; ЖГА. Оп. 1. Д. 841. Л. 45.

18 Закрытые административно-территориальные образования Сибири: социализм за колючей проволокой / Г.А. Реут; Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2012. С. 199.

19 Железногорский городской архив (ЖГА). Ф. 1. Оп. 1. Д. 997. Л. 20.

20 ЖГА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 999. Л. 35; Д. 1024. Л. 73; Д. 999. Л. 55, 66.

21 Александрова О. Театр... годы молодые // Город и горожане. 1998. № 3. 23 янв.

22 Железногорск...С. 357-358.

В 1965 г. и в первом полугодии 1966 г. театр подготовил 19 новых спектаклей и концертных программ, обслужив более 173 тыс. зрителей. В 1967 г. театр посетило 124 тыс. зрителей, то есть в течение года каждый житель города в среднем побывал в театре 1-2 раза. В 1968 г. театр стал чисто музыкальным. Состав труппы сократился с 40 до 26 чел. В декабре 1967 г. было дано 27 спектаклей, а в декабре 1968 г. -30. Сборы выросли незначительно: в декабре 1967 г. - 19,3 тыс. руб., а в декабре 1968 г. - 23,1 тыс. руб.23

Северский театр, так же как и в Железногорский, испытывал проблемы с наполнением зала. Этот вопрос неоднократно обсуждался на партийных конференциях и сессиях городского Совета. Так, например, в 1973 г. директор театра на сессии горсовета спрашивал депутатов: «...нужен ли нашему городу театр? Ведь мы с выездов в областной центр получаем больше половины доходов». Через год руководитель театра снова обратился за поддержкой к делегатам, выступая уже на XI городской партийной конференции: «Нам, товарищи, нужна помощь, прежде всего со стороны партийного, профсоюзного, комсомольского актива. Посещаемость наших спектаклей на стационаре низкая. Театр проработал на стационаре семь с половиной месяцев, на гастролях - три месяца. Годовой финансовый план - 280 тыс. руб., на гастролях - 130 тыс. А ведь театр призван удовлетворять эстетические запросы трудящихся в первую очередь нашего города»24.

Положение с наполняемостью зала не изменилось и в последующие годы. Более того, в 1978 г. театр получил новое здание со зрительным залом на 1000 мест, почти вдвое большим, чем ранее. Однако коллектив театра оказался неготовым к работе в новых условиях. Количество спектаклей и зрителей на стационаре не увеличилось, в результате зал наполовину пустовал. Тем не менее количество постановок увеличивалось, а число зрителей росло. В 1976 г. на стационаре было дано 97 спектаклей, в 1977 г. - 115, в 1978 г. - 123, в 1979 г. -157, в 1980 г. - 113, в 1981 г. - 201 спектакль. Зрителей было обслужено на стационаре: в 1976 г. - 36 тыс. чел., в 1977 г. - 51 тыс., в 1978 г. - 52 тыс., в 1979 г. - 84 тыс., в 1980 г. - 62 тыс., в 1981 г. - 101 тыс. чел. Средняя посещаемость спектаклей театра в год возросла с 461 зрителя в 1976 г. до 543 зрителей в 1981 г., а доходы возросли на 43 %. Средняя посещаемость спектаклей на стационаре снова упала. В 1980 г. она составляла 417 чел., в 1983 г. снизилась уже до 31725.

Несмотря на жалобы театральных руководителей по поводу низкой посещаемости спектаклей, общая посещаемость театра в Железногорске была выше, чем в среднем по краю26.

В связи с тем, что в Зеленогорске количество населения было не так велико, то своя профессиональная театральная труппа здесь не образовывалась. Культурные запросы местных театралов, не нарушая требования режима, удовлетворял музыкальный театр Железногорска, периодически приезжавший к соседям на гастроли.

После смягчения требований режима в середине 1950-х гг. расширились возможности отдыха за пределами закрытого города. Этот вид проведения досуга был очень популярным. Так, например, в Новоураль-ске пассажиропоток в дом отдыха, находившийся за пределами города, за 5 лет (с 1958 по 1963 г.) возрос на 156 %. Хотя некоторые закрытые города имели свои профессиональные театры, их жители отдавали предпочтение так называемым «культпоходам», т. е. выездам в областные театры27.

Фактически выезд за пределы закрытого города представлял собой своеобразный способ психологической разгрузки от жизни в строго регламентированных условиях.

В предвыходные и выходные дни продажа билетов на транспорт, позволявший выехать из города, увеличивалась в 1,5-3 раза. Горожане предпочитали проводить отдых не в благоустроенных городских парках, а в загородных лесных массивах, и уезжать из города в областные цирки, музеи, театры. Отпуск также стремились проводить вне города28.

Одним из наиболее распространенных способов проведения досуга являлось участие в художественной самодеятельности. Выступления самодеятельных артистов привлекали большое количество зрителей. Концерты зачастую проходили при переполненных залах.

Самодеятельное творчество было широко распространенным занятием. Так, в Железногорске в 1971 г. в кружках художественной самодеятельности Дома культуры им. 40-летия Октября было задействовано 761 чел., а в 1975 г. любителей самодеятельного искусства насчитывалось уже 1137 чел. В 1984 г. в городских смотрах и конкурсах приняло участие свыше 10 тыс. чел.29

23 СГА. Ф. 1. Оп. 3. Д. 23. Л. 61; Д. 27. Л. 103; Д. 27. Л. 145; Д. 45. Л. 302; Д. 52. Л. 158; Д. 57. Л. 83.

24 СГА. Ф. 1. Оп. 3. Д. 70. Л. 20; Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТО). Ф. 4973. Оп. 17. Д. 1. Л. 80.

25 СГА. Ф. 1. Оп. 3. Д. 90. Л. 128; Д. 93. Л. 269, 270, 299; Д. 97. Л. 17.

26 Реут Г.А. Учреждения культуры в ЗАТО Сибири в 1950-1980-е гг. // Вестник КрасГАУ. 2012. № 4. С. 225.

27 Мельникова Н.В. Творцы ... С. 60.

28 Там же.

29 ЖГА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 99. Л. 36; Д. 1049. Л. 40.

Большое количество молодежи делало актуальной организацию в закрытых ведомственных населенных пунктах массовых мероприятий. Наиболее массовыми культурными акциями являлись городские фестивали.

Первый городской фестиваль молодежи в Железногорске состоялся в 1957 г. О масштабах фестивалей свидетельствует число участников. В 1961 г. в подготовке и проведении III городского фестиваля молодежи участвовало более 14 000 чел. В празднике песни, танца и музыки, спортивных мероприятиях участвовало около 5000 чел. В 1962 г. в IV городском фестивале молодежи приняло участие 3100 самодеятельных артистов. После сокращения численности личного состава войсковых частей снизилось и число участников фестивалей. В VIII городском фестивале молодежи в 1965 г. приняло участие 18 коллективов самодеятельности -свыше 1000 чел. В XIII и XIV фестивалях в каждом участвовало около 400 самодеятельных артистов30.

В целях организации досуга горожан проводились самые разные формы культурных мероприятий. При поддержке Железногорского ГК ВЛКСМ организовывались молодежные вечера, конкурсы на лучшую комнату в общежитиях. Так, в 1959 г. было проведено 15 комсомольских свадеб, 70 вечеров молодежи. В кружках самодеятельности занимались около 7000 комсомольцев. В 1964 г. впервые был проведен городской слет юных поэтов и прозаиков. В 1965 г. состоялся первый в городе КВН между командами школ № 98 и 99, а в 1972 г. впервые в масштабе города были проведены состязания КВН. Победителями стали команды ГХК и УРСа. В 1975 г. в парке культуры и отдыха состоялся первый городской конкурс гитаристов31.

Охват населения Железногорска культпросветработой показан в таблице.

Охват населения Железногорска культпросветработой в 1975-1985 гг.32

Показатель 1975 1980 1985

Число посещений театра оперетты, тыс. чел. 145,2 237,4 47,4*

Число посещений театра кукол, тыс. чел. 90,7 93,9 57,2*

Число посещений кинотеатров, тыс. чел. 2007,1 1682,9 1457,4

Число посещений ПКиО, тыс. чел. 380,0 390,4 843,4

Количество кружков художественной самодеятельности при ДК взрослых, ед. 27 23 72

В них участников, чел. 827 562 1349

Количество кружков художественной самодеятельности при ДК детских, ед. 8 15 25

В них участников, чел. 192 360 602

* Учтены только спектакли, проведенные на стационаре.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что в закрытом городе были созданы благоприятные условия для деятельности как профессиональных, так и самодеятельных артистов.

Активное развитие культурно-досуговой деятельности происходило и в Северске. В 1950-е гг. в городе было проведено три фестиваля молодежи, а на четвертом традиция потерялась33.

Первый северский городской праздник песни прошел летом 1956 г. Число участников достигло 10 тыс. чел. В 1961 г. в городском фестивале молодежи приняли участие около 5700 чел. Силами артистов художественной самодеятельности было дано свыше 550 концертов. В 1967 г. в Северске насчитывалось более 4000 участников фестиваля самодеятельного искусства. 14 коллективов стали участниками областного смотра художественной самодеятельности, а 45 самодеятельных артистов были отмечены наградами за высокое исполнительское мастерство. В Доме культуры им. Н. Островского работало 3 факультета Университета культуры, народный театр, хор ветеранов труда и русский народный хор, танцевальные коллективы, любительская киностудия и фотоклуб «Юпитер», детская хореографическая студия и другие кружки, в которых занималось более 400 чел. В 1974 г. в было проведено 350 различных массовых мероприятий, на которых побывало более 74 тыс. чел., дано 175 концертов и спектаклей художественной самодеятельности, которые посмотрело 72 100 чел. В 63 кружках Детского дома культуры занималось более 1200 учащихся34.

30 ГАКК. Ф. 7987. Оп. 1. Д. 36. Л. 68-69; Д. 65. Л. 70; Ф. 7987. Оп. 2. Д. 117. Л. 40.

31 ГАКК. Ф. 7987. Оп. 1. Д. 3. Л. 80; Д. 19. Л. 71; Д. 57. Л. 78; Ф. 7987. Оп. 2. Д. 117. Л. 40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 ЖГА. Ф. Р-4. Оп. 3. Д. 13. Л. 110, 111, 121; Д. 66. Л. 99, 100.

33 СГА. Ф. 1. Оп. 3. Д. 90. Л. 177.

34 СГА. Ф. 1. Оп. 3. Д. 10. Л. 92; ЦДНИ ТО. Ф. 4973. Оп. 10. Д. 29. Л. 116; СГА. Ф. 1. Оп. 3. Д. 52. Л. 156, 166; Д. 77. Л. 118.

Количество участников театральных, оркестровых, хоровых и других кружков самодеятельного творчества увеличилось с 3500 чел. в 1975 г. до 4964 чел. в 1977 г. В клубах по интересам занималось 380 чел. В 1979 г. в 23 предприятиях и учреждениях работало 180 кружков художественной самодеятельности с охватом участников более 4500 чел. 5 коллективов носило звание народных. В областном фестивале «Пою мое отечество» в 1979 г. артисты самодеятельности Северска заняли первое место. Вместе с детскими коллективами число самодеятельных артистов составляло около 8 тыс. чел.35

Если в 1976 г. в учреждениях культуры в Северске было проведено 1952 мероприятия, которые посетило 614,7 тыс. чел., то в 1981 г. было проведено 2970 мероприятий с охватом 1084 тыс. чел.36

Культурно-массовые мероприятия отличались большим разнообразием. В том числе: профессиональные трудовые праздники, «Народная филармония», литературное объединение, новые университеты культуры, общегородские клубы по интересам, дискотеки, музыкальные тематические праздники, школы бального танца, родительские киноконференции, ежемесячные кинопанорамы, детские киноклубы и новые коллективы художественной самодеятельности. В доме культуры им. Н. Островского, в клубе «Строитель», в парке культуры и отдыха проводились мероприятия, связанные с трудовой жизнью производственных коллективов: слеты передовиков производства, вечера-портреты победителей социалистического соревнования, вечера «Посвящение в рабочий класс» для учащихся ГПТУ, встречи ветеранов партии, войны и труда с молодежью. Много внимания уделялось военно-патриотическому воспитанию молодежи. Например, проводились тематические вечера, такие как «Звезда Героя», «Подвиги отцов - наследство сыновьям», «Нам дороги эти позабыть нельзя», в Доме культуры устраивался праздник проводов в ряды Советской Армии, организовывались традиционные встречи ветеранов Отечественной войны у походного костра37.

Разноплановые культурные мероприятия организовывались и в Зеленогорске. Так, в 1962 году в городском клубе было проведено около 100 мероприятий, из них 78 развлекательного характера: 48 вечеров танцев, 17 вечеров отдыха с концертами клубной самодеятельности, 10 детских утренников, 3 новогодних бала и т.д. В клубе на постоянной основе работало 8 кружков: хоровой, драматический, танцевальный, 2 музыкальных с количеством участников 100 чел. и 3 детских кружка с таким же количеством участников. За период с 1962 по 1964 г. в городе было проведено 2 городских смотра художественной самодеятельности. Наибольшей популярностью у горожан пользовались такие мероприятия, как: «Встреча Нового года», «Проводы русской зимы», «Праздник книги», «День здоровья», «День цветов», «День золотой осени». В трех профсоюзных клубах было прочитано более 60 лекций, проведено 44 беседы, в том числе с детьми - 28 бесед, проведено тематических и литературных вечеров - 25, устных журналов - 21, вечеров отдыха ударников коммунистического труда - 9, диспутов - 5, силами художественной самодеятельности дано 98 концертов. В клубах работало 11 кружков художественной самодеятельности с охватом до 120 чел. В 1965 г. было проведено более 10 больших массовых праздников, гуляний с выступлениями художественной самодеятельности38.

Важным событием в культурной жизни Зеленогорска стало открытие в феврале 1966 г. Дворца культуры им. Ленинского комсомола. 19.02.1966 г. на его сцене выступили артисты театра им. К.С. Станиславского из соседнего Железногорска. 26 февраля для молодежи был проведен первый танцевальный вечер и состоялось открытие танцзала «Селена», а первый весенний бал был посвящен празднованию 8 Марта. 13 марта прошел праздник «Проводы русской зимы». В октябре 1966 г. при Дворце культуры уже функционировало 12 коллективов художественной самодеятельности для взрослых (496 чел.) и 7 коллективов для детей (283 чел.). Всего в 1966 г. во Дворце культуры было проведено 451 мероприятие, обслужено 216 548 чел. 39

Закрытый город жил достаточно насыщенной культурной жизнью. По статистике, в 1975 г. на каждого жителя Зеленогорска в среднем приходилось 1 посещение концерта профессиональных коллективов, 4 посещения мероприятий, проводимых во Дворце культуры, 21 посещение кинотеатров. Залы библиотеки посетили 11,3 тыс. взрослых читателей. В художественной самодеятельности приняло участие 660 взрослых читателей40.

Работало 9 клубов и 4 дискотеки. В 1979 г. был открыт танцевальный зал завода «Сибволокно». Число коллективов художественной самодеятельности выросло с 12 в 1976 г. до 24 в 1981 г. Число участников самодеятельности увеличилось с 620 в 1976 г. до 1200 в 1981 г. В 1981 г. в клубах города работало 49 кружков художественной самодеятельности41. В детской художественной самодеятельности

35 СГА. Ф. 1. Оп. 3. Д. 85. Л. 94; Д. 90. Л. 165; Д. 90. Л. 165, 129.

36 СГА. Ф. 1. Оп. 3. Д. 93. Л. 289.

37 СГА. Ф. 1. Оп. 3. Д. 93. Л. 290.

38 ЗГА. Ф. Р-7. Оп. 1. Д. 9. Л. 243; Д. 13. Л. 34; ГАКК. Ф. П-560. Оп. 1. Д. 5. Л. 81.

39 Это город наш с тобою // Импульс ЭХЗ. 2011. № 45 (997). 17 февр.

40 ЗГА. Ф. Р-7. Оп. 1. Д. 34. Л. 43.

41 ЗГА. Ф. Р-7. Оп. 1. Д. 323. Л. 49; Д. 319. Л. 56; Д. 320. Л. 55.

насчитывалось 630 чел. За 15 лет силами коллектива Дворца культуры было проведено 7 926 мероприятий, которые посетило 3 038 538 чел. Дано 1 095 концертов, на которых побывало 569 206 чел.42

Вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что в ЗАТО Сибири был организован доступный и разнообразный досуг, сформирована развитая сеть учреждений культурного назначения.

В силу ограничений на въезд/выезд культурно-досуговая инфраструктура занимала гораздо более важное место в жизни населения закрытых городов, чем в открытых населенных пунктах.

Культурно-досуговая сфера в ведомственных населенных пунктах МСМ СССР была рассчитана не только на удовлетворение массового спроса (фестивали, кинотеатры, хоры), но и учитывала интересы узкого круга любителей разнообразных малораспространенных видов искусства (клубы, кружки). Развивались как любительские (художественная самодеятельность и т.п.), так и профессиональные формы творчества (театр, оркестр и т.п.).

Однако значительная часть жителей при возможности стремилась вырваться за пределы города и провести отдых вне контролируемой зоны.

Таким образом, культурно-досуговая сфера, созданная в ЗАТО Сибири, несмотря на ее разностороннее развитие, не обеспечивала полной компенсации ограниченных условий проживания на закрытой территории.

УДК 168.522:304.2 Н.В. Худолей

ВОСТОК И ЗАПАД: КУЛЬТУРА, МЕНТАЛЬНОСТЬ, ЛИТЕРАТУРА (НА ПРИМЕРЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ)

В статье рассматриваются ментальные и культурологические различия между Востоком и Западом, воплотившиеся в литературных текстах (на примере текстов художественной литературы Средневековья).

Ключевые слова: Восток, Запад, культура, ментальность, литература, текст.

N.V. Khudoley

EAST AND WEST: CULTURE, MENTALITY, LITERATURE (ON THE EXAMPLE OF THE COMPARATIVE ANALYSIS OF THE MEDIEVAL FICTION TEXTS)

The mental and cultural differences between East and West embodied in the literary texts (on the example of the Medieval fiction texts) are considered in the article.

Keywords: East, West, culture, mentality, literature, text.

«Восток» и «Запад» - две во многом противоположные культурные традиции, два типа духовности, две системы мировоззрения и миропонимания. Различие между Востоком и Западом находит свое выражение в образе жизни народов, их психологии, нравственных принципах и ценностных ориентациях. Это самостоятельные культурные миры, каждый из которых шел своей дорогой развития, в своем ритме. Восток, оставаясь для Запада загадкой, тем не менее оказывал огромное влияние на поиски Западом путей самобытного духовного развития; Запад, в свою очередь, как бы мотивировал Восток в процессе переосмысления своих традиций и универсализации уникального опыта.

Основы западной культуры закладывались еще в античности и в период Средневековья. Они представляют собой опыт демократии античного полиса, становление в рамках его культуры различных философских систем и первых образцов теоретической науки, а затем сформировавшуюся христианскую традицию с ее представлением о человеческой индивидуальности и пониманием человека, созданного по образу и подобию Бога, и поэтому способного к рациональному постижению смысла бытия. Синтез этих двух традиций в эпоху Возрождения был одним из истоков системы ценностей техногенной западной цивилизации. В эпоху Просвещения завершилось формирование мировоззренческих установок, определивших последующее развитие техногенной цивилизации. В системе этих установок формировалась особая ценность про-

42 Это город наш с тобою // Импульс ЭХЗ. 2011. № 45 (997). 17 февр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.