Pedagogy
УДК 15.0
DOI 10.21661/r-552566
А.С. Варнина
Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной аппликации
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические аспекты понятия творческих способностей по их формированию в коллективной аппликации. Автор также приводит результаты проведенного по предложенному исследованию эксперимента.
I Ключевые слова: творческие способности, коллективные виды деятельности, аппликация, образовательный процесс.
A.S. Varnina
Features of Development of Creative Abilities of Senior Preschoolers in Collective Application
Abstract
The article discusses the theoretical aspects of the concept of creative abilities. The author offers the results of an experiment on the formation of creative abilities in a collective application.
I Keywords: creativity, collective activities, application, educational process.
В условиях введения ФГОС ДО вопросов развития творческого потенциала, творческих способностей подрастающей личности приобретают особую значимость. Именно в дошкольном периоде закладываются те базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять творческую направленность человека. Требования современного общества к подрастающему поколению более высокие и творческие способности отмечаются в качестве ведущих идей общественного прогресса.
Особый интерес этот вид психической деятельности вызвал у специалистов отечественной педагогики и психологии. Проблему развития творческих способностей изучали многие ведущие отечественные психологи: Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и другие. Изучением развития творческих способностей у детей в период дошкольного детства рассматривали О.М. Дьяченко, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева. О творчестве как деятельности человека, ведущей к преобразованию внешнего и внутреннего мира личности, писали Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.С. Кузин, Я.А. Пономарев.
Художественная деятельность является основным средством развития творческих способностей. Каждый вид искусства, обладая специфическими возможностями воздействия на личность, тем не менее, всегда мо-
жет в полной мере развить ее творческие способности, а, следовательно, и воспитать полноценную, гармонически развитую, творческую личность. В современных педагогических и психологических исследованиях особое место занимает необходимость организации занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах таких авторов как А.В. Запорожец, Н.Н. Под-дъяков определено, что дети дошкольного возраста способны в процессе осуществления предметной чувственной деятельности, куда входят и занятия аппликацией, выделять наиболее существенные свойства предметов, а также явлений, в том числе устанавливать связи между различными предметами и явлениями, а также в образной форме их отражать.
Особенности организации коллективных видов изобразительной деятельности в дошкольной образовательной организации раскрываются в работах Т.С. Комаровой, А.И. Савенкова, Д.И. Воробьевой и др.
Творческие способности присущи каждому индивиду, они возникают и развиваются в процессе деятельности. Большое значение для развития творческих способностей имеет социальная, воспитательно-образовательная среда.
Таким образом, творчество - более широкое понятие, чем способности, предполагающее созидание чего-то
Педагогика
нового, ценного для общества, с помощью чего личность может реализоваться, развивая собственные способности. Творческие способности присущи каждому индивиду, они возникают и развиваются в процессе деятельности. Большое значение для развития творческих способностей имеет социальная, воспитательно-образовательная среда. Из анализа деятельности дошкольного учреждения, рассмотрения приоритетных направлений работы в нем, годовых планов работы, мною было определено, что в МБДОУ №114 г. Ангарска уделяется большое внимание развитию творческих способностей дошкольников, и особенно вопросу, связанному с развитием навыков аппликации.
В образовательной деятельности воспитатели используют как инвариативные, так и вариативные задачи. Данный детский сад при разработке методических материалов использует программу «Вдохновение» под ред. В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосеевой, 2019. При реализации указанного направления педагоги изучили литературу по использованию данной программы, прошли курсы повышения квалификации, создали предметно-развивающую среду для детей. Родителей ознакомили с основными положениями программы «Вдохновение».
Проектирование педагогического процесса осуществляется на основе эффективных технологий, методов и форм работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям и на основе комплексно - тематического принципа планирования, с соблюдением баланса между обучением и свободной игрой детей, между деятельностью, инициированной взрослыми и инициированной самими детьми. Единая тема отражается в планируемых развивающих ситуациях (проблемных, игровых, познавательных) и интересных событиях (сюрпризы, волшебные превращения, инсценировки).
Содержание образовательного процесса реализуется через совместную деятельность ребенка со взрослым (в том числе в ходе режимных моментов, включая индивидуальную работу с детьми и непосредственно образовательную деятельность) и самостоятельную деятельность детей. Исключительное значение придается игре как основной форме работы с детьми дошкольного возраста и ведущему виду детской деятельности. Педагогами используются ИКТ в работе с детьми, которые направлены на осуществление личностно - ориентированного обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Для того, чтобы глубже изучить вопрос развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, мною было проведено анкетирование родителей и педагогов. Родители детей старшего дошкольного возраста участвовали в анкетировании, в количестве 17 человек. Среди педагогов в анкетировании принимали участие 4 человека.
Анкетирование родителей показало, что они высоко оценивают необходимость развития творческих способностей у своих детей, считают, что навыки изобразительной деятельности сформированы, но могут быть и лучше, не во всех ситуациях ребенок без напоминания применяет свои уменя и навыки в творчексих работах редко
занимается дома аппликацией. Родители заинтересованы в том, чтобы педагоги уделяли больше внимания творческих способностей детей и, в свою очередь, также готовы включаться в данную работу.
Из анкет педагогов следует, что педагоги организуют работу по развитию творческих способностей детей, но отмечают, что она не всегда эффективна, что педагогам необходимо совершенствовать свои профессиональные умения и навыки. Для этого педагоги считают необходимым повышать уровень своих профессиональных знаний и умений.
В результате проведенного анкетирования педагогов и родителей мною были определены цель, задачи, объект и предмет предстоящего исследования.
По результатам изучения теоретических источников мною были выделены основные понятия теории развития творческих способностей:
- способности - это синтез свойств личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокий уровень достижений в ней, успешность, легкость и быстроту выполнения деятельности;
- способности определяются не только своей связью с определенными видами деятельности, но и с личностными психическими свойствами, обусловленными индивидуальным своеобразием склада личности;
- творчество рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности;
- творческие способности - это синтез свойств и особенностей личности, ее уровневая характеристика, предполагающая наличие определенного свойства, обеспечивающего новизну и оригинальность продукта совершаемой деятельности, уровень ее результативности.
Обобщенные результаты проведенного исследования показали, что старшие дошкольники с высоким уровнем развития творческих способностей могут создавать творческие работы по замыслу, умеют пользоваться разноцветными фигурами для создания аппликации, аккуратно их наклеивать, размещая на бумаге, правильно выбирать цвета и форму деталей, использовать свои умения и навыки в творческой деятельности, владеют элементарными навыками создания композиции, аккуратными приемами выполнения аппликации, умеют замечать неточности в работе и проявляют желание их устранить.
В экспериментальной и контрольной группе старшие дошкольники со средним уровнем развития творческих способностей допускают неточности в создании композиции по замыслу, они умеют следить за последовательностью своих действий, пользоваться различными материалами, аккуратно мыть руки, лицо вытираться, вешать полотенце на место, правильно использовать в аппликации имеющиеся фигуры по форме и цвету, располагать детали аппликации аккуратно, но не всегда творческие способности проявляются в полной мере.
Дети из обеих групп, уровень развития творческих способностей которых находится на низком уровне, показывают не сформированность необходимых навыков и действий, отсутствие потребности выполнять их, забыв-
40 Интерактивная наука | 9 (55) • 2020
Pedagogy
чивость, невыполнение творческой работы по замыслу и композиции, они нарушают выполнение действий, в результате чего у них недостаточно сформированы навыки создания аппликации.
Для оценки уровня развития творческих способностей старших дошкольников мы использовали комплекс практических диагностических заданий.
Сравнительные результаты оценки знаний об аппликации у старших дошкольников представлены на рисунке 1.
Общие результаты, как мы видим из диаграммы, указывают на то, что уровень знаний об аппликации по результатам проведенного эксперимента у старших дошкольников повысился, потому что произошло увеличение количества детей с высоким уровнем, а также со средним уровнем и значительно снизились показатели низкого уровня, особенно в экспериментальной группе.
Результатом, который был достигнут в ходе экспериментальной работы, является то, что дети стали чаще самостоятельно проявлять приобретенные навыки без напоминания в подходящих ситуациях и действия, а
Рис. 1. Результаты оценки знаний об аппликации у старших дошкольников на контрольном этапе.
характерные для каждого из навыков действия выполнять более точно. Можно отметить явные проявления творческих способностей у основной части детей по результатам проведенного эксперимента. Таким образом, проведенный нами формирующий эксперимент, как показали результаты повторной диагностики, являлся результативным.
Литература
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 320 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
3. Комарова Т.С. Коллективное творчество дошкольников / Т.С. Комарова, А.И. Савенков. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 105 с.
4. Лубовский Д.В. Диагностика креативности дошкольников / Д.В. Лубовский // Психология обучения. - 2005. -№8. - С. 82-87.
5. Поддьяков Н.Н. Творчество и соразвитие детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддьяков. - Волгоград, 1994. - 47 с.
References
1. Bogoiavlenskaia, D. B. (2002). Psikhologiia tvorcheskikh sposobnostei., 320. M.: Izdatel'skii tsentr Akademiia.
2. Vygotskii, L. S. (1997). Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste., 96. SPb.: Soiuz.
3. Komarova, T. S., & Savenkov, A. I. (2005). Kollektivnoe tvorchestvo doshkol'nikov., 105. M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii.
4. Lubovskii, D. V. (2005). Diagnostika kreativnosti doshkol'nikov. Psikhologiia obucheniia, 8, 82-87.
5. Podd'iakov, N. N. (1994). Tvorchestvo i sorazvitie detei doshkol'nogo vozrasta., 47. Volgograd.