РЫНКИ КАПИТАЛОВ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКОВ КАПИТАЛА
Капитал на финансовом рынке выступает как товар особого свойства, потребительской стоимостью которого является способность приносить прибыль. В современной экономике капитал накапливается в основном в денежной форме посредством рынка ссудных капиталов. Рынок ссудных капиталов способствует росту производства и товарооборота, движению капиталов внутри страны, трансформации сбережений в капиталовложения, реализации передовых технологий, обновлению основного капитала.
С того самого момента, как появились деньги, - не имеет значения, в какой это было форме, - на них существовал спрос. Безусловно, причиной изобретения денег в первую очередь была необходимость удовлетворять потребности, возникающие у людей в их повседневных делах. Более того, люди всегда хотели иметь гораздо больше денег, чем у них было. А следовательно, всегда существовал спрос на средства, которые можно было ссудить.
А почему бы и нет? Ведь деньги - это удобный инструмент, готовый сослужить нужную нам службу. К примеру, потребителям нужны деньги, чтобы покупать мебель, автомобили и сотни других вещей, которые им хочется иметь сейчас, но для приобретения которых у них нет сейчас необходимых средств. Предприятиям также нужны заемные средства, чтобы приобретать оборудование. Им нужно поддерживать товарные запасы, чтобы производство шло гладко и чтобы покупатели могли покупать продукцию в любой удобный для них момент, а не ждать, пока ее выпустят. Кроме того, предприятия берут займы для того, чтобы расплатиться со своими наемными работниками, пока покупатели не заплатят за ту продукцию, которая была куплена ими в кредит.
А что такое международный кредит? Международный кредит представляет собой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением товарных и валютных ресурсов.
А. В. СУВАРЕВИЧ, кандидат экономических наук
МГТА
Важнейшей особенностью развития рынка ссудных капиталов в 90-х годах явилось углубление интернационализации, которая проявляется прежде всего в увеличении масштабов международной миграции капиталов, опережающем развитии международного кредита и национальных рынков ссудных капиталов.
Ссудные капиталы ведущих промышленно развитых стран все больше становятся интегрированной частью мирового рынка ссудных капиталов, а национальные рынки ссудных капиталов все теснее сращиваются с региональными. Таким образом, происходит интеграция их в единый мировой рынок ссудных капиталов, на котором концентрируется спрос и предложение на этот капитал в рамках мирового хозяйства. Следовательно, мировой рынок ссудных капиталов -это рынок, на котором осуществляется движение ссудного капитала между странами. С функциональной точки зрения он представляет собой систему рыночных отношений, обеспечивающих аккумуляцию и перераспределение ссудного капитала между странами посредством взаимодействия соответствующих организаций.
Взаимодействие между национальными, региональными и мировыми рынками ссудных капиталов меняется в зависимости от стадии развития мировой экономики, степени интернационализации производства и капитала.
Первая функциональная проблема, которая стоит в настоящее время перед мировым рынком капитала, состоит в выработке способов управления крупномасштабным движением краткосрочного ссудного капитала. Свободное движение ссудного капитала призвано обеспечивать оптимальное распределение экономических ресурсов. В реальной жизни это назначение может не выполняться. Это явление известно как "стадийное поведение", которое может вызывать резкие и внезапные перемещения краткосрочного ссудного капитала в условиях, когда глубоких структурных изменений в экономике фактически не происходит.
В свою очередь, чрезмерный приток краткосрочного ссудного капитала ведет к "перегреванию" экономики той или иной страны, что, в частности, подразумевает увеличение непроизводительных инвестиций. В этой ситуации происходит спекулятивный рост стоимости активов и усиливается инфляция. Поток капитала, уходящего из страны, может негативно повлиять на рост промышленного производства.
Одной из причин кризиса в Юго-Восточной Азии, валютно-финансовых катаклизмов, падения мировых товарных цен, спада производства и внутреннего спроса в 1998 году явилось крупномасштабное движение краткосрочного ссудного капитала.
Однако, чем больше мы отдаляемся от кризиса на финансовых и кредитных рынках, чем больше разрешается текущих долговых проблем, тем очевиднее становится необходимость решения проблем стратегических.
Быстрый рост вывоза капитала привел к его аккумуляции в международной сфере, то есть к появлению относительного избытка капитала в масштабе не только развитых стран, но и всего мирового хозяйства. Мировая экономика в настоящее время в чрезвычайной степени подвержена влиянию перетока капиталов. Если раньше эффект от колебаний валют проявлялся в основном в торговых отношениях, то в настоящее время доля капитала, обслуживающего внешнеторговую деятельность, в объемах мировых потоков составляет порядка 10%. Мобильность капитала значительно возросла в связи с компьютеризацией финансовых рынков.
В настоящее время происходит изменение концептуального подхода к принципам свободного рыночного регулирования мирового экономического и финансового хозяйства. Если раньше интенсивное движение частного капитала происходило в основном между экономически развитыми странами, то сегодня переток капитала происходит в пользу развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Это связано с тем, что эти страны приобретают все большую политическую стабильность и предоставляют государственные гарантии на репатриацию капиталов и прибылей. И это при условии достаточно высоких прибылей.
Своевременно проведенная в этих странах либерализация экономики создала необходимые условия для притока капитала, каковыми являются устойчивый финансовый сектор и эффективная система регулирования и контроля. Это касается даже развивающихся стран с неустойчивой экономикой, для которых приток иностранного капитала жизненно необходим.
Что касается либерализации движения краткосрочного капитала, то она должна осуществляться прежде всего в целях роста производства. В отношении краткосрочного капитала следует применять пруденциальный контроль, основное назначение которого состоит в осуществлении мониторинга риска валютных курсов и несовпадений по срокам встречных обязательств.
Большое влияние на финансовый рынок той или иной страны оказывает политика валютного курса. При выборе режима валютного курса национальные правительства могут выбрать либо гибкий, либо фиксированный курс.
Целесообразность установления режима "плавающего" валютного курса зависит не только от состояния внутреннего финансового рынка, но и от потенциала его интеграции с мировым финансовым рынком. Толчком для перехода большинства развивающихся стран и стран с переходной экономикой к плавающему курсу национальной валюты служат, как правило, серьезные трудности в области платежного баланса и накопление просроченных платежей по внешним долгам, а также нехватка валютных резервов для поддержания фиксированного курса.
Следует подчеркнуть, что почти во всех развивающихся странах введение плавающего курса национальной валюты осуществлялось в контексте помощи, оказываемой Международным валютным фондом (МВФ). Эта международная ва-лютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН, была создана на Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 году, но функционировать начала с марта 1947 года. Поскольку Россия неоднократно прибегала к финансовой помощи этой организации, а также в связи с участившейся критикой в адрес Фонда, имеет смысл рассмотреть его деятельность более подробно.
Согласно Уставу МВФ его официальными целями являются:
• содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, а также содействие развитию многосторонней системы платежей и устранению валютных ограничений;
• предоставление государствам - членам Фонда средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.
Впервые Устав МВФ был изменен в 1968-1969 годах, когда в него была внесена серия поправок, связанных с введением СДР (денежной еди-
ницы, равной 1,2 доллара США). Во второй раз изменения в Уставе Фонда, тоже сопровождавшиеся внесением ряда поправок, были сделаны в 1976 - 1978 годах, что было вызвано заменой Бреттон-Вудской валютной системы на новую -Ямайскую.
Капитал МВФ образуется за счет взносов го-сударств-членов в соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития страны и ее роли в мировой экономике и международной торговле.
Согласно данным на 8 апреля 1999 года, 181 страна мира являются участницами МВФ, а оплаченный капитал фонда достигает 90 миллиардов СДР. Из этой суммы 2/3 принадлежат про-мышленно развитым странам, в числе которых доля США составляет 1/5. Развивающимся странам принадлежит только 1/3 капитала Фонда.
В зависимости от размеров квот происходит распределение голосов между странами в руководящих органах МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос за каждые 100 тысяч СДР его квоты. Странам Европейского содружества и США принадлежит 46% всех голосов, развивающимся странам - 34%.
Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который собирается один раз в год в составе представителей всех стран-участниц. Исполнительным органом Фонда является Директорат, состоящий из шести членов, назначаемых странами, имеющими наибольшие квоты, и шестнадцати членов, избираемых по географическому признаку. Совещательным органом Фонда является Временный комитет Совета управляющих, в состав которого входят министры финансов 22 стран.
Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение - в Париже. Правление Фонда состоит из пяти главных департаментов: Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария.
Теперь о самом главном - кредитной деятельности МВФ. Кредиты Фонда делятся на несколько видов.
Обычный кредит Фонда предназначен для преодоления временных трудностей платежного баланса в пределах года; срок предоставления такого кредита может быть продлен до четырех-пяти лет. Размеры этого вида кредитов ограничиваются, как правило, двумя условиями. Первое - это наличие в Фонде национальной валюты страны-заемщика, сумма которой не должна превышать 25% квоты в течение года, а в общем объеме - 200% квоты. Процентные ставки по это-
му виду кредитов с 1981 года определяются в течение каждого финансового года на основе оценок доходов, расходов и предусмотренной чистой прибыли.
Вторым видом кредитов являются компенсационные кредиты, которые выделяются с 1963 года для компенсации сокращения экспортной выручки, произошедшего по не зависящим от страны-заемщика причинам, на срок от трех до пяти лет.
"Буферные" (стабилизационные) кредиты являются третьим видом кредитов, предоставляемых МВФ с 1969 года для финансирования запасов добываемого сырья в связи с неблагоприятной конъюнктурой на мировых рынках, также на срок от трех до пяти лет.
Кроме того, предоставляются заемные средства, которые называются "расширенное финансирование", предназначенные для проведения структурной перестройки внешних расчетов, в случае серьезных нарушений платежного баланса этот кредит предоставляется сверх обычных кредитов на срок до трех лет при наличии квоты до 140% и условии погашения в течение 4-10 лет.
МВФ играет ключевую роль в создании специальных фондов путем заимствования ресурсов. МВФ выступает в качестве посредника между странами-кредиторами и странами-заемщиками, причем гарантией служит установление контроля со стороны Фонда в области валютно-финан-сового регулирования такой страны.
В настоящее время происходит дальнейшее повышение роли МВФ как координатора международных кредитов и гаранта платежеспособности стран-должников. Заключение страной-должником кредитного соглашения с МВФ, главным элементом которого являются определенные экономические и политические условия (так называемый "обусловленный кредит МВФ"), служит для банкиров-кредиторов гарантией платежеспособности, достаточной для отсрочки погашения долгов и предоставления этой стране новых кредитов.
Отказ страны выполнить условия МВФ закрывает ей доступ к мировому рынку капиталов, и, напротив, даже небольшой заем Фонда дает стране возможность получить более крупный кредит в банках.
Страны-члены обязаны предоставлять в МВФ информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, иностранных инвестициях и другую информацию. Членство в МВФ является обязательным условием при вступлении страны в Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и для полу-
чения льготных кредитов Международной ассоциации развития.
Возвращаясь к проблеме валютных курсов, следует отметить, что режим фиксированного валютного курса допускает множество вариантов, но все они не устраняют одной важной проблемы - необходимости менять соотношение между принятым стандартом и национальной денежной единицей, как правило, в сторону девальвации последней.
В рамках деятельности по наблюдению и разработке экономических программ одним из требований по предоставлению кредита со стороны МВФ является сбор и обобщение на национальном уровне более детализированной информации о движении капитала. Речь идет о сроках предоставления кредитов, их формах, включающих прямые инвестиции, банковские кредиты, инвестиции в ценные бумаги и другие. Для МВФ также имеет значение, кто именно явился заемщиком: правительство данной страны, финансовые институты (прежде всего, коммерческие банки), частные корпорации и т. д. В случае необходимости МВФ может оказать необходимую помощь в проведении этой работы. В этой связи усиливаются требования, предъявляемые к отчетности финансовых институтов и корпораций, получивших или желающих получить займы от зарубежных кредиторов.
С одной стороны, наличие ориентированного на рыночные принципы контроля, основная задача которого заключается в предотвращении необоснованного притока капитала, необходимо и оправдано. Наличие такого рода контроля в странах Латинской Америки способствовало повышению эффективности использования местных резервов по кредитованию реального сектора экономики.
С другой стороны, введение ограничений на вывоз капитала из той или иной страны вызывает негативную реакцию. Подобного рода меры препятствуют притоку капитала, особенно прямых инвестиций, поскольку подрывают доверие инвесторов. Как показывает практика, необоснованное введение этих мер способно подорвать эффективность национальной экономики.
Однако многим странам приходится прибегать к такого рода мерам, чтобы избежать использования кредитов МВФ для компенсации потерь, связанных с оттоком капитала. Однако такие ограничения рассматриваются, скорее, как исключение, а не как правило.
Как сказано в инструкции, отраженной в коммюнике заседания Промежуточного комитета МВФ, состоявшегося в октябре 1998 года,
именно Фонду принадлежит прерогатива "пересмотра практики использования контроля за движением капитала и обстоятельств, в которых данные меры могут являться приемлемыми".
Бывают случаи, когда иностранные инвесторы выводят свои капиталы из страны, которая проводит вполне приемлемую экономическую политику, лишая финансовой поддержки банки и корпорации этой страны. Наилучшим ответом на такого рода действия является поддержка ликвидности, которая позволяет стабилизировать национальный финансовый рынок.
В свою очередь слишком жесткая кредитно-денежная или фискальная политика могут привести лишь к сокращению производства в реальном секторе экономики и к дальнейшему ослаблению доверия со стороны иностранного капитала.
Мы достаточно подробно рассмотрели роль Международного валютного фонда в формировании международного рынка капитала. Помимо МВФ определенное влияние на формирование этого рынка оказывает и целый ряд других международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций. К их числу можно отнести Банк международных расчетов, Всемирный банк, который включает в себя четыре связанных между собой финансовых института: Международный банк реконструкции и развития, международную Ассоциацию развития, Международную финансовую корпорацию и Агентство по гарантиям многосторонних инвестиций. Помимо этого существуют региональные банки развития и валютно-кредитные организации ЕС (Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк и другие).
Что же касается коммерческих банков, то их роль в формировании международного рынка капитала связана прежде всего с кредитованием внешней торговли той или иной страны. Кредитование внешней торговли включает в себя кредитование экспорта и кредитование импорта.
Банковские кредиты для финансирования экспорта предоставляются:
• под товары в стране экспортера. Этот кредит дает экспортерам возможность продолжать операции по заготовке и накоплению товаров, предназначенных для экспорта, не дожидаясь реализации ранее заготовленных товаров;
• под товары, находящиеся в пути (под обеспечение транспортных документов: коносамента, железнодорожной накладной и т. д.);
• под товары или товарные документы в стране импортера.
Экономическое значение такого рода кредитов состоит в ускорении кругооборота капитала экспортера, то есть в превращении его части из товарного в денежный.
Банковские кредиты могут быть и не обеспечены товарами, но предоставляться фирмам-экспортерам, с которыми у банков налажены длительные деловые связи или которые принимают участие в их капитале.
Банковские кредиты по импорту подразделяются на:
• кредит, выдаваемый при акцепте или согласии банка импортера на оплату тратты экспортера. При этом перед наступлением срока платежа импортер вносит в банк сумму долга, а банк в срок погашает его обязательство перед экспортером. Акцептные кредиты предоставляются крупными банками не только своим, но и иностранным экспортерам. Что касается истории акцептных кредитов, то до первой мировой войны, когда международным финансовым центром был Лондон, крупнейшие лондонские банки обслуживали внешнюю торговлю не только Англии, но и других стран. Но уже после Второй мировой войны активно стали проводиться акцептные операции американских банков, которые со временем потеснили лондонские;
• акцептно-рамбурсный кредит, то есть кредит векселя при условии получения гарантии по нему со стороны иностранного банка, обслуживающего импортера. В этом случае импортер до истечения срока тратты должен внести необходимую сумму в свой банк, который переводит (рамбурсирует) ее иностранному банку, акцептовавшему тратту. После этого последний оплачивает ее экспортеру в установленный срок.
В последнее время заметно активизировалась роль государства в предоставлении прямых банковских кредитов. Благодаря усовершенствованию механизма государственных гарантий и преференций по экспортным кредитам банки, прибегая в случае необходимости к рефинансированию своих заграничных активов в государственных кредитных институтах по льготным ставкам, за короткое время смогли увеличить объем предоставляемых кредитов при умеренной процентной ставке.
Широкое распространение также получило открытие банками кредитных линий для иностранных заемщиков на оплату внешнеторговых сделок, разновидностью которых является возобновляемая (револьверная) кредитная линия.
Кроме того, расширение и усовершенствование прямого банковского кредитования привело к возникновению такой новой формы, как финансирование внешнеторговых операций на основе факторинга.
К кредитно-финансовым средствам стимулирования экспорта можно отнести и лизинговые операции. Лизинг подразумевает предварительную покупку оборудования специальным кредитно-финансовым обществом - лизинговой компанией, которая затем вступает непосредственно в прямые отношения с потребителем сдаваемого внаем товара. При этом расходы по страхованию лизинговых операций ложатся на арендатора.
Характерным стало и предоставление банками долгосрочных кредитов по компенсационным сделкам, которые основаны на взаимных поставках товаров на равную стоимость. В этом случае страна-заемщик, в лице той или иной крупной компании или корпорации, получая в кредит на 15-20 лет машины, оборудование для создания и реконструкции предприятий, освоения природных ресурсов, в погашение этого кредита осуществляет встречные поставки продукции построенных (реконструированных) предприятий. Основными чертами компенсационных соглашений являются их крупномасштабность и долгосрочный характер, а также взаимная обусловленность экспортной и импортной сделок.
Теперь рассмотрим виды международных кредитов.
Международный кредит подразделяется на частный, частно-государственный и государственный.
Международный частный кредит уже давно стал одной из основ международных кредитных отношений, особенно после введения всеми развитыми странами полной конвертируемости валют. Главными источниками международных частных кредитов и займов являются депозиты и вклады под депозитные сертификаты. Большинство этих депозитов и вкладов являются краткосрочными, поэтому актуальной задачей банков становится увеличение их сроков.
Что касается долгосрочных ссуд, то они, как правило, осуществляются в форме выпуска облигаций и подразделяются на иностранные облигации и международные облигационные займы.
Важной формой международного кредита являются межправительственные займы, которые получили широкое распространение еще в годы Второй мировой войны. После Второй мировой войны США стали монопольным кредитором по
межправительственным займам. Межгосударственные кредиты предоставляются этой страной и сейчас за счет средств государственного бюджета в рамках "помощи". Однако в настоящее время предоставление займов идет главным образом по линии международных валютно-кредитных организаций, о которых было сказано ранее.
В заключение следует отметить, что быстрому росту ссудного капитала в значительной степени способствует интенсивное развитие государственного стимулирования экспорта капитала, причем поощрение спроса на ссудный капитал осуществляется как на государственной, так и на межгосударственной основе.