УДК 316.7
Магомедов Магомед-Ганипа Гамидович
кандидат исторических наук, доцент кафедры
гуманитарных дисциплин. Дагестанский
государственный институт народного хозяйства
Magomed-Ganipa G. Magomedov
the Dagestan state institute of a natipnal economy,
Makhachkala.
Assistant, professor
Department of humanitarian disciplines Candidate of science (History) Milena.555@mail. ru
Дагестанские города как центры развития кино, музыки, театра в 1946-1960 гг.
Dagestan cities as centers of development of film, music, theater in the 1946-1960 years.
Аннотация. В статье «Дагестанские города как центры развития кино, музыки, театра в 1946-1960 гг.» исследуется период развития театрального искусства, кино. Это помогло повысить культурный уровень городских жителей и приобщить к ценностям городской жизни селян. В рассматриваемые годы в жизни городов появилось много нового, роднившего их с современными, они становятся центрами развития национальной культуры, музыкального и театрального творчества.
Ключевые слова: театр, кино, музыка, фестиваль, смотр, искусство, клуб, парк, творчество.
Abstract. In the article "Dagestani town centers as development of film, music, theater in the 1946-1960 years." During the period in the development of theatrical art, cinema, helped raise the cultural level of urban residents and attach to the values of the urban life of villagers. In the considered years of life in the cities there are many new, modern Native them, they become centers of development of national culture, music and theater work.
Keywords: theater, cinema, music, festival, parade, arts, club, park, creativity.
В годы Великой Отечественной войны всей социально-культурной сфере республики был нанесен серьезный урон. В боях с фашистами погибла значительная часть советской интеллигенции. Учитывая эти обстоятельства, органы власти и управления республики начали уделять больше внимания вопросам развития, образования, театра, кино, музыки для повышения общего уровня развития населения. Перевод дагестанской национальной
школы на русский язык, осуществленный еще в 1938 г., благотворно сказался на развитии и повышении культурного уровня населения республики. Русский язык сыграл большую роль в приобщении дагестанцев к ценностям мировой культуры.
Развитие театрального искусства помогло повысить общий культурный уровень городских жителей и приобщить к ценностям городской жизни селян. Театры Дагестана значительно расширяют свой репертуар, добиваются повышения исполнительского мастерства [1].
Ведущее место среди театральных коллективов Дагестана занимал русский драматический театр имени А.М.Горького. Он лучше других был укомплектован квалифицированными творческими работниками, одним из первых откликался на запросы дня и оказывал практическую помощь национальным театрам.
Большие творческие успехи достигнуты кумыкским театром имени А.П.Салаватова, расположенного в Махачкале. На сцене этого театра были созданы яркие, художественно — полноценные спектакли... Вокруг театра сплотились и выросли не только талантливые артисты, но и свои национальные драматурги. В постановке этого театра дагестанский зритель тепло встретил пьесы А. Салаватова, Г. Рустамова, А. Курбанова и др. Яркие образцы современников создали на сцене театра народная артистка РСФСР ДАССР Б. Мурадова, заслуженный артист РСФСР и народный артист ДАССР А. Курумов и др. [2]. В 1957г. кумыкский театр имени А.Н.Салаватова участвовал во всесоюзном конкурсе драматических театров, посвященных 40-летию Великой Октябрьской социальной революции.
В этом творческом соревновании участвовали свыше 300 театральных коллективов, хоров и ансамблей. В числе 32 коллективов жюри конкурса за спектакли «Айгази» А. Салаватова и «Дочь Ганга» присудило кумыкскому театру диплом 2-ой степени, а артистом театра А.С. Курумову, Б.С., Мурадовой, С.Т Мурадовой и главному режиссеру театра Г.А. Рустамову -дипломы лауреатов [3].
Решением правительства республики кумыкский драматический театр в 1958г. преобразован в театр музыкальной драмы, что открыло новые возможности в развитии театрального искусства в республике. Артисты театра создали много интересных образов наших современников. В крупный профессиональный коллектив вырос ансамбль песни и пляски народов Дагестана. Важное место для совершенствования мастерства артистов имели вечера дагестанской поэзии и музыки, проведенные в Москве в 1950г.
Удовлетворяя растущие запросы населения, в городах республики стали проводиться кинофестивали, посвященные отдельным отраслям народного хозяйства, важнейшим историческим и революционным датам в жизни советского государства, странам социалистического лагеря.
Во второй половине 1950-х годов в городах республики наряду с проведением обычных смотров художественной самодеятельности стали практиковаться новые формы показа достижений самодеятельного искусства, городские и областные фестивали молодежи и студентов. В 1957 году в
Махачкале прошел первый фестиваль молодежи и студентов республики. На фестивале было представлено 105 самодеятельных коллективов из всех районов. За период подготовки к фестивалю было создано более 200 новых коллективов [4]. В 1958 году в столице состоялся второй фестиваль молодежи республики. В этом фестивале приняли участие уже 350 индивидуальных исполнителей и 286 самодеятельных коллективов, в том числе 30 хоровых, 34 танцевальных, 32 музыкальных коллективов, 19 вокальных дуэтов и т. д. Всего во втором республиканском фестивале молодежи приняло участие 2486 участников, из них 1068 женщин. В дни фестиваля концерты коллективов художественной самодеятельности районов и городов посетило около 80 тысяч зрителей [5].
Значительная работа в эти годы была проведена по радиофикации городов республики. В 1950 году в республике работало 103 радиоузла с 29715 радиоточками против 35 радиоузлов с 14 тыс. радиоточек в 1940 году. К 1958 году общее количество радиоузлов увеличилось до 201 с 95 тысячами радиоточек, в том числе 47353 радиоточки в сельской местности [6]. На квартирах у горожан работало более 30 тыс. радиоприемников.
Огромную роль в удовлетворении постоянно растущих культурных запросов горожан играет кино. Как и во всей нашей стране, кино в Дагестане в послевоенные годы получило широкое развитие. Выросла сеть городских кинотеатров и клубов, с каждым годом увеличивалось число кинозрителей.
В годы оттепели в отечественном кинематографе появился новый тип героя - близкий и понятный зрителям своей жизненной достоверностью. Явлениями кино мирового уровня стали фильмы: «Летят журавли» (1957 г), «Судьба человека» (1959 г) и др. В городах появляется разветвленная сеть кинотеатров, клубов, домов культуры, где демонстрируются кинофильмы. Если в 1950 году в городах Дагестана было 37 стационарных и передвижных киноустановок, то в 1960 году их число достигло 66 [7]. В Махачкале в 1958 году было 28 стационарных киноустановок, число посетивших киносеансы в этом году составило 2846 человек [8].
Положительно сказались на кинообслуживании городского населения организации в 1946 в г.Орджоникидзе Северокавказской студии кинохроники. Был создан ряд кинофильмов на дагестанском материале, в том числе 2 художественных. В 1958г. и 1959г. Северокавказская студия кинохроники выпустила по сценариям Р.Гамзатова и Р.Фатуева два фильма «По стране гор» и «Искусство, рожденное в горах». В 1958г. на экраны вышел художественный фильм «Так рождается песня» - этот фильм рассказывал о жизни и деятельности народного поэта, вслед за тем был снят художественный фильм.
Определенная работа по подъему культуры населения проводилась городскими комсомольскими организациями Дагестана. В городах республики силами молодежи строились учреждения культуры (клубы, библиотеки). В 1958 году в республике работали 1167 массовых библиотек с книжным фондом более 4 миллионов томов. 835 клубных учреждений, шесть музеев [9]. На их содержание из бюджета республика в 1959 году тратилось
21 миллион 250 тысяч рублей.
Развитие кино наглядно видно из следующей таблицы [10].
1945 1958 1963
Число киноустановок 10 28 35
Число посещений киносеансов, тыс.чел. 2846 3047
В 1959г. в республике создан новый танцевальный ансамбль «Лезгинка». Для отбора будущих артистов в Махачкале был проведен конкурс, в котором приняли участие 750 чел. со всех концов республики. Из них было отобрано 40 человек, составившие ядро ансамбля [11]. После 7 месяцев напряженной учебы ансамбль выступил с программой, состоящей из 17 танцев различных народов Дагестана. Городские условия позволили более или менее полно способствовать развитию профессиональному композиторскому творчеству. Среди известных композиторов Дагестана был Г.А. Гасанов, дважды (1949-1950 гг.) удостоенный Государственной премии. Концерт для фортепиано с оркестром, написанный в 1948г., получил высокую оценку на смотре творчества композиторов Северного Кавказа и на пленуме правления Союза советских композиторов СССР.
С середины 50-х годов более демократичной стала система руководства культурой. Некоторые функции государственных органов были переданы общественным организациям, часть - местным органам власти. Характерной приметой времени стала реабилитация осужденных в сталинское время деятелей культуры. Началось освоение всего лучшего, что было создано зарубежными и отечественными мастерами культуры. В СССР концертировали лучшие зарубежные симфонические оркестры, певцы мирового класса. Приоткрытие «железного занавеса» позволило советским музыкантам и деятелям культуры бывать за границей. Даже весьма небольшое ослабление партийного диктата принесло положительные плоды. В республике появились талантливые композиторы, которые в 1955г. объединились в Союз Советских композиторов Дагестана. Здание союза располагалось в Махачкале. В Дагестане период оттепели положил начало творчеству многих талантливых музыкантов и композиторов.
Композиторы А.Абрамянц, Х.Ханукаев, Б.Кулиев и другие написали для песен, танцев музыкальные фантазии, балетные сцены и т.д. Проводилась так же работа по записи популяризации дагестанских народных мелодий. В 1948г. под редакцией Г.Гасанова был издан фольклорный сборник «100 дагестанских песен». В сборник вошли кумыкские, аварские, даргинские, лакские и лезгинские песни, записанные Гасановым, Ивановым, Мурадовым[12].
Лучшими музыкальными произведениями дагестанских композиторов
пополнялся репертуар профессиональных городских творческих коллективов, солистов дагестанского радио, филармонии, а также многочисленных коллективов художественной самодеятельности. Целям дальнейшего развития художественной самодеятельности служили периодически проводившиеся городские и республиканские смотры творчества самодеятельных коллективов. Уже в 1956г. в городах работало около 2 тыс. коллективов художественной самодеятельности, объединявших свыше 20 тыс. участников.
В 50-е годы составной частью городской жизни становятся музеи, выставки, концертная деятельность. Уже в 1956 году в городах республики работало около 2000 коллективов художественной самодеятельности, объединявших свыше 20 тысяч участников [13].
Таким образом, в рассматриваемые годы в жизни городов появилось много нового, они становятся центрами развития национальной культуры, кино и театра. В эти годы заметно улучшилось финансирование кино, театра, музыки и социально-культурной инфраструктуры городов Дагестана в целом.
Вместе с тем сохранились все устои общественной системы. В том числе и механизмы городского развития. Как и ранее, ведомственные интересы превалировали над потребностями территории, в результате города оставались придатками к промышленным предприятиям.
Литература:
1. Советский Дагестан за 45 лет. Статистический сборник. М. 1965 г. С. 107.
2. Абихов А. Очерки советской культуры народов Дагестана. М., 1959 г. С. 235.
3. «Дагестанская правда», 22 декабря 1957 г.
4. «Дагестанская правда», 18 декабря 1957 г.
5. Информационный бюллетень Республиканского методического кабинета культпросветработы Минкультуры ДАСР. Махачкала, 1958. № 4. - С. 29.
6. «Дагестанская правда», 7 мая 1958 г.
7. ДАССР за 50 лет. Статистический сборник. М., 1967 г. С. 102.
8. Махачкала за 50 лет. Махачкала, 1968. С. 78.
9. «Дагестанская правда», 4 марта 1958 г.
10. Архив Дагфилиала И.М.Л. при ЦК КПСС. Ф. 1. Оп 88.Д755 л3.
11. «Дагестанская правда», 12 мая 1959 г.
12. «Дагестанская правда», 14 марта 1949 г.
13. «Дагестанская правда», 23 июня 1956 г.
Literature:
1 . The Soviet Dagestan in 45 years. Statistical collection. M of1965 of Page
107.
2 . Abikhov A. Sketches of the Soviet culture of the people of Dagestan. M, 1959 of Page 235.
3 . "The Dagestan truth", on December 22, 1957.
4 . "The Dagestan truth", on December 18, 1957.
5 . Newsletter of the Republican methodical office Ky^bmnpoceempaöomu DASR Ministry of culture. Makhachkala, 1958. No. 4. - Page 29.
6. "The Dagestan truth", on May 7, 1958.
7. DASSR in 50 years. Statistical collection. M, 1967 of Page 102.
8 . Makhachkala in 50 years. Makhachkala, 1968. Page 78.
9 . "The Dagestan truth", on March 4, 1958.
10 . Archive Dagfiliala I.M.L. at CPSU Central Committee. T. 1 . On 88.D755 ä3.
11 . "The Dagestan truth", on May 12, 1959.
12 . "The Dagestan truth", on March 14, 1949.
13 . "The Dagestan truth", on June 23, 1956.