Научная статья на тему 'Особенности развития турагентской деятельности в России'

Особенности развития турагентской деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Внутренняя торговля. Туристско-экскурсионное обслуживание»

1255
176
Поделиться
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по внутренней торговле и туристско-экскурсионному обслуживанию, автор научной работы — Тарасова Т. Н.

Статья посвящена анализу текущей ситуации на рынке турагентских услуг и раскрывает особенности его функционирования, проблемы развития, анализируются истоки этих проблем.

DEVELOPMENT FEATURES OF TRAVEL AGENCY ACTIVITIES IN RUSSIA

Article is devoted the analysis of the current situation in the market of travel agency services and reveals features of its functioning, development problems, and reasons of these problems.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Особенности развития турагентской деятельности в России»

2. Костюк В.Н. Изменяющиеся системы. М.: Российская академия наук, 1993. 215с.

3. Павлов В.В. Методологические аспекты управления. М.: Мысль, 1981. 670 с.

4. Елкин С.Е. Процессный подход к проектированию системы управления организационными изменениями / Сибирский торгово - экономический журнал. РГТЭУ, 2012. № 16. С. 11 - 15.

УДК 656.079 (470)

ТАРАСОВА Т.Н.

ст. преподаватель

Омский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова г. Омск

ail: tnt555@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРАГЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Статья посвящена анализу текущей ситуации на рынке турагентских услуг и раскрывает особенности его функционирования, проблемы развития, анализируются истоки этих проблем.

Ключевые слова: туризм, туристическое агентство, конкурентоспособность.

DEVELOPMENT FEATURES OF TRAVEL AGENCY ACTIVITIES IN RUSSIA

TATIANA N. TARASOVA

Omsk institute (Branch)

Plekhanov Russian University of Economics Omsk

Article is devoted the analysis of the current situation in the market of travel agency services and reveals features of its functioning, development problems, and reasons of these problems.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: tourism, travel agency, competitiveness.

Сегодняшняя ситуация, в которой функционируют предпринимательские структуры туризма, характеризуется высокой степенью напряжённости. Негативное влияние тенденций экономического кризиса усугубляется кризисом отраслевым, таким образом, даже эффективный бизнес вынужден не столько развиваться, сколько выживать.

137

Основной причиной отраслевого кризиса в индустрии туризма является несовершенная законодательная база. С целью защиты интересов потребителя государство на законодательном уровне установило финансовые гарантии для туроператоров (ФЗ РФ от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»»). При этом деятельность турагентств не подвергается ни лицензированию, ни сертификации. Другими словами, агентский рынок остался практически бесконтрольным, количество агентств по стране в целом и по отдельно взятым регионам не поддаётся учёту. Вход в бизнес стал свободным. Это должно было спровоцировать увеличение количества туристических агентств и создать нормальную конкуренцию в этом виде бизнеса. В результате на рынок вышло большое количество непрофессионалов и предпринимателей, зарабатывающих созданием фирм-однодневок. Уровень конкуренции, действительно, возрос, но и уровень недобросовестной конкуренции в том числе. Это не только сказалось на имидже отрасли, но и создало серьёзные помехи в работе профессиональных туристических агентов, уделяющих достаточное внимание вопросам собственной конкурентоспособности и качественному обслуживанию потребителей [1].

Анализ мнений ряда руководителей туристических агентств, представленных на специализированных сайтах, позволяет прийти к парадоксальному выводу: быть по-настоящему конкурентоспособным в сегодняшней ситуации на рынке туризма невыгодно.

Упрощённо конкурентоспособность можно понимать как соотношение качества услуги и её цены. Добиться долгосрочной конкурентоспособности для предпринимательской структуры в сфере туризма, как и в любой другой, можно только через инвестиции в развитие — в персонал, в материально-техническую базу, в инновации. Очевидно, что такого рода затраты в малом и среднем предпринимательстве не могут сопровождаться снижением цен—это экономически нецелесообразно и отрицательно скажется на устойчивости предпринимательской структуры. Поэтому вновь появившиеся на рынке предпринимательские структуры чаще выбирают второй путь — предоставление более привлекательной цены посредством скидок, бонусов и т.п.

Рассмотрим схему образования прибыли (I) у среднестатистического туристического агентства (ТА) (рис. 1-а).

На реальном рынке вариант Ь сегодня практически не встречается по причине своей неконкурентоспособности, т.к. очевидно, что Р1 > Р, что неинтересно потребителю, а значит, не гарантирует 11 > I. Таким образом, предоставить скидку (ф возможно только за счёт собственной прибыли (I), поскольку цена туристического продукта (Р) устанавливается его собственником — туристическим оператором (ТО). Прибыль же ТА формируется за счёт комиссионного вознаграждения (с), которое составляет в среднем 10-15% от цены продукта (Р) за вычетом расходов на ведение бизнеса (заработная плата, отчисления в социальные фонды, налоговые платежи, аренда, операционные расходы и т.п.).

Длятого чтобы экономически целесообразно былопредоставлять потребителю скидку (сі), необходимо, чтобы I > с - е - сі. Величина I зависит не только от е, но и от размера с и, самое главное, от Ес — объёма продаж ТА. Рассмотрим эти составляющие более предметно.

138

а) в)

I Ii

Рис. 1 - Схема образования прибыли туристического агентства, где: ТА—туристическое агентство; ТО — туристический оператор; П — потребитель; P(price) — цена туристического продукта, установленная ТО; Р1 — цена туристического продукта, установленная ТО, с торговой надбавкой ТА (Р1 = Р + А); с (commission) — комиссионное вознаграждение за реализацию туристического продукта; I (income) — прибыль ТА(с-е); 11 — прибыль ТА(с +Д-е); е (expenses) — расходов на ведение деятельности и обязательные платежи в бюджет и

социальные фонды.

1) у среднего ТА, как правило, e более или менее постоянно, т.к. основную их часть составляют затраты на аренду и на персонал, поэтому значительно уменьшить величину е, не понижая при этом качества работы, невозможно;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) размер с, как правило, не превышает 15%, при этом ТО могут дифференцировать его в зависимости от продукта, но практически не дифференцируют в зависимости от качества работы ТА, которому предоставляют с;

3) объём продаж — основа устойчивости и развития ТА, однако, он сильно подвержен влиянию экономического и отраслевого кризиса, условиям ведения бизнеса, фактора сезонности и конкурентоспособности ТА.

Такимобразом, очевидно, чтосІкакинструментповьішенияспросаиувеличенияЕс в секторе малого предпринимательства в туризме экономически нецелесообразна. Тем не менее, учитывая количество ТА на рынке туристических услуг, именно стоимостной фактор является зачастую определяющим в потребительском выборе. Предлагать потребителю скидку в размере 7-10% — значит работать без прибыли, рассчитывая на оборот. В настоящее время такая схема работы присуща фирмам-однодневкам, которые используют ценовую конкуренцию для наращивания оборотов, либо предпринимателям-непрофессионалам, не осознающим в полной мере последствий зависимости от оборота. Подобный достаточно распространённый сегодня стиль работы имеет два негативных последствия:

1. для потребителя — риск получить некачественную услугу вследствие стремления продавца оправдать предоставленную скидку и удешевить продукт либо риск неполучения услуги вследствие неплатежеспособности продавца;

2. для рынка туристических услуг в целом: нарушается ценовой порядок в отрасли, происходит отток потребителей от конкурентоспособных ТА-профессионалов в пользу тех, кто предлагает более низкую цену.

139

3. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время в России, несмотря на попытки государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере туризма созданы все условия для развития недобросовестной конкуренции, что негативно сказывается не только на имидже отрасли, но и на её перспективах.

Несмотря на кризис динамика развития туризма в России в целом положительна (табл. 1). Это свидетельствует о том, что потребители готовы вкладывать средства в туризм, а значит, актуально наличие законодательно гарантированного порядка в отрасли.

Таблица 1 - Выезд российских туристов за границу в 2002-2011 гг. (тыс. поездок) [1]

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Всего выехало с целью туризма 5051 5679 6557 6785 7753 9369 11314 9545,1 12605,1 14495,9

Прирост, % +12,4 +15,5 +3,5 +14,3 +20,9 +20,8 -18,6 +32,1 +15

Как видно из статистики, наиболее тяжёлым для российского выездного туризма оказался 2009 год. При этом в течение всего рассмотренного периода первое место среди стран по числу выехавших в неё россиян стабильно удерживает Турция [2], предлагающая относительно недорогой пляжный отдых.

Развитие въездного туризма менее динамично (табл. 2) и не столь однозначно положительно.

Таблица 2 - Въезд иностранных туристов в Россию в 2003-2011 гг. (поездки) [2]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Всего въехало с целью туризма 3151915 2860802 2384626 2433018 2213597 2295074 2100601 2133869 2335977

Прирост, % +1,5 -9,2 -16,6 +2 -9 +3,7 -8,5 +1,6 +9,5

Таким образом, Россия кактуристический центр заметно менее привлекательна для отдыхающих. Основные причины видятся в неразвитости туристической инфраструктуры и негативном имидже страны.

Что касается внутреннего туризма, то отследить его динамику достоверно не представляется возможным.

Необходимо отметить, что к статистике туризма следует относиться очень осторожно. Д.А. Даниленко, вице-президент информационной службы «БАНКО», эксперт в области туризма на своём сайте [3] анализирует причины неудовлетворительного статистического учёта туристической деятельности.

На официальном сайте Ростуризма представлена информация о количестве туристических операторов, внесённых в реестр, что даёт возможность отследить динамику их появления в течение года. Относительно туристических агентств можно сказать, что их количество не поддаётся учёту:

1) во-первых, упразднение обязательного лицензирования и сертификации турагентской деятельности сделало вход в отрасль не только свободным, но и неконтролируемым;

2) во-вторых, в соответствии с Федеральным планом статистических работ (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р) статистический учёт по микропредприятиям в России (к которым относится абсолютное большинство туристических агентств) не ведётся.

140

Таким образом, можно констатировать, что положение дел в туристической отрасли крайне неудовлетворительно.

Опыт развитых стран показал, что эффективной концепцией управления предприятием в условиях рынка является маркетинг. Несмотря на высокую рыночную мобильность малых форм предпринимательства, маркетинг как функция управления на них развит недостаточно хорошо, что объясняется ресурсной и организационной ограниченностью таких структур. Так, в индустрии туризма предпринимательские микроструктуры, такие как, например, туристические агенты, практически не проводят маркетинговые исследования. Этому есть 2 причины.

1. Организационная и ресурсная ограниченность.

Как правило, малым предпринимателям нет необходимости исследовать собственную внутреннюю среду — все плюсы и минусы очевидны в силу немногочисленности персонала и направлений деятельности.

Исследовать внешнюю же среду часто бывает бессмысленно, т.к.:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- динамика численности конкурентов по отдельным регионам известна, и она не влияет на ценовую или ассортиментную политику туристического агентства;

- потребительские предпочтения очевидны — клиенты делятся ими сами, при этом они мало на что влияют, т.к. ассортимент туристических направлений, по которым работает агентство, от этого практически не зависит.

2. Маркетинговые исследования проводятся туристическими операторами, которые определяют условия работы на туристическом рынке конкретного региона.

Отсюда можно сделать вывод, что маркетинг как функция в малых предпринимательских структурах туризма неразвита, поэтому возможны сложности в определении направленийуправления собственной конкурентоспособностью. Это в очередной раз подтверждает актуальность исследований в данном направлении.

Основные особенности управления предпринимательскими структурами в туризме могут быть вкратце сформулированы следующим образом:

1. Туристическое агентство способствует продвижению продукта туроператора по установленным оператором ценам и получает за это комиссию. Оно не устанавливает цены на туристические продукты, поэтому скидки, которыми агентство пытается привлечь клиента в период кризиса, могут быть предоставлены только за счёт собственной комиссии. Это существенно ограничивает возможность использования такого мощного инструмента конкурентоспособности как цена продукта.

2. Турагент не создаёт продукт, а продвигает его на рынок, приближает к потребителю. Таким образом, агентство объективно не может отвечать за качество туристического продукта, который в результате получит потребитель, ответственность должна возлагаться на туроператора, сформировавшего этот продукт. Тем не менее, практика российского законодательства свидетельствует об обратном. Основной отраслевой закон «Об основах туристической деятельности», к сожалению, на практике не получил первоочередной силы, и суды продолжают руководствоваться преимущественно законом «О защите прав потребителей», а иски предъявляются именно агентам. Следовательно, можно утверждать, что деятельность турагентства содержит элемент риска, из чего вытекает следующая особенность управления предпринимательской структурой в туризме.

3. Высокое значение профессионализма персонала.

141

Учитывая вышесказанное, квалифицированный менеджер по туризму должен уметь не только продать тур, но и предотвращать или с минимальными потерями решать возникающие конфликтные ситуации. Нужно быть не только профессионалом в области туризма, но и хорошо ориентироваться в вопросах психологии, чтобы суметь подобрать клиенту именно тот вид отдыха, которым тот останется доволен. Следует помнить, что оценка клиентом качества полученной туристической услуги в большинстве случаев бывает субъективной.

Кроме того, следует принимать во внимание, что туризм — очень персонифицированный бизнес, и клиенты доверяют конкретным менеджерам. На практике это означает, что при переходе из одной туристической фирмы в другую опытный менеджер может увести значительную часть клиентской базы.

4. Специфика туристического продукта:

- его нельзя складировать или хранить, нельзя представить в виде товарных образцов, для их оценки нет мерных величин (размер, вес, объем, мощность и др.);

- потребитель не может увидеть турпродукт до его потребления, а потребление в большинстве случаев осуществляется непосредственно на месте производства туристской услуги;

- покупатель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта, а не наоборот;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- турпродукт зависит от таких переменных, как время и пространство. Большое значение имеет фактор сезонности. Маркетинговые мероприятия турфирмы будут отличаться в пик сезона и в межсезонье. В межсезонье, например, необходимы дополнительные меры стимулирования спроса — низкие цены, различные дополнительные услуги, варьирование различными видами туризма и т.д. Кроме того, предложение отличается значительной статичностью: например, привязанностью к определенному месту (турбазу, аэропорт и т.д. невозможно перенести в другое место);

- значительное влияние на качество туруслуг оказывают внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер, то есть независящие от воли и действий продавца и покупателя: погода, природные условия, политика в области туризма, международные события и т.д.

5. Высокий уровень лояльности потребителя к туристическому агентству.

Главная задача туристического агентства — наработать собственную клиентскую

базу. Известное правило «Самая лучшая реклама—этодовольный клиент» оченьхорошо применимо к работе туристического агентства. Это означает, что поскольку речь идет о дорогостоящем продукте, то клиенты, оставшиеся довольными обслуживанием, при условии адекватных цен не склонны менять турагента, и будут продолжать обращаться к тому менеджеру, чьему профессионализму доверяют. Таким образом, турагентство имеет круг постоянных клиентов и, как правило, ориентируется на него.

Основываясь на вышесказанном, можно сделать следующие выводы:

1. Деятельность туристических предпринимательских структур имеет большое значение для отраслевой экономики и экономики страны в целом, при этом структуры малого предпринимательства отрасли оказываются достаточно уязвимыми в тяжёлых экономических условиях.

2. Предпринимательские структуры в туризме имеют свои особенности управления, обусловленные отраслевой спецификой.

142

3. В настоящее время в России в туристической отрасли сложилась достаточно неблагоприятная с точки зрения перспектив развития ситуация, при которой наиболее действенным инструментом в конкурентной борьбе оказывается политика снижения цен, а не наращивание долгосрочных конкурентных преимуществ.

Литература:

1. Тарасова Т.Н. Проблема управления конкурентоспособностью микропредприятия туризма / Т.Н. Тарасова // Сибирский торговоэкономический журнал. 2012. №16. С.53-57

2. Всё о туризме и путешествиях [Электронный ресурс]. [сайт]. [2012]. URL: http://profi.travel.ru/stats/inout.html (дата обращения: 25.11.2012).

3. Создание и развитие бизнес-модели [Электронный ресурс]. [сайт]. [2012]. URL: http://www.danilenko.info/tourstat.htm (дата обращения: 25.11.2012).

УДК 332.1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ХАИРОВ Б.Г.

кандидат экономических наук Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, г. Омск

ail: hairov@bk.ru

РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ЛОГИСТИКИ В СТАНОВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ МНОГОСТОРОННИХ ПАРТНЕРСТВ

В статье рассмотрены предпосылки внедрения инновационной логистики при формировании региональных кластеров. Становление кластеров многосторонних партнерств властных и предпринимательских структур возможно при внедрении инновационных моделей.

Ключевые слова: инновационная логистика, кластер, инновационная модель, властные и

предпринимательские структуры, многостороннее партнерство.

ROLE OF INNOVATIVE LOGISTICS IN THE REGIONAL CLUSTERS MULTILATERAL PARTNERSHIP

BARI G. HAIROV

Omsk Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation Omsk

In article preconditions of introduction of innovative logistics are considered when forming regional clusters. Formation of clusters of multilateral partnership of power and enterprise structures possibly at introduction of innovative models.

143