Научная статья на тему 'Перспективы развития традиционных отраслей хозяйствования на территориях сельских поселений Югры'

Перспективы развития традиционных отраслей хозяйствования на территориях сельских поселений Югры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник угроведения
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮГРА / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / ТРАДИЦИОННЫЕ ОТРАСЛИ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / РЕСУРСЫ / UGRA / INDIGENOUS SMALL PEOPLES OF THE NORTH / TRADITIONAL SECTORS / RURAL TERRITORIES / RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В М. Куриков

Территория Югры обладает уникальным аграрным потенциалом, и в агропромышленный комплекс вкладываются значительные материальные и финансовые средства. Однако при увеличении государственной поддержки аграрной отрасли, посредством субсидирования производства основных видов сельскохозяйственной продукции, наблюдается незначительный рост доходов населения, занятого в традиционных отраслях. В результате предпринимаемых мер не удается стабилизировать состояние традиционных отраслей хозяйствования, повысить качество и уровень социальных услуг, оказываемых сельскому, в том числе коренному населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE TRADITIONAL ECONOMIC SECTORS ON THE TERRITORIES OF RURAL SETTLEMENTS OF UGRA

The territory of Ugra has unique agricultural potential and the agro-industrial complex is invested the signifi cant fi nancial and material resources. However, with increasing of the state support of agricultural sector by subsidizing the production of the main agricultural products, there is a slight increase in the incomes of population, engaged in traditional industries. As a result of the undertaken measures it failed to stabilize the traditional economic sectors, to improve the quality and level of social services provided to agricultural, including the indigenous, population.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития традиционных отраслей хозяйствования на территориях сельских поселений Югры»

УДК 39; 332.14 (571.122)

В.М. Куриков

Перспективы развития традиционных отраслей хозяйствования на территориях сельских поселений Югры

Аннотация. Территория Югры обладает уникальным аграрным потенциалом, и в агропромышленный комплекс вкладываются значительные материальные и финансовые средства. Однако при увеличении государственной поддержки аграрной отрасли, посредством субсидирования производства основных видов сельскохозяйственной продукции, наблюдается незначительный рост доходов населения, занятого в традиционных отраслях. В результате предпринимаемых мер не удается стабилизировать состояние традиционных отраслей хозяйствования, повысить качество и уровень социальных услуг, оказываемых сельскому, в том числе коренному населению.

Ключевые слова: Югра, коренные малочисленные народы Севера, традиционные отрасли, сельские территории, ресурсы.

V.M. Kurikov

The prospects of development of the traditional economic sectors on the territories of rural settlements of Ugra

Summary. The territory of Ugra has unique agricultural potential and the agro-industrial complex is invested the significant financial and material resources. However, with increasing of the state support of agricultural sector by subsidizing the production of the main agricultural products, there is a slight increase in the incomes of population, engaged in traditional industries. As a result of the undertaken measures it failed to stabilize the traditional economic sectors, to improve the quality and level of social services provided to agricultural, including the indigenous, population.

Keywords: Ugra, indigenous small peoples of the North, traditional sectors, rural territories, resources.

В последние годы в социально-экономическом развитии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Югра) произошли очевидные позитивные изменения в предпринимательской среде, направленные на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности.

По итогам 2011 г. международное агентство Standard&Poor's 15 марта 2012 г. повысило долгосрочный кредитный рейтинг эмитента Югры с «ВВВ-» до «ВВВ» и подтвердило его рейтинг по национальной шкале на уровне «гиААА» [1]. Прогноз изменения рейтингов -«Стабильный».

Позитивная динамика рейтингов отражает правильность выбора экономической и финансовой стратегии Югры: увеличиваются доходы консолидированного бюджета. Югра становится все более привлекательной и надежной для инвесторов, обеспечивается выполнение публичных обязательств перед населением.

Вместе с тем, для обеспечения динамичного перспективного развития автономного округа предстоит сделать еще немало.

Известно, что процесс роста цен продовольствия на мировых рынках серьезным образом влияет и на ситуацию в России. В наибольшей степени это чувствуют пенсионеры, многодетные семьи, коренные малочисленные народы Севера, сельские жители Югры и другие социально незащищенные группы населения - те, для кого продукты питания - главная статья расходов семейных бюджетов.

Несмотря на то, что ресурсному потенциалу развития экономики муниципальных территорий Югры (сложившемуся под влиянием географических, природно-климатических и исторических факторов) присущи разнообразие и разновидность. В свою очередь, показатели качества жизни населения сельских территорий заметно ниже уровня качества жизни горожан.

Известно, что на территории Югры традиционные виды деятельности осуществляют более 80 предприятий с различной формой собственности, в том числе 52 национальные общины коренных малочисленных народов. При сложившейся ситуации экономическое состояние владельцев родовых угодий отличается значительной дифференциацией. Для многих владельцев родовых угодий реализация продукции является проблемой, особенно для тех, чьи родовые угодья находятся в глубинке, оторваны от транспортных путей регулярного сообщения.

Как отмечено в работе С.Х. Хакназарова, в основе культур коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси и лесных ненцев) Ханты-Мансийского автономного округа -Югры лежат традиционные формы ведения хозяйства (традиционное природопользование) [2]. К ним относятся: оленеводство, охотничий и рыболовный промыслы, собирательство, т.е. сбор дикорастущих растений и природных материалов (ягод, грибов, орехов, бересты и т.д.), необходимых для приготовления пищи, одежды, обуви, украшений, сувениров, средств транспорта и для других целей. Эти виды деятельности являются важнейшей основой жизнеобеспечения, необходимым и достаточным компонентом функционирования традиционной культуры, языка, обычаев. И в то же время традиционное природопользование коренных народов Севера является важнейшим элементом северных экосистем, демонстрирующим экологически сбалансированные способы освоения природных ресурсов.

По мнению К.Б. Клокова, традиционное природопользование обычно противопоставляется индустриальному как образец бережного отношения к природе [3]. Традиционное природопользование является основой жизнедеятельности коренных народов Севера, необходимой для их существования, т.е. если не сохранится традиционное природопользование - исчезнут и коренные народы.

Сохранение окружающей природной среды и социально-экономическое развитие коренных народов Севера в современных условиях являются важной проблемой для государства и общества в целом. Без ее решения переход Ханты-Мансийского автономного округа -Югры на рельсы устойчивого экономического

развития невозможен. Одной из приоритетных задач при этом является сохранение статуса территории традиционного природопользования коренных народов Севера [2; 4].

Это обусловливается четырьмя причинами: во-первых, традиционное природопользование является основой жизнедеятельности коренных народов Севера, необходимой для их существования, т.е. если не сохранится традиционное природопользование - исчезнут и коренные народы; во-вторых, теряется и уникальный исторический опыт экологической культуры, составляющий богатство не только коренных народов, но и всего человечества; в-третьих (что особенно важно для России), сохранение территории традиционного природопользования следует рассматривать как один из аспектов другой актуальной сейчас проблемы - попытки найти альтернативу западной модели общественного развития; в-четвертых, это одно из базовых направлений глобальной проблемы поиска путей устойчивого развития человечества в целом [3].

Важно отметить, что субъекты традиционной хозяйственной деятельности зачастую являются и субъектами малого бизнеса. Вместе с тем, меры по созданию условий для развития молодежного, малого и среднего предпринимательства в сфере экологии и традиционных промыслов, обозначенные в окружной программе поддержки предпринимательства, не являются убедительными [5].

Отметим, что такие вопросы, как социальные, развития лесного комплекса, производства продуктов питания в «Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года» только обозначены.

На общем фоне положительной демографической ситуации в Югре увеличение численности городского населения идет более интенсивно, чем растет население в сельской местности.

Наблюдается напряженность на рынке труда в непромышленных районах округа (Березовском, Ханты-Мансийском, Советском, Кондинском), доля безработных граждан, состоящих на учете, без профессионального образования значительна, особенно в сельской местности [6]. Известно, что проблема занятости является одной из важнейших социально-

экономических проблем. Решение проблемы сельского трудоустройства напрямую связано с развитием отраслей переработки дикоросов, рыбы, крови, мяса и шкур оленей, крупного рогатого скота, свиней и других животных, развитием лесозаготовки и лесопереработки, разнообразия форм народных художественных промыслов и улучшения их потребительских свойств.

По нашему мнению, сегодня крайне недостает предпринимательской активности населения на территориях сельских поселений в развитии, прежде всего, традиционных отраслей хозяйствования.

Вместе с тем, предпринимательская способность как хозяйственный ресурс содержит в себе не только энергию, а также опыт, знания, навыки и умения, характер предпринимателя. Необходимо учитывать, что характер сельского северного предпринимательства имеет свои особенности и свой менталитет.

Согласно Уставу автономного округа, «Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является исконным местом проживания коренных малочисленных народов ханты, манси и ненцев» [7]. Понимая, что традиционные промыслы являются как бы неким человеческим резервом, создавая здесь что-то новое, особенно в сельской местности, важно не сгубить то, что складывалось здесь веками.

На сегодняшний день требуется корректировка действия вектора последующего движения правовых решений для коренных малочисленных народов Севера Югры. Это создание отдельных условий для сохранения их традиционного уклада жизни (или определение социализации в современном обществе), адаптации в современных условиях при сохранении их самобытности.

Аборигенное население сельских территорий автономного округа традиционно является полуоседлыми охотниками и рыбаками, ведет комплексное хозяйство, главными отраслями которого считается охота, рыбный промысел и сбор дикоросов, кроме того, в северной части округа занимается оленеводством (в т.ч. «таежного типа»), на территории южных районов -скотоводством и земледелием. Сохранение традиционного уклада жизни неразрывно связано

с сохранением хрупкой северной экологии и развитием оленеводства и рыбного промысла.

Научно доказано, что оленина благодаря естественному выпасу животных, обладает уникальными диетическими свойствами и признана экологически чистым продуктом. Такими же свойства имеет и рыбная продукция, добываемая в автономном округе.

К сожалению, в Югре сельское хозяйство не играет заметной роли в экономике округа (в нем занято около 15 тыс. чел., или 2% от общей численности занятых). Вместе с тем, наличие достаточно больших площадей сенокосов и пастбищ позволяет развить в округе мясомолочное животноводство.

Не вызывает сомнения тот факт, что развитый аграрный сектор традиционного хозяйствования может в полной мере обеспечить потребность населения автономного округа натуральными, экологически чистыми рыбными, молочными, мясными продуктами, картофелем и другими*.

Вместе с тем, население автономного округа нуждается в качественных местных изделиях и натуральных продуктах, «есть нужда во вкусном и качественном товаре, товаре таком, который сделан здесь и сейчас умелыми руками» [8].

На сегодняшний день в заготовке дикоросов на территории Югры участвуют более 30 организаций. Большая часть продукции заготавливается на территории Ханты-Мансийского района.

В Югре произрастают 14 видов ягодных и плодовых растений. Промышленные запасы имеют: брусника, клюква и черника. Возможный объем заготовки ягод превосходит фактический (по данным на 2010 г.) в 190 раз.

Другим ценным лесным ресурсом нашего региона по праву считаются кедровые орехи. Кстати, на территории Югры сосредоточено более 70% ресурсов даров тайги Уральского федерального округа (УрФО). При этом возможный объем заготовки орехов превосходит фактический (по данным на 2010 г.) в 29 раз.

Третьим важным ресурсом, которым обладает природа Югры, являются грибы. На территории Югры произрастает около 40 видов

* Это подтверждает уровень производства местной продукции, достигнутый в 1940 году.

грибов, разрешенных к заготовкам на территории России. Запасы съедобных грибов составляют более 30% от общих запасов в УрФО. Возможный объем заготовок превосходит фактический (по данным на 2010 г.) в 652 раза.

Биологические запасы в Югре составляют по: ягоде - 62,6 тыс. т; грибам - 39,8 тыс. т; кедровому ореху - 2,1 тыс. т. При этом в 2010 г. на территории Югры заготовлено организациями, осуществляющими традиционную хозяйственную деятельность, только 0,44% возможного объема заготовок пищевых и лесных ресурсов. При этом, по мнению специалистов, округ располагает значительными ресурсами по сбору лекарственного и технического сырья.

Особую значимость такой дополнительный источник роста экономики Югры, как развитие отраслей традиционного хозяйствования, приобретает при решении вопросов обеспечения продовольствием населения рабочих поселков, осуществляющих освоение природных богатств Приполярного Урала в ходе реализации мегапроекта «Урал промышленный - Урал Полярный».

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что действующая система решения проблем роста предпринимательской активности населения по развитию традиционных отраслей хозяйствования на территориях сельских поселений не имеет существенного прорыва, сложна и не позволяет использовать механизмы рыночного саморегулирования.

В целях мобилизации имеющихся возможностей территорий сельских поселений, предлагаем провести реформирование существующих методов поддержки предпринимательства и аграрных видов деятельности и приступить к разработке нового формата комплексной целевой программы Югры «Развитие традиционных отраслей хозяйствования на территориях сельских поселений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2020 год и на период до 2030 года» (далее - Программа). Данная Программа, вобрав в себя лучший опыт существующих методов поддержки и развития традиционных форм хозяйствования, добавит новые силы активного современного предпринимательства.

Предлагаемая к разработке и принятию в установленном порядке Программа представляет комплекс социально-экономических,

организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и других, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам мероприятий, направленных на содействие развитию предпринимательской активности населения в развитии традиционных отраслей хозяйствования на территориях сельских поселений автономного округа.

Как свидетельствует передовой опыт, структура целевой Программы может включать в себя: паспорт Программы, характеристику главных проблем, основные цели и задачи, систему мер, ресурсное обеспечение, механизм реализации, организационный аспект, способы управления и контроля над ходом ее реализации, а также оценку ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации Программы.

В качестве основной цели Программы предлагается следующая формулировка: «Достижение уровня развития традиционных отраслей хозяйствования на территориях сельских поселений автономного округа, для достижения установленных нормативов обеспеченности населения в потребительских товарах и услугах местного производства, по доступным ценам».

Основная цель Программы является значимой для автономного округа, достижима в пределах срока реализации Программы, имеется возможность проверки факта достижения запланированных результатов (конкретных качественных и количественных показателей, индикаторов).

Программа должна содержать в себе комплекс мероприятий и проектов, направленных на достижение поставленных целей. Они будут оцениваться, включаться в программу на основе критериев эффективности. Предлагаемая новизна в том, что каждое мероприятие, каждый проект в отдельности представляет собой определенный бизнес-план (к примеру, системообразующие хозяйственные комплексы: «Рыбохозяйственный комплекс», «Олени Югры», «Мягкое золото Югры», «Лес Югры», «Золотые мастера Югры» и др.). Бизнес-план содержит в себе описание социально-экономического эффекта от его реализации. Эффективность каждого проекта будет определяться в соответствии с затратами на реализацию мероприятий. Отдельные мероприятия и проекты

могут учитываться и оцениваться в совокупности, т.к. возможно наличие синергетического эффекта от реализации мероприятий.

При отборе конкретных производственных объектов (Холдинги, перерабатывающие комплексы, национальные корпорации экономического развития, аграрные производственные корпорации, кооперативы, комплексные территориальные АНО и др.) и проектов основным фактором будет являться стремление не нарушить равные конкурентные условия и обеспечить максимальную экономическую и бюджетную эффективность. Приоритет будут иметь те проекты и производственные объекты, где предоставление бюджетных средств в основном предполагается на возвратной основе и может повлечь наибольший приток внебюджетных средств, в том числе иностранных инвесторов. Каждый проект Программы должен быть интегрирован и должен вносить определенный вклад в достижение общего результата. При этом определяется порядок набора проектов, очередности их осуществления, а их выполнение распределяется по годам реализации программы с учетом значимости для конечного результата и имеющихся ресурсов.

В вопросах ресурсного обеспечения Программы новизна заключается в том, что предлагается изменить порядок предоставления госгарантий по кредитам для системообразующих предприятий. Целесообразней выдавать их не только для «спасения» хозяйственников, а преимущественно под такие цели, как модернизация предприятий и кредиты для их технического перевооружения. В ресурсном обеспечении могут использоваться методы прямых бюджетных расходов, тарифное регулирование, налоговые преференции, расходные обязательства госкорпораций и прочие меры господдержки, включая механизм государственных и муниципальных закупок.

Также предлагается ввести в практику новые подходы к государственной поддержке страхования предпринимательских рисков в сфере традиционных отраслей хозяйствования.

Применительно к оценке возможностей государственной поддержки в рассматриваемом контексте необходимо учитывать, что сфера традиционных отраслей хозяйствования ха-

рактеризуется двумя группами видов деятельности, - сельскохозяйственными и несельскохозяйственными.

Во-первых, значительное число деятельности в сфере традиционных отраслей хозяйствования связано с сельским хозяйством. Поэтому к таким видам деятельности в полной мере применимы положения законодательства о сельскохозяйственном страховании. И здесь обращают на себя внимание несколько аспектов.

В июле 2011 г. принят давно ожидавшийся целевой нормативный правовой акт, посвященный вопросам страхования в сельскохозяйственной сфере, а именно Федеральный закон (ФЗ) № 260-ФЗ от 25 июля 2011 г. «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Так, например, согласно ст. 3 нового закона, государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей в виде возмещения страхователям части затрат на уплату страховых премий оказывается в соответствии с нормативными правовыми актами высших исполнительных органов субъектов федерации с последующим субсидиарным возмещением расходов за счет средств федерального бюджета. Закон вступил в действие с 1 января 2012 г., в связи с чем есть возможность при реализации положений данного закона применительно к сельскому хозяйству Югры отдельное нормативное внимание уделить вопросам господдержки сельхозстра-хования в сфере традиционных отраслей хозяйствования.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 12 ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет бюджетных средств предоставляются субсидии в размере не менее 50% от уплаченной страховой премии (страховых взносов) по договору страхования. Представляется целесообразным, чтобы по сельскохозяйственным видам деятельности в сфере традиционных отраслей хозяйствования ставка субсидиарного возмещения была повышена до 70, а по отдельным видам деятельности до 90%.

Во-вторых, отдельного страхового обеспечения требуют «несельскохозяйственные» виды деятельности в сфере традиционных отраслей хозяйствования.

Если буквально процитировать положение закона (ст. 929 ГК РФ), то «По договору имущественного страхования могут быть застрахованы... риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов - предпринимательский риск». Вместе с тем, на рынке страхования отсутствуют субъекты-страховщики, которые предоставляли бы услуги страхования «несельскохозяйственных» предпринимательских рисков.

Очевидно, что отсутствие системного подхода в страховании рисков, связанных с неполучением ожидаемых доходов, является сдерживающим для развития бизнеса фактором. Учитывая интересы государства в создании условий для долгосрочного и поступательного развития предпринимательства в сфере традиционных отраслей хозяйствования на территории Югры, представляется уместным, чтобы в масштабах отдельно взятого субъекта федерации был разработан комплексный нормативный правовой акт о государственной поддержке страхования в сфере традиционных отраслей хозяйствования. В частности, потребуется сформировать присущую данной сфере систему предпринимательских рисков, особые подходы к государственной поддержке с учетом приоритета социальных, экономических и экологических интересов.

Апробацию применения данного нормативного правового акта в порядке эксперимента было бы правильным провести на примере отдельно взятого поселкового образования Югры.

Для соблюдения мер бюджетной бережливости, кроме традиционно предварительного анализа состояния экономики сельских поселений автономного округа, необходимо проведение достаточно глубоких региональных маркетинговых исследований, как состояния наполненности рынков местной продукцией и услугами, так и их обеспечения импортом (интервенция) и продукцией межрегиональных поставок. При этом немаловажным обстоятельством является то, что в ряд региональных программ уже традиционно включаются ста-

тьи расходов, которые, при условии их рационального перераспределения, могли бы составить значительную часть бюджетного финансирования предлагаемой программы.

Для реализации программы может быть создана целевая организационная структура, предположительно в форме холдинга, на первых этапах с государственным участием, на наш взгляд, государственное учреждение. По каждому блоку проектов и (или) по каждому проекту определяются: заказчик, научный руководитель и директор. Целесообразно организовать обучение менеджеров проектов Программы, особенно из числа жителей местностей, в которых развиты традиционные отрасли.

В такой ситуации можно утверждать, что диверсификация экономики автономного округа должна быть направлена на его сбалансированное развитие и комплексное использование природно-ресурсного потенциала.

Главный социальный эффект от предпринимаемых мер, который можно будет получить в ходе реализации предлагаемой Программы -обеспечение достойного уровня жизни населения, проживающего в сельской местности и занятого в традиционных видах хозяйствования.

При возникновении в Югре такой Программы, с наличием не только концептуальной, но и фактической (Единый информационный центр), нормативной (принятые и утвержденные методико-нормативные документы), экономической (целевое финансирование) основы в бизнес-среде, у населения в сфере государственного управления возникнет импульс к сотрудничеству, желанию не оказаться в стороне, и, тем самым, произойдет рост внимания к данному проекту, возрастет предпринимательская активность населения в развитии традиционных отраслей хозяйствования на территориях сельских поселений.

Таким образом, основные направления перспективного развития территорий сельских поселений могут основываться на внедрении актуальных методов наиболее полного и рационального использования имеющихся собственных ресурсов и выявлении внутренних сил саморазвития, т.е. развитие территорий нами рассматривается, прежде всего, как использование существующих возможностей. Необходимо активнее внедрять экологиче-

ские биотехнологии в экономику традиционного хозяйствования коренных народов Севера для сохранения флоры и фауны северных территорий.

Заметим, что совершенствование методов управления развитием территорий сельских поселений не менее значимо, чем улучшение методов управления их функционированием. Повысить эффективность использования природных и социально-экономических богатств возможно за счет внедрения современной конкурентной инфраструктуры и технологий государственного самоуправления.

В ходе разработки Программы важно правильно обозначить территориальные площадки (ареалы), на которых можно оптимально объединить усилия, найти новые точки экономического роста и выработать систему, позволяющую работать в синергии. Необходимо технологии традиционного хозяйствования возрождать на современной основе.

Известно, что одним из направлений стабилизации и перехода территорий сельских поселений на путь устойчивого развития является расширение деятельности промышленности, работающей на возобновляемых ресурсах. При этом надо учитывать, что такой подход должен реализоваться в рамках следующего ограничения: объемы потребления возобновляемых ресурсов не должны превышать возможностей их восстановления природной средой.

В качестве «пилотного проекта» предлагаем организовать деятельность первого комплекса традиционного хозяйствования в сельском поселении Полноват Белоярского района Югры, которому в 2014 г. исполняется 300 лет.

Сельское поселение Полноват (административный центр) является самостоятельным участником бюджетного процесса с общей численностью населения (по предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2010 г.) приблизительно 1 700 чел. В его состав входят: села Ванзеват (310 чел.), Паш-торы (71 чел.), Полноват (1 178 чел.), Тугияны (79 чел.). Ежегодный вылов рыбы составляет 200 т, производство картофеля - 50 т, сбор ягод - 15 т, сбор кедрового ореха - 5 т. Наличие людских ресурсов, экономических предпосылок, удобной транспортной схемы позволяет сделать вывод о том, что сельское поселение Полноват характеризуется достаточными условиями для формирования на его базе перво-

го в Югре комплекса традиционных отраслей хозяйствования. Более детально данное предложение охарактеризовано в документе -Основные направления концепции проекта «Развитие традиционных отраслей хозяйствования в сельском поселении Полноват Белояр-ского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

Основная цель данного проекта - это создание на территориях сельских поселений Бело-ярского района Югры условий для устойчивого функционирования традиционных отраслей ведения хозяйства, занятости, достойных доходов населения, а также достижения на этой основе нормативов обеспеченности населения потребительскими товарами и услугами местного производства по доступным ценам.

Основными задачами данного проекта являются: 1) Организация производственного хозяйственного комплекса «Полноват», осуществляющего различные виды традиционной экономической деятельности на территориях сельских поселений Белоярского района;

2) Наиболее полное рациональное использование местной ресурсной базы; 3) Создание новых рабочих мест на территориях сельских поселений Белоярского района.

Ожидаемыми результатами реализации данного проекта являются: 1) Создание новых комплексных производственных объектов традиционной хозяйственной деятельности на базе имеющихся людских и природных ресурсов; 2) Закрепление специалистов из числа сельского населения и коренных малочисленных народов Севера в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности;

3) Насыщение рынков региона качественными, экологически чистыми продуктами местного производства по доступным ценам.

В заключение предлагаем провести в сельском поселении Полноват общественные слушания по данному проекту. Затем, с учетом общественного мнения населения, проживающего на данной территории, отраслевым департаментам Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, муниципальному образованию Белоярский район и сельскому поселению Полноват приступить к детальной разработке проекта «Развитие традиционных отраслей хозяйствования в сельском поселении Полноват Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

Литература

1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.standardandpoors.com/ratings/articles/ru/.

2. Хакназаров С.Х. Природные ресурсы и обские угры. Екатеринбург: Баско, 2006. 152 с.

3. Клоков К.Б. Традиционное природопользование коренных малочисленных народов Севера (географические и социально-экономические проблемы): автореф. дис. ... докт. геогр. наук. М., 1998. 48 с.

4. Хакназаров С.Х. Территория традиционного природопользования как основа сохранения традиционной культуры коренных народов Севера: социологический аспект // Социальная география регионов России и сопредельных территорий: фундаментальные и прикладные исследования: Матер. II Всерос. науч. конф. с международным участием. Иркутск, 2008. С. 288-299.

5. Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011-2013 годы и на период до 2015 года (в ред. постановлений Правительства ХМАО-Югры от 14.04.2011 № 126-п, от 22.07.2011 № 274-п, ... от 09.12.2011 № 464-п); Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011-2013 годах (в ред. постановлений Правительства ХМАО-Югры от 26.11.2010 № 318-п, от 13.05.2011 № 166-п, от 16.10.2011 № 428-п) // Целевые программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

6. Содействие занятости населения на 2011-2013 годы // Целевая Программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (в ред. постановлений Правительства ХМАО-Югры от 14.04.2011 № 125-п, от 18.06.2011 № 229-п, ... от 23.12.2011 № 495-п).

7. П. 2, Ст. 1 // Устав Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.04.1995 № 4-оз (ред. от 21.07.2008 № 69-оз).

8. Развитие агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 20112013 гг. и др. // Выступление Губернатора Югры Н.В. Комаровой от 25.11.2010 г. в эфире телеканала «Югра».

References

1. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.standardandpoors.com/ratings/articles/ru/.

2. Haknazarov S.H. Prirodnye resursy i obskie ugry. Ekaterinburg: Basko, 2006. 152 s.

3. Klokov K.B. Tradicionnoe prirodopol'zovanie korennyh malochislennyh narodov Severa (geograficheskie i social'no-jekonomicheskie problemy): avtoref. dis. ... dokt. geogr. nauk. M., 1998. 48 s.

4. Haknazarov S.H. Territorija tradicionnogo prirodopol'zovanija kak osnova sohranenija tradicionnoj kul'tury korennyh narodov Severa: sociologicheskij aspekt // Social'naja geografija regionov Rossii i sopredel'nyh territory: fundamental'nye i prikladnye issledovanija: Mater. II Vseros. nauch. konf. s mezhdunarodnym uchastiem. Irkutsk, 2008. S. 288-299.

5. Razvitie malogo i srednego predprinimatel'stva v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge - Jugre na 20112013 gody i na period do 2015 goda (v red. postanovlenij Pravitel'stva HMAO-Jugry ot 14.04.2011 № 126-p, ot 22.07.2011 № 274-p, ... ot 09.12.2011 № 464-p); Social'no-jekonomicheskoe razvitie korennyh malochislennyh narodov Severa Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry v 2011-2013 godah (v red. postanovlenij Pravitel'stva HMAO-Jugry ot 26.11.2010 № 318-p, ot 13.05.2011 № 166-p, ot 16.10.2011 № 428-p) // Celevye programmy Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry.

6. Sodejstvie zanjatosti naselenija na 2011-2013 gody // Celevaja Programma Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry (v red. postanovlenij Pravitel'stva HMAO-Jugry ot 14.04.2011 № 125-p, ot 18.06.2011 № 229-p, ... ot 23.12.2011 № 495-p).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. P. 2, St. 1 // Ustav Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry ot 26.04.1995 № 4-oz (red. ot 21.07.2008 № 69-oz).

8. Razvitie agropromyshlennogo kompleksa Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry v 2011-2013 gg. i dr. // Vystuplenie Gubernatora Jugry N.V. Komarovoj ot 25.11.2010 g. v jefire telekanala «Jugra».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.