12.10. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В МЕГАПОЛИСАХ
Федотов А. Г., соискатель МГУ им. М. В. Ломоносова
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Данная статья посвящена рассмотрению особенностей развития торговли в мегаполисах. Автор рассматривает как исторические предпосылки современных тенденций, так и перспективы развития торговли в мегаполисах.
В российской экономической литературе в дореволюционный период торговле посвящались работы А. Н. Радищева (1749-1802), который отмечал стимулирующую роль торговли для промышленного развития России. Позднее П. Б. Струве (1870-1944) исследовал процессы капиталистического товарного обращения и рыночные отношения, связанные с обменом.
Вопросы о роли и месте торговли потребительскими товарами в сфере товарного обращения исследовались в специальной литературе советского периода ведущими учеными-экономистами: Б. И. Гоголем, А. И. Левиным, Т. И. Николаевой; А. А. Покровским, С. С. Васильевым, Г. И. Григорьяном, Л. И. Фефиловым, Б. А. Соловьевым и др. В большинстве источников торговлю потребительскими товарами рассматривают:
- «...как форму товарного обращения, осуществляющую связь между производством и обусловленным им распределением, с одной стороны, и личным потреблением
- с другой»1;
- «...как форму товарного обмена и специфических экономических отношений, когда продукты труда производятся для обмена»2;
- «...как отрасль народного хозяйства»3;
- «...как внутренний рынок»;
- «...как форму удовлетворения растущих личных потребностей трудящихся»4.
Осуществляемое в России экономическое реформирование резко повысило роль и значение торговли. В современных условиях торговый бизнес как опорная составляющая развитых экономических отношений во многом способствует решению главной задачи общественного производства - удовлетворению разносторонних потребностей людей. Именно торговля, реализуя произведенную потребительскую стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением.
В сфере торговли происходит наиболее быстрый оборот и приращение капитала. Торговля становится наиболее устойчивой сферой, пополняющей государствен-
1 Гоголь Б. И. Экономика советской торговли. - 3-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Экономика, 1975, С. 8; Орлов М. А., Вержбицкий В. В. Как выбрать оптимальный проект магазина. -М.: Экономика, 1973. С. 57-59.
2 Павловская Н. А., Эффективность оплаты труда в торговле / Н. А. Павловская, В. К. Задорожный. - М.: Экономика, 1979. С. 8.
3 Соловьев Б. А. Экономика торговли: Учебник для вузов / Б. А. Соловьев, Л. А. Алькевич, В. И. Андерсон. Под ред. Б. А. Соловьева. - М.: Экономика, 1990.
4 Экономика торговли / Под ред. С. С. Васильева, Г. И. Григорьяна, Л. И. Фефилова. - М.: Экономика, 1962. С. 14.
ные и муниципальные бюджеты денежными средствами. В структуре формирования ВВП на долю торговли приходится 22% (против 5% в дореформенный период).
По размеру налоговых поступлений в консолидированный бюджет торговля занимает третье, а в федеральный бюджет - второе место среди основных отраслей экономики. В торговой отрасли задействовано более миллиона хозяйствующих субъектов, численность работников составляет порядка 15 млн. человек (более 10% национальной рабочей силы). В самом крупном мегаполисе страны - Москве, каждый четвертый трудоспособный житель работает в торговле. Отрасль сохраняет лидирующее положение в сфере малого бизнеса, как по числу предприятий (свыше 400 тыс. субъектов малого бизнеса), так и по численности занятых в ней работников. С одной стороны, торговля активно растет, превращаясь в одну из ведущих по объему производства ВВП и числу занятых в отрасли работающих, с другой, развитие торговли оказывает важное обратное воздействие на рыночные трансформации и их эффективность, особенно в социальном плане.
Анализ рыночной доли изготовителей непродовольственных товаров свидетельствует, что местные изготовители имеют неустойчивую позицию на рынке и контролируют незначительную его долю. Исключение составляют изготовители мебели, продукция которых представлена в ассортименте многих торговых предприятий по продаже мебели: МС «Комфорт», МС «Комфорт-НН», ЧП «Лари-нова», ЧП «Чукриенко», МС «Томан» и др. Многие из этих предприятий составляют 100% ассортимента продукции местных производителей.
Торговля активно влияет на экономику региона, способствуя интеграционным процессам, улучшению платежного баланса регионов, а также играет особую роль в развитии массового предпринимательства, предоставляющего рабочие места, а соответственно и стабильность и устойчивое развитие регионов. При одинаковом объеме инвестиций в сфере торговли, где зарплата составляет 60% издержек, создается в 1,5-1,7 раза больше рабочих мест, чем в промышленности, что особенно важно для регионов с низким инвестиционным рейтингом.
В условиях рыночных преобразований произошла глубокая трансформация социальной и общественной жизни, в результате которой сформировались новые ценности и возникли новые потребности. Эти изменения привели к столь бурному росту сферы услуг и ее роли в современной экономике в последние десятилетия, что этот период можно рассматривать как некоторую «третичную революцию», в связи с чем многие авторы ввиду особой значимости развития ряда услуг третичного сектора, к которым относится и торговля, выделяют их в особый четверичный сектор. В современных условиях именно эти услуги оказываются наиболее важными для развития мегаполисов, которые стали центрами концентрации потребления товаров и услуг, что наглядно демонстрирует переход к «обществу потребления» в развитых странах. Повышение социальной роли торговли усиливается тем, что торговля стала узловым звеном, в котором пересекаются интересы государства, предприятий, производящих и реализующих товары, и покупателей. Пожалуй, ни одна отрасль экономики не оказывает такого воздействия на повседневную жизнь, настроение, работоспособность и даже здоровье, как торговля. Весь спектр
сложных позитивных и негативных процессов, противоречивых тенденций, происходящих в экономической и социальной жизни страны, находит отражение в торговле потребительскими товарами. Торговля, призванная удовлетворять различного рода потребности человека, все чаще выходящих за рамки жизненнонеобходимых, развивается прямо пропорционально уровню жизни населения страны. Розничная торговая сеть, являющаяся важной составной частью материально-технической базы торговли, развивается в ответ на эти изменения. Так, с увеличением доходов населения появляются новые форматы и виды магазинов, меняется структура торговой сети в сторону увеличения доли непродовольственных магазинов, развиваются прогрессивные формы торговли, ориентированные на данный сегмент рынка.
В новых рыночных условиях торговля становится индикатором социально-экономического развития страны. Это происходит вследствие того, что развитие рынка и производства в рыночных условиях определяется платежеспособным спросом. Торговля, чутко реагируя на складывающийся на внутреннем рынке спрос и формируя цены, оказывает определяющее влияние, с одной стороны, на масштабы и структуру производства, а с другой, на уровень жизни населения.
В рыночных условиях торговля изменилась как отрасль и трансформируется в межотраслевую структуру, неразрывно связанную со всем хозяйственноэкономическим комплексом страны. Торговые структуры, например такие, как сеть фирменных магазинов, предприятия массового питания, органично вписываются в состав промышленных предприятий. Торговля выходит за рамки отдельно функционирующей отрасли и активно диверсифицирует в другие отрасли. Происходит, слияние финансового, промышленного и торгового, капитала: создаются; объединения, корпорации торговых, промышленных, транспортных предприятий, предприятий сферы обслуживания, появляются торговые, торгово-финансовые группы и торгово-финансовые промышленные объединения. Примером являются «Альфа», «Микродин», «ЛогоВАЗ», «Перекресток»,
«Седьмой континент», «Рамстор», «МВидео», «Диал электронике», «Техносила»; «Партия» и другие. В этих условиях торговля перестает быть чисто организационно-технологической структурой, призванной осуществлять доведение товаров, производимых на предприятиях промышленности, сельского хозяйства и других производственных отраслей, до потребителя.
Обобщив вышесказанное, можно констатировать, что в рыночных условиях значение и роль торговли в экономике страны значительно повышается. Торговля оказывает решающее значение на развитие промышленности, превращается в один из основных элементов, отражающих уровень жизни населения, эффективность функционирования экономики города, региона в целом. В этих условиях рассматривать торговлю только как отрасль народного; хозяйства представляется неправомерным.
Особенно велика роль торговли в мегаполисах, которые становятся гигантскими центрами торговли, привлекающими потребителей из других городов и регионов. В современной литературе мегаполисами называют крупнейшие города, с численностью населения более 1 млн. человек. По данным Всероссийской переписи населения в России 13 городов-
мегаполисов: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара,.Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь. В настоящее время в городах-мегаполисах проживает почти четверть населения страны, что требует специального исследования в области развития торговой сети в мегаполисах, особенностей ее формирования и размещения.
Особенности формирования и размещения торговой сети в мегаполисах обусловлены целым рядом причин.
Мегаполисы имеют огромные территории с широкомасштабным строительством городской инфраструктуры, в т.ч. торговой сети. Развитие городов осуществляется по ряду моделей: по концентрическим зонам, по секторам, по типу множественных центров, которые определяют развитие торговой сети.
Развитие по концентрическим зонам наблюдается на начальном этапе развития городов. Сегодня городская структура чрезвычайно усложнилась под влиянием развития транспорта и связи. Рабочие кварталы стали размещаться на значительном расстоянии от промышленных предприятий. Наблюдается обратная миграция населения в пригороды. Это приводит к изменению размещения и построения торговой сети: Торговая сеть перемещается в жилые зоны и в пригороды.
Развитие по секторам. Секторы в целом сохраняют первоначальное положение, но растут, постепенно удаляясь от центра. Анализ тенденций секторной дифференциации города дает необходимую информацию для принятия решения о размещении торговой сети, которая имеет тенденцию перемещаться от центра к новым жилым районам.
Развитие по типу множественных центров, когда торговая сеть развивается в соответствии с концепцией множественных «ядер». При этом под центром, или ядром развития, понимаются любые элементы, способствующие развитию в данном пункте жилищного, промышленного, гражданского строительства.
Последняя модель особенно характерна для мегаполисов, в которых можно выделить не один, а несколько центров, каждый из которых развивается в некоторой степени самостоятельно, обрастая собственными концентрическими и секторными зонами. Зоны этих центров взаимодействуют, накладываются одна на другую, вносят взаимные искажения.
Торговая сеть в этом случае формируется как функционально-целостная система, состоящая из множества «ядер». В общем виде это:
- центральный торговый район города;
- дополнительные торговые районы (исторически сложившиеся районы в городе);
- малые торговые районы, протянувшиеся вдоль радиальных или кольцевых городских магистралей;
- торговые зоны в микрорайонах;
- отдельно стоящие здания;
- пригородные торговые центры5.
Организация торговой сети в мегаполисах существенно отличается от рассматриваемой классификации. В торговой сети мегаполисов появляются региональные торговые центры, которые становятся гигантскими центрами торговли, привлекающими потребителей из других городов, а нередко и из других регионов и стран.
5 Маркин Р. Управление розничной торговлей. Пер. с англ. -М.: Экономика, 1980. С. 85.
Торговля в отдельно стоящих торговых зданиях не характерна для мегаполисов. Новые, вновь возводимые торговые здания в мегаполисах быстро перерастают в непланируемые ленточные торговые центры.
Другим фактором, обуславливающим особенности развития торговой сети в мегаполисах, являются большие территории, требующие особенности их зонирования и, соответственно, сложной структурой торговой сети.
Функциональное зонирование связано с реализацией важнейших функций жизнедеятельности человека: труда, быта, отдыха и передвижений, предполагает развитие торговой сети в многолюдных местах мегаполиса: в его центральных частях, в жилой зоне и при выезде из города.
Административное зонирование предусматривает членение города на жилые группы, микрорайоны, жилые районы, центральные районы, районы при выезде из города и развитие торговой сети в каждом структурном элементе.
Центральные торговые концентрации обслуживают население нескольких районов товарами периодического и редкого спроса.
Пригородные торговые концентрации обслуживают население города и близлежащих областных районов товарами повседневного и периодического спроса.
Региональные торговые концентрации обслуживают население близлежащих регионов товарами периодического и редкого спроса.
Большие масштабы строительства в мегаполисах приводят к четкому делению городской территории на новые развивающиеся районы и на исторически сложившиеся центральные районы, требующие разного подхода к организации системы торгового обслуживания. Эти магазины отличаются, прежде всего, размерами и ассортиментом предлагаемых товаров.
Высокая плотность жителей в мегаполисах - до 324,7 чел. на 1 км требует особых подходов к организации торгового обслуживания.
Мегаполисы имеют особую функциональную типологию, которая находит отражение в повышенном уровне доходов населения, его покупательной способности, качестве жизни населения и, соответственно в размерах и структуре торговой сети.
Исходная классическая модель функциональной типологии относит каждый город к некоторому абстрактному типу: центр нефтехимии, центр машиностроения, город-порт и т. д. В мегаполисах, как правило, более развита промышленность, сфера услуг. Крупнейшие мегаполисы меняют свою функциональную ориентацию, промышленность покидает их, и они становятся гигантскими центрами потребления товаров и услуг, привлекающими потребителей из других городов, а нередко и из других регионов и стран. Величина розничной сети, ее состав, типы, специализация - зависят от функциональных особенностей города. В связи с этим рассмотрение функциональных характеристик городов должно предшествовать принятию решения о формировании развитии торговой сети. Так, для мегаполисов характерна торговая сеть, состоящая из трех уровней: регионального, городского и жилого. Подсистема каждого уровня включает магазины определенной специализации, размера, предоставляемого сервиса.
В мегаполисах наблюдается не только дифференциация оплаты труда, но и уровня доходов по сравне-
нию с другими городами. Эта дифференциация по отдельным показателям достигает между регионами 12, а по инвестициям - 2000 раз. В странах Европейского Союза дифференциация по уровню жизни составляет от 1,5 до 6 раз. Ученые и политики считают большую разницу недопустимой. Ранжирование 79 субъектов РФ по величине валового регионального продукта (ВРП) на душу населения показывает, что 60 регионов (они производят 48% суммарного ВРП) имеют этот показатель ниже средней величины, и только -19 (52% суммарного ВРП) выше средней величины.
Мегаполисы отличаются высокими темпами формирования новых экономических структур, максимальной деловой активностью, благоприятным инвестиционным климатом. Все это создает предпосылки для увеличения рабочих мест, занятости населения, возможности выбора наиболее оплачиваемой работы и способствует покупательной способности населения, увеличению емкости и реструктуризации торговой сети.
В мегаполисах появляются особенности в размещении торговой сети. Общие принципы размещения торговой сети, действующие для других городов и состоящие в равномерном размещении, концентрическом построении и размещении «комплексными цепями», для мегаполисов следует развить и дополнить принципом «фокусирования». Принцип фокусирования состоит в размещении предприятий в специально отведенных для торговли местах, в частности, создаваемых за чертой города.
Для организации торговли в мегаполисах становятся весьма характерными интеграция и торговой сети: ассортиментная (предоставление преимущественно универсального ассортимента), объектная (укрупнение магазинов), пространственная (создание торговых комплексов, торговых центров, моллов).
Изменения в торговле сопровождаются; значительными изменениями в розничной торговой сети. Анализ состояния и тенденций развития розничной торговой сети показывает, что важной особенностью в развитии торговой сети последних лет является зарождение интеграционных процессов.
Обзор специальной литературы в области интеграционных процессов в экономике, показал, что процесс интеграции в отечественной промышленности начался несколько раньше, чем в торговле. Это объясняется тем, что торговый капитал в России очень слаб, высокая доля торговых отраслей в составе ВВП достигнута на экстенсивной основе. В 2001г. на единицу персонала в розничной торговле приходилось в среднем 19-21 тыс. долл. продаж, тогда как в крупных торговых корпорациях, превалирующих на рынках Западной Европы, этот показатель составлял около 200 тыс. долл., в Японии и США - свыше 140 тыс. долл.
В России до 1995г. можно было говорить о двух разных секторах экономики переходного периода: частный сектор, представленный коммерческими фирмами и приватизированными предприятиями, и государственный сектор, представленный унитарными предприятиями. После 1995г. произошел качественный скачок: заметные позиции занял смешанный сектор, где представители «новых» и «старых» приватизированных предприятий оказались вместе в различных объединениях, у них формировалась общая корпоративная культура.
В настоящее время для развития интегрированных торговых структур в российской практике сформирова-
лись определенные предпосылки. Гражданский кодекс РФ определяет, что коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты их общих имущественных интересов могут по договоренности между собой создавать объединения в форме некоммерческих ассоциаций или союзов.
Большинство современных торговых объединений образовалось на базе упраздненных торгов. Начинают активно развивать торговые сети и цепи предприятий, особенно в крупных городах и мегаполисах страны.
В Москве - это сети продовольственных магазинов «Патерсон» (на июнь 2004г. - 5 магазинов), «Рам-стор»- 9, «Перекресток» - 30, «Седьмой; континент» -19, «Копейка» - 17 и другие (всего примерно 30 сетей). Среди непродовольственных магазинов это -«М. Видео», «Партия», «Диал электронике», «СВ-Техносила» (бытовая электроника), «Панинтер» (одежда); «Эко-ника» (обувь) и др.
В Санкт-Петербурге сегодня; 843 розничных предприятия, принадлежащих к 129 стационарным розничным торговым сетям. Так, под торговой маркой «Диета - 18» действует 9 крупных магазинов общей площадью 7000 м2.
Сетевые структуры, в том числе с использованием механизма; франчайзинга, формируются в общественном питании и бытовом обслуживании населения («Елки-палки», «Русское бистро», «Ростикс», «БФТ-Диана» и др.). На сетевых принципах организации строится работа магазинов сниженных цен (дискаунтов) и других социально ориентированных предприятий торговли.
Анализ интеграционных процессов в торговле пока-
зывает, что торговые интеграции могут называться; корпорациями; объединениями, сетями, цепями, кооперациями, комплексами, концернами, моллами, торговыми центрами и т. п. Хотя проблемы определения и; классификации интегрированных корпоративных структур находятся в центре внимания ряда экономистов, но они разработаны для крупнейших корпораций, функционирующих главным образом в промышленности. Применительно к торговым интеграциям они не могут использоваться в полной мере, т.к. интеграционные процессы в российской торговле только начинают зарождаться и их масштабы не могут на современном этапе соизмеряться с корпоративными структурами других отраслей, в частности с промышленностью.
Литература:
1. Вержбицкий В. В. Как выбрать оптимальный проект магазина. - М.: Экономика.
2. Гоголь Б. И. Экономика советской торговли. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 1975, с. 8; Орлов М. А., Драчева Е. Л. Проблемы глобализации и интеграции международного бизнеса; Е. Л. Драчева, А. М. Либман // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. №4.
3. Маркин Р. Управление розничной торговлей. Пер. с англ. - М.: Экономика, 1980.
4. Мятлик А. М. Размышления экономиста о торговле. -М.: Экономика, 1990, С. 65.
5. Павловская Н. А., Эффективность оплаты труда в торговле / Н .А. Павловская, В. К. Задорожный. - М.: Экономика, 1979.
6. Соловьев Б. А. Экономика торговли: Учебник для вузов
- М., Экономика, 1990.
7. Экономика торговли / Под ред. С. С. Васильева, Г. И. Григорьяна, Л. И. Фефилова. - М.: Экономика, 1962.
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ