Научная статья на тему 'Проблемы оптимизации размещения предприятий розничной торговли в мегаполисе'

Проблемы оптимизации размещения предприятий розничной торговли в мегаполисе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
385
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / РАЗМЕЩЕНИЕ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ТОРГОВЫМИ ПЛОЩАДЯМИ / ФУНКЦИОНАЛЬНОМАРКЕТИНГОВОЕ ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ / RETAIL TRADE / PLACEMENT OF TRADING ENTERPRISES / RETAIL SPACE CAPACITY / FUNCTIONAL MARKETING TERRITORIAL ZONING / TRADE DEVELOPMENT STRATEGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нюренбергер Л.Б., Леушина О.В., Лучина Н.А.

Рассмотрены вопросы размещения предприятий торговли в мегаполисе: состояние, анализ и методические подходы. Обоснованы необходимость изменения подхода к размещению торговых предприятий с применением функционально-маркетингового зонирования территории города; основные принципы размещения торговых объектов в территориальном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of optimizing the placement of retailers in metropolitan cities

The article deals with the following issues of trade enterprises placement in the metropolis: the state, analysis and methodological approaches. The necessity of changing the approach to the placement of trade enterprises with the use of functional marketing zoning of the city territory, as well as the basic principles of placing trade objects in the territorial formation have been substantiated.

Текст научной работы на тему «Проблемы оптимизации размещения предприятий розничной торговли в мегаполисе»

УДК 339.378

Л.Б. НЮРЕНБЕРГЕР, д-р экон. наук, зав. кафедрой бизнеса в сфере услуг, e-mail: l.b.nyurenberger@nsuem.ru , О.В. ЛЕУШИНА, канд. экон. наук, доцент кафедры бизнеса в сфере услуг, e-mail: lov@bk.ru,

Н.А. ЛУЧИНА, канд. техн. наук, доцент кафедры бизнеса в сфере услуг, e-mail: n.a.luchina@nsuem.ru

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», г. Новосибирск, РФ

ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В МЕГАПОЛИСЕ

Рассмотрены вопросы размещения предприятий торговли в мегаполисе: состояние, анализ и методические подходы. Обоснованы необходимость изменения подхода к размещению торговых предприятий с применением функционально-маркетингового зонирования территории города; основные принципы размещения торговых объектов в территориальном образовании.

Ключевые слова: розничная торговля, размещение торговых предприятий, обеспеченность торговыми площадями, функционально-маркетинговое зонирование территории, стратегии развития торговли.

Nyurenberger L.B., Leushina O.V., Luchina N.A. Problems of optimizing the placement of retailers in metropolitan cities.

The article deals with the following issues of trade enterprises placement in the metropolis: the state, analysis and methodological approaches. The necessity of changing the approach to the placement of trade

enterprises with the use of functional marketing zoning of the city territory, as well as the basic principles of placing trade objects in the territorial formation have been substantiated.

Keywords: retail trade, placement of trading enterprises, retail space capacity, functional marketing territorial zoning, trade development strategies.

Одна из самых серьезных проблем, которая стоит перед органами муниципального управления, - рациональное размещение предприятий торговли по территории города и оптимизация их структуры. Сегодня это актуально для большинства крупных российских городов.

Технологические аспекты функционирования розничных торговых предприятий, проблемы оптимизации их размещения, маркетинговые факторы их развития рассматривали А.Е. Архипов, А.Н. Арши-нов [1], Э.Н. Климова [2]. Современные тенденции развития розничной торговли, развития рынка услуг России исследовали

© Л.Б. Нюренбергер, О.В. Леушина, Н.А. Лучина, 2018

Т.В. Климова, И.Ю. Севрюков [3], подходы к формированию коммерческой концепции торгово-развлекательных центров освещены в работе Е.Ю. Пятова [4].

В СССР в целях регулирования размещения розничных торговых предприятий применялся нормативный метод, в соответствии с которым действовали государственные нормативы обеспеченности населения торговой площадью, дифференцированные по регионам, городам, продовольственным и непродовольственным товарам, основным товарным группам. Первоначально нормативы устанавливались в условных рабочих местах продавцов на 1000 жителей и в количестве рабочих мест на 1 млн. руб. товарооборота, но с конца 60-х годов в качестве нормативного показателя стала использоваться норма торговой площади на 1000 жителей [1]. Базовый норматив постепенно увеличивался с 160 до 230 кв. м на 1000 жителей.

При социализме существовала хотя и несовершенная, но работающая система управления размещением торговых предприятий, а в современных условиях рыночных отношений органы муниципального управления не имеют никакой возможности непосредственного хозяйственного руководства самостоятельными субъектами торговли. Обретение торговыми предприятиями полной самостоятельности привело к тому, что всеми хозяйственными вопросами стали заниматься сами собственники торгового бизнеса на базе свободной конкуренции. Они сами решают, где, когда и какие товары они будут реализовывать потребителям. Это приводит к стихийности развития торговой сети города и целому ряду негативных последствий. С одной стороны, снижение уровня торгового обслуживания населения в некоторых районах города, дефицит товаров и услуг, рост цен и социальной напряженности в обществе, а, с другой - частое закрытие и перепрофилирование предприятий торговли

вследствие отсутствия прибыльности, т.к. фактическое расположение розничных торговых предприятий не соответствует спросу на торговые услуги. В результате и предприниматели, и город несут существенные финансовые потери вследствие снижения эффективности торговли и снижения налоговых поступлений.

В настоящее время существует показатель обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей. Этот показатель сегодня входит в число индикаторов, отражающих качество жизни в том или ином регионе. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. № 754 «Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов» определены правила установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов региональными органами власти. Так, например, по городу Новосибирску норматив на 2011 г. составлял 665 кв. м на 1 тысячу человек при базовом показателе минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по РФ 521 кв. м. Фактическая обеспеченность на 01.01.2011 г. составила 907 кв. м, что, казалось бы, очень неплохо, но пространственное размещение розничной торговой сети крайне неравномерно. В течение длительного времени торговые предприятия тяготели к центральным районам города с высокой плотностью населения, развитыми транспортными и пешеходными потоками, наличием станций метро, а также к исторически сложившимся легко доступным локальным общественным центрам на площадях и главных улицах города, в местах массовых транспортных развязок. Жилые же микрорайоны, как правило, имеют недостаточную обеспеченность населения услугами торговли. Концентрация магазинов в центральной части города и, в первую очередь промтоварных, в 9 раз выше, чем в Ленинском районе, и в 140 раз выше, чем

в Первомайском районе. Обеспеченность ниже базового показателя имели на конец 2010 г. Калининский (399,3 кв. м), Первомайский (434,3 кв. м) и Дзержинский (494,0 кв. м) районы. Близко к нему находился Советский (526,1 кв. м) район. Лидерами по данному показателю являлись Центральный и Заельцовский районы, которые имели 2172,4 кв. м и 1712,6 кв. м на 1000 жителей соответственно [5].

Основной прирост торговых площадей в городе происходит за счет строительства крупных торговых объектов -торговых центров и торгово-развлека-тельных комплексов, гипер- и супермаркетов. Строительство подобных объектов особенно активно ведется именно в Кировском и Заельцовском районах, которые в советский период являлись промышленными районами с низким уровнем обеспеченности торговой инфраструктурой. Еще в 2005 г. Кировский район имел самую низкую в городе обеспеченность торговыми площадями -166,7 кв. м на 1000 человек. Наличие свободных площадок и активная работа по привлечению инвесторов вывели их на передовые позиции в городе.

Обратная ситуация наблюдается в Железнодорожном районе. Исторически этот район (наряду с Центральным) является сосредоточием торговых предприятий города - в 2005 г. обеспеченность здесь составляла 710,2 кв. м на 1000 человек, что в 2 раза выше средней городской на тот момент и в 4,3 раза выше обеспеченности в Кировском районе. Но практически все пригодные для торговли площадки и помещения к этому моменту уже использовались, а очень плотная застройка и отсутствие свободных земельных участков привели к тому, что развиваться стало некуда. Поэтому к 2010 г. Железнодорожный и Кировский районы сравнялись по обеспеченности торговыми площадями.

Однако общие показатели обеспеченности по районам города не дают полноценной картины качества торгового обслуживания населения. Как уже было сказано, крупные торговые объекты, которые довольно часто находятся вдали от жилых микрорайонов и рассчитаны на обслуживание покупателей не прилегающих территорий, а, как минимум, двух-трех ближайших районов города. Таким образом, при равенстве показателей обеспеченности Железнодорожного и Кировского районов мы получаем совершенно разные системы торгового обслуживания: в Железнодорожном районе - большое количество разнообразных по размеру, форматам и специализации магазинов, а в Кировском - наряду с крупнейшими торговыми центрами, притягивающими покупателей со всего города, низкую обеспеченность специализированными магазинами и торгующими товарами повседневного спроса внутри жилых кварталов.

Оценивая неравномерность территориального размещения объектов торговли в городе, необходимо рассматривать не только количественную составляющую обеспеченности жителей Новосибирска торговыми площадями, но и товарную направленность торговых предприятий. Стихийное развитие розничной торговой сети города и в этом аспекте привело к тому, что наблюдается крайняя неравномерность распределения магазинов продовольственных и промышленных товаров не только по микрорайонам внутри отдельных районов города, но даже между районами. Так, в Первомайском районе жители испытывают дефицит в предприятиях торговли, реализующих промышленный ассортимент товаров, а в Железнодорожном - дефицит продовольственных магазинов за счет вытеснения магазинов повседневного обслуживания дорогими бутиками.

При рассмотрении вопросов размещения торговых предприятий основное внимание уделяется проблемам

размещения отдельных предприятий с точки зрения достижения максимальной экономической эффективности их деятельности с учетом факторов внешнего окружения и наличия конкурентов. Для этих целей разработаны различные принципы размещения (изолированное - монопольной изоляции или операционной изоляции; групповое размещение торговых точек одной специализации, групповое размещение торговых точек разной специализации), типы месторасположения (центральные деловые районы, торговые центры, отдельно стоящие торговые предприятия) и математические модели его привлекательности, такие как гравитационные модели (модель Рейли и модель Хаффа), модель транспортных издержек Вебера и др.

Наиболее сложной и до сих пор нерешенной в большинстве крупных городов является проблема оптимизации размещения предприятий торговли по территории города и формирование необходимой структуры единой взаимосвязанной социально ориентированной сети розничной торговли с учетом факторов окружающей среды. При этом основными критериями формирования торговой сети и размещения розничных торговых предприятий являются как повышение качества торгового обслуживания населения, так и повышение эффективности работы торговых предприятий, выражающиеся в максимальном приближении торговой сети к покупателям с минимизацией временных затрат на покупку; удовлетворении комплексного спроса населения и предоставлении покупателям широкого выбора товаров; стремлении к отсутствию дублирования торговых услуг с целью снижения конкуренции и повышения рентабельности предприятий торговли; перспективах расширения бизнеса.

В настоящее время практически все авторы исследований по размещению розничной торговой сети крупных городов сходятся во мнении о необходимости

функциональной системы размещения торговой сети с учетом принципов равномерности, ступенчатости и дополняемости.

Функциональная система подразумевает деление предприятий торговли в зависимости от выполняемых ими функций в процессе обслуживания населения на предприятия местного значения, осуществляющие торговлю продовольственными и непродовольственными товарами повседневного спроса с минимальными затратами времени на посещение и обслуживание, и предприятия городского значения, осуществляющие торговлю товарами широкого и сложного ассортимента, периодического и эпизодического спроса с максимальным выбором товаров и услуг. Торговые предприятия местного значения называют также предприятиями повседневного (стандартного) обслуживания, а предприятия городского значения - предприятиями индивидуального, избирательного (нестандартного) обслуживания. Принцип ступенчатости размещения торговых предприятий заключается именно в делении торговых объектов на предприятия местного и городского значения, стандартного и нестандартного обслуживания.

Принцип равномерности размещения торговых объектов требует равномерного расположения магазинов, торгующих товарами повседневного спроса, по всей территории мегаполиса с целью обеспечения социально гарантированного набора торговых услуг населению.

Принцип дополняемости требует расширения круга торговых услуг предприятий местного и городского значения предприятиями мелкорозничной торговли за счет товаров, реализация которых не обеспечена торговыми площадями магазинов или в местах временного скопления населения.

Признание необходимости функциональной системы формирования торговой сети и простота основных принципов

размещения нисколько не упрощают проблемы оптимального размещения розничных торговых предприятий по территории города. Основные трудности возникают при решении практических задач по формированию рациональной структуры розничной торговой сети.

С маркетинговой точки зрения основополагающим фактором, определяющим необходимые объем и структуру пространственно локализованных торговых услуг, является платежеспособный спрос населения.

Покупательский спрос на потребительские товары формируется как результат воздействия многочисленных факторов: экономических, социально-демографических, природно-географических, национальных, характеристик мест обитания, потребительского поведения, моды, рекламы и др., характеризуется объемом и структурой. Объем спроса определяется покупательным фондом населения, представляющим собой часть денежных доходов, которые население предназначает на покупку товаров и оплату услуг, а структуру спроса, представляющую спрос на отдельные группы и разновидности товаров, определяют покупательские возможности, потребности, мотивы покупки [6]. Кроме того, поскольку носители спроса (покупатели) распределены по территории города неравномерно и постоянно существуют изменяющиеся потоки перемещения населения по территории города, необходимо учитывать пространственные изменения спроса.

Именно количественные и качественные изменения в структуре платежеспособного спроса населения и его пространственной локализации являются основными причинами перемен в макроструктуре розничной торговли города, в формировании ассортимента потребительских товаров, в территориальном размещении торговых предприятий различной специализации, форм и форматов. При этом происходит постоянное

движение рынка к динамическому равновесию между спросом и предложением, выражающееся в изменении структуры предложения определенных видов торговых услуг, способных удовлетворить существующий спрос.

Для решения проблемы рационального размещения предприятий торговли по территории города и формирования оптимальной их структуры необходимо привести в соответствие структуру розничной торговой сети платежеспособному спросу населения в каждом микрорайоне города. Это возможно осуществить с помощью функционально-маркетингового зонирования территории, представляющего выделение изолированных зон (бизнес-пространств), имеющих одинаковое маркетинговое значение [2], методами геомаркетинга, позволяющего привязывать расчлененные территориальные образования к рыночным характеристикам [3]. Необходимо провести разбивку городской территории на примерно одинаковые с маркетинговой точки зрения зоны для развития розничной торговли (центральный деловой район, второстепенный деловой район, спальный район, частный сектор, промышленный район, оптово-складской район, пригородная зона, зона отдыха и др.) и разработать единые методические требования и рекомендации по размещению торговых предприятий на территории каждой из зон с учетом их специфики и особенностей с выбором специализации и оптимальных форматов магазинов, определением необходимого социально гарантированного ассортимента товаров и услуг розничной торговли, минимальной плотности размещения торговых точек и обеспеченности жителей торговыми площадями. При этом необходимо учитывать перспективы развития различных зон города. Для практической реализации подобных методических рекомендаций по формированию рациональной структуры торговли необходимо как наличие эффективных

нормативно-правовых механизмов регулирования развития розничной торговой сети города, позволяющей оказывать влияние на самостоятельные хозяйствующие субъекты потребительского рынка, так и мониторинг состояния торговой отрасли.

Мониторинг необходим не только муниципальным органам власти и управления, но и инвесторам, принимающим решения об открытии нового торгового предприятия. Для определения сегмента рынка, выбора наиболее привлекательной ниши, местоположения, формата торговой точки, разработки стратегии и тактики развития бизнеса необходим детальный анализ внешней среды выбранного локального пространства с учетом уровня конкуренции, социально-демографической структуры потенциальных покупателей, маркетинговых факторов, архитектурно-планировочных решений, транспортной доступности и пр.

Деление территории города на зоны и анализ разноплановой информации, привязанной к определенным территориям, возможно с использованием геоинформационных систем (ГИС), представляющих собой системы, обеспечивающие «сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных. ГИС содержит данные о пространственных объектах в форме их цифровых представлений (векторных, растровых, квадрото-мических и иных)» [6]. К ГИС относят и программные средства, на которых реализованы их функциональные возможности.

Развитие информационных технологий, методов анализа и моделирования привело к тому, что ГИСы постепенно превращаются из закрытых инструментов крупных корпораций и мощных государственных структур в общедоступные сервисы для широкого круга пользователей.

Простейшей разработкой ГИС для непрофессиональных пользователей в России стало создание в Новосибирске в 1999 г. бизнес-справочника, совмещен-

ного с картой города, под брендом «ДубльГИС» (после ребрендинга 2011 г. - «2ГИС»). В настоящее время компания бесплатно продвигает свои продукты с информацией по многим городам не только на рынке РФ, но и вышла на зарубежный рынок. Она является одной из самых успешных интернет-компаний России. Источником получения ее доходов является продажа рекламы, заложенной в продукте.

В целом, возможности получения любых карт в цифровом виде, наличие широкого круга программных средств и технического обеспечения позволяют в настоящее время в рамках ГИС привязать любую пространственную информацию к определенным объектам, обрабатывать большие объемы информации при проведении пространственного анализа, отслеживать ее изменение в динамике, оптимизировать принятие решений и прогнозировать развитие бизнес-процессов.

Основным препятствием для практической реализации геоинформационных систем при решении задач по размещению и развитию торговой сети города является отсутствие необходимой информации. Так, еще в 2006 г. было издано распоряжение мэра Новосибирска от 13.06.2006 г. № 4477-р «О разработке единой автоматизированной информационной системы «Реестр объектов потребительского рынка города Новосибирска», в соответствии с которым была разработана единая городская информационная система, содержащая перечень предприятий оптовой, розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сведения об их расположении, специализации, принадлежности, предоставляемых услугах. В дальнейшем появилась информация, что к 2010 г. в Реестр введено 6415 объектов потребительского рынка, но реально он не заработал до настоящего времени, хотя ссылка на него на сайте департамента потребительского рынка существует.

После принятия Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» был издан Приказ Минпромторга России от 16.07.2010 г. № 602 «Об утверждении Формы торгового реестра, Порядка формирования торгового реестра и Порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре», вменяющий в обязанность вести торговые реестры субъектам РФ, а в регионах приняли свои правовые акты по ведению торговых реестров. В Новосибирской области был издан Приказ Минпромторга от 12.04.2011 г. № 89 «Об организации работы по формированию и ведению торгового реестра на территории Новосибирской области». Казалось бы, что наконец-то можно будет получить информацию о действующих организациях в сфере розничной и оптовой торговли, но все благие намерения и ожидания разбились об один пункт - необязательность подачи информации субъектами торговой деятельности, уведомительный порядок представления сведений без введения каких-либо санкций. В результате для отчетов регионов перед центром информацию из Реестра еще использовать можно, а в практических целях для анализа состояния торговли невозможно, так как она не отражает реальной картины развития торговой сети города, региона.

Выводы

Для исправления ситуации и формирования реальных баз данных, отражающих состояние отрасли, необходимо срочно внести изменения в Закон о торговле, обязывающие всех субъектов торговой деятельности в обязательном порядке декларировать сведения для формирования реестра с введением мер ответственности за нарушение данных требований.

Бесконтрольность со стороны государственных и муниципальных органов за

размещением разноформатных торговых структур, недостаток информации для анализа и, как следствие, отсутствие научно обоснованной стратегии развития торговли становятся серьезными препятствиями для развития и повышения эффективности деятельности розничных торговых предприятий.

Список использованной литературы

1. Архипов, А.Е. Технологические аспекты функционирования розничных торговых предприятий / А.Е. Архипов, А.Н. Аршинова // Инновации в современном мире: сб. ст. Международной научно-практической конференции. - 2015. -С. 15-17.

2. Лучина, Н.А. Современные тенденции развития розничной торговли / Н.А. Лучина, Э.Н. Климова // Символ науки. - 2015. - № 9-1. - С. 162-164.

3. Лучина, Н.А. Рынок услуг России: современные тенденции спроса / Н.А. Лучина, Т.В. Климова, И.Ю. Севрю-ков // Теоретический и прикладной взгляд на современное состояние науки: сб. матер. Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 182-184.

4. Нюренбергер, Л.Б. Подходы к формированию коммерческой концепции торгово-развлекательных центров / Л.Б. Нюренбергер, Е.Ю. Пятова // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2011. - № 4 (78). -С. 109-112.

5. Временные методические указания по развитию и размещению сети предприятий торговли и общественного питания. - М.: Стройиздат, 1974. - 73 с.

6. Леушина, О.В. Маркетинговые факторы развития розничной торговли Новосибирска: монография / О.В. Леу-шина; НОУ ВПО Центросоюза РФ «СибУПК». - Новосибирск, 2012. - 160 с.

Статья поступила в редакцию 14.08.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.