Научная статья на тему 'Самоотношение как условие самореализации представителей социономических профессий'

Самоотношение как условие самореализации представителей социономических профессий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
158
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / SELF-RELATION / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРО-ФЕССИЙ / REPRESENTATIVES SOTSIONOMICHESKIKH OF PROFESSIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Володина К.А.

В исследовании самоотношение рассматривалось как процесс, в котором соб-ственные черты и качества оцениваются личностью по отношению к мотивам, выражаю-щим потребность в самореализации.В качестве предмета исследования выступили особенности самоотношения предста-вителей социономических профессий. Выборка составляла 40 человек: 20 врачей и 20 пе-дагогов. Возрастные границы от 25-30 до 45-50 лет.В процессе исследования было выявлено, что самоотношение представителей соционо-мических групп имеет следующие структурные особенности: уверенность в себе, устойчивое самосознание, положительные эмоции по отношению к себе, адекватная оценка своего духов-ного «Я», принятие себя, интерес к себе и уверенность в своей заинтересованности для других.Представители социономических групп в целом относятся к себе положительно, ве-рят в собственные силы, проявляют способности, энергию, самостоятельность, имеют воз-можность контролировать собственную жизнь и быть самопослушным, понимают свое «Я». Адекватно оценивают свое духовное «Я», ценности собственной личности, отмечается по-вышение интереса к своему внутреннему миру. Испытуемые готовы поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки, понимают себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие уникальность и неповтори-мость. У испытуемых возрастает интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей заинтересованности для других.Между двумя подвыборками (врачи и педагоги) существенных различий нет, однако, по шкале «саморуководство» существуют минимальные различия, так как они минимальны, мы не можем говорить об их достоверности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-RELATION AS CONDITION OF SELF-REALIZATION OF REPRESENTATIVES OF SOTSIONOMICHESKY PROFESSIONS

In the study, self-attitude was viewed as a process in which individual traits and qualities are evaluated by a person in relation to motives expressing the need for self-realization.Features of the self-relation of representatives the sotsionomicheskikh of professions have acted as an object of research. Selection made 40 people: 20 doctors and 20 teachers. Age brackets from 25-30 to 45-50 years.In the course of the research it has been revealed that the self-relation of representatives the sotsionomicheskikh of groups has the following features: self-condence, steady consciousness, positive emotions in relation to, adequate assessment spiritual “I”, acceptance of, interest in and condence in the interest for others. Representatives the sotsionomicheskikh of groups in general are positive to themselves, trust in own forces, show abilities, energy, independence, have an opportunity to control own life and to be self-obedient, understand the “I”. Adequately estimate spiritual “I”, values of own personality, increase in interest in the inner world is noted. Examinees are ready to blame to themselves for the misses and failures, own shortcomings, understand themselves, the opportunities and features, the similarity to other people and the difference uniqueness and originality. At examinees interest in own thoughts and feelings, readiness to communicate with itself “as equals”, condence in the interest for others increases.Between two subselections (doctors and teachers) of essential distinctions isn’t present, however, on a scale “self-management” there are minimum distinctions as they are minimum, we can’t speak about their reliability.

Текст научной работы на тему «Самоотношение как условие самореализации представителей социономических профессий»

УДК 159.9

САМООТНОШЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

К. А. Володина

Кафедра общей и социальной психологии, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», 625003, ул. Володарского, 6, г. Тюмень, Россия.

Для корреспонденции: Володина Ксения Андреевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», E-mail: kse8727@mail.ru

For correspondence: Volodina Ksenia Andreevna, candidate of psychological sciences, senior teacher of department of the general and social psychology University of Tyumen, E-mail: kse8727@mail.ru

Information about authors: Volodina K. A. http://orcid.org/0000-0002-5570-8976

Резюме. В исследовании самоотношение рассматривалось как процесс, в котором собственные черты и качества оцениваются личностью по отношению к мотивам, выражающим потребность в самореализации.

В качестве предмета исследования выступили особенности самоотношения представителей социономических профессий. Выборка составляла 40 человек: 20 врачей и 20 педагогов. Возрастные границы - от 25-30 до 45-50 лет.

В процессе исследования было выявлено, что самоотношение представителей социономических групп имеет следующие структурные особенности: уверенность в себе, устойчивое самосознание, положительные эмоции по отношению к себе, адекватная оценка своего духовного «Я», принятие себя, интерес к себе и уверенность в своей заинтересованности для других.

Представители социономических групп в целом относятся к себе положительно, верят в собственные силы, проявляют способности, энергию, самостоятельность, имеют возможность контролировать собственную жизнь и быть самопослушным, понимают свое «Я». Адекватно оценивают свое духовное «Я», ценности собственной личности, отмечается повышение интереса к своему внутреннему миру. Испытуемые готовы поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки, понимают себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость. У испытуемых возрастает интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей заинтересованности для других.

Между двумя подвыборками (врачи и педагоги) существенных различий нет, однако, по шкале «саморуководство» существуют минимальные различия, так как они минимальны, мы не можем говорить об их достоверности.

Ключевые слова: самоотношение; самореализация; представители социономических профессий.

SELF-RELATION AS CONDITION OF SELF-REALIZATION OF REPRESENTATIVES OF

SOTSIONOMICHESKY PROFESSIONS

Volodina K. A.

Department of the general and social psychology, University of Tyumen, 625003, Volodarskogo

St., 6, Tyumen, Russia. Summary. In the study, self-attitude was viewed as a process in which individual traits and qualities are evaluated by a person in relation to motives expressing the need for self-realization.

Features of the self-relation of representatives the sotsionomicheskikh of professions have acted as an object of research. Selection made 40 people: 20 doctors and 20 teachers. Age brackets - from 25-30 to 45-50 years.

In the course of the research it has been revealed that the self-relation of representatives the sotsionomicheskikh of groups has the following features: self-confidence, steady consciousness, positive emotions in relation to, adequate assessment spiritual "I", acceptance of, interest in and confidence in the interest for others.

Representatives the sotsionomicheskikh of groups in general are positive to themselves, trust in own forces, show abilities, energy, independence, have an opportunity to control own life and to be self-obedient, understand the "I". Adequately estimate spiritual "I", values of own personality, increase in interest in the inner world is noted. Examinees are ready to blame to themselves for the misses and failures, own shortcomings, understand themselves, the opportunities and features, the similarity to other people and the difference - uniqueness and originality. At examinees interest in own thoughts and feelings, readiness to communicate with itself "as equals", confidence in the interest for others increases.

Between two subselections (doctors and teachers) of essential distinctions isn't present, however, on a scale "self-management" there are minimum distinctions as they are minimum, we can't speak about their reliability.

Key words: self-relation; self-realization; representatives sotsionomicheskikh of professions.

Самопознание и самоотношение человека находит свое отражение как в личностной, так и в профессиональных сферах. Знания человека о себе, накопленные в процессе жизненного опыта, имеют большое значение: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становиться предметом его более или менее устойчивого самоотношения, которое порождает потребность в самостоятельности, самоутверждении, самореализации, признании со стороны окружающих людей его прав, его потенциальных возможностей в плане участия его в общественно значимых и полезных делах. Самореализация достигается человеком через знания своих четко поставленных целей, а также способов их достижения, при этом он учитывает свои силы, возможности, способности, адекватная оценка своих сил помогает человеку прийти к более точному результату и большому успеху. Самореализация играет важную роль на всем жизненном пути человека.

Представители социономических профессий принимают активное участие в общественно полезных делах: много сил тратиться ими в процессе общения и взаимодействия с окружающими, где идет речь о решение важных вопросов (лечение, воспитание, обучение, юридическая защита и др.). Следует заметить, что успешность решения этих вопросов будет зависеть от степени реализации себя в данной деятельность, которая достигается через познания себя, через адекватную оценку своих сил, возможностей, а также своих способностей, то есть через самоотношение.

В отечественной и зарубежной психологии проблема самоотношения была освещена в работах Р. Бернса [1], И. В. Кона [2], А. Н. Леонтьева[3], С. Р. Пантелеев [4], К. Роджерса [5], В. В. Столина [6], К. Хорни [7] и др. В работах природа самоотношения раскрывается с помощью категорий установки (Д. Н. Узнадзе, И. С. Кон, Н. И. Сарджвеладзе) [2,8], личностного смысла (А. Н. Леонтьев, В. В. Столин) [3,6], отношения (В. Н. Мясищев) [9], ценности (И. И. Чеснокова) [10].

В исследовании опираемся на работы В. В. Столина, где автор рассматривал самоотношение как процесс, в котором собственные черты и качества оцениваются личностью по отношению к мотивам, выражающим потребность в самореализации. Если обратиться к основным положениям автора, то общие его представления о самопознании и самоотношении опираются на идеи А. Н. Леонтьева о деятельности, сознании и личности и прежде всего на представление о личностном смысле как основной «образующей самосознания» [3]. Согласно В. В. Столину, самоотношение не является прямым следствием знания о себе, с помощью оценки собственных черт в отношении к мотивам человек относится к своему «Я» в зависимости от того, рассматривается ли «Я» как позитивное, негативное или конфликтное (противоречивое) условие достижения мотивов личности [6].Структура самоотношения, согласно автору, представляет собой модель дифференцированную по различным его измерениям и включает следующие компоненты: самоуверенность, ожидаемое отношение других, самоприятие, саморуководство, самообвинение, самоинтерес и самопонимание.

С. Р. Пантелеев пишет, что самоотношение может быть понято как лежащее на поверхности сознания, непосредственно-феноменологическое выражение (или представленность) личностного смысла «Я» для самого субъекта. При этом специфика переживания смысла «Я» производна от реального бытия субъекта, его объективной позиции в социуме [4].

Таким образом, авторы, определяя природу самоотношения, подчеркивают, что основная его функция - сигнализировать о смысле «Я» личности.

Исследование направленно на изучение особенностей самоотношения у представителей социономических профессий.

В соответствии с классификацией Е. А. Климова к профессиям типа «человек-человек» относится группа социономических профессий [11]. Специфика социономических профессий, заключается в том, что в профессиях данной группы человек или общность людей выступает не как социальная среда, условие деятельности, а рассматриваются в качестве объекта и предмета деятельности [12].

В нашей работе мы рассматриваем таких представителей социономических профессий, как врачи и педагоги. Для педагога главным и постоянным требованием является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей[13]. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Таким образом, личностное проявляется в профессиональном через ценностные ориентации и установки личности. Они как раскрывают, так и маскируют проявление личностных, индивидуальных особенностей педагогов. Педагогические установки формируются под влиянием общего отношения к различным сторонам жизни, самому себе, людям и деятельности. Именно отношение к аспектам своего «Я» через сопоставление реального и идеального (еще точнее, через сопоставление: Я - о себе реальном, Я - о себе идеальном, Я - в представлении других, особенно референтных личностей, групп) является феноменом самоотношения и реально ведет по пути профессионального, а с ним и личностного роста учителя, его самореализации и самосовершенствования [14].

Становясь профессионалом, врач как субъект собственной деятельности может осознанно заниматься ею. Необходимо пройти процесс личностной, социальной и профессиональной идентификации. Врач является врачом, как для других, так и для себя. Опираясь на собственные индивидуальные свойства, он самоутверждается в социальной и профессиональной среде и культуре, от чего зависят профессиональные самоощущения его как медика. Становясь врачом, человек не только усваивает необходимые профессиональные знания и умения, но и входит в мир медицинской профессии, профессионально самоидентифицируется [15], где за счет сопоставления «Я » реального и «Я» идеального стремится к самореализации и самосовершенствованию.

Таким образом, опираясь на работы Е. А. Климова, социономические профессии рассматриваем в исследовании как профессии по обеспечению поддержки и управления разными социальными процессами. Считаем, что самоотношение играет важную роль в процессе самореализации личности.

Материал и методы

Для изучения особенностей самоотношения у представителей социономических профессий в исследовании были использованы тест-опросник В. В. Столина, методика исследования самоотношения С. Р. Пантелеева, расчет критерия Фишера.

С помощью теста-опросника В. В. Столина мы получили показатели, определяющие особенности самоотношения. Данная методика построена в соответствии с разработанной автором иерархической моделью структуры самоотношения.

Опросник включает в себя следующие шкалы: Шкала S - измеряет интегральное чувство «за» и «против» собственного «Я»; Шкала I - самоуважение; Шкала II- аутосимпатия; Шкала III- ожидание положительного отношения от других; Шкала IV- самоинтерес.

Опросник содержит также семь шкал, направленных на измерение выраженности установки на внутренние действия в адрес «Я» испытуемого: Шкала 1- самоуверенность; Шкала 2- отношение от других; Шкала 3- самопринятие; Шкала 4- саморуководство, самопоследовательность; Шкала 5- самообвинение; Шкала 6- самоинтерес; Шкала 7- самопонимание.

Опросник состоит из 56 вопросов, на которые испытуемые должны ответить «да» или «нет».

Далее нами была проведена методика исследования самоотношения, предназначена для выявление структуры самоотношения личности. Данная методика включает в себя следующие шкалы: «Закрытость»; «Самоуверенность»; «Саморуководство»; «Отраженное самоотношение»;«Самоценность»; «Самопринятие»; «Самопривязанность»; «Внутренняя конфликтность»; «Самообвинение».

Методика состоит из 110 суждений, с которыми испытуемый либо согласен («+»), либо не согласен («-»). Далее подсчитываются шкальные значения по 9 шкалам, с помощью ключа. Полученные таким образом сырые баллы по специальной таблице переводятся в стан-

дартные оценки - «стены».

Таким образом, вышеперечисленные методики способствуют решению поставленных задач в исследовании.

Статистическая обработка

В исследовании был использован параметрический критерий - критерий Фишера, который предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующих нас особенностей самоотношения у представителей социономических профессий.

Результаты. В процессе проведения исследования были получены следующие данные: у 70 % педагогов и 65 % врачей ярко выражено интегральное чувство за собственное «Я», что свидетельствует о положительных эмоциях по отношению с самим себе.

У 60 % врачей и 50 % педагогов ярко выражен такой аспект самоотношения, как самоуважение, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопослушным, понимание самого себя.

Высокие показатели аутосимпатии у 50 % врачей и у 50 % соответствуют устойчивому самосознанию, выражается в положительных эмоциях, в положительном отношении к себе. У испытуемых «Я- реальное» соответствует «Я -идеальному».

У 60 % учителей и 70 % врачей ярко выражены показатели самоинтереса. Это свидетельствуют о том, что у учителей возрастает интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей заинтересованности для других.

Высокие показатели самоуверенности у 70 % учителей и врачей соответствуют высокому самомнению, представлению о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать, отсутствию внутренней напряженности.

У 60 % учителей и 70 % врачей высокие значения по шкале «самопринятие», это характеризует склонность воспринимать все стороны своего «Я», принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений. Общий фон восприятия себя положительный. Неудачи, конфликтные ситуации не дают основания для того, чтобы считать себя плохим человеком.

Большинство испытуемых по шкале «внутренняя конфликтность» имеют средние значения, эти результаты свидетельствуют о том, что у испытуемых отношение к себе зависит от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях, особенности которых хорошо знакомы и прогнозируемы, наблюдается положительный фон отношения к себе, признание своих достоинств и высокая оценка своих достижений. Неожиданные трудности, возникающие дополнительные препятствия могут способствовать усилению недооценки собственных успехов.

У 100 % врачей и 80 % учителей средние значения по шкале «самообвинение», что указывает на избирательное отношение к себе. Обвинение себя за те или иные поступки и действия сочетается с выражением гнева, досады в адрес окружающих.

Для сопоставления данных мы использовали параметрический критерий - критерий Фишера, который показал, что значимых различий между выборками нет, однако по шкале «саморуководство» различия существуют (фэмп=2,278), но они минимальны, поэтому мы не можем говорить об их достоверности.

Обсуждение. На основе анализа результатов исследования, мы можем сказать, что представители социономических групп в целом относятся к себе положительно, верят в собственные силы, проявляют способности, энергию, самостоятельность, имеют возможность контролировать собственную жизнь и быть самопослушным, понимают свое «Я». Адекватно оценивают свое духовное «Я», ценности собственной личности, отмечается повышение интереса к своему внутреннему миру. Испытуемые готовы поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки, понимают себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость. У испытуемых возрастает интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей заинтересованности для других. Выявленные особенности самоотношения помогают самореализоваться представителям социономических профессий в деятельности. Эффективность самореализации будет зависеть не только от реальных внешних условий, но и от того, как человек понимает и оценивает их по отношению к себе.

Полученные результаты исследования пополняют психолого-педагогическую характеристику представителей социономических профессий в плане психологических особенно-

стей самоотношения. Результаты проведенного диагностического исследования могут найти применение в практической деятельности психолога в медицинских, образовательных учреждениях. С целью получения достаточно полной и объективной картины развития врачей и учителей, как в психологическом, так и в социальном плане.

Выводы. Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. В психологии проблема самоотношения привлекала внимание таких авторов как И. С. Кон, С. Р. Пантилеев, К. Роджерса, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и др.

Основой самоотношения является процесс, в котором собственные черты и качества оцениваются личностью по отношению к мотивам, выражающим потребность в самореализации.

Структуру обобщенного самоотношения можно представить такими измерениями как самоуверенность», «ожидаемое отношение других», «самоприятие», «саморуководство», «самообвинение», «самоинтерес» и «самопонимание», придающими ему как внутренне дифференцированный характер, так и качественное своеобразие, определяемое наиболее значимым измерением макроструктуры.

Социономические профессии - это профессии, объектом внимания которых является человек. Они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством.

Для представителей социономических профессий характерны следующие профессиональные качества: общительность эмоциональная устойчивость, коммуникативные и организаторские способности, эмпатия и рефлексия.

2. Самоотношение представителей социономических групп имеет следующие особенности: уверенность в себе, устойчивое самосознание, положительные эмоции по отношению к себе, адекватная оценка своего духовного «Я», принятие себя, интерес к себе и уверенность в своей заинтересованности для других. Проявление этих особенностей проявляется в положительном отношении к себе, в адекватном оценивании своего духовного «Я», в возможности поверить в свои силы, в проявлении активности, способностей и самостоятельности.

Представители социономических групп в целом относятся к себе положительно. Испытуемые готовы принять свои промахи и неудачи, понимают свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость, проявляют интерес своему внутреннему миру, а также уверенность в своей заинтересованности для других.

В исследовании между двумя подвыборками (педагоги и врачи) по изучаемым шкалам самоотношения существенных различий выявлено не было. Но при этом, были выявлены минимальные различия по шкале «саморуководство», так как они минимальны, мы не можем говорить об их достоверности.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Литература

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: монография: пер.с англ. Москва: Прогресс, 1986.

2. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. Москва: Политиздат, 1984.

3. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности: моно-

графия. Москва: Смысл, 1999.

4. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. Москва: Издательство Мо-

сковского университета, 1991.

5. Роджерс К. Теория личности К. Роджерса. Райгородский Д. Я. Психология личности. Т. 1. Хрестома-

тия. Издание второе, дополненное. Самара: Издательский Дом БАХРАХ 1999. 351-362.

6. Столин В. В. Самосознание личности. Москва: Издательство Московского университета, 1983.

7. Хорни К. Наши внутренние конфликты, Райгородский Д. Я. Психология личности. Т. 1. Хрестома-

тия. Издание второе, дополненное. Самара: Издательский Дом БАХРАХ, 1999. 191-210.

8. Сарджвеладзе Н. И., Личность и её взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 1989.

9. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодале-

ва. Москва: «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

10. Чеснокова И. И. Проблемы самосознания в психологии. Москва: Наука, 1977.

11. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Москва: Академия, 2004.

12. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: теория и практика.- Москва: Академический проект, 2006.

13. Немов Р. С. Психология. Москва: ВЛАДОС, 2003.

14. Арутюнян С. Г. Профессиональное самоотношение личности учителя: сущность и содержание. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. 24-1: 89-92.

15. Социальная психология / под ред. А. М. Столяренко. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

References.

1. Berns R. Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie: monografiya: per.s angl. Moskva: Progress, 1986.

2. Kon I. S. V poiskakh sebya: Lichnost' i ee samosoznanie. Moskva: Politizdat, 1984.

3. Leont'ev, D. A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoi real'nosti: monografiya. Moskva: Smysl, 1999.

4. Pantileev S. R. Samootnoshenie kak emotsional'no-otsenochnaya sistema. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1991.

5. Rodzhers K. Teoriya lichnosti K. Rodzhersa. Raigorodskii D. Ya. Psikhologiya lichnosti. T.1. Khrestomatiya.

Izdanie vtoroe, dopolnennoe. Samara: Izdatel'skii Dom BAKhRAKh 1999. 351-362.

6. Stolin V. V. Samosoznanie lichnosti. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1983.

7. Khorni K. Nashi vnutrennie konflikty, Raigorodskii D. Ya. Psikhologiya lichnosti. T.1. Khrestomatiya. Izdanie vtoroe, dopolnennoe. Samara: Izdatel'skii Dom BAKhRAKh, 1999. 191-210.

8. Sardzhveladze N. I., Lichnost' i ee vzaimodeistvie s sotsial'noi sredoi. Tbilisi: Metsniereba, 1989.

9. Myasishchev V. N. Psikhologiya otnoshenii: Izbrannye psikhologicheskie trudy / Pod red. A. A. Bodaleva.

Moskva: «Institut prakticheskoi psikhologii». Voronezh: NPO «MODEK», 1995.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Chesnokova I. I. Problemy samosoznaniya v psikhologii. Moskva: Nauka, 1977.

11. Klimov E. A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya. Moskva: Akademiya, 2004.

12. Zeer E. F., Pavlova A. M., Sadovnikova N. O. Proforientologiya: teoriya i praktika.- Moskva: Akademicheskii proekt, 2006.

13. Nemov R. S. Psikhologiya. Moskva: VLADOS, 2003.

14. Arutyunyan S. G. Professional'noe samootnoshenie lichnosti uchitelya: sushchnost' i soderzhanie. Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. 2012. 24-1: 89-92.

15. Sotsial'naya psikhologiya / pod red. A. M. Stolyarenko. Moskva: YuNITI-DANA, 2001.

УДК 159.9.07

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ С. КАРПМАНА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

СОЗАВИСИМЫХ ОТНОШЕНИЙ

Т. А. Демидова*, В. В. Сойко ** * Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» 295007, проспект академика Вернадского, 4,

Симферополь.

** Медицинская академия имени С. И. Георгиевского (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 294006, Бульвар

Ленина 5/7, Симферополь.

Для корреспонденции: Сойко Вячеслав Васильевич, кандидат медицинских наук, доцент, кафедра психиатрии, психотерапии, наркологии с курсом общей и медицинской психологии, Медицинская академия имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского

E-mail: soikovv@mail.ru

Information about authors:

Soiko V. V. http://orcid.org/0000-0002-4481-9937 Demydova T. A. http://orcid.org/0000-0002-5640-8641

For correspondence:

Soiko V. V. Médical Academy named after S. I. Georgievsky of Vernadsky CFU, E-mail: soikovv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.