Научная статья на тему 'Правовые и экономические аспекты международного кредитования в современных условиях (функционирование международных кредитных организаций)'

Правовые и экономические аспекты международного кредитования в современных условиях (функционирование международных кредитных организаций) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1146
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коровяковский Д.Г.

Во второй части статьи (Начало см. «Финансы и кредит» № 13 (253) 2007 ) рассматриваются: деятельность Международного Валютного Фонда (МВФ), как самой крупной международной финансово-кредитной организации; содействие МВФ строительству рыночной экономики и проблемам его политической вовлеченности при реализации кредитной политики; анализируются состояние современного международного валютного рынка, рынка ссудных капиталов, значение международного кредита; другие практические аспекты международного кредитования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые и экономические аспекты международного кредитования в современных условиях (функционирование международных кредитных организаций)»

17 (257) - 2007

Международное кредитование

правовые и экономические аспекты международного кредитования в современных условиях (функционирование международных

о ,

кредитных организации)*

Международный валютный фонд (МвФ) (International Monetary Fund, IMF), — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления краткосрочных и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Международный валютный фонд — специализированное учреждение ООН — практически служит институциональной основой мировой валютной системы. Фонд был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (в июле 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла статьи соглашения о МВФ, которое выполняет роль его устава и вступило в силу 27 декабря 1945 г. Практическую деятельность фонд начал с 1 марта 1947 г. СССР принял участие в Бреттонвудской конференции. Однако впоследствии в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом он не ратифицировал соглашение об образовании МВФ. По той же причине на протяжении 1950 — 1960-х гг. из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба. В результате глубоких социально-экономических и политических реформ, нацеленных на интегрирование национальных экономик в мировое хозяйство, в начале 1990-х гг. бывшие социалистические страны, а также государства, входившие ранее в состав СССР, вступили в МВФ.

Официальные цели МВФ.

— поощрение международного сотрудничества и содействие сбалансированному росту в области валютной политики;

* Окончание. Начало см. в журнале «Финансы и кредит», 2007. - № 13(253).

д.г. коровяковский,

кандидат юридических наук, доцент

— содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли;

— поддержка стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции;

— участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение ограничений на трансферт валюты;

— предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов государств-членов.

Для выполнения поставленных задач МВФ разработал принципы и функции.

Принципы деятельности МВФ.

— запрет на манипуляции валютным курсом или международной валютной системой для уклонения от урегулирования;

— обязательство проведения интервенций на валютных рынках для прекращения валютного кризиса;

— обязательство каждой страны учитывать в своей политике интервенций интересы партнеров, в особенности тех, в валюте которых она осуществляет свои интервенции.

Функции МВФ.

— соблюдение согласованного кодекса поведения (сотрудничество в области международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);

— финансовая помощь для преодоления дефицита платежного баланса;

— консультирование и сотрудничество.

В связи с эволюцией мировой валютной системы Устав МВФ трижды пересматривался:

— в 1969 г. с введением системы СДР;

— в 1976 г. с созданием Ямайской валютной системы;

— в 1992 г. с включением санкции — приостановки права участвовать в голосовании — по отношению к странам, не погасившим свои долги фонду.

Структура управления МВФ. Международный валютный фонд имеет разветвленную институциональную структуру. В самом общем виде она состоит из четырех больших блоков, некоторые из них имеют более мелкие подразделения. Ведущее место в институциональной структуре МВФ принадлежит Совету управляющих, который состоит из управляющих и соответствующего числа их заместителей, назначаемых на 5 лет каждым государством-членом. Они обычно являются министрами финансов или возглавляют национальные центральные банки. Как правило, совет собирается раз в год на ежегодные сессии. За исключением отдельных полномочий (прием новых членов, утверждение или пересмотр квот, единообразные изменения в паритетах валют всех государств-членов, договоренности о сотрудничестве с другими международными организациями, приостановка членства какого-либо государства), Совет управляющих может передавать любые из своих функций Исполнительному совету.

Временный комитет по вопросам международной валютной политики — одно из важных подразделений Совета управляющих, выполняет функции совещательного характера, был учрежден в 1974 г. и состоит из 24 членов (управляющие фонда, министры или другие должностные лица сопоставимого ранга), собирается на свои заседания 3 раза в год. Он консультирует Исполнительный совет по вопросам функционирования международной валютной системы и представляет доклады по вопросам управления международной валютной системой и приведения ее в соответствие с меняющимися условиями, об опасностях, угрожающих международной валютной системе, и по предложениям о внесении поправок в устав фонда.

Еще одним совещательным подразделением Совета управляющих является Комитет по развитию, или Объединенный министерский комитет Совета управляющих банка и фонда по передаче реальных ресурсов развивающимся странам, был образован в 1974 г. совместно советами управляющих МВФ и Всемирного банка, проводит совместно с Временным комитетом заседания в целях подготовки докладов и предоставления консультаций по всем аспектам передачи реальных ресурсов.

Исполнительный совет (директорат, проводит не менее 3 заседаний в неделю) состоит из директора-распорядителя, являющегося председателем, и 24 директоров-исполнителей. Он отвечает за осуществление текущих операций фонда, контролирует процесс реализации политики, выработанной правительствами государств-членов совместно с Советом управляющих. Обычно между членами совета достигается консенсус, что позволяет не проводить голосования, как это предусмотрено Уставом МВФ. Директор-распорядитель не имеет права голоса, за исключением случаев, когда голоса других членов разделяются поровну и необходим решающий голос. Директора-исполнители могут создавать путем назначения такие комитеты, учреждение которых они считают целесообразным.

Комитет МВФ по статистике платежных балансов, в состав которого входят представители промышленно развитых и развивающихся стран, разрабатывает рекомендации о более широком применении статистических данных при составлении платежных балансов, координирует проведение базовых статистических обследований портфельных инвестиций и осуществляет исследования по регистрации потоков, связанных с финансовыми средствами деривационного характера.

Директор-распорядитель, по традиции — представитель Европы, назначается Исполнительным советом. Под руководством директоров-исполнителей он управляет ежедневной деятельностью фонда и отвечает за организацию работы, назначения и увольнения персонала (экономисты, статисты, сотрудники, занимающиеся научно-исследовательской работой, эксперты по вопросам государственных финансов и налогообложения, вспомогательный персонал).

Фонд осуществляет деятельность в отдельных странах мира через свои региональные отделения. Помимо региональных отделений у фонда имеются профессиональные отделы денежных и валютных вопросов, по бюджетно-налоговым проблемам, правовой и исследовательский отделы. МВФ имеет подразделения обслуживающего и вспомогательного характера. В этот структурный блок входят отделы административный и внешних сношений, статистики и казначея, бюро переводческих услуг и др. В этот же блок входит и Институт МВФ, расположенный в Вашингтоне, который организует курсы и семинары по повышению квалификации государственных служащих из стран-членов фонда. Все сотрудники разных подразделений МВФ формально подчинены руководящим его органам,

и правительства стран-членов не имеют права оказывать на них давление. Однако во многих случаях это требование фактически не выполняется. МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством голосов.

Капитал и заемные ресурсы. Капитал МВФ складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота — важное звено во взаимоотношениях стран-членов с МВФ. Она определяет:

— сумму подписки страны на капитал МВФ;

— возможности использования ресурсов фонда;

— количество голосов, которыми страна располагает в фонде;

— сумму квот, получаемых страной-членом СДР при их очередном распределении.

Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле с учетом следующих показателей: ВВП; объем текущих операций платежного баланса; официальные золотовалютные резервы. Поэтому квоты располагаются неравномерно. До 1978 г. 25 % квоты оплачивались золотом, ныне — резервными активами (СДР и конвертируемой валютой по согласованию страны с МВФ); 75 % суммы подписки — национальной валютой. Пересмотр квот производится раз в 5 лет. С 1947 г. квоты пересматривались 10 раз. В результате повышения квот и увеличения числа стран-членов капитал фонда увеличился с 7,7 млрд в 1947 г. до 146 млрд СДР (свыше 200 млрд долл.) в 1994 г., т. е. в 19 раз. Однако увеличение ресурсов МВФ существенно отстает от роста совокупного мирового ВВП и еще в большей мере от динамики международных платежей по текущим операциям платежного баланса. В 1998 г. Совет управляющих МВФ в завершение 11-го пересмотра квот стран-членов принял решение об увеличении общей суммы квот на 45 % и в 1999 г. капитал фонда возрос до 212 млрд СДР (297 млрд долл.).

В дополнение к собственному капиталу фонд имеет возможность привлекать заемные средства. В соответствии с этим в 1962 г. некоторые страны (Бельгия, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, США, ФРГ, Франция, Швеция, Япония), а также присоединившаяся к ним в 1964 г. Швейцария заключили Генеральное соглашение о займах, вступившее в силу с октября того же года. Оно предусматривало предоставление кредитов фонду (на постоянно возобновляемой основе) до 6 млрд долл. МВФ в свою очередь может предо-

ставлять эти средства взаймы на 3 — 5 лет другим странам-членам. Это соглашение первоначально было заключено на 4 года, затем неоднократно продлевалось. В ходе очередного его пересмотра в 1983 г. участники соглашения договорились увеличить лимит кредита до 17 млрд СДР (23,3 млрд долл.). В 1997 г. МВФ продлил Генеральное соглашение о займах на новый 5-летний срок.

В связи с возросшей потребностью в ресурсах для противодействия финансовым кризисам «семерка» предложила осуществить меры, которые позволили бы удвоить кредитный лимит. Исполнительный совет МВФ одобрил новые соглашения о займах (НСЗ), участниками которых стали 25 государств. В соответствии с этими соглашениями фонд может получать от этих государств при необходимости средства в размере до 34 млрд СДР (около 47 млрд долл.).

Кредитные механизмы. В зависимости от того, из какого источника будет произведено финансирование страны-заемщика, фонд в своей работе использует различные механизмы кредитования, такие как: обычные кредитные механизмы; механизмы льготного кредитования; специальные кредитные механизмы, а также оказывает льготную помощь беднейшим странам с помощью льготных кредитов.

Фонд представляет кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей:

— для покрытия дефицитов платежных балансов, т. е. практического пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков;

— для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительств.

В Уставе фонда для характеристики его кредитной деятельности используются два понятия:

— сделка — предоставление валютных средств странам из его собственных ресурсов;

— операция — оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств.

Управление собственными и привлеченными средствами осуществляется раздельно. МВФ производит кредитные операции только с официальными органами — казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку (purchase) или заимство-

вание (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в ее центральном банке. При разработке механизма фонда предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому национальные валюты, поступающие в МВФ, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты как бы «под залог» соответствующих сумм национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до их выкупа странами-эмитентами этих валют.

Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой долей», с 1978 г. — «резервной долей». Резервная доля определяется как превышение валюты квоты страны-члена над суммой, находящейся в распоряжении фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть этой национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны-члена МВФ. В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически. Единственным условием для такого заимствования является констатация государством-членом наличия потребности в покрытии дефицита платежного баланса. Использование резервной позиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства.

Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли делятся на 4 «кредитные доли» или транша. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за 12 мес., предшествовавших его новому обращению в фонд, включая испраши-

ваемую сумму, не должна превышать 25 % квоты страны; во-вторых, сумма валюты данной страны в активах МВФ не может превышать 200 % ее квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна могла получить у фонда в результате использования резервных и кредитных долей, составляла 125 % размера ее квоты. В пересмотренном в 1978 г. Уставе МВФ первое ограничение было устранено. Это позволило странам-членам получать квоту в фонде в течение более короткого срока, чем 5 лет. Что касается второго условия, то Устав предоставляет МВФ право приостанавливать его действие. На этом основании в современных условиях ресурсы фонда на практике во многих случаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в Уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а любые суммы, превосходящие первую кредитную долю.

Договоренности о резервных кредитах стенд-бай обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности она может при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения фондом ее запроса, то выделение фондом средств в счет верхних кредитных долей почти во всех случаях производится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 1950-х до середины 1970-х гг. соглашения о кредитах стенд-бай имели срок действия до года, с 1977 г. — до 18 мес. и даже до 3 лет в связи с увеличением масштабов дефицитов платежных балансов.

Механизм расширенного финансирования дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного финансирования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или

ценового механизма. Расширенные кредиты обычно предоставляются фондом в рамках договоренностей о резервных кредитах (верхние кредитные доли) и расширенном финансировании, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока погашения ежеквартально, раз в полугодие или (в некоторых случаях) помесячно.

Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам-членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны, прибегающей к кредиту, выполнение определенных требований, причем степень жесткости этих требований нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Обязательства страны-заемщика, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях» или «меморандуме об экономической и финансовой политике», направляемых в МВФ. Ход выполнения договоренности страной-получателем кредита контролируется путем проведения периодических обзоров, с помощью оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых «критериев реализации». Если МВФ сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями фонда», не выполняет взятых на себя обязательств, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страну-заемщика.

С середины 1970-х гг. МВФ в целях разрешения возникших острых проблем международных валютных отношений, связанных с резким усилением неуравновешенности платежных балансов, стал периодически вводить временные кредитные механизмы. Для их формирования привлекались заемные средства из различных источников по преимуществу на основе соглашений с развитыми государствами и странами ОПЕК. В их числе:

— нефтяной фонд предоставлял кредиты странам-импортерам нефти в целях покрытия дополнительных расходов, вызванных увеличением стоимости нефти и нефтепродуктов. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были жесткие: сравнительно высокие процентные ставки; обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ раз-

вивающихся стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен;

— механизм дополнительного финансирования или «фонд Виттевеена» — по имени директора-распорядителя МВФ, время действия которого 1979 — 1984 гг. Цель этого механизма — предоставлять за счет заемных средств дополнительные кредиты странам, испытывающим особенно резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ;

— политика расширенного доступа к ресурсам МВФ.

Лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках кредитных долей и механизма расширенного финансирования устанавливаются Исполнительным советом и ежегодно пересматриваются. С октября 1994 г. на 3-летний период были установлены следующие лимиты: предоставление кредитов на протяжении года — до 100 % квоты страны-члена. Предельная величина — 300 % квоты. В ноябре 1997 г. Исполнительный совет принял решение сохранить установленные лимиты до следующего пересмотра политики доступа к ресурсам МВФ. МВФ взимает комиссионные сборы в размере 0,5 % суммы займа и процент за кредиты, который увязывается с процентной ставкой по активам в СДР и с рыночными ставками. Ставки определяются в течение финансового года на базе оценок доходов, расходов и запланированного показателя по чистой прибыли.

По истечении установленного срока страна-член обязана произвести обратную операцию — «выкупить» национальную валюту у Фонда (погасить задолженность), вернув ему средства в СДР или иностранных валютах.

Специальные кредитные механизмы. В целях расширения своих кредитных возможностей МВФ практикует создание специальных фондов. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита. Получение странами-членами фонда средств по линии специальных механизмов — это дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных механизмов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее национальной валюты сверх кумулятивных пределов, установленных для получения кредитных долей. В рамках специальных механизмов, кредитование осуществляется, как правило, за счет собственных средств МВФ, например — механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, который предназначен для кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного

баланса обусловлен внешними и временными, не зависящими от них факторами. В их числе: стихийные бедствия; непредвиденное падение мировых цен; промышленный спад и введение протекционистских ограничений в странах-импортерах; появление товаров-заменителей и т. п. Этот фонд включает 3 компонента:

— с 1963 г. кредитование стран, особенно экспортеров сырья, валютные поступления которых сокращаются в результате падения мировых цен на сырье;

— с 1981 г. кредитование стран-импортеров зерна, испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно; с декабря 1990 г. по июнь 1992 г. кредитование стран-импортеров нефти, нефтепродуктов и природного газа;

— с 1988 г. компенсационное финансирование непредвиденных потерь для помощи странам, испытывающим влияние непредсказуемых внешних факторов.

Кроме того, страна имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о выделении средств в счет особой «факультативной» кредитной доли, которая может быть использована по выбору в дополнение к любому из 3 видов кредитования. Если трудности платежного баланса вызваны лишь снижением экспортной выручки либо увеличением расходов на импорт зерновых, лимит компенсационных кредитов ограничивается 65 % квоты страны. При использовании странами кредитов фонда для возмещения убытков, связанных одновременно с падением экспортной выручки и увеличением затрат на импорт зерна, а также в случае одновременного применения 2 из 3 компонентов механизма компенсационного кредитования устанавливается комбинированный лимит в размере 80 % квоты. Общий лимит доступа к кредитам фонда компенсационного и непредвиденного кредитования с учетом всех его компонентов составляет 95 % квоты страны.

Льготная помощь беднейшим странам. МВФ оказывает этим странам более долгосрочную помощь для уравновешивания платежных балансов и структурной перестройки в виде льготных кредитов путем использования не общих ресурсов фонда, а других источников, аккумулируемых на счете специальных выплат. Управление этими средствами осуществляется отдельно от управления собственными ресурсами МВФ. Для льготного кредитования развивающихся стран применяются следующие механизмы:

— доверительный (трастовый) фонд — создан за счет прибыли от продажи на аукционах части

золотого запаса МВФ. Получателями кредитов из этого фонда являются наименее развитые страны. Условия данных кредитов были сравнительно льготные: страны-заемщики не вносили в МВФ эквивалент получаемых средств в национальной валюте, процентная ставка невысокая — 0,5 %, срок кредита — 10 лет. Эти условия в наибольшей степени отвечают требованиям развивающихся стран;

— механизм финансирования структурной перестройки — предоставляет льготные кредиты беднейшим развивающимся странам, испытывающим хронический кризис платежного баланса в целях осуществления среднесрочных программ макроэкономической и структурной перестройки;

— механизм расширенного финансирования структурной перестройки — по своим целям и принципам функционирования этот механизм стал преемником механизма финансирования структурной перестройки.

При формировании механизмов льготного кредитования развивающихся стран МВФ выполняет роль посредника при перераспределении ссудного капитала от стран-кредиторов к странам, испытывающим потребность в заемных валютных средствах. Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую политику стран-заемщиков, он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств.

Новые процедуры. МВФ наряду с образованием «дополнительного резервного механизма» и «чрезвычайных кредитных линий» осуществил в 1995 — 1997 гг. ряд нововведений в целях финансовой поддержки стран-членов, адаптации своей деятельности к возникающим потребностям. В их числе:

—механизм экстренного финансирования — представляет собой комплекс процедур, обеспечивающих ускоренное предоставление фондом кредитов государствам-членам при возникновении у них чрезвычайной ситуации в области международных расчетов, которая требует незамедлительной помощи со стороны МВФ. Предполагалось, что подобные экстренные процедуры будут применяться редко;

— поддержка фондов валютной стабилизации. Согласно принципам, сформулированным в 1995 г., такая поддержка со стороны МВФ может осуществляться в рамках договоренностей с государствами-членами о кредитах стэнд-бай или расширенном финансировании в целях повышения доверия к их мерам по стабилизации валютных курсов, предусматривающим образование фондов валютной стабилизации. Считается, что она наиболее применима для поддержки режима регулируемого

валютного курса с относительно узким диапазоном колебаний или с заранее объявленными их скользящими пределами. Использование этого механизма должно сочетаться с проведением жесткой макроэкономической политики, обеспечивающей низкие темпы инфляции, совместимые с намеченными ориентирами изменения валютного курса;

— экстренная помощь призвана содействовать государствам-членам в преодолении дефицита платежных балансов, вызванного непредсказуемыми стихийными бедствиями. Кредиты такого рода предоставляются единовременно, как правило, в пределах 25 % квоты и не предполагают процедуры проверки с использованием критериев реализации. Однако в большинстве случаев они сопровождаются договоренностями с МВФ в рамках его обычных механизмов;

— помощь странам после конфликта. В 1995 г. Исполнительный совет распространил положения, относящиеся к экстренной финансовой помощи, на кризисные ситуации, являющиеся результатом пережитых странами военно-политических конфликтов. На этом основании в 1997 — 1998 гг. была оказана финансовая помощь таким странам, как Албания, Руанда и Таджикистан.

Кредитные операции МВФ. На первых порах МВФ как кредитор играл скромную роль. Однако в 1970-х и особенно в 1980-х гг. произошло значительное расширение его кредитной деятельности. МВФ не только непосредственно кредитует страны-члены, но и помогает им получить кредиты у правительств развитых стран, центральных банков, группы МБРР, Банка международных расчетов, а также у частных коммерческих банков. Даже небольшой кредит МВФ облегчает стране доступ на частный мировой рынок ссудных капиталов. Предоставляя кредит, МВФ как бы удостоверяет платежеспособность данной страны, выступает в качестве ее гаранта. И наоборот, отказ МВФ оказать стране кредитную политику закрывает ей доступ к мировому рынку ссудных капиталов.

Расширение кредитной деятельности МВФ обусловлено 3 основными факторами:

— события на Ближнем Востоке, война в Персидском заливе привели к сокращению поставок нефти на мировой рынок и росту цен на нее, что ухудшило платежные балансы ряда стран;

— МВФ активизировал финансовую поддержку развивающимся странам, приступившим к макроэкономическим и структурным реформам, а также включился в урегулирование внешнего долга этих стран;

— с 1990-х гг. возросли кредиты странам Восточной Европы и бывшего СССР в связи с глубокими социально-экономическими преобразованиями и переходом к рыночной экономике.

В результате возросшей кредитной деятельности коэффициент ликвидности МВФ (отношение величины не связанных обязательствами средств фонда в используемых им валютах к объему его ликвидных обязательств) понизился. Это обстоятельство имеет своим следствием определенное улучшение состояния ликвидности фонда.

Обусловленность кредитов. Предоставление фондом кредитов странам-членам связано с выполнением ими определенных политико-экономических условий. Подобный порядок получил наименование «обусловленности». МВФ обусловливает эту практику необходимостью быть уверенным в том, что страны-заемщики будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов МВФ. Поэтому фонд требует, чтобы страна, покрывая за счет его кредитов дефицит платежного баланса, заботилась о его ликвидации или сокращении. С расширением кредитных операций с 1980-х гг. фонд взял курс на ужесточение их обусловленности. Такая практика, по оценке западных специалистов, придает МВФ роль стража мирового экономического порядка.

Принцип обусловленности кредитов находит свое выражение в согласовании со страной-заемщиком определенной программы экономической политики, реализация которой и кредитуется фондом. До недавнего времени такую программу называли программой приспособления, т. е. перестройки хозяйственного механизма. Теперь используется термин «программа экономической реформы». Это набор макроэкономических мер, которые, по мнению МВФ, должны обеспечить восстановление равновесия ее платежного баланса и гарантировать своевременное погашение долга фонду.

Стабилизационные программы разрабатывает либо МВФ, либо правительство страны-заемщика с учетом его рекомендаций и с участием миссии фонда, которая изучает на месте обширную экономическую информацию. Стабилизационные программы фонда, основанные, как правило, на монетаристской концепции, на использовании преимущественно рыночного регулирования экономики, носят дефляционный характер. Обычно они включают: сокращение государственных расходов, в том числе, на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение и другие социальные сферы; увеличение налогов на личные доходы; отмену или

уменьшение государственных субсидий на продовольствие и товары широкого потребления, что ведет к повышению цен на эти товары; сдерживание роста или «замораживание» заработной платы; повышение учетных ставок, ограничение объема кредита, в том числе потребительскую либерализацию внешнеэкономических связей; девальвацию национальной валюты, введение единого валютного курса, урегулирование внешней задолженности и т. п. В зависимости от конкретной ситуации, существующей в разных странах, эти меры используются в различных сочетаниях.

Дефляционные меры далеко не всегда достигают желаемой цели, особенно если нарушение равновесия платежного баланса носит устойчивый, структурный характер и происходит спад производства. Подобные меры зачастую вызывают свертывание инвестиций, торможение темпов экономического роста, а также усиливают социальные проблемы. Это связано с уменьшением реальной заработной платы, снижением жизненного уровня, ростом безработицы, перераспределением доходов в пользу предпринимателей за счет менее обеспеченных групп населения, ростом имущественной дифференциации. Таким образом, проблема обусловленности кредитов МВФ — это проблема социальной цены за осуществление при его содействии и опеке стабилизационных макроэкономических программ.

Учитывая негативные последствия шаблонного использования монетаристской дефляционной модели, МВФ с середины 1980-х гг. стал уделять больше внимания долгосрочным структурным и институциональным проблемам экономической политики. Усилия подобного рода созвучны концепции «экономики предложения», нацелены на укрепление производственной базы, совершенствование отраслевой структуры национальных экономик. Наконец, заботой фонда все в большей мере становятся социальные аспекты проводимых при его поддержке реформ, выработка рекомендаций странам-членам относительно систем социальной защиты, проблемы качества жизни.

Реализуя принцип обусловленности кредитов, МВФ оказывает воздействие на выбор пути общественного развития, расстановку социально-политических сил в странах-заемщиках. Рекомендации МВФ усиливают противоборство между различными общественными силами.

Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений. МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. Соглашение о создании МВФ отводило золоту важное место в его ликвидных ресурсах. Согласно Уставу фонда каждая страна при вступлении в фонд должна была уплатить золотом взнос в размере 25 % ее квоты либо 10 % ее официальных золото-долларовых резервов в зависимости от того, какая величина меньше. Все страны-члены должны были выразить паритеты своих валют в определенном количестве золота в качестве общего мерила стоимости. Первым шагом на пути устранения золота из послевоенного международного валютного механизма стало прекращение Соединенными Штатами в августе 1971 г. продаж золота за доллары, принадлежащие официальным органам других стран. В соответствии с вступившим в силу в 1978 г. новым Уставом МВФ страны-члены не могут использовать золото в качестве средства выражения стоимости их валют, равно как и их валютных паритетов, если они будут восстановлены фондом. По действующему Уставу взнос стран-членов по подписке в золоте в размере 25 % квоты заменен взносом в СДР и конвертируемых валютах. 1/6 часть золотого запаса МВФ (около 25 млн тройских унций, или 777,5 т) в 1977 — 1980 гг. была возвращена странам-членам в обмен на их национальные валюты по цене 35 СДР за 1 тройскую унцию пропорционально их квотам. Другая (1/6) часть была продана в 1976 — 1980 гг. на открытых аукционах по рыночным ценам. Измененный Устав МВФ предоставил фонду право реализовать оставшиеся 2/3 золотого запаса по прежней официальной цене либо на базе рыночных цен. Золото практически исключено из расчетов между МВФ и его членами. Однако, несмотря на внесение в Устав МВФ ряда положений, направленных на окончательное вытеснение золота из мировой валютной системы, официальные золотые запасы остаются резервным фондом мировых средств платежа. В периоды обесценения национальных валют и падения доверия к ним авторитет этих запасов, а также рыночная оценка золота соответственно возрастают.

Фонд осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов. В соответствии с Уставом, определившим принципы Бреттон-вудской валютной системы, МВФ контролировал принятые странами-членами и утвержденные фондом официальные золотые и валютные паритеты, а также санкционировал их изменения. Легализация в обновленном Уставе (с 1978 г.) режима плавающих

валютных курсов не означает, что МВФ вообще устранился от воздействия на валютную политику стран-членов.

Вторая серия поправок к Уставу МВФ предоставила странам-членам возможность выбора: либо сохранять плавающий валютный курс, либо установить и поддерживать фиксированный курс валюты (центральный курс), который может быть выражен в единице СДР или иной международной счетной денежной единице, либо, наконец, «привязать» валюту, т. е. установить твердое стоимостное соотношение с другой национальной валютой или несколькими валютами (валютной корзиной) по собственному выбору. При этом возможность выражения стоимости валюты в золоте исключается.

Обязательства стран-членов по регулированию валютных курсов в ныне действующем Уставе МВФ (по сравнению с предыдущим) носят расплывчатый характер. Это дает странам возможность различных толкований тех или иных положений, предоставляя им относительную свободу для принятия собственных решений в данной области. Согласно Уставу МВФ может установить, что «международная экономическая ситуация позволяет ввести широкую систему валютного регулирования, базирующегося на стабильных, но изменяемых паритетах». При такой системе допускаются отклонения рыночных валютных курсов от паритетов в пределах ± 4,5 %. Переход к данной системе возможен при одобрении ее странами-членами, располагающими большинством в 85 % голосов, т. е. практически при согласии США и стран ЕС.

Важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Устав содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия фонда ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не прибегать к множественности валютных курсов. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях:

— на основании Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, длительность которого не определена;

— официальное заявление фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.

Фонд участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате выполнения им функции координатора международного кредитования. Частные коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получения максимально высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их кредитной деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ об экономической политике и уровне платежеспособности того или иного правительства расцениваются частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект цепной реакции, открывая возможность привлечения более крупных сумм на рынке ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование кредитной политики МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов — с другой.

Фонд наряду с другими международными организациями активно участвует в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, стран Восточной Европы, России, других государств СНГ. Поэтому эффективность регулирования спекулятивных перемещений краткосрочных капиталов, координации процесса выравнивания диспропорций в международных платежах, целенаправленного воздействия на международную ликвидность в ряде случаев ослабляется противодействием частных компаний и банков.

Фонд осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных балансов, официальных золотых и валютных резервах, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке.

За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования,

координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц.

Конечно, как и всякая международная организация, МВФ является ареной не только партнерства, но и соперничества национальных экономических и политических интересов. США лишились возможности монопольно определять политику фонда. Они вынуждены согласовывать свою линию поведения с главными государствами Западной Европы и Японией. Одновременно в МВФ усиливается влияние развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, отстаивающих свои интересы. Начинают активнее заявлять о себе и бывшие страны-члены СЭВ, особенно Россия и другие государства СНГ. Из этого вытекает потребность в более эффективном механизме сопоставления, учета и примирения конфликтных интересов в рамках МВФ к выгоде всего мирового сообщества, необходимость совершенствования как институциональных структур фонда, так и реализуемых им программных политических установок.

На деятельность МВФ существенное влияние оказывает эволюция структуры мирового хозяйства. За время, прошедшее с момента создания этой организации, в мировой экономике произошли существенные изменения. Наиболее важными из них являются следующие:

— в течение длительного времени США занимали доминирующие позиции в мировой экономике, но в конце 1980-х гг. они утратили свое господствующее положение, и в результате этого соотношение сил в МВФ стало более сбалансированным;

— одновременно в мировой экономике наблюдались значительный рост удельного веса стран Западной Европы и Японии и превращение их в крупные конкурирующие с США центры;

— в 1960-1970-е гг. произошли окончательный развал колониальной системы и образование многочисленных суверенных государств, ставших впоследствии полноправными членами МВФ;

— в конце 1980-х — начале 1990-х гг. мир стал свидетелем глубоких политических и социально-экономических преобразований в странах Восточной Европы и на территории бывшего СССР.

Все эти мирохозяйственные изменения находят отражение в формировании и трансформации механизма фонда, служат ориентиром для пересмотра многих основ его функционирования — организационной структуры, системы квот стран-членов, наблюдения за их экономической политикой, кредитной деятельности, регулирования международных валютных отношений и других основополагающих правил.

Государства-члены МВФ добиваются совершенствования как его институциональных структур, так и реализуемых им программных макроэкономических установок. Трансформация МВФ призвана удовлетворить потребность в более эффективном механизме сопоставления, учета и примирения страновых конфликтных интересов к выгоде всего мирового сообщества.

литература

1. Деньги. Кредит. Банки: Учеб. для вузов / Под ред. Е. Ф. Жукова. — М.: Банки и биржи, ЮНИ-ТИ, 1999.

2. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учеб. / Под ред. Л.Н. Красавиной. — М.: Финансы и статистика, 2004.

3. Международные экономические отношения: Учеб. / Под общ. ред. В. Е. Рыбалкина. 2-е изд. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.