Научная статья на тему 'Особенности развития стабильно-динамичных регионов'

Особенности развития стабильно-динамичных регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
765
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / СТАБИЛЬНО-ДИНАМИЧНЫЕ РЕГИОНЫ / СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРОРЫВА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / STEADY REGIONAL DEVELOPMENT / STABLE-DYNAMICAL REGIONS / STRATEGY / INNOVATIVE BREAK STRATEGY / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Куракова Людмила Валентиновна, Пыльнева Татьяна Григорьевна

В статье обосновывается выделение в классификации регионов стабильно-динамичных регионов. Авторы, опираясь на концепцию устойчивого развития и отсутствие официальных оценочных индикаторов, для иного рода косвенной оценки развития регионов предлагают на основе системного ввести понятие стабильно-динамичного региона, определяя его как территориально-экономическую систему, основанную на созданном ранее социально-экономическом потенциале со сложной многоотраслевой структурой хозяйственного комплекса, выгодном географическом положении и благоприятном инновационно-инвестиционном климате, функционирующую и развивающуюся преимущественно за счет внутренних финансово-экономических источников, позволяющих обеспечить расширенное воспроизводство, совершенствовать структуру региональной экономики, а также повысить качество и уровень жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Куракова Людмила Валентиновна, Пыльнева Татьяна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of development of stable-dynamical regions

The article proves the necessity to single out stable-dynamical regions in the classification of regions. Leaning on the concept of steady development and absence of official estimation indicators for other sort of indirect estimation of regional development the authors suggest introducing the concept of a stable-dynamical region on the basis of the system one. They define it as a territorial-economic system based on a social and economic potential created earlier with a complex diversified structure of an economic complex, profitable geographical position and favorable innovative-investment climate, functioning and developing mainly due to internal financial and economic sources, allowing to provide expanded reproduction, to improve the structure of regional economy, and also to raise quality and the population living standard.

Текст научной работы на тему «Особенности развития стабильно-динамичных регионов»

2. Мечикова М.Н. Направления развития региональной политики: зарубежный опыт // Особенности роста и развития региональных социально-экономических систем: сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. Пенза, 2006.

3. Лаженцев В.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. СПб., 1996.

4. Чижов Ю.А. Модель экономики США. Новосибирск, 1977.

5. Дробышевский С.Д. и др. Инвестиции: региональный аспект. М., 2002.

6. Лёш А. Географическое размещение хозяйства / пер. с англ.; вступ. ст. и ред. Я.Г. Фейги-на. М., 1959.

7. Вебер А. Теория размещения промышленности / пер. Н. Морозов; под ред. и с предисл.

Н. Баранского. Л.; М., 1926.

8. Гранберг А. Основы региональной экономики. М., 2004.

Поступила в редакцию 19.06.2008 г.

Kolesnichenko E.A. Foreign experience of development and realization of regional politics. In the article the experience of development and realization of regional politics in foreign countries is considered. The questions of formation of regional politics in the unitary and federal countries are investigated. The experience of Canada and practice of realization “development corridors” is considered in detail.

Key words: regional development, foreign regional policy, “development corridor”.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТАБИЛЬНО-ДИНАМИЧНЫХ РЕГИОНОВ

Л.В. Куракова, Т.Г. Пыльнева

В статье обосновывается выделение в классификации регионов стабильно-динамичных регионов. Авторы, опираясь на концепцию устойчивого развития и отсутствие официальных оценочных индикаторов, для иного рода косвенной оценки развития регионов предлагают на основе системного ввести понятие стабильно-динамичного региона, определяя его как территориально-экономическую систему, основанную на созданном ранее социально-экономическом потенциале со сложной многоотраслевой структурой хозяйственного комплекса, выгодном географическом положении и благоприятном инновационно-инвестиционном климате, функционирующую и развивающуюся преимущественно за счет внутренних финансово-экономических источников, позволяющих обеспечить расширенное воспроизводство, совершенствовать структуру региональной экономики, а также повысить качество и уровень жизни населения.

Ключевые слова: устойчивое развитие региона, стабильно-динамичные регионы, стратегия, инновационная стратегия прорыва, социально-экономическое развитие.

Экономическое развитие является определенной фазой в процессе беспрерывных экономических изменений, хозяйственной эволюции человеческого общества.

Понятие экономического развития раскрывается, с одной стороны, с помощью освещения различных аспектов собственно данного процесса, с другой - на основе изменения и сравнения экономического развития во взаимосвязи с близкими категориями, такими как прогресс, эволюция, рост и пр.

Прежде всего, необходимо отметить наличие множества толкований и широкое употребление термина «экономическое развитие», заметив, что экономическое развитие является не просто расширением производст-

ва, а его осложнением, дифференциацией. Понятие экономического развития включает наличие такого поведения и способностей работающих, которые бы абсорбировали в современную экономику новейшие технологии, базирующиеся не на совершенном образовании, инфраструктуре и инвестициях. Иными словами, экономическое развитие означает не что иное, как систематическое, долговременное и массовое улучшение материальных и духовных условий жизни людей на основе роста производительности труда и капитала.

Современное понимание развития строится, прежде всего, на концепции устойчивого развития, которая, в свою очередь, эволюционировала как научная категория.

Эволюция взглядов в отношении научной категории «развитие» отражает сложившиеся в экономической теории два наиболее распространенных направления: кейнсианский и неоклассический.

Заметим, что в модели Солоу «развитие» понималось как накопление человеческого потенциала в его наиболее эффективной форме, когда созданы необходимые предпосылки для его практической реализации в народном хозяйстве. В настоящее время эволюция взглядов на проблему «развития» достигла понимания его в более широком смысле, чем оно понималось в трудах! кейнсианцев и неоклассиков. То есть в настоящее время развитие необходимо связывать в первую очередь с развитием всех сфер жизнедеятельности общества. Такое понимание развития и определило появление концепции устойчивого развития.

Неточность русского перевода понятия «sustainable develоpment» ^ «устойчивое развитие» (впервые вошло в мировую практику после международной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г.) трактует его как просто «постоянное» или «поступательное» развитие, тогда как точный перевод этих английских терминов следует интерпретировать, как «поддерживать, не давать прекратиться, оборваться, угаснуть», т. е. как непрерывно поддерживаемое развитие, что гораздо полнее соответствует определению данному Комиссией Брундтланд [1].

Все определения устойчивого развития не подразумевают устойчивость в смысле постоянного роста или развития в количественном смысле, а имеется в виду неопределенное или качественное развитие. Поэтому критика русскоязычного термина за двусмысленность несостоятельна, а все разногласия сводятся к правильности понимания сложившегося в русском языке понятия «устойчивое развитие», т. е. слово «sustainable» ^ «устойчивое» необходимо понимать не как «постоянное», а как «стабильное» или «продолжающееся».

Несмотря на то, что термин «устойчивое развитие», используемый в настоящее время в концепции устойчивого развития, был заимствован из популяционной динамики и экологии, мы считаем, что все же такое универсальное понятие нельзя сводить только к экологическому аспекту, тем более, что оно

уже в принципе стало междисциплинарным. По нашему мнению, устойчивым может считаться лишь такое экономическое развитие, которое обеспечивает динамичное развитие всей экономической системы в заданном направлении за определенный период времени. Особое место в данном контексте отводится концепции устойчивого развития региона.

Сегодня уже существует ряд научных работ, в которых определенно понятие «устойчивое развитие региона» (А. Брячихин,

Н. Тимчук; В. Лексин, А. Шевцов; Р. Абду-латипов; Р.И. Шнипер; Е.А. Гайдар), обобщив которые можно предположить, что под устойчивым экономическим развитием в регионе следует понимать такое развитие, при котором обеспечивается воспроизводство всех факторов производства и экономической системы в целом.

Подчеркивая обоснованность концепции достижения устойчивого экономического развития, необходимо отметить то обстоятельство, что переход концепции устойчивого развития в практическую плоскость осложнен отсутствием фактически реализуемых мероприятий по достижению устойчивого развития на национальном и региональном уровнях. В связи с отсутствием официальных оценочных индикаторов возникает необходимость иного рода косвенной оценки развития регионов, в связи с чем мы предлагаем на основе системного подхода и анализа экономических категорий ввести понятие стабильно-динамичного региона.

Все определения (такие как прогресс, эволюция, рост и пр.) имеют в своей основе способность системы возвращаться в исходное состояние или оставаться в неизменном состоянии при воздействии на эту систему как внешних, так и внутренних факторов. Таким образом, мы должны детально рассмотреть особенности развития региона как сложной системы.

В соответствии со словарем русского языка Ожогова С.И. слово «динамичный» означает богатый движением, действием; а слово «стабильный» - приводить в устойчивое положение или прочный, устойчивый, постоянный.

Слово «система» (systema - составленное из частей, соединение), как известно, греческого происхождения. Круг его значений в

греческом языке весьма обширен: сочетание, организм, устройство, организация, союз, строй, руководящий орган.

Мы придерживаемся точки зрения, в соответствии с которой понятия «система» и «структура» трактуются как равномасштабные: не существует бесструктурных систем и внесистемных структур. Понятие «структура» становится внутренним свойством всякой системы, из каких бы элементов она не состояла[2].

Основная функция структуры в организуемой ею системе и заключается в том, чтобы обеспечить системе внутреннюю прочность, устойчивость, высокую степень сопряженности всех ее компонентов - и сложных подсистем, и элементарных частиц в каждой подсистеме, ее способность противостоять среде в качестве самостоятельного образования.

По степени сложности системы принято делить на простые и сложные.

По обусловленности действия системы принято подразделять на детерминированные и стохастические. Изучение сложных динамических систем показывает, что в природе существуют объекты, поведение которых носит принципиально случайный характер. В этих случаях неопределенность носит объективный (неустранимый) характер. Для описания функционирования исследуемой системы вводится понятие вероятности не из-за незнания, а в силу объективной неупорядоченности системы, иррегулярности ее поведения.

Р. Уетс и Ю.М. Ермольев считают, что неопределенность присуща физически всем системам, связанным с экономикой [3].

Системы можно классифицировать по степени их ориентированности, которая рассматривается в 3-х основных разрезах: внутреннем - вопросы конструирования системы, динамическом - вопросы ее развития и поведенческом - вопросы ее функционирования.

Развитие является следствием неравновесных, необратимых процессов. Всякое развитие характеризуется прогрессивными изменениями, прогрессивным повышением уровня сложности и ценности информации. Истинная природа развития может быть понята через познание механизма развития, т. е.: 1) выявление общности в процессах развития; 2) определение причин, главного

фактора неизбежности развития; 3) введение меры в динамику развития; 4) описание процесса развития на количественном уровне.

При взаимодействии системы с окружающей средой одной из основных характеристик является устойчивость ее структуры. Для развивающихся систем характерны, с одной стороны, устойчивость структуры, с другой - потеря устойчивости, разрушение одной структуры и создание новой устойчивой структуры (переход количественных изменений в качественные).

Таким образом, процесс развития мы считаем возможным представить как последовательность циклов эволюционного изменения состояния внутри цикла со скачкообразным переходом состояния в конце цикла на новый качественный уровень, означающий начало нового цикла развития [4].

Следствием циклического развития является необратимость, т. е. невозможность перехода от новообразованной структуры к старой разрушенной структуре. Необратимость, так же как устойчивость и потеря устойчивости, - атрибут любой развивающейся системы. Слишком устойчивая система (ги-перустойчивая) к развитию неспособна. Для перехода в качественно новое состояние система обязательно должна в определенный момент оказаться неустойчивой. Однако перманентная неустойчивость - это другая крайность, так же вредная для развивающейся системы, как и гиперустойчивость, она исключает запоминание, закрепление в системе характеристик, полезных для взаимодействия с внешней средой, т. е. того, что определяет устойчивую структуру системы.

Экономическая система любого уровня охватывает параметры и характеристики общественного производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Она является подсистемой социально-экономической суперсистемы, т. е. цели ее функционирования подчинены социальным целям и вытекают из них, по крайней мере, согласуются с последними.

Одним из критериев самосохранения системы является ее умение адаптироваться к изменениям факторов внешней и внутренней среды. Адаптируемость определяется как мера способности системы к поглощению внешних возмущений без резко выраженных

последствий для ее поведения в переходном или установившемся состоянии.

Вышесказанное позволяет сделать ряд выводов, характеризующих механизм действия закона самосохранения. Во-первых, самосохранение есть выживание системы через поддержание ее целостности, состояния подвижного равновесия и устойчивости. Во-вторых, самосохранение непосредственно связано с адаптацией системы. В-третьих, необходимым условием самосохранения выступает развитие организации.

У некоторых систем имеется свойство целенаправленности. По этому признаку выделяют три класса объектов: 1) не обладающие целями (например, явления природы); 2) обладающие постоянными целями, заложенными в их конструкции (например, некоторые типы автоматических машин); 3) обладающие способностью формировать и изменять цели в процессе приспособления к изменениям окружающей среды, а также в процессе своего развития. К этому классу относятся все социально-экономические системы [5].

Таким образом, свойство целенаправленности - отличительная характеристика социально-экономических систем.

Важнейшие принципы, которыми следует руководствоваться при определении режимов функционирования и развития производственно-экономических (социально-экономических, инновационных и др.) систем: планомерность, наличие цели, системность, комплексность, сбалансированность, эффективность, вариантность, иерархичность, динамичность, инерционность, этапность, резервирование, непрерывность, адаптация, управляемость, согласованность, моделирование [6].

Самую существенную характеристику системы составляет ее движение, т. к. посредством движения полностью раскрывает свойства системы, появляется возможность проанализировать в какой мере ее состояние соответствует цели функционирования. Назначение цели и выбор средств ее достижения составляют смысл изучения систем. Отсюда непосредственно вытекает задача управления, т. е. выработки такой системы воздействий на движение системы, чтобы привести ее в требуемое состояние. Управление в широком смысле слова понимается

как упорядоченная деятельность, ведущая к желаемому результату, это процесс принятия решений, уменьшающий неопределенность состояния системы. Осуществление любого управления возможно лишь при наличии знания двоякого рода: о действительном состоянии объекта управления и о требуемом состоянии.

Организация эффективного управления экономической системой является одним из важнейших условий ее прогрессивного развития. Иначе говоря, прогресс производства и развитие управления неразрывно связаны друг с другом. В широком смысле под управлением понимается конкретная организация тех или иных процессов для достижения намеченных целей.

Объект управления производит те или иные действия для реализации намеченных целей. Сложность объекта управления зависит от количества входящих в него элементов и природы взаимосвязей между ними. В процессе функционирования объект управления подвергается воздействию внешней среды, которая может способствовать или препятствовать достижению намеченных целей. Основное назначение системы управления - поддерживать признанный нормальный режим работы объекта управления, а также обеспечивать нормальное функционирование его отдельных элементов в условиях воздействия внешней среды.

Концепции устойчивого развития многих стран мира, да и России в т. ч., в настоящее время строятся только на теоретических положениях, по этой причине весьма актуальным представляется вопрос разработки и реализации мероприятий практического характера по достижению устойчивого развития, внедрение которых должно проходить на уровне территориально-административных единиц.

Однако для региональной социальноэкономической системы (регион) на сегодняшний день у науки четкого и однозначного определения не существует.

Так, согласно А. С. Маршаловой и А.С. Новоселова «регион является не только подсистемой социально-экономического

комплекса страны, но и относительно самостоятельной его частью с законченным циклом воспроизводства, особыми формами проявления стадий воспроизводства и спе-

цифическими особенностями протекания социальных и экономических процессов. Экономика региона, будучи подсистемой социально-экономического комплекса страны, обладает многими чертами системы, но при этом проблемы региона не являются унифицированным зеркальным отражением проблем общей системы. Отсюда возникает необходимость исследования закономерностей региональных воспроизводственных процессов и разработки механизма управления ими» [7].

Все вышесказанное позволяет нам сформулировать определение региональной социально-экономической системы прежде всего как сложной искусственной системы, которая характеризуется территориальной совокупностью законодательных, структурных и функциональных компонентов, т. е. как единство социального, экономического, культурного, естественно-исторического и политического пространства со сложившейся структурой хозяйствования, основывающейся на взаимосвязанном развитии производства, населения и ресурсной сферы.

Анализ показывает, что в отечественной экономической литературе в вопросе теории регионов, их классификации основное внимание уделяется депрессивным, отсталым, стагнирующим, кризисным регионам. В этой связи приводится большое количество классификаций регионов по различным признакам. Проанализированная нами совокупность классификационных видов регионов не является, на наш взгляд, исчерпывающей хотя бы по тому, что в ней не присутствуют стабильно-динамичные регионы, а следовательно, ее можно продолжать и развивать. Но при этом важно учитывать, что различные виды регионов тесно связаны между собой и, выделенные по тому или иному критерию, иногда могут дублировать друг друга.

На наш взгляд стабильно-динамичные регионы вызывают особый интерес, т. к. обладают сложившейся спецификой развития и диктуют свои условия. Если в основе развития региона рассматривается совершенствование функционирования всего гармоничновзаимосвязанного хозяйственного комплекса, то основными признаками такого развития, обеспечивающего в комплексе динамичное развитие всей экономической системы стра-

ны в заданном направлении, по нашему мнению, выступают следующие (рис. 1):

- обеспечение конкурентоспособности экономики региона на достаточно высоком уровне за счет стабильного развития экономики, создания рыночной инфраструктуры, развития отраслей государственной и хозяйственной деятельности и интенсификации инновационных инвестиционных процессов;

- проведение эффективной региональной экономической политики органами государственной власти на основе управления политическим, экономическим и социальным развитием региона и осуществления контроля за финансовыми потоками как внутри региона, так и за его пределами;

- обеспечение высокого уровня жизнедеятельности населения региона за счет обеспечения гарантированного минимума социальных услуг и снижения социального неравенства населения.

Динамичное стабильно (устойчивое) развитие региона возможно сегодня исключительно при ориентации на инновационный вектор, на создание региональной инновационной системы, которая является структурой, характеризующейся не только наличием связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывным единством со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность [2].

Принимая во внимание вышеперечисленные признаки развития региона, мы будем рассматривать стабильно-динамичный регион как территориально-экономическую систему, основанную на созданном ранее социальноэкономическом потенциале со сложной многоотраслевой структурой хозяйственного комплекса, выгодном географическом положении и благоприятном инновационно-инвестиционном климате, функционирующую и развивающуюся преимущественно за счет внутренних финансово-экономических источников, позволяющих обеспечить расширенное воспроизводство, совершенствовать структуру региональной экономики, а также повысить качество и уровень жизни населения.

Сущность стабильной динамичности вытекает из объективной необходимости эквивалентного участия региона в территориальном разделении труда и комплексного

Е>

-ю х ю о о о с о

2 в ¡в а

а ¡2

х

о

й

5 X

6 т

V

с

о

&

ю

О

Формирование и поддержка социально-экономических институтов и рыночной инфраструктуры

Поддержка и развитие реального сектора экономики

Осуществление межотраслевого перетока капитала

Развитие человеческого капитала

Интенсификация инновационных процессов

Экспортно-ориентированная направленность экономики

Развитие межтерриториальных внешнеэкономических связей

^ Развитие многообразных форм собственности, кооперация и интеграция

5 X X Н = О

с

эх о X 4

п

Л

* 5 8-І в ¡г

Л

Кластерная политика - формирование агентств регионального и муниципального развития__________________________________________________________

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективная система мониторинга регионального развития

Высокий уровень инвестиционной активности

Территориальная направленность развития экономики региона, его специализации производства

Социально-ориентированная бюджетная политика

Эффективная система экономических и бюджетных взаимоотношений органов власти Федерального центра и

Разработка и реализация региональных целевых программ и инвестиционных проектов___________________________________________________________

Жесткая система природоохранного регулирования

X

X

&

т

X

о

&

ю

к к

X X

м х

о ^ а ч

* 8

Повышение уровня занятости населения, рост денежных доходов

Обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами, объектами транспорта и социальной инфраструктуры, образования и здравоохранения

Развитая сфера культуры и массовых коммуникаций

^ Благоприятная демографическая ситуация

Социальная защита нетрудоспособного и социально слабого населения

2

3

Рис. 1. Основные признаки развития стабильно-динамичного региона

социально-экономического развития и оправдана лишь тогда, когда она обеспечивает выполнение вышеуказанных функций и разрешение объективных противоречий регионального воспроизводственного процесса, не допускает изоляции региона и создания его благополучия за счет интересов Российской Федерации и других регионов или в ущерб собственным долговременным интересам. Поэтому выделение приоритетных направлений развития региона требует взвешенного подхода к выработке нормативных положений, регулирующих финансово-экономические отношения между регионом, хозяйствующими субъектами и населением, а также регионом и федеральным уровнем управления.

Наряду с этим, в условиях обеспечения стабильной динамичности региональная система получает возможность самостоятельно, без сложной процедуры согласования с вышестоящими органами управления принимать решения по основным вопросам социальноэкономического развития региона. Региональные органы управления разрабатывают и осуществляют стратегию решения экономических, социальных и экологических проблем регионального развития на основе сбалансированной финансово-экономической политики и четких правовых норм межбюджетных отношений. В этом случае обеспечивается эквивалентность внутрирегиональных и межрегиональных связей, когда каждый регион в соответствии со своими экономическими и социальными интересами определяет свое участие в совместном с другими регионами решении межрегиональных проблем. В данном случае возможен и межрегиональный обмен финансовыми и материально-техническими ресурсами.

Следовательно, динамичное стабильное развитие региона предполагает заинтересованность региональных органов управления в эффективном функционировании хозяйствующих субъектов как внутренних источников финансирования доходов регионального бюджета. При этом должна быть обеспечена соизмеримость потребностей социальноэкономического развития с ресурсами и возможностями региона и страны в целом.

Эффективная социально-экономическая политика, проводимая в регионе, базируется на поиске и использовании механизмов, обеспечивающих динамичное стабильное

социально-экономическое развитие, гармоничное равновесие между интересами государства, направленными на сохранение его целостности, обеспечение единого экономического пространства, формирование конкурентоспособной экономики и приемлемых условий жизни населения. Эффективность такой региональной политики определяется, в конечном счете, научно-обоснованным и четким разделением предметов ведения между уровнями власти, с одной стороны, и целостностью, согласованностью проводимых ими политик - с другой. Поэтому ключевым элементом региональной политики, во многом предопределяющим успешность стабильно-динамичного развития, является стратегия его развития.

Итак, необходимость построения эффективной региональной системы стабильнодинамичного региона предопределяет выбор стратегии его развития, а именно - инновационной стратегии прорыва.

1. Моделирование социально-эколого-экономи-ческой системы региона / под ред. В.И. Гурмана, Е.В. Рюминой. М., 2001.

2. Иода Е.В. Управление рисками инновационной деятельности в регионе: монография. Тамбов, 2007.

3. Уетс Р., Ермольев Ю.М. Задачи стохастической оптимизации // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1987. М., 1988.

4. Кучин Б.Л., Якушева Е.В. Управление развитием экономических систем. М., 1990.

5. Черняк Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. М., 1975.

6. Горлин Ю.М., Лившиц В.Н. Системный анализ качества планирования деятельности сложных производственных комплексов // Системные исследования Методологические проблемы. Ежегодник 1981. М., 1981.

7. Маршалова А.С., Новоселов А.С. Управление экономикой региона. Новосибирск, 2001.

Поступила в редакцию 10.06.2008 г.

Kurakova L.V., Pylneva T.G. Peculiarities of development of stable-dynamical regions. The article proves the necessity to single out stable-dynamical regions in the classification of regions. Leaning on the concept of steady development and absence of official estimation indicators for other sort of indirect estimation of regional development the authors suggest introducing the concept of a sta-

ble-dynamical region on the basis of the system one. They define it as a territorial-economic system based on a social and economic potential created earlier with a complex diversified structure of an economic complex, profitable geographical position and favorable innovative-investment climate, functioning and developing mainly due to internal financial and economic sources, allowing to provide ex-

panded reproduction, to improve the structure of regional economy, and also to raise quality and the population living standard.

Key words: steady regional development, stable-dynamical regions, strategy, innovative break strategy, social and economic development.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РЕГИОНОВ КАК ОБЪЕКТ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

П.Ю. Осипов

В статье проанализирована методика оценки степени благоприятности инвестиционного климата в регионах России. Рассмотрены направления региональной инвестиционной политики, содействующие улучшению регионального инвестиционного климата.

Ключевые слова: региональная инвестиционная политика, благоприятный инвестиционный климат, инвестиционные риски.

Современное региональное пространство страны представлено неоднородными в своем развитии регионами. Проблемы установления баланса интересов федерального центра и регионов России, определения основных задач и приоритетов региональной политики, практика лоббирования интересов регионов в деятельности структур исполнительной власти федерального центра остаются чрезвычайно актуальными [1].

Фундаментом экономики России является экономика на уровне субъектов Федерации, рационально сочетающая территориальный и отраслевой аспекты. Одной из основных проблем ее развития является недостаток инвестиций в реальный сектор, 60 % основных фондов которого физически и морально устарели. Отсутствие в ряде регионов организационно-экономических механизмов мобилизации собственных и привлечения внешних источников инвестиционных средств выдвигает на первый план задачу повышения инвестиционной привлекательности субъектов предпринимательской деятельности на региональном уровне и создания благоприятного инвестиционного климата в каждом регионе.

Региональная инвестиционная политика определяется внешними (политическая ситуация в стране, общеэкономическая ситуация, состояние финансового рынка, надежность контрагентов) и внутренними (вы-

бранная инвестиционная стратегия, обеспеченность инвестиционными ресурсами, квалификация кадров, существующая система управления) факторами, обусловливающими решение комплекса задач по стабилизации политической ситуации в регионе, снижению инфляции, повышению привлекательности корпоративных инвестиций. В каждом конкретном регионе эта политика должна учитывать его конкурентоспособность, т. е. роль в экономическом пространстве России, способность обеспечить достойный уровень жизни населения и реализовать имеющийся в регионе экономический потенциал [2].

Особенности становления нового типа федеральных отношений с регионами в экономической сфере определяют группы факторов.

1. Отраслевая специализация регионов, связанных с их природно-ресурсным потенциалом.

2. Выполнение регионом специфических федеральных функций (оборонных, транзитных, внешнеэкономических) с соответствующей отраслевой структурой экономики, возможной неприспособленностью к условиям рынка.

3. Географическое положение, обусловливающее значительное различие в транспортных издержках и затратах на воспроизводство рабочей силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.