Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ ОГРАНИЧЕНИЙ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ ОГРАНИЧЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ВНЕШНИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / САНКЦИИ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корабейников Игорь Николаевич, Курлыкова Анна Владимировна, Киргизова Ирина Викторовна

Предприятия малого и среднего предпринимательства (МСП) в России характеризуются многочисленностью и вместе с тем уязвимостью: ввиду ограниченности капитала МСП не имеет возможности самостоятельно справляться с вызовами внешней среды и нуждается в государственной поддержке. В современных экономических условиях субъекты МСП испытывают ряд трудностей, связанных и с ограниченным доступом к ресурсам, и с высокой конкуренцией на рынке. Кроме того, введенные против России санкции осложнили деятельность МСП в сферах снабжения, закупок, информации и рекламы, что обусловило актуальность проведенного исследования. Цель исследования состоит в выявлении особенностей развития малого и среднего бизнеса в условиях внешних ограничений. В качестве объекта исследования выступает малый и средний бизнес России в общем и Оренбургской области, как одного из приграничных субъектов. Выбор для исследования Оренбургской области обосновывается стратегически важным экономико-географическим положением данного региона. Основу методологии исследования составили общенаучные методы познания, а также логико-сравнительный, причинно-следственный и корреляционно-регрессионный анализ. В исследовании проведён ретроспективный анализ развития малого и среднего бизнеса в России и Оренбургской области, рассмотрены сферы деятельности, в отношении которых введены антироссийские санкции, а также выявлены основные закономерности современного развития малого и среднего предпринимательства в России. Значительное внимание уделено механизмам государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России и Оренбургской области. На основе анализа статистических данных выявлена основная проблема развития МСП и его поддержки в Оренбургской области. В исследовании проанализирован опыт успешной реализации малого и среднего бизнеса в России и Оренбургской области. Показано, что цифровизация является актуальным и наиболее перспективным направлением развития малого и среднего бизнеса. Практическая значимость исследования состоит в определении особенностей и перспективных направлений развития МСП в России и Оренбургской области в условиях внешних ограничений с учётом импортозамещения. Представленные в статье результаты анализа ключевых отраслей хозяйствования и функционирования субъектов МСП будут полезны их руководству, а также научному сообществу для дальнейших исследований по следующим направлениям: выделение факторов импортозамещения на предприятиях МСП в условиях внешних ограничений и санкций, выявление объективных и субъективных условий негативного влияния на субъекты МСП, распределение производительных сил МСП, пространственная специализация МСП, планирование и прогнозирование развития МСП в условиях внешних ограничений и ряд других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Корабейников Игорь Николаевич, Курлыкова Анна Владимировна, Киргизова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES UNDER EXTERNAL CONSTRAINTS

Small and medium-sized enterprises (SMEs) in Russia are characterized by a large number and, at the same time, vulnerability: due to limited capital, SMEs are unable to independently cope with the challenges of the external environment and need state support. In the current economic conditions, SMEs experience a number of difficulties associated with both limited access to resources and high competition in the market. In addition, the sanctions imposed against Russia have complicated the activities of SMEs in the areas of supply, procurement, information and advertising, which determined the relevance of the study. The purpose of the study is to identify the features of the development of small and medium-sized businesses in the face of external constraints. The object of the study is small and medium-sized businesses in Russia in general and the Orenburg region, as one of the border regions. The choice for the study of the Orenburg region is justified by the strategically important economic and geographical position of this region. The research methodology was based on general scientific methods of cognition, as well as logical-comparative, causal and correlation-regression analysis. The study carried out a retrospective analysis of the development of small and medium-sized businesses in Russia and the Orenburg region, considered the areas of activity in respect of which anti-Russian sanctions were imposed, and also identified the main patterns of the modern development of small and medium-sized businesses in Russia. Considerable attention is paid to the mechanisms of state support for small and medium-sized businesses in Russia and the Orenburg region. Based on the analysis of statistical data, the main problem of the development of SMEs and its support in the Orenburg region was identified. The study analyzed the experience of successful implementation of small and medium-sized businesses in Russia and the Orenburg region. It is shown that digitalization is an urgent and most promising direction for the development of small and medium-sized businesses. The practical significance of the study is to determine the features and promising directions for the development of SMEs in Russia and the Orenburg region in the context of external restrictions, taking into account import substitution. The results of the analysis of key economic sectors and the functioning of SMEs presented in the article will be useful to their management, as well as to the scientific community for further research in the following areas: identifying import substitution factors at SMEs under external restrictions and sanctions, identifying objective and subjective conditions of negative impact on the subjects SMEs, the distribution of the productive forces of SMEs, the spatial specialization of SMEs, planning and forecasting the development of SMEs under external constraints, and a number of others.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ ОГРАНИЧЕНИЙ»

Интеллект. Инновации. Инвестиции /Intellect. Innovations. Investments • № 4, 2023

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 330.34 https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-4-11

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ ОГРАНИЧЕНИЙ

И. Н. Корабейников1, А. В. Курлыкова2, И. В. Киргизова3

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

1 e-mail: igor.korabeynikov@mail.ru

2 e-mail: anna-vp@mail.ru

3 e-mail: irinka.kirgizova@mail.ru

Аннотация. Предприятия малого и среднего предпринимательства (МСП) в России характеризуются многочисленностью и вместе с тем уязвимостью: ввиду ограниченности капитала МСП не имеет возможности самостоятельно справляться с вызовами внешней среды и нуждается в государственной поддержке. В современных экономических условиях субъекты МСП испытывают ряд трудностей, связанных и с ограниченным доступом к ресурсам, и с высокой конкуренцией на рынке. Кроме того, введенные против России санкции осложнили деятельность МСП в сферах снабжения, закупок, информации и рекламы, что обусловило актуальность проведенного исследования. Цель исследования состоит в выявлении особенностей развития малого и среднего бизнеса в условиях внешних ограничений. В качестве объекта исследования выступает малый и средний бизнес России в общем и Оренбургской области, как одного из приграничных субъектов. Выбор для исследования Оренбургской области обосновывается стратегически важным экономико-географическим положением данного региона. Основу методологии исследования составили общенаучные методы познания, а также логико-сравнительный, причинно-следственный и корреляционно-регрессионный анализ. В исследовании проведён ретроспективный анализ развития малого и среднего бизнеса в России и Оренбургской области, рассмотрены сферы деятельности, в отношении которых введены антироссийские санкции, а также выявлены основные закономерности современного развития малого и среднего предпринимательства в России. Значительное внимание уделено механизмам государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России и Оренбургской области. На основе анализа статистических данных выявлена основная проблема развития МСП и его поддержки в Оренбургской области. В исследовании проанализирован опыт успешной реализации малого и среднего бизнеса в России и Оренбургской области. Показано, что цифрови-зация является актуальным и наиболее перспективным направлением развития малого и среднего бизнеса. Практическая значимость исследования состоит в определении особенностей и перспективных направлений развития МСП в России и Оренбургской области в условиях внешних ограничений с учётом импортоза-мещения. Представленные в статье результаты анализа ключевых отраслей хозяйствования и функционирования субъектов МСП будут полезны их руководству, а также научному сообществу для дальнейших исследований по следующим направлениям: выделение факторов импортозамещения на предприятиях МСП в условиях внешних ограничений и санкций, выявление объективных и субъективных условий негативного влияния на субъекты МСП, распределение производительных сил МСП, пространственная специализация МСП, планирование и прогнозирование развития МСП в условиях внешних ограничений и ряд других.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, внешние ограничения, санкции, направления развития малого и среднего бизнеса, особенности.

Для цитирования: Корабейников И. Н., Курлыкова А. В., Киргизова И. В. Особенности развития предприятий малого и среднего бизнеса в условиях внешних ограничений // Интеллект. Инновации. Инвестиции. -2023. - № 4. - С. 11-22, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-4-11.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

© И. Н. Корабейников, А. В. Курлыкова, И. В. Киргизова, 2023

Original article

FEATURES OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

UNDER EXTERNAL CONSTRAINTS

I. N. Korabeynikov1, A. V. Kurlykova2, I. V. Kirgizova3

Orenburg State University, Orenburg, Russia

1 e-mail: igor.korabeynikov@mail.ru

2 e-mail: anna-vp@mail.ru

3 e-mail: irinka.kirgizova@mail.ru

Abstract. Small and medium-sized enterprises (SMEs) in Russia are characterized by a large number and, at the same time, vulnerability: due to limited capital, SMEs are unable to independently cope with the challenges of the external environment and need state support. In the current economic conditions, SMEs experience a number of difficulties associated with both limited access to resources and high competition in the market. In addition, the sanctions imposed against Russia have complicated the activities of SMEs in the areas of supply, procurement, information and advertising, which determined the relevance of the study. The purpose of the study is to identify the features of the development of small and medium-sized businesses in the face of external constraints. The object of the study is small and medium-sized businesses in Russia in general and the Orenburg region, as one of the border regions. The choice for the study of the Orenburg region is justified by the strategically important economic and geographical position of this region. The research methodology was based on general scientific methods of cognition, as well as logical-comparative, causal and correlation-regression analysis. The study carried out a retrospective analysis of the development of small and medium-sized businesses in Russia and the Orenburg region, considered the areas of activity in respect of which anti-Russian sanctions were imposed, and also identified the main patterns of the modern development of small and medium-sized businesses in Russia. Considerable attention is paid to the mechanisms of state support for small and medium-sized businesses in Russia and the Orenburg region. Based on the analysis of statistical data, the main problem of the development of SMEs and its support in the Orenburg region was identified. The study analyzed the experience of successful implementation of small and medium-sized businesses in Russia and the Orenburg region. It is shown that digitalization is an urgent and most promising direction for the development of small and medium-sized businesses. The practical significance of the study is to determine the features and promising directions for the development of SMEs in Russia and the Orenburg region in the context of external restrictions, taking into account import substitution. The results of the analysis of key economic sectors and the functioning of SMEs presented in the article will be useful to their management, as well as to the scientific community for further research in the following areas: identifying import substitution factors at SMEs under external restrictions and sanctions, identifying objective and subjective conditions of negative impact on the subjects SMEs, the distribution of the productive forces of SMEs, the spatial specialization of SMEs, planning and forecasting the development of SMEs under external constraints, and a number of others.

Key words: small and medium business, external restrictions, sanctions, directions of development of small and medium business, features.

Cite as: Korabeynikov, I. N., Kurlykova, A. V., Kirgizova, I. V (2023) [Features of development of small and medium-sized businesses under external constraints]. Intellekt. Innovacii. Investicii [Intellect. Innovations. Investments]. Vol. 4, pp. 11-22, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-4-11.

Введение

Современный этап развития российской экономики характеризуется сложными условиями, вызванными пандемией коронавирусной инфекции, ухудшением международного экономического сотрудничества и введением антироссийских санкций. Данные факторы негативно сказываются на социально-экономическом развитии страны, ухудшают показатели качества жизни населения, а также снижают эффективность деятельности российских предприятий. В частности,

это касается предприятий малого и среднего бизнеса, которые не располагают достаточным количеством резервов и финансовых средств для снижения негативного влияния внешних ограничений и быстрой реструктуризации в условиях кризиса.

Малое и среднее предпринимательство (МСП) является социально значимым видом организации бизнеса в России. По состоянию на май 2022 г. в России действует 6 миллионов субъектов малого и среднего предпринимательства, чей вклад в валовой внутрен-

ний продукт составляет около 21 %'. При этом в МСП занято чуть больше 14,5 миллионов работников, что составляет 10 % от общего населения страны.

При этом деятельность субъектов МСП может быть организована в следующих формах: ведение предпринимательской деятельности с образованием и без образования юридического лица. К первой форме относятся микро-, малые и средние предприятия, а ко второй - индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане. При этом внешние ограничения, связанные в первую очередь с санкционной политикой, реализуемой против РФ, предприятия МСП ощущают более сильно нежели большой бизнес, так как в силу объективных причин значительно ограничены в выборе мер противодействия им.

Развитие и всесторонняя поддержка деятельности субъектов МСП являются приоритетным направлением деятельности государства, приоритетность которого возрастает в современных условиях. Повышение эффективности малого и среднего бизнеса выступает фактором повышения гибкости всей экономики в целом, чем и обосновывается актуальность выбранной темы исследования.

Научная проблема проведённого исследования заключается в следующем - условия внешних ограничений, в которых в настоящее время развивается МСП, определяют содержание особенностей данного процесса в РФ на современном этапе на федеральном и региональном уровне, изучение которых позволит сформировать научно-методические подходы для формулирования перспектив развития данного явления.

Целью статьи выступает выявление особенностей развития субъектов малого и среднего бизнеса России и Оренбургской области в условиях внешних ограничений. Объектом исследования является малый и средний бизнес России и Оренбургской области.

Обзор и анализ литературы

В научной литературе в настоящее время присутствует разнообразие мнений по проблематике развития МСП. Ведение МСП, по мнению авторов, в России характеризуется рядом особенностей:

- ограниченность в ресурсах. МСП ограничено в ресурсах и не имеет широкого доступа к их получению, например, к получению кредитно-финансовых ресурсов, ввиду чего возникает необходимость государственной поддержки данного сектора экономики;

- состав и квалификация кадров. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе также имеет

свои особенности: его состав малочислен; как правило, квалификация персонала невысокая, адаптация новых сотрудников проходит довольно быстро и, кроме того, как отмечает Городничев С.В., на предприятиях МСП присутствует неформальный характер связей между работниками и руководством [3];

- реализуемые стратегии. Стратегические особенности МСП состоят в том, что применяемые стратегии отличаются гибкостью и напрямую зависят от типа личности руководителя, в лице которого часто выступает собственник [5].

В качестве основных преимуществ предприятий малого и среднего бизнеса выделяют следующие: гибкость и маневренность; высокая конкурентоспособность; создание дополнительных рабочих мест; эффективное использование инноваций [8].

При этом, со значительными рисками для МСП столкнулись во многих странах мира, так в исследовании, проводимом Asgary A., Özdemir A. I., Özyürek H. [12], МСП в Турции показало, что глобальные экономические риски и геополитические риски вызывают серьезную озабоченность у МСП, а экологические риски находятся в самом низу их рейтинга. Среди экономических рисков самыми высокими рисками для МСП были признаны фискальные кризисы и высокая структурная безработица. МСП считают, что риск крупномасштабных кибератак и массовых случаев мошенничества/кражи данных относительно выше, чем другие глобальные технологические риски.

В рамках рассмотрения вопроса развития МСП представляет интерес исследование, проведённое Ан-тюшиным М. В., Гуськовой И. В. и Серебровской Н. Е. [1] на основе факторного анализа, по результатам которого получены следующие выводы: активное развитие МСП позволяет ускорить процесс импортоза-мещения и даёт большие возможности поиска новых сегментов рынка сбыта товаров и услуг, новых контрагентов в странах Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, БРИКС. Авторы исследования отмечают, что основным риском для последующего развития МСП в России является снижение платежеспособности населения, рост безработицы, банкротство малых и средних предприятий, высокие ставки по кредитам для бизнеса, удорожание и осложнение логистики.

Гайнутдинов Р. отмечает, что современная система поддержки МСП, как ключевая особенность, должна гарантировать защиту прав собственности, стабильность и относительную предсказуемость

1 Перепись Росстата: больше 50% выручки малый бизнес в России заработал в торговле [Электронный ресурс] // Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик Краснодарского края. - Режим доступа: https://www.invest.gelendzhik.org/ru/news/ perepis-rosstata-bol-she-50-vyruchki-malyj-biznes-v-rossii-zarabotal-v-torgovle/?stype=special (дата обращения: 03.05.2022).

национальной политики в кризисных условиях развития экономики. Кроме того, успешная реализация государственной поддержки сектора малого и среднего предпринимательства возможна только при построении взаимовыгодного сотрудничества и налаживания двусторонней коммуникации государства и бизнеса [2].

Чшиева З. Г. и Будаева А. А. [11] в своей работе выделили следующие особенности господдержки малого и среднего бизнеса в России: основу государственной поддержки составляют финансовые инструменты (гранты, венчурные фонды и субсидии), а также кадровая и информационная поддержка; базовыми приоритетами выделения государственной поддержки выступают критерии инновационности, наукоёмко-сти, создание новых рабочих мест и повышение эффективности экономик регионов.

В качестве особенности, зарубежные исследователи выделяют значительные инновационные барьеры. Так Simbana-Taipe L. Е. [15] рассматривает в своей работе, как инновационный процесс влияет на развитие эквадорских МСП (5205 субъектов). В результате автор выделил следующие основные группы инновационных барьеров: стоимостные, рыночные и информационные барьеры. В основном это связано с высокими затратами на инновации и нехваткой квалифицированных кадров, что ограничивает организационный рост и конкурентоспособность на рынке. Следовательно, перед инновационным развитием МСП стоит несколько существенных препятствий, ограничивающих деятельность малого и среднего бизнеса в инновационном секторе. Для преодоления этих барьеров малому и среднему бизнесу необходима активная поддержка государства.

Особенностью современного развития МСП является активная цифровизация. Для более полного понимания теоретической базы исследования рассмотрим определение термина «цифровые услуги», представленное в работе Нестеренко Е. С.: «как правило, в большинстве исследований, цифровые услуги - это традиционная услуга, оказываемая посредством сети Интернет (услуги онлайн-рекламы; услуги онлайн-посредничества; продажа данных, сгенерированных из информации, оставленной пользователями в цифровых интерфейсах и др.). Наиболее распространенными среди них являются образовательные, информационные, рекламные, консультационные, бухгалтерские, юридические, научно-технические услуги» [7]. Развитие рынка цифровых услуг способствует построению эффективной системы МСП в регионе, которая позволит реализовывать отношения с другими регионами и странами в глобальном информационно-экономическом пространстве [7]. Именно этими

факторами обуславливается приоритетность данного направления развития МСП.

Если обратиться к зарубежному опыту, то Rawat М. [14] рассматривает следующие особенности цифровизации экономики Индии: субъекты МСП через специальный цифровой сервис нанимают на работу студентов Технологического Института, благодаря чему обеспечивается синергия молодёжного предпринимательства, развития цифровизации и экономики страны.

Е11ег R. [13] в своем исследовании 193 предприятий МСП отмечает, что малые и средние предприятия отстают от крупных фирм, когда речь идет о цифрови-зации, что негативно отражается на их деятельности, в частности на финансовых показателях и производительности труда. Основными факторами, влияющими на степень цифровизации, являются следующие: уровень развития информационных технологий; навыки сотрудников в цифровой сфере и наличие так называемой цифровой стратегии.

Формулирование особенностей развития МСП невозможно без учёта предыдущего опыта успешной реализации бизнеса. Среди множества успешных компаний (например, компания-разработчик мобильных игр «Р1аупх», социальная сеть «ВКонтакте», сеть пиццерий «Додо пицца», маркетплейс «Wildbemes» и др.), многие из которых начинались как малый бизнес, со временем развиваясь и расширяясь, особое внимание уделим истории создания высокотехнологичного малого предприятия ООО «МЕГА-Эпи-тех», отражённой в исследовании Кожитова Л. В., Попкова А. В., Косушкина В. Г. [9]. Отреагировав на активное внедрение рыночных механизмов в сферу науки и производства, энергичные сотрудники ВНИ-ИМЭТ (г. Калуга) приобрели оборудование и на взятых в аренду площадях создали малую высокотехнологичную компанию ООО «МЕГА- Эпитех» в г. Калуге. Основной вид деятельности фирмы - разработка излучающих и фоточувствительных эпитаксиальных структур на базе проведённых научных исследований. Благодаря государственной поддержке затраты на производство удалось минимизировать, а деятельность компании была выведена на глобальный рынок. Этот пример наглядно демонстрирует чуткость малого и среднего бизнеса и его способность быстро реагировать на частные рыночные запросы.

Методологический аппарат и методический инструментарий исследования

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, а также логико-сравнительный, причинно-следственный и ретроспективный анализ. Логика исследования предполагает

изучение МСП и его особенностей от общего к частному (от федерального уровня к региональному).

Методика исследования состояла из ряда этапов:

1. Выделение внешних ограничений, оказывающих значимое влияние на формирование особенностей развития предприятий МСП в условиях внешних ограничений.

2. Формулирование особенностей развития предприятий МСП в условиях внешних ограничений:

- на федеральном уровне;

- на региональном уровне.

3. Определение мер поддержки предприятий МСП в условиях внешних ограничений

- на федеральном уровне;

- на региональном уровне.

Последовательное выполнение этапов определило

ход представленного исследования. В качестве информационной базы использованы данные из открытых источников, в частности статданные Федеральной службы государственной статистики РФ, данные из интернет-источников, аналитические обзоры экономических агентств. Результаты практической реализации методики представлены в следующем разделе статьи.

Результаты исследования

Охарактеризуем кратко внешние ограничения, которые могут повлиять на развитие МСП.

С 2012 г. со стороны США и стран Европейского Союза были введены политические и экономические ограничения против России. Первоначально они касались отдельных лиц и чиновников Российской Федерации, однако в 2014 г., после присоединения Крыма к России, вводимые меры стали более масштабными. Так, США, Евросоюз и Канада ввели запрет на операции на «Роснефть», «Новатэк», «Газпромбанк» и «Внешэкономбанк». В течение следующих нескольких лет вводились новые санкции и ограничения в сфере торговли, импорта, финансов и т. д. 2

Начало специальной операции России стало причиной введения беспрецедентных антироссийских санкций в феврале и марте 2022 г., которые привели к ограничениям развития в следующих сферах:

- энергетика - в частности, это касается отказа ряда стран от покупки российской нефти и нефтяных продуктов, газа, угля, отказа от покупки российского оборудования для нефетепереработки, а также отказа от сертификации «Северного потока - 2»;

- финансы - арест золотовалютных резервов России, отключение российских банков от SWIFT, запрет на поставку в РФ банкнот евро и доллара;

- торговля - запрет на импорт из России металлопродукции, повышение пошлин на импорт, закрытие портов для российских судов;

- логистика - закрытие неба для российских самолётов, разрыв цепей поставок;

- информация - запрет на вещание российских каналов «RT» и «Sputnik», а также ограничение пользования некоторыми интернет-платформами;

- технологии - запрет на поставку в Россию полупроводников и передовой электроники;

- оборудование - ограничение поставки дронов и средств навигации и др.3

Для предприятий МСП наиболее значимыми являются ограничения в сфере логистики (рост стоимости доставки, затруднение осуществления снабженческо-закупочной деятельности выступают факторами повышения цен на товары и услуги и в определённой степени снижают конкурентоспособность МСП), а также в сфере информации. В частности, это касается ограничений пользования различными интернет-платформами, в том числе социальными сетями компании «Meta», признанной экстремистской и запрещённой в России. Ранее «Инстаграм» и «Фейсбук» являлись основными площадками для интернет-продвижения малого и среднего бизнеса. В данный момент МСП вынужден ограничиться покупкой не всегда эффективной рекламы у блогеров или искать новые площадки для продвижения бизнеса, что также связано с рядом затрат, включаемых в себестоимость производимых товаров и услуг.

Проведенное исследование позволило выявить ряд особенностей развития предприятий МСП в условиях внешних ограничений.

Значительное преобладание в общем количестве МСП микропредприятий РФ.

Анализ данных, представленных в таблице 1, свидетельствует о том, что наибольший удельный вес в структуре субъектов МСП имеют микропредприятия (они составляют порядка 95-97 % от общей численности субъектов малого и среднего бизнеса) и именно их численность выросла заметнее всего за последний год, в то время как численность малых предприятий, напротив, показала отрицательную динамику.

Увеличение числа предприятий МСП в РФ в условиях усиливающихся внешних ограничений.

2 История ограничений: почему санкции против России были всегда // Газета.ги [сайт]. - URL: https://www.gazeta.ru/ social/2022/03/03/14596663.shtml (дата обращения: 10.04.2022).

3 Россия под санкциями. Что уже ввели, чем ещё грозят // BBC News [сайт]. - URL: https://www.bbc.com/russian/features-60833598 (дата обращения: 10.04.2022).

В целом, за анализируемый период значительное сокращение числа общего количества субъектов МСП наблюдалось в 2021 г.: их количество уменьшилось на 3,33 %, в основном, за счёт сокращения числа микропредприятий. Наибольший рост за анализируемый

период показал 2022 г.: общее число субъектов МСП выросло на 3,03 %, что можно интерпретировать как выход малого и среднего бизнеса из кризиса, вызванного ковидными ограничениями (таблица 1).

Таблица 1. Динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства в России за период с 2020 по 2022 гг.

Период Микропредприятия Малые предприятия Средние предприятия Общее число субъектов МСП Темп прироста общего числа субъектов МСП, %

10.03.2020 5 740 777 222 144 16 978 5 979 899 -2,63

10.03.2021 5 547 563 215 372 17 680 5 780 615 -3,33

10.03.2022 5 726 154 211 755 17 960 5 955 869 +3,03

Источник: составлено авторами на основе данных Единого реестра субъектов МСП4

Длительное устойчивое развитие цифровизации в РФ, как фактор стабильного развития предприятий МСП в условиях усиливающихся внешних ограничений.

Устойчивая цифровизация экономики РФ позволяет стабильно строить бизнес на предприятиях МСП

на новом технологическом укладе. Объём цифровиза-ции в стоимостном выражении вырос почти в 9 раз (в контексте объема рынка ЦОД), а в натуральном выражении - почти в 3,5 раза (на том же рынке), при этом наиболее значительный рост рынка наблюдался в период с 2013 по 2018 гг. (таблица 2).

Таблица 2. Динамика изменения цифровизации в РФ за период с 2011 по 2020 гг.

Наименование показателя 2011 г. 2013 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г к 2011 г в разах

Объем рынка услуг ЦОД в РФ, млрд руб. 5,0 9,0 27,0 34,9 43,8 8,76

Объем рынка услуг ЦОД в РФ, тыс. стоек 14,6 19,5 39,9 44,1 49,9 3,42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: разработано авторами на основе данных коммерческих дата-центров5

В Оренбургской области можно выделить следующие особенности развития МСП в условиях внешних ограничений:

- увеличение численности субъектов МСП. По состоянию на 10.04.2022 г. общее число субъектов малого и среднего бизнеса в Оренбургской области составляет 56374 ед., из них микропредприятий - 54293 ед. (96,2 %), малых предприятий - 1918 ед. (3,5 %), средних предприятий - 163 ед. (0,3 %). При этом по

состоянию на 10.04.2021 г. общее число субъектов МСП в области составляло 54537 ед., а по состоянию на 10.04.2020 г. - 57584 ед. Следовательно, наблюдается отрицательная динамика численности субъектов в 2021 г. (на 5,3 %) и положительная динамика в 2022 г. (на 3,3 %);

- значительная численность занятых в МСП в общей численности трудоспособного населения области. В малом и среднем бизнесе занято 217,8 тыс.

4 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // Федеральная налоговая служба [сайт]. - URL: https://rmsp.nalog. ru (дата обращения: 10.04.2022).

5 ЦОД (рынок России). Коммерческие дата-центры //TADVISER [сайт] - 2022. - URL: http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D 1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A6%D0%9E%D0%94_(%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%A0%D0 %BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8)_%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D0% BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B0-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D1%8B (дата обращения: 13.08.2021).

чел., что составляет 18 % от трудоспособного населения Оренбургской области6;

- рост оборота субъектов малого и среднего бизнеса. В последнем отчётном периоде, 2021 г., оборот МСП в Оренбургской области составил 119 млрд р., что на 122,1 % выше, чем в 2020 г.;

- рост инвестиций в основной капитал МСП, превышающий рост оборота. В капитал МСП Оренбургской области в 2021 г. было инвестировано 2,3 млрд р., что на 171 % выше, чем в 2020 г.;

- увеличение суммы уплаченных налогов субъектами МСП. Субъекты МСП Оренбургской области в 2021 г. пополнили региональный бюджет налогами в размере 8,5 млрд р., что выше прошлогоднего уровня на 123,5 %.

В целом, малый и средний бизнес в Оренбургской области можно охарактеризовать как развивающийся и демонстрирующий положительную динамику развития ключевых показателей в 2021 г. по сравнению с 2020 г.

МСП Оренбургской области имеет предпосылки перспективного развития на основе импортозамеще-ния.

На основе проведённого исследования выделим перспективные направления деятельности субъектов МСП в Оренбургской области. Традиционными сферами для региона остаются растение- и животноводство, однако антироссийские санкции и вызванные ими внешние ограничения для регионального бизнеса привели к развитию в Оренбуржье отраслей и производств, направленных на импортозамещение:

- пищевая промышленность (производство комбикорма ГКФХ Валерий Шамкаев, с. Матвеевка);

- лёгкая промышленность (производство одежды «Огеапа»);

- химическая промышленность (изготовление пробиотиков «Компонент-Лактис», г. Бугуруслан);

- производство оборудования и запчастей (производство алюминиевых радиаторов «Рифар», г. Гай)7.

Следует отметить, что в РФ разработан и реализуется комплекс мер поддержки субъектов МСП.

С конца февраля 2022 г. Правительство РФ активно разрабатывает и реализует различные меры поддержки бизнеса в условиях санкций. В общем виде реализуемые меры можно разделить на две крупные

группы: финансовая и нефинансовая поддержка. К нефинансовой поддержке относятся консультирование, обучение предпринимателей и т. д. [6]. На федеральном уровне государственные меры поддержки МСП касаются сферы кредитов (например, предоставление льготных кредитов инновационным компаниям под 3 %), налогов (продление сроков уплаты по упрощённой налоговой системе на 6 месяцев), проверок и штрафов (введение ограничений для выписки штрафов), субсидиарных выплат (аванс по госконтрактам до 90 %).

В Оренбургской области наряду с федеральными мерами разработана и применяется своя система мер поддержки МСП:

- снижение процентной ставки по федеральным программам поддержки для новых проектов и проектов импортозамещения с 13,5 % до 8,5 %;

- выделение 2,6 млрд р. на поддержку малого и среднего бизнеса;

- предоставление предпринимателям кредитов по сниженной ставке на 4 млрд р.;

- компенсация разницы между желаемой заработной платой и той оплатой, которую предлагает работодатель;

- предоставление субсидий на покупку сельскохозяйственного оборудования и техники в лизинг, поддержка животноводства и др.8

Областные меры поддержки оказываются в рамках реализации трёх региональных проектов: «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание условий для лёгкого старта и комфортного ведения бизнеса». Перечисленные проекты направлены на создание и поддержание благоприятных условий для организации и ведения бизнеса в регионе, стимулирование деятельности самозанятых граждан, а также содействие росту предприятий МСП, ускорению их развития.

Поддержка МСП в Оренбургской области оказывается в шести основных формах: образовательная, консультационная, финансовая, имущественная, инновационная и информационная. Образовательная поддержка включает бесплатное и льготное обучение предпринимателей.

6 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // Федеральная налоговая служба [сайт]. - URL: https://rmsp.nalog. ru (дата обращения: 10.04.2022).

7 В Оренбургском районе восстанавливается производство продукции бренда «Новотроицкий мясокомбинат» [Электронный ресурс] // Сайт муниципального образования «Оренбургский район». - Режим доступа: https://orn.orb.ru/presscenter/news/65047/ (дата обращения 10.04.2022).

8 Власти Оренбуржья обсудили меры поддержки экономики региона [Электронный ресурс] // proOren.ru. - 2022. URL: https://prooren.ru/ news/ekonomika-i-politika/vlasti-orenburzhya-obsudili-mery-podderzhki-ekonomiki-regiona (дата обращения: 10.04.2022).

Консультационная и информационная поддержка связаны с созданием и функционированием бизнес-инкубаторов и прочих организаций, предоставляющих необходимую информацию и осуществляющих консультирование по вопросам ведения предпринимательской деятельности. Финансовая поддержка заключается в предоставлении микрозаймов, кредитов, поручительства и осуществлении микрофинансирования. Имущественная поддержка связана с предо-

ставлением муниципального имущества в личное долгосрочное пользование субъектам МСП, а также предоставлением в пользование офисных и производственных помещений на льготных условиях. Инновационная поддержка включает финансирование инновационных проектов в высокотехнологичных или приоритетных отраслях экономики России. На рисунке 1 представлены формы оказываемой поддержки для субъектов МСП в Оренбургской области.

80% 72%

■ Численность субъектов МСП, получивших данную форму поддержки, из общей численности субъектов МСП

Рисунок 1. Структура поддержки субъектов МСП в Оренбургской области по числу субъектов, получивших соответствующую форму поддержки

Источник: составлено авторами на основе данных Оренбургского областного фонда поддержки малого предпринимательства 9

Так, в наибольшем объёме оказана финансовая поддержка малого и среднего бизнеса: 72 % субъектов МСП получили данный вид поддержки (в виде кредитов, займов и т. д.). Особое внимание стоит обратить на поддержку, оказанную в инновационном секторе: она составляет меньше 1 % и характеризует основную проблему развития МСП в Оренбургской области. Малый и средний бизнес сегодня как никогда нуждается в инновационном развитии, ведь именно инновации позволяют двигаться вперёд не только самому МСП, но и всей экономике в целом.

Заключение

Проведённый в исследовании ретроспективный анализ развития малого и среднего бизнеса в России позволил сделать следующие выводы. На основе представленного выше исследования динамики численности субъектов МСП в России и Оренбургской

области, а также на основе рассмотрения перечня действующих антироссийских санкций авторами исследования были сформулированы следующие современные особенности развития малого и среднего бизнеса в России:

- сокращение численности сотрудников. Согласно данным, содержащимся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, численность сотрудников МСП сократилась на 5,4 % по сравнению с 2021 г. Соответственно, введённые ограничения вынудили руководство малых и средних предприятий оптимизировать штат сотрудников с целью сокращения затрат и перенаправления финансовых средств;

- рост числа субъектов малого и среднего бизнеса. Наряду с сокращением персонала наблюдается рост количества субъектов МСП на 3 % по сравнению с 2021 г.;

9 Оренбургский областной фонд поддержки малого предпринимательства [Электронный ресурс] - URL: http://orenfund.ru (дата обращения: 10.04.2022).

- расширение ассортимента. Количество ассортиментных групп товаров и услуг, производимых и реализуемых субъектами МСП, выросло на 114,9 % по сравнению с 2021 г. Данный факт (равно как и общее повышение численности предприятий малого и среднего бизнеса) связан с поиском новых возможностей для открытия малого и среднего бизнеса, занятием освободившихся рыночных ниш и диверсификацией деятельности;

- снижение налоговой и административной нагрузки. Для облегчения ведения малого и среднего бизнеса государство разработало комплекс мероприятий, касающихся различных сфер деятельности, которые подробнее будут рассмотрены далее.

На региональном уровне также известно множество примеров успешной организации и функционирования МСП. Например, известная в Оренбургской области сеть блинных «Русские блины» также начинала как малый бизнес. Сегодня сеть заведений выходит за пределы Оренбургской области и даже России, а годы ведения бизнеса показывают, что он не теряет своей актуальности и в современных условиях.

На основе рассмотрения частных примеров можно выявить общие особенности развития малого и среднего бизнеса:

- предприятия малого и среднего бизнеса возникают как ответ на запрос рынка (зачастую - на довольно узкий и даже специфичный запрос);

- малые и средние предприятия выступают в качестве начальной стадии развития бизнеса и постепенно расширяются до крупных;

- малый и средний бизнес не рассматриваются крупным как конкуренты, а множество малых предприятий может кооперироваться и объединяться для осуществления более эффективной экономической деятельности.

В 2022 г. показатели деятельности субъектов МСП в России, в основном, демонстрируют положительную динамику: так, за последний год на 3 % выросло количество субъектов МСП, на 115 % расширился ассортимент предлагаемых субъектами МСП товаров и услуг, на 122 % вырос оборот предприятий малого и среднего бизнеса. Однако на фоне введённых антироссийских санкций, среди которых для МСП наиболее значимыми являются ограничения в сфере логистики и информации, субъекты МСП вынужденно сократили штат работников на 5 %.

Выводы о научной ценности и практической значимости полученных результатов заключаются в следующем. Описанные закономерности развития МСП в России характеризуют непростое положение, в котором оказался малый и средний бизнес ввиду

санкций и внешних ограничений. Для поддержки МСП государство реализует комплекс мероприятий в таких направлениях, как налоги, выплаты, кредиты и займы, проверки и др. Исследование позволило выявить основную проблему оказываемой поддержки - недостаточное развитие и финансирование инноваций в сфере малого и среднего бизнеса: в 2021 г. всего 0,2 % субъектов МСП получило инновационную поддержку.

Опыт успешной реализации малого и среднего бизнеса в России и Оренбургской области был рассмотрен на двух примерах: предприятиях «МЕГА-Эпитех» (г. Калуга) и «Русские блины» (г. Оренбург). Данные примеры позволили выявить основные тенденции развития малого и среднего бизнеса.

В исследовании выделены перспективные направления успешного развития МСП в России и Оренбургской области. Важнейшими отраслями для развития импортозамещения субъектами МСП в России являются: тяжёлое машиностроение, текстильная промышленность, самолётостроение, производство ПО, фармацевтика. В Оренбургской области импор-тозамещение осуществляется в таких направлениях, как пищевая, химическая, лёгкая промышленность, производство запчастей и оборудования, растение-и животноводство.

Исследование позволило выявить значимую проблему оказываемой поддержки - недостаточное развитие и финансирование инноваций. На основе учёта опыта успешной реализации бизнеса и исследования статистических данных выделено одно из наиболее перспективных направлений развития МСП - цифровизация. Рынок цифровых услуг находится в стадии активного роста, следовательно, инвестиции в этот сегмент в настоящее время наиболее актуальны. Для успешного ведения деятельности в условиях внешних ограничений субъекты МСП могут реализовывать политику импортозамещения. Важнейшими отраслями для развития импортозаме-щения субъектами МСП в России являются: тяжёлое машиностроение, текстильная промышленность, самолётостроение, производство программного обеспечения и другое.

На основе данной работы возможно развитие исследований по следующим направлениям: выделение факторов импортозамещения на предприятиях МСП в условиях внешних ограничений и санкций, изучение объективных и субъективных условий негативного влияния на субъекты МСП, распределение производительных сил МСП, пространственная специализация МСП, планирование и прогнозирование развития МСП в условиях внешних ограничений и ряд других.

Литература

1. Антюшин М. В., Гуськова И. В., Серебровская Н. Е. Факторный анализ функционирования малого предпринимательства и его перспективы развития в условиях санкций // Путеводитель предпринимателя. -2022. - Т. 15, №. 2. - С. 35-43, https://doi.org/10.24182/2073-9885-2022-15-2-35-43. - EDN: QAOTMV

2. Гайнутдинов Р. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Российской Федерации // Вектор экономики. - 2021. - № 2(56). - С. 44. - EDN: CQRBLH.

3. Городничев С. В., Конивец А. Д., Камнева Д. В. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в России // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2020. - № 1. - С. 139-142. - EDN: ECRCZB.

4. Ермакова Ж. А., Корабейников И. Н. Формирование производственных отношений в условиях становления цифровой экономики в Российской Федерации // Экономика региона. - 2019. - № 4. - С. 1199-1211, https://doi.org/10.17059/2019-4-18. - EDN: ZPRFWV.

5. Курлыкова А. В., Киргизова И. В. Инструментарий оценки управления малым предприятием на основе стратегического подхода // Креативная экономика. - 2023. - Том 17. - № 1. - С. 369-384. - https://doi. org/10.18334/ce.17.1.116925 - EDN: QWHOVH.

6. Назмиева И. Ф. Политические риски управления малым и средним бизнесом в период кризисной неопределённости в России // Российские исследования. - 2021. - Т. 2, № 3. - С. 7-14. - EDN: BEJXUW.

7. Нестеренко Е. С. Цифровая услуга: понятие, виды, особенности // Теоретическая экономика. - 2019. -№ 7 (55). - С. 70-79. - EDN: MFMKEQ.

8. Попова У И., Магомедов М. Д. Современное состояние и перспективы развития предприятий малого и среднего бизнеса // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2019. - Т. 9, №. 1-1. - С. 759-766, https://doi. org/10.25799/AR.2019.80.1.078 . - EDN: QMUQXT.

9. Продвижение малых и средних высокотехнологичных инновационных предприятий России на глобальный технологический рынок / Л. В. Кожитов [и др.] // Инновации. - 2021. - № 1(267). - С. 12-19, https://doi. org/10.26310/2071-3010.2021.267.1.003. - EDN: NVBNIL.

10. Смотрина О. С., Корабейников И. Н. Направления повышения эффективности цифровой экономики в регионе на основе логистического подхода (на примере Оренбургской области) // Финансовая экономика. -2020. - № 4. - С. 453-456. - EDN: OYMZQP.

11. Чшиева З. Г., Будаева А. А. Формирование инвестиционной привлекательности малого и среднего бизнеса: российский и зарубежный опыт // Управленческий учет. - 2021. - №. 12-4. - С. 1084-1089, https://doi. org/10.25806/uu12-420211084-1089. - EDN: YMZCOU.

12. Asgary A., Ozdemir A. I., Ozyürek H. (2020) Small and Medium Enterprises and Global Risks: Evidence from Manufacturing SMEs in Turkey. International Journal of Disaster Risk Science. Vol. 11(1), pp. 59-73, https://doi. org/10.1007/s13753-020-00247-0.

13. Eller R. et al. (2020) Antecedents, Consequences, and Challenges of Small and Medium-sized Enterprise Digitalization. Journal of Business Research. Vol. 112. pp. 119-127, https://doi.org/10.1016/jjbusres.2020.03.004.

14. Rawat M., Raj R., Agarwal T. (2020) A Critical Review of Make in India as an Import Substitute. SSRN. 26 p. https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3569655.

15. Simbaña-Taipe L. E. et al. (2021) Barriers to Innovation: Experience of Ecuadorian Small and Medium Entreprises. Journal of Business, Universidad Del Pacífico. Vol. 13. No. 1, pp. 52-71, https://doi.org/10.21678/ jb.2021.1472.

References

1. Antyushin, M. V., Guskova, I. V., Serebrovskaya, N. E. (2022) [Factor analysis of the functioning of small business and its prospects for development under sanctions]. Putevoditel'predprinimatelya [Entrepreneur's Guide]. Vol. 15. No. 2, pp. 35-43, https://doi.org/10.24182/2073-9885-2022-15-2-35-43. (In Russ.).

2. Gainutdinov, R. (2021) [State support of small and medium-sized businesses in the Russian Federation]. Vektor ekonomiki [Vector of Economics]. Vol. 2(56), pp. 44. (In Russ.).

3. Gorodnichev, S. V, Konivets, A. D., Kamneva, D. V. (2020) [Trends in the development of small and medium-sized businesses in Russia]. Vestnik Tul'skogo filiala Finuniversiteta [Bulletin of the Tula branch of the Financial University]. Vol. 1, pp. 139-142. (In Russ.).

4. Ermakova, Zh. A., Korabeynikov, I. N. (2019) [The formation of industrial relations in the conditions of the formation of the digital economy in the Russian Federation]. Ekonomika regiona [The economy of the region]. Vol. 4, pp. 1199-1211, https://doi.org/10.17059/2019-4-18. (In Russ.).

5. Kurlykova, A. V., Kirgizova, I. V. (2023) [Tools for assessing the management of a small enterprise based on a strategic approach]. Kreativnaya ekonomika [Creative Economy]. Vol. 17. No. 1, pp. 369-384, https://doi. org/10.18334/ce .17.1.116925. (In Russ.).

6. Nazmieva, I. F. (2021) [Political risks of small and medium-sized business management in the period of crisis uncertainty in Russia]. Rossiyskiye issledovaniya [Russian research]. Vol. 2, No. 3, pp. 7-14. (In Russ.).

7. Nesterenko, E. S. (2019) [Digital service: concept, types, features]. Teoreticheskaya ekonomika [Theoretical economics]. Vol. 7 (55), pp. 70-79. (In Russ.).

8. Popova, U. I., Magomedov, M. D. (2019) [The current state and prospects of development of small and medium-sized enterprises/ Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra [Economy: yesterday, today, tomorrow]. Vol. 9. No. 1-1, pp. 759-766, https://doi.org/10.25799/AR.2019.80.L078. (In Russ.).

9. Kozhitov, L. V. (2021) [Promotion of small and medium-sized high-tech innovative enterprises of Russia to the global technology market]. Innovatsii [Innovations]. Vol. 1(267), pp. 12-19, https://doi.org/10.26310/2071-3010.2021.267.1.003. (In Russ.).

10. Smotrina, O. S., Korabeynikov, I. N. (2020) [Directions of increasing the efficiency of the digital economy in the region based on the logistics approach (on the example of the Orenburg region)]. Finansovaya ekonomika [Financial Economics]. Vol. 4, pp. 453-456. (In Russ.).

11. Chshieva, Z. G., Budaeva, A. A. (2021) [Formation of investment attractiveness of small and medium-sized businesses: Russian and foreign experience]. Upravlencheskiy uchet [Management accounting]. Vol. 12-4, pp. 10841089, https://doi.org/10.25806/uu12-420211084-1089. (In Russ.).

12. Asgary, A., Ozdemir, A. I., Ozyürek, H. (2020) Small and Medium Enterprises and Global Risks: Evidence from Manufacturing SMEs in Turkey. International Journal of Disaster Risk Science. Vol. 11(1), pp. 59-73, https://doi. org/10.1007/s13753-020-00247-0 (In Engl.).

13. Eller, R. et al. (2020) Antecedents, Consequences, and Challenges of Small and Medium-sized Enterprise Digitalization. Journal of Business Research. Vol. 112, pp. 119-127, https://doi.org/10.1016/jjbusres.2020.03.004 (In Engl.).

14. Rawat, M., Raj, R., Agarwal, T. (2020) A Critical Review of Make in India as an Import Substitute. SSRN. 26 p, https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3569655 (In Engl.).

15. Simbaña-Taipe, L. E. et al. (2021) Barriers to Innovation: Experience of Ecuadorian Small and Medium Entreprises. Journal of Business, Universidad Del Pacífico. Vol. 13. No. 1, pp. 52-71, https://doi.org/10.21678/ jb.2021.1472 (In Engl.).

Информация об авторах:

Игорь Николаевич Корабейников, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

ORCID ID: 0000-0003-3294-3479, ResearcherID: U-5381-2017, Scopus AuthorID: 57200695963 e-mail: igor.korabeynikov@mail.ru

Анна Владимировна Курлыкова, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия ORCID ID: 0000-0001-5301-9686 e-mail: anna-vp@mail.ru

Ирина Викторовна Киргизова, магистрант, направление подготовки 38.04.02 Менеджмент, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия e-mail: irinka.kirgizova@mail.ru

Вклад соавторов:

Корабейников И. Н. - консультация по целям и задачам исследования, формулированию названия статьи, подбор статистических данных для проведения исследования, моделирование влияния развития цифро-визации, интерпретация полученных результатов моделирования; формулировка выводов.

Курлыкова А. В. - обоснование концепции исследования; планирование исследование; определение ключевых разделов статьи; обобщение результатов исследования; формулировка выводов; интерпретация результатов исследования, редактирование и переработка рукописи, окончательная редакция статьи.

Киргизов;! И. В. - проведение сравнительного анализа; разработка обзорно-аналитического исследования; сбор и систематизация данных по исследованию, оформление рукописи, работа с графическим материалом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию: 03.06.2022; принята в печать: 31.07.2023. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Information about the authors:

Igor Nikolaevich Korabeynikov, Doctor of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Management, Orenburg State University, Orenburg, Russia

ORCID ID: 0000-0003-3294-3479, ResearcherID: U-5381-2017, Scopus AuthorID: 57200695963 e-mail: igor.korabeynikov@mail.ru

Anna Vladimirovna Kurlykova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management, Orenburg State University, Orenburg, Russia ORCID ID: 0000-0001-5301-9686 e-mail: anna-vp@mail.ru

Irina Viktorovna Kirgizova, postgraduate student, training program 38.04.02 Management, Orenburg State University, Orenburg, Russia

e-mail: irinka.kirgizova@mail.ru

Contribution of the authors:

Korabeynikov I. N. - consultation on the goals and objectives of the study, the formulation of the title of the article, the selection of statistical data for the study, modeling the impact of digitalization development, interpreting the results of modeling; formulation of conclusions.

Kurlykova A. V. - substantiation of the research concept; study planning; definition of key sections of the article; generalization of research results; formulation of conclusions; interpretation of the research results, editing and revision of the manuscript, the final version of the article.

Kirgizova I. V. - conducting a comparative analysis; development of a review and analytical study; collection and systematization of data on the study, design of the manuscript, work with graphic material.

The paper was submitted: 03.06.2022. Accepted for publication: 31.07.2023. The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.