ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
13-14 ноября 2015 г.
УДК 911.373;332.1(571.122)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО
ОКРУГА - ЮГРЫ)
М. Л. ЦиСаева
В современных условиях северные территории России играют ключевую роль в социально-экономическом развитии страны и представляют высокий стратегический потенциал в будущем. В связи с этим устойчивому функционированию северных регионов уделяется самое пристальное внимание.
Сельские территории являются важнейшим ресурсом в комплексном развитии северных регионов, значение которого стремительно растет в условиях обеспечения геополитической и экономической безопасности страны.
На сельские поселения возложены стратегические общенациональные функции: производственная, демографическая, трудоресурсная, пространственно-коммуникационная, сохранение историко-культурных основ идентичности народов страны, поддержание социального контроля и освоенности сельских территорий.
В 2015 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля № 151-р утверждена «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года». В данном документе сформулированы и уточнены понятия, связанные с функционированием сельских территорий.
"Сельские территории" - территории сельских поселений и межселенные территории; "сельские поселения" - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; "межселенные территории" - территории, находящиеся вне границ поселений; "сельская местность" -совокупность сельских населенных пунктов; "устойчивое развитие сельских территорий" -стабильное социально- экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель [2].
В данном документе представлен дифференцированный подход к развитию сельских территорий с учетом природно-климатических, социальных и экономических факторов.
Так, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра относится к четвертому типу субъектов Российской Федерации с различным характером освоения и сельскохозяйственного использования, потенциалом и ограничениями развития сельской местности. Этот тип объединяет регионы со слабой очаговой освоенностью сельской местности и неблагоприятными природно-климатическими условиями ее развития.
Действительно, в округе наблюдается сравнительно небольшая доля сельского населения, наблюдается устойчивая тенденция его сокращения и запустения сельских территорий (таблица 1).
Так, по состоянию на 1 января 2014 года численность сельского населения в стране в целом по сравнению с 2011 годом снизилась на 365 тыс. человек, или на 1%. В то время как в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областям за тот же период снижение произошло на 3,2%, по состоянию на 1 января 2015 года - на 4,3%. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре доля сельского населения значительно ниже, чем в других северных регионах, однако сокращение сельского населения прослеживается заметнее. Так, за анализируемый период доля сельского населения сократилась на 7,1%.
Особенности развития сельских поселений северного региона (на примере Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры)
В округе особенно ярко проявляется разрыв в социально-экономическом развитии городов и сельских поселений. Так, номинальная среднемесячная заработная плата по округу в 2013 году составила 54507,8, руб. По данным 2013 года показатель номинальной среднемесячной заработной платы по сельскому хозяйству составил 56% от окружного показате-ля(58% в 2009 году), а по рыболовству и рыбоводству - 42%. Такой разрыв в уровне заработной платы не мог не сказаться на текучести кадров из агропромышленного комплекса.
Таблица 1.
Численность населения на 1 января __
Темп
роста, 2015г. к
2011г.,
Показатели 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. %
Российская Федерация
Численность населения,
тыс. человек: 142865 143056 143347 143667 - 100,6
- городское 105434 105718 106077 106601 - 100,1
- сельское 37431 37338 37270 37066 - 99,0
В процентах к общей чис-
ленности:
- городское 73,8 73,9 74,0 74,2 - 100,5
- сельское 26,2 26,1 26,0 25,8 - 98,5
Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности
Численность населения,
тыс. человек: 10151,1 10124,5 10092,4 10039,1 10004,7 98,6
- городское 7907,7 7906,1 7895,1 7866,1 7857,9 99,4
- сельское 2243,4 2218,4 2197,3 2173,0 2146,8 95,7
В процентах к общей чис-
ленности:
- городское 77,9 78,1 78,2 78,4 78,5 100,8
- сельское 22,1 21,9 21,8 21,6 21,5 97,3
Ханты-Мансийский авт. округ - Югра
Численность населения,
тыс. человек: 1537,2 1561,2 1584,1 1597,2 1612,1 104,9
- городское 1406,5 1430,8 1454,7 1469,6 1485,4 105,6
- сельское 130,7 130,4 129,4 127,6 126,7 96,9
В процентах к общей чис-
ленности:
- городское 91,5 91,6 91,8 92,0 92,1 100,7
- сельское 8,5 8,4 8,2 8,0 7,9 92,9
Следует учесть и дополнительные сложности в ведении бизнеса в сельских поселениях Севера. Территориальная удаленность, неразвитость транспортной системы приводит к высоким издержкам предприятий, которые несут большие расходы по доставке сырья, материалов, произведенной продукции, дополнительные расходы по обеспечению существенных складских запасов, расходы по замене быстроизнашивающихся в силу климатических условий основных фондов. Все сельские поселения округа являются дотационными.
Немаловажную роль в снижении оттока сельского населения играют и жилищные условия. Данная проблема особенно актуальна в регионах с суровыми климатическими условиями. Не является исключением и Ханты-Мансийский автономный округ. Так, по итогам 2013 года на каждого жителя села приходилось 19,9 квадратных метров жилья. Данный показатель увеличился за последние пять лет на 5,3%. Однако доля благоустроенного жилищного
М. Л. Цибаева
фонда остается существенно ниже по сравнению с городским жильем. И за анализируемый период ситуация практически не изменилась. Поскольку автономный округ характеризуется суровыми климатическими условиями, для многих сельских жителей благоустроенное жилье является сильным стимулом к переезду в город.
В связи с труднодоступностью сельских поселений в автономном округе остро стоит проблема внедрения информационных и коммуникационных технологий во все сферы деятельности населения.
Одна из основных задач устойчивого развития сельских поселений в автономном округе - это сохранение традиционных форм хозяйствования коренных малочисленных народов Севера. В автономном округе коренными народами, ведущими традиционный образ жизни, являются ханты, манси и ненцы. Их численность составляет более 30000 человек, или около 2% жителей автономного округа. Избежать утраты этих этнических общностей, их самобытности, языка, культуры, жизненного уклада возможно, лишь сохранив традиционные отрасли хозяйствования коренных малочисленных народов Севера: оленеводство, охота, рыболовство, сбор дикоросов.
Поскольку основой экономики автономного округа является топливно-энергетический комплекс, особенностью развития сельских поселений является то, что население, занятое в АПК, составляет всего 6%. Поэтому акцент в устойчивом развитии сельских поселений следует установить на максимальную диверсификацию сельской экономики, создание альтернативных форм занятости, развитие ремесел и сельского туризма. Это позволит обеспечить новые рабочие места, сократив отток трудоспособного населения из сельских поселений, даст новый импульс к сохранению традиционного образа жизни коренных народов автономного округа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 № 598 (ред. от 29.04.2014) «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 3. - Ст. 4110.
2. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 N 151 -р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 6. - Ст. 1014
3. Постановление Правительства автономного округа от 9 октября 2013 № 420-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2014-2020 годах» [Текст] // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - 2013. - № 10. - Ст. 1224.
4. Анохина, М. Е. Современная аграрная политика: результаты и пути решения проблем [Текст] / М. Е. Анохина // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. - № 7. - С. 37-43.
5. Черняев А. А. Факторы устойчивого развития сельских территорий [Текст] / А. А. Черняев, Е. Ф. Заворотин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. - № 8. - С. 8-10.