МВФ на почве их отношений с развивающимися странами предоставляют собой важную сторону противоречий мирового финансового хозяйства. Все это ухудшает перспективы деятельности Международного валютного фонда.
С Международным валютным фондом и транснациональными банками тесно связан Всемирный банк - крупнейшее международное ссудное учреждение, специализирующееся на предоставлении долгосрочных ссуд. Тогда как МВФ, по существу, представляет собой учреждение для краткосрочного финансирования, Всемирный банк имеет разветвленные филиалы - Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК).
Основными источниками финансирования этих международных организаций являются: собственный капитал банка, заемные средства на рынках частных капиталов, прибыли от операций, возврат долгов по прежним ссудам. Во многих странах Всемирный банк создает под своим руководством консорциумы финансовых учреждений, оказывающих экономические услуги данной стране. Всемирный банк играет существенную роль в выработке финансовой политики в тех или иных развивающихся странах.
Всемирный банк тесно сотрудничает с транснациональными банками: вместе с ними он предоставляет займы на финансирование конкретных проектов. С помощью Всемирного банка и связанного с ним МВФ крупные мировые банки играют роль силы, воздействующей на международные экономические отношения.
На протяжении ряда лет Всемирный банк все более переключается с предоставления займов на финансирование отдельных проектов и программ на кредиты, направленные на структурную перестройку экономики в интересах монополий. Банк все более принимает на себя роль экономического советника международного банковского капитала.
В структуре Всемирного банка первое место занимают США - им принадлежит 20% голосов. Японии - после многих закулисных усилий-удалось подняться с пятой на вторую ступень в иерархии Всемирного банка. Вслед за Японией идут ФРГ, Франция и Великобритания. В прошлом Япония была одним из главных получателей займов Всемирного банка. Теперь она является второй экономической державой среди членов Всемирного банка, ведущим донором, пополняющим фонды этой организации. Всемирный банк стремится использовать японские финансовые рынки для получения на них большей части нужных ему средств. Япония привлекает Всемирный банк потому, что процентные ставки в этой стране относительно низкие, а банк стремится получать больше кредитов в тех странах, где учетные ставки ниже, чем в США.
В числе заемщиков Всемирного банка среди первых стоят Индия, Индонезия, Китай, Малайзия. В своих попытках помочь урегулировать всемирный долговой кризис Всемирный банк начинает выделять новые займы развивающимся странам. Так, он предоставил в начале 90-х годов новые кредиты бывшим странам СЭВ на общую сумму 1,5 млрд. долл. Но если учесть, что внешний долг только Латинской Америки превышает 600 млрд. долл., то становится ясным, что займы Всемирного банка - лишь капля в море финансовой задолженности.
Теперь банк придает все большее значение частным инвестициям, стимулирующим экспансию транснациональных банков и корпораций. Всемирный банк отказался от программы борьбы с бедностью, сократил фонды, предназначенные для его филиала-Международной ассоциации развития, практикующей иногда беспроцентные кредиты наиболее бедным странам. Всемирный банк обратился к поддержке транснациональных банков путем участия в совместных займах, общем финансировании и выпуске облигаций. Более четырех пятых всех средств, которые США вносили в. филиал Всемирного банка, в 90-х годах были возвращены американским банкам, получившим большинство контрактов. Под влиянием международных компаний и давления администрации США Всемирный банк начал играть в области топлива роль, которая благоприятствует интересам транснациональных нефтяных корпораций.
Требования Всемирного банка идут вразрез с долговременными интересами стран - получателей помощи. Всемирный банк и его филиалы добиваются гарантий для капиталовложений транснациональных монополий. При этом проводится курс на ограничение государственного сектора в развивающихся странах и вмешательство в процессы экономического и социального развития "третьего мира".
Адилов Р.М., Адилова У.Ш.
Финансово-кредитный механизм АПК
Если на первой стадии аграрной реформы акценты делались на земельных преобразованиях, трансформации основной производственной единицы в сельском хозяйстве, приватизации в агробизнесе, то сегодня на первый план выходят финансовые проблемы сектора, и, прежде всего проблемы взаимоотношения государства с сельским хозяйством и проблемы сельскохозяйственного кредита.
В результате нарушения предреформенного паритета цен и сокращения объемов производства сельское хозяйство оказалось в сложном финансово-экономическом положении. Доля убыточных предприятий в сельском хозяйстве достигла в 1999 г. 41% (в 1988 г - 88%). Общая сумма просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий в 1999 г. достигла 117,9 млрд руб., из нее поставщикам - 58,7 млрд. руб. и в государственные внебюджетные фонды - 28,6 млрд. руб. Просроченная задолженность поставщикам и подрядчикам превысила просроченную задолженность покупателей в 3 раза. Среднемесячная оплата труда сельскохозяйственных работников 1999г. составила 588 руб., или 38% от среднего размера по народному хозяйству.
Хуже обстояли дела в республике: в Дагестане течение 1999 года число убыточных сельскохозяйственных предприятий сократилось с 66 до 54%. За 1999 год 338 хозяйств получили 70,1 млн. рублей прибыли, а в 430 хозяйствах сумма убытков составила 267,7 млн. рублей. Резко уменьшилась государственная поддержка сельских товаропроизводителей, хотя ежегодные платежи в бюджет и внебюджетные фонды по АПК составляют более 230 млн. рублей или 34% общего объема всех платежей республики.
По состоянию на 1 октября 1999года сельхозпредприятия имели 220 млн. рублей дебиторской задолженности, из которых 130 млн. рублей составляет задолженность покупателей продукции. Кредиторская задолженность превысила дебиторскую на 1.01.2000 года (в 2,5 раза).
Сельское хозяйство, не располагая собственными источниками погашения просроченной кредиторской задолженности, определяет цепь хронических неплатежей в народном хозяйстве.
Учитывая, что в ближайшей перспективе принципиально новых направлений государственной поддержки не появится, сохранят свое значение действующие формы финансового протекционизма, в числе которых:
- государственная поддержка систем денежного и товарного кредитования;
- прямая бюджетная поддержка через систему дотаций и компенсаций;
- государственная поддержка систем краткосрочного льготного кредитования сезонных запасов и затрат;
- государственная поддержка систем средне- и долгосрочного кредитования инвестиционных потребностей;
- поддержка мероприятий по сохранению воспроизводственного потенциала и его структурных элементов.
Существующая в России система кредитования ориентирована на доходность отраслей с относительно высокой оборачиваемостью капитала, ее процентные ставки и условия не дают возможности сельскохозяйственному товаропроизводителю участвовать на равных на рынке кредитных ресурсов. Практически во всех странах с развитой экономикой действует специализированная кредитная система, построенная с учетом специфики сельскохозяйственного производства в рыночных условиях.. В США, например, финансовые услуги ему оказывают семь групп кредитных учреждений, в Японии и Германии - пять.
Системы сельскохозяйственного кредита каждой страны разные, но содержат и ряд общих черт. Их принципиальное сходство прежде всего определяется:
- участием государства в регулировании финансово-кредитного механизма;
- специализацией кредитных учреждений;
- доминирующим положением кооперативного кредита.
Сегодня в России кредитование коммерческими банками сельскохозяйственных предприятий еще более затруднено или невозможно по причине их низкой доходности, относительно низкой отдачи на вложенный капитал, неликвидности имущества и нерешенности земельного вопроса. Практика последних лет показала, что в России отсутствует четко выраженная государственная политика по вопросам кредитования аграрного сектора. Все меры, которые использовало правительство, носили противоречивый и, как правило, оперативный характер. Достаточно сказать, что с начала реформ политика государства в области кредитования агропромышленного комплекса менялась несколько раз.
Надо отметить, что ни одна страна мира в своем национальном развитии не обходилась без государственного регулирования аграрного производства, в том числе используя кредитно-финансовые рычаги через государственные сельскохозяйственные банки.
В последнее десятилетие агропромышленный комплекс страны находился под кредитным патронажем Россельхозбанка, затем Агропромбанка и в последнее время АКБ "СБС-АГРО". Однако финансовый кризис 17 августа 1998 года и издержки управления АКБ "СБС-АГРО" привели к фактической ликвидации последнего - из 43 филиалов и более 1300 отделений практически ничего не осталось. В результате национальное сельскохозяйственное производство лишилось банка, специализировавшегося на работе в аграрном секторе. Кроме того, целый ряд регионов вообще остался без расчетно-кассового и кредитного обслуживания. Вместе с тем изменения макроэкономической ситуации в АПК, которые выражены такими факторами, как создание благоприятной рыночной конъюнктуры, рост цен на продовольствие, расширение сбыта за счет импортозаме-
щения, усиление контроля со стороны государства за ценами и тарифами естественных монополий и сужение возможностей спекуляции на финансовых рынках, усиливают тенденции к инвестициям, приводят к увеличению числа рентабельных предприятий и нормальному кредитованию сезонных сельскохозяйственных работ. Реализация этого направления предусмотрена в разрабатываемой концепции создания специализированной кредитной системы для АПК с участием Россельхозбанка. Создание и развитие эффективной финансово-кредитной системы для поддержки аграрного сектора экономики является в настоящее время задачей государственной значимости и продиктовано экономическими законами развития рынка в целом и продовольственного рынка в частности.
На сегодняшний день с участием АРКО создан ОАО "Россельхозбанк", который прошел государственную регистрацию 24 апреля 2000 года. Лицензия на право ведения банковской деятельности получена 19 июня 2000 года. В настоящее время ведется работа по организации филиальной сети.
На рассмотрении в Госдуме находится проект закона "О Российском сельскохозяйственном банке". Предполагается, что ОАО "Россельхозбанк" станет проводником государственной кредитной политики в сфере АПК и будет включать в себя достаточно полную для обеспечения конкретного продовольственного рынка финансовую инфраструктуру: компанию для работы с государственными ценными бумагами и акциями ведущих компаний, работающих на данном рынке; компанию для поставки участникам рынка техники и оборудования на условиях финансового лизинга с использованием средств государственного банка АПК; компанию для страхования кредитов и сельскохозяйственных рисков и т.д. Важной частью специализированной системы кредитования АПК должна стать кредитная кооперация на селе. Оценивая ее состояние в России в целом, можно констатировать, что ее развитие пока находится в начальной стадии. В то же время идеи сельской кредитной кооперации становятся все более востребованы практикой, растет активность и заинтересованность населения и малого предпринимательства в этом направлении. Чтобы она получила развитие, необходимо создавать ее параллельно с системой Россельхозбанка. В этом случае сельскохозяйственные кредитные кооперативы станут агентами банка и получат доступ к льготным кредитным ресурсам, а Россельхозбанк сэкономит и без того ограниченные средства и время на создание филиалов и отделений и приобретет выход в регионы для проведения своей политики. В этом направлении предлагается: принять закон "О кредитной кооперации" либо внести изменения и дополнения в закон "О сельскохозяйственной кооперации", в котором будет регламентировано создание кредитных сельскохозяйственных кооперативов; одни из кредитных кооперативов будут работать в качестве касс взаимопомощи и взаимного кредитования. Поскольку они не должны делать резервных отчислений в ЦБ и выполнять банковские нормативы, это даст возможность значительно снизить ставки кредитов по сравнению с коммерческими банками; одновременно следует предусмотреть возможность создания ссудосберегательных кооперативов и кооперативных сельскохозяйственных банков, подпадающих под действие банковского законодательства; следует наладить взаимодействие сельскохозяйственных кредитных кооперативов с создаваемыми филиалами и отделениями Россельхозбанка. Система кредитования аграрного сектора экономики не может эффективно функционировать без системы страхования и перестрахования сельскохозяйственных рисков, страхования обеспечения кредитов (зачастую обеспечением становится будущий урожай).
На наш взгляд, нельзя с уверенностью говорить о том, что создание Россельхозбанка в роли финансового агента с государственным участием - это решение проблемы кредитования аграрного сектора экономики. Да и развитие только сельскохозяйственной кредитной кооперации не даст положительного результата. Однако создание финансово-кредитной системы, в которую будут входить ОАО "Россельхозбанк" и сельскохозяйственные кредитные кооперативы, и система лизинге сельскохозяйственной техники, машин и оборудования, и механизм страхования сельскохозяйственных рисков могут приблизить нас к достижению поставленной цели - эффективному агропромышленному производству, обеспечивающему насыщение внутреннего рынка доступными для всех групп населения качественными продовольственными товарами.
Искренко Э.В., Тажибов А. А.
Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономических связей России: исторический опыт и современность
Российская внешняя торговля имеет тысячелетнюю историю, на заре которой был проложен знаменитый торговый путь из "варяг в греки". На протяжении всего периода внешняя торговля была предметом первостепенных забот государственной власти. Сбор пошлин осуществлялся каждым княжеством в период становления российского государства, а с его образованием вопросами внешней политики и торговли ведала Боярская дума Великого княжества Московского. Торговые пошлины появились на Руси в IX в. При Ярославе Мудром возникает таможенное законодательство. В середине XVI века при Иване IV наладилась торговля с Англией, и в 1569 году в дарованной грамоте русского царя англичанам предоставлялось право беспошлинно торговать с Россией и провозить транзитом грузы в Персию и другие страны. (1; С.28-29) Это один из первых отечественных опытов, аналогичных торговым преференциям в таможенной практике более позднего периода.
Сложившиеся в Х111-ХУ1 веках таможенные пошлины обросли множеством дополнительных налогов, которые с трудом поддавались систематизации. В силу исторических условий в России отдельные княжества сохраняли особые таможенные границы, что серьезно тормозило ход экономического развития государства. Для решения этих и