Научная статья на тему 'Особенности развития самосознания спортсменок в процессе обучения саморегуляции и психологической подготовке в художественной гимнастике'

Особенности развития самосознания спортсменок в процессе обучения саморегуляции и психологической подготовке в художественной гимнастике Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
160
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / КОМПОНЕНТЫ / РЕФЛЕКСИЯ / РАЗВИТИЕ / CONSCIOUSNESS / COMPONENTS / REFLECTION / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Подгорная Юлия Николаевна

В статье освещены результаты естественного и целенаправленного развития самосознания в процессе психологической подготовки у спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой. В процессе тренировочной работы самосознание спортсменок улучшается незначительно. Включение определённой работы на понимание себя, осмысление происходящего в процессе подготовки существенно сказывается на изменении состояния сознания и его компонентов: улучшается принятие себя, рефлексия, самоуверенность, снижается конфликтность с самой собой, что влияет на качество взаимодействия с собой, окружающими и повышается качество жизни в целом, а, как следствие, и результативность в спорте (что подтверждается результатами соревнований и полученными данными в ходе исследования).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-consciousness development features of the female athletes during training to self-regulation and psychological training in rhythmic gymnastics

The results of the natural and purposeful development of consciousness in the process of psychological preparation of athletes, get involved in rhythmic gymnastics, are considered in the article. Inclusion of the certain work on understanding of themselves, judgment of the events in the course of preparation significantly affects the change of the condition of consciousness and its components: acceptance of themselves, reflection, self-confidence are getting improved, the inside self-conflicts decreases that affects the quality of interaction with self-personality, and people around, and the quality of life in general, and, as a result, effectiveness in sport are getting increased (that is confirmed by the results of the competitions and the obtained data during the research).

Текст научной работы на тему «Особенности развития самосознания спортсменок в процессе обучения саморегуляции и психологической подготовке в художественной гимнастике»

УДК 159.9:796.412.2

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ СПОРТСМЕНОК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Юлия Николаевна Подгорная, тренер, МБУ СШОР « ЧТЗ по гимнастике», Челябинск

Аннотация

В статье освещены результаты естественного и целенаправленного развития самосознания в процессе психологической подготовки у спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой. В процессе тренировочной работы самосознание спортсменок улучшается незначительно. Включение определённой работы на понимание себя, осмысление происходящего в процессе подготовки существенно сказывается на изменении состояния сознания и его компонентов: улучшается принятие себя, рефлексия, самоуверенность, снижается конфликтность с самой собой, что влияет на качество взаимодействия с собой, окружающими и повышается качество жизни в целом, а, как следствие, и результативность в спорте (что подтверждается результатами соревнований и полученными данными в ходе исследования).

Ключевые слова: самосознание, компоненты, рефлексия, развитие.

SELF-CONSCIOUSNESS DEVELOPMENT FEATURES OF THE FEMALE ATHLETES DURING TRAINING TO SELF-REGULATION AND PSYCHOLOGICAL TRAINING IN RHYTHMIC GYMNASTICS

Yuliya Nikolaevna Podgornaya, the coach, Municipal Budgetary Institution "Sports School of Olympic Reserve of "CHTZ gymnastics",

Chelyabinsk

Annotation

The results of the natural and purposeful development of consciousness in the process of psychological preparation of athletes, get involved in rhythmic gymnastics, are considered in the article. Inclusion of the certain work on understanding of themselves, judgment of the events in the course of preparation significantly affects the change of the condition of consciousness and its components: acceptance of themselves, reflection, self-confidence are getting improved, the inside self-conflicts decreases that affects the quality of interaction with self-personality, and people around, and the quality of life in general, and, as a result, effectiveness in sport are getting increased (that is confirmed by the results of the competitions and the obtained data during the research).

Keywords: consciousness, components, reflection, development.

Проблема сознания и самосознания, как в педагогике, так и психологии - одна из острейших во все времена, поскольку связана с развитием и пониманием личности в условиях конкретного исторического времени и решалась каждый раз своеобразно. С учетом современных условий (глобализация, ускоряющийся поток информации, всеобщий и духовный кризис, реформирование образования и т.п.) значимость исследований этих вопросов значительно возрастает.

Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы, в основном, в двух направлениях. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.И. Моросановой, С. Л. Рубинштейна, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковой в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более практические и специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями личности, её мировоззрения и отношения с окружающим миром [1; 5]. Немало опубликовано и философско-психо-логических [4; 7] и собственно философских исследований, в которых проанализированы проблемы самосознания, связанные с личностным становлением и моральным выбором [3;

6; 8].

Под термином «самосознание» понимается уровень и специфика отношения личности к собственному «Я», оказывающее основополагающее и регулирующее влияние практически на все аспекты жизнедеятельности человека и играющая важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования жизни и разрешении кризисных ситуаций.

Подходы к формированию самосознания достаточно специфичны и разнообразны с учетом уровня исследователя и онтологической позиции. Каждый автор показывает свои особенности содержания и организации работы, связанные с возрастом, уровнем и направлением развития, спецификой деятельности и жизнедеятельности личности в целом. В спорте это направление редко затрагивается в научной литературе и рассматривается, в основном, в процессе обучения и воспитания личности спортсмена [2; 7].

Занятия конкретным видом спорта влияют на изменения в личности, на осознанность жизни в целом и непосредственно в спортивной деятельности. Так многие зрелые тренеры отмечают, что раньше дети были более настойчивыми, терпеливыми, целеустремленными, менее капризными и инфантильными; более лояльно переносили конструктивную критику, сейчас же очень часто уходят в обиду, вследствие чего чаще болеют; раньше приходилось затрачивать меньшее количество ресурсов для достижения такого же уровня целей, по сравнению с современным поколением детей.

Поколения спортсменов меняются и новые приходят уже со знанием того, «как» с ними нужно работать, они это более тонко чувствуют. Тренеры, привыкшие работать в советской системе, чаще всего занимаются натаскиванием спортсменов, т. к. сами оказываются загнанными в рамки требований результатов современными государственными стандартами. Спортсмены же не столько эффективно стали работать через «страх», выискивая всё более глубинные мотивы для вдохновения на работу ради результата.

В данном исследовании мы предполагали, что применение средств психорегуляции и психологической подготовки спортсменов имеет высокое значение для их совершенствования, подталкивая спортсмена к глубокому самопознанию и самопониманию (компоненты самосознания), что, в свою очередь, сказывается на активной саморегуляции состояний спортсменов и повышает эффективность мероприятий, проводимых в процессе учебно-тренировочной деятельности. Вышеуказанная проблема составляет суть и актуальность выбранного нами исследования.

Цель исследования: выявить тенденции развития самосознания у спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой в процессе психологической подготовки и освоения психорегуляции.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось с 2011 года по 2017 год. В нем приняло участие более 60 квалифицированных спортсменок (I взрослого разряда, КМС и МС), занимающихся художественной гимнастикой, выпускниц спортивных школ и школ олимпийского резерва из Челябинска, Самары и Кургана. Гимнасткам предлагался опросник, направленный на диагностику развития уровня самосознания и его различных компонентов (многомерный опросник исследования самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева), который содержит 110 утверждений, позволяющих раскрыть 9 сторон самосознания (открытость, самоуверенность, саморуководство, зеркальное Я, самоценность, самопринятие, самопривязанность, конфликтность, самообвинение). Методика, как утверждают авторы, предназначена для углублённого изучения сферы самосознания личности, включающая различные аспекты (когнитивные, динамические, интегральные).

Прежде, чем переходить к результатам исследования, попробуем разобраться и кратко обобщить известные данные о феномене самосознания.

В.В. Столиным разработана [7, с. 113] многоуровневая концепция самосознания. Он относит самосознание и самоотношение, выделенные другими авторами в самосознании, к «горизонтальному строению самосознания» и вводит понятие «вертикального строения самосознания». Автор выделили три уровня в развитии самосознания: организменный, индивидуальный и личностный.

На уровне организма образ «Я» выступает как некоторое стабильное психическое образование («схема тела», конституция), которое отражает состояние внутренних органов, мышц и активации организма в целом.

На уровне социального индивида образ «Я» связан с нормами, правилами, обычаями, присущими социальной общности и способствует формированию социальной самоидентичности человека: половой, возрастной, социально-психологической.

На уровне личности основой образа «Я» становится дифференцирующая составляющая, направленная на выделение личности из социума, характеризующая знание о себе в сравнении с другими людьми и придающая индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающей возникновение, становление, развитие и функционирование потребности в самоопределении и самореализации.

Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности и развернутости. Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии. Развитие способности к личностной рефлексии с учетом содержания выполняемых ею функций включает несколько этапов самонаблюдения, целостной квалификации качества осуществляемой деятельности, осмысления деятельности в целом с последующим планированием этапов своего движения в проблемной ситуации, личностного самоопределения человека по отношению к себе, к процессу и результатам своей деятельности.

Термин «рефлексия» является функцией понятия «самосознания», который определяется как глубинная деятельность самопознания, раскрывающая специфику внутреннего мира человека, направленную на осмысление человеком происходящего, собственных действий и закономерности [2].

Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем мире. Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными - от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Важно отметить, что рефлексия - это не всегда процесс, но и состояние и, одновременно, трансформация самого человека, попытка выйти за границы того уровня развития личности, который был достигнут. Сама рефлексия над состояниями сознания, особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте сознаваемой или несознаваемой задачи перестройки системы сознания и личности. Когда человек сознает себя как «я» с какими-то особенностями, он превращает в устойчивый предмет некоторые до того текучие и, как бы, «распыленные» моменты своей психической жизни.

Важно подчеркнуть, что самосознание возникает еще и в процессе совместной деятельности педагога и ученика и генетически связано с отношением к себе с «точки зрения другого»; оно постоянно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе включения человека в систему межчеловеческих отношений.

На формирование самосознания спортсмена влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве: отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, личность формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14-15 годам (в подростковом возрасте) овладевает навыками процессов самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя.

Говорить о феномене самосознания на научном языке достаточно сложно, так как даже в теории этот вопрос остается неоднозначным, а уж как это продиагностировать на практике, не имея при этом «прямых» опросников, остается трудновыполнимой задачей.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Вначале нами исследовалась естественная динамика компонентов самосознания в течение пяти лет у гимнасток 11-15 лет на основе указанной методики. Всего в эксперименте приняли участие более 60 спортсменок.

Затем девочки контрольной группы 2016 года были поделены на две группы: однородные по составу и мастерству, которые были продиагностированы дважды: первый раз в 2016 году до эксперимента и в 2017 - после годичного эксперимента. Контрольная группа работала по методике психологической подготовки без дополнительного изучения личностных особенностей. Экспериментальная группа работала по разработанной методике, отличительной чертой которой являлось углубленное изучение собственной личности, изучение и развитие психических процессов, обучение рефлексии эмоциональных состояний и приемам психорегуляции, на которые затрачивалось не более 10 минут в тренировочных занятиях и одноразовое часовое теоретическое занятие в неделю.

Первыми проанализируем тенденции в развитии самосознания за пять лет (таблица 1), произошедшие в контрольных группах, представленные во 2 и 3 колонках.

Таблица 1 - Показатели данных в «норме» по шкалам опросника В.В. Столина, С.Р. Пантелеева (в%) в контрольных группах__

Шкала опросника Данные группы 2011 г. Данные группы 2016г.

1. Открытость 100 90

2. Самоуверенность 88 100

3. Саморуководство 53 70

4. Зеркальное «Я» 77 80

5. Самоценность 88 60

6. Самопринятие 70 100

7. Самопривязанность 83 80

8. Конфликтность 83 80

9. Самообвинение 70 70

Ср. значение 79,1 81,1

Как мы видим, в таблице 1, произошли следующие изменения по шкалам:

1) открытость или «внутренняя честность» за исследуемый период снизилась, что говорит о некоторой появившейся скрытности или неспособности и нежелании осознавать и выдавать значимую информацию о себе. Это связано с возрастным аспектом. Родители таких детей часто отмечают, что очень сложно добиться какой-либо информации, дети не хотят рассказывать и с трудом идут на контакт. Однако замечено меньшинство спортсменок, у которых отмечены противоположные тенденции, а именно - глубокая осознанность, повышенная рефлексивность и критичность, способность не скрывать от себя и других даже неприятную информацию. Это, видимо, обусловлено воспитанием в семье и их личностными и возрастными особенностями. Этим и объясняем произошедшее снижение показателей в норме по данной шкале;

2) самоуверенность - показатели значимо выросли, что связано с пониманием себя и своих возможностей, умением справляться с собой, что выражается в отсутствии внутренней напряженности у спортсменок и высокой уверенности в себе;

3) саморуководство - показатели выросли до достаточного уровня, чтобы говорить о том, насколько личность отчётливо переживает собственное «Я» как стержень, интегрирующий и организующий его и жизнедеятельность. Интересно то, что данные показатели пятилетней давности значительно ниже, чем у обычных современных подростков, причем у большинства спортсменок результаты были завышены, т. е. они считали, что всё в их

жизни зависит только от них, брали на себя причину всех неудач, что, несомненно, влияло на их самооценку и качество жизни;

4) показатели зеркального «Я» изменились минимально. Шкала отражает стабильность представления субъектов о том, что его личность стабильна, а характер и деятельность способны вызывать у других уважение, симпатию, одобрение и понимание;

5) по шкале самоценность произошло значимое снижение показателей в норме. При этом у большинства опрошенных респондентов 2016 года эти показатели были завышены, что говорит о неадекватном понимании собственного Я, самолюбовании, ощущении ценности собственной личности и, одновременно, предполагаемой ценности своего «Я» для других, что мы в свою очередь связываем с определенным типом воспитания в семье ;

6) самопринятие - показатели значительно выросли, что говорит о безусловном принятии себя таким, каков есть, даже с недостатками. Видимо спортивная деятельность позволяет качественнее оценивать и дифференцировать свои возможности и способности, учит разумно пользоваться собой для достижения конкретных результатов;

7) показатель самопривязанности снизился незначительно, что говорит о стабильности этого признака. Данная шкала взаимосвязана с самоценностью (шкала №5), т.к. у большинства спортсменок отклонения в одной шкале идут в паре с отклонениями по другой. В первом случае это говорит о ригидности Я-концепции, привязанности к неадекватному Я-образу, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Впоследствии такая тенденция может стать одним из защитных механизмов самосознания. А во втором случае включается противоположный механизм психики - появляется желание что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенность собой;

8) внутренняя конфликтность несколько снизилась, что отражает наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласие с собой, вследствие чего появляется тенденция к тревожно-депрессивным состояниям, сопровождаемых чувством вины в случае неудачных выступлений. Постоянная неудовлетворенность и споры с самим собой протекают на фоне снижения самооценки, что приводит к неуверенности в своей способности что-то предпринять или изменить. Чрезмерные самокопания и рефлексия протекают на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Причем конфликтная аутокоммуникация не только не приносит облегчения, но, наоборот, лишь усугубляет негативные эмоции [15, с. 215];

9) показатели самообвинения - стабильны, тем не менее у 30% опрошенных сохраняются тенденции поставить себе в вину свои промахи и неудачи. По психологическому содержанию эта шкала отражает глубину отсутствия симпатии в собственный адрес в конфликтных ситуациях (т.е. тогда, когда человек понимает, что поступает неправильно, но всё равно продолжает это делать), что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, даже несмотря на высокую самооценку собственных качеств.

Ниже представлены результаты экспериментальной и контрольной групп в процессе формирующего годичного эксперимента, позволяющие оценить влияние разработанной психологической подготовки на изменение показателей самосознания (таблица 2) и проведена проверка на статистическую достоверность полученных результатов (таблица 3).

Из представленных данных в таблице 2 мы видим положительную динамику показателей в экспериментальной и контрольной группах после эксперимента, из чего можно сделать вывод, что психологическая подготовка влияет на развитие осознанности у спортсменов. Являются ли полученные данные в группах статистически значимыми, проверим чуть ниже.

Экспериментальная группа гимнасток отметила после годичного курса занятий по разработанной методике способность принимать свою личность и недостатки, «на каждом занятии находили что-то полезное, потому что с каждым разом всё больше и больше узнавали себя, научились смотреть на мир и проблемы под другим углом зрения».

Таблица 2 - Показатели данных в «норме» по шкалам опросника В. В. Столина, С. Р. Пантелеева (в %) в экспериментальной и контрольной группах в формирующем эксперименте

Шкала опросника Контрольная группа 2016-2017 гг. Экспериментальная группа 2016-2017 гг.

До После До После

1. Открытость 90 90 70 80

2. Самоуверенность 100 100 90 100

3. Саморуководство 70 75 70 70

4. Зеркальное «Я» 80 80 85 90

5. Самоценность 60 67 65 80

6. Самопринятие 100 100 90 90

7. Самопривязанность 80 80 75 70

8. Конфликтность 80 80 90 100

9. Самообвинение 70 70 80 80

Ср. значение 81,1 82,4 79,4 84,4

Таблица 3 - Различия показателей самосознания в норме по методике В. В. Столина, С. Р. Пантелеева (в %) у квалифицированных гимнасток экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента (Т-критерий Стьюдента) _

До эксперимента После эксперимента

х о tр Р х о tр Р

Значения показателей в норме КГ 5,1 1,75 0,125 > 0,05 5,2 1,95 2,5 <0,05

ЭГ 5 1,97 7 1,24

Как показано в таблице 3, после эксперимента показатели нормы в экспериментальной группе выросли по сравнению с результатами контрольной группы, данные являются статистически значимыми (р <0,05), что говорит об эффективности авторской методики психологической подготовки. В то время как до эксперимента показатели были статистически не значимы, т.е. группы были однородны перед проведением эксперимента.

При сравнении средних оценок за выступления в экспериментальной и контрольной группах в течение педагогического эксперимента, выявлены достоверные различия (р <0,05). Средняя сумма оценок за четыре вида программы в экспериментальной группе увеличилась на 6,064 балла (прирост составил более 11 %), в контрольной - на 1,500 балла (прирост составил 2,9 %).

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего вышесказанного можно сделать заключение, что психологическая подготовка в спорте имеет огромное значение, т.к. основные её составляющие направлены на достижение максимально высоких результатов в дни соревнований, отсутствие срывов и стабильность выступлений; за кулисами остаётся внутренний мир спортсмена, мир его психических явлений и его осознанность, которые также тренируются и меняются, как и возможности тела, но от чего не в меньшей степени зависит качество выступлений.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы. В процессе тренировочной работы самосознание спортсменок улучшается незначительно. Включение определённой работы на понимание себя, осмысление происходящего в процессе подготовки существенно сказывается на изменении состояния сознания и его компонентов: улучшается принятие себя, рефлексия, самоуверенность, снижается конфликтность с самой собой, что влияет на качество взаимодействия с собой, окружающими и повышается качество жизни в целом, а, как следствие, и результативность в спорте (что подтверждается результатами соревнований и полученными данными в ходе исследования).

ЛИТЕРАТУРА

1. Анкудинова, Н.Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 1-1У классов учебной деятельности / Н.Е. Анкудинова // Вопросы психологии. - 1968. - № 3. - С. 131-138.

2. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. - М. : Наука, 1977. - 32 с.

3. Лейбин, В.М. Психоаналитическая трактовка личности и неофрейдистская концепция самости / В.М. Лейбин // Вопросы философии. - 1977. - № 6. - С. 149-158.

4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989. - T. 1. - 488 с.

6. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин ; Московский гос. ун-т. - М. : Изд-во МГУ, 1983. - 286 с.

7. Титаренко, А.И. Структуры нравственного сознания / А.И. Титаренко // Опыт этико-философского исследования. - М. : Мысль, 1974. - 278 с.

8. Чамата, П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности / П.Р. Чамата // Проблема сознания : материалы симпозиума. Книга 5 / отв. ред. В.М. Банщиков. - М., 1996. - С. 228-239.

REFERENCES

1. Ankudinova, N.E. (1968), "About features of an assessment and self-assessment of pupils of I-IV classes of educational activity", Questions of psychology, No. 3, pp. 131-138.

2. Drobnicki, O.G. (1977), The Problem of morality, Science, Moscow.

3. Leibin, V.M. (1977), "Psychoanalytic interpretation of personality and Neo-Freudian concept of self", Questions of philosophy, No. 6, pp. 149-158.

4. Leontiev, A.N. (1975), Activity. Consciousness. Personality, Politizdat, Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Rubinstein, S.L. (1989), Fundamentals of General psychology in 2 Vol., Pedagogy, Moscow.

6. Stolin, V.V. (1983), Self-Consciousness of personality, Moscow State University Publ., Moscow.

7. Titarenko A.I. (1974), Structures of moral consciousness. Experience of ethical and philosophical research, Mind, Moscow.

8. Chamata P.R. (1996), "On the Genesis of self-consciousness", Problems of consciousness: proceedings of the Symposium, Book 5, Moscow, pp. 228-239.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.05.2019

УДК 159.9:796.344

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ В ПРЕДСТАРТОВЫХ СОСТОЯНИЯХ НАЧИНАЮЩИХ БАДМИНТОНИСТОВ

Маргарита Рафиковна Сафиулина, студентка, Александр Сергеевич Болдов, кандидат

педагогических наук, доцент, Константин Борисович Илькевич, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет; Елизавета Сергеевна Логинова, магистрант, Гжельский государственный университет

Аннотация

Данная статья посвящена изучению влияния взаимосвязи между самооценкой и уровнем тревожности у профессиональных спортсменов и влиянию этих факторов на состояние перед стартом. Выявлено отсутствие корреляции между этими показателями у начинающих бадминтонистов и наличие сильной взаимосвязи и взаимозависимости показателей самооценки и уверенности в себе от субъективного восприятия внешней оценки.

Ключевые слова: спортсмены, самооценка, тревожность, предстартовые состояния.

INTERRELATION OF SELF-ESTEEM LEVEL AND ANXIETY AT BEGINNER BADMINTON ATHLETES PRE-STARTING CONDITIONS

Margarita Rafikovna Safiulina, the student, Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Konstantin Borisovich Ilkevich, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.