Научная статья на тему 'Значение международных банков в современной экономике'

Значение международных банков в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1763
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение международных банков в современной экономике»

гарантируется наиболее целесообразный и экономный порядок удовлетворения ряда социально-экономических потребностей по сравнению с удовлетворением их в порядке централизованного управления.

Специфика местных бюджетов в экономическом методе управления, отличающаяся от других, в том числе и финансовых методов, связана с перераспределительным характером бюджетных отношений. Через их систему перераспределяются средства между отраслями народного хозяйства, территориями, производственной и непроизводственной сферами, различными слоями населения, что определяет масштабы и действенность влияния бюджетных рычагов на социально-экономические процессы в регионе.

Как экономические методы управления, местные бюджеты способны количественно и качественно влиять на региональные социально-экономические процессы. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов, т.е. возможности определяются объемом средств, концентрируемых в бюджетном фонде. Изменяя размеры финансовых ресурсов, оставляемых в распоряжении субъектов хозяйствования, административно-территориальных единиц, устанавливая направления наиболее эффективного вложения средств, добиваясь распределения финансовых ресурсов в соответствии с намеченными целями, местные органы власти могут воздействовать на территориальное развитие в желаемом направлении.

Качественная сторона воздействия предполагает активное влияние системы Доходов бюджета и форм финансирования на интересы различных субъектов хозяйствования. Так, в местных бюджетах аккумулируется основная часть поступлений от населения, что позволяет проводить активную социальную политику, воздействовать на улучшение жизненного уровня населения, осуществлять контроль за их доходами. Отмена или введение новых форм изъятия средств в местные бюджеты может способствовать решению поставленных органами управления задач.

Количественная сторона воздействия местных бюджетов на уровень территориального социально-экономического развития позволяет рассматривать их в качестве экономического регулятора, а возможности качественного влияния дают основание говорить о них, как об инструменте стимулирования.

Потребность в регулировании связана с изменчивостью структуры региональной экономики, невозможностью обеспечения оптимальных территориальных пропорций путем сохранения существующих темпов развития. В связи с тем, что формирование и использование бюджетных средств опосредует процесс расширенного воспроизводства, местные бюджеты способны активно влиять на стоимостные пропорции, складывающиеся во всех подразделениях региональной экономики. С помощью бюджетных рычагов регулируются условия производственных процессов у всех субъектов хозяйствования (через налоговое регулирование), изменяются отраслевые и территориальные пропорции. Будучи инструментом перераспределения финансовых ресурсов, местные бюджеты могут оказывать решающее воздействие на создание финансовых предпосылок для осуществления крупных структурных сдвигов в экономике регионов.

Переход к рыночным механизмам хозяйствования потребовал существенного пересмотра функций бюджетов различного уровня. Бюджет должен быть освобожден от несвойственной ему в рыночной системе функции непосредственной организации производства. Даже прямое государственное управление должно осуществляться на основе экономических критериев и приоритетов, качественные изменения должен претерпеть весь механизм бюджетного финансирования по следующим направлениям:

- во-первых, сокращение бюджетных расходов на прямое финансирование расширения действующих производственных мощностей;

- во-вторых, переход в перспективе к модели бюджетного субсидирования и кредитования структур государственного сектора, работающих на принципах хозрасчета.

В условиях активного функционирования товарно-денежных отношений территориальная бюджетная политика должна базироваться на четком и однозначном разграничении коммерческих и некоммерческих направлений бюджетных расходов.

Через налоговую систему изъятия доходов у субъектов хозяйствования местные бюджеты оказывают воздействие на процессы производства на всех предприятиях, расположенных на данной территории. Тем самым создаются условия заинтересованности местных органов власти в результатах деятельности хозяйствующих субъектов, а, следовательно, и предпосылки для сочетания территориальных, ведомственных, коллективных и личных интересов.

В современных условиях объективной необходимостью является формирование действенной системы экономического управления, что предполагает совершенствование всей совокупности экономических рычагов, в первую очередь, бюджетных, обладающих значительным потенциалом активного воздействия на условия общественного воспроизводства и его участников. Согласованная реализация всех конкретных форм использования экономических методов управления даст возможность реально влиять на экономику страны, регулировать ее развитие в соответствии с целями и задачами, выдвигаемыми объективным ходом развития общества.

Багомедов М.А.

Значение международных банков в современной экономике

Интернационализация банков в современных условиях выступает важной предпосылкой и составной частью образования международного финансового капитала. В процесс его формирования втянуты крупнейшие банковские монополии. Образуются транснациональные группы финансового капитала - международные промышленные и банковские гиганты. Им на помощь приходит государство, поощряющее развитие международных кредитных учреждений. В итоге растет международный финансовый капитал.

Существенные изменения в развитии финансового капитала и его банковской ветви обусловлены углублением неравномерности развития различных стран в 90-х годах. Кризис и разрушение мировой социалистической системы подтолкнул мировые финансовые монополии к поиску новых сфер и новых методов регулирования воспроизводства капитала на транснациональной основе. Именно под влиянием кризиса неравномерности экономического развития различных стран усиливается монополизация мировой экономики, углубляется интернационализация финансового капитала. В то же время интернационализация банков выступает составным элементом экономического раздела мира между ведущими экономическими державами, представляющими интересы национальных монополистических объединений. Как указывал еще В. И. Ленин, "для империализма характерно иное, чего раньше, до XX века, не было, именно: раздел мира экономический между интернациональными трестами"1.

Концентрация банковского капитала на пороге XXI века достигла качественно нового международного уровня, при котором еще более обостряется конкурентная борьба между их объединениями. Интернационализация банков стала существенным фактором усиления влияния финансового капитала на экономику современного мирового сообщества и обострение его противоречий. Представители международного финансового капитала сконцентрировали у себя такие богатства, которые позволяют им активно вмешиваться в экономику и политику как промышленно развитых так и развивающихся стран.

В современных условиях выделились три особо важные стороны интернационализации мировых банков - международная экспансия, охватывающая все новые географические районы и сферы приложения капитала и кредита; международные рынки ссудных капиталов, на которых складываются новые формы интернациональных связей банков; межгосударственные кредитно-финансовые организации, через которые координируются и смыкаются два потока интернационализации ссудных капиталов - государственная кредитно-финансовая политика и частномонополистическая деятельность транснациональных банков. Эти аспекты интернационализации банков составляют сегодня актуальную проблему мирового хозяйства, которой и посвящается данная статья.

Интернационализация банковской сферы отражает изменения в мировом производстве, процессы его концентрации и образования международных промышленных монополий. Интернационализация производства вызывает расширение международного кредита и увеличение международных связей банков. Вот почему рост международных промышленных компаний неизбежно сопровождается возрастанием международной активности банков. Таким образом, интернационализация банков тесно связана с интернационализацией производства и деятельностью международных компаний. Крупные банки обслуживают международные концерны. Стремясь к максимизации своих прибылей, банковские монополии расширяют собственное участие в капитале наиболее рентабельных иностранных и многонациональных фирм. Доход от этого участия в виде процента составляет львиную долю общих доходов ведущих банков. Крупные банки активно прибегают к зарубежным операциям.

Основными агентами крупнейших банков являются международные компании, главенствующая роль среди которых принадлежит транснациональным корпорациям (ТНК). На долю транснациональных корпораций к началу нового тысячелетия приходилось более трети промышленного производства, более половины внешней торговли, около 80 процентов инвестиций на новую технику и технологию в мировой экономике. Ядро транснациональных корпораций составляют национальные кампании развитых экономических стран.

Главная функция международных банков - предоставление кредитов ТНК. Оказывая данную услугу корпорациям, банк требует, чтобы заемщик оставлял часть кредита (так называемый компенсационный остаток) на беспроцентном счете в данном банке, через который осуществлялись бы различные операции. Транснациональным корпорациям крупные банки оказывают следующие услуги: кредитование, финансирование их деятельности, их основного и оборотного капитала. Для предоставления крупных кредитов нередко создаются банковские консорциумы (временные соглашения для совместного проведения финансовых операций). В последнее время европейские банки образуют многочисленные консорциумы для финансирования зарубежной деятельности ТНК. Примером может служить соглашения между французским банком "Креди лионне", западногерманским "Коммерцбанком" и итальянским "Банко ди Рома".

Помимо кредитования, ТНБ осуществляют для транснациональных корпораций следующий комплекс услуг:

- наличные и безналичные расчеты, валютные операции и сделки с золотом;

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч. - Т. 34. - С. 370.

- продажу и размещение ценных бумаг, хранение акций и облигаций, составление списков акционеров, выплату по поручению компаний дивидендов и процентов по их ценным бумагам.

- управление капиталами клиентов (доверительные операции).

Коммерческие банки широко практикуют так называемые трастовые операции, т. е. такие, которые связаны с доверительным управлением имущества. С помощью этих форм обеспечивается участие банков в акционерном капитале промышленных компаний. Через указанные кредитно-финансовые и расчетные операции проявляется ведущая роль ТНК в перестройке международной банковской системы. Через эти каналы укрепляются связи крупных банков с международными компаниями.

В современных условиях весьма широкое распространение получила следующая форма - сращивание международного промышленного и банковского капитала: транснациональные корпорации становятся финансовыми конгломератами, они выступают как холдинги, держатели крупных пакетов акций и ценных бумаг. Материнская компания может принять участие в капитале филиала путем приобретения части акций либо предоставления ему займа. Фирмы часто предпочитают форму займа, поскольку в этом случае они платят меньшие налоги.

Другой формой внешнего финансирования ТНК является создание новых компаний, что позволяет корпорациям экономить на финансовых издержках. При этом движение средств от филиалов материнской компании принимает такие формы, как выплата дивидендов, погашение займов и авансов, оплата патентов и лицензий, административные расходы и т. д.

Таким образом, характер финансово-экономических связей между ТНК. и ТНБ определяется возрастанием роли и значения транснациональных корпораций. На международной арене банки играют ту же роль в сращивании монополистического промышленного и банковского капитала, что и в национальных масштабах. Как отмечал В. И. Ленин, банки влияют на крупную промышленность "посредством расширения или сужения, облегчения или затруднения кредита"1. По современным оценкам, половина американских корпораций с объемом продаж более 1 млрд. долл. находится под контролем коммерческих банков. Кроме того, крупные коммерческие банки контролируют десятки иностранных компаний. Данные литературы свидетельствуют о том, что собственный капитал банков (даже с резервами) является незначительной долей в общих активах, а также об огромном объеме кредитных связей ТНБ. Следует отметить, что именно по линии кредитных связей усиливается сращивание монополистического банковского и промышленного капитала на международной арене, содействуя формированию международного банковского капитала.

На международном рынке крупнейшие транснациональные банки берут и предоставляют в долг временно свободные денежные средства на кратко- и среднесрочной основе. Часто единственный заем какому-нибудь одному банку может пройти через ряд заемщиков и претерпеть несколько переходов в другие валюты. Таким образом возникает многоярусная система международных банков, поскольку одни из них платят за деньги, предоставляемые им взаймы, больше, чем другие. Важным средством контроля транснациональных банков над экономикой и формой сращивания промышленного и банковского капитала выступает "личная уния". Транснациональным банкам принадлежит большое число мест в правлениях крупных компаний. Благодаря неограниченным полномочиям, которые им вверяют мелкие акционеры, банки располагают решающим голосом на ежегодных собраниях акционеров, на которых определяется судьба данной компании. Банки - активные и весьма авторитетные советники своих крупнейших вкладчиков, в том числе и тех вкладчиков, которые могут за несколько дней изменить расстановку на валютно-финансовых рынках мира, манипулируя десятками миллиардов долларов.

Интернационализация банков в современных условиях непосредственно проявляется в их международной экспансии, в образовании ими за границей отделений, филиалов и увеличении ими размеров активов. Создание монополиями своих банков за рубежом есть вывоз ссудного капитала. Следовательно, международная экспансия банков тесно связана с вывозом капитала, этим основным признаком экономического космополитизма. Экспорт транснациональными банками капитала в ссудной форме обычно осуществляется в виде займов и вложений на текущие счета в иностранные банки.

В настоящее время на мировом финансовом рынке действует несколько сот международных банков. Наряду с увеличением числа этих объединений неуклонно происходит расширение их заграничной деятельности. Уже в 70-е годы удельный вес зарубежных банковских операций в общем объеме сделок транснациональных банков США составлял около 30%, а прибыль от международных операций этих банков доходила до 50%. Интенсивно растет заграничная сеть крупнейших банков. За последние 10 лет совокупная заграничная сеть 100 крупнейших банков выросла на 1500 опорных пунктов, отделений, филиалов. По своим размерам отделения транснациональных банков напоминают

1 Ленин В.И. Полн. собр. соч.-Т. 27,-С. 331.

самостоятельные банки. Они осуществляют свои операции в различных районах капиталистического мира. В середине 90-х годов две трети активов 300 крупнейших банков было сконцентрировано у 100 банковских монополий.

Таким образом, на современном этапе в процессе интернационализации банковского дела выделились особо космополитические и весьма подвижные транснациональные банковские объединения, неразрывно связанные с транснациональными концернами, - сотня крупнейших банковских "семей". К ним относятся в первую очередь крупнейшие транснациональные банковские объединения США - "Ситикорп", "Бэнк Америка", "Чейз Манхэттэн" и др..

Деятельность транснациональных банковских объединений сопровождается острой конкурентной борьбой между отдельными группировками международного монополистического капитала. Экспансия крупных банков неизбежно сопряжена с банкротством их банковских конкурентов и промышленных корпораций, а также с отсрочкой долгов. В России, например, в 1998-2000 гг. разорились сотни банков. Разорение в ходе конкуренции терпят как мелкие, так и крупные банки. В эти годы обанкротились и подверглись вынужденной реструктуризации гигантские по масштабам России Инкомбанк, банк Империал, "Российский кредит", СБС-агро и другие. С тяжелым долговым бременем и необходимостью отсрочки долгов сталкиваются даже такие гигантские полугосударственные Сбербанк и Промстройбанк.

С развертыванием конкурентной борьбы изменяется соотношение сил между транснациональными банками. К традиционному соперничеству между американскими и западноевропейскими банковскими монополиями на международной арене присоединяется конкурентная борьба японских и арабских банков, крупнейших банков развивающихся стран Азии, Европы, Америки. Транснациональные банки распределились на 3 основных финансовых центра - США, Западной Европы и Японии.

Среди международных банков ведущее место принадлежит монополиям США. Именно на США приходятся крупнейшие банковские монополии, осуществляющие международную экспансию. Транснациональные банки США сформировались как супербанки, банки-гиганты, что отражает особенности концентрации производства и капитала в этой стране. Тем не менее в последние годы первенство американских супербанков поставлено под вопрос. ТНБ США испытывают острую конкуренцию со стороны западноевропейских и японских банковских монополий. Вместе с тем американским транснациональным банкам удалось активизировать свою экспансионистскую деятельность. Этому способствует целый ряд факторов, который необходимо проанализировать.

Активная экспансия американских банков связана с их повышенным интересом к развивающимся странам бывшего социалистического лагеря, в которых они находят новые возможности для прибыльного помещения своих капиталов - низкий уровень заработной платы трудящихся, высокую норму прибыли. Причем банки США активно занимаются кредитованием тех ставших на рыночный путь развития стран, которые имеют наиболее динамичную экономику (например, Китай, Тайвань, Мексика, Бразилия, Аргентина, Индонезия, Вьетнам). Борьбе за влияние в развивающихся странах американские империалисты уделяют большое внимание. Фактором, способствовавшим экспансии американских банков в развивающихся странах, является развал мировой социалистической системы, нестабильность развития западноевропейской экономики и азиатских драконов в девяностые годы, нефтяной кризис конца 90-х годов. В связи с повышением цен на нефть появилась огромная масса "нефтедолларов" у нефтедобывающих стран, в том числе у России. Эти страны не могли использовать вырученные денежные средства в качестве орудия борьбы за свою экономическую независимость, поскольку фактический контроль над этими ресурсами перешел к международным банкам. Последние протянули свои щупальца к "нефтедолларам". Экспорт "нефтедолларов" привел к установлению новых форм зависимости развивающихся стран от транснациональных банков.

Капиталы России и стран ОПЕК (производителей нефти) через теневые каналы были сконцентрированы в транснациональных банках. Крупная сумма зарубежных активов американских банков складывается из "нефтедолларов" и других евровалют, представляющих собой капитал, переведенный в валюты других стран. Банки США стали использовать эти средства для предоставления кредитов "третьему миру" через мировые банки развития. Важной особенностью экспансии транснациональных банков США является их тесная связь с государством и его Федеральной резервной системой, которые стремятся контролировать деятельность банков. Однако, когда предоставляется возможность получения более высокой нормы прибыли, банки ускользают из-под контроля государства. Искажая этот факт, представители американской администрации пытаются доказать, что банки и корпорации политически нейтральны и независимы от правительства и государства в их международной деятельности. Сами же мировые банки развития и транснациональные банки изображаются как общественные институты, "открывающие пути удовлетворения нужд мира".

Мощным оружием американских банков в их конкурентной борьбе, позволившим значительно активизировать свою деятельность за границей, явилось широкое использование инвестиционных банков. Эти финансовые учреждения, хотя и уступают по мощи коммерческим банкам и играют по сравнению с ними второстепенную роль, обладают свойствами, которые облегчают экономическую экспансию в развивающиеся страны. Речь идет о способности инвестиционных банков выполнять роль промежуточного звена между индивидуальным денежным капиталом и акционерными компаниями. Эти банки создают фонды из приобретенных ими ценных бумаг различных фирм и на основе этих фондов выпускают свои акции (или сертификаты), распространяя их среди широких слоев населения, собирая мелкие сбережения. Деятельность инвестиционных банков сво-

дится, таким образом, к выпуску и размещению ценных бумаг, включая их куплю-продажу, как на фондовой бирже, так и вне ее. Эти финансовые учреждения в отличие от коммерческих банков не ведут расчетных операций, не принимают депозитов, т. е. денежных сумм, вносимых на хранение в банки.

После США крупнейшей национальной группой в списке международных банков являются 24 японских банка. По размерам активов японские банки приблизились к американским лидерам. Если сравнить активы крупнейших банков трех центров-США, Японии, Западной Европы, - то оказывается, что уже в 1984 г. активы трех крупнейших банков Японии превзошли активы трех самых больших банков США.

Банки Японии проводят активную деятельность за пределами страны. С небывалой быстротой они пробиваются на всевозможные крупные рынки капитала и денег. Японские банки особенно агрессивны в трех финансовых областях: на базирующемся в Лондоне евродолларовом рынке, на токийской бирже и в прямых инвестициях финансовых учреждений за рубежом, главным образом в США. Так, японские банки выступают в роли ожесточенных конкурентов на лондонском рынке, предоставляя деньги взаймы под процент, который на 0,8% превышает лондонскую межбанковскую ставку.

Активное устремление японских банков за границу связано со следующими обстоятельствами. Ежегодные темпы экономического роста в Японии снизились с 10% в 60-е годы и в начале 70-х годов, до 5% в 80-х годах и до 3% в 90-е годы. Японская экономика все более ориентируется на услуги и передовую технологию. В этих условиях спрос на займы в тяжелой промышленности страны упал. Зато японские банки получают хорошие прибыли за границей. Многие банки за последние 3 года удвоили свои доходы за пределами Японии. В погоне за высокой процентной ставкой японский финансовый капитал активно устремился в США, поскольку базисная процентная ставка в Японии ниже, чем в США.

На современном этапе возросла конкуренция и со стороны западноевропейских трансатлантических банков. Западноевропейские страны давно создали за рубежом разветвленную сеть банковских учреждений. Они были первыми, кто получил доступ на финансовый рынок России. Здесь лидируют французские и немецкие банки.

Западногерманские банки успешно конкурируют с монополиями США на международной арене. Банковские монополии активно вмешиваются в социально-экономическую политику Западной Европы. Так, один из столпов западногерманской банковской системы "Дойче банк" является и гарантом надежности новой общеевропейской валюты. В целом можно констатировать быстрый рост операций западноевропейских банков за рубежом. Они уделяют большое внимание рынкам Северной Америки и стран Тихого океана, укрепляют свои позиции в Европейском экономическом сообществе (ЕЭС).

В 80-х годах члены Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) накопили более 120 млрд. долл. неизрасходованных зарубежных авуаров. 90% этой суммы находится в распоряжении всего 2 государств - Саудовской Аравии и Кувейта. Это сильная концентрация богатства. Арабские государства, входящие в ОПЕК (Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Катар) играют все более важную роль в деле финансирования экономического развития стран "третьего мира". Если в 1970 г. помощь на льготных условиях, предоставлявшаяся членами ОПЕК, составляла меньше 5% от всей помощи на экономическое развитие развивающихся стран, то в начале 90-х годов она возросла на 20%, превысив 10 млрд. долл. В богатых нефтью государствах, особенно в Саудовской Аравии и в странах Персидского залива, произошел быстрый рост местных банков, что значительно уменьшило прямые потоки капиталов в американские и европейские кредитные учреждения.

Наибольшую задолженность имеют страны Латинской Америки. Сейчас транснациональные банки предоставляют кредиты развивающимся странам главным образом для того, чтобы получить проценты за свои предыдущие займы. Международные банки используют острую потребность развивающихся стран в капиталах и предлагают им займы для того, чтобы расширить свою долю финансового рынка, помочь экспорту из развивающихся стран, облегчить закрепление в "третьем мире" транснациональных корпораций.

Между транснациональными банками, предоставившими международные кредиты, и развивающимися странами, являющимися крупными должниками, развернулась крупная финансовая проблема. Для большинства этих стран, в том числе и России, норма обслуживания долга составляет от 30 до 60% всех доходов их внешней деятельности. Крупномасштабная международная задолженность развивающихся стран транснациональным банкам и монополиям свидетельствует об обострении кризиса как финансовой, так и всей мировой социально-экономической системы. Финансовый кризис усугубляется не только выплатами в счет долгов, но и различными формами перекачивания средств из неразвитых стран: утечкой капиталов, принадлежащих международным банкам-монополиям, ростом курса доллара и обесценением местной валюты. В условиях финансового кризиса в неразвитых странах растут денежные поборы с населения, урезаются ассигнования на социальные нужды. Международный финансовый капитал превратил внешний долг этих стран в подлинное оружие шантажа, политического и экономического подчинения. Будучи экспортерами сырья, развивающиеся страны сильно страдают от низких цен на мировом рынке. В начале 90-х годов Россия, Мексика, Венесуэла, Нигерия оказались в крайне тяжелом положении из-за падения цен на нефть. Их

ресурсы в большой мере зависят от экспорта энергоносителей. Фактически Россия уже в 2003 году попадет в положение банкрота: не сможет выплатить свои долги странам кредиторам 30 млрд. долл.

Международные кредитно-финансовые отношения формируются не только на базе транснационального капитала, но и на межгосударственной основе, т. е. с помощью международных финансовых организаций. В процессах интернационализации банковского капитала в современных условиях важная роль принадлежит межгосударственным кредитно-финансовым организациям, таким, как Международный валютный фонд (МФВ), Всемирный банк, региональные межгосударственные. банки (Международный банк развития) и др. Эти учреждения на первый взгляд проявляются как нейтральные инструменты интернационализации банковского капитала и регулирования кредитновалютного обращения в международном масштабе. На самом деле с помощью этих организаций развитые государства и транснациональные банки проводят угодную им неоколониалистскую политику в сфере международных финансов.

В международной кредитно-финансовой политике действуют две параллельные тенденции, представляющие два типа социально-экономической власти финансовой олигархии - официальной государственной и частномонополистической. Официальная государственная власть представлена в финансовой сфере центральными банками. Частнокапиталистическая власть находит проявление в деятельности международных транснациональных банков.

Выразителем первой тенденции является буржуазная государственная политика, гарантирующая экспорт частного банковского капитала. На государство и его центральные банки падает задача поддерживать ликвидные формы и кредитные операции международных финансовых организаций. Для современной рыночной экономики имеется потребность в централизованном регулировании кредитно-денежных отношений, требуется государственный контроль над международной кредитно-финансовой системой.

Другую тенденцию - частномонополистическую - воплощают транснациональные банки. В связи с международным характером своей деятельности они вмешиваются в движение валютных курсов, финансируют "программы развития" развивающихся стран, воздействуют на их платежные балансы. На современном этапе повысилась роль транснациональных банков в международном кредитно-финансовом механизме. Обе указанные тенденции в международной финансовой политике соединяются вместе в деятельности международных кредитно-финансовых организациях - Международного валютного фонда, Всемирного банка. Через эти учреждения происходит координация финансовой политики развитых государств и транснациональных банков. Названные организации служат государственно-монополистическим инструментом интернационализации банков.

В финансово-кредитной сфере мировой экономики ведущую роль играет Международный валютный фонд, организация, тесно связанная с международными рынками капитала, транснациональными банками и развитыми государствами. Это учреждение насчитывает около 150 стран-членов и выступает как международный взаимодавец: предоставляет краткосрочные займы на сроки от 3 до 5 лет из своего кредитного пула.

Эта международная организация долгое время, с момента ее основания в 1945 г., оставалась малозаметной. Нефтяной кризис 70-х годов и кризис перепроизводства начала 80-х годов резко подняли роль МВФ. Средства этой организации стали непрерывно увеличиваться. Если в 1973 г. использование средст МВФ составляло 4 млрд. СПЗ (специальных прав заимствования, расчетная валюта), то к 2000 году средства МВФ достигли 80 млрд. СПЗ. В настоящее время посредством общих соглашений о займах МВФ может занимать в десяти промышленных странах 100 млрд. СПЗ. По уставу задачей МВФ является содействие развитию внешней торговли, международному валютнофинансовому сотрудничеству, установлению твердых паритетов валют и поддержания равновесия платежных балансов стран, входящих в фонд. Однако деятельность МВФ, осуществляемая под контролем США, превратилась в орудие вмешательства американского правительства в международные финансово-кредитные отношения.

Об этом свидетельствует сама структура фонда. Капитал МВФ составляется из взносов стран-членов в соответствии с их квотами. От квот зависит голосование в руководящих органах фонда. США имеют около 20% голосов, тогда как все вместе 10 промышленно развитых стран располагают более половины, а развивающиеся страны -менее 40% голосов. Отсюда понятно, что важнейшие решения, для проведения которых требуется набрать 80-85% голосов, могут быть отклонены США, т. е. эта страна фактически обладает правом вето в МВФ. США могут заставить членов фонда принять нужное им решение. Опираясь на МВФ, американский финансовый капитал проводит угодную ему кредитно-финансовую политику эксплуатации экономик развивающихся стран. Монополии США используют МВФ для господства над мировой рыночной экономикой, для оказания политического давления на страны-должники. Боясь серьезных, далеко идущих последствий проблемы внешней задолженности (полного банкротства международной финансовой системы), администрация и монополии США используют развитие МВФ для смягчения сложившейся кризисной ситуации.

На ежегодных ассамблеях МВФ администрация США с цинизмом навязывает свои позиции другим странам. Предоставляемые МВФ займы сопровождаются жесткими политическими условиями - требованием ограничения (приватизации) государственного сектора, проведения программ свертывания социальных программ. Так, МВФ предоставляет займы для улучшения состояния платежного баланса с условием, что соответствующие страны будут проводить режимы экономии и затянут потуже пояса.

Через МВФ американское правительство добивается от задолжавших стран драконовских мер с целью контроля над ценами, заработной платой, импортом, кредитами. С помощью МВФ США бдительно следят за тем, чтобы развивающиеся страны выполняли свои обязательства и чтобы взятые взаймы деньги возвращались в коммерческие банки Америки.

По вопросам огромной внешней задолженности развивающихся стран МВФ берет на себя в ряде случаев роль "международного министра финансов", захватившего в свои руки руководство финансовой политикой отдельных государств (ранее Перу, Чили, сейчас Россия и другие страны, строящие рыночную экономику). В экстремальных условиях финансового кризиса развивающихся стран ярко проявляется роль МВФ как координатора экспансионистской деятельности транснациональных банков и их гарантов - правительств развитых государств.

На конференциях МВФ периодически обнародуются планы облегчения долга, который, по сути, предусматривает расширение старых мер - новый перенос сроков и предоставление новых кредитов в обмен на реформы экономической политики со стороны стран-должников.

Чтобы ослабить угрозу внешних долгов, банки с помощью международного валютного фонда стали практиковать в последнее время следующие меры:

- Покупка международными банками страховых полисов, позволяющая некоторым банковским учреждениям покрывать свои расходы даже в случае банкротства стран-должников.

- Обмен некоторых сомнительных обязательств на другие, более надежные - с потерей от 10 до 50% их номинальной стоимости, что ведет к созданию своего рода биржи, устанавливающей реальную стоимость долгов развивающихся стран.

- Конверсия долгов, первоначально выраженных в долларах, в валюты, способные обесцениваться, что дает иллюзорное возмещение долгов.

МВФ обязал банки предоставлять должникам новые займы, с тем, чтобы они могли обслужить долговые обязательства. Была изобретена многолетняя рассрочка долгов для того, чтобы смягчить бремя их обслуживания. Банковские консорциумы заключают многочисленные соглашения об отсрочке погашения государственных долгов. Но подобные преимущества для должников будут подтверждены лишь в том случае, если МВФ сможет доказать банкам, что развивающиеся страны стоят на правильном пути. А это значит, что их экономика должна быть подчинена экспорту и быть платежеспособной. Отсюда политика МВФ нацеливает экономику развивающихся стран на выпуск экспортной продукции. МВФ в интересах транснациональных банков пытается заставить страны-должники ориентировать экономику на выпуск экспортной продукции, необходимой для ТНК.

Транснациональные банки в своей экспансии широко опираются на МВФ и другие межгосударственные финансовые организации. Международные банки поддерживают стабильные контакты с этими полуправительственными учреждениями. Последние подготавливают условия для кредитов транснациональных банков. ТНК ждут от Международного валютного фонда финансирования должников, чтобы, вновь пустить в ход свой кредитный насос по выкачиванию прибылей. Транснациональные банки интенсивно обмениваются информацией с МВФ, Международным банком реконструкции и развития о квотах и дележе рынков.

В случае необходимости МВФ приходит на помощь транснациональным банкам. Предоставляя займы, эта организация навязывает странам-должникам необходимые условия. МВФ и транснациональные банки используют задолженность развивающихся стран для оказания давления на их политику. Финансовая помощь неизменно связывается с. выполнением странами-кредиторами определенных программ. Долги "третьего мира" стали важным компонентом этой стратегии закабаления. Развивающиеся страны должны ежегодно выплачивать в виде процентов по займам более 150 млрд. долл.

В условиях острого финансового кризиса транснациональные банки стремятся дополнить свои традиционные функции по кредитованию заграничных операций ТНК спекулятивными, валютными сделками. Так, транснациональные банки широко используют в своих интересах различия в налоговых и валютных правилах, действующих на мировом рынке. Они находят различные способы обходить национальные установления в области валюты.

Банки открыто приняли опеку МВФ, чтобы получить хотя бы минимальные гарантии проведения операций по отсрочке платежей. Посредством отсрочки платежей банки пытаются избавиться от угрозы банкротства. Отсрочка платежей учитывает разработанную МВФ процедуру с целью держать банки в курсе проводимой политики. А стержнем этой политики является быстрый переход экономики развивающихся стран на выпуск экспортной продукции. Но такая политика чревата опасными последствиями. Усиленный экспорт увеличивает зависимость от импорта техники и технологии, что ведет в условиях экономических трудностей к росту дефицита платежного баланса и, следовательно,

снова к увеличению задолженности, т. е. получается порочный круг. Но этот порочный круг оправдывает капиталовложения транснациональных банков и корпораций, стимулирующих экспортную продукцию. Транснациональным банкам нужна гонка за международными займами, чтобы рассосать избыток денежных платежных средств в развитых странах.

Так как ни МВФ, ни Всемирный банк не выдвинули никаких конкретных путей облегчения задолженности развивающихся стран, то в этих условиях рынки капиталов стали стихийно приспосабливаться к новой обстановке. Возник новый, вторичный рынок удешевленного долга развивающихся стран, на котором применяются большие скидки с номинальной стоимости долга. Так, бразильский правительственный долг можно было приобрести за 75% его номинальной стоимости, аргентинский-за 65%, мексиканский долг-за 57%, перуанский-за 22% и т. д.

Образование вторичного рынка долга в условиях огромной финансовой Задолженности развивающихся стран позволило частным банкам перестроить свою кредитную экспансию. Они стали практиковать обмен займами, укрепляя свои позиции и улучшая свой баланс. Крупные частные банки создали кооперативные связи в области долга, балансируя свои кредиты. Так, банк с большой суммой займов Мексике меняет его на часть займов с такой же степенью риска Бразилии или Филиппинам, займы которым у него невелики. Банк может уменьшить число стран в своем портфеле, чтобы упростить управление их долгами, например, обменяв чилийский долг на аргентинский.

Однако операции по обмену долга - не выход из финансового кризиса. Прямые покупки несколько уменьшают гору долга, зато способствуют финансовым спекуляциям и росту прибылей монополий.

Итак, с помощью МВФ образовался полуподпольный рынок долгов, который устанавливает стоимость долговых обязательств. Это развивающийся рынок, но у него уже есть свои функции. Все это показывает, что МВФ фактически направляет международный процесс экономической экспансии транснациональных банков и корпораций. И банки, и корпорации активно вмешиваются в международные финансовые отношения. В стратегических интересах развитых стран возникает необходимость в согласовании экономической и финансовой политики. Такую миссию и берет на себя международный валютный фонд. Для стран-должников мировая финансовая политика и связанный с ней огромный внешний долг представляют явную угрозу их экономике, поскольку служат средством для принудительной структурной перестройки их хозяйства. Эта перестройка нужна транснациональным банкам и корпорациям и МВФ, чтобы сохранить закабаление развивающихся стран.

Нынешний финансовый кризис повысил значение МВФ в качестве кредитора развивающихся стран и орудия интернационализации банковского капитала. Огромная внешняя задолженность "третьего мира", сокращение массы нефтедолларов, повышение и колебание учетных ставок, перебои во внешней торговле, падение цен на большинство сырьевых товаров стали факторами, замедлившими частное кредитование развивающихся стран и повысившими значение МВФ в качестве их заимодавца.

В настоящее время основная часть международных банковских кредитов приходится на индустриализированные страны, нефтедобывающие государства и страны со средним уровнем дохода. Наоборот, займы наиболее слаборазвитым странам обеспечиваются на 80% государственной помощью и экспортными кредитами, финансирующим государством или международными финансовыми организациями.

В этих условиях МВФ оказывает новые нажимы на развивающиеся страны. Так, он отказывается увеличить объем СПЗ развивающимся странам, переживающим финансовые трудности. Для выделения новых кредитов он требует от стран создания благоприятных условий для деятельности частного капитала. Например, предоставляя займы России, МВФ оговорил ослабление контроля над ценами на энергоносители, а также закрытие ряда государственных компаний. В последнее время Международный валютный фонд объявил о новом сокращении размеров предоставляемых займов России на год с 102-125% объема квоты в капитале фонда до 95-115%. Ужесточается контроль экспертов фонда над ходом выполнения его требований.

Важный аспект политики США в МВФ по проблеме внешней задолженности развивающихся стран состоит в том, чтобы не допустить со стороны этих стран коллективных действий и урегулировать дела с каждой из них в отдельности. Странам-должникам на выборочной основе предоставляются кредиты через МВФ на кабальных условиях. Совет национальной безопасности США разработал специальную директиву, предписывающую добиваться от стран-должников для предоставления финансовой помощи соответствующих политических уступок (например, отказ от поддержки Кубы, Ирана, Ирака, КНДР). Все эти меры направлены на укрепление позиций финансового капитала в развивающихся странах.

Политика МВФ и связанная с ней экспансия транснациональных банков обостряют проблемы развивающихся стран. Не преодолена хроническая неуравновешенность платежных балансов этих стран. Не удалось урегулировать курсы валют. Кабальная "помощь" приводит к сокращению объема производства, импорта и закреплению отсталости неразвитых стран. В связи с деятельностью МВФ углубляются противоречия не только между развитыми и развивающимися странами, но и между самими постиндустриальными державами. США занимают в МВФ господствующие позиции, однако они оспариваются Японией, ФРГ и другими рыночными конкурентами. Разногласия между членами

МВФ на почве их отношений с развивающимися странами предоставляют собой важную сторону противоречий мирового финансового хозяйства. Все это ухудшает перспективы деятельности Международного валютного фонда.

С Международным валютным фондом и транснациональными банками тесно связан Всемирный банк - крупнейшее международное ссудное учреждение, специализирующееся на предоставлении долгосрочных ссуд. Тогда как МВФ, по существу, представляет собой учреждение для краткосрочного финансирования, Всемирный банк имеет разветвленные филиалы - Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК).

Основными источниками финансирования этих международных организаций являются: собственный капитал банка, заемные средства на рынках частных капиталов, прибыли от операций, возврат долгов по прежним ссудам. Во многих странах Всемирный банк создает под своим руководством консорциумы финансовых учреждений, оказывающих экономические услуги данной стране. Всемирный банк играет существенную роль в выработке финансовой политики в тех или иных развивающихся странах.

Всемирный банк тесно сотрудничает с транснациональными банками: вместе с ними он предоставляет займы на финансирование конкретных проектов. С помощью Всемирного банка и связанного с ним МВФ крупные мировые банки играют роль силы, воздействующей на международные экономические отношения.

На протяжении ряда лет Всемирный банк все более переключается с предоставления займов на финансирование отдельных проектов и программ на кредиты, направленные на структурную перестройку экономики в интересах монополий. Банк все более принимает на себя роль экономического советника международного банковского капитала.

В структуре Всемирного банка первое место занимают США - им принадлежит 20% голосов. Японии - после многих закулисных усилий-удалось подняться с пятой на вторую ступень в иерархии Всемирного банка. Вслед за Японией идут ФРГ, Франция и Великобритания. В прошлом Япония была одним из главных получателей займов Всемирного банка. Теперь она является второй экономической державой среди членов Всемирного банка, ведущим донором, пополняющим фонды этой организации. Всемирный банк стремится использовать японские финансовые рынки для получения на них большей части нужных ему средств. Япония привлекает Всемирный банк потому, что процентные ставки в этой стране относительно низкие, а банк стремится получать больше кредитов в тех странах, где учетные ставки ниже, чем в США.

В числе заемщиков Всемирного банка среди первых стоят Индия, Индонезия, Китай, Малайзия. В своих попытках помочь урегулировать всемирный долговой кризис Всемирный банк начинает выделять новые займы развивающимся странам. Так, он предоставил в начале 90-х годов новые кредиты бывшим странам СЭВ на общую сумму 1,5 млрд. долл. Но если учесть, что внешний долг только Латинской Америки превышает 600 млрд. долл., то становится ясным, что займы Всемирного банка - лишь капля в море финансовой задолженности.

Теперь банк придает все большее значение частным инвестициям, стимулирующим экспансию транснациональных банков и корпораций. Всемирный банк отказался от программы борьбы с бедностью, сократил фонды, предназначенные для его филиала-Международной ассоциации развития, практикующей иногда беспроцентные кредиты наиболее бедным странам. Всемирный банк обратился к поддержке транснациональных банков путем участия в совместных займах, общем финансировании и выпуске облигаций. Более четырех пятых всех средств, которые США вносили в. филиал Всемирного банка, в 90-х годах были возвращены американским банкам, получившим большинство контрактов. Под влиянием международных компаний и давления администрации США Всемирный банк начал играть в области топлива роль, которая благоприятствует интересам транснациональных нефтяных корпораций.

Требования Всемирного банка идут вразрез с долговременными интересами стран - получателей помощи. Всемирный банк и его филиалы добиваются гарантий для капиталовложений транснациональных монополий. При этом проводится курс на ограничение государственного сектора в развивающихся странах и вмешательство в процессы экономического и социального развития "третьего мира".

Адилов Р.М., Адилова У.Ш.

Финансово-кредитный механизм АПК

Если на первой стадии аграрной реформы акценты делались на земельных преобразованиях, трансформации основной производственной единицы в сельском хозяйстве, приватизации в агробизнесе, то сегодня на первый план выходят финансовые проблемы сектора, и, прежде всего проблемы взаимоотношения государства с сельским хозяйством и проблемы сельскохозяйственного кредита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.