Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
495
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дыба Д.П.

В статье анализируются особенности развития у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости творческих способностей. Вопрос развития у детей с лёгкой степенью умственной отсталости творческих способностей относится к числу недостаточно изученных, но при этом наиболее сложных и актуальных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 1

Дыба Д.П.

магистрант

факультет начального, дошкольного и специального образования, кафедра

дефектологического образования Омский государственный педагогический университет

(Россия, г. Омск)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в статье анализируются особенности развития у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости творческих способностей. Вопрос развития у детей с лёгкой степенью умственной отсталости творческих способностей относится к числу недостаточно изученных, но при этом наиболее сложных и актуальных.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, творческие способности, младшие школьники.

Под умственной отсталостью в дефектологической науке принято понимать стойкое психическое недоразвитие, обусловленное, прежде всего, органической недостаточностью головного мозга. Данное нарушение, как отмечается учёными (И.М. Бгажнокова, А.Д. Виноградова, Т.А. Власова, А.Н. Граборов, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн и др.), оказывает крайне негативное влияние на личностное и когнитивное развитие ребёнка [2; 6; 7;].

Вопрос развития у детей с лёгкой степенью умственной отсталости творческих способностей относится в педагогике к числу недостаточно изученных, но при этом наиболее сложных и актуальных. Это связано с

необходимостью обеспечить для этих детей возможность полноценной интеграции в общество.

Среди множества причин, тормозящих развитие у детей с лёгкой степенью умственной отсталости творческих способностей, ведущая причина находит выражение в недоразвитии интегративной деятельности коры головного мозга. Это, в свою очередь, обусловливает задержку в становлении и последующем развитии речи, в овладении статическими функциями, в формировании коммуникативной деятельности.

Школьники с нарушением интеллектуальной сферы испытывают трудности в использовании ролевой речи в творческих заданиях, связанных с созданием собственного замысла. Только с помощью взрослого, после предварительного вербального описания характерных особенностей персонажей, дети с легкой степенью умственной отсталости способны к поиску средств выразительности образов, на что указывают В.Г. Петрова, И.В. Белякова

[3].

Специфика развития творческих способностей этих детей наиболее ярко проявляется при оценке мышления. Изучению этого вопроса были посвящены труды Л.С. Выготского. Учёный писал, что конкретность в области мышления и тугоподвижность в области динамических систем внутренне связаны и представляются единством, а не двойным случайно сочетающимся у такого ребенка признаком. Конкретность мышления и действия ребенка с умственной отсталостью означает, таким образом, то, что всякая вещь и всякое событие приобретают свое значение в зависимости от ситуации. Поэтому всякое абстрагирование затруднено. Все связанное с понятием, с воображением, с творчеством оказывается в высшей степени затруднительно [4].

У школьников с лёгкой степенью умственной отсталости прослеживается слабая выраженность положительного мотивационно-потребностного компонента в деятельности, в том числе творческой. Интерес к творческим заданиям наблюдается лишь у некоторых из этих учащихся.

На начальных этапах деятельность базируется на подражательности. В свою очередь, интуиция связана с сознательным поиском средств выразительности образа. Дети с лёгкой степенью умственной отсталости, как указывает Т.Н. Головина, испытывают сложности как при выполнении заданий, связанных с изменением, комбинированием заданного сюжета, образа, так и с созданием собственных замыслов и их реализацией в разных видах деятельности, в том числе в изобразительной. Более того, разные виды опоры, прежде всего, наглядная и словесная, не являются для детей «пусковым механизмом» для разворачивания творчества [5].

Полноценное развитие творческих способностей невозможно без мышления. Однако оно, как отмечается учёными, грубо нарушено при умственной отсталости (И.М. Бгажнокова, А.Д. Виноградова, Т.А. Власова, А.Н. Граборов, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн и др.). Это проявляется в трудностях при воссоздании словесных и наглядных образов, оказывает крайне негативное влияние на личностное и когнитивное развитие ребёнка [2; 6; 7; ].

Таким образом, становление у детей с лёгкой степенью умственной отсталости творческих способностей характеризуется значительными трудностями. Главная причина этого заключается в недоразвитии интегративной деятельности коры головного мозга, что приводит к запаздыванию в сроках овладения статическими функциями, речью, навыками общения со взрослыми и сверстниками, продуктивными видами деятельности. Школьники с нарушенным интеллектом не могут создать оригинальных образов, творчески подойти к решению поставленной перед ними задачи. Эти дети склонны действовать хаотично, по шаблону, что снижает качество их деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Венгер, Л.А. Педагогика способностей [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Знание, 1973. - 117 с.

Воспитание и обучение во вспомогательной школе [Текст] / Сост. В.В. Воронкова. - М.: Школа-ПРЕСС, 1994. - 416 с.

Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с.

Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 150 с.

Грошенков, И.А. Развитие у учащихся вспомогательной школы интереса к изобразительной деятельности [Текст] / И.А. Грошенков // Дефектология. - 1980. - № 6. - С. 45 - 53.

Дефектология. Словарь-справочник [Текст] / Сост. Б. П. Пузанов. - М.: ТЦ СФЕРА, 2005. - 208 с.

Лебединский, В.В. Нарушения психологического развития у детей [Текст] / В.В. Лебединский. - М.: МГУ, 1985. - 167 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.