КобиловА.У., к.э.н.
доцент
Ташкентский государственный экономический университет Узбекистан, г. Ташкент Тулаев М.С. доцент
Ташкентский государственный экономический университет Узбекистан, г. Ташкент Ражабов Ш.Б. ассистент
Ташкентский государственный экономический университет Узбекистан, г. Ташкент Маматкодирова Н. У.
преподаватель Средняя школа № 12 Узбекистан, гДжизак
ПРАВОВАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Аннотация: В настоящее время в Республике Узбекистан развитию цифровой инфраструктуры уделяется пристальное внимание. Практика показывает, что из года в год растет количество видов электронных услуг, увеличивается количество интернет пользователей, снижается стоимость тарифов, совершенствуются методы информационной безопасности и т.д.
В данной статье рассмотрены основные аспекты понятия «цифровая экономика» с нормативной точки зрения и научной трактовки, указаны ее базовые составляющие. Определено нормативно -правовое регулирование цифровой экономики в Республике, задачи и цели, поставленные перед ее развитием в нашем государстве. Выявлены основные перспективные направления развития цифровой экономики в Узбекистане.
Ключевые слова: нормативно-правовая база, цифровая трансформация, основные макроэкономические показатели, цифровое развитие, цифровая инфраструктура, цифровые бизнес-модели, цифровые платформы, экономический рост, качество жизни населения.
Kobilov A. U.
Tashkent State University of Economic
Tashkent Tulaev M.S.
Tashkent State University of Economic
Tashkent Rajabov Sh.B.
Tashkent State University of Economic
Tashkent Mamatkodirova N.U.
teacher
secondary school number 12
Jizzakh
LEGAL FRAMEWORK FOR THE FORMATION OF DIGITAL ECONOMY IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: Currently, the Republic of Uzbekistan pays close attention to the development of digital infrastructure. Practice shows that from year to year the number of types of electronic services is growing, the number of Internet users is increasing, the cost of tariffs is decreasing, information security methods are being improved, etc.
This article reviews the main aspects of the "digital economy" is explained from the normative point of view and its scientific treatment with internal basic components. Article reviews normative and legal regulation of digital economy in the Republic of Uzbekistan, the goals and objectives set for its development in our Republic. Article contains analysis of the current state of digital economy development of the Republic along with its global ranking in the area of information and communication technologies. The major perspective development directions of digital economy in Uzbekistan are revealed.
Key words: regulatory framework, digital transformation, main macroeconomic indicators, digital development, digital infrastructure, digital business models, digital platforms, economic growth, quality of life of the population.
В настоящее время в Республике Узбекистан развитию цифровой инфраструктуры уделяется пристальное внимание. Практика показывает, что из года в год растет количество видов электронных услуг, увеличивается количество интернет пользователей, снижается стоимость тарифов, совершенствуются методы информационной безопасности и т.д.
Для развития цифровой экономики в Республике Узбекистан создана прочная нормативно-правовая база. В частности, приняты Указ Президента Республики Узбекистан № УП-6079 «Об утверждении Стратегии
«Цифровой Узбекистан 2030» и мерах по ее эффективной реализации» от 5 октября 2020 года [2], Указ Президента Республики Узбекистан УП №4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года [3], Указ Президента Республики Узбекистан УП № -5544 «О стратегии инновационного развития Республики Узбекистан в 2019-2021 годах» от 21 сентября 2018 года [4], Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-3832 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан» от 3 июля 2018 года [5], Постановление Президента Республики Узбекистан № -4642 «О мерах по широкому внедрению цифровых технологий в городе Ташкенте» от 17 марта 2020 года [6] и Постановление Президента Республики Узбекистан №-4699 «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства» от 28 апреля 2020 года [7].
Далее, на совещании по вопросам широкого внедрения цифровой экономики и электронного правительства, состоявшемся 11 мая 2020 года с участием руководителей министерств и ведомств страны, глава государства так же подчеркнул, что в современный период необходимо комплексно решать вопросы по развитию системы электронного правительства на основе передового отечественного и зарубежного опыта.
Чуть позже - 22 сентября 2020 года Глава государства Ш.М. Мирзиёев провел видео-селекторное совещание по вопросам внедрения цифровой экономики и электронного правительства в отраслях и регионах.
Новым этапом развития в сфере стало подписание Президентом Указа «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по ее
эффективной реализации» от 5 октября 2020 года. Цель принятия документа -успешный переход на цифровую экономику с учетом современных реалий. Ведь сегодня доля цифровой экономики в ВВП в стране составляет 2,2 процента.
Для достижения повышения доли услуг ИКТ в ВВП важно решить следующие задачи:
- обеспечить правовую базу для перехода на цифровую экономику, например, путем принятия Стратегии и «дорожной карты»;
- создать институциональные основы (то есть механизмы реализации Стратегии) в виде соответствующих структур и процедур для координации, исполнения, мониторинга, контроля и оценки принимаемых мер;
- обеспечить мобилизацию ресурсов для финансирования предусмотренных в Стратегии мер, причем важное значение имеет укрепление сотрудничества с международными и зарубежными партнерами;
- принять меры по обучению и подготовке высококвалифицированных кадров для цифровой экономики, а также по подготовке населения к условиям цифровой экономики.
Таким образом, принятие Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и «дорожной карты» по ее реализации в 2020-2022 годах создает прежде всего правовую базу для перехода на цифровую экономику. Документ включает такие приоритетные направления, как развитие цифровой инфраструктуры, электронного правительства, национального рынка цифровых технологий, образования и повышения квалификации в сфере информационных технологий.
Стратегия предусматривает утверждение двух программ: цифровизация регионов и цифровизация отраслей. Тем самым предусмотрены два подхода -территориальный и отраслевой. Несомненно, это обеспечит наиболее полный охват и эффективную реализацию документа.
Также определены 13 образцовых районов и городов по цифровой трансформации в 2020 году: Бузатовский, Каракульский, Зарбдарский, Каршинский, Кызылтепинский, Давлатабадский, Нурабадский, Шурчинский, Баявутский, Пскентский, Язъяванский, Ханкинский районы и город Ханабад.
А уже в первой половине 2021-го намечено осуществить работу еще в 16 районах и городах: Нукусе, Тахиаташском, Бустонском, Гиждуванском, Шараф-Рашидовском, Яккабагском, Хатырчинском, Туракурганском, Нарынском, Кошрабатском, Ангорском, Хавастском, Ташкентском, Ахангаранском, Багдадском, Шаватском районах. К ним были прикреплены руководители Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций и подведомственных предприятий, разработаны «дорожные карты».
За ходом исполнения положений документа будет следить образованная Координационная комиссия по реализации Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030».
В качестве механизма реализации с 1 ноября 2020 года на одного из действующих заместителей руководителей всех министерств и ведомств, органов исполнительной власти на местах возложены полномочия заместителя руководителя по цифровизации (Chief Digital Officer).
Мининфокому поручено осуществлять координацию деятельности всех заместителей по цифровизации в соответствующем направлении.
Кроме того, практика показывает, что без международной поддержки цифровой разрыв, существующий между странами, будет усугубляться. Поэтому важная роль в Стратегии отводится дипломатическим представительствам Республики Узбекистан в зарубежных странах, на которые возлагается обязанность оказывать всестороннюю практическую помощь в трансфере передовых технологий и
1Т-решений, привлечении ведущих компаний для совместной реализации проектов в сфере цифровой экономики.
Также с этой целью к каждой отрасли и региону прикреплены цифровые партнеры в сфере информационных технологий из числа зарубежных государств.
Согласно Стратегии, Агентство информации и массовых ком -муникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальное информационное агентство Узбекистана и Национальная телерадиокомпания должны организовать работу по широкому освещению в средствах массовой информации целей и задач настоящего Указа. Важно также обеспечить наличие у населения цифровых навыков путем внедрения цифрового образования на всех уровнях системы обучения, развития ^-образования и т.д.
Реализация Стратегии обеспечит предоставление качественных цифровых услуг населению, снижение коррупции, повышение уровня вовлеченности граждан в процессы принятия государственных решений, модернизацию системы высшего и среднего образования для обеспечения конкурентоспособности граждан не только внутри страны, но и на региональном и глобальном рынках труда.
Стратегия внесет свой вклад в реализацию всех государственных стратегических документов и программ и прежде всего будет иметь важное значение для достижения Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года, а также Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.
В целом успешная реализация Стратегии будет способствовать не только переходу к цифровой экономике с учетом современных реалий, но и повышению позиций Узбекистана в соответствующих мировых индексах рейтингах, а также укреплению имиджа страны на международной арене. Важно, чтобы наше государство заняло достойное место в мировой экономике благодаря технологиям и инновациям.
Следует отметить, что уже в 2020 году было реализовано 239 проектов в 14 регионах страны, в таких сферах, как здравоохранение, сельское хозяйство, образование и других объектах социальной сферы [5].
Внедрение системы «Электронная поликлиника» позволит сократить бумажную работу в медицинских учреждениях на 40%, а время, которое пациенты проводят в очереди - должно сократиться на 60% [5].
Большие изменения претерпевает в Республике Узбекистан и сфера образования. В средних учебных заведениях Ташкента и в регионах начали работу такие системы как «Электронный дневник», «Оценка учителей», «Электронный ученик». Министерству народного образования и Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций
поручено создать в 2020 году - 14 спецшкол для подготовки программистов и 82 - в следующем году [9].
В высших учебных заведениях в условиях пандемии, вызванной распространением вирусной инфекции СОУГО - 19, были внедрены цифровые платформы, которые позволили проводить обучение в вузах в режиме онлайн.
Цифровая трансформация подразумевает совершенствование системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. В частности, на базе Ташкентского университета информационных технологий и 1Т-парков внедрена национальная система подготовки и сертификации учителей информационных технологий.
Развитие цифровой инфраструктуры предполагает до конца 2022 года подключение каждого населенного пункта к сети Интернет со скоростью передачи данных не менее 10 Мбит/с, обеспечение популярных туристских мест высокоскоростным Интернетом.
Как свидетельствуют данные «Дорожной карты», утвержденной в рамках Указа Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан - 2030», уже с 1 ноября 2020 г. юридические лица - резиденты, обучающие информационным технологиям, разработке программных продуктов, робототехнике и т.д. получат возможность стать резидентом 1Т - парка. А к 1 января 2022 года должна завершиться цифровая трансформация банковского сектора [5].
Кроме того, в рамках реализации стратегии «Цифровой Узбекистан -2030» запланирован широкий комплекс мер (УП - 6097 от 5 октября 2020
г.).
В частности, в ходе цифровой трансформации регионов и отраслей до 2022 года ожидается:
- повышение с 78% до 95% уровня подключения населенных пунктов к Интернету, в том числе за счет увеличения до 2,5 млн портов -широкополосного доступа, прокладки 20 тыс. км оптико-волоконных линий связи и развития сетей мобильной связи;
- внедрение свыше 400 информационных систем, электронных услуг и иных программных продуктов в различных сферах социально -экономического развития регионов;
- обучение 587 тыс. человек основам компьютерного программирования, в том числе путем привлечения 500 тыс. молодых людей в рамках проекта «Один миллион программистов»;
- внедрение свыше 280 информационных систем и программных продуктов по автоматизации процессов управления, производства и логистики на предприятиях реального сектора экономики;
- закрепление в регионах вузов для повышения цифровой грамотности и навыков хокимов, сотрудников госорганов и организаций, обучения их информационным технологиям и информационной
безопасности, обучения информационным технологиям 12 тыс. их работников.
С 1 ноября 2020 года минимум 5% от общей суммы средств инвестпроектов, а также международных финансовых институтов, зарубежных правительственных финансовых организаций и стран-доноров направляются на «цифровые» компоненты. Кроме того, в Республике Узбекистан во-первых, отменено требование по оформлению разрешения на эксплуатацию базовых станций для организации связи в закрытых помещениях, работающих в пределах радиочастот, выделенных ператорам мобильной связи, мощностью не более 500 мВт (кроме базовых станций мобильной связи, устанавливаемых вблизи категорированных объектов); во-вторых, для операторов мобильной связи:
- внедрен уведомительный порядок завершения работ по строительству и монтажу, реконструкции, проведению испытаний, осуществлению интеграции, организации эксплуатации в коммерческих целях, изменению конструкции телеком-устройств и сооружений, а также расширению оснащения действующих установок телекоммуникационных линий и сооружений;
- предоставлено право оформлять разрешения на ввоз в Узбекистан радиоэлектронных устройств, оборудования и других устройств, не получая разрешения на приобретение, установку, проектирование и строительство.
На базе Мининфокома и Минюста, подведомственных им организаций и подразделений реализуется проект «Цифровое ведомство». К началу 2022 года здесь оцифруют и автоматизируют все административные процедуры и операционные процессы, внедрят электронный документооборот и делопроизводство. Опыт будут постепенно заимствовать другие ведомства.
Таким образом, разработка и принятие нормативно-правовых документов в сфере развития цифровой экономики направлены на эффективное развитие отраслей и сфер национальной экономики Республики Узбекистан.
Использованные источники:
1. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-6079 «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан 2030» и мерах по ее эффективной реализации» от 5 октября 2020 года // Народное слово. - Ташкент, 2020 г., 6 октября.
2. Указ Президента Республики Узбекистан № 4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года // Народное слово. - Ташкент, 2017 г., 8 февраля.
3. Указ Президента Республики Узбекистан №-5544 «О стратегии инновационного развития Республики Узбекистан в 2019 -2021 годах» от 21сентября 2018 года // Народное слово. Ташкент, 2018 г., 22 сентября.
4. Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-3832 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан» от 3 июля 2018 года // Народное слово. - Ташкент, 2018 г., 4 июля.
5. Постановление Президента Республики Узбекистан №-4642 «О мерах по широкому внедрению цифровых технологий в городе Ташкенте» от 17 марта 2020 года // Народное слово. - Ташкент, 2020 г., 18 марта.
6. Постановление Президента Республики Узбекистан №-4699 «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства» от 28 апреля 2020 года // Народное слово. - Ташкент, 2020., 29 апреля.
7. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху / А. Цариковский, Н. Галимханова, А.Тенишев, М. Хамуков, А. Иванов, Е.Войниканис, Е. Семенова. - М.: Высшая Школа Экономики, 2018. -312 с.
8. Ахметова А.С. Возможности практического применения технологии блокчейн/ А. С. Ахметова // Инновации в науке: научный журнал. - 2018. N0 10(86) - С. 15-16.
9. Башир, И. Блокчейн: архитектура, криптовалюты, инструменты разработки, смарт-контракты / И. Башир. - М.: ДМК Пресс, 2019. - 538 с.
10. Бондаренко В.М. Структурная модернизация в условиях формирования цифровой экономики // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2018. Т.9. №2. С.172-191.
11. Борисюк, Н. К. Механизм развития цифровой экономики в регионе: трактовка понятия / Н.К. Борисюк, О.С. Смотрина// Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2018. - N0 7. - С. 18-22.
12. Горда А.С. Мировой рынок криптовалют: риски и механизмы регулирования/ А. С. Горда// Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. -2018. -N0 4. -С. 96-104.
13. Давыденко Е.А. Эволюция концепции сбалансированной системы показателей: от истоков к цифровому предприятию/ Е. А. Давыденко // Российское предпринимательство. -2018. -Том 19, N0 2. - С. 457-472.
14. Дубов, В. С. Показатели оценки развития цифровой экономики / В. С. Дубов // Наука через призму времени. -2018. -N0 7 (16).
15. Золотухина,Е.Б. Анализ развития информационных систем на примере CRM и ERP[Электронный ресурс]/ Е. Б. Золотухина, К. И. Андриянова, Е. А. Макарова// Теория. Практика. Инновации. - 2018. -N0 4.
16. Кириллов П. Цифровая платформа для интернета вещей: универсальный продукт для умных производств, городов, зданий/ П.Кириллов // Бизнес Территория. -2018. -N0 1. -35-39.
17. Кудряшов,А.А.Инфраструктура цифровой экономики/ А.А.Кудряшов, А. И. Шолина// Актуальные вопросы современной экономики. - 2018. - N0 5. - С. 25-32.
18. Лапидус Л.В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией. Монография. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 381 с.
19. Панкратов И.Ю. Цифровое государство: новая матрица компетенций для цифровой трансформации/ И. Ю. Панкратов, Н. В. Свертилова, Е. Н.Лидэ// Государственная служба. -2018. 1. -С. 38-43.
20. Стародубцева, Е. Б. Цифровая трансформация мировой экономики / Е. Б. Стародубцева, О. М. Маркова // Вестник астраханского государственного технического университета. Сер. Экономика. -2019.
2.
21. www.stat.uz - официальный портал Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.
22. www.mitc.uz - официальный сайт Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.
23. www.mininnovation.uz-официальный сайт Министерства Инновационного развития Республики Узбекистан.