Научная статья на тему 'Культурная жизнь дагестанского села (70 90-е годы XX века)'

Культурная жизнь дагестанского села (70 90-е годы XX века) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1132
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / БИБЛИОТЕКИ / ТЕЛЕВЕЩАНИЕ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / КИНОУСТАНОВКИ. / CULTURE / CULTURAL AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS / LIB RARIES / TV / PERIODICALS / FILM PROJECTORS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Амирханова М. М.

В данной статье рассматриваются различные аспекты культурной жизни села Дагестана: художественная самодеятельность, библиотечная сеть, телерадиовещание, печать и кино. Характеризуются изменения, произошедшие в этой сфере в перестроечный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL LIFE OF RURAL DAGESTAN (70 90s of the XX century)

The article describes various aspects of cultural life in the Dagestan villages: amateur talent groups, library network, broadcasting, mass media and cinema. The author identifies transformations that took place during the transitional or "perestroika"period.

Текст научной работы на тему «Культурная жизнь дагестанского села (70 90-е годы XX века)»

ИСТОРИЯ

УДК 94(47 67) М.М. Амирханова

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ДАГЕСТАНСКОГО СЕЛА (70 - 90-е годы XX века)

В данной статье рассматриваются различные аспекты культурной жизни села Дагестана: художественная самодеятельность, библиотечная сеть, телерадиовещание, печать и кино. Характеризуют 120

ся изменения, произошедшие в этой сфере в перестроечный период.

Ключевые слова: культура, культурно-просветительные учреждения, библиотеки, телевещание, периодическая печать, киноустановки.

M.M. Amirkhanova

CULTURAL LIFE OF RURAL DAGESTAN (70 - 90s of the XX century)

The article describes various aspects of cultural life in the Dagestan villages: amateur talent groups, library network, broadcasting, mass media and cinema. The author identifies transformations that took place during the transitional or “perestroika”period.

The key words: culture, cultural and educational institutions, libraries, TV, periodicals, film projectors.

Рост образовательного и культурного уровня сельского населения к началу рассматриваемого периода создал благоприятные условия для повышения его социально-культурной активности. В 1970-е - первой половине 1980-х гг. получили широкое распространение новые типы культурно-просветительных учреждений -централизованные библиотечные и клубные системы, комплексы. По сравнению с 1970 г в 1980 г. количество сельских клубных учреждений Дагестана увеличилось с 966 до 1 116, библиотек - с 682 до 852, киноустановок -с 780 до 1 008, детских музыкальных школ - с 22 до 50 [3]. Относительно улучшилась оснащенность учреждений культуры оборудованием, инвентарем, музыкальными инструментами. Все это способствовало улучшению досуга сельского населения.

Начиная с 1970-х гг. в деятельности культурно-просветительных учреждений произошло перемещение акцента с лекционно-образовательной работы на организацию художественного творчества: «Потребность в освоении культурных ценностей, - отметил директор Новолакского районного дома культуры А. Алимов, - перешла в потребность их создавать ... Теперь они не хо-

тят быть только посетителями клубов. Стало более важным собираться вместе для отдыха и важных открытий в творчестве» [14, с. 27]. Население Дагестана активно участвовало в развитии непрофессиональных видов творческой деятельности, таких как художественная самодеятельность, техническое творчество и др. В республике в 1 979 г. всеми видами художественной самодеятельности было охвачено около 100 тыс. человек [9, с. 14]. Это была наиболее массовая форма художе -ственного творчества народа, способ проведения досуга и общественной деятельности. В этот период произошли качественные изменения в состоянии художественной самодеятельности - осуществлялся переход от традиционной формы (кружки) к возникновению народных любительских коллективов - театральных, хоровых, музыкальных. Так, в 1980 г. в Дагестане насчитывался 31 народный театр [13. Ф.1252-р. Оп.13. Д.162. Л.8]. Заслуженной любовью у зрителей пользовались такие народные театры, как Новолакский, Ахтынский, Бабаюртовский и др.

Значение художественной самодеятельности в удовлетворении духовных потребностей сельского населе-

ния тем более важно, что профессиональное искусство в селе было явлением нечастым. Так, в республике в 1980 - 1981 гг. в среднем на 1 клуб приходилось только по 1 - 2 выступлению профессиональных артистов в год. В то же время участниками художественной самодеятельности было дано в среднем на 1 клубное уч -реждение 20 - 21 спектакль, концерт [14, с. 30].

Характерной особенностью 1970-х - первой половины 1980-х гг. в области художественной самодеятельности было систематическое проведение всесоюзных, всероссийских, республиканских смотров, конкурсов, фестивалей, которыми отмечались все важнейшие общественно-политические события в стране и республике.

Так, в Махачкале проходили отчетные концерты сводных коллективов художественной самодеятельности сельских районов республики, посвященные 60-летию образования СССР В рамках Второго Всесоюзного фестиваля народного творчества, посвященного 70-летию Октября, проходил смотр агитационно-художественных бригад сельских домов культуры в г. Буйнакске. Со своим искусством махачкалинских зрителей и гостей столицы познакомили художественные коллективы Махачкалинского, Кизилюртовского, Тарумовско-го, Хунзахского и других районов [11].

В рассматриваемый период значительных результатов достигли многие фольклорные коллективы и среди них коллективы Цунтинского, Акушинского, Гумбетов -ского районов. Они хорошо были известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Например, в 1981 г. самодеятельный фольклорный ансамбль республики в составе 39 человек принял активное участие в Международном фестивале фольклора во Франции. Где бы ни выступал дагестанский ансамбль, зрители и знатоки фольклора восхищались оригинальностью и своеобразием самобытного искусства горного края, бурно аплодировали, не отпуская самодеятельных артистов со сцены [8].

Таким образом, как отмечает А.И. Османов, в куль -туре и искусстве, достигших немалых профессиональных высот, оказались живучими и народные традиции [6, с. 518].

Начавшиеся со второй половины 1980-х гг. радикальные реформы социально-политической и экономической системы страны обусловили крайне сложную ситуацию во всех сферах общественной жизни, в том числе и культурной. На общем фоне этих негативных явлений наблюдался не менее печальный факт - едва тле -ющие угольки в сельских очагах культуры. Так, в 1987 г. из 2 036 работников клубных учреждений только 321 (15%) имели высшее и среднее специальное образование [7]. Совершенно не использовалась такая испытанная форма закрепления кадров, как направление в учебные заведения культуры по целевому назначению выпускников школ.

Немаловажное значение имели зарплата, условия труда. Из 992 клубных учреждений только 120 размещались в типовых зданиях, 872 - в приспособленных, 257 не имели комнат для проведения кружковой работы, 128 не отапливались [7].

Число массовых мероприятий в сельских учреждениях культуры с 1985 по 1989 г. сократилось почти в

2 раза, количество их посетителей уменьшилось с 15 622 до 8 890 человек. Среднее число посещений клубных учреждений одним сельским жителем республики в 1989 г. составило 8,8 раза, что на 6,9 посещений было меньше, чем в 1985 г. [5, с. 270]

Как одну из форм проведения досуга сельских тружеников можно отметить и гастрольные спектакли театров. К рассматриваемому времени в республике насчитывалось 7 театров: 5 национальных, Русский драматический им. М. Горького и театр кукол. Из 280 спектаклей национальных театров около 220 давались на селе. Но выезжать туда актеры не всегда могли из-за нехватки транспорта, гостиниц и т.д. Трудности переходного периода не миновали и эту сферу культурной жизни республики. Проблема кадров стояла перед всеми театрами. Для национальных театров квалифицированные специалисты готовились в театральных вузах Москвы, Ленинграда, Тбилиси и др. В 1989 г. было открыто актерское отделение в Дагестанском училище культуры (бывшее культпросветучилище) [4]. Но снижение уровня жизни, падение престижа работников культуры и искусства привели к резкому сокращению поступающих в средние учебные заведения культуры, особенно абитуриентов из сельской местности.

В новых условиях наметилась тенденция ослабления роли библиотек как одной из форм проведения досуга сельского населения. Тяжелое финансовое состояние республики, отсутствие средств на содержание и комплектование библиотек привели к ухудшению качества обслуживания читателей и формирования книжных фондов. В 1993 г. в муниципальные библиотеки поступило более 113 тыс. книг, в 1996 г. эти поступления уменьшились почти вдвое [1].

Многие городские и сельские библиотеки подверглись сокращению. Так, в Кизилюртовском районе в 1994 г. перестала существовать централизованная библиотечная система, в Рутульском районе сократили детскую библиотеку В Гергебильском, Унцукульском, Цумадин-ском районах сократили штаты библиотек, мотивируя это уменьшением объема работы.

Значительную роль в эстетическом воспитании, организации досуга населения играют телевидение и радио. В начале 1980-х гг. телевизионная сеть Дагестана насчитывала 3 мощных и 62 маломощных передатчика. Для улучшения качества телевизионных программ и увеличения охвата сельского населения было принято решение о строительстве мощной радиотелевизионной станции на горе Зуберха Гергебильского района. Это позволило охватить телевещанием полностью Акушин-ский, Левашинский, Гунибский, Унцукульский, Герге-бильский, Хунзахский и другие районы.

Для организации передач Центрального телевидения в цветном изображении одними из первых в Российской Федерации установили спутниковую приемную станцию «Москва» в Дагестане (в Рутуле - 1980 г., Тпиге -1982 г., в Курахе - 1983 г.) [12].

С началом перестройки радио и телевидение развивались под воздействием процессов, происходящих в жизни страны, республики. И поэтому наиболее популярными стали именно передачи, отражавшие эти процессы, активно принимавшие участие в решении самых острых политических, экономических, соци-

альных и духовных проблем. Слушатели с одобрением встретили перемены, происходящие и на радио. Это прежде всего относилось к информационным и молодежным программам.

В постсоветский период вещание передач ОРТ и Дагестанского телевидения охватило 99% населения, но в то же время передачи второй программы могли смотреть лишь 77% сельского населения. Жители семи районов вообще лишены были возможности смотреть программу Дагестанского ТВ. В Российской Федерации Дагестан занимал 68-е место по охвату населения телевещанием. Появление кабельного телевидения и параболических антенн расширило информационное поле дагестанского радио и телевидения.

Печать занимает особое место в нашей культуре. Данные социологических опросов показывают, что свыше 70% взрослого населения более или менее регулярно читают газеты и книги. В Дагестане в начале 1980-х гг. издавалась 61 газета, в том числе 5 областных партийных газет, областная молодежная газета - «Комсомолец Дагестана», 42 районных и городских многотиражных газет, 8 журналов на русском и национальных языках [10, с. 45].

Перестройка общественной жизни резко изменила состояние печатного и издательского дела в республике. В 1994 г. в Дагестане издавалось 20 журналов, сборников и бюллетеней, 65 газет. Однако их тиражи постоянно снижались. Так, в 1998 г., по данным Миннацин-формвнешсвязей РД, в типографиях республики было напечатано 37 наименований книг, в 1999 г. - 26. Для сравнения: в 1970 г. в Дагестане было издано 400 наименований книг общим тиражом 2 млн экземпляров. Если еженедельный тираж республиканских газет в 1985 г. составлял около 1,5 млн экземпляров, то в 2001 г. - лишь 320 тыс. [2, с. 529].

Особая роль в проведении досуга сельских жителей принадлежит кино. Организация массового кинопроката в сельской местности Дагестана приходится в основном на конец 1950-х - начало 1960-х гг.

В 1989 г. в Дагестане насчитывалась 1 301 киноустановка на 214,9 тыс. зрительских мест, что на 84 киноустановок и 18,4 тыс. мест больше, чем в 1985 г. Однако, как и в других регионах страны, в республике происходит ощутимое сокращение числа кинопосещений. В 1990 г. в среднем на одного жителя республики в год

приходилось 8 кинопосещений, что на 5 меньше чем в 1985 г. [5, с. 271]. Эти кризисные явления порождались неудовлетворительным состоянием кинотеатров, дальнейшим развитием телевещания, широким проникновением в быт сельской семьи видеотехники и т.д.

Таким образом, анализ системы культурного обслуживания сельских тружеников в рассматриваемые годы показал, что его уровень был недостаточно высок и в значительной степени ослаблен в условиях Дагестана слабой поддержкой средств массовой коммуникации и информации. Кризис 1990-х гг. привел к потере интереса сельского населения к искусству отказу от стремления быть самым непосредственными участниками создания духовных ценностей.

1. Важная сфера духовной жизни народа //Дагестанская правда. 1997. 27 мая.

2. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Махачкала, 2005.

3. Когда душа поет // Дагестанская правда. 1982. 1 февр.

4. Культура с протянутой рукой // Дагестанская правда. 1990. 27 марта.

5. Мирзабеков М.Я. Культура дагестанского села. XX век: история, проблемы. Махачкала, 1998.

6. Османов А.И. Дагестан в XX веке: исторический опыт регионального развития: в 2 кн. Махачкала, 2007. Кн. 2. Общественно-политическая жизнь и социально-культурное развитие народов Дагестана.

7. Право на внимание // Дагестанская правда. 1987. 24 июля.

8. Праздник народных талантов //Комсомолец Дагестана. 1982. 14 сент.

9. Песни над степью // Блокнот агитатора и политинформатора. Махачкала, 1979. № 10.

10. Печать Дагестана: справочник / ред.-сост. А.А. Алиханова. Махачкала, 1983.

11. Смотр конкурсов // Дагестанская правда. 1987. 17 дек.

12. Телевидение: взгляд в завтра // Дагестанская правда. 1984. 3 апр.

13. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. 1252-р. Оп. 13. Д. 162. Л. 8.

14. Шабаева А.К. Деятельность культурно-просветительных учреждений по эстетическому воспитанию трудящихся (1970 - 1980 гг.) // Искусство Дагестана в контексте современной художественной культуры. Махачкала, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.