Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
309
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ДИЗАРТРИЕЙ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голуб В.Ф.

В статье рассматривается научный аспект развития высших психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что у детей со стёртой формой дизартрии страдает произвольное внимание, что выражается в импульсивности, рассосредоточенности при выполнении заданий; дети испытывают трудности при запоминании информации; у дошкольников - низкий уровень сформированности некоторых мыслительных операций; преобладает стереотипность в играх и в рисунках; может наблюдаться эмоциональное беспокойство или же, наоборот, вялость и пассивность; нарушения в координации поведения; у детей не сформирована моторная сфера в полном объеме. Очевидно, что описанные особенности необходимо учитывать в процессе организации коррекционно-развивающего процесса в группах компенсирующего вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Голуб В.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF MENTAL PROCESSES IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

The article discusses the scientific aspect of the development of higher mental processes in older preschool children with speech disorders. The analysis of psychological and pedagogical literature allowed us to establish that children with an erased form of dysarthria suffer from arbitrary attention, which is expressed in impulsivity, dispersion when performing tasks; children have difficulty remembering information; preschoolers have a low level of formation of some mental operations; stereotyping prevails in games and drawings; there may be emotional anxiety or, conversely, lethargy and passivity; violations in the coordination of behavior; children do not have a fully formed motor sphere. It is obvious that the described features must be taken into account in the process of organizing the correctional and developmental process in groups of a compensating type.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Голуб В. Ф. студент магистратуры

ЮФУ г. Ростов-на-Дону

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация: в статье рассматривается научный аспект развития высших психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что у детей со стёртой формой дизартрии страдает произвольное внимание, что выражается в импульсивности, рассосредоточенности при выполнении заданий; дети испытывают трудности при запоминании информации; у дошкольников - низкий уровень сформированности некоторых мыслительных операций; преобладает стереотипность в играх и в рисунках; может наблюдаться эмоциональное беспокойство или же, наоборот, вялость и пассивность; нарушения в координации поведения; у детей не сформирована моторная сфера в полном объеме. Очевидно, что описанные особенности необходимо учитывать в процессе организации коррекционно -развивающего процесса в группах компенсирующего вида.

Ключевые слова: дети с дизартрией, психолого-педагогические особенности детей со стертой формой дизартрии, психические процессы детей с речевыми нарушениями.

Golub V.F. master's student SFedU Rostov-on-Don

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF MENTAL PROCESSES IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

Abstract: the article discusses the scientific aspect of the development of higher mental processes in older preschool children with speech disorders. The analysis of psychological and pedagogical literature allowed us to establish that children with an erased form of dysarthria suffer from arbitrary attention, which is expressed in impulsivity, dispersion when performing tasks; children have difficulty remembering information; preschoolers have a low level of formation of some mental operations; stereotyping prevails in games and drawings; there may be emotional anxiety or, conversely, lethargy and passivity; violations in

the coordination of behavior; children do not have a fully formed motor sphere. It is obvious that the described features must be taken into account in the process of organizing the correctional and developmental process in groups of a compensating type.

Keywords: children with dysarthria, psychological and pedagogical features of children with an erased form of dysarthria, mental processes, mental states and mental properties.

Впервые мысль о том, что речь играет решающую роль в формировании психических процессов, высказал Л.С. Выготский. Такие авторы, как А.Р. Лурия и Ф.Я. Юдович в своей работе «Речь и развитие психических процессов у ребёнка» показали, что все психические функции построены при участии речи [1]. Из этого следует, что, если у ребёнка наблюдаются речевые расстройства, развитие его психических функций будет иметь особенности. Рассмотрим, как развиваются психические процессы у детей 5-6 лет при стёртой форме дизартрии.

Если говорить о стертой дизартрии - это определенная патология, которая проявляется в виде расстройств фонетической и просодической стороны речи, которая возникает в процессе поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).

Различные авторы (Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, О.В. Правдина и др.) выделили ряд причин, вызывающих стёртую дизартрию:

1. Нарушение иннервации артикуляционного аппарата, характеризующееся недостаточностью работы губ, языка, мягкого нёба, их быстрой истощаемостью, неточностью движений.

2. Двигательные расстройства, проявляющиеся в трудности нахождения определенного положения губ и языка, необходимого для произнесения звуков.

3. Оральная апраксия.

4. Минимальная мозговая дисфункция.

Стертая дизартрия может быть следствием тяжёлого токсикоза матери во время беременности; резус -конфликта между родителями; а также может возникнуть в результате хронических заболеваний матери в период беременности и др.

Как отмечает Е.Ф. Архипова, данная форма дизартрии диагностируется у детей, как правило, после 5 лет. У больных наблюдаются следующие проявления: расстройство артикуляции звуков, нарушение голосообразования и дыхания, изменение темпа, ритма и интонации речи [2].

Особенный интерес для нашего исследования представляет рассмотрение проблемы изучения вопросов, связанных с развитием детей со стёртой формой дизартрии.

В структуре психики Л.И. Ложкина и К.В. Шелыгин условно выделяют три крупных блока: психические процессы, психические состояния и психические свойства [3]. Остановимся подробнее на первых. В психических процессах авторы выделяют три подгруппы:

1. Познавательные психические процессы формируют у человека субъективную картину мира и самого себя. К ним относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление;

2. Эмоциональные психические процессы помогают человеку ориентироваться в окружающей действительности и своей личности;

3. Волевые психические процессы осуществляют осознанную регуляцию поведения и деятельности человека.

Внимание у детей 5-6 лет со стёртой формой дизартрии обладает рядом особенностей. Э.Н. Желудкова в своей статье «Особенности произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией» рассмотрела такие показатели внимания, как устойчивость, продуктивность, объём и переключаемость [4]. По результатам её исследований, 70% дошкольников с данной речевой патологией обладают средним уровнем продуктивности, объёма и переключаемости внимания. Несмотря на такие результаты, ни по одному из критериев у детей с речевыми нарушениями не было высокого результата, а у респондентов с нормативным психическим развитием он был выявлен. У 50% детей со стёртой формой дизартрии был обнаружен низкий уровень устойчивости внимания, в то время как дети с условной нормой показали средние результаты.

Р.И. Мартынова в своих исследованиях указала на то, что нарушение механизма устойчивости и переключаемости внимания может зависеть от недостаточной подвижности нервных процессов в коре головного мозга

[5].

Л.И. Белякова и Н.Н. Волоскова отмечают, что у детей с данной речевой патологией может встречаться синдром дефицита внимания и гиперактивности, обеспечивающий невнимательность, отвлекаемость и импульсивность детей [6].

Можно заметить, что произвольное внимание у детей со стёртой дизартрией имеет свои особенности, отличные от нормотипичных дошкольников, что влияет на понимание инструкции и на время выполнения задания. Таким детям свойственна отвлекаемость под воздействием сильных раздражителей и общая неорганизованность.

Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память. При нормальном развитии, по мнению Л.Ц. Кагермазовой, к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого начинает складываться произвольное запоминание и припоминание. Как отмечает Е.С. Сухотерина, у детей 5 -6 лет со стёртой формой дизартрии преобладающей является

кратковременная память, что обусловлено слабостью образования следов памяти вследствие поражения центральной нервной системы. Закономерности запоминания схожи с нормально развивающимися детьми, однако у детей с речевой патологией характер воспроизведения запоминаемых слов непостоянный, недостаточная произвольность мнестической деятельности.

Основным видом мышления у нормотипичных старших дошкольников, по данным И.Ю. Кулагиной, является наглядно-образное. Дети ещё не приобрели взрослой логики рассуждений, зато они задают большое количество вопросов, что, как считает Л.Ц. Кагермазова, отражает их стремление по-своему классифицировать предметы и явления окружающего мира. Иными словами, к концу дошкольного возраста у детей должна появиться тенденция к обобщению и установлению связей. В старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане, однако любую ситуацию ребёнок оценивает ещё только со своей позиции. У детей 5-6 лет со стёртой формой дизартрии, по данным Е.М. Мастюковой и М.В. Ипполитовой, наблюдается задержка в развитии логического мышления. Таким образом, у детей со стёртой формой дизартрии есть некоторая мыслительная слабость по типу астенизации, но это не носит характер умственной отсталости (Р.И. Мартынова).

Воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же принципам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Оценку его развития затрудняет состояние речи и мыслительных процессов этих детей (В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова). Л.И. Беляковой и Н.Н. Волосковой были выявлены стереотипность в игре, примитивность узоров и сюжетов в рисунках [12].

В эмоциональной сфере детей 5-6 лет со стёртой формой дизартрии Л.И Белякова и Н.Н. Волоскова отметили возможность появления церебрастенического синдрома, который у одних дошкольников выражается в виде эмоционального и двигательного беспокойства, у других в преобладании вялости и пассивности. Была замечена высокая тревожность дошкольников с дизартрией, больше свойственная детям с меланхолическим и холерическим типом темперамента, нежели сангвиникам и флегматикам [6].

Л.Ц. Кагермазова пишет о том, что деятельность в дошкольном возрасте побуждается и направляется уже не отдельными, не связанными между собой мотивами, а их системой. Иерархия мотивов означает появление волевого поведения, что придает выраженную направленность всему поведению. Происходит усвоение этических норм, моральных чувств, следование идеальным образцам во взаимоотношениях с другими людьми. Непосредственное, импульсивное поведение перерастает в опосредованное определенными внутренними нормами и правилами [16].

Нарушения волевой сферы в основном проявляются в том, что дети непослушны, суетливы, склонны к неусидчивости, невыполнению указаний родителей и педагогов. Часто детям не хватает выдержки для выполнения задания, они не доделывают их до конца (С.Л. Кириенкова).

Таким образом, анализ особенностей развития психических процессов у детей старшего дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии позволяет нам говорить, что у детей со стёртой формой дизартрии страдает произвольное внимание, что выражается в импульсивности, несосредоточенности при выполнении заданий; трудность запоминания и припоминания информации; слабость логического мышления и низкий уровень сформированности некоторых мыслительных операций; воображение развито не в полной мере, преобладает стереотипность в играх и в рисунках; может наблюдаться эмоциональное беспокойство или же, наоборот, вялость и пассивность; слабость координации поведения, неусидчивы, беспокойны; моторная сфера недоразвита. Очевидно, что описанные особенности необходимо учитывать в процессе организации коррекционно-развивающего процесса в группе компенсирующего вида.

Использованные источники:

1.Лурия А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка / А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович - М.: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. - 94с.

2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопе-дическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М.: Астрель, 2008. - 254с.

3.Ложкина Л.И., Шелыгин К.В. Общая психология и психопатология: учебное пособие / Л.И. Ложкина, К.В. Шелыгин. - Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2016. - 126 с.

4.Желудкова Э.Н. Особенности произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией //Наука в современном мире: вопросы теории и практики материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Мир науки». 2018- с.317-324.

5. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией.//Расстройства речи и методы их устранения. - М. Знание - 1972. - 79-92с.

6. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Дифференциальные признаки речевого онтогенеза при минимальных проявлениях дизартрии // Вестник Ставропольского государственного университета. 2003. № 32. С. 126-130. 7.Основы профессионально-педагогического общения: учебное пособие / Л. Ц. Кагермазова; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Кабардино -Балкарский гос. ун-т. - Нальчик: КБИГИ, 2010. - 259 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.