Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование проблемы формирования досуговых интересов современной молодежи'

Теоретическое обоснование проблемы формирования досуговых интересов современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2584
524
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГОВЫЙ ИНТЕРЕС / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ / LEISURE INTEREST / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITY / MODERN YOUNG

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зайнутдинова А. Р.

В статье обоснована специфика формирования досуговых интересов молодежи, раскрыта структура досугового интереса, обоснованы основные факторы формирования досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества. Данная статья может быть полезна специалистам культурно-досуговых учреждений по организации досуга молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is about of the organization young's leisure interests, the structure of leisure interests is disclosed, the basic factors of leisure interest's formation at the society transformation conditions are explained. This article may be useful for the specialists of cultural and leisure centers on the young's leisure organization.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование проблемы формирования досуговых интересов современной молодежи»

УДК 379.8

А.Р. Зайнутдинова

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГОВЫХ ИНТЕРЕСОВ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье обоснована специфика формирования досуговых интересов молодежи, раскрыта структура досугового интереса, обоснованы основные факторы формирования досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества.

Данная статья может быть полезна специалистам культурно-досуговых учреждений по организации досуга молодежи.

Ключевые слова: досуговый интерес, культурно-досуговая деятельность, современная молодежь.

Theoretic explanation of the organizational problem of modern young’s leisure interests.

The article is about of the organization young’s leisure interests, the structure of leisure interests is disclosed, the basic factors of leisure interest’s formation at the society transformation conditions are explained.

This article may be useful for the specialists of cultural and leisure centers on the young’s leisure organization.

Key words: leisure interest, cultural and leisure activity, modern young.

Культурно-досуговая деятельность

выступает одним из главных направлений, способствующим становлению социальной активности молодежи, вовлекая ее в различные виды творчества, досугового общения, формируя культуру потребления определенных ценностей (эстетических, духовно-нравст-венных, социальных,

творческих и др.). Куль-турно-досуговая деятельность обеспечивает реализацию досуговых интересов молодежи в том случае, если реализуются субъективные, т.е. личностные потребности в досуге и объективные - социально-культурные условия, способствующие раскрытию человеком собственных потенций.

Реализация досуговых интересов молодежи обеспечивается на сегодняшний день за счет наполнения досуга новым социально-значимым смыслом, в процессе которого идет формирование у личности практических навыков проведения своего свободного времени. Этот процесс сопровождается потребностью в познании и общении, возможностью релаксации, стремлении к творчеству и саморазвитию.

Так, В.М. Рябков отмечает, что наиболее общая черта участников культурно-досуговой деятельности - направленность интереса (на поэзию, технику, политику...), должна учитываться при моделировании

педагогической ситуации руководителем. «Имея возможность выбора, человек включается в культурно-досуговую

деятельность, когда его организация (репертуар, программа, форма активности) соответствуют его досуговым интересам, вкусам, установкам, пожеланиям» [5,с.48]. Без учета реальных досуговых интересов участников, педагогический процесс культурно-до-суговой деятельности вообще невозможен, т.к. он не только средство обеспечения наибольшей эффективности, но и основное условие самого осуществления педагогического процесса [5].

В.Е. Триодин рассматривал вопросы формирования досуговых интересов. По его мнению, досуговый интерес формируется либо индивидуально-организованным, либо общественно-организованным путем. При общественно-организованной форме досуговый интерес формируется СМИ, теле- и радиопередачами, посещением выставки, пропагандой и рекламой. При индивидуально-орга-низованной форме, досуговый интерес может формироваться под воздействием друзей и знакомых, которые увлекаются какой-либо досуговой

деятельностью, может формироваться под воздействием встречи с интересным

человеком. На формирование досуговых интересов влияют родители и увлечения семьи [8].

Мы считаем, что в сфере досуга перекрещиваются интересы личности и

общества. Можно отметить, что виды досуговой деятельности настолько

разнообразны, насколько развиты культурные

интересы и потребности личности. Эти интересы и потребности личность может удовлетворять дома или в различных культурно-досуговых учреждениях.

В статье Н.В. Шарковской рассматриваются досуговые интересы с позиции разных уровней социально активности личности в сфере досуга. Формирование досуговых интересов связано автором с первым уровнем социальной активности. По ее мнению, первый уровень характеризуется осуществлением личностью социального «продвижения» через подбор направлений досуговой деятельности, обычно приближенных к ее культурным установкам. Планы по организации свободного времени чаще всего связываются с воссозданием типов социальных ситуаций, которые уже имели место в социальнокультурной деятельности и отвечали досуговым интересам личности.

«Возможность не вполне соответствующего досуговым интересам выбора той или иной сферы досуга ведет либо к смене сфер и поиску новых, либо к прекращению и избранию пассивных форм досуга. Тогда социально-культурная активность

приобретает формальный характер,

преобладает исполнительность» [9,с.97]. Автор делает вывод, что, реализуя досуговые интересы, увлеченности, личность вступает в социальные взаимоотношения, с другими участниками социально-культурной

деятельности, что позволяет ей опредмечивать свою социально-культурную активность.

Также Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников отмечают, что досуг всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией,

саморазвитием, самореализацией,

общением, удовольствием, оздоровлением. Традиционное понимание досуговых интересов, по их мнению, необходимо

постоянно соотносить с особенностями

образа жизни и ориентациями различных социальных групп. На уровень досуговых интересов, как считают авторы, существенно влияет социальная принадлежность человека, отсюда большие различия в этом выборе у разных социальнодемографических групп. Одни

предпочитают активные виды отдыха: спорт, экскурсии, поездки за город, культурные мероприятия, другие - телевизор, сад, огород и т.д.

Данные исследователи определяют следующие факторы, влияющие на уровень досуговых интересов:

- материальная обеспеченность;

- культурные различия;

- местные условия;

- состояние здоровья;

- семейное положение;

- национальные особенности [4,с. 171].

Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова

анализируют досуговые интересы в аспекте типов нервной системы человека. Ученые отмечают, что досуговые интересы определяются неодинаковым отношением к различным видам отдыха и развлечения, и во многом определяются физиологической природой основных свойств нервной системы человека. Имеются занятия, для участия в которых особенности нервной системы не имеют сколько-нибудь существенного значения. В такие развлечения с одинаковым желанием и интересом могут включаться практически все. Наблюдения и исследования, проведенные под руководством данных ученых показали, что у тех, кто входит в группу «инертных», заметно стремление к спокойным, размеренным занятиям; «они консервативны в своих досуговых интересах, не любят их менять, ни ломать привычные стереотипы, отличаются несуетливостью, основательностью поведения» [6,с.157].

Л.А. Акимова считает, что в организации формирования досугового интереса следует руководствоваться следующими

принципами:

- от частного интереса личности к ее всестороннему развитию;

- от познавательного интереса к интересу деятельному;

- от активного восприятия к активной деятельности;

- от управления личным интересом к общественно-значимой деятельности [1].

В целом, под досуговыми интересами мы понимаем направленность и предпочтения личности, которые реализуются в сфере организации свободного времени, общения и

культурно-досуговой деятельности,

обеспечивающие удовлетворения духовных потребностей личности, ее культурных

запросов, расширение кругозора и становления социальной активности.

На наш взгляд, структура досугового интереса может быть представлена тремя компонентами: мотивационный компонент

определяет направленность личности на какой-либо вид культурно-досуговой

деятельности; познавательный компонент

реализуется отношением субъекта к различным видам досуга, связанными с познавательной деятельностью;

деятельностный компонент обеспечивается за счет включения человека в различные виды культурно-досуговой деятельности.

Возраст молодости является такой фазой развития личности, когда сознание и организм человека отличаются повышенной сензитивностью (чувствительностью) к определенным внешним и внутренним факторам социальной жизни, воздействия которых именно на этой стадии могут иметь особенно важные, а подчас и необратимые последствия.

Сегодняшняя российская молодежь участвует в модернизации страны, в проведении реформ. Постоянно меняющиеся условия жизни вынуждают молодых людей приспосабливаться к новым реалиям, вести постоянный поиск новых форм идентичности, вырабатывать свою жизненную позицию, созидать свой духовный мир.

Молодежь в наибольшей степени, в сравнении с другими группами, ориентирована на будущее, она отличается более высокими адаптивными способностями, нежели старшие возрастные группы. Основными адаптивными факторами, характеризующими молодежь как социальную группу, выступают:

- незавершенность достижения профессиональных статусов и как следствие, меньшая опасность риска профессиональной квалификации;

- естественный оптимизм, связанный с началом жизненного пути;

- незавершенный семейный статус и ограниченность семейных ролей;

- менее жесткие социальные ожидания

«ответственного поведения»;

- пластичность мировоззренческой и

нормативно-ценностной систем,

обусловленная незавершенностью их формирования;

- меньший уровень рефлексивности, позволяющий не отличать показателей дезадаптации.

В исследовании В.Я. Суртаева выявлено, что особенностью современной молодежной субкультуры является однообразие и стереотипизация форм культурно-досуговой деятельности значительной части молодых людей. В данном исследовании доказано, что в структуре молодежного досуга зачастую преобладают пассивно-потребительские виды деятельности, которые носят стандартные формы, не способствующие духовному обогащению личности молодого человека. В.Я. Суртаев отмечает, что в сфере молодежного досуга отмечается тенденция снижения интереса молодежи к таким видам культурно-досуговой деятельности как чтение художественной литературы, участие в самодеятельном художественном и техническом творчестве. Превалируют развлекательно-игровые, спортивные,

музыкальные досуговые интересы [7].

Рассматривая основные проблемы организации досуга молодежи на сегодняшний день, П.Н. Беспаленко пришел к выводу, что необходимо:

«- обеспечить созидательную

направленность молодежного отдыха;

- развивать комплекс услуг,

предоставляемых молодежи на

безвозмездной основе: муниципальные

спортивные площадки для занятий физкультурой, спортом и фитнесом, сеть мобильных спортивных интерактивных площадок; приобретение абонементов на серию концертных и спортивных мероприятий;

- содействовать развитию молодежного туризма, экстремальных и приключенческих форм досуга молодежи;

- укрепить материально-техническую базу муниципальных образований через строительство плоскостных спортивных сооружений, в том числе для занятий роликами, велотриалом и др.;

- развивать молодежные традиции,

поддерживать инициативы молодых;

- содействовать общественным молодежным организациям в реализации социально значимых молодежных проектов на международном и межрегиональном уровнях;

-формировать молодежный творческий потенциал» [2,с. 11].

По мнению А.Д. Жаркова, многие проблемы организации досуга молодежи возникают из-за недоступности социальнокультурной инфраструктуры, низкого уровня досуговых интересов. По его мнению, произошло смещение акцента в сторону массовой, развлекательной культуры, что привело к общему падению творческой активности. Автор приходит к выводу, что «досуговые интересы личности

определяются:

- заинтересованным отношением к делу;

- активностью человека;

- способностью к сочетанию активного и пассивного отдыха» [3].

Именно в сфере досуга молодежь проигрывает на модельном уровне все возможные варианты своего будущего поведения, в том числе с бурно меняющейся реальностью инновационные моменты, для которых еще не существует одобренных обществом форм поведения.

На наш взгляд, организация досуга молодежи опирается на следующие компоненты:

- усиление самодеятельных начал;

- развитие волонтерского движения;

- повышение политической культуры;

- развитие творческого потенциала и активности личности;

- осуществление индивидуального воздействия на отдельную личность с учетом специфики ее интересов и потребностей;

- создание социально-культурных условий для досугового общения молодежи.

В целом, существует следующая

типология мотивов выбора молодежью тех или иных досуговых занятий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- информационно-познавательный (к

телевидению, кино или книгам; обращаются с целью получения информации, новых

интересных фактов, удовлетворения информационного «голода»);

- развлекательный (различные формы

выступают средством развлечения, отдыха);

- престижно-конформистский (смотрят, слушают и читают то, что модно, «приятно», престижно, что «диктует» социальная среда);

- компенсаторный (проведение того или иного досугового занятия с целью психологической компенсации привычной монотон-ной жизни).

Безусловно, можно отметить, что досуговые интересы личности реализуются в культурно-досуговой деятельности, которая представляет собой часть свободного времени, используемую для общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной активности,

способствующей сохранению,

восстановлению и развитию физического и духовного здоровья человека, его интеллектуальному совершенству.

Итак, к числу основных черт социокультурной деятельности можно отнести включение молодежи в занятия на добровольных началах в соответствии с принципами досугового интереса и внутренними побуждениями молодежи. Досуговые интересы также формируются в зоне активного общения, удовлетворяющего потребности молодежи, дающие им возможность выступать в самых различных социальных амплуа, а формирование досугового интереса происходит при возможности узнавания чего-то нового в самых разнообразных областях знания, влияющих на познавательную деятельность их личности.

Литература

1. Акимова Л.А. Социология досуга: Учебное пособие / Акимова Л.А. - М.:МГУКИ, -М., 2003 - 123 с.

2. Беспаленко П.Н. Основные задачи и приоритеты молодежной политики до 2012г. / Беспаленко П.Н.- «Молодежь и общество» -№4.- 2009. - с. 4-15

3. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / Жарков А.Д.. -М.МГУКИ, 2007. - 480 С.

4. Киселева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Социально - культурная деятельность: Учебник. -М.МГУКИ, 2004. - 539 с.

5. Рябков В.М. Антология информационно-просветительных форм культурно-досуговой деятельности в России (вторая половина ХХ века) / Рябков В.М.- Челябинск, ООО Полиграф-Мастер, 2007. - 568 с.

6. Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга: Учебное пособие / Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю.- М.:МГУКИ, 2008. - 272 с.

7. Суртаев В.Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явление: автореф.. .докт.пед.наук / Суртаев В.Я.- СПб, 1995. - 28 с.

8. Триодин В.Е. Клуб и свободное время / Триодин В.Е.-М.: Профиздат, 1982.-134 с.

9. Шарковская Н.В. Феноменологические основания развития социально-культурной активности личности / Шарковская Н.В. // Вестник МГУКИ - №1- 2008.- с.95-98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.