УДК 338.242.2
Мадияров Г.А., к.э.н. доцент кафедры «Маркетинг» Ахмедов А.Ю, к.э.н. доцент кафедры «Маркетинг» Наманганский инженерно-технологической институт
Республика Узбекистан, г. Наманган
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В
УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Аннотация: статья посвящена ключевым трендам развития цифровой экономики в условиях пандемии. В рамках статьи раскрывается принцип цифровой трансформации экономики в условиях пандемии. Ключевая задача статьи — определение комплекса эффективных мероприятий для формирования дорожных карт и стратегий по цифровой трансформации экономики применительно к условиям Узбекистана.
Ключевые слова: Цифровизация, цифровая экономика, автоматизация, бизнес-процессы, пандемия.
Madiyarov G.A., candidate of economic sciences associate professor of the department of marketing Axmedov A. Y., candidate of economic sciences associate professor of the department of marketing Namangan Institute of Engineering and Technology Republic of Uzbekistan, Namangan
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY IN
A PANDEMIC SITUATION
Abstract: the article is devoted to the key trends in the development of the digital economy in a pandemic. The article reveals the principle of digital transformation of the economy in a pandemic. The key task of the article is to determine a set of the effective measures for the formation of the roadmaps and strategies for the digital transformation of the economy in relation to the conditions of Uzbekistan.
Keywords: digital transformation, pandemic, automatization, business-process optimization.
Введение. Цифровая экономика-это осуществление экономических, социальных и культурных связей с применением цифровых технологий. Иногда используются термины экономика интернета, новая экономика, веб экономика.
В 1995 году американский программист Николас Негропонте начал использовать понятие «цифровая экономика». В настоящее время в любой точке земного шара политологи, экономисты, журналисты, предприниматели и представители других профессий используют термин «цифровая экономика». В 2016 году Мировой банк опубликовал статью о состоянии цифровой экономики в современном мире.
Цифровая экономика это не какая-нибудь новая разновидность экономики с нуля. Это новые технологии, платформы и создание бизнес -моделей, а также переход экономики в новую систему и осуществление жизнедеятельности по совершенно новым правилам.
Основные черты цифровой экономики:
- высокая степень автоматизации;
- электронный документообмен;
- электронная интеграция бухгалтерских и управленческих систем;
- электронные базы данных;
- CRM (система взаимоотношений между клиентами) ;
- корпоративные отрасли.
Преимущества цифровой экономики, в первую очередь в снижении издержек при осуществлении платежей (например, не надо тратить деньги и время и другие ресурсы, связанные с визитом в банк), во-вторых, есть возможность получения оперативной и более подробной информации о товарах и услугах, в третьих, выход товаров и услуг на международные рынки в цифровом формате имеет больше возможностей, в четвертых фидбек (учет мнения потребителя) и скорейшая адаптация товаров и услуг к вкусам и потребностям клиентов, в пятых, появляется реальная возможность более быстрого, более качественного и удобного использования продуктов и услуг.
Цифровая экономика - основана на цифровых технологиях и здесь на первом плане не только создание программного обеспечения и его реализация, а скорее всего создание электронных платформ сервисного обслуживания и коммерции. Когда четверть века назад при регистрации домена Google.com и 13 лет назад в Сан-Франциске впервые телефоны iPhone были предложены широкому кругу потребителей, наверное мало кто представлял себе, что в довольно короткий промежуток времени цифровые технологии кардинально изменят мир. Сегодня цифровая экономика охватывает все виды огромных массивов информации, и классифицирует их по соответствующим признакам и на основе анализов и переработки цифровых источников быстро прогрессирует.
Экономика, основанная на цифровых технологиях, опирается на четыре фактора:
- развитие информационно-коммуникационных технологий;
- развитии инноваций;
- повышение качества рабочей силы.
Рост экономики и повышение благосостояния населения. Цифровые источники формируются путем сбора данных из «цифровых следов», которые
оставляют граждане, группы из социальных сетей, юридические лица в различных цифровых платформах.
Объем глобального трафика информации согласно Интернет протоколу (1Р) даёт возможность проследить динамику быстрых изменений данных. Например, в 1992 году ежедневный объем информации был приблизительно 100 гигабайт (ГБ), то в 2017 году этот показатель достигал 45 000 ГБ в секунду. Пока что этот показатель показывает только начальную картину и по прогнозам специалистов к 2022 году развитие экономики основанной на цифровых технологиях (глобальный 1Р трафик и услуги через Интернет) и увеличение объема числа пользователей прогнозируется в порядке 150 700 ГБ.
Цифровая экономика в условиях пандемии начала приобретать особое значение. В условиях внедренных карантинных мер в большинстве стран мира, приостановления работы большого количества предприятий, запрета физического контакта сотрудников на объектах значимость цифровой экономики возрастает. При высоком уровне цифровизации производства процессы проходят автоматически с дистанционным контролем диспетчерского центра. Компании, которые уже провели цифровую трансформацию, понесли наименьшие финансовые и технологические потери, так как смогли обеспечить непрерывность производства, несмотря на требования по самоизоляции для сотрудников. Глобальная пандемия выступила в качестве вызова для бизнеса и промышленности, полностью изменив «правила игры». Большинство предприятий и компаний осознали важность автоматизации и цифровизации производства и бизнес процессов, внедрения риск - ориентированного подхода на предприятиях, а также предиктивной аналитики и гибкой стратегии бизнеса.
Основная часть. Так получилось, чтопереход на цифровую экономику совпал с периодом появления пандемии. В нашей республике была предложена для всенародного обсуждения стратегическая Концепция "Цифровой Узбекистан - 2030". Целью данной Концепции было создание недорогого и качественного Интернета и мобильной связи, уменьшение цифровой дисгармонии между городом и деревней, создание приоритета электронным записям и борьбе против коррупции. Стратегия направлена на скорейшее развитие цифровой экономики и ее формирование, создание хорошей и удобной среды для инновационных продуктов, усиление эффективности государственного управления, оказание населению качественных и удобных государственных услуг.
Как было подчеркнуто в Президентском обращении к парламенту государственная программа Концепция "Цифровой Узбекистан - 2030" разработана для повышения материального благосостояния населения и стабильного развития экономики.
Данным Указом в рамках цифровой трансформации регионов и отраслей в 2020-2022 годах предусматривается:
• повышение уровня охвата подключения населенных пунктов к сети Интернет, в том числе увеличение количества портов широкополосного доступа к Интернету до 2,5 миллиона единиц, прокладка 20 тысяч километров оптико-волоконных линий связи и увеличение уровня охвата мобильной связью населения с 78 процентов до 95 процентов путем развития сетей мобильной связи;
• внедрение более 400 информационных систем, электронных услуг и других программных продуктов в рамках социально -экономического развития регионов;
• внедрение свыше 280 информационных систем и программных продуктов по автоматизации процессов управления, производства и логистики на предприятиях реального сектора экономики;
• реализация проекта "Цифровое ведомство" на базе Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций и Министерства юстиции, а также подведомственных им организаций и подразделений;
• определение задач заместителя по вопросам цифровизации (Chief Digital Officer), возложив данные полномочия на одного из действующих заместителей руководителей министерств и ведомств, местных органов исполнительной власти;
• организация обучения основам компьютерного программирования 587 тысяч человек, в том числе путем привлечения 500 тысяч юношей и девушек в рамках проекта «Один миллион программистов».
• привлечение высших учебных заведений к работе по повышению цифровой грамотности и квалификации сотрудников хокимиятов, государственных органов и организаций в регионах, обучение их основам информационных технологий и информационной безопасности, повышение квалификаций 12 тысяч сотрудников в сфере информационных технологий. [1]
В нем рассмотрены следующие первоочередные задачи:
1. Создание инфраструктуры цифровой экономики, развитие информационно-коммуникационных технологий, осуществление проектов «Умный город», «Безопасный город».
2. Развитие человеческого капитала и адаптация к цифровизации. Как сказано в обращении в течение 3-4 лет планируется подготовка программистов способных создать 1000 000 компьютерных программ и создание такого же количества рабочих мест в области цифровой экономики.
3. Создание экосистем цифровых инноваций. Как подчеркнуто в обращении: «Инновационный прогресс для нас нужен как воздух".
4. Создание системы эффективной информационной безопасности.
По инициативе Президента Республики Узбекистан 2020 год был назван «Годом науки, образования и развития цифровой экономики».
2 марта 2020 года был принят Указ Президента республики Узбекистан об осуществлении Государственной программы «Года науки, образования и
развития цифровой экономики» как части «Стратегии пяти приоритетных задач развития Республики Узбекистан на 2017-2021годы».
Государственная Программа состоит из 284 пунктов и в ней будут осуществлены проекты на общую сумму 18,2 трлн. сумов или 10,3 млрд. долларов США.
В рамках программы намечается:
► разработка проекта программы «Цифровая экономика Узбекистана -2030»;
► совершенствование системы «Электроное правительство»;
► повышение потенциала местных рынков IT-технологий;
► создание системы управления государственной информацией.
Необходимо отметить, что, несмотря на многие изменения,
произошедшие в последние годы, в частности глобального наступления пандемии корона вируса перед технологическим прогрессом существуют определенные преграды.
Ниже остановимся на своеобразных особенностях развития современной цифровой экономики:
1. Продолжается распространение цифровых технологий во всем мире. При этом, из-за действий некоторых нечистых на руку людей, из года в год происходит некоторый беспорядок в мировом масштабе, увеличивается количество кибер-атак, их объем и влияние;
2. Некоторые крупные компании оказывают сильное влияние на цифровую экономику. По рыночной капитализации компании Microsoft, Apple, Amazon, Google, Facebook, Alibaba и Tencent считаются самыми дорогими компаниями на сегодняшний день. При этом одна из компаний не относящаяся к США самая дорогая компания, специализирующаяся в интернет торговле это Китайская компания Alibaba Group;
3. Цифровые технологии изменят будущие процессы, связанные с трудовыми отношениями. Осуществление автоматизация производства, обработка большого объема информации, использование искусственного интеллекта будет осуществляться при помощи цифровых технологий. По мнению экспертов, на основе современных технологий многие профессии могут быть приведены в автоматический режим. Это позволит создать новые способы использования человеческого потенциала, произойдет исчезновение ряда профессий и усилится социальное неравенство.
4. Цифровая экономика развивается в мире неравномерно. Также в мировом масштабе возможности соединения с Интернетом, скорость и тарифы на услуги значительно различаются. Несмотря на это уже около 50% населения земли охвачено «всемирной паутиной».
5. Цифровая экономика может победить торговлю наличностью. По прогнозам экспертов розничный интернет-товарооборот достигнет в 2022 году 4 трлн. Долларов США т.е. по сравнению с 2017 годом этот показатель удвоится. Преграда для Е-коммерции является наличность, но пандемия корона вируса создала условия для развития электронной системы платежей
и замены наличности альтернативными деньгами (крипто валютой). Так как наличные деньги, являются одним из распространителей инфекции корона вируса во многих странах, это ускорило процесс перехода на электронную систему платежей и альтернативных денег.
6. Пандемия корона вируса явилась дополнительным толчком для развития цифровой экономики. Государственные учреждения, собрания юридических лиц, бизнес-общения и ряд встреч сегодня осуществляются через Интернет в виде видео конференций при помощи уже для многих знакомой программы платформы Zoom. Можно назвать еще ряд причин ускоривших процессы цифровизации экономики.
Президент подписал постановление о развитии цифровой экономики и электронного правительства. Долю цифровой экономики в ВВП Узбекистана планируется увеличить в 2 раза к 2023 году, а долю электронных госуслуг — довести до 60% к 2022-му. Во всех регионах страны откроются центры обучения цифровым знаниям.
Президент Шавкат Мирзиёев 28 апреля подписал постановление «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства». Документом предусмотрено ускоренное формирование цифровой экономики с увеличением ее доли в валовом внутреннем продукте страны к 2023 году в два раза.
Все учреждения здравоохранения, школы, организации дошкольного образования, села и махалли должны быть подключены в 2020—2021 годах к высокоскоростному интернету.
Долю электронных государственных услуг к 2022 году планируется довести до 60%.
Постановление также предусматривает развитие «цифрового предпринимательства» с увеличением объема услуг в этой сфере к 2023 году в три раза и доведением их экспорта до 100 млн долларов.
Широкое внедрение цифровых технологий запланировано на всех этапах системы образования. До 2022 года во всех регионах страны откроются центры обучения цифровым знаниям в рамках реализации проекта «Пять инициатив».
Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций определено уполномоченным органом в сфере развития цифровой экономики и электронного правительства. За Национальным агентством проектного управления при Президенте сохраняются полномочия по внедрению крипто активов и технологии блокчейн.
При министерстве образованы два новых учреждения: «Центр управления проектами электронного правительства» и «Центр исследований цифровой экономики».
В частности, среди основных функций первого учреждения -обеспечение единого технологического подхода к реализации проектов электронного правительства и цифровой экономики, включая проведение комплексной экспертизы проектно-технической документации. В функции
также входят разработка приоритетных направлений цифрового развития в госорганах и организациях, внедрение межведомственных информационных систем и других программных продуктов.
В задачи «Центра исследований цифровой экономики» входят изучение, анализ проблем, возникающих при широком внедрении цифровой экономики в деятельность госорганов и отраслей экономики, а также подготовка предложений по их решению. Центр формирует концептуальную и методическую основы для внедрения «умных» и иных перспективных технологий, а также технологий по обработке большого объема данных в различные сектора экономики.
При Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций образовано Государственное предприятие «Дирекция по эксплуатации зданий и капитальному строительству», которое будет осуществлять функции заказчика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений системы Министерства.
Материальное стимулирование сотрудников центров и Дирекции осуществляется в соответствии с их положениями по согласованию с Министерством. При этом в положениях будет предусмотрено, что к зарплате работников указанных предприятий будет применяться дополнительная ежемесячная надбавка в размере 100%. «Центр исследований цифровой экономики».
В структуре центрального аппарата министерства вводится должность заместителя министра, ответственного за вопросы ускоренной цифровизации аграрной сферы, внедрения современных информационных систем и программных продуктов в отрасли сельского хозяйства и продовольственной безопасности. В Мининфокоме также создаются управление развития цифровых технологий в аграрной сфере и управление развития геоинформационных технологий.
Кроме того, Мининфокому безвозмездно передается государственная доля в уставном капитале ООО «Единый интегратор по созданию и поддержке государственных информационных систем и/ШБОСОМ».
Документом установлено, что государственные органы и организации вправе проводить конкурсы исключительно среди резидентов. Технологического парка программных продуктов и информационных технологий в рамках одного договора на разработку, внедрение, интеграцию и техническую поддержку информационных систем и программных продуктов общей стоимостью до 1 млрд сумов.
Заключение. В настоящее время внедрена Единая национальная система доставки и подтверждения доставки физическим и юридическим лицам корреспонденции, уведомлений, повесток и других юридических документов, направляемых государственными органами и организациями через сеть объектов почтовой связи, а также хранения и учета информации.
С целью реализации Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» принятым документом утверждены:
- концепция развития сектора открытых данных в Республике Узбекистан в 2021-2025 годах;
- «Дорожная карта» по реализации концепции развития сектора открытых данных в Республике Узбекистан на 2021-2025 годы в 2021 году;
- Положение о Портале открытых данных Республики Узбекистан.
Проект «дорожной карты» по реализации концепции развития
открытых данных в Республике Узбекистан на последующие годы будет разрабатываться и вноситься Госкомстатом ежегодно до 1 декабря в Кабинет Министров на утверждение Координационной комиссии.
Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций является владельцем портала открытых данных, а также ответственным за его техническую поддержку и бесперебойную работу.
Госкомстат отвечает за формирование, ведение и обновление перечня открытых данных госорганов и организаций и координацию деятельности по своевременному внесению информации на Портале.
В течение 3 месяцев необходимо разработать и представить на утверждение Координационной комиссии:
- Мининфокому - план-график постепенной интеграции Портала с электронным правительством, инфосистемами и базами данных министерств и ведомств;
- Госкомстату вместе с госорганами и организациями - Перечень наборов данных, которые должны быть опубликованы на Портале.
Мининфокому поручено разработать и изучить проектно -техническую документацию для разработки новой версии Портала и обеспечить его запуск до 1 августа 2021 года.
Основными задачами развития сектора открытых данных являются:
- совершенствование нормативно-правовой базы открытых данных;
- организационно-методическая и информационно-технологическая поддержка открытости данных;
- регулярное проведение мероприятий «Open Data Day» и «Open Data Week»;
- расширение информационной базы;
- мониторинг открытых данных;
- повышение квалификации работников, а также подготовка кадров для сектора открытых данных.
В заключении хотелось бы отметить, что развитие цифровых технологий в современном мире имеет свои положительные и отрицательные стороны. И при создании цифровой экономики необходимо учитывать все вышеперечисленные факторы. При этом в наших условиях цифровизация необходима в первую очередь в строительной индустрии, в энергетике, в сельском и водном хозяйстве, транспорте, геологии, кадастрах, здравоохранение, образовании и архивном деле.
У нас в Республике имеется значительный объем природных ресурсов и полезных ископаемых, таких как газ, золото, хлопок. И все же наше самое главное богатство это люди, их интеллект, знания и опыт.
Использованные источники:
1. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан - 2030» и мерах по ее эффективной реализации» (№УП-6079, 05.10.2020).
2. Постановление Кабинета Министров от 25.06.2020 г. № 409 «О мерах по организации деятельности некоторых организаций в системе Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан».
https://www.norma.uz/novoe_v_zakonodatelstve/dvum_uchrejdeniyam_pri_minin fokm_opredeШi_funkcii
3. Постановление Президента от 28.04.2020 г. № 4699 «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства». https://www.norma.uz/novoe_v_zakonodatelstve/dvum_uchreideniyam_pri_minin fokm_opredeШi_funkcii
4. Постановление Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему развитию сектора открытых данных в Республике Узбекистан» от 23.12.2020 г. № 808.
5. Постановление от 16.07.2020 г. № 444 «О мерах по дальнейшему развитию системы электронного правительства, а также внедрении порядка электронной отчетности государственных органов и организаций о своей деятельности перед общественностью».
6. Постановление от 30.10.2020 г. № 674 «О мерах по совершенствованию системы раскрытия информации о хозяйственных обществах с участием государства и государственных унитарных предприятиях».
7. Шодиев Т.Ш. Узбекистонда ракдмли иктисодиётни