Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательство / внешняя среда / предпринимательские риски / внутренние факторы развития предпринимательской сферы. / entrepreneurship / external environment / entrepreneurial risks / internal factors of the development of the entrepreneurial sphere.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стаурский Станислав Станиславович, Стаурский Евгений Станиславович, Даньяр Маратович Искаков

Предпринимательская сфера обусловлена очень многими внешними и внутренними факторами. Одни из них формируются средой, в которой функционирует данная бизнес-единица, другие формируются так называемой внутренней средой самой фирмы. Между перечисленными факторами и предприятием происходит своеобразный обмен, который на основе обратной связи может стимулировать предпринимательскую деятельность в малых средних компаниях или блокировать ее, создавая ряд барьеров, являющихся следствием этого процесса. В период с 2019 по 2022 год российская экономика столкнулась со значительной экономической турбулентностью – это стало результатом сочетания нескольких факторов: введения экономических санкций и ответных контр-санкций плюс пандемия Ковид и СВО на Украине. Эти негативные факторы были усилены экономическими потрясениями, которые возникли ранее, начиная с 2014 года. Все это сказалось на развитии предпринимательской сферы. В данной статье сделан упор на оценку влияния внешних и внутренних факторов на развитие предпринимательской сферы в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стаурский Станислав Станиславович, Стаурский Евгений Станиславович, Даньяр Маратович Искаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE ENTREPRENEURIAL SPHERE IN MODERN CONDITIONS

The entrepreneurial sphere is conditioned by many external and internal factors. Some of them are formed by the environment in which this business unit operates, others are formed by the so-called internal environment of the company itself. A kind of exchange takes place between the listed factors and the enterprise, which, based on feedback, can stimulate entrepreneurial activity in small medium-sized companies or block it, creating a number of barriers resulting from this process. In the period from 2019 to 2022, the Russian economy faced significant economic turbulence – this was the result of a combination of several factors: the introduction of economic sanctions and retaliatory counter-sanctions plus the Сovid pandemic and ITS in Ukraine. These negative factors were reinforced by the economic shocks that arose earlier, starting in 2014. All this has affected the development of the entrepreneurial sphere. This article focuses on assessing the impact of external and internal factors on the development of the entrepreneurial sphere in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 9(9)

ЭКОНОМИКА

УДК 330.59 © Е.С. Стаурский, С.С. Стаурский, Д.М. Искаков, 2022

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СФЕРЫ В

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Станислав Станиславович Стаурский - заведующий кафедрой экономики и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, филиал в г. Омск, кандидат экономических наук, доцент, г. Омск, Россия, e-mail: SSS-QQ@yandex.ru

Евгений Станиславович Стаурский - доцент кафедры экономической теории и финансового права Омской академии Министерства внутренних дел Российской Федерации, кандидат технических наук, доцент, г. Омск, Россия, e-mail: SES-QQ@yandex.ru

Даньяр Маратович Искаков - курсант 4 курса факультета подготовки сотрудников полиции, ПСП - 492 учебной группы Омской академии МВД России, г. Омск, Россия, e-mail: d.m.iskakov@mail.ru

Аннотация: Предпринимательская сфера обусловлена очень многими внешними и внутренними факторами. Одни из них формируются средой, в которой функционирует данная бизнес-единица, другие формируются так называемой внутренней средой самой фирмы. Между перечисленными факторами и предприятием происходит своеобразный обмен, который на основе обратной связи может стимулировать предпринимательскую деятельность в малых средних компаниях или блокировать ее, создавая ряд барьеров, являющихся следствием этого процесса. В период с 2019 по 2022 год российская экономика столкнулась со значительной экономической турбулентностью - это стало результатом сочетания нескольких факторов: введения экономических санкций и ответных контрсанкций плюс пандемия Ковид и СВО на Украине. Эти негативные факторы были усилены экономическими потрясениями, которые возникли ранее, начиная с 2014 года. Все это сказалось на развитии предпринимательской сферы. В данной статье сделан упор на оценку

влияния внешних и внутренних факторов на развитие предпринимательской сферы в современных условиях.

Ключевые слова: предпринимательство; внешняя среда; предпринимательские риски; внутренние факторы развития предпринимательской сферы.

Для цитирования: Стаурский С. С., Стаурский Е. С., Искаков Д. М. Особенности развития

предпринимательской сферы в современных условиях // Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 9(9). С. 3648.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE ENTREPRENEURIAL SPHERE IN MODERN CONDITIONS

Stanislav Stanislavovich Staursky - Head of the Department of Economics and Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Omsk branch, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Omsk, Russia, e-mail: SSS-QQ@yandex.ru

Evgeny Stanislavovich Staursky - Associate Professor of the Department of Economic Theory and Financial Law of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Omsk, Russia, e-mail: SES-QQ@yandex.ru

Danyar Maratovich Iskakov - 4th year cadet of the Faculty of Police Training, PSP - 492 of the training group of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Omsk, Russia, e-mail: d.m.iskakov@mail.ru

Abstract: The entrepreneurial sphere is conditioned by many external and internal factors. Some of them are formed by the environment in which this business unit operates, others are formed by the so-called internal environment of the company itself. A kind of exchange takes place between the listed factors and the enterprise, which, based on feedback, can stimulate entrepreneurial activity in small medium-sized companies or block it, creating a number of barriers resulting from this process. In the period from 2019 to 2022, the Russian economy faced significant economic turbulence - this was the result of a combination of several factors: the introduction of economic sanctions and retaliatory counter-sanctions plus the Covid pandemic and ITS in Ukraine. These negative factors were reinforced by the economic shocks that arose earlier, starting in 2014. All this has affected the development of the entrepreneurial sphere. This article focuses on assessing the impact of external and internal factors on the development of the entrepreneurial sphere in modern conditions.

Keywords: entrepreneurship; external environment; entrepreneurial risks; internal factors of the development of the entrepreneurial sphere.

В течение последних четырех лет российская экономика находится под негативным влиянием целого ряда неблагоприятных факторов, и частный сектор не может избежать их негативного воздействия.

В существующих на сегодняшний день обстоятельствах сложно говорить о работе над развитием и ростом экосистемы предпринимательства в России, так как основная задача сейчас в условиях пандемии и санкций от США, Евросоюза и других стран, обрушившихся на нас в первой половине 2022 года, которые, вероятно, будут множиться в течение этого и следующего года, - не допустить огромного падения уровня экономики в России и вернуться для начала к тому уровню, который уже был достигнут в 2021 году [1, c. 1694].

В этих рамках государственные органы проводят политику национализации скрытой экономики, что приводит к усилению государственного регулирования во многих отраслях и подразумевает сокращение рыночных возможностей для независимых предпринимателей. В то же время наблюдается заметный рост неформального сектора российской экономики, который слабо регулируется государством и находится вне его прямого контроля. Развитие цифровых технологий, которые активно внедряются местными предпринимателями, также ограничивает возможности государства контролировать экономические процессы. В целом, нынешняя ситуация представляется стабильной и противоречивой из-за факторов, которые могут поддерживать или препятствовать развитию предпринимательства в стране.

Среди причин увеличения неформального сектора экономики обычно называют следующие: высокая налоговая нагрузка на рабочую силу, административные и регулятивные барьеры для бизнеса, низкое качество регулирования рынка труда, проблемы нелегальной миграции, коррупция среди представителей проверяющих органов. За последние пятнадцать лет не было никакого заметного прогресса в решении этих проблем. Вместо этого

38

государственные власти борются с обналичиванием средств. Резкое сокращение количества банков во многом связано с этим процессом. Рост теневого сектора в экономике вкупе с борьбой с незаконным обналичиванием создает предпосылки для ускоренного развития криптовалютных расчетов в российской экономике. Более того, местные предприниматели активно развивают цифровые бизнес-модели в ответ на проблему низкого качества институциональной среды. Государственное регулирование в сфере Интернет-торговли и оказания услуг отстает, а это значит, что условия для развития бизнеса в этих сферах более благоприятны.

В целом предпринимательство в РФ связано с инициативой, направленной на создание новых ценностей и создание инноваций путем выявления и использования возможностей независимо от имеющихся ресурсов. Здесь также важны воображение, высокая гибкость действий и принятие постоянных изменений, а также активное, часто опережающее, реагирование на эти изменения.

Эти особенности, а также текущие особенности рынка (санкции, финансовая волатильность и т.д.) указывают на то, что предпринимательская деятельность осуществляется в условиях постоянной неопределенности и риска, что также обусловлено возрастающей сложностью и динамикой социально-экономической среды.

Эти условия не должны рассматриваться исключительно как угроза, и предприниматели должны характеризоваться склонностью к умеренному (расчетливому) риску. Такой подход позволяет рассматривать неопределенность и риск как возможность и дополнительную силу, создающую новые возможности, создавая множество перспектив для развития современного предпринимательства.

Развитие предпринимательства в современной экономике находит свое наиболее полное выражение в малых и средних предприятиях, однако оно может и даже должно касаться и других видов организаций. Кроме того, предпринимательство можно рассматривать как особый подход в управлении,

направленный на динамическое использование возможностей для формирования конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятий, что связано с использованием различных методов управления.

Сектор МСП (малых и средних предприятий) составляет большинство компаний, работающих в области российской экономической реальности. Таким образом, их деятельность является частью широкого спектра отношений, созданных внешними и внутренними условиями.

Макроэкономика - совокупность общих условий функционирования данного предприятия в той или иной стране или регионе. Окружающая среда в этом смысле охватывает следующие аспекты: экономические, политико-правовые, технологические, социокультурные и международные.

Мезоокружение включает факторы, влияющие на предприятие в региональной системе с учетом специфики отдельных регионов. В его состав входят подразделения государственного управления, финансирующие учреждения; научно-образовательные учреждения и учреждения сервисной инфраструктуры, поддерживающие развитие предпринимательства и ведение предпринимательской деятельности.

Микроокружение, так называемая конкурентная среда, в которую входят: клиенты, поставщики, конкуренты. Эти организации поддерживают кооперативные или конкурентные связи с предприятием.

Важной особенностью этих отношений является обратная связь. Анализ конкурентной среды помогает определить условия функционирования и развития малых и средних предприятий в данном секторе и на географически определенном рынке.

Напротив, внутренние условия создаются ресурсами и факторами, которыми располагает МСП и которые они контролируют в процессе достижения поставленных целей. Эти факторы связаны с процессом управления, организационной структурой, квалификацией персонала, управлением знаниями и интеллектуальными ресурсами.

Понимание важности внутренних детерминант для предпринимательского развития МСП привело к тому, что они стали предметом рассмотрения различными авторами.

Чеберко Е.Ф. сообщает, что внутренние условия развития предпринимательской сферы в современных условиях включают: размер капитала, качество продукции, рентабельность продаж, кооперативные связи, внедрение научно-технического прогресса, навыки сотрудников и руководства, уровень техники, товарный знак, управление ресурсами и предпринимательство персонала1.

Ларионов И.К. признает внутренние условия как факторы, изначально важные для бесперебойного функционирования и развития МСП в окружающей среде2. К этим факторам также следует отнести: кадровую систему, способ управления и тип организационной структуры.

Шеломенцев А.Г. и Бессонова Т.Н. отмечают, что «элементами предпринимательской среды являются: совокупность субъектов малого бизнеса; финансовых институтов государственной поддержки; стимулирующей налоговой системы [2], определяющих порядок и уровень налогообложения инфраструктуры; принципов взаимодействия. Вместе они составляют организационно-экономические механизмы развития малого

предпринимательства [3].

По мнению Кузьминой Е.Е., важным элементом развития малого и среднего бизнеса, определяющим его экономическую силу и конкурентоспособность, является финансовая экономика, эффективность которой выражается в таком снабжении компании как собственным, так и

1 Чеберко Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: учебник и практикум для СПО / Е.Ф. Чеберко. М.: Изд-во Юрайт, 2018. 420 с. С. 87-91.

2 Ларионов И.К. Предпринимательство. Учебник: ВО - Магистратура / И.К. Ларионов. М.: ИТК: Дашков и Ко, 2020. 190 с. С. 15-22.

иностранным капиталом, которое обеспечит ее текущее финансовое равновесие и устойчивое развитие1.

Таким образом, важным компонентом внутренней среды предпринимательства в современных условиях является качество управления финансовой сферой.

Решения, непосредственно связанные с этой областью, учитывают:

- привлечение капиталов, связанных с выбором источников финансирования;

- инвестирование капиталов в различные виды предприятий;

- процессы, проекты, действия, осуществляемые в ходе осуществляемой деятельности;

- управление рабочим капиталом, включающее управление оборотными активами и текущими обязательствами, и дебиторской задолженностью2.

Для качества управления финансовой сферой предприятия важным препятствием, несомненно, могут стать ограничения капитала.

Санкции западных стран в отношении отечественной банковской системы привели к временным трудностям, которые были оперативно решены ЦБ РФ. Наличие внешних капиталов и их стоимость имеют особое значение для развития и расширения малых и средних предприятий, а возможности развития приводят к повышению инновационности и конкурентоспособности этих предприятий и укреплению их позиций на рынке.

Проблемы с доступом к капиталу могут привести к снижению инвестиций и, следовательно, инноваций, что является еще одним препятствием для развития малого и среднего бизнеса.

Широко распространено мнение, что эти компании характеризуются низкой степенью инноваций и низкой интенсивностью использования передовых технологий. Инновации, как правило, основаны на одном типе

1 Кузьмина Е.Е. Предпринимательская деятельность: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е.Е. Кузьмина. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2022. 145 с. С. 119.

2 Там же. С. 124.

продукта или услуги, поэтому вероятность изменений там меньше, чем на предприятиях с разнообразными предложениями и обширными процессами, как в большинстве крупных компаний.

Таким образом, на инновации предпринимательства влияют внутренние факторы, связанные с процессом управления, организационной структурой и личностью предпринимателя (креативность, открытость к инновациям, организаторские способности, настойчивость, готовность рисковать).

Указанные факторы помогают принимать важные решения относительно профиля бизнеса, выбора портфеля продуктов, технического уровня, выбора направлений расширения рынка1 и т.д.

С перечисленными факторами напрямую связан интеллектуальный капитал, который включает в себя как то, что находится в головах сотрудников, так и то, что после их ухода в дальнейшем влияет на положение предприятия.

Интеллектуальный капитал состоит из следующих элементов: человеческого капитала, организационного капитала и реляционного капитала.

Для эффективной и одновременно предпринимательской деятельности малых и средних предприятий и их устойчивого развития необходимы все три типа интеллектуального капитала, которые часто недооцениваются малыми и средними предпринимателями. В случае МСП их предпринимательство должно быть совместным достижением членов данной компании. Как владельцы, так и сотрудники должны проявлять в этом процессе большую склонность и способность принимать любые меры по развитию, которые постоянно вписываются в стратегию предприятия.

Багиев Г.Л. указывает, что предпринимательское развитие в МСП должно, безусловно, учитывать желаемое (особенно потребности рынка) и

1 Багиев Г.Л. Малое предпринимательство. Организация, развитие и управление малым предприятием. Учебник / Г.Л. Багиев, В.Ю. Буров, Е.Б. Дондокова, Д.В. Завьялов, Н.Ю. Рунова, О.В. Сагинова. М.: Инфра-М, 2020. 582 с. С. 208.

возможное (прежде всего финансовые возможности предприятия в этом отношении)1.

Вовлечение собственников и работников предприятий в этот процесс позволит мобилизовать необходимые источники поддержки из окружения. Для этого владельцу МСП следует позаботиться о создании определенной сети своеобразных связей, происходящих между сферой науки, бизнесом и государственным управлением.

Следует отметить, что малые и средние предприятия имеют многочисленные внешние связи, включающие в себя, помимо стандартных звеньев, т.е. поставщик, клиент, конкуренция, офисы, также такие, к которым относятся указанные сферы.

Главным действующим лицом этих отношений должен быть предприниматель и его компания, которую, желая развивать, он должен участвовать в цепочке предпринимательской деятельности. Таким образом, в этой цепочке важна область сотрудничества между отдельными внутренними и внешними факторами, влияющими на предпринимательство МСП.

Эта область понимается как: инициирование, планирование и реализация любых мероприятий в сотрудничестве с другими. Такое воспринимаемое сотрудничество не является целью, а является способом улучшения управления и решения многих проблем предпринимательства в современных условиях.

Следовательно, ключевым условием предпринимательского развития является сотрудничество этого сектора со сферой науки и государственного управления, происходящее на экономической и социальной плоскости, в форме реализации совместных социально-экономических предприятий, в сфере услуг, в области совместного управления проектами в форме совместного запроса средств помощи для реализации различных мероприятий, имеющих отношение к сотрудничающим подразделениям.

1 Багиев Г.Л. Малое предпринимательство. Организация, развитие и управление малым предприятием. Учебник / Г.Л. Багиев, В.Ю. Буров, Е.Б. Дондокова, Д.В. Завьялов, Н.Ю. Рунова, О.В. Сагинова. М.: Инфра-М, 2020. 582 с. С. 159.

Это, вероятно, приводит к развитию и укреплению конкурентоспособности между различными сферами деятельности предпринимателей. Таким образом, этот процесс заключается в создании конкурентных преимуществ из совместно используемых ресурсов, как местных, так и региональных, а также в создании вертикальных и горизонтальных кооперативных связей между экономическими субъектами.

По словам Чеберко Е.Ф., условия окружающей среды создают для предпринимателей обстановку, которая может служить средой для развития любых предпринимательских инициатив для этого сектора. В их состав входят:

- сектор науки и образования, роль которого заключается в предоставлении результатов исследований, квалифицированной рабочей силы, гибких возможностей для повышения квалификации, а также потенциальных предпринимателей из числа студентов и научных сотрудников;

- государственный сектор, который предлагает широкий спектр поддержки, включая программы и учреждения, поддерживающие передачу технологий и развитие начальных этапов развития компании;

- МСП, которые создают местную среду, состоящую из малых и средних предприятий, специализированных, а также потенциальных кооператоров и покупателей1.

При анализе вышеуказанных факторов следует понимать, что они могут влиять как положительно, так и отрицательно на предпринимательство, создавая так называемую матрицу четырех основных направлений воздействия на этот процесс.

Их можно классифицировать как:

- внутренние, позитивные (конструктивные) детерминанты развития -так называемые внутренние факторы успеха или (на языке стратегического анализа) сильные стороны предприятия;

1 Чеберко Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: учебник и практикум для СПО / Е.Ф. Чеберко. М.: Изд-во Юрайт, 2018. 420 с. С. 110-112.

- внутренние негативные (деструктивные) детерминанты развития - так называемые внутренние барьеры развития или (на языке стратегического анализа) слабые стороны компании;

- внешние факторы развития положительного (конструктивного) характера - так называемые внешние факторы успеха, возможности или рыночные возможности;

- внешние детерминанты развития внешнего, негативного (деструктивного) характера - так называемые внешние барьеры развития или (на языке стратегического анализа) угрозы.

Анализируя влияние внутренних и внешних факторов на развитие предпринимательства в современных условиях, относящихся к вышеуказанным четырем группам, можно сделать вывод о том, что государственное управление и научные организации (НИОКР) имеют влияние на группу внешних факторов.

То есть те, которые, с одной стороны, способствуют любой деятельности по развитию, имея широкий спектр инструментов поддержки. С другой стороны, они представляют собой группу рисков, которые создают ряд барьеров, задерживающих этот процесс.

Таким образом, эти воздействия могут иметь разные источники: экономические, демографические, технологические, политические или социальные.

Усиление данного воздействия может существенно повлиять на преимущества, связанные с новыми возможностями функционирования предпринимателей, а с другой стороны, деструктивно влиять на процессы принятия решений, направленные на стимулирование развития самой среды. Необходимо понимать, что для развития предпринимательства на территории РФ должны быть выполнены следующие условия:

- свободный доступ к рынку и конкуренции;

- доминирование частного сектора;

- открытость к окружающей среде;

- гибкий и развивающийся рынок труда;

- низкая нагрузка на прибыль и заработную плату;

- политико-правовая стабильность.

Невыполнение вышеупомянутых условий создает ряд барьеров, с которыми должны бороться предприниматели, развивающие свой бизнес. Среди основных:

- рыночные барьеры;

- правовые барьеры;

- барьеры, возникающие из-за неэффективной государственной политики;

- барьеры, возникающие из-за доступа к информации;

- постоянное сокращение расходов государственного бюджета на сферу исследований и разработок;

- возникновение негативного явления ограничения передачи знаний из российских вузов в экономику;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- очень низкий инновационный потенциал компаний из этого сектора;

- ограничения экономического характера, к которым следует отнести вышеупомянутые барьеры;

- влияние рыночных факторов, т.е. ограничение спроса на предлагаемые продукты или услуги;

- ограниченный доступ к знаниям.

В заключение хотелось бы отметить, что любая деятельность по развитию предпринимательской сферы в настоящее время, являющаяся следствием их внутренних и внешних условий, должна учитывать все барьеры и взаимодействия, касающиеся всех этапов жизни компании.

Список литературы

1. Санников Д.В. Анализ современного состояния мер поддержки малого и среднего предпринимательства в России в условиях коронакризиса // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Том 12. № 6. С. 1693-1708.

2. Пожаров А.Ю. Планируемые изменения в сфере малого и среднего предпринимательства в 2022 году // Молодой ученый. 2022. № 11(406). С. 177178.

3. Шеломенцев А.Г., Бессонова Т.Н. Особенности развития предпринимательства в северных сырьевых регионах в периоды экономических спадов // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2020. № 4. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-predprinimatelstva-v-sevemyh-syrievyh-regionah-v-periody-ekonomicheskih-spadov (дата обращения: 18.08.2022).

References

1. Sannikov D.V. Analysis of the current state of measures to support small and medium-sized businesses in Russia in the context of the coronacrisis // Economics, entrepreneurship and law. 2022. Volume 12. No. 6. pp. 1693-1708.

2. Pozharov A.Yu. Planned changes in the sphere of small and medium-sized entrepreneurship in 2022 // Young scientist. 2022. No. 11(406). pp. 177-178.

3. Shelomentsev A.G., Bessonova T.N. Features of entrepreneurship development in the northern raw material regions during periods of economic downturns // Bulletin of OmSU. Series: Economics. 2020. № 4. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-predprinimatelstva-v-severnyh-syrievyh-regionah-v-periody-ekonomicheskih-spadov (date of application: 18.08.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.