ИСТОРИЯ
УДК 94(47 67) М.М. Амирханова
КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ДАГЕСТАНСКОГО СЕЛА (70 - 90-е годы XX века)
В данной статье рассматриваются различные аспекты культурной жизни села Дагестана: художественная самодеятельность, библиотечная сеть, телерадиовещание, печать и кино. Характеризуют 120
ся изменения, произошедшие в этой сфере в перестроечный период.
Ключевые слова: культура, культурно-просветительные учреждения, библиотеки, телевещание, периодическая печать, киноустановки.
M.M. Amirkhanova
CULTURAL LIFE OF RURAL DAGESTAN (70 - 90s of the XX century)
The article describes various aspects of cultural life in the Dagestan villages: amateur talent groups, library network, broadcasting, mass media and cinema. The author identifies transformations that took place during the transitional or “perestroika”period.
The key words: culture, cultural and educational institutions, libraries, TV, periodicals, film projectors.
Рост образовательного и культурного уровня сельского населения к началу рассматриваемого периода создал благоприятные условия для повышения его социально-культурной активности. В 1970-е - первой половине 1980-х гг. получили широкое распространение новые типы культурно-просветительных учреждений -централизованные библиотечные и клубные системы, комплексы. По сравнению с 1970 г в 1980 г. количество сельских клубных учреждений Дагестана увеличилось с 966 до 1 116, библиотек - с 682 до 852, киноустановок -с 780 до 1 008, детских музыкальных школ - с 22 до 50 [3]. Относительно улучшилась оснащенность учреждений культуры оборудованием, инвентарем, музыкальными инструментами. Все это способствовало улучшению досуга сельского населения.
Начиная с 1970-х гг. в деятельности культурно-просветительных учреждений произошло перемещение акцента с лекционно-образовательной работы на организацию художественного творчества: «Потребность в освоении культурных ценностей, - отметил директор Новолакского районного дома культуры А. Алимов, - перешла в потребность их создавать ... Теперь они не хо-
тят быть только посетителями клубов. Стало более важным собираться вместе для отдыха и важных открытий в творчестве» [14, с. 27]. Население Дагестана активно участвовало в развитии непрофессиональных видов творческой деятельности, таких как художественная самодеятельность, техническое творчество и др. В республике в 1 979 г. всеми видами художественной самодеятельности было охвачено около 100 тыс. человек [9, с. 14]. Это была наиболее массовая форма художе -ственного творчества народа, способ проведения досуга и общественной деятельности. В этот период произошли качественные изменения в состоянии художественной самодеятельности - осуществлялся переход от традиционной формы (кружки) к возникновению народных любительских коллективов - театральных, хоровых, музыкальных. Так, в 1980 г. в Дагестане насчитывался 31 народный театр [13. Ф.1252-р. Оп.13. Д.162. Л.8]. Заслуженной любовью у зрителей пользовались такие народные театры, как Новолакский, Ахтынский, Бабаюртовский и др.
Значение художественной самодеятельности в удовлетворении духовных потребностей сельского населе-
♦
♦
ния тем более важно, что профессиональное искусство в селе было явлением нечастым. Так, в республике в 1980 - 1981 гг. в среднем на 1 клуб приходилось только по 1 - 2 выступлению профессиональных артистов в год. В то же время участниками художественной самодеятельности было дано в среднем на 1 клубное уч -реждение 20 - 21 спектакль, концерт [14, с. 30].
Характерной особенностью 1970-х - первой половины 1980-х гг. в области художественной самодеятельности было систематическое проведение всесоюзных, всероссийских, республиканских смотров, конкурсов, фестивалей, которыми отмечались все важнейшие общественно-политические события в стране и республике.
Так, в Махачкале проходили отчетные концерты сводных коллективов художественной самодеятельности сельских районов республики, посвященные 60-летию образования СССР В рамках Второго Всесоюзного фестиваля народного творчества, посвященного 70-летию Октября, проходил смотр агитационно-художественных бригад сельских домов культуры в г. Буйнакске. Со своим искусством махачкалинских зрителей и гостей столицы познакомили художественные коллективы Махачкалинского, Кизилюртовского, Тарумовско-го, Хунзахского и других районов [11].
В рассматриваемый период значительных результатов достигли многие фольклорные коллективы и среди них коллективы Цунтинского, Акушинского, Гумбетов -ского районов. Они хорошо были известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Например, в 1981 г. самодеятельный фольклорный ансамбль республики в составе 39 человек принял активное участие в Международном фестивале фольклора во Франции. Где бы ни выступал дагестанский ансамбль, зрители и знатоки фольклора восхищались оригинальностью и своеобразием самобытного искусства горного края, бурно аплодировали, не отпуская самодеятельных артистов со сцены [8].
Таким образом, как отмечает А.И. Османов, в куль -туре и искусстве, достигших немалых профессиональных высот, оказались живучими и народные традиции [6, с. 518].
Начавшиеся со второй половины 1980-х гг. радикальные реформы социально-политической и экономической системы страны обусловили крайне сложную ситуацию во всех сферах общественной жизни, в том числе и культурной. На общем фоне этих негативных явлений наблюдался не менее печальный факт - едва тле -ющие угольки в сельских очагах культуры. Так, в 1987 г. из 2 036 работников клубных учреждений только 321 (15%) имели высшее и среднее специальное образование [7]. Совершенно не использовалась такая испытанная форма закрепления кадров, как направление в учебные заведения культуры по целевому назначению выпускников школ.
Немаловажное значение имели зарплата, условия труда. Из 992 клубных учреждений только 120 размещались в типовых зданиях, 872 - в приспособленных, 257 не имели комнат для проведения кружковой работы, 128 не отапливались [7].
Число массовых мероприятий в сельских учреждениях культуры с 1985 по 1989 г. сократилось почти в
2 раза, количество их посетителей уменьшилось с 15 622 до 8 890 человек. Среднее число посещений клубных учреждений одним сельским жителем республики в 1989 г. составило 8,8 раза, что на 6,9 посещений было меньше, чем в 1985 г. [5, с. 270]
Как одну из форм проведения досуга сельских тружеников можно отметить и гастрольные спектакли театров. К рассматриваемому времени в республике насчитывалось 7 театров: 5 национальных, Русский драматический им. М. Горького и театр кукол. Из 280 спектаклей национальных театров около 220 давались на селе. Но выезжать туда актеры не всегда могли из-за нехватки транспорта, гостиниц и т.д. Трудности переходного периода не миновали и эту сферу культурной жизни республики. Проблема кадров стояла перед всеми театрами. Для национальных театров квалифицированные специалисты готовились в театральных вузах Москвы, Ленинграда, Тбилиси и др. В 1989 г. было открыто актерское отделение в Дагестанском училище культуры (бывшее культпросветучилище) [4]. Но снижение уровня жизни, падение престижа работников культуры и искусства привели к резкому сокращению поступающих в средние учебные заведения культуры, особенно абитуриентов из сельской местности.
В новых условиях наметилась тенденция ослабления роли библиотек как одной из форм проведения досуга сельского населения. Тяжелое финансовое состояние республики, отсутствие средств на содержание и комплектование библиотек привели к ухудшению качества обслуживания читателей и формирования книжных фондов. В 1993 г. в муниципальные библиотеки поступило более 113 тыс. книг, в 1996 г. эти поступления уменьшились почти вдвое [1].
Многие городские и сельские библиотеки подверглись сокращению. Так, в Кизилюртовском районе в 1994 г. перестала существовать централизованная библиотечная система, в Рутульском районе сократили детскую библиотеку В Гергебильском, Унцукульском, Цумадин-ском районах сократили штаты библиотек, мотивируя это уменьшением объема работы.
Значительную роль в эстетическом воспитании, организации досуга населения играют телевидение и радио. В начале 1980-х гг. телевизионная сеть Дагестана насчитывала 3 мощных и 62 маломощных передатчика. Для улучшения качества телевизионных программ и увеличения охвата сельского населения было принято решение о строительстве мощной радиотелевизионной станции на горе Зуберха Гергебильского района. Это позволило охватить телевещанием полностью Акушин-ский, Левашинский, Гунибский, Унцукульский, Герге-бильский, Хунзахский и другие районы.
Для организации передач Центрального телевидения в цветном изображении одними из первых в Российской Федерации установили спутниковую приемную станцию «Москва» в Дагестане (в Рутуле - 1980 г., Тпиге -1982 г., в Курахе - 1983 г.) [12].
С началом перестройки радио и телевидение развивались под воздействием процессов, происходящих в жизни страны, республики. И поэтому наиболее популярными стали именно передачи, отражавшие эти процессы, активно принимавшие участие в решении самых острых политических, экономических, соци-
♦
♦
альных и духовных проблем. Слушатели с одобрением встретили перемены, происходящие и на радио. Это прежде всего относилось к информационным и молодежным программам.
В постсоветский период вещание передач ОРТ и Дагестанского телевидения охватило 99% населения, но в то же время передачи второй программы могли смотреть лишь 77% сельского населения. Жители семи районов вообще лишены были возможности смотреть программу Дагестанского ТВ. В Российской Федерации Дагестан занимал 68-е место по охвату населения телевещанием. Появление кабельного телевидения и параболических антенн расширило информационное поле дагестанского радио и телевидения.
Печать занимает особое место в нашей культуре. Данные социологических опросов показывают, что свыше 70% взрослого населения более или менее регулярно читают газеты и книги. В Дагестане в начале 1980-х гг. издавалась 61 газета, в том числе 5 областных партийных газет, областная молодежная газета - «Комсомолец Дагестана», 42 районных и городских многотиражных газет, 8 журналов на русском и национальных языках [10, с. 45].
Перестройка общественной жизни резко изменила состояние печатного и издательского дела в республике. В 1994 г. в Дагестане издавалось 20 журналов, сборников и бюллетеней, 65 газет. Однако их тиражи постоянно снижались. Так, в 1998 г., по данным Миннацин-формвнешсвязей РД, в типографиях республики было напечатано 37 наименований книг, в 1999 г. - 26. Для сравнения: в 1970 г. в Дагестане было издано 400 наименований книг общим тиражом 2 млн экземпляров. Если еженедельный тираж республиканских газет в 1985 г. составлял около 1,5 млн экземпляров, то в 2001 г. - лишь 320 тыс. [2, с. 529].
Особая роль в проведении досуга сельских жителей принадлежит кино. Организация массового кинопроката в сельской местности Дагестана приходится в основном на конец 1950-х - начало 1960-х гг.
В 1989 г. в Дагестане насчитывалась 1 301 киноустановка на 214,9 тыс. зрительских мест, что на 84 киноустановок и 18,4 тыс. мест больше, чем в 1985 г. Однако, как и в других регионах страны, в республике происходит ощутимое сокращение числа кинопосещений. В 1990 г. в среднем на одного жителя республики в год
приходилось 8 кинопосещений, что на 5 меньше чем в 1985 г. [5, с. 271]. Эти кризисные явления порождались неудовлетворительным состоянием кинотеатров, дальнейшим развитием телевещания, широким проникновением в быт сельской семьи видеотехники и т.д.
Таким образом, анализ системы культурного обслуживания сельских тружеников в рассматриваемые годы показал, что его уровень был недостаточно высок и в значительной степени ослаблен в условиях Дагестана слабой поддержкой средств массовой коммуникации и информации. Кризис 1990-х гг. привел к потере интереса сельского населения к искусству отказу от стремления быть самым непосредственными участниками создания духовных ценностей.
1. Важная сфера духовной жизни народа //Дагестанская правда. 1997. 27 мая.
2. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Махачкала, 2005.
3. Когда душа поет // Дагестанская правда. 1982. 1 февр.
4. Культура с протянутой рукой // Дагестанская правда. 1990. 27 марта.
5. Мирзабеков М.Я. Культура дагестанского села. XX век: история, проблемы. Махачкала, 1998.
6. Османов А.И. Дагестан в XX веке: исторический опыт регионального развития: в 2 кн. Махачкала, 2007. Кн. 2. Общественно-политическая жизнь и социально-культурное развитие народов Дагестана.
7. Право на внимание // Дагестанская правда. 1987. 24 июля.
8. Праздник народных талантов //Комсомолец Дагестана. 1982. 14 сент.
9. Песни над степью // Блокнот агитатора и политинформатора. Махачкала, 1979. № 10.
10. Печать Дагестана: справочник / ред.-сост. А.А. Алиханова. Махачкала, 1983.
11. Смотр конкурсов // Дагестанская правда. 1987. 17 дек.
12. Телевидение: взгляд в завтра // Дагестанская правда. 1984. 3 апр.
13. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. 1252-р. Оп. 13. Д. 162. Л. 8.
14. Шабаева А.К. Деятельность культурно-просветительных учреждений по эстетическому воспитанию трудящихся (1970 - 1980 гг.) // Искусство Дагестана в контексте современной художественной культуры. Махачкала, 1988.