Научная статья на тему 'Механизмы реализации инвестиционно-инновационной стратегии в стабильно развивающихся регионах Российской Федерации'

Механизмы реализации инвестиционно-инновационной стратегии в стабильно развивающихся регионах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / СТАБИЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЙСЯ РЕГИОН / МАТРИЦА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ТОЧКА РОСТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова Т.Г., Александрова А.В.

Рассматриваются механизмы реализации устойчивого развития социально-экономических систем регионов, дается определение стабильно развивающихся регионов, которые должны составить новую каркасную структуру пространственной организации Российской Федерации. Оценка уровня развития проводится с помощью методики, основанной на многофакторном подходе. Предложена схема механизма управления инновационной деятельности в стабильно развивающемся регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы реализации инвестиционно-инновационной стратегии в стабильно развивающихся регионах Российской Федерации»

18(153) - 2010

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙСТРАТЕГИИ В СТАБИЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Т. Г. МОРОЗОВА,

доктор географических наук, профессор кафедры региональной экономики и управления E-mail: niva23@yandex. ru А. В. АЛЕКСАНДРОВА, кандидат экономических наук,доцент кафедры менеджмента

E-mail: zavmk. Iipetsk@vzfei. ru Всероссийский заочный финансово-экономический институт,

филиал в г. Липецке

Рассматриваются механизмы реализации устойчивого развития социально-экономических систем регионов, дается определение стабильно развивающихся регионов, которые должны составить новую каркасную структуру пространственной организации Российской Федерации. Оценка уровня развития проводится с помощью методики, основанной на многофакторном подходе. Предложена схема механизма управления инновационной деятельностью в стабильно развивающемся регионе.

Ключевые слова: инвестиционно-инновационная стратегия, стабильно развивающийся регион, матрица интегральной оценки, конкурентоспособность, точка роста.

В условиях выхода из кризиса особое место в экономике Российской Федерации занимают социально-экономические системы регионов и обеспечение ихустойчивого развития.

Анализируя Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, авторы пришли к мнению, что переход к устойчивому развитию возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие ее регионов. Однако масштабы Российской Федерации опре-

делили значительную дифференциацию ее территории по климатическим условиям, природным ресурсам, расселению населения, экономическому потенциалу, хозяйственной деятельности, уровню благосостояния и развития и т. д.

Различия по площапи территорий субъектов Федерации достигают более чем в 300 раз, по численности населения — 340, стоимости основных фондов — около 120, производству ВРП — 190, объему промышленной продукции — более чем в 9 000, объему сельскохозяйственной продукции — почти в 2 000 раз.

Вследствие такой разницы между регионами нельзя дать единого рецепта для достижения устойчивого развития для всех регионов.

Устойчивым может считаться такое развитие, которое обеспечивает динамичное развитие всей социально-экономической системы в заданных параметрах за определенный период времени. Стабильное развитие регионов страны возможно при ориентации на инновационный вектор, на создание региональной инновационной системы, которая является структурой, характеризующейся не только наличием связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывным

единством со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность.

В целях обеспечения качественного экономического роста необходимо формирование системы территориальной организации стабильно развивающихся регионов в РФ.

Стабильно развивающийся регион, по мнению авторов, следует рассматривать как территориально-экономическую систему, основанную на созданном социально-экономическом потенциале со сложной структурой хозяйственного комплекса, выгодном географическом положении и благоприятном инновационно-инвестиционном климате, функционирующую и развивающуюся как за счет внутренних финансово-экономических источников, так и внешних инвестиций. Эти средства позволяют обеспечить расширенное воспроизводство на основе разработки и внедрения инновационных технологий, совершенствовать структуру региональной экономики и в результате повысить уровень жизни населения.

На современном этапе развития экономики Российской Федерации можно выделить группу стабильно развивающихся регионов, которые определяют место современной Российской Федерации в системе международного разделения труда и в значительной степени формирующих доходы федерального бюджета.

К таким регионам прежде всего относятся:

• крупнейшие экономические центры страны — Москва и Санкт-Петербург с наиболее диверсифицированной отраслевой структурой и высокой долей сферы услуг;

• ряд субъектов Федерации с мощными и достаточно конкурентоспособными машиностроительными комплексами (Московская, Ярославская, Нижегородская, Самарская, Свердловская области);

• группа преимущественно сырьевых регионов, специализированных на производстве продукции топливно-энергетического комплекса, нефтехимии, черной и цветной металлургии (Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Красноярский край, республики Татарстан и Башкортостан, Белгородская, Липецкая и Вологодская области).

Как показывают проведенные исследования, именно совокупность регионов — «локомотивов роста» — должна составить новую каркасную структуру пространственной организации России1.

1 По оценке экспертов Института Брукингса, ежегодные потери РФ от неэффективной пространственной организации оцениваются в 2,25—3,0 % ВВПвгод.

Специфика геостратегического окружения Российской Федерации требует, чтобы при определении и классификации ее регионов учитывались не только геоэкономические факторы, но и фактор национальной безопасности, что требует формирования новой региональной типологии.

Главная цель проведения типологии пространственного развития регионов может быть задана ориентирами региональной политики по обустройству территории и определением для каждого типа регионов направлений усиления разнообразия и взаимосвязанности основных элементов хозяйственной системы в регионе.

Первым шагом при разработке региональной типологии должно быть обоснование выбора компонентов и выделение приоритетов. Выбор показателей следует проводить в соответствии с выделением базовых дифференцирующих признаков регионального развития, в качестве которых предлагается рассматривать уровень социально-экономического развития региона и освоенность территории за определенный временной период с выделением системы следующих индикаторов:

• валовой региональный продукт (ВРП), млн руб.;

• прирост ВРП, млн руб.;

• численность населения, тыс. чел;

• численность населения, занятого в экономике, тыс. чел.;

• среднемесячная номинальная заработная плата, руб.;

• сальдированный финансовый результат, млн руб.;

• стоимость основных фондов, млн руб.;

• инвестиции в основной капитал, млн руб.;

• прирост инвестиций в основной капитал, млн руб.;

• иностранные инвестиции, млн руб.;

• инвестиции на охрану окружающей среды, млн руб.;

• экспорт продукции и услуг, млн долл.;

• затраты на исследования и разработки, млн руб.;

• выброс в атмосферу загрязняющих веществ, тыс. т;

• среднемесячный душевой доход населения, руб. Оценить уровни социально-экономического и

инвестиционно-инновационного развития региона можно с помощью методики, основанной на многофакторном подходе, т. е. на взаимосвязанной характеристике широкого набора факторов, влияющих на региональное развитие и формирование точек инновационного роста на территории региона:

• экономический потенциал (уровень обеспеченности региона материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами);

• общие условия хозяйствования;

• уровень развитости рыночной среды;

• политические факторы; социальные и социокультурные факторы;

• организационно-правовые; финансовые и ряд других.

Комплексным показателем инвестиционного климата при факторном подходе является сумма множества средневзвешенных оценок по группам факторов:

К= I Ц Чй), (1)

где К — обобщающая взвешенная оценка (рейтинг) уровня социально-экономического развития (субъекта РФ или региона); а. — средняя балльная оценка (интегральный коэффициент развития) /-го фактора; Ч— группа факторов;

й. — доля (удельный вес) /-го фактора в суммарном влиянии совокупности факторов. Составление рейтинговых оценок уровня социально-экономического и инвестиционно-инновационного развития регионов для их дальнейшего распределения по группам представлено следующими этапами:

1) формирование исходной статистической информации;

2) формирование системы показателей эффективности развития округа, субъекта Российской Федерации;

3) определение относительных показателей и формирование интегральных коэффициентов развития регионов в разрезе федерального округа.

Ориентир на относительные показатели в представленной методике выбирается для максимального устранения влияния инфляции, следовательно, получения более объективных оценочных результатов уровня регионального развития.

На основе оценки использования конкурентных преимуществ регионами федеральных округов Российской Федерации может быть составлена матрица интегральной оценки конкурентоспособности регионов с выделением четырех групп регионов.

Группа «1» включает регионы-лидеры с высоким уровнем социально-экономического и инвестиционно-инновационного развития. Для этих региональных комплексов характерен инновационный тип развития. В данной группе интегральный коэффициент находится в интервале от1и выше.

Группа «2» включает стабильно развивающиеся регионы.

Региональные комплексы из этой группы характеризуются хорошим уровнем сводных индикаторов — показателей социально — экономического развития в динамике ряда лет. Интегральный коэффициент находится в интервале от 0,6 до 1.

Группа «3» включает регионы со средним уровнем развития.

Однако следует отметить, что в эту группу могут входить и неоднозначно развивающиеся комплексы. Интегральный коэффициент данной группы находится в интервале от 0,45—0,6.

Таблица 1

Коэффициенты интегральной рейтинговой оценки регионального развития в системе федеративных отношений Российской Федерации

Показатель Формула Обозначение

Коэффициент роста (замедления) развития по объектам сравнения (федеральный округ — область и другой регион) Крег=ЯРег /ЯР!Г; р отч.г' б.г' кф0=пф0 /nv: р отч.г' б.г П*"11' и П*"? — величина относительных показателей отч.г б.г за отчетный год и базовый год по региону; ФО per и и 11. — величины относительных показате- ОТЧ.Г б.г лей за отчетный год и базовый год по федеральному округу области или другому региону; per ФО лр и лр — характеризуют динамику развития соответственно региона и федерального округа или другого региона

Коэффициент сравнительного развития региона по отношению к федеральному округу или к другому региону к°™'=пре1 /пф0 с отч.г' отч.г ОТЧ.Г лс — определяет уровень показателя по региону по отношению к уровню этого показателя по федеральному округу или по другому региону за отчетный год

Коэффициент опережения (замедления) отдельных показателей развития региона за определенный период кт=к рег/^Ф0 о Р ' Р

Интегральный коэффициент развития региона по отдельным показателям Kvel = К0Ш1х Kvel ИНТ с р

Рейтинг федерального округа (региона) Е^рег=Е^рег хК р ИНТ зн Кш — коэффициент значимости интегрального коэффициента по каждому показателю развития

Группа «4» включает регионы-аутсайдеры с низким уровнем социально-экономического развития. Здесь диапазон значений интегрального коэффициента варьирует в пределах от 0 до 0,45.

Имея данную систему координат, удобнее структурировать и другие экономические и социально-демографические характеристики регионов.

Концентрация усилий в рамках отдельных регионов позволяет получить эффект масштаба и эффект агломерации, которые создают в полюсах роста силы саморазвития, а правильный выбор данных полюсов в стране обеспечивает со временем подъем окружающих регионов.

Именно совокупность регионов — «локомотивов роста» — должна составить новую каркасную структуру пространственной организации Российской Федерации.

Данная структура может быть образована не только субъектами Федерации, но и городами и городскими агломерациями, связанными общностью хозяйственной и социальной жизни, имеющими общую систему транспортных коммуникаций.

«Опорные», стабильно развивающиеся регионы, на взгляд авторов, должны быть выделены Генеральной схемой пространственного развития Российской Федерации с указанием их функций, системы территориальной организации всех типов регионов, атакже национальных задач развития.

В условиях перехода мировой экономики к постиндустриальному развитию принципами региональной политики стабильно развивающихся регионов Российской Федерации на современном этапе, по мнению авторов, должны выступать следующие.

Формирование «точек роста» с максимальной концентрацией финансовых, трудовых и административно-управленческих ресурсов, последующее распространение их опыта надругие территории.

Создание «точек роста» — это направление социально-экономического развития регионов,

которое приходит на смену политике выравнивания уровня территориального развития и предполагает специальную фокусировку финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в «точках роста» с последующим распространением инновационной активности на другие территории региона.

«Точки роста» должны отличаться наибольшей интенсивностью экономического роста, предпринимательской активности, инновационных процессов, оказывая влияние на другие территории. Реализация указанного принципа может происходить следующим образом (табл. 2).

Государственная поддержка развития территорий независимо от наличия «точек роста» должна быть направлена в первую очередь на обеспечение равного доступа населения к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав на медицинское обслуживание, образование, социальное обеспечение, доступ к объектам культуры и спорта.

Для дифференцированности государственной политики регионального развития необходимо сформулировать различные цели социально-экономического развития и сформировать различные меры достижения этих целей.

А для этого необходимо развитие внебюджетных и инвестиционных инструментов поддержки стратегических проектов регионального развития и выработка мер по стимулированию местных инициатив.

В связи с необходимостью проведения эффективных мер региональной политики с учетом указанных принципов особого внимания заслуживают формирование и реализация инвестиционно-инновационной стратегии в стабильно развивающихся регионах Российской Федерации.

Инвестиционно-инновационную стратегию правомочно определить как систему концептуальных установок, вытекающих из долгосрочных целей, определяющих характер распределения

Таблица 2

Направления регулирования перспективного регионального развития в Российской Федерации

Политика выравнивания Политика создания «точек роста»

Выбор территорий на основе имеющегося социально-экономического потенциала Создание «точек роста», генерирующих инновационно-инвестиционное воздействие на остальные территории области

Выделение географически сопряженных территорий, сохранение существующей административно-территориальной структуры Выделение «точек роста» в качестве опорных территорий и признание за ними другого статуса, чем у обычных административно-территориальных единиц

Равномерное («диффузионное») распределение бюджетных средств между территориями, нуждающимися в поддержке Направление инвестиций на развитие связанности «точек роста» с другими территориями области и страны, снятие барьеров для распространения инноваций

а о а с з

3

а а

к

о

^

ад а

й ад о а с 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

а

^

о а с з

3 3

а

ад

а

^

к 3

а

о §

з к

ресурсов между траекториями инновационного развития системы, а также их перераспределения при изменении внутренних и внешних условий ее функционирования.

Реализация инновационной стратегии прорыва проходит на следующих стратегических уровнях: макро-мезоуровня, отраслевого уровня и микроуровня.

Предполагается, что, используя укрупненную схему механизма управления инновационной деятельностью в регионе, представленную на рисунке, полноценное функционирование механизма управления инновационной деятельностью в стабильно развивающихся регионах будет осуществляться по завершении _ _

оговоренных этапов. А также характеризоваться становлением региональных локальных центров инновационной деятельности, мегаструктур на базе крупных промышленных предприятий, вузов и малых инновационных предприятий (особых экономических зон, бизнес-инкубаторов, технопарков, научных парков, сети инженерно-технических центров и т. п.); созданием региональных инновационных мегакомплексов или наукоемких кластеров.

Сложность предлагаемого механизма управления инновационной деятельностью стабильно развивающихся регионов требует более подробного расписания некоторых его элементов.

Объектом управления в процессе формирования механизма управления инновационно-предпринимательской деятельностью в регионе выступают совокупность инновационной инфра-

структуры, инновационно-предпринимательская среда, экономические отношения.

Субъектом управления в механизме регионального управления инновационной деятельностью являются: органы регионального управления всех иерархических уровней.

Главная цель механизма управления инновационной деятельностью — создание функционирующей системы, обеспечивающей воспроизводственный процесс в регионе на основе инноваций с положительной динамикой развития.

Управление инновационной деятельностью на уровне региона включает воздействие на внешнюю среду инновационно-предпринимательской

Укрупненная схема механизма управления инновационной деятельностью в стабильно развивающемся регионе

деятельности, позволяющее видоизменять ее, устранять неблагоприятные факторы, выявленные в результате мониторинга реализации проектов программы региональной стратегии, трансформировать риск в ресурс, создавать адекватные условия для достижения стратегических целей.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что процесс управления инновационной деятельностью требует соблюдения ряда основных принципов:

• формирование приоритетных направлений региональной экономической политики в области инновационного предпринимательства;

• формирование и реализация организационных мероприятий, способствующихразвитию инновационного предпринимательства;

• создание инфраструктуры инновационного предпринимательства с учетом специфики региональных условий.

По мнению авторов, целесообразно использование следующих алгоритма и последовательности этапов формирования инвестиционно-инновационной стратегии в стабильно развивающихся регионах.

Схема инновационного развития стабильно развивающегося региона может быть представлена в разрезе основных территориально-отраслевых аспектов в следующем виде:

• социальные проблемы;

• экономический рост инвестиций и финансов;

• использование природных ресурсов и их охрана;

• промышленность;

• агропромышленный комплекс;

• строительный комплекс;

• транспортный комплекс;

• связь и телекоммуникации;

• социальная сфера (образование, просвещение ит. д.);

• межрегиональные и внешнеэкономические связи.

Обсуждение проекта Стратегии идет через опубликование его в СМИ; проведение круглых столов и публичных обсуждений с представителями

общественности, науки, деловых кругов, бизнес-сообществ, политических партий и конфессий; сбор, анализ и внесение предложений, изменений и дополнений.

И только после этого главой администрации проект Стратегии выносится на обсуждение областного Советадепутатов.

Однако остаются несформированными законодательные подходы (по срокам, механизмам и методологии) к разработке Стратегии развития Российской Федерации в целом и каждого из субъектов Федерации. Существует объективная необходимость в разработке законов, которые регулировали бы формирование региональной политики, а также Концепции территориального развития России на долгосрочную перспективу, которая позволила бы с учетом интересов и приоритетов развития государства, отраслевых стратегических документов задать сценарные рамки развития инвестиционно-инновационных процессов в стабильно развивающихся регионах.

Список литературы

1. Вопросы региональной экономики: монография /под ред. В. М. Юрьева; Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009.

2. Зандер Е. В. Интегральная оценка детерминант конкурентоспособности регионов // Эко. 2007. №11.

3. КураковаЛ.В. Стабильно-динамичные регионы в контексте стратегии инновационного прорыва: концепция формирования и проблемы развития / Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008.

4. Новоселова И. Оценка конкурентоспособности региональной экономики / Проблемы теории и практики управления. 2009. № 2.

5. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440.

6. Российский статистический ежегодник: 2008: стат. сборник / Росстат. М.: Росстат, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.