ках. Любое успешное нововведение или изобретение может распространяться на всех предприятиях компании. Таким образом возникает мультипликативный эффект всего от одной инновации, внедренной на всех технологически однородных предпри-ятях компании, что приводит к эффективности всей системы. Горизонтальная кооперация позволяет снижать себестоимость производимой продукции за счет централизации управленческих и коммерческих расходов; равномерной загрузки мощностей; централизации заготовки сырья и сбыта выпускаемой продукции; повышения объема и качества производимой продукции; усиления специализации и глубины переработки в рамках данного звена производственной цепочки.
Другой способ объединения предприятий -это вертикальная кооперация, при которой происходит последовательное объединение всех стадий производства. Подобная кооперация гарантирует сбыт сельскохозяйственной продукции и одновременно решает проблему обеспечения промышленности сельскохозяйственным сырьем. Вертикально кооперированные компании могут объединять как отдельные предприятия, так и горизонтально интегрированные компании на каждом уровне переработки. По уровню организации такие компании следуют после отдельных предприятий и горизонтально интегрированных предприятий.
Основными преимуществами вертикально интегрированных структур являются: экономия на транспортных затратах, снижение издержек производства; возможность концентрации ресурсов в производственной цепочке; снижение рисков в снабжении сырьем и сбыте готовой продукции на всех этапах производственной цепочки; возможность создания региональных торговых марок и проведения маркетинговой политики с высокой эффективностью ценообразования относительно затрат в связи с возникающим эффектом масштаба, возможность создания действенных механизмов для выхода на внешние рынки и захвата их соответствующих сегментов.
Для обеспечения устойчивого развития АПК страны необходимо создание кооперативных объединений в целях технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства и создание новых рабочих мест.
Объединение всех ресурсов, в том числе и финансовых, позволяет предприятиям АПК уменьшить зависимость от государственных дотаций и компенсаций, свести к минимуму государственные инвестиции, а значит, стать более устойчивыми и финансовонезависимыми.
Однако холдинговые компании и финансовопромышленные группы являются сложными интегрированными образованиями, которые предусматривают наличие большой материальной базы и сложной организационной структуры. Более простым путем объединения интересов и аккумулирования ресурсов предприятий АПК является кооперативное образование.
В кооператив может входить неограниченное количество предприятий с сохранением своего статуса и самостоятельности. Для регионов такие кооперативные объединения могут быть эффективны в удаленных от города районах. Производители пригородных районов и крупные перерабатывающие предприятия, создавая кооперативные образования, смогут увеличить объемы реализации своей продукции. Между участниками кооператива заключается договор о совместной деятельности. Управлением новым образованием занимается совет, в который входят руководители предприятий и хозяйств. Выручка распределяется на всех этапах производства, переработки и реализации продукции, при этом учитываются издержки соответствующих предприятий. Прибыль участников кооператива зависит от степени участия и вклада в его деятельность.
Кооперативные образования являются наиболее перспективной и удобной формой сотрудничества. У потребительской кооперации накопился большой положительный опыт работы с населением по закупкам животноводческой продукции. Более 50% сельскохозяйственной продукции производится в хозяйствах населения, поэтому сегодня необходимо создание разветвленной закупочной сети организаций. Такая сеть будет способствовать максимальному использованию сельскохозяйственных ресурсов в регионах и позволит наращивать ресурсный потенциал.
В итоге разумная кооперация способствует развитию производства, становлению рыночных отношений и созданию реальных собственников, заинтересованных в повышении эффективности функционирования отечественного сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ И АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
О.Н. Тюрнина, ст. преп. Московского государственного университета леса
Становление и развитие сельскохозяйственной кооперации и агропромышленных комплексов являются одним из первоочередных направлений стабилизации и совершенствования аграрного производства России.
В аграрном секторе есть отрасли, в которых успешно развивается крупный бизнес. Это свиноводство, овощеводство, птицеводство. Однако некоторые отрасли сельского хозяйства без малого бизнеса не
могут развиваться. Например, как представляется, животноводство наименее пригодно для развития в коллективных хозяйствах. В период рыночных реформ поголовье крупного рогатого скота в целом оказалось в сфере малого бизнеса. По причине неконкурен-тоспособности с импортным мясом в рыночных условиях не получили достаточного развития как колхознокооперативные, так и крупные частные животноводче-
ские хозяйства. В национальном проекте по сельскому хозяйству решение данной проблемы предлагается через строительство крупных животноводческих комплексов. Аграрную политику России последних лет можно охарактеризовать словами министра сельского хозяйства: «Курс на крупнотоварное производство был взят, и мы постарались поставить этот вопрос и политически, и административно. В результате сегодня в России действует около 4050 крупных агрохолдингов» [1]. Это значит, что со временем агрохолдинги и агрофирмы, имеющие в своем составе торговлю, переработку и собственно сельское хозяйство, будут обеспечивать страну продовольствием. Однако в условиях рыночной экономики обеспечение эффективности подобных сельхозпредприятий представляется проблематичным.
Особенности сельского хозяйства России, менталитет крестьянства определяют необходимость развития сельскохозяйственной кооперации как системы различных сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, как наиболее целесообразной формы совместного ведения сельского хозяйства [2]. Индивидуальные семейные фермерские хозяйства не могут обеспечить потока стандартной продукции на рынок, ибо для этого необходимо объединение усилий многих фермеров. Фермерские хозяйства могут создавать свой снабженческо-сбытовой кооператив, возлагая на него реализацию продукции, ее переработку, снабжение ресурсами, предоставление консалтинговых услуг. Однако, несмотря на действие ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» с 1995 г., уровень
развития сельскохозяйственной кооперации в России находится на нулевой отметке.
Малый бизнес в сельском хозяйстве может взаимодействовать с крупными и средними сельскохозяйственными объединениями на основе кооперации или договоров контрактации. Такое взаимодействие обеспечивает агрохолдингам возможность перенести на партнеров часть затрат, связанных с дополнительными инвестициями на строительство, приобретение оборудования, решение социальных и экологических проблем. Система контрактных отношений в сельском хозяйстве получает постепенное распространение. Так, по контрактам работают крупные молочные заводы с производителями молока. На контракт переводятся свиноводческие и птицеводческие компании.
Сельское хозяйство в целом - это сфера мелкого бизнеса. Это общая закономерность, присущая экономике многих стран. Однако малый сельскохозяйственный бизнес в России нуждается в материальной и правовой поддержке со стороны государства и взаимодействии с крупным аграрнопромышленным комплексом именно на основе кооперации. И в результате этого взаимодополнения и обогащения возможно обеспечение высокой эффективности аграрнопромышленного бизнеса и дальнейшее развитие сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции.
Литература
1. Крестьянские ведомости 2005. - 3 февр.
2. Кооперация и агропромышленная интеграция в АПК. - М., 2003. С. 12, 46.
Раздел 10. СЕЛЬСКАЯ КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Памяти Анатолия Мазурицкого
К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Р.Г. Янбых, к.э.н., вед. науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова
Обеспечение сельских жителей, занимающихся мелким предпринимательством, доступом к кредитам, является одной из самых актуальных проблем современного регионального развития, без решения которой невозможно обеспечение занятости, сокращение сельской бедности, устойчивое развитие сельских территорий. Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в части развития малых форм хозяйствования, а также объявление 2005 г. годом микрофинансирования еще раз привлекли внимание специалистов и широкой общественности к этому вопросу.
В социально-экономической литературе термины микрофинансовая организация (МФО), микрофинансирование, микрокредитование употребляются очень часто, хотя не всегда авторы понимают под
ними одно и то же. Отчасти такая ситуация связана с тем, что в России нет законодательной базы, которая бы регулировала микрофинансовую/микро-кредитную деятельность1, хотя сами МФО получили достаточно широкое распространение. Дадим попытку определить, что такое МФО, в данной статье.
Описание микрофинансирования и МФО можно найти в исследованиях, посвященных развитию малого бизнеса в России, анализу финансовых услуг, предоставляемых населению, а также дея-
1 Мы понимаем, что микрофинансирование и микрокредитование - не одно и то же, и в данной статье будем употреблять общий термин «микрофинансирование» по отношению ко всякой деятельности, связанной с предоставлением финансовых услуг мелким субъектам предпринимательства и гражданам.