доминанты реформы мвф в контексте трансформации глобального финансового миропорядка
Н.Г. ХМЕЛЕВСКАЯ, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Международные экономические отношения и внешнеэкономические связи» Московского государственного института международных отношений, доцент кафедры «Мировая экономика» Московского государственного лингвистического университета
Ключевые направления сегодняшней реформы МВФ (гармонизация стандартов деятельности национальных и международных институтов регулирования, укрепление легитимности механизмов многосторонней координации, повышение результативности инструментов финансирования) были выработаны мировым сообществом для построения нового финансового миропорядка, адекватного современной структуре валютно-кредитныхотношений и способного обеспечить устойчивое функционирование международных рынков. Первая доминанта реформы МВФ - ревизия системы квот и прав голоса нацелена на повышение легитимности механизма принятия решений и переход к «сбалансированному представительству». Вторая доминанта - модификация модели бюджета МВФ через расширение инвестиционного мандата и секвестр административных расходов - необходимы для увеличения ресурсов Фонда в целях усиления традиционных и введения новых механизмов финансирования. Третья - пересмотр методик предоставления кредитов МВФ направлен на укрепление его компетенций «кредитора последней инстанции».
Ключевые слова: новый глобальный финансовый миропорядок, международные стандарты деятельности национальных органов регулирования, реформа системы квот и прав голоса МВФ, формула расчета квот стран-участниц МВФ, «новая модель бюджета», расширенный инвестиционный мандат МВФ, «Золотое соглашение II», «золотой фонд» МВФ, стандартные соглашения о займах, «кредитор последней инстанции», концепция «трех зон активной аккумуляции доходов МВФ», реформа методик кредитования МВФ, Гибкая кредитная линия МВФ.
Специфика текущей фазы глобальной финансовой турбулентности проявилась, в первую очередь, в несоразмерности импульсов кризисных явлений и адекватной реакции сложившихся инсти-
туциональных структур и имеющихся в их арсенале рычагов воздействия. Жесткость внутренней политики ЕЦБ, нацеленная исключительно на достижение целевых ориентиров по инфляции на уровне не выше 2 % при строгом соблюдении «маастрихских критериев ценовой стабильности» (дефицита госбюджета, госдолга и амплитуды колебаний учетной ставки), существенно сокращает возможности для фискальных стимулов и поддержки внутреннего спроса. С другой стороны, политика Федерального резерва США, направленная на поддержание деловой активности с помощью массированного предоставления ликвидности национальному банковскому сектору, не возымела должного эффекта. Величина активов Федерального резерва США к 10 апреля 2009 г. превысила 2 трлн долл. США1 (это эквивалентно приблизительно 6 % ВВП США). По данным финансовой отчетности первого квартала 2009 г., несколько системных банков США (Goldman Sachs, JPMorganChase, Citigroup и Bank of America) свели свои балансы с положительным результатом, в то время как остальная часть банковского сообщества находится в процессе активной консолидации и банкротств. Причины подобной разба-лансировки сложившихся национальных механизмов поддержания макроэкономического равновесия во многом предопределены как глубиной самого мирового финансового кризиса, так и теми глобальными трансформациями, своеобразным катализатором которых он стал. Согласно прогнозу экономистов МВФ, в 2009 г. общие потери мировой финансовой
1 Federal Reserve statistical release. H. 4.1. April 9, 2009.
URL: http://www. federalreserve. gov/releases/h41/current/h41. htm#h41tab1 (дата обращения: 16.04.2009)
системы превысят 4 трлн долл. США (или около 12 % ВВП мира)2, две трети которых придутся на списанные активы американских банков.
Истоки временных смещений горизонта международных экономических циклов с удлинением продолжительности фазы стагнации, множественности «макроэкономических экстремумов» лежат на поверхности — углубляющийся разрыв между раз -вивающимися и развитыми странами и регионами. Трансформации траектории делового цикла—явление относительно новое и мало изученное. С одной стороны, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура последних 8 лет позволила большинству развивающихся государств существенно расширить свое присутствие во всех сферах МЭО. По расчетам экономистов Глобального института МсКшеу, совокупные активы под управлением стран — получателей «нефтедолларов» (официальные резервы центральных банков и суверенные фонды благосостояния стран Ближнего Востока, Азии, Латинской Америки и России, средства паевых и хедж-фондов, частных компаний) к 1 января 2008 г. достигли 11,5 трлн долл. США3, что составляет приблизительно 7 % активов мирового сообщества. При реализации базового сценария развития мировой экономики (среднегодовая цена нефти в 70 долл. США за баррель) к 2013 г. масштаб их участия на мировом рынке капитала расширится до 21 трлн долл. США4, превысив совокупный ВВП США и Японии.
В свою очередь, интенсивный приток капитала неизбежно последовательно сопровождается структурными сдвигами в мировой финансовой системе, основанной на принципах рыночной конкуренции и ограниченном вмешательстве государства. На смену феномену «боязни колебаний» как характерной черты политики валютного курса развивающихся стран приходит глобальный императив «обоснованного влияния на курсовые соотношения» в виде операций на открытом рынке для регулирования ликвидности банковского сектора. Примером такого воздействия на рынок могут служить совместные интервенции Федерального резерва США, ЕЦБ, Банка Англии, Банка Японии и Национального банка Швейцарии, ставшие практически регулярными в 2008 г., а по своим масштабам сопоставимые с бюджетами целых государств (в ходе только одного из таких аукционов 18 ноября 2008 г. было размещено средств на 40
2 Global Financial Stability report. IMF: Washington DC, 24 April 2009. P. 28.
3 The new power brokers: gaining clout in turbulent markets/ McKinsey Global Institute, July 2008. P. 5.
4 Ibid. P. 19.
млрд долл. США)5. Поэтому утверждение глобальной регулирующей роли наднациональных структур и механизмов многостороннего сотрудничества, способных восполнить пробелы в национальных системах государственного регулирования, недостаточно развитых или ослабленных негативными внешними факторами, в условиях финансового стресса становится вопросом жизнеспособности отдельных стран и целых регионов.
В преддверии саммита «Большой восьмерки» (июнь 1998 г., Бирмингем), выступая в Королевском институте международных отношений Лондона, директор-распорядитель МВФ М. Камдессю обозначил «громадные изменения в глобальной экономике» как свершившийся факт, при этом акцентируя внимание на «слабости государственных и частных финансовых институтов» [3]. Несовершенства краткосрочных механизмов кредитования действующих международных финансовых организаций (МФО) вкупе с глубоко укоренившейся проблемой низкоэффективного управления мировыми финансами превращают их в «генераторов» трансформации глобального финансового миропорядка. Начиная с 1994 г. ключевыми факторами эволюции международной финансовой архитектуры объективно выступали различные кризисные явления, следствием которых становились институциональные изменения в «опорных элементах» ее конструкций, первой их которых исторически выступают специальные учреждения ООН в лице МВФ и группы Всемирного банка. На сегодня система спецучреждений ООН представляет собой самую всеобъемлющую конструкцию наднационального сотрудничества в сфере многостороннего регулирования мировых финансов — численность стран — участниц МВФ составляет 185 государств, в то время как число стран и территорий, членов ООН — 192.
Вместе с тем оценка роли МФО в урегулировании межгосударственных конфликтов и предотвращении финансовых потрясений последних 50 лет остается полемичной. В ходе слушаний Комиссии по консультациям с международными финансовыми институтами Сената США (9 марта 2000 г.) директор Института мировой экономики Ф. Бергштейн, выделив два «существенных изъяна» в правилах кредитования МВФ — требование о наличии программ по снижению бюджетного дефицита и монетарной политики; и запрет на поддержку государств, не отвечающих квалификационным критериям по уровню риска кредитного портфе-
5 URL: http://www. ecb. mt/press/pr/date/2008/html/pr080918. en. html. (дата обращения 5.05.2009).
ля Фонда [1], резюмировал, что такая политика Фонда явно не способствует решению глобальных проблем мирового сообщества, поскольку ни одна из наименее развитых стран не имеет кредитного рейтинга. Более того, высокая зависимость от финансирования МФО делает их более уязвимыми для внешних шоков.
В таком контексте критика деятельности МВФ приобретает все более радикальный характер, а предложения по его реформированию становятся более инновационными — от преобразования в региональный институт развития до передачи полномочий «кредитора последней инстанции» «Большой семерке» [15], вплоть до учреждения альтернативного «Глобального финансового регулятора». Так, в предложениях России ко второму саммиту стран «Группы двадцати» на высшем уровне (апрель 2009 г., Лондон) был озвучен вывод о полном «провале сложившейся финансовой системы» по причине низкого качества многостороннего регулирования как результата неадекватной и разбалансировашой реакции международных институтов, способных лишь нивелировать последствия глобальных экономических шоков постфактум.
Так, кризис 1998 г. вынудил МВФ в экстренном упрощенном порядке расширить кредитный лимит Ю. Кореи по линии стэнд-бай со стандартных 300—500 % квоты страны в Уставном капитале до 1000 %. Кризис 2000—2002 гг. в Латинской Америке стал симптоматичным по неадекватности правил кредитования МВФ — Чрезвычайные кредитные линии, введенные в 1999 г. в целях экстренного реагирования на кризисные ситуации локального характера, спустя четыре года были закрыты как неиспользованный ресурс ни одной из обратившихся сторон. Для Аргентины непреодолимым препятствием стали жесткие «предъявляемые условия» — в частности о приоритете борьбы с дефицитом платежного баланса, что в условиях долгового дефолта 2002 г. на фоне оттока капитала поставило монетарные власти перед дилеммой — коллапс национальной банковской системы или ценовая стабильность. Для Турции длительный процесс двухсторонних согласований «структурных условий» по так и не полученному кредиту стал лишь источником роста напряжения на внутреннем рынке. За весь же период глобального финансового кризиса 2008—2009 гг. (по состоянию на 23 апреля 2009 г.) МВФ оказал кредитную поддержку в размере 20.4 млрд СДР6, что на лишь на 30 % превышает
6 IMF Financial Activities. Update April 30, 2009. URL: http:// www. imf. org/external/np/tre/activity/2009/050109. (дата обращения: 4.05.2009).
аналогичные показатели двух предыдущих лет. При этом эффективность освоения согласованных объемов финансирования такова, что лишь 42 % средств фактически поступило в распоряжение правительств государств-заемщиков по соглашениям, 97 % которых были подписаны в 2007 — 2008 гг.
В этой связи для саммита «Группы двадцати» (апрель 2009 г., Лондон) странами-членами был выдвинут целый комплекс предложений по реформированию международной архитектуры финансовых отношений, часть из которых положена в основу принятого итогового коммюнике и специальных профильных деклараций. Российской стороной сформулированы принципы построения нового глобального финансового миропорядка:7
совместимости деятельности и гармоничности стандартов национальных и международных институтов регулирования;
демократичности и равномерной ответственности за принятие решений;
достижения эффективности на основе легитимности механизмов международной координации; прозрачности деятельности всех участников; справедливого распределения рисков. Испания развила максиму о легитимности наднациональных механизмов координации на базе солидарной ответственности за реализацию совместно принимаемых решений через: повышение вклада МВФ в поддержание рыночной дисциплины; вовлечение МВФ в восстановление доверия к кредитной системе; концентрацию усилий МВФ на раннем предупреждении кризисов8. Таким образом, в фокусе внимания мирового сообщества сегодня те функции и механизмы мВФ, которые способны обеспечить устойчивое функционирование мировой финансовой системы.
В докладе для Международного валютно-финансового комитета «Об итогах деятельности МВФ в укреплении архитектуры мировой валютной системы и реформировании МВФ» М. Камдессю выделил две доминанты деятельности мВФ: предотвращение кризисов в рамках надзорных функций; управление при разрешении кризисных ситуаций. Ведущая роль в организации системы глобального надзора и предотвращения кризисов отводится МВФ в рамках его полномочий по ст. IV «Обязан-
7 Предложения Российской Федерации к саммиту «Группы двадцати» в Лондоне (апрель 2009 года). Москва, Кремль, 16 марта 2009 г. URL:http://www. kremlin. ru/text/docs/2009/03/213992. shtml (дата обращения: 16.03.2009).
8 Diez Propuestos. URL: http://www. londonsummit. gov. uk/en/ global-update/cp-spain/posicion-de-espana/diez-propuestas/ (дата обращения 25.03.2009).
ности государств по валютному режиму», ст. VI «Переводы капитального характера» и ст. VIII «Общие обязательства стран-членов». Основу надзорной деятельности МВФ составляет система аналитического представления информации о состоянии национальных экономик на базе двух форматов данных МВФ — Генерального и Специального стандартов на распространение данных, а также принятого в 1999 г. Руководства по международным резервам и международной ликвидности и Руководства по подборке индикаторов финансовой устойчивости, работа над которым началась в 2002 г.
На сегодняшний день оба стандарта на распространение данных МВФ обоснованно закрепили за собой статус самых всеобъемлющих и консолидированных массивов официальной статистики по системам национальных счетов — как по составу стран-подписантов, так и сферам подотчетности. Число государств, представляющих метаданные МВФ в соответствии с требованиями Генерального стандарта, по итогам 2008 г. достигло 106 (или двух третьих всех стран—членов МВФ); Специального стандарта — 64. Периодичность обновления информации варьируется от одного месяца (для статистики органов денежно-кредитного регулирования) до квартала (для статистики платежного баланса) и календарного года. При этом гармонизация национальных систем счетов в рамках стандартов МВФ, фактически, носит сквозной характер. Объединение данных в «метамассивы» (по секторам экономики, направлениям регулирования и т. д.) основано на соблюдении серии международных стандартов (от типологии видов экономической деятельности Международной организации труда, услуг Всемирной торговой организации (ВТО), классификаторов ИСО до Гармонизированной системы внешнеторговых операций Всемирной таможенной организации), значительная часть которых адаптирована в национальных системах подотчетности (например, Гармонизированная система ВТО положена в основу ТН ВЭД РФ). Такой подход, несомненно, не только существенно упрощает поиск информации для внешних пользователей, но и облегчает международные сопоставления в целях анализа экономической среды. В 2000 г. была также запущена совместная с ММБР и БМР информационная база по статистике внешнего долга в режиме открытого доступа. Аналитико-технологическую поддержку этой системе обеспечивает Программа оценки финансового сектора (ФСАП) МВФ и МБРР, стартовавшая в мае 1999 г.
Новой доминантой надзорных компетенций МВФ стала разработка и внедрение стандартов деятель-
ности государственных органов (Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности денежно-кредитной и финансовой политики, Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности фискальной политики) в координации и при сотрудничестве с другими МФО и объединениями профучастников международных рынков (табл. 1).
Информируя общество о проведении денежно-кредитной и фискальной политики, эти кодексы надлежащей практики призваны содействовать пониманию целей финансовых властей со стороны экономических агентов, повышая тем самым эффективность государственной политики. Одной из рекомендаций, например, является упор на подготовку существенной и значимой информации для общественности. Ужесточение требований к раскрытию информации центральными банками, например, совпало по времени с радикальным переворотом в области связи и расширением доступа к электронным средствам информации. В сентябре 1996 г. Банк международных расчетов (БМР) открыл свой официальный сайт, на котором разместил информацию о присутствии центральных банков в сети Интернет. Список БМР в то время включал только 10 центральных банков из Австрии, Бразилии, Великобритании, Гонконга, Индии, Канады, Мексики, Новой Зеландии, США и Эстонии. К июлю 2006 г. обладателями сайтов в сети Интернет стали уже 159 центральных банков. В настоящее время Интернет превратился в один из основных каналов коммуникации центральных банков с обществом. Таким образом, опора на надзорные функции МВФ является необходимым условием обеспечения прозрачности как деловых практик, так и действий регуляторов всех уровней, что делает их поведение более понятным и предсказуемым для всех субъектов МЭО, а, следовательно, повышает их ответственность за принимаемые решения и совместные действия.
Однако перспективы укрепления механизмов многостороннего регулирования МВФ на основе легитимности при действующей системе квот и голосов не внушают оптимизма. В настоящее время пятерка стран—держателей крупнейших квот (более 10 млрд СДР) представлена США, Японией, Францией, ФРГ и Великобританией, совокупная доля которых эквивалентна 39 % Уставного капитала МВФ [8]. Следующая пятерка стран — владельцев квот размером более 5 млрд СДР представлена Италией, Канадой, Саудовской Аравией, Китаем и Россией, общий вклад которых составляет около 32.7 млрд СДР, что в два раза превышает совокупную долю всех 32 латиноамериканских государств — членов Фонда.
Таблица 1
стандарты деятельности государственных органов
организация стандарт
МВФ General Data Dissemination Standard (1996) Special Data Dissemination Standard (2000) Guide on External Debt Statistics and International Monetary Liquidity (2000) Code of Good Practices on Fiscal Transparency (1999) Code of Good Practices on Transparency in Monetary and Financial Policies (1999)
ОЭСР Principles of Corporate Governance (ad hoc) Code of Liberalisation of Current Invisible Operations (2004) Code of Liberalisation of Capital Movements (2007)
Комиссия ООН по международному праву (ЮНСИТРАЛ) Principles and Guidelines for Effective Insolvency and Creditor Right System (2003)
Базельский комитет The Core Principles for Effective Banking Supervision (1997)
Международная организация комиссий по рынку ЦБ (ИОСКО) The Objectives and Principles of Securities Regulation (1998) International Disclosure Standards for Cross-Border Offerings and Initial Listings by Foreign Issuers (1998)
Комитет по платежным и расчетным системам The Core Principles for Systematical Important Payment Systems (2001) Recommendations for Securities Settlement Systems (2001)
Международная служба по борьбе с оборотом нелегальных финансов (ФАТФ) Anti-Money Laundering 40 Recommendations + 8 Special Recommendations on Combating Terrorism (2002)
Международный совет по бухгалтерским стандартам (ИАСБ) International Accounting Standards (1999)
Международная федерация бухгалтеров International Standard on Auditing (ad hoc)
Международная ассоциация органов страхового надзора Insurance Supervisory Principles (1997)
Источник: составлено автором.
В итоге на долю 17 участников (США и стран ЕВС) приходится более 50 % его Уставного капитала, в то время как совокупный вклад наиболее динамично развивающихся экономик мира (Китая, Индии, Бразилии и России) составляет лишь 8,7 %. При этом у представителей США, Великобритании, Франции и ФРГ сосредоточено 38,6 % голосов. Принимая во внимание правило определения «квалифицированного большинства» (85 % голосов), которым руководствуются главные органы МВФ, следует отметить, что только США обладает правом вето в 16,77 % голосов. Заключая в себе явное противоречие принципам демократичности и равномерной ответственности за принятие решений, это правило наделяет единственного участника полномочиями, по силе воздействия сравнимыми с владельцем контрольного пакета коммерческой корпорации, что резонирует с экономической природой МВФ как субъекта многостороннего регулирования. Более того, в частных финансовых институтах миноритарные акционеры широко используют процедуры консолидации своих пакетов и паев. Право вето такой подход делает ничтожным.
При расчете квот стран — участниц МВФ сегодня применяет следующие формулы:
Bretton Woods: Q1 = (0.017+ 0.025R + 0.05P + + 0.2276 FC) (1 + C/7);
Scheme III: Q2 = (0.00657+ 0.0205125R + + 0.078P + 0.4052 FC) (1 +C/7);
Scheme IV: Q3 = (0.00457+ 0.03896768^ + 0.07P + + 0.76976 FC) (1 +C/7);
Scheme M4: Q4 = 0.0057+ 0.042280464R + +0.044 (P + C) + 0.8352 FC;
Scheme M7: Q5 = 0.00457+ 0.05281008^ + + 0.039 (P + C) + 1.0432 FC; где 7— ВВП в текущих рыночных ценах предыдущего года,
R — средний за предыдущий год объем официальных золотовалютных резервов,
P — среднегодовые за предыдущие 5 лет платежи по Счету текущих операций;
C — среднегодовые за предыдущие 5 лет поступления по Счету текущих операций;
FC — вариация текущих поступлений, определяемая как стандартное отклонение центрального за последние 5 лет средних значений за 13-летний период.
Использование сразу 5 формул расчета с разными весами базовых компонентов придает схеме расчета явно выраженную неоднозначность, а ее результатам — низкую транспарентность, создавая почву для трансформации внутрикорпоративных разногласий в конфликты глобального масштаба. Вместе с тем при сегодняшней дифференциации на-
циональных экономик по уровню благосостояния и развития внутренних рынков адекватно определить вклад каждого государства во всех сферах МЭО становится все сложнее. В частности, некоторые эксперты предлагают включить в расчет квот показатель численности населения, ВВП рассчитывать по паритету покупательной способности (а не в текущих рыночных ценах), учитывать реальные расходы МВФ в валюте каждого из участников — взамен показателей открытости национальных экономик, а также изменить весовые значения базовых компонентов с учетом вклада государств в мировую торговлю и движение капитала [10]. На конференции Фонда Брукинга (март 2007 г.) Р. Брант [2], например, предложил альтернативную формулу, с помощью которой предполагается определять «относительный статус» стран-членов с помощью таких ее компонентов, как: ВВП по текущему курсу и по паритету покупательной способности, трансграничные переводы по внешнеторговым операциям на валовой основе, международные резервы и уровень благосостояния (подушевой доход). Проведенные автором расчеты для стран с высоким уровнем дохода на душу населения дали наивысшие показатели. Самый широкий разброс обнаружился в группе со средним доходом — наибольший прирост квот дал расчет по численности населения (47,7 %), второй — по международным резервам (40,4 %), и пятикратное повышение доли ВВП по ППС9. В итоге голосующие возможности развитых и развивающихся стран могли бы распределиться как 59,3 % к 40,7 %, соответственно, несмотря на шестикратный разрыв по численности населения и превышение на 35 % по международным резервам в пользу последних, трехкратный разрыв по ВВП в текущих рыночных ценах (по ППС превышение лишь на 2,8 %) и двукратное по внешнеторговым потокам в пользу развитых стран.
На ежегодном собрании Совет исполнительных директоров Фонда (сентябрь 2006 г.) положил начало легитимизации инициатив по реформированию системы квот и голосов МВФ. В первоочередном порядке прозвучало, а затем и было одобрено Советом управляющих предложение о специальной эмиссии СДР для Китая, Ю. Кореи, Мексики и Турции (на 27, 79, 22 и 24 % от текущей квоты в Уставном капитале, соответственно), став, по мнению на тот момент директора-распорядителя Р. Рато, признаком «готовности Фонда отвечать на вызовы меняющейся глобальной экономики» [7]. 28 марта 2008 г. квалифицированным большинством Совет
9 Ibid. P. 14.
управляющих МВФ принял пакет инициатив по пересмотру формулы расчета квот стран-участниц:
1) основными показателями оценки вклада государств в МВКО становятся их доля в мировой ВВП, поступления по счету текущих операций и «международные резервные активы и другая ликвидность» центрального банка;
2) показателю ВВП присваивается весовое значение в 50 %, внешнеторговой квоте — 30 %, вариациям текущих поступлений от текущих операций — 15 % и международным резервам — 5 %;
3) расчет ВВП на 40 % будет производиться по ППС и на 60 % — в текущих ценах. Согласно предварительным расчетам экспертов
МВФ, в результате пересчета квот по новым правилам 135 стран получат в совокупности повышение их «голосующих возможностей» в МВФ на 5,4 % [11]. Наиболее существенный прирост квот последует для Ю. Кореи (на 106 %), Сингапура (63 %) и Турции (51 %), что, однако, не приведет к соразмерному увеличению их голосов (хотя бы на один процентный пункт (табл. 2)). Снижение квот затронет весьма ограниченный круг из 10 государств, среди которых помимо развитых стран в лице Великобритании, Франции и Канады и др., фигурируют также Россия, С. Аравия и Венесуэла.
При этом, если развитые страны смогут нивелировать этот негативный эффект реформы простой консолидацией голосов в рамках интеграционного объединения, то без пересмотра правила «квалифицированного большинства» перспективы компенсировать потери развивающихся государств неясны. Кроме того, понижение «относительного статуса» С. Аравии и Венесуэлы, а также России несколько контрастируют с реальной ситуацией в современной системе мирохозяйственных связей. Суммарные официальные международные резервы (ОМР) развивающихся экономик превышают 5 трлн долл. США или две трети ОМР мира (по итогам 2008 г.). Помимо Китая и Японии в тройку обладателей крупнейших резервов со второй половины 2007 г. входит Россия. Согласно оценкам аналитиков инвестиционного банка UBS, к 2012 г. международные резервы Китая вырастут до 3,3 трлн долл. США, Японии — 1,6 трлн долл. США, России — 800 млрд долл. США10.При оценке показателей внешнего сектора, однако, следует учитывать многомерность их основания — с одной стороны, они отражают структурные условия национальной
10 URL: http://www. ubs. com/1/e/investors. html (дата обращения: 12.12.2008).
Таблица 2
Предварительные итоги пересчета «голосующих возможностей» стран — членов МВФ в рамках согласованной в 2008 г. схемы
Показатель Квоты, % Голоса, %
Страна Номинальное От текущей Доля в уставном От текущей Доля в общем
изменение, % квоты капитале квоты количестве голосов
Австралия - -0.16 1.36 -0.19 1.40
Бельгия - -0.22 1.93 -0.29 16.73
Бразилия 40.0 0.36 1.78 0.31 1.72
Великобритания - -0.52 4.51 -0.64 4.29
Венесуэла - -0.13 1.12 -0.18 1.31
Индия 40.0 0.50 2.44 0.42 2.34
Испания 32.0 0.26 1.69 0.15 0.61
Канада - -0.31 2.67 -0.37 2.56
Китай 49.6 1.02 4.00 0.88 3.81
Мексика 40.2 0.31 1.52 0.22 1.63
Нидерланды - -0.25 2.17 -0.30 2.08
Россия - -0.29 2.49 -0.35 2.39
С. Аравия - -0.34 2.93 -0.41 2.80
Сингапур 63.2 0.19 0.59 0.13 0.53
США 13.2 0.29 17.67 0.18 0.59
Турция 51.0 0.16 0.61 0.12 6.23
Франция - -0.52 4.51 -0.64 4.29
Швейцария - -0.17 1.45 -0.26 1.86
Ю. Корея 106.1 0.65 1.41 0.61 1.36
Япония 17.4 0.33 6.56 0.27 1.47
Источник: составлено автором. Press Release No. 08/64. IMF: Washington, DC, March 28, 2008.
экономики и одновременно являются продуктом действия рыночных сил. Свобода ценообразования, например, как стимулирует повышение качества готовых изделий в ответ на ужесточение конкуренции с последующим расширением рынков сбыта, так и порождает зеркальный эффект в условиях «сжатия» покупательской способности. С другой стороны, измерители внешнеторгового оборота более других макроэкономических величин подвержены влиянию внешних шоков. Так, снижение внешнеторгового оборота России за первый квартал 2009 г. более чем на 7.4 % вписывается в общемировые тенденции (по оценкам ВТО, темпы спада мировой торговли в 2009 г. составят 9 %)11.Следовательно, часть характеристик внешнего сектора обусловлена структурой национальной экономической системы и потому изменения их значений отложены во времени; другая же их часть подвержена краткосрочным рыночным реакциям, а потому способна лишь постфактум отразить структурные сдвиги мировой экономики.
Таким образом, реформа системы квот и голосов МВФ призвана, во-первых, сбалансировать его механизм принятия решений, сделав его более демократичным и адекватным реалиям современ-
11 Press Release/ 554. World trade 2008, Prospects for 2009.
Geneva, 23 March 2009. P. 1.
ной мировой экономики; во-вторых, повысить эффективность инструментария международной координации на основе принципов легитимности. Центральная роль в этой реформе обоснованно отводится ревизии методики расчета квот, поскольку напрямую затрагивает интересы всех стран — участниц МВФ, с одной стороны; и формирует финансовую базу для операций Фонда, — с другой.
Амбивалетность процесса глобализации, ранее свойственная развивающимся рынкам, к сегодняшнему дню становится объективной реальностью и для индустриально развитых государств. Подключение первых к гигантским потокам трансграничного капитала, зачастую сопоставимых с емкостью их внутренних рынков и превосходящих государственные бюджеты, сопровождается ростом стоимости администрирования конкурентной среды. Регуляторы всех уровней мировой финансовой системы сталкиваются с трансформациями рыночных реакций — снижение абсорбирующих возможностей мировых финансовых центров (способность в кратчайшие сроки сузить спреды между котировками корпоративных облигаций и государственных ценных бумаг за счет аллокации риска дефолта). При этом, если у развивающихся экономик накоплен определенный опыт адаптации национальных систем и рынков
к вызовам и неопределенностям глобализации, то для таких государств, как США и ЕС, «глобальная экспансия в виде усиливающейся интеграции и технологического прорыва являются долгосрочными вызовами для их экономических властей»12.
В условиях подобной разбалансировки глобального механизма перераспределения капитала инструментарий инвестиционной деятельности мВФ как никогда ранее востребован на всех уровнях организации мировой финансовой системы — от вовлечения средств Фонда в совместные кредитные интервенции центральных банков до «очистки» балансов системных банков через скупку так называемых «токсичных активов» (деривативов, базовым активом для которых выступают проблемные обязательства и долги). Первым шагом в этом направлении должно стать расширение перечня валют вложений с внесением соответствующей поправки в ст. XII Устава МВФ, которая предписывает Фонду размещать средства исключительно в «свободно используемых валютах» (сегодня критериям таких валют ст. XXX (f) удовлетворяет доллар США, евро, фунт стерлингов и японская иена) и «рыночные обязательства стран-членов или международных организаций» [6]. Это устранит ряд административных барьеров в деятельности Фонда — во-первых, получать одобрения государств при каждом размещении средств в их валюте; во-вторых, приобретать облигации, номинированные только в СДР или валютах, использованных ранее. Легитимизация означенных инициатив Совета исполнительных директоров требует внести изменения в Устав МВФ [14]:
1) закрепить за Советом исполнительных директоров компетенции по управлению Инвестиционным счетом в части принятия решений об объемах и инструментах вложений, разработки инвестиционной стратегии;
2) провести генерализацию доходов от операций с золотыми активами, предусмотренных ч. F ст. XII Устава, на Инвестиционном счете (с 7 апреля 2008 г. это выручка, эквивалентная балансовой стоимости золота (по цене покупки) отражается на Основном счете ресурсов, а дополнительные доходы в форме положительной курсовой разницы — на Инвестиционном счете);
3) изложить § 3 ч. F ст. XII Устава в следующей редакции: «наделить Фонд правом выбора валют вложений без последующего внесения поправок в Устав»;
12 Geithner T. Global Economic Integration: The opportunities and the challenges. Federal Reserve Bank of New York: New York. April 17 2007. Р. 1.
4) наделить Фонд полномочиями в рамках ст. XII Устава проводить конверсионные операции с валютами, размещенными на Инвестиционном счете в инвестиционных целях;
5) квалифицировать 70 % голосов как «голосующее большинство» при голосованиях по вопросам Инвестиционного счета (вместо 85 %). Полноценная реализация расширенных полномочий инвестиционного мандата МВФ определяется его ресурсной базой, которую сегодня образуют 154 млрд СДР по Генеральным соглашениям о займах, 102 млрд СДР «неподтвержденных обязательств стран-членов», 67 млрд СДР по годовым форвардным соглашениям и порядка 16 млрд СДР на счетах специальных фондов — итого — 339 млрд СДР (или около 506 млрд долл. США)13, что по меркам мирового рынка ссудных капиталов представляется несоразмерным требованиям, предъявляемым к мегарегуляторам регулятора и ведущим операторам торговых площадок (внутридневной оборот только мирового валютного рынка превышает 3,2 трлн долл. США). Поэтому вполне закономерной доминантой реформы мВФ является увеличении его ресурсов, согласованное решение о котором было принято по результатам саммита «Группы двадцати» (апрель 2009 г., Лондон) и отражено в положениях специального коммюнике по вопросам финансирования деятельности МФО. Достигнуты договоренности об укреплении капитала Фонда [4] на 1,1 трлн долл. США в форме: прямых взносов стран-доноров на 250 млрд долл. США;расширения стандартных соглашений о займах на 500 млрд долл. США; наделения Фонда полномочиями по привлечению средств на мировом рынке капитала (в том числе путем размещения ЦБ); и дополнительной эмиссии СДР на сумму в 250 млрд долл. США, 100 млрд долл. из которых должны быть полностью распределены между развивающимися странами.
Вместе с тем детализация отдельных положений принятых решений закономерно вызывает ряд критических замечаний. Отсутствие четко установленных страновых обязательств по аккумуляции 500 млрд долл. США для целей расширения соглашений о займах МВФ и дополнительной эмиссии СДР расшатывает и без того «хрупкие» конструкции плана действий «Группы двадцати», поскольку порождает конфликт между национальными интересами участников объединения и их финансовыми возможностями. Для развитых стран подобная неопределенность создает весьма благоприятную ситуацию
13 IMF Financial Activities - Update April 30, 2009. URL: http://www. imf. org/external/np/tre/activity/2009/050109. (дата обращения: 4.05.2009).
для дальнейшей эскалации своего присутствия в МВФ по каналам финансирования доходной части его бюджета. Так, 17 февраля 2009 г. было подписано двухстороннее соглашение с Японией о займе в 100 млрд долл. США, а 25 апреля министр финансов США Т. Гайтнер на заседании Комитета по международным валютным и финансовым вопросам Конгресса США выступил с ходатайством о выделении 100 млрд долл. США в целях участия в Новых соглашениях о займах (НСЗ)14. Для других — самоустранение от финансирования специальной эмиссии СДР может окончательно лишить мировое сообщество шанса сбалансировать механизм принятия решений МВФ, а, следовательно, принимать непосредственное участие в формировании нового финансового порядка. Так, 3 апреля 2009 г. в своем отчете председателю Правительства РФ Министр финансов РФ А. Л. Кудрин подтвердил «отсутствие обязательств России в рамках тех новых ресурсов, которые мировое сообщество намеревается собрать»15.
В настоящее время стандартные соглашения о займах МВФ (генеральные и новые) заключает с 26 государствами, в число которых входят только две страны «с развивающейся экономикой и формирующимся рынком» по классификации МВФ (С. Аравия и Кувейт). Знаковым в этой связи стало участие в первом после саммита «Группы двадцати» заседании представителей стран — участниц НСЗ как «приглашенные стороны» шести потенциальных кредиторов — Аргентины, Бразилии, Индии, Китая, Мексики, России, ЮАР и Турции. По мнению заместителя генерального директора Международного бюро Министерства финансов Японии Д. Накао, встреча носила конструктивный характер, поскольку отражала «общее согласие с тем, что НСЗ необходимо расширить и увеличить ресурсы НСЗ на сумму до 500 млрд долл. США» 16. Был проведен предварительный обмен мнениями о возможной модификации НСЗ таким образом, чтобы «потребность в повышении гибкости этого механизма уравновешивалась с необходимостью защитить интересы участников»17. В свою оче-
14 Statement by Secretary T. Geithner at International Monetary and Financial Committee (IMFC) Meeting, April 25, 2009. P. 4.
15 Стенограмма рабочей встречи Председателя Правительства РФ В. В. Путина с Зам. Председателя Правительства России, Министром финансов России А. Л. Кудриным. URL: http:// www. government. ru/content/governmentactivity/mainnews/arch ive/2009/04/04/3820918.htm (дата обращения 04.04.2009).
16 Press release No. 09/143. IMF: Washington, DC, April 24, 2009.
17 Press release No. 09/143. IMF: Washington, DC, April 24,
2009.
редь такой подход должен придать определенный импульс активизации вовлечения потенциальных участников в НСЗ, среди которых может фигурировать и Россия. Спустя три дня после заседания «Группы 26» Президент РФ Д. А. Медведев дал поручения Правительству и ЦБ РФ разработать предложения «о размещении финансовых активов РФ в облигации МВФ и обеспечить реализацию интересов РФ в ходе дальнейшего реформирования системы квот и голосов МВФ»18.
Укрепление ресурсной базы МВФ имеет и чисто институциональные основания — согласно расчетам аналитиков фонда, в 2009—2010 гг. общий дефицит средств составит 400 млрд долл. США, часть которого предполагается компенсировать за счет реализации инициатив по оптимизации модели операционной деятельности. 6 мая 2008 г. на внеочередной сессии Совета управляющих МВФ 176 стран-членов приняли план действий по реформированию принципов операционной деятельности МВФ, базирующегося на «новой модели инвестиционной деятельности» [12], стержневым элементом которой призван стать модернизированный бюджет, доходная часть которого будет сформирована за счет:урезания чистых административных расходов МВФ на 13,5 % в течение трех лет [13];продажи золотых запасов МВФ в размере 403,3 т; оптимизации бюджетной структуры (рис. 1).
За счет предложений о секвестре расходной части бюджета МВФ административные траты могут быть сокращены на 100 млн долл. США, 67 % которых высвободятся за счет сокращения выплат персоналу (в том числе 27 млн долл. в форме вознаграждений и бонусов сотрудникам и 16 млн долл. за счет сокращения числа временных программ) и 33 % за счет накладных расходов. Очевидно, что вектор оптимизации организации структуры МВФ направлен на укрепление его надзорных функций — менее 9 % секвестра расходов бюджета ложится на статьи «Многосторонний надзор», при том, что на реализацию мер «регионального надзора» в 2008—2011 г. расходы возрастут на 18 % [16].
Из своего неснижаемого с 2001 г. золотого запаса в 3,217 т (3-й после США и ФРГ показатель в мире, практически в 6 раз превышающий аналог ЕЦБ) [17] МВФ предлагает продать 403,3 т золота, а полученный доход направить в специальный «золотой фонд» («эндаумент»), что при текущей цене
18 Перечень поручений по итогам встречи глав государств и правительств стран-членов «Группы двадцати» в Лондоне, 1—2 апреля 2009 г.
URL: http://www. kremlin. ru/text/docs/2009/04/215504.shtml (дата обращения 27.04.2009).
Проценты Инвести- Продажи
к ционный золота
получению счет
z:
Расширенный
инвестиционную деятельность
Возмещение расходов по креди-пеж^й^хоааея^ сионной основе
Прибыль
Проценты к выплате (комиссионные)
Административные расходы
^ — новые элементы бюджетной структуры МВФ. Источник: составлено автором. Press release No. 08/74. IMF: Washington, DC, April 7, 2008.
Рис. 1. Схема доходной части бюджета МВФ с 2009 г.
в 887 долл. США за тр. унцию (среднее значение по котировкам на покупку и продажу Лондонского золотого фиксинга на 2 мая 2009 г.) потенциально генерируют 11 - 12 млрд долл. США. В условиях нисходящей траектории мирового делового цикла золото прочно закрепило за собой статус «чрезвычайного актива», что обусловлено отрицательной корреляцией с ценами основных финансовых инструментов - акций и облигаций (индикаторами колебаний их стоимости выступают «индексы широкого рынка» (рис. 2), и низкой волатильностью котировок как гаранта стабильности вложений.
Это позволяет с высокой долей вероятности сделать заключение о том, что в ближайшие 1-2 года цена золота будет колебаться в довольно широком, но устойчиво высоком диапазоне от 700 до 1 000 долл.
США за тр. унцию (с учетом низкой корреляции с рынком нефти и практически нулевой — с рынками других драгоценных металлов), что повысит рентабельность продаж золотого запаса МВФ.
Вместе с тем для реализации предложенных инициатив по формированию «золотого фонда» остается неурегулированным целый ряд практических вопросов: разработка согласованной со странами — участницами «Золотого соглашения II» временной схемы продаж золота; лигитими-зация решения об объемах продаж и инструментах в государствах, способных наложить вето в Совете исполнительных директоров (Конгрессе США). В рамках «Золотого соглашения II» 16 центральных банков, срок действия которого истекает 26 сентября 2009 г., МВФ как ассоциированный член не имеет права превышать общую квоту ежегодных продаж золота в 500 т и в совокупности за истекший пятилетний период — 2 500 т. Согласно данным официальной статистики, на сегодня страны-участницы выбрали более 70 % установленных квот (рис. 3). Неиспользованный переходящий остаток оценивается приблизительно в 250—260 т за истекший период, минус 150 т, которые проданы ЦБ Франции и ЕЦБ в марте — апреле 2009 г. Следовательно, МВФ потенциально имеет право реализовать большую часть из 403,3 т золота на открытом рынке уже в текущем году, при соблюдении, однако, императива «об уже принятом или подлежащем принятию решении по объемам продаж».
Таблица 3
Рыночные продажи золота государств — участниц «Золотого соглашения II» в 2004 — 2009 гг., т
Gold (US$)
Источник: Gold Investment Digest. WGC: London, April 2009. Р. 7.
Рис. 2. Индексы широкого рынка США и цена золота (с 2008 г. по март 2009 г.)
Продавец 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Австрия 10 5 13.8 4.7 - -
Бельгия - 30 - - - -
ЕЦБ - 47 80 79 - 91*
Испания - 65.6 41 135 - -
Нидерланды - 82.6 54 - 9 -
Португалия 55 45 34.8 - - -
Франция 35 159.5 106 104.8 103 64*
ФРГ 6.3 5.5 4.3 5 5 -
Швейцария 279 64.2 - 145 94 -
Швеция - 17 10 30 14.7 1
* Заявленный к продаже объем, из которого на 1 июня ЕЦБ реализовал 35.5 т, банк Франции — 21.7 т.
Источник, составлено автором: World gold holdings — volume and value. WGC. URL: http://www.reserveasset.gold.org/.
Сегодняшний вариант решения о продаже золота МВФ был принят Советом управляющих «в пакете» — реализовывать же конкретные его положения будут 24 исполнительных директора, восемь из которых единолично представляют интересы индустриально развитых стран (США, Великобритания, ФРГ, Франция и Япония), владеющих 38,4 % «голосов» Фонда, и развивающихся стран (Китай, С. Аравия и Россия), владеющих 9,5 % «голосов». Остальные директора выражают интересы стран-членов на консолидированной основе. Следовательно, «доминирующее большинство» «в лице» США и ЕС, по существу, и определяет механизм практической реализации решений Совета управляющих. Кроме того, США единолично обладает правом вето (16,77 % голосов). Поэтому, прежде всего, МВФ заручился поддержкой Министерства финансов США, представитель которого Д. Маккормик в своем письме для Института международной экономики им. Дж. Питерсона (28 февраля 2008 г.) приветствовал «расширение доходных статей Фонда», заметив при этом, что в создаваемом специальном фонде МВФ сможет ежегодно аккумулировать приблизительно 250 млн долл. США19, что составляет около 2 % от текущей рыночной стоимости предлагаемого к продаже объема физического золота. Вероятнее всего, Д. Маккормик подразумевал доходы по операциям с золотыми сертификатами, от использования золота в качестве залогового обеспечения, гарантийного покрытия или «золотых оговорок» по выдаваемым кредитам.
В качестве альтернативного варианта использования золота можно было бы предложить своп соглашения со странами — подписантами Соглашений о займах со следующей конструкцией — положим, что активная часть денежного потока номинирована в валюте страны-донора или третьей страны, тогда цена плавающей «ноги» свопа привязана к рыночной цене золота или индексирована с учетом котировок индексных золотых фондов; при фиксированной цене «ноги» — золото выступает как базовый актив стандартного производного финансового инструмента. Во-первых, такой механизм позволяет избежать правовых коллизий в рамках положений Устава МВФ, исключающих использование золота как средства расчетов и платежей, поскольку золото выполняет функцию базы стоимостных сопоставлений. Во-вторых, подобное своп-соглашение позволяет последовательно решить две задачи — не реализовывать золото на открытом
19 URL: http://www.ustreas.gov/press/releases/hp838.htm (дата обращения 2.05.2009).
рынке, избежав тем самым избыточного давления на мировую цену, с одной стороны; и содействовать упрочению международной валютной ликвидности государств при исполнении пассивной части свопа на условиях «поставки базового актива».
Законодательный запрос о ратификации пакета инициатив по реформе МВФ был направлен министерством финансов в Конгресс США в ноябре 2008 г., и, согласно рекомендациям Комитета по финансовым услугам, поддержанным большинством представителей республиканской партии, расчетные суммы по потенциальным затратам (издержкам) США могут быть включены в федеральный бюджет 2010 г.20 при учете выводов Доклада Комитета по вопросам устойчивого долгосрочного финансирования МВФ, подготовленного под руководством А. Кро-кетта в декабре 2007 г.»21. Центральной идеей доклада А. Крокетта стала концепция «трех зон активной аккумуляции доходов МВФ», в рамках которой все виды деятельности Фонда обобщены по следующим магистральным направлениям:операции традиционного финансового института, привлекающего средства и размещающего их на срочной, возвратной и платной основе; функции поставщика общественных благ — укрепление мировой финансовой системы через механизмы макронадзора и поддержание информационно-аналитических систем; функции поставщика межстрановых услуг государствам-членам (в области технического содействия и кредитного сопровождения).
Специфика экономической природы МВФ для современной системы МВКО — это конвергенция функций наднационального «кредитора последней инстанции» с принципами «официальной помощи развитию», не предполагающих коммерциализации кредитных механизмов и практик. Тем не менее кредитные условия регулярных механизмов Фонда включают элемент ориентации на рыночные условия, поскольку минимальная индикативная ставка МВФ рассчитывается как сумма 3-месячной ставки Еврорепо, доходности по 3-месячным векселям казначейств США, Великобритании и дисконтируемым векселям Правительства Японии (с 5 февраля 2009 г.), взвешенным по долям валют их номинала в корзине СДР. Следовательно, депо-зитно-ссудные операции не могут стать основным источником прибыли МВФ, процентные доходы по которым должны покрывать лишь расходы по
20 Views and Estimates of the Committee on Financial Services on Matters to be Set Forth in the Concurrent Resolution on the Budget for Fiscal Year 2010. Washington DC, March 13, 2009. P. 13-27.
21 URL: http://www.ustreas.gov/press/releases/hp838.htm (дата
обращения 2.05.2009).
сопровождению кредитов, а «резервы на возможные потери» формируются в отсутствие международно признанных нормативов и стандартов22. В качестве альтернативного источника расширения доходной базы МВФ эксперты комитета А. Кро-кетта предложили учреждение специального фонда (первоначально эндаумента), формируемого за счет добровольных взносов стран-членов, но, предпочтительнее — аккумулирующего доходы от операций с золотом, которые должны отвечать ряду условий: объем продаж ограничен 400 т, которые были проданы в рамках реализации программы снижения долговой нагрузки беднейших стран ХИПС, а затем выкуплены на внебиржевом рынке в 1999 г. и, соответственно, не имеет каких-либо законодательных обременений; распределение продаж во времени должно производиться в рамках «Золотого соглашения II»; периодичность и инструментарий продаж не должны нарушать рыночного равновесия.
Выход МВФ на мировой рынок капитала в качестве эмитента ЦБ (уже в 2009 г. вероятно размещение первого в истории Фонда облигационного займа) не только изменит «ландшафт» мировых торговых площадок с появлением нового «эталонного игрока» наивысшего уровня кредитоспособности, но и окончательно закрепит за ним статус «наднационального кредитора последней инстанции». Согласно исследованию экономистов МВФ, сегодня большинство центральных банков мирового сообщества законодательно наделены полномочиями «кредитора последней инстанции», которые можно сформулировать как «дискретные операции по предоставлению ликвидности финансовым институтам (или рынку в целом) в ответ на негативные шоки, ведущие к аномальному росту спроса на денежные средства, которые при сложившихся обстоятельствах не могут быть извлечены из альтернативных источников» [5].
Эпизоды «многоступенчатых кризисов» (на фоне «кредитного сжатия» развивается банковский кризис и т. п.) последних десятилетий продемонстрировали, что для правительств формирующихся рынков средства «квазикредиторов последней инстанции» в лице МФО зачастую становятся единственным инструментом разрешения дилеммы — девальвация курса национальной валюты или коллапс банковской системы [9]. В условиях же дефицита ликвидности национального банковского сектора при низком в масштабах мирового финан-
22 Transcript of a Press Briefing on the Final Report by the Committee to Study Sustainable Long-term Financing of the IMF. Washington DC, January 31, 2007.
URL: http://www.imf.org/external/np/tr/2007/tr070131.htm (дата обращения 3.05.2009).
сового рынка уровне кредитоспособности частные заемщики развивающихся стран становятся заложниками нового феномена мировой экономики — «кредитной спирали» — когда для обслуживания ранее привлеченных иностранных кредитов с учетом роста номинальной стоимости основной суммы долга и капитализированных процентов как результата девальвации национальной денежной единицы требуется привлекать более значительные суммы. В частности падение курса российского рубля к доллару США приблизительно на 16 % в первом квартале 2009 г. (с 29.38 до 34.01 руб. за доллар) когерентно повысило совокупные внешние выплаты банков и нефинансовых предприятий на более чем на 2 трлн руб. 23. В свою очередь повышение долговой нагрузки компаний рефреном отражается на кредитном рейтинге первоначально долгового инструмента, а впоследствии в случае просрочки — в оценках риска дефолта всей компании, существенно сокращая возможности внешнего рефинансирования займов. В частности, переход из категории эмитентов инвестиционного уровня с долгосрочным рейтингом «Ваа» по международной шкале рейтингового агентства Moody's выражается повышением вероятности дефолта по таким долговым обязательствам на 15 %24, повышая тем самым надбавку к рыночным ставкам по привлекаемым на межбанковском рынке средствам на 1,5 — 2,5 %. Следовательно, можно говорить о переходе от относительно равномерно распределенного во времени процесса международного кредитования (основанного на принципах аннуитетного погашения, понижательной долговой нагрузки и т. д.) к спиралеобразному механизму валютно-кредит-ных отношений — от одного витка задолженности к следующему, более затратному, от рыночно обусловленных параметров долга к расширенной «кризисогенной» цене кредита.
В сложившейся ситуации переход к широкомасштабной реформе методик кредитования МВФ становится не столько «очередным пунктом» Плана действий «Группы двадцати», принятого в ноябре 2008 г., сколько вопросом жизнеспособности Фонда — конечной целью которой должно стать «устранение стереотипов заимствований у МВФ»25. В терминологии МВФ «предъявляемые
23 Рассчитано автором. URL: http://www.cbr.ru/statistics/ ?Prtid=svs (дата обращения 2.05.2009).
24 Probability of default ratings and loss given default assessments. Moody's Corporate Finance. Moody's: London, March 2009. P. 6.
25 Новые правила использования кредитов МВФ. Обзор МВФ. 13 апреля 2009 г.
URL: http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/survey/ so/2009/pol041309ar. pdf (дата обращения 17.04.2009).
условия» (макроэкономические и структурные) часто настолько многочисленны и детализированы, что неизбежно ослабляет вовлеченность страны в реализацию программ Фонда. Практика прямой увязки прогресса в реализации пакета стабилизационных мер государств-должников с объемами и сроками финансирования МВФ изобиловала задержками выдачи очередных траншей, что для делового сообщества служило сигналом отклонения от намеченного курса реформ, а, следовательно, нагнетало негативные рыночные ожидания. 13 апреля 2009 г. группа экспертов Фонда во главе с первым заместителем директора-распорядителя МВФ Д. Липски анонсировала пакет реформ кредитования МВФ, который призван «создать возможности для повышения эффективности сотрудничества стран в предотвращении и преодолении кризисов». Переориентация кредитных механизмов с постфактум на превентивные альтернативы нацелена на модернизацию кредитной стратегии Фонда в целом для формирования глобальных систем раннего предупреждения кризисных потрясений.
Примером своеобразного симбиоза двух регулярных механизмов кредитования Фонда стали «предупредительные» кредиты стэнд-бай, зарезервированные к 1 мая 2009 г. для Сербии, Коста-Рики, Сальвадора и Гватемалы, и сочетающие преимущества траншевого списания средств по линиям стэнд-бай (по мере необходимости в рамках национальной долговой стратегии) с новыми правилом «обусловленной необходимости обращения к заемным средствам» (без взимания дополнительных комиссий за период резервирования — до 24 мес.).
В рамках новых правил использования своих кредитов МВФ провозглашен переход к более мягкой системе «предъявляемых условий», и как конечной цели — упрощению процедур траншевого предоставления кредитных ресурсов. С 1 мая 2009 г. отменены структурные условия для всех кредитных продуктов МВФ (могут включать перечень мер в области банковского надзора, налогового администрирования и т. п.). При этом структурные реформы будут и впредь поддерживаться в рамках специальных программ Фонда. Кредитный мониторинг будет сосредоточен на основных целях программ внутренних реформ и преобразований стран-заемщиков взамен конкретных мер с жестко зафиксированными сроками реализации. Обзоры официальных органов становятся главным инструментом контроля за выполнением «предъявляемых условий» и запуска механизма «официального освобождения» для получения очередного транша. Впервые такой упрощенный подход был
апробирован при выделении Гибкой кредитной линии в Мексике в размере 47 млрд долл. США 17 апреля 2009 г., базовые параметры которой были анонсированы месяцем ранее (24 марта), что стало беспрецедентным для истории МВФ.
Список литературы
1. Bergsten F. C. Reforming The International Financial Institutions: A Dissenting View. / Hearing on the Final Report of the International Financial Institution Advisory Commission/ Committee on Banking, Housing and Urban Affairs United States Senate, March 9, 2000.
2. Bryant R. C. Key features for governance reform of the IMF. IMF: Washington, DC. March 27, 2007.
3. Camdessus M. Toward a new Financial Architecture for a globalized world. Royal Institute of International Affairs. London, May 8, 1998.
4. Declaration on delivering recourses through the international financial institutions. G20. London, 2 April 2009.
5. Emergency Liquidity Support Facilities. IMF Working Paper N 00/79. IMF: Washington, DC. April 2000.
6. IMF Articles of Agreement. Art. IV. 1 (iii), Art. XII, Art. XXX (f). IMF: Washington, DC.
7. IMF Executive Board recommends quota and related governance reforms. Press Release No. 06/189. September 1, 2006.
8. International Financial Statistics. IMF: Washington, DC, January 2008. Quotas—Updated Calculations. IMF: Washington, DC. August 4, 2006.
9. Jeanne O, Ch. Wyplosz. The international lender of last resort: how large is large enough? NBER Working Paper N 8381. NBER: Cambridge, July 2001.
10. Linn J. F, Bradford C. I. The next phase of IMF reform. // Washington Post, September 27, 2006.
11. Press Release No 08/64. IMF: Washington, DC, March 28, 2008.
12. Press release No 08/101. IMF: Washington, DC, May 6, 2008.
13. Press release No 08/74. IMF: Washington, DC, April 7, 2008.
14. Report of Managing Director to the International Monetary and Financial Committee on a new income and expenditure framework for IMF. IMF: Washington, DC, April 9, 2008.
15. RogoffK. International institutions for reducing global financial instability. NBER Working Paper N 7265. NBER: Cambridge, July 1999.
16. Statement by the Managing Director on Strategic directions in medium-term budget. IMF: Washington, DC, April 12, 2008.
17. World official gold holdings. World Gold Council. London, March 2009.