ЪС
I
lu
S
u uj
<
CI uj
*
102
-деформированы процессы формирования нравственной сферы подростка, что обуславливает сбои в освоение системы нравственных эталонов, овладение навыками согласования своего поведения подростка с системой нравственных ориентиров;
- утрата чувства ответственности перед своей семьей и обществом в целом;
- духовную пустоту семейных отношений подростки пытаются заполнить общением в компаниях сверстников.
Одновременно с семейным кризисом, на сегодняшний день существует кризис системы общественного воспитания, которая не способна изменить сложившуюся ситуацию, внеся положительный вклад в восстановление ранее утраченных традиционных семейных ценностей:
-тема нравственности и целомудрия практически не отражена в содержании образования;
- в образовательной программе отсутствует такой учебный предмет, как, например, "Духовно-нравственные основы семьи";
- не пресечено внедрение в систему образования циничных программ полового просвещения подростков.
Осложняет ситуацию и утрата современным обществом представлений о духовности и нравственности:
- в социокультурном пространстве темы воспитательной направленности практически не поднимаются,а если и присутствуют,™ бессистемно теряются в потоке второстепенной информации;
-такназываемая массовая культура выступает в качестве орудий нравственного растления подрастающего поколения, пропагандируя цинизм в сфере семейных отношений и "свободную любовь".
Таким образом, развитию девиантного поведения современныхподростков одновременно способствует целый комплекс факторов и причин, среди которых одной из серьезных является безнравственная идеология общества, которое отстаивает либеральные ценности,
окончательно подрывающих традиционно сформированные семейные устои. Результат разрушения семейных ценностей, утрата ею основообразующих воспитательных функций приводят формированию целого поколения инфантильных подростков, часть которых, не справившись с жизненными затруднениями и не найдя поддержки со стороны близких им людей - родителей, приобретают склонность к асоциальным проявлениям, агрессии деви-антному поведению. Осуществленный нами теоретический анализ позволил более детально рассмотреть проблемы формирования и социализации личности подростка, а также выявить психосоциальных факторов риска и защиты в условиях деформации современного семейного воспитания.
Литература:
1. Ахметова O.A., Кузнецова В.Б., Слободская Е.Р. Распространенность отклонений психического здоровья у детей и подростков и значение психосоциальных факторов : материалы Межрегиональный научно-практической конференции. -Новокузнецк, 2006. - С. 23-29.
2. Воспитание трудного ребенка: дети с девиант-ным поведением : учебно-метод. пособие / под ред. М. И. Рожкова. - М.: Владос, 2001. - С. 17-28.
3. Гилинский Я.И. и др. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. / Я.И. Гилинский, В.Г. Афанасьев - СПб.: Питер, 2009. - С. 26.
4. Жигинас Н.В. Тендерные особенности социализации (на примере агрессивных девиантных подростков) : дис. ... канд. психол. наук / Н.В. Жигинас. - Томск, 2002. - 151 с.
5. Жигинас Н.В. и др. Особенности влияния микросоциальных условий на формирование личностных черт, поведенческих расстройств и тендерной идентичности подростков / Н.В. Жигинас, М.М. Аксенов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. -2006. - Вып. 2 (53). - С. 47-50.
6. Жигинас Н.В. и др. Роль микросоциума в формировании тендерного перекоса у подростков / Н.В. Жигинас, М.М. Аксенов // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2005. - № 4. - С. 52-56.
7. Змановская Е.В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения // Вестник Томского гос. пед. ун-та. - 2013. - Вып. 5 (133). - С. 189-194.
8. Ковалёв В.В. Патология личности и девиантное поведение: Руководство по психиатрии / В.В. Ковалёв - М.: Наука, 1989. - С. 21.
THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF MEMORY OF YOUNGER STUDENTS DURING TRAINING Mikerova Galina Georgievna, DSc of Pedagogical sciences, Professor Sonco Anna Nikolaevna, Undergraduate student Kuban State University, Krasnodar
The main leading activity of younger students - educational activity-creates great opportunities for the formation of all mental processes of the student, which, in turn, can form the basis of those or other abilities. One of the foundations of developing education is the development of memory of younger students. Memory includes a set
of three main mnemonic processes that go sequentially after each other and make up: memorizing, saving, reproduction, forgetting and remembering at the right time the educational material by younger students. Memory-one of the mental functions and types of mental activity, designed to save, accumulate and reproduce information. From cognitive standpoint, memory is a repository of information from which this information can be extracted, recalled and reproduced. Mental processes are forms of reflection by the subject of objective reality in the course of activity of the Central nervous system. They act as the primary regulators of behavior. Among the many mental phenomena (thinking, attention, ability, Association, temperament, etc.) there is one that causes and penetrates into all other phenomena - memory. The speed of memorization indicates how quickly a person can remember some material and the willingness of memory to remember everything you need when it is in demand.
Keywords: memory; issue development; primary school children; the learning process.
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ УДК 37.025.6
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВАК РФ 13.00.02
Основной ведущий вид деятельности младших школьников - учебная деятель- © Микерова Г.Г., 2018
ность - создает большие возможности для становления всех психических процессов ученика, которые, в свою очередь, могут составить основу тех или других его способностей. Одной из основ развивающего обучения является -развитие памяти младших школьников. Память включает в себя совокупность трех основных мнемонических процессов, которые идут последовательно друг за другом и составляют: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание и припоминание в нужный момент учебного материала младшими школьниками. Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. С когнитивных позиций память - это хранилище информации, из которого эта информация может быть извлечена, вспомнена и воспроизведена. Психические процессы являются формами отражения субъектом объективной реальности в процессе деятельности центральной нервной системы. Они выступают в качестве первичных регуляторов поведения. Среди множества психических явлений (мышление, внимание, способности, ассоциации, темперамент и т.д.) есть одно, которое обуславливает и проникает во все остальные явления - память. Скорость запоминания свидетельствует о том, как быстро человек может запомнить какой-то материал и готовность памяти вспомнить все необходимое, когда это востребовано.
Ключевые слова: память; проблема развития; младшие школьники; процесс обучения.
> Сонько А.Н., 2018
В настоящий момент развития образования согласно ФГОС в процессе обучения младших школьников следует получить три группы планируемых результатов: личностные, метапредметные и предметные. Содержание этих результатов конкретно отражено в стандарте начального общего образования [1,23]:
- личностные, включающие готовность и способность младших школьников к саморазвитию, мотивационную готовность к обучению и познанию, сформированность ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
- метапредметные, включающие освоение обучающимися уни-версальныхучебных действий - познавательных, регулятивных, коммуникативных, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
- предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, заложенных в основе современной научной картины мира.
МИКЕРОВА Галина Г°оргиевна, доктор педагогических наук, профессор
СОНЬКО Анна Николаевна,
магистрант
Кубанский государственный университет, Краснодар
Достижение этих результатов напрямую зависит от развития памяти младших школьников, поскольку вся информация, которая предлагается в начальной школе является фундаментальной. От её освоения в процессе обучения зависит следующий этап развития личности обучающихся и качество обучения на следующей ступени образования.
В науке выделяются собственно запоминание (произвольное), если при этом ставится цель запомнить материал и запоминание (непроизвольное), когда нет цели запоминать тот или иной материал. Развитие произвольности рассматривается как одна из основных линий развития памяти младшего школьника, поскольку она определяет не только организацию деятельности и поведения ребенка, но и структурно-функциональные особенности его познавательных процессов [2,27-28].
Запоминается, как и осознается, прежде всего, то, что составляет цель действия. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью. Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала [3, 24-25]. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание.
Механическое запоминание - это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала [4,32].
При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через несколько часов - всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания 40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.
Чтобы учащиеся начальной школы обладали всеми видами памяти, запоминали учебный материал, учитель начальных классов должен знать уровень её развития, её тип у каждого ученика класса и постоянно заботиться о её совершенствовании [5, 27].
Часто учителя и родители замечают, что в начале обучения (1 -2 класс) учащиеся успешно запоминают учебный материал, а впоследствии (3-4 класс) уровень их памяти как бы снижается. Учащиеся не могут запомнить определения понятий, правила, стихотворения, информацию из текстов. Чтобы подтвердить или опровергнуть эти догадки учителей-практиков и родителей младших школьников, в исследовании проведена диагностика уровня развития памяти учащихся со второго по
четвертый класс и запоминания ими учебного материала.
Для определения базового уровня запоминания и выявления проблем, связанных с запоминанием школьного материала младшими школьниками, была использована "Диагностика уровня запоминания учебного материала" (автор В.Д. Шадриков). Он предлагает при анализе результатов диагностики использовать балльно-уровневую шкалу развития запоминания учебного материала:
- очень высокий уровень - 10 баллов;
- высокий уровень - 8-9 баллов;
- средний уровень - 4-7 баллов;
- низкий уровень - 2-3 балла;
-слабый уровень-0-1 балл.
Базой исследования выбран НЧОУ "Лицей "ИСТЭК" г. Краснодара. В эксперименте принимали участие учащиеся 2 "А" класса (18 чел.), 2 "Б" класса (18 чел.), 3 "А" класса (15 чел.), 4 "А" класса (16 чел.) -. Всего - 67 учащихся начальных классов.
Анализ результатов диагностики во 2 "А" классе показал, что очень высокий уровень запоминания выявлен у 8 учащихся (33%), высокий уровень - у 13 учащихся (54%); средний уровень составил наименьшее количество -13% (3 человека), а низкий уровень запоминания не выявлен. Анализ результатов диагностики учащихся 2 "Б" класса показал, что очень высокий уровень запоминания выявлен у 6 человек (34%); высокий уровень выявлен у 10 учащихся (55%); средний уровень составил (15%) у 2 учащихся и низкий уровень запоминания не выявлен. Эти результаты обобщенно представлены на диаграмме (рис. 1).
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большей части учащихся вторых классов процесс запоминания находится на высоком уровне. Это объясняется тем, что в первых и вторых классах сравнительно небольшой объем учебного материала, который подлежит запоминанию. Физиологические особенности учащихся этого возраста и уровень развития их памяти в этот период позволяют им успешно справляться с этими задачами.
Далее по этой методике диагностики были обследованы учащиеся 3-го и 4-го классов. В результате качественной и количественной обработки результатов диагностики по этой же методике учащихся третьих и четвертых классов были получены результаты, обобщенно представленные на рисунке 2 и 3.
Анализ результатов диагностики учащихся 3 "А" класса показал, что очень высокий уровень запоминания учебного материала выявлен только у 20% обучающихся (3 чел.); высо-
кий уровень составил 29% (4 чел.); средний уровень запоминания учебного материала выявлен у 42% учащихся (6 чел.) и низкий уровень запоминания учебного материала - 9% (2 чел.).
■ низкий "средний »высокий ■ очень высокий
2"Б" класс
2 "А" класс
0 ■ 15
■ 55
■ 34
0 ■ 13
54
| 33
20
40
60
80
100
Процент учащихся от числа класса
Рисунок 1 - Сравнительная диаграмма уровней развития запоминания учебного материала второклассниками
Рисунок 2 - Результаты диагностики уровня запоминания 3 "А" класса на констатирующем этапе эксперимента
Рисунок 3 - Результаты диагностики уровня запоминания 4 "А" класса на констатирующем
этапе эксперимента В процессе анализа результатов диагностики учащихся 4 "А" класса определено, что очень высокий уровень запоминания учебного материала у 3 учащихся, что составило 18%; высокий уровень выявлен у 4 учащихся (25%); средний уровень запоминания учебного материала у 7 учащихся, что составило (46%); низкий уровень запоминания учебного материала у 2 учащихся (11 %).
Полученные результаты диагностики учащихся 3 "А" и 4 "А" класса позволяют сделать вывод, что у большей части младших школьников средний уровень запоминания учебного материала. Из этого можно сделать вывод, что невысокий уровень запоминания учебного материала учащимися третьих и четвертых классов свидетельствует о том, что несмотря на то, что объем запоминаемого учебного материала у младших школьников вырос по сравнению с его объемом во вторых классах, учителя начальных классов не проводят работу по его запоминанию и не применяют для этого определенные приемы.
Сопоставительные данные диагностики учащихся со 2-го по 4 класс приведены в виде графика на рисунке 4.
Полученные результаты диагностики учащихся 3 "А" и 4 "А" класса позволяют сделать вывод, что у большей части младших школьников среднийуровень запоминания учебного материала. Из этого можно сделать вывод, что невысокий уровень запоминания учебного материала учащимися в третьих и четвертых классах свиде-тел ьствует о том, что несмотря на то, что объем запоминаемого учебного материала у младших школьников вырос, по сравнению с его объемом во вторых классах, учителя начальных классов не проводят работу по его запоминанию и не применяют для этого определенные приемы.
При анализе научной литературы Ф. Лезером были выявлены объективные проблемы запоминания учебного материала у младших школьников [6,35]: ослабленное здоровье учащихся; низкая познавательная мотивация; недостаток речевого развития; недостаточное развитие словесно-логической памяти, низкий ее объем и точность; преобладание в классе у учащихся разных типов памяти.
Эти проблемы могут и должны решать учителя начальных классов совместно с родителями учащихся. Между тем в практике работы часто встречаются факты недостаточного внимания к ним, что приводит к таким результа-
там, которые получены в процессе диагностики памяти с 1-по 4 класс обучения младших школьников. Уровень памяти учащихся от класса к классу не снижается, а проблемы запоминания учебного материала у младших школьников возникают от методических ошибок учителей, которые не развивают уровень памяти, не учитывают её объем и тип у каждого ученика, не применяют методические приемы запоминания и т.п.
Литература:
1. Алексеева Л.Л., Анащенкова C.B. и др. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) / Л.Л. Алексеева, C.B. Анащенкова. - М. : Просвещение, 2012.
2. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте/Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 2010.
3. Давыдова Е.С. Проблемы формирования памяти в процессе учебной деятельности // Е.С. Давыдова. -М, 2012.-№1.
4. Лезер Ф. Тренировка памяти / Ф. Лезер. - М., 2010.
5. Микерова Г.Ж. Особенности взаимодействия принципов наглядности, систематичности и последовательности в технологии укрупненных дидактических единиц:дис.....канд. пед.
н. / Г.Ж. Микерова. - Краснодар, 1999.
6. Чутко Н.Я. Развитие памяти школьника / Н.Я. Чутко. - М. : Педагогика, 2008.
Рисунок 4- Сравнительная диаграмма уровней развития запоминания учебного материала по классам
ON SOME METHODOLOGICAL ASPECTS OF TEACHING FOREIGN STUDENTS WRITING A PERSONAL LETTER Morozova Svetlana Mikhailovna, PhD of Pedagogical science, Senior Lecturer, RUDN University, Moscow
The process of globalization in the modern world presents high demands to society, connected with international contacts and international exchange. Foreign students should gain skills of intercultural communication, including skills of foreign written language to successfully develop in the creative, intellectual and professional fields.
Keywords: letter; subtest; approaches to learning writing; features; types of exercises.
О НЕКОТОРЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НАПИСАНИЮ ПИСЬМА ЛИЧНОГО ХАРАКТЕРА
Процесс глобализации в современном мире предъявляет обществу высокие требования, связанные с международными контактами и международным обменом. Иностранные учащиеся должны получить навыки межкультурного общения, в том числе владеть умениями иноязычной письменной речи, чтобы успешно реализовать себя в будущем и развиваться в творческой, интеллектуальной и профессиональной сфере.
Ключевые слова: письмо; субтест; подходы к обучению письму; виды упражнений; критерии оценивания.
УДК372.881.1 ВАК РФ 13.00.02
© Морозова С.М., 2018
МОРОЗОВА Светлана Михайловна, кандидат педагогических наук старший преподаватель, Российский университет дружбы народов, Москва
В современном мультилингвальном обществе все большее значение приобретает письменная речь. После окончания подготовительного факультета учащиеся должны обладать коммуникативной компетенцией, что предполагает общение в разных сферах деятельности. Именно поэтому в последнее время в условиях глобализации уделяется большое внимание письменным формам иноязычного общения, так как это позволяет свободно осуществлять коммуника-