Научная статья на тему 'Особенности развития сельскохозяйственной кооперации и агропромышленных формирований в России на современном этапе'

Особенности развития сельскохозяйственной кооперации и агропромышленных формирований в России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития сельскохозяйственной кооперации и агропромышленных формирований в России на современном этапе»

ках. Любое успешное нововведение или изобретение может распространяться на всех предприятиях компании. Таким образом возникает мультипликативный эффект всего от одной инновации, внедренной на всех технологически однородных предпри-ятях компании, что приводит к эффективности всей системы. Горизонтальная кооперация позволяет снижать себестоимость производимой продукции за счет централизации управленческих и коммерческих расходов; равномерной загрузки мощностей; централизации заготовки сырья и сбыта выпускаемой продукции; повышения объема и качества производимой продукции; усиления специализации и глубины переработки в рамках данного звена производственной цепочки.

Другой способ объединения предприятий -это вертикальная кооперация, при которой происходит последовательное объединение всех стадий производства. Подобная кооперация гарантирует сбыт сельскохозяйственной продукции и одновременно решает проблему обеспечения промышленности сельскохозяйственным сырьем. Вертикально кооперированные компании могут объединять как отдельные предприятия, так и горизонтально интегрированные компании на каждом уровне переработки. По уровню организации такие компании следуют после отдельных предприятий и горизонтально интегрированных предприятий.

Основными преимуществами вертикально интегрированных структур являются: экономия на транспортных затратах, снижение издержек производства; возможность концентрации ресурсов в производственной цепочке; снижение рисков в снабжении сырьем и сбыте готовой продукции на всех этапах производственной цепочки; возможность создания региональных торговых марок и проведения маркетинговой политики с высокой эффективностью ценообразования относительно затрат в связи с возникающим эффектом масштаба, возможность создания действенных механизмов для выхода на внешние рынки и захвата их соответствующих сегментов.

Для обеспечения устойчивого развития АПК страны необходимо создание кооперативных объединений в целях технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства и создание новых рабочих мест.

Объединение всех ресурсов, в том числе и финансовых, позволяет предприятиям АПК уменьшить зависимость от государственных дотаций и компенсаций, свести к минимуму государственные инвестиции, а значит, стать более устойчивыми и финансовонезависимыми.

Однако холдинговые компании и финансовопромышленные группы являются сложными интегрированными образованиями, которые предусматривают наличие большой материальной базы и сложной организационной структуры. Более простым путем объединения интересов и аккумулирования ресурсов предприятий АПК является кооперативное образование.

В кооператив может входить неограниченное количество предприятий с сохранением своего статуса и самостоятельности. Для регионов такие кооперативные объединения могут быть эффективны в удаленных от города районах. Производители пригородных районов и крупные перерабатывающие предприятия, создавая кооперативные образования, смогут увеличить объемы реализации своей продукции. Между участниками кооператива заключается договор о совместной деятельности. Управлением новым образованием занимается совет, в который входят руководители предприятий и хозяйств. Выручка распределяется на всех этапах производства, переработки и реализации продукции, при этом учитываются издержки соответствующих предприятий. Прибыль участников кооператива зависит от степени участия и вклада в его деятельность.

Кооперативные образования являются наиболее перспективной и удобной формой сотрудничества. У потребительской кооперации накопился большой положительный опыт работы с населением по закупкам животноводческой продукции. Более 50% сельскохозяйственной продукции производится в хозяйствах населения, поэтому сегодня необходимо создание разветвленной закупочной сети организаций. Такая сеть будет способствовать максимальному использованию сельскохозяйственных ресурсов в регионах и позволит наращивать ресурсный потенциал.

В итоге разумная кооперация способствует развитию производства, становлению рыночных отношений и созданию реальных собственников, заинтересованных в повышении эффективности функционирования отечественного сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ И АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

О.Н. Тюрнина, ст. преп. Московского государственного университета леса

Становление и развитие сельскохозяйственной кооперации и агропромышленных комплексов являются одним из первоочередных направлений стабилизации и совершенствования аграрного производства России.

В аграрном секторе есть отрасли, в которых успешно развивается крупный бизнес. Это свиноводство, овощеводство, птицеводство. Однако некоторые отрасли сельского хозяйства без малого бизнеса не

могут развиваться. Например, как представляется, животноводство наименее пригодно для развития в коллективных хозяйствах. В период рыночных реформ поголовье крупного рогатого скота в целом оказалось в сфере малого бизнеса. По причине неконкурен-тоспособности с импортным мясом в рыночных условиях не получили достаточного развития как колхознокооперативные, так и крупные частные животноводче-

ские хозяйства. В национальном проекте по сельскому хозяйству решение данной проблемы предлагается через строительство крупных животноводческих комплексов. Аграрную политику России последних лет можно охарактеризовать словами министра сельского хозяйства: «Курс на крупнотоварное производство был взят, и мы постарались поставить этот вопрос и политически, и административно. В результате сегодня в России действует около 4050 крупных агрохолдингов» [1]. Это значит, что со временем агрохолдинги и агрофирмы, имеющие в своем составе торговлю, переработку и собственно сельское хозяйство, будут обеспечивать страну продовольствием. Однако в условиях рыночной экономики обеспечение эффективности подобных сельхозпредприятий представляется проблематичным.

Особенности сельского хозяйства России, менталитет крестьянства определяют необходимость развития сельскохозяйственной кооперации как системы различных сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, как наиболее целесообразной формы совместного ведения сельского хозяйства [2]. Индивидуальные семейные фермерские хозяйства не могут обеспечить потока стандартной продукции на рынок, ибо для этого необходимо объединение усилий многих фермеров. Фермерские хозяйства могут создавать свой снабженческо-сбытовой кооператив, возлагая на него реализацию продукции, ее переработку, снабжение ресурсами, предоставление консалтинговых услуг. Однако, несмотря на действие ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» с 1995 г., уровень

развития сельскохозяйственной кооперации в России находится на нулевой отметке.

Малый бизнес в сельском хозяйстве может взаимодействовать с крупными и средними сельскохозяйственными объединениями на основе кооперации или договоров контрактации. Такое взаимодействие обеспечивает агрохолдингам возможность перенести на партнеров часть затрат, связанных с дополнительными инвестициями на строительство, приобретение оборудования, решение социальных и экологических проблем. Система контрактных отношений в сельском хозяйстве получает постепенное распространение. Так, по контрактам работают крупные молочные заводы с производителями молока. На контракт переводятся свиноводческие и птицеводческие компании.

Сельское хозяйство в целом - это сфера мелкого бизнеса. Это общая закономерность, присущая экономике многих стран. Однако малый сельскохозяйственный бизнес в России нуждается в материальной и правовой поддержке со стороны государства и взаимодействии с крупным аграрнопромышленным комплексом именно на основе кооперации. И в результате этого взаимодополнения и обогащения возможно обеспечение высокой эффективности аграрнопромышленного бизнеса и дальнейшее развитие сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции.

Литература

1. Крестьянские ведомости 2005. - 3 февр.

2. Кооперация и агропромышленная интеграция в АПК. - М., 2003. С. 12, 46.

Раздел 10. СЕЛЬСКАЯ КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Памяти Анатолия Мазурицкого

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Р.Г. Янбых, к.э.н., вед. науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова

Обеспечение сельских жителей, занимающихся мелким предпринимательством, доступом к кредитам, является одной из самых актуальных проблем современного регионального развития, без решения которой невозможно обеспечение занятости, сокращение сельской бедности, устойчивое развитие сельских территорий. Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в части развития малых форм хозяйствования, а также объявление 2005 г. годом микрофинансирования еще раз привлекли внимание специалистов и широкой общественности к этому вопросу.

В социально-экономической литературе термины микрофинансовая организация (МФО), микрофинансирование, микрокредитование употребляются очень часто, хотя не всегда авторы понимают под

ними одно и то же. Отчасти такая ситуация связана с тем, что в России нет законодательной базы, которая бы регулировала микрофинансовую/микро-кредитную деятельность1, хотя сами МФО получили достаточно широкое распространение. Дадим попытку определить, что такое МФО, в данной статье.

Описание микрофинансирования и МФО можно найти в исследованиях, посвященных развитию малого бизнеса в России, анализу финансовых услуг, предоставляемых населению, а также дея-

1 Мы понимаем, что микрофинансирование и микрокредитование - не одно и то же, и в данной статье будем употреблять общий термин «микрофинансирование» по отношению ко всякой деятельности, связанной с предоставлением финансовых услуг мелким субъектам предпринимательства и гражданам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.