Научная статья на тему 'Особенности развития познавательных процессов на фоне речевого дефекта у детей дошкольного возраста'

Особенности развития познавательных процессов на фоне речевого дефекта у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
721
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / THINKING / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / COGNITIVE PROCESSES / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION / ДЕФЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / SPEECH DEVELOPMENT DEFECTS / ДОШКОЛЬНИК / PRESCHOOLER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кийк С.Н.

В статье приведены результаты исследования характерных признаков развития познавательных процессов у старших дошкольников. Выделяются различия восприятия и мыслительных процессов в разных возрастных группах дошкольников. Исследуются показатели уровня процессов познания у детей с речевым развитием в норме и у детей с общими отклонениями речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE BACKGROUND COGNITIVE PROCESSES OF SPEECH DEFECTS IN PRESCHOOL CHILDREN

This article examines the characteristics of the development of cognitive processes in older preschool children. Highlights the differences of perception and thought processes in different age groups of preschool children. We study the performance level of the cognitive processes in children with normal speech development in children and the general speech disorders.

Текст научной работы на тему «Особенности развития познавательных процессов на фоне речевого дефекта у детей дошкольного возраста»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 1. С. 105-108.

УДК 159.922.761:159.923.2

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ НА ФОНЕ РЕЧЕВОГО ДЕФЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кийк С. Н.

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет», Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация.

E-mail: suheila95@mail.ru

В статье приведены результаты исследования характерных признаков развития познавательных процессов у старших дошкольников. Выделяются различия восприятия и мыслительных процессов в разных возрастных группах дошкольников. Исследуются показатели уровня процессов познания у детей с речевым развитием в норме и у детей с общими отклонениями речи.

Ключевые слова: мышление, познавательные процессы, восприятие, дефекты речевого развития, дошкольник.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время дошкольники с нарушением речи составляют наиболее обширную группу детей с общими отклонениями развития.

Отклонение в процессах написания и чтения является одним из выражений общих нарушений познавательных и речевых механизмов в дошкольном периоде. Следовательно, одной из важнейших задач является своевременное обнаружение нарушений познавательной деятельности детей и их коррекция [2, с. 74-82].

Для нормального психического развития дошкольника особое значение приобретает раннее обучение, вследствие которого необходимые функции являются особо чувствительными к воздействиям извне и активно развиваются. Своевременная коррекционная работа обеспечивает не только исправления насущных проблем, но и дальнейшее предупреждение множества вторичных отклонений в развитии [3, с. 68-76].

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Дошкольники с дефектами речи, помимо нарушений речевого развития, обладают и низким уровнем сформированности процессов мышления, непосредственно связанных с речевой деятельностью.

105

Отличительные особенности отмечаются и в процессах мышления: при достаточном развитии логического мышления дети испытывают трудности в познании абстрактных отношений и понятий. Процессы мышления развиваются очень слабо, следовательно в восприятии учебного материала ребенок также испытывает трудности [1, с. 67].

Для выявления особенностей нарушения процессов познания у детей с общими нарушениями речи было проведено данное исследование. В исследовании были задействованы старшие дошкольники (5-6 лет) с дефектами речевого развития (ОНР) - 20 человек и с нормальным развитием речевой функции (НР) - 30 человек.

При проведении исследования использовали следующий психодиагностический инструментарий: тест «Исключение предметов», направленный на исследование способностей к абстрагированию и обобщению, возможности отмечать существенные признаки; тест «Подбор простых невербальных аналогий» для выявления особенностей понимания логических отношений и связей между дефинициями, а также умения стабильно использовать необходимый способ рассуждений при решении различных видов задач; методика «Нелепицы» для определения примитивных образных представлений ребенка о логических отношениях и связях в окружающем социуме; тест «Последовательные картинки», направленный на диагностику уровня развития логического и словесного мышления; проба «Назови фигуры» - с целью выявления уровня развития зрительного восприятия; проба «Понимание текста» для исследования особенностей слухового восприятия.

Корреляционный анализ с помощью критерия Спирмена дает возможность выявить статистически значимые взаимосвязи и взаимовлияния между основными показателями структуры познавательных процессов.

В группе детей с общими отклонениями речевого развития наблюдается тесная взаимосвязь между рядом показателей. На фоне низкого уровня развития зрительного восприятия и преобладания фрагментарного способа познания окружающей действительности наблюдаются затруднения в переносе опыта рассуждения и решении задач на другие примеры(г=-0,59), в построении логических связей, образных представлений об окружающем мире (г=-0,85).

Недостаточность развития слухового восприятия, понимания и запоминания речевых высказываний и звуков из окружающей среды затрудняют подбор обобщающего слова и классификации предметов (г=-0,26), а также являются помехой для построения логических связей в контексте пространственно-временных соотношений с речевым сопровождением (г=-0,32).

Необходимо отметить статистические связи по основным характеристикам структуры мыслительных операций. Чем больше ребенок испытывает сложности в подборе обобщающего слова к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала (животные и птицы, вещи, предметы окружения), тем в большей степени школьники ощущают затруднения в построении логических операций, способности к анализу ситуации и установлению причинно-следственных закономерностей (г=-0,31). На фоне низкого объема сведений об окружающем, о свойствах и функциях

106

Особенности развития познавательных процессов на фоне речевого дефекта у

детей дошкольного возраста

предметов действительности у старших школьников возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений (г=-0,69).

Проанализируем результаты корреляционного анализа в группе детей с нормальным развитием речи. Для детей с нормальным речевым развитием характерным является высокий уровень сформированности целостного образа предмета. Выявлена прямая взаимосвязь между зрительным восприятием и способностью ребенка к подбору обобщающего слова к предмету или объекту (г=0,41).

У старших дошкольников с нормальным речевым развитием наблюдается высокий уровень построения логических связей. Построение операций мышления и обобщения тесно взаимодействует с переносом опыта рассуждения и решения конкретных примеров на другие виды деятельности (г=0,214), а также образных представлений ребенка об окружающем мире (г=0,26) и дает возможность оперировать словесно-логическим мышлением (г=0,27).

У детей с нормальным речевым развитием диагностируется прямая взаимосвязь между умением переносить имеющийся опыт решения задач на новые ситуации и способностью рассуждать логически, грамматически правильно выражать свою мысль(г=0,62).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что у большинства дошкольников с общими нарушениями речи наблюдается низкий уровень развития следующих видов мыслительных процессов: обобщения (классификация, анализ и выделение существенных признаков), общей осведомленности, причинно-следственной связи, словесно-логического мышления, пространственно-временной связи. На достаточном уровне сформированы такие процессы мышления, как построение логических отношений и связей между дефинициями.

Изучение особенностей слухового и зрительного восприятия показали, что у детей с нарушением речи данная познавательная функция слабо развита и характеризуется достаточно низким, в отличие от нормы, уровнем восприятия целостного образа предмета. Проведенные исследования показывают, что у детей с общими дефектами речи слуховое и зрительное узнавание весомо отличается от детей с нормальным речевым развитием. Дошкольники с общими отклонениями речи воспринимают предметный образ с некими затруднениями: возрастает затрата времени для принятия решения, дети сомневаются в правильности своих ответов, фиксируются ошибки опознания.

Список литературы

1.Преснова О. В. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания / О. В. Преснова. - М.: Гуман. центр Владос, 2006. - 287 с.

2.Филичева Т. Б. Основы логопедии / Т. Б.Филичева, Н. А. Чевелева, Т. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.

107

З.Чиркина Г. В. Основы коррекционного обучения / Г. В.Чиркина // Хрестоматия по логопедии (извлечения и текста): В 2 тт. Т.1 / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М.: Гуман. центр Владос, 1997. - 207 с.

UDC 159.922.761:159.923.2

FEATURES OF THE BACKGROUND COGNITIVE PROCESSES OF SPEECH DEFECTS IN PRESCHOOL CHILDREN

Kiyk S. N.

This article examines the characteristics of the development of cognitive processes in older preschool children. Highlights the differences of perception and thought processes in different age groups of preschool children. We study the performance level of the cognitive processes in children with normal speech development in children and the general speech disorders.

Keywords: thinking, cognitive processes, perception, speech development defects, preschooler .

References

1. Presnov O.V. Correction of motor and speech disorders by methods of physical education / OV Presnova. -Vlados., 2006.- 287 p.

2. Filicheva T.B., "The Basics of Speech Therapy" / TB. Filicheva, NA Cheveleva, TV Chirkina .- Moscow: Prosveshchenie, 1989.- 223 p.

3. Chirkina G.V. The fundamentals of corrective education / G.V. Chirkina // Reader on speech therapy (extraction and text): In 2 vols. T.1 / Ed. L. S. Volkova, V. I. Seliverstova . - Moscow: Guman. Center Vlados, 1997.- 207 p.

108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.