FOREIGN EXPERIENCE OF STIMULATING THE LABOR MARKET IN
THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION Kudbiev Sh.D. (Republic of Uzbekistan) Email: Kudbiev568@scientifictext.ru
Kudbiev Sherzod Davlyatovich - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Scientific Applicant, DEPARTMENT LABOR MANAGEMENT ECONOMICS, TASHKENT BRANCH RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS NAMED AFTER G. V. PLEKHANOV, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses the foreign experience of 30 national and regional industrial digitalization initiatives. Each of the states and regions under consideration has its own specific programs for the implementation and implementation of the digital economy. However, all foreign countries, especially European countries and the Pacific, are planning to increase the degree of digitalization of the economy to 80-90%. Taking into account the experience offoreign countries in the Republic of Uzbekistan, it was firmly determined that the digital transformation of the economy is one of the key priorities for the development of the state. An analysis of the digital transformation programs of the economies of the leading countries allows us to identify the following key areas that can be identified as priorities for the Republic of Uzbekistan. Keywords: digitalization of the economy, smart industry, innovation, transformation, innovation, technology.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Кудбиев Ш.Д. (Республика Узбекистан)
Кудбиев Шерзод Давлятович - кандидат экономических наук, доцент, научный соискатель, кафедра экономики труда управления, Ташкентский филиал Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается зарубежный опыт 30 национальных и региональных инициатив по промышленной цифровизации. В каждом из рассматриваемых государств и регионов имеются свои специфические программы внедрения и реализации цифровой экономики. Однако все зарубежные страны, особенно европейские страны и страны тихоокеанского региона, степень цифровизации экономики собираются увеличить до 80-90%. С учетом опыта зарубежных стран в Республике Узбекистан твердо определились, что цифровая трансформация экономики является одним из ключевых приоритетов развития государства. Анализ программ цифровой трансформации экономик стран-лидеров позволяет выделить их ключевые направления, которые могут быть определены в качестве приоритетов для Республики Узбекистан.
Ключевые слова: цифровизация экономики, умная промышленность, инновации, трансформация, инновации, технологии.
Государственные программы и стратегии развития и стимулирования цифровых технологий и (или) цифровизации национальных экономик и промышленных отраслей к настоящему времени разработаны и реализуются в десятках различных стран мира, а также и на межгосударственном уровне. Рассмотрим национальные программы мировых стран-лидеров цифровой трансформации: некоторых стран ЕС, США, Японии, Республики Корея, Китая для выявления приоритетов развития цифровой экономики и возможного заимствования опыта этих стран для использования в Республике Узбекистан.
33
Только в странах Евросоюза, по официальным данным на декабрь 2018 г., насчитывается более 30 национальных и региональных инициатив по промышленной цифровизации. На национальном уровне, согласно информации Европейской Комиссии1, осуществляются следующие программы и инициативы:
Австрия - Industrie 4.0 Oesterreich;
Бельгия - Made different - Factories of the future;
Венгрия - IPAR4.0 National Technology Initiative;
Германия - Industrie 4.0;
Дания - Manufacturing Academy of Denmark (MADE);
Испания - Industria Conectada 4.0;
Италия - Industria 4.0 и Fabbrica Intelligente;
Литва - Pramoné 4.0;
Люксембург - Digital For Industry Luxembourg;
Нидерланды - Smart Industry;
Польша - Initiative and Platform Industry 4.0;
Португалия - Industria 4.0;
Словакия - Smart Industry;
Франция - Alliance pour l'Industrie du Futur;
Чехия - Prnmysl 4.0;
Швеция - Smart Industry.
Одним из пионеров цифровизации и главным идеологом концепции «Индустрии 4.0» является Германия, которая еще в 2011 г. официально представила государственную стратегию под одноименным названием (Industrie 4.0).
В результате реализации программы Industry 4.0 в период до 2020 г. в Германии планируется повысить производительность труда в среднем на 18,0%. При этом степень цифровизации экономике страны собираются увеличить до 82,0% к 2021 г. (сейчас 33,0%). Принятие решений на основе цифровых данных и моделей предусматривается увеличить до 90,0% к 2020 г. по сравнению с 52,0% в 2016 г. С целью реализации проекта Industry 4.0 в Германии в период до 2020 г. предусмотрено финансирование в размере около 900 млрд долл. США. Инвестиции должны быть вложены в цифровые технологии, датчики и устройства связи, программы и приложения, системы управления производством, обучение сотрудников и т.д.2 Помимо общей концепции Industrie 4.0 в ФРГ разработаны и осуществляются другие стратегий и инициативы схожего профиля, в том числе Smart Networking Strategy, на базе которой была представлена программа Digital Agenda.
Во Франции в июле 2015 г. создан «Альянс индустрии будущего» (Alliance pour l'Industrie du Futur), объединяющий различные организации из сферы частного бизнеса, научной среды и ряд государственных институтов и учреждений.
В новой цифровой стратегии Великобритании (UK Digital Strategy 2017)3, опубликованной 1 марта 2017 г., выделено семь направлений: цифровая инфраструктура, доступ к цифровым данным каждого, лучшие условия для бизнеса через интернет, помощь бизнесу в цифровизации, безопасность киберпространства, государственное обслуживание онлайн, использование накопленных данных в экономике. Планируется создать пять технологических центров для поддержки инициатив. Населению будут оказываться бесплатные услуги по обучению цифровым навыкам. В научные исследования в
1 Coordination of European, national & regional initiatives // European Commission [Electronic resource]. Mode of Access: https://ec.europa.eu/ 213 digital-single-market/en/cordination-european-national-regional-initiatives. Date of access: 8.12.2018.
2 Плакиткин, Ю.А. Мировой инновационный проект «Индустрия4.0» - возможности применения в угольной отрасли России. 1. Программа «Инду-стрия-4.0» - новые подходы и решения / Ю.А. Плакиткин, Л.С. Плакиткина // Уголь. 2017. № 10. С. 44-51.
3 UK Digital Strategy 2017 // UK Government [Electronic resource]. Mode of Access: https://www.gov.uk/ government /publications/uk-digitalstrategy/uk-digital-strategy.
34
робототехнике и искусственном интеллекте инвестируют 17,3 млн фунтов. К 2035 г. правительство ожидает отдачу от вложений в размере 654 млрд фунтов.
Важнейшим звеном промышленной политики Нидерландов сегодня считается Программа действий в сфере «умной промышленности» (Smart Industry Action Agenda 2015). Особенность программы - создание эффективных экосистем (smart ecosystems), сетей частных компаний и научно-образовательных учреждений. На практике это создание полевых лабораторий (field labs), объектов промышленно-технологической инфраструктуры, внутри которых частные компании и государственные научно-исследовательские организации совместно разрабатывают, тестируют и внедряют эффективные решения и продукты умной индустрии. Используется междисциплинарный подход: field labs должны обеспечить более эффективную совместную работу высокотехнологичных компаний и исследовательских организаций из самых разных отраслей промышленности, сферы услуг и сельского хозяйства (агропромышленный сектор в Нидерландах - один из основных потребителей новых технологий).1
Япония осознаёт угрозу потери глобальной конкурентоспособности в связи с набирающим скорость развитием и внедрением цифровых технологий в коммерческую эксплуатацию в развитых странах. В Японии основным правительственным документом, определяющим долгосрочные цели и задачи страны в сфере развития цифровых технологий, является Smart Japan ICT Strategy,2 опубликованная в июне 2014 г. Основа японской стратегии - генерация инноваций путем связывания вещей и услуг посредством ИКТ. В стратегии определены три приоритетных проекта:
• активизация деятельности регионов посредством развития проектов умных городов, создания баз геопространственной информации3 о населенных пунктах;
• решение социальных проблем путем применения ИКТ в области медицины, образования, ликвидации последствий стихийных бедствий и др.;
• обеспечение бесплатного общедоступного стационарного и беспроводного доступа к Сети, создание усовершенствованной многоязычной системы голосового перевода в рамках Глобального коммуникационного проекта и реализации других инициатив, в преддверии XXXII летних Олимпийских и Паралимпийских игр 2020 г. в Токио.
В 2016 г. опубликована также стратегическая программа Японии «Пятый Базовый план научно-технологического развития» (The 5th Science and Technology Basic Plan).4 Чтобы не отстать, не быть последователями в технологическом развитии, а занять позицию страны-лидера, Япония делает ставку на развитие самого важного стратегического ресурса -человеческого капитала и создание Super Smart Society 5.0 («сверхинтеллектуального общества» или «Общества 5.0»). Ускорить экономический рост предполагается за счет полного технологического перевооружения промышленности на базе всеобщей связанности сетевых платформ, созданных в каждой отрасли, их сочетания и взаимодействия (платформы платформ), встроенных киберфизических систем и технологий интернета вещей.
Китайское правительство последовательно руководит цифровой трансформацией. В марте 2015 г. была представлена национальная стратегия «Интернет+» (Internet Plus). В этой интегрированной стратегии обозначены несколько ключевых направлений дальнейшего
1 Шмелев П. Цифровая трансформация: время первых / П. Шмелев // Газпром нефть. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/archive/2018-may/1589540/.
2 Smart Japan ICT Strategy // Ministry of Internal Affairs and Communications [Electronic resource]. Mode of Access: http://www.soumu.go.jp/ main_content/000301884.pdf.
3 Включает в себя статистические данные и информацию, полученные путем дистанционного зондирования, картографирования и применения геодезических технологий.
4 Report on The 5th Science and Technology Basic Plan (December 18, 2015) // Council for Science, Technology and Innovation. Cabinet Office, Government of Japan [Electronic resource]. Mode of Access: https://www8.cao.go.jp/cstp/kihonkeikaku/5basicplan_en.
35
развития цифровых технологий в связке с другими отраслями промышленности, сельского хозяйства, финансовой сферой и государственными институтами. Также с 2015 г. реализуется программа Госсовета КНР «Сделано в Китае 2025» (Made in China 2025, ФШФ.1^2025), цель которой - удержать статус «мировой фабрики» с помощью новых технологий. По официальным данным, непосредственно к Программе имеют отношение 1078 проектов, на реализацию которых Пекин выделил финансирование 557 организациям: 112 университетам, 225 государственным научно-исследовательским учреждениям и 220 компаниям.1 Кроме того, в июле 2017 г. Госсоветом КНР был утвержден «Национальный план стимулирования технологических разработок в сфере искусственного интеллекта». Предполагается, что к 2020 г. Китай должен «сравняться с основными мировыми лидерами в сфере ИИ-разработок», а сами ИИ-технологии должны стать «новыми двигателями экономического роста КНР». С 2025 г. ИИ-технологии рассматриваются властями страны в качестве «главного драйвера экономики Китая», за счет них будут совершены важнейшие научно-технологические прорывы. И наконец, к 2030 г. должна быть решена главная задача: достижение КНР глобального инновационного лидерства в сфере ИИ-технологий. Что касается конкретных цифровых показателей предполагаемого будущего китайской индустрии технологий искусственного интеллекта, то уже к 2020 г. ее общий объем должен превысить 150 млрд юаней (более 22 млрд долл. по текущему курсу), к 2025 г. - выйти на отметку в 400 млрд юаней и к 2030 г. пре-одолеть психологически важную планку в 1 трлн юаней (аналог пример-но 150 млрд долл. США).
В Китае реализуются системные инструменты государственной поддержки, направленные на развитие цифровых технологий: налоговое регулирование, государственное финансирование, разработка единых стандартов, реализация пилотных проектов. Предприятия отрасли высоких технологий облагаются налогом на прибыль по льготной ставке (15,0% против стандартной 25,0%), а разработчики программного обеспечения освобождаются от налога на прибыль на два года и выплачивают 50,0% налоговых обязательств в последующие три года. Государством создан фонд поддержки НИОКР и разработки приложений и сервисов посредством предоставления грантов и субсидирования займов.
Основным текущим государственным документом в сфере научно-технологической политики Республики Корея является Третий Базовый План развития науки и технологии, реализуемый с 2013 по 2017 гг. В нем отдельно сформулирована стратегия ускоренного развития «13 будущих двигателей роста» (13 Future Growth Engines), причем практически все эти новые отрасли и сектора относятся к числу «прорывных цифровых технологий»: большие данные, связь следующего поколения 5G, искусственный интеллект, беспилотные автомобили, дроны, индивидуальные медицинские услуги, технологии «умного» города, виртуальная реальность, «умные» роботы, «умные» полупроводники, новейшие материалы, инновационные лекарства, возобновляемые источники энергии. До 2022 г. в их развитие будет вложено примерно 7 млрд 382 млн долл., а к 2025 г. в этих сферах планируется создать 550 тыс. рабочих мест. Параллельно реализуется также специальная Manufacturing Innovation 3.0 Strategy, акцент в которой сделан на интернете вещей, технологиях 3D-печати и BigData.2
В Республике Корея при активной поддержке государства опорные компании начинают самостоятельно осуществлять инвестиции в прорывные цифровые технологии. Так, один из крупнейших телеком-операторов страны - SKT объявил о намерении инвестировать в
1 Сделано в Китае - 2025: кто придёт на смену мировой фабрике? // China Logist [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chinalogist.ru/articles/sdelano-v-kitae-2025-kto-pridyot-na-smenumirovoy-fabrike-12708.
2 Kallio, J. Digital Disruption of Industry: Case Korea. Disruption Brief No. 6, 25 August 2016 / J. Kallio // Aalto [Electronic resource]. Mode of Access: https://editors.aalto.fi/en/midcom-serveattachmentguid1e66ab0724c9bca6ab011e694b2f7d48f8b4c534c53/disruptionbrief_no06_cou ntryreportsouthkorea_v1. 1 .pdf.
технологии искусственного интеллекта и интернета вещей более 4 млрд долл. США. Оператор отмечает необходимость партнерств в развитии новых технологий, а также планирует привлечение местных стартапов для разработки точечных решений.
В США единой государственной программы развития цифровых технологий не существует, однако в различные годы совместно с частным бизнесом и научным сообществом были запущены специальные технологические инициативы. В качестве примера можно привести такие, как федеральная инициатива в сфере облачных вычислений (в 2009 г.) или программа президента Б. Обамы по созданию новой сети центров передового промышленного производства (AMP - Advanced Manufacturing Partnership, в 2011 г.) с участием ключевых федеральных министерств и крупнейших технологических компаний США. Программа предусматривает инвестирование более 500 млн долл. в следующих ключевых областях: создание отечественной производственной базы в критических для национальной безопасности отраслях - производство портативных мощных батарей, передовых композитных и биоматериалов, альтернативных источников чистой энергии; сокращение времени разработки и внедрения современных материалов; инвестирование в создание следующего поколения робототехники; разработка инновационных энергосберегающих производственных процессов.1 Кроме того, по инициативе ряда ведущих представителей американского частного бизнеса (прежде всего, - GE, AT&T, IBM, Intel и Cisco) в марте 2014 г. был создан специальный Консорциум промышленного интернета (Industrial Internet Consortium (IIC)). В качестве его главной миссии заявлено «ускорение развития, промышленного внедрения и широкого распространения соединенных друг с другом машин, устройств, а также интеллектуальной аналитики, т. е. промышленного интернета вещей».2
Россия также стремится не отстать от своих конкурентов. В мае 2017 г. была утверждена Стратегии развития информационного общества,3 а в июле того же года - Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».4 Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики. Для управления программой определены пять базовых и три прикладных направления развития цифровой экономики в России на период до 2024 г. К базовым направлениям отнесены нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. К прикладным - государственное управление, «умный город» и здравоохранение. Согласно Программы к 2024 г. 97,0 % домашних хозяйств в РФ должны иметь широкополосный доступ к интернету (100 Мбит/с), во всех крупных городах (1 млн человек и более) должно быть обеспечено устойчивое покрытие сети 5G и выше, а доля внутреннего сетевого трафика российского сегмента интернета, маршрутизируемая через иностранные серверы, должна составлять 5,0 %. Среди основных задач: распространение интернета в удаленные уголки страны, размещение государственных документов в облачном хранилище, предоставление 80,0 % государственных услуг в электронном формате к 2025 г., концепция 50 «умных городов», запуск беспилотного общественного транспорта в 25 городах,
1 President Obama Launches Advanced Manufacturing Partnership. June 24, 2011 // The White House [Electronic resource]. - Mode of Access: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2011 /06/24/ presidentobama -launches-advanced-manufacturing-partnership.
2 Industrial Internet Consortium // IIC [Electronic resource]. - Mode of Access: https://www.iiconsortium.org.
3 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. 200 № 203 // Портал ГАРАНТ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/.
4 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р // Правительство РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5 v7yLVuPgu4bvR7M0 .pdf.
увеличение ВВП страны (до 34 % прироста). Планируется также, что в России появятся десять предприятий-лидеров в сфере высоких технологий и столько же цифровых платформ для основных отраслей экономики, вузы будут выпускать более 120 тыс. специалистов в сфере ИКТ в год, а доля населения, обладающего цифровыми навыками, составит 40,0 %.
В декабре 2017 г. Постановлением Правительства Республики Казахстан утверждена комплексная Государственная программа «Цифровой Казахстан»,1 нацеленная на повышение уровня жизни каждого жителя страны за счет использования цифровых технологий. На 2018-2022 гг. запланировано проведение работ по пяти ключевым направлениям: цифровизация отраслей экономики, переход на цифровое государство, реализация «цифрового шелкового пути», развитие человеческого капитала, создание инновационной экосистемы. В рамках указанных направлений были утверждены 17 первоочередных задач и 120 проектов. Все проекты и мероприятия, реализованные в рамках программы «Цифровой Казахстан», помогут обеспечить прозрачность и эффективность государственного управления, повысить занятость населения, улучшить качество образования и здравоохранения, а также оптимизировать инвестиционный климат, повысить производительность труда и рост доли малого и среднего предпринимательства в структуре ВВП. В соответствии с Программой цифровая экономика Казахстана будет расти темпами, значительно опережающими экономический рост в целом, а к 2025 г. страна должна занять 30-е место в международном рейтинге цифровой конкурентоспособности.
Республика Узбекистан также определили цифровую трансформацию ключевым приоритетом национального развития. Стратегия страны строится на создании максимально привлекательных условий для работы передовых 1Т-компаний, устранении барьеров для внедрения новейших технологий, формировании экосистемы инноваций.
Президент Республики Узбекистан в послании к Олий Мажлису особо подчеркнул необходимость активно развивать цифровую экономику в стране: «В целях устойчивого развития мы должны глубоко освоить цифровые знания и информационные технологии, что это даст нам возможность идти по самому короткому пути к достижению всестороннего прогресса. В современном мире цифровые технологии играют решающую роль во всех сферах.
Конечно, все мы хорошо понимаем, что формирование цифровой экономики потребует соответствующей инфраструктуры, огромных средств и трудовых ресурсов. Но, как бы ни было трудно, мы обязательно должны уже сегодня приступить к этой работе, иначе завтра будет поздно. Поэтому ускоренный переход на цифровую экономику станет нашей приоритетной задачей на следующие пять лет.»2
Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по развитию цифровой экономики» №ПП-3832 от 03 июля 2018г., определила главной целью дальнейшего развития информатизации в Республике Узбекистан совершенствование условий, содействующих трансформации сфер человеческой деятельности под воздействием ИКТ, включая формирование цифровой экономики, развитие информационного общества и совершенствование электронного правительства Республики Узбекистан.
В Республике Узбекистан твердо определились, что цифровая трансформация экономики является одним из ключевых приоритетов развития государства. ГГ-сфере необходимо придать новый импульс развития, чтобы способные люди могли здесь в полной мере реализовать свои возможности. Узбекистан должен оказаться реальным центром притяжения - для талантливых людей, успешных компаний и международных корпораций. Узбекистан имеет все шансы стать как минимум региональным лидером в развитии самых передовых направлений -искусственного интеллекта, больших данных, технологии блокчейн.
1 Об утверждении Государственной программы «Цифровой Казахстан»: Постановление Правительства Республики Казахстан, 12 дек. 2017 г., № 827 // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000827.
2 Мирзиёев Ш.М. «Послание Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису» 24.01.2020г. https://president.uz/ru/lists/view/3324.
Можно отметить, что цифровизация экономики и общества очень важна, поскольку опора на ИКТ остается одним из главных факторов повышения производительности труда и эффективности управления. Правильное и востребованное внедрение технологий цифровой экономики позволит перейти на новый этап функционирования и взаимодействия индивидов и государственных институтов между собой. Тогда процессы в обществе и в государстве получат более высокую скорость и эффективность прохождения, повысят конкурентоспособность государства и регионов.
В настоящее время стоит совершенно конкретная задача максимально использовать возможности цифровой экономики, способствуя развитию IT-отрасли, приходу капитала, развитию новых технологий, созданию условий для цифровой трансформации традиционных отраслей и, в конечном итоге, переходу к новой экономике.
В последнее десятилетие предпринимаются определенные усилия по выработке мировых и региональных цифровых повесток, т.е. ведется поиск совместных эффективных решений и механизмов регулирования процессов цифровизации на межгосударственном уровне. При этом очевидным лидером в этом направлении является Евросоюз, лидеры которого в качестве генеральной долгосрочной задачи определили формирование единого цифрового рынка Европы (digital single market).1
В 2010 г. странами ЕС в рамках реализации более общей стратегии «Европа 2020» была запущена специальная инициатива «Цифровая Европа» (Digital Europe), основной акцент в которой был сделан на стимулировании роста общеевропейской интернет-экономики. В том же 2010 г. была опубликована «Цифровая повестка для Европы» (Digital Agenda for Europe), которая предусматривала выработку общих подходов и приоритетов стран-членов ЕС по отношению к дальнейшему развитию цифровых секторов европейской экономики и мер по стимулированию цифровых инноваций. В апреле 2016 г. Европейская комиссия обнародовала новую комплексную инициативу Digitalsing le market - digitising European industry, в которой был сформулирован широкий набор новых инструментов и механизмов поддержки дальнейшей цифровизации европейской промышленности и сектора услуг.2
Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) приняла Стратегию развития общего цифрового рынка. Странами АСЕАН в 2015 г. был согласован общий Мастер-план по развитию ИКТ.
Ведется подобная работа и в странах СНГ. Решением Совета глав правительств СНГ от 28 октября 2016 г. была утверждена Стратегия сотрудничества государств-участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 г. и Плане действий по ее реализации. Это уже второй стратегический документ СНГ по данному направлению, первый был принят в 2012 г. В декабре 2016 г. в Санкт-Петербурге главы государств ЕАЭС приняли Заявление о цифровой повестке Евразийского экономического союза, где они выразили стремление обеспечить необходимые условия для формирования «цифровой повестки ЕАЭС», а 11 октября 2017 г. - утвердили основные направления цифровой повестки Союза до 2025 г. К направлениям развития цифровой экономики в рамках ЕАЭС относятся:
• цифровая трансформация отраслей экономики и кросс-отраслевая трансформация;
• цифровая трансформация рынков товаров, услуг, капитала и труда;
• цифровая трансформация процессов управления и интеграционных процессов;
• развитие цифровой инфраструктуры и обеспечение защищенности цифровых процессов.
Каждое направление определяет специальный круг вопросов сотрудничества при
1 Construire l'Europe industrielle du numérique: Discours du Président de la Commission européenne, Jean-Claude Juncker, à la conférence francoallemande sur le numérique à Paris. Paris, le 27 octobre 2015 // European Commission [Electronic resource]. Mode of Access: http://europa.eu/ rapid/press-release_SPEECH-15-5938_fr.htm.
2 Digitising European Industry // European Commission [Electronic resource]. Mode of Access: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/ policies/digitising-european-industry.
39
обсуждении инициатив в сфере развития цифровой экономики. Стороны используют общую рамку направлений для систематизации предложений о сотрудничестве в рамках Цифровой повестки, подготовки и реализации совместных проектов.
Анализ программ цифровой трансформации экономик стран-лидеров позволяет выделить следующие их ключевые направления, которые могут быть определены в качестве приоритетов для Республики Узбекистан:
• создание национального цифрового законодательства;
• государственное финансирование прорывных цифровых проектов;
• оптимизация налогового регулирования и инвестиционного климата;
• прозрачность и эффективность государственного управления, повышение занятости населения;
• обеспечение безопасности киберпространства;
• цифровизация промышленности на базе киберфизических систем, искусственного интеллекта, интернета вещей, 3Б-печати с целью повышения производительности труда;
• цифровое сельское хозяйство (точное земледелие и цифровое животноводство, агророботы и т.д.);
• большие данные и связь 5G;
• умные энергосети и мощные накопители электроэнергии, в том числе портативные;
• умные города, цифровое образование и здравоохранение.
Основной механизм исполнения программ - интеграция, в том числе сетевая, усилий бизнеса и науки под стимулирующим воздействием государства на ключевых направлениях создания новых цифровых технологий и инноваций.
Список литературы /References
1. Мирзиёев Ш.М. «Послание Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису». 24.01.2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://president.uz/ru/lists/view/3324/ (дата обращения: 20.03.2020).
2. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. 200 № 203 // Портал ГАРАНТ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ (дата обращения: 20.03.2020).
3. Об утверждении Государственной программы «Цифровой Казахстан»: Постановление Правительства Республики Казахстан, 12 дек. 2017 г., № 827 // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000827/ (дата обращения: 20.03.2020).
4. Плакиткин ЮА. Мировой инновационный проект «Индустрия4.0» - возможности применения в угольной отрасли России. 1. Программа «Индустрия-4.0» - новые подходы и решения / Ю.А. Плакиткин, Л.С. Плакиткина // Уголь. 2017. № 10. С. 44-51.
5. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р // Правительство РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5 v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf/ (дата обращения: 20.03.2020).
6. Сделано в Китае - 2025: кто придёт на смену мировой фабрике? // China Logist. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chinalogist.ru/articles/sdelano-v-kitae-2025-kto-pridyot-na-smenumirovoy-fabrike-12708/ (дата обращения: 20.03.2020).
7. Шмелев П. Цифровая трансформация: время первых / П. Шмелев // Газпромнефть. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/sibnef-online/archive/2018- may/1589540/ (дата обращения: 20.03.2020).
8. Coordination of European, national & regional initiatives // European Commission. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/ 213 digital-single-market/en/cordination-european-national-regional-initiatives. (дата обращения: 8.12.2018).
9. Construire l'Europe industrielle du numérique: Discours du Président de la Commission européenne, Jean-Claude Juncker, à la conférence francoallemande sur le numérique à Paris. Paris, le 27 octobre 2015 // European Commission. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://europa.eu/ rapid/press-release_SPEECH-15-5938_fr.htm/ (дата обращения: 20.03.2020).
10. Digitising European Industry // European Commission. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/ policies/digitising-european-industry/ (дата обращения: 20.03.2020)
11. UK Digital Strategy 2017 // UK Government. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gov.uk/ government /publications/uk-digitalstrategy/uk-digital-strategy/ (дата обращения: 20.03.2020).
12. Industrial Internet Consortium // IIC. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iiconsortium.org./ (дата обращения: 20.03.2020).
13. Kallio J. Digital Disruption of Industry: Case Korea. Disruption Brief № 6, 25 August 2016 / J. Kallio // Aalto. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://editors.aalto.fi/en/midcom-serveattachmentguid1e66ab0724c9bca6ab011e694b2f7d48f8b4c534c53/disruptionbrief_no06_cou ntryreportsouthkorea_vL1.pdf/ (дата обращения: 20.03.2020).
14. President Obama Launches Advanced Manufacturing Partnership. June 24, 2011 // The White House. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2011 /06/24/ presidentobama -launches-advanced-manufacturing-partnership/ (дата обращения: 20.03.2020).
15. Report on The 5 th Science and Technology Basic Plan (December 18, 2015) // Council for Science, Technology and Innovation. Cabinet Office, Government of Japan. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www8.cao.go.jp/cstp/kihonkeikaku/5basicplan_en/ (дата обращения: 20.03.2020).
16. Smart Japan ICT Strategy // Ministry of Internal Affairs and Communications. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.soumu.go.jp/ main_content/000301884.pdf/ (дата обращения: 20.03.2020)
17. UK Digital Strategy 2017 // UK Government. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gov.uk/ government /publications/uk-digitalstrategy/uk-digital-strategy/ (дата обращения: 20.03.2020).
WAYS TO IMPROVE THE SYSTEM OF REMUNERATION OF EMPLOYEES OF ENTERPRISES Dadajanova M^.1, Anapiyaev A^.2, Olimova N^.3 (Republic of Uzbekistan) Email: Dadajanova568@scientifictext.ru
1Dadajanova Martabo Mahmudovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor; 2Anapiyaev Abdurashid Mamasidikovich - Assistant; 3Olimova Nargizahon Odilbek kizi - Assistant, DEPARTMENT ORGANIZATION OF INDUSTRIAL PRODUCTION, ANDIJANMACHINE BUILDING INSTITUTE, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article highlights the system of remuneration of employees of domestic enterprises. The American approach to the construction of the employee compensation system is analyzed. It is proposed to use an employee compensation system that combines financial and non-financial forms: wages, social programs (programs to support work-life balance, recognition for achievements and work done, development and self-realization programs). The implementation of
these proposais will increase labor productivity, production efficiency, and solve the problems of socio-cultural and qualification levels of employees.
Keywords: staff remuneration, material remuneration, non-material remuneration, Process Automation (RA), foreign approaches.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
1 2 3
Дадажонова М.М. , Анафияев А.М. , Олимова Н.О. (Республика Узбекистан)
'Дадажонова Мартабо Махмудовна - кандидат экономических наук, доцент; 2Анафияев Абдурашид Мамасидикович - ассистент;
3Олимова Наргизахон Одилбек кизи - ассистент, кафедра организации промышленного производства, Андижанский машиностроительный институт, г. Андижан, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье освещена система вознаграждения работников отечественных предприятий. Проанализирован американский подход к построению системы вознаграждения работников. Предложено использование системы вознаграждения работникам, которая объединит финансовые и нефинансовые формы: заработную плату, социальные программы (программы поддержки баланса между работой и жизнью, признание за заслуги и проделанную работу, программы развития и самореализации). Реализация указанных предложений позволит повысить производительность труда, эффективность производства, решить проблемы социально-культурного и квалификационного уровней работников.
Ключевые слова: вознаграждение персонала, материальное вознаграждение, нематериальное вознаграждение, Process Automation (РА), зарубежные подходы.
Сущность механизма вознаграждения.
Актуальность проблемы вознаграждения на предприятиях. Проблема удержания квалифицированных специалистов и менеджеров сегодня как никогда приобретает исключительно важное значение для предприятий. Ведь именно люди и их заинтересованность в успехе - это тот основной актив, который во многом определяет эффективность деятельности того или иного предприятия. Однако создать на предприятии «команду № 1» не так просто. И высокая заработная плата, и наличие социального пакета, как показывает практика, часто не позволяют удержать ценных сотрудников.
Поиск универсальной модели вознаграждения персонала, которая бы могла удовлетворить требования претендента на должность и работодателя в современных условиях хозяйствования, и обусловил актуальность исследования.
Анализ последних исследований и публикаций. Весомый вклад в развитие теории мотивации и системы вознаграждения внесли зарубежные авторы: Д. Браун, Д. Бреттон, Дж. Голд, Ф. Герцберг, М. Мескон, Н. Райан, Л. Портер, Г. Форд, Э. Лоулер и другие. Однако изучение и обобщение зарубежного опыта по проблемам построения системы вознаграждения работников показало, что далеко не все аспекты этого вопроса исследованы в достаточной степени, особенно в условиях развития рыночных отношений.
Целью данной статьи является определение особенностей формирования системы вознаграждения работников на предприятии с учетом зарубежного опыта, и разработка практических рекомендаций по их совершенствованию.
В практике деятельности современных предприятий в Узбекистане получили распространение разнообразные стимулы, то есть рычаги или инструменты влияния на