Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5183
562
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ПАМЯТЬ / ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким А.А.

В данной статье рассматриваются этапы развития памяти у младших школьников, особенности памяти и характер изменения памяти в процессе взросления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37

Ким А.А.

К(П)ФУ, Институт психологии и образования, Студентка 5 курса (Россия, Республика Татарстан, г. Казань)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в данной статье рассматриваются этапы развития памяти у младших школьников, особенности памяти и характер изменения памяти в процессе взросления.

Ключевые слова: память, произвольная память, непроизвольная память.

Уже в первом классе дошкольник знакомится с огромным количеством новой для него информации, которую следует принять, осмыслить и усвоить. Одновременно малыш попадает в непривычные для него обстоятельства учебной деятельности, которые очень отличаются от его предыдущей преобладающей формы деятельности -игровой. Адаптация к новым условиям станет значительно легче для ребенка, если у него уже будут достаточно развиты базовые инструменты активного познания окружающего мира, а именно: сенсорные способности и память.

В детстве преобладают образный и эмоциональный виды памяти. Поэтому младшие школьники лучше запоминают наглядный материал: предметы, которые окружают ребенка и с которыми он взаимодействует. Продуктивность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминания словесного материала.

На протяжении младшего школьного возраста дети лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятия. Абстрактный материал запоминается по-разному. Например, определение понятий нужно обязательно подкреплять примерами. Хорошо запоминается тот материал, который опирается на взаимосвязи между отдельными явлениями. Конкретно-образный характер памяти детей младшего школьного возраста проявляется и в том, что они не

могут логически обрабатывать текст, разделить его на части, если при этом нет опоры на наглядность, поэтому детям нужно давать иллюстрации.

Младшие школьники, особенно в 1-2 классах, склонны к механическому запоминанию через простое повторение, без осознания смысловых связей. Они способны запомнить дословно достаточно большой объем материала без попытки пересказать его своими словами. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, механическое запоминание у младших школьников хорошо развито. Во-вторых, дети этого возраста еще не понимают, что нужно запомнить точно, а что можно усвоить примерно, то есть они еще не умеют выделять главное и второстепенное. К тому же у учащихся 1-2 классов еще плохо развита речь. И наконец, маленьким ученикам еще трудно пользоваться логическими схемами, организовать смысловое запоминание, составлять план текста, чтобы с его помощью потом воспроизвести прочитанное.

Память младших школьников имеет преимущественно непроизвольный характер. Это означает, что дети запоминают в основном яркое, интересное, громкое, то, что движется. Все это запоминается без труда, то есть непроизвольно. Непроизвольная память фиксирует интересные сведения, яркие события, сказки. При непроизвольном запоминании не ставится определенная цель относительно того, что нужно запомнить, запоминание происходит как бы само собой.

В дальнейшем процессы памяти, как и все другие психические процессы, существенно меняются. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становится осознанно регулируемой. Задача воспитателей и родителей - помочь детям овладеть средствами организации и управления процессом запоминания.

На производительность непроизвольной памяти влияют мотивы и способы деятельности. Чем теснее они связаны с целью запоминания, тем продуктивнее оказывается непроизвольное запоминание. Приведем такой пример из опыта известного специалиста по изучению закономерностей памяти В.П. Зинченко. Ученик решал сложную задачу и наконец удовлетворенно закрыл тетрадь. Однако в результате этой работы он не только получил правильный ответ, но и запомнил содержание задачи, хотя такой цели перед собой не ставил. В этом случае запоминание содержания задачи - это

побочный продукт деятельности: сработала непроизвольная память. Приведем еще один пример из исследований В.П.Зинченко. Двум группам младших школьников раздали карточки, на которых были изображены предмет и написано какое-то число. Задания для групп дали разные. Одна группа должна была провести классификацию карт по содержанию изображения. Вторая группа раскладывала карты в порядке возрастания чисел. После выполнения этих заданий учащимся неожиданно предложили вспомнить названия всех нарисованной предметов и чисел. Результаты работы групп оказались разными. В первой группе лучше запомнился картинки, во второй, наоборот, - числа. Ученый объясняет это явление и приходит к важному выводу о закономерности непроизвольного запоминания: «В процессе деятельности хорошо самопроизвольно запоминается материал, который входит в содержание основной цели действия, и хуже или совсем не запоминается тот, который составляет способы ее выполнения ». Это обеспечивает избирательность непроизвольной памяти. Однако и то, что входит в содержание действия, запоминается равно хорошо и крепко. Опыты показывают, что производительность в значительной мере зависит от степени активности и способов деятельности.

Список литературы

1. Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи / Н.Г.

Алексеев.- М.: 2007.

2. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической

психологии./Составитель Марцинковская Т.Д. - М.: Линка - Пресс, 2008.

3. Ляудис В. Я. Память в процессе развития. - М.: 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.