ния специализации отдельных видов деятельности как условия их конкурентоспособности. Однако следует отметить, во-первых, что не каждая холдинговая компания обеспечивает единовременно реализацию всех перечисленных преимуществ; во-вторых, отдельные из названных преимуществ в создании холдинговых компаний оборачиваются для других субъектов (государство, граждане, другие предприниматели, например, контрагенты по договорам) обратной стороной и могут быть отнесены с точки зрения реализации их интересов к недостаткам. Например, монополизация отдельных сегментов рынка или минимизация налогообложения за счет установления по внутреннему обороту между участниками холдинга «трансфертных» цен могут иметь в целом для экономики отрицательное значение.
Таким образом, целью объединения группы предприятий сферы услуг является создание строго вертикально интегрированной, гибкой хозяйственной структуры, направленной на получение прибыли из имеющихся и приобретаемых фондов, при этом обеспечивая единые стандарты централизованного корпоративного управления, налоговой и финансовой политики, используя все возможности повышения устойчивости бизнеса, управления рисками, обеспечения безопасности основных имущественных активов предпринимательского объединения, что является коренной основой конкурентоспособности сферы услуг в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арифулин С.Н. Холдинговые структуры в современной России. - М.: Экономика, 2002г.
2. Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения// Маркетинг. 2007.
3. Дягилев А.В. Проблемы создания и деятельности холдинговой компании в России//Юридический мир. 2000. № 1.
4. ЗабудькоН.П. Холдинг как способ минимизации налогов. - М.: ИНФРА, 2005.
5. Мишин В.М. Менеджмент качества и конкурентоспособности продукции: Учеб.пособие. - М.: ГАУ,2008. ^Г
6. Управление холдинговыми компаниями в транзитивной экономике. - М., МГАПИ, 1999г. ^
7. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М, 2000. о
J ^
КОВАЛЬ Е.В. Z
ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела, ^
спорта и туризма», аспирантка, e-mail: [email protected] q
b
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО САНАТОРНО-КУРОРТНОГО g
КОМПЛЕКСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАпЕ □
- О
Ö
I— ф
Указывается значимость санаторно-курортного комплекса для повышения качества жизни населения, специфика его управления, выявлены проблемы эффективного развития отрасли и способы их реше-
ния. О
а
Ф
Ключевые слова: санаторно-курортный комплекс; курортное дело; санаторно-оздоровительные услуги; ^
государственное управление санаторно-курортным комплексом I
0
Коды классификатора JEL: 1.83 О
1
I
Здоровье населения является ведущим системообразующим фактором национальной безопасности. Пони- ® мая это, большинство цивилизованных стран все большую поддержку оказывают тем направлениям здраво- о охранения, которые способствуют сохранению здоровья и определяют государственные гарантии в охране здоровья граждан. ^
Отсюда вытекает, что за общественное здоровье должно отвечать не одно только здравоохранение, а множество элементов социально-экономической структуры.
В этом отношении большие надежды возлагаются на систему санаторно-курортного обслуживания, призванного к оздоровлению всех категорий граждан, в том числе и социально слабо защищенных групп (детей, подростков, инвалидов, пенсионеров и т.д.). Научно-обоснованный подход к оздоровлению граждан по принципу «поликлиника - стационар - профильный курорт» уже многие годы зарекомендовал себя как наиболее оптимальный и результативный. В связи с этим отечественная санаторно-курортная отрасль является востребованной, экономически выгодной и социально значимой в современных условиях [6]. ^ Однако системное преобразование российской экономики в 90-е годы потребовало качественных измене- х ний в санаторно-курортном комплексе. Такие изменения выразились, прежде всего, в увеличении объемов о оказания платных медицинских услуг, которое означало глубинный переворот в экономических основах фе- т дерального и регионального построения национальной системы санаторно-курортного комплекса [4]. Более того, переход к предоставлению чисто платных медицинских услуг предопределяет стратегические тенден- о ции и перспективы развития отечественного санаторно-курортного комплекса на всех уровнях ее экономи- ® ческой организации, в том числе и на уровне ее регионального строения. 1 Растущая осведомленность о зависимости показателей здоровья населения от социальной нищеты, госу- § дарственной политики в направлении улучшения здоровья нации вызывает необходимость нового подхода 9
00
к укреплению общественного здоровья. Обозначившаяся в последние годы проблема стратификации населения требует пересмотра функций и назначения санаторно-курортного дела в стране.
В России курортное дело должно выполнять две основные функции: оздоровление населения, безусловное обеспечение санаторно-курортным лечением граждан, пострадавших от стихийных бедствий, аварий, в военных конфликтах, а также категорий населения, нуждающихся в государственной поддержке. Во-вторых, оно должно удовлетворять спрос платежеспособной части населения страны и зарубежных граждан на комфортный отдых, курортное лечение в условиях, соответствующих их высоким потребностям [5]. Именно вторая часть санаторно-курортного комплекса подвержена действию рыночных механизмов, и служит основой для реализации задач по повышению конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса страны.
Принципиальные структурно-функциональные преобразования в системе санаторно-курортного обслуживания породили основные направления того интенсивного и активного поиска оптимальной ее модели, которая была предпринята в здравоохранительной теории и практике последних лет.
В теоретическом отношении подобная модель должна адекватно отражать новые рыночные реалии, в которых стал функционировать российский санаторно-курортный комплекс.
Теоретическая модель рыночно-реформированного санаторно-курортного комплекса в современной Рос-сииспецифически должна реализоватьдемократические ценности, требующиесоответствующихдемократиче-ских принципов, форм и методов управления обновленной системой.
Сегодня пора уже ясно осознать, что с санаторно-курортной сферой произошло то, что произошло со всеми другими сферами общественной жизни в России по мере осуществления в них рыночных перемен - она стала наполняться экономическим содержанием, стала сферой реализации цивилизованных рыночных отношений. Более того, санаторно-курортная сфера сегодня стала, наконец, не только сферой реализации достижений ^ медицинской науки и административных понуканий о «здоровье народонаселения», а - в не меньшей степе-Ь ни - стала зависеть от факторов экономического характера, стала одной из сфер экономики, стала зависеть от ^ доходов самих людей, а не только от размеров государственного бюджета и выделенного в его рамках фонда X на удовлетворение медицинских потребностей населения.
Таким образом, начала проявляться экономическая характеристика современного санаторно-курортного □ комплекса, которая потребовала его рассмотрения как специфического элемента рыночной системы обще-^ ственного производства, образующего особый и самостоятельный сектор производства нематериальных благ. ^ Проблема экономических основ организации санаторно-курортного комплекса состоит в том, что сфера, ^ характеризовавшаяся предельно жестко-административными методами функционирования и управления, I- разделилась на сферу социальных услуг и сферу с рыночной ориентацией и соответствующими методами 00 управления. В переходный период такое альтернативное преобразование привело к возникновению так О называемого «синдрома управленческого паралича», когда привычные волевые инструменты управле-¡=у ния санаторно-курортной сферой уже не действовали, а новые рыночные, благодаря которым и возникает либерально-организованная система, еще не были созданы. В итоге, санаторно-курортная сфера в переход-
0 ный период стала ареной ожесточенной борьбы административных и рыночных методов управления, причем ф эта борьба привела к сочетанию этих методов в управлении санаторно-курортным комплексом [2].
ё В современный период, сфера формирования и управления санаторно-курортным комплексом характери-о. зуется становлением новой, последовательно-рыночной, организованной на рыночных началах системы ЕЕ экономических взаимоотношений между производителями-продавцами санаторно-оздоровительных услуг
1
>
(санаторно-курортными организациями) и потребителями-покупателями (рекреантами, клиентами), появлением таких категорий как спрос на санаторно-оздоровительные услуги, предложение санаторно-оздорови-§ тельных услуг, равновесная цена, эластичность спроса и предложения, сегментирование рынка санаторно-оздоровительных услуг и уровень конкуренции на его различных сегментах [1].
Центральное место в этой системе занимает предоставляемый продукт, который с экономической точки
0 зрения обладает всеми признаками товара и выступает в форме санаторно-оздоровительной услуги.
з При этом санаторно-оздоровительная услуга представляется с двух сторон. Во-первых, санаторно-оздо-^ ровительная услуга - это совокупность необходимых, достаточных, добросовестных, целесообразных профессиональных действий санаторно-курортной организации (производителя услуг), направленных на удовлетворение потребностей рекреанта. Во-вторых, санаторно-оздоровительная услуга - мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение заболеваний и восстановление утраченного здоровья, имеющих самостоятельное, законченное значение и определенную стоимость. § В отличие от медицинских услуг непосредственно в социальном здравоохранении, услуги в санаторно-£ курортном комплексе предоставляются не каждому человеку, а человеку оплатившему санаторно-курортное £ лечение или прибывшему на лечение за счет государственных социальных средств, т.е. они не предоставля-^ ются человеку как медицинские услуги в здравоохранении во что бы то ни стало, независимо от того, богат
1 он или беден, способен он его оплатить или нет.
о Однако все санаторно-оздоровительные услуги выступают как специфический товар, который обладает ш следующими отличительными свойствами [3]:
'! - неосязаемость (рекреант, прибывший на лечение в санаторно-курортную организацию, заранее не знает о результатов лечения или оздоровления).
® - неотделимость от источника услуги (рекреант, купивший путевку, не может получить услугу в каком-либо Ц другом месте, кроме места нахождения санаторно-курортной организации или рекреационных ресурсов); ° - непостоянство качества (одну и ту же услугу разные санаторно-курортные организации оказывают по-9 разному, и даже в одной и той же санаторно-курортной организации услуга может оказываться по раз-О ному в зависимости от лечащего врача).
Санаторно-оздоровительная услуга, как и любой товар, обладает стоимостью, денежным выражением, которой является цена. При формировании цен на услуги в санаторно-курортном комплексе, важное значение имеет состав оказываемой услуги. Поэтому рациональным будет разделение санаторно-оздоровительных услуг на простые и комплексные.
При этом, под простой санаторно-оздоровительной услугой нами понимается элементарная, неделимая услуга. Например, простыми услугами могут считаться оформление курсовки в санаторно-курортном комплексе, проведение конкретного вида обследования рекреанта, прием отдельных процедур (физиотерапия, грязелечение, лечебные минеральные воды) и другие. Если некоторые простые услуги, оказываемые отдельными подразделениями санаторно-курортной организации (например, приемного отделения, лабораториями и другими), не будут отдельно рассчитываться, то стоимость содержания этих подразделений (заработная плата их работников, потребляемые ими материальные ресурсы и другие издержки) должна быть учтена в накладных расходах организации. При расчете себестоимости простой услуги необходимо использовать сложившийся в данной санаторно-курортной организации ее технологический стандарт (время, затраченное на данную услугу, качественный состав медицинских работников, производящих данную услугу, виды и количество потребляемых медикаментов, ресурсов и т.п.).
Комплексная санаторно-оздоровительная услуга может быть представлена как совокупность простых услуг, отражающих сложившийся в конкретной санаторно-курортной организации технологический процесс оказания услуг по данной технологии. Под комплексной услугой понимается законченный случай профилактики и предупреждения заболевания конкретного рекреанта. Перечень комплексных санаторно-оздоро-вительных услуг может быть определен либо самой санаторно-курортной организацией, либо используется перечень, утвержденный администрацией курортных регионов.
Оптимальное построение и функционирование системы предоставления санаторно-оздоровительных ус- ^ луг, эффективное управление санаторно-курортными организациями в рыночных условиях макро- и мик- ^ роэкономики требуют профессионального менеджмента данного рынка, для поддержки развития качества Ь услуг в санаторно-курортном комплексе. щ
Совершенствование санаторно-курортного комплекса в области управления качеством услуг должна поз- Т волить проводить их оценку на основе ее промежуточных и конечных результатов, и оплачивать услуги за их ^Г качество в соответствии с этой оценкой. Если результат станет главным критерием оценки качества, то для всей ^ системы и для каждой санаторно-курортной организации главной целью деятельности становится не объем ус- щ луг, не строгое соблюдение стандартов процесса, а положительные изменения состояния здоровья рекреанта. ^ Для всех составляющих устанавливаются стандарты, так как оценку и контроль возможно проводить толь- о ко путем сравнения со стандартом. К настоящему моменту мы имеем необходимую законодательную базу, ^ структуру, людские и материальные ресурсы, чтобы внедрить на федеральном уровне необходимые стандар- ® ты на санаторно-оздоровительную деятельность с учетом международных требований. □
В этой связи государственные органы управления санаторно-курортным комплексом совместно с инсти- Ш тутами и санаторно-курортными организациями должны начать внедрение стандартов на санаторно-оздо- О ровительные услуги на основе общепринятого в мире метода "доказательства практикой результативности о и эффективности предлагаемых наукой технологий" - "дословно", "санаторно-курортного комплекса, осно- ш ванного на доказательствах". Эти структуры должны иметь практические данные, российскую и зарубежную ^ информацию о новейших технологиях и об их эффективности в условиях нашей страны. Разработанный та- о. ким образом стандарт будет реально достижимым для России. т
Как обязательная часть этого стандарта должно быть четкое определение типа и вида санаторно-курорт- х ной организации различной ведомственной принадлежности, а значит, имеющих соответствующее оснаще- 0 ние и кадры. о
Также частью стандарта технологии должны быть стандарты на результаты, промежуточные и конечные. х Федеральные стандарты технологии санаторно-оздоровительных услуг должны иметь одну и ту же структуру. $ Стандарты технологии должны включать обеспечение адекватности, преемственности, приближенности, о своевременности, этапности и эффективности, а стандарты результатов - показатели результатов медицинских услуг всей совокупности обслуживаемого населения, утвержденные Минздравсоцразвитием [8]. ^
о
При этом Минздравсоцразвития должен определять политику и стратегию развития санаторно-курортной отрасли, На наш взгляд, это должно сводиться к следующим проблемам:
1. В законодательном порядке установить национальные приоритеты. Поскольку это задача Госдумы, то при ней необходимо создать специальные группы экспертов, которые бы этим занимались.
2. Объединение усилий различных министерств и ведомств для решения проблем в области профилак- ^ тики заболеваний населения. Силами одного Минздрава эти проблемы не решить. Нужна разработка федеральных программ по поддержке курортов и санаторно-курортных организаций. Существующие до сегодняшнего дня программы практически не выполнялись.
3. Разработка адаптивной концепции реформирования санаторно-курортного комплекса, основанного на 1 приоритетных проблемах. Курортные территории должны четко знать, что нужно развивать в первую очередь, что во вторую очередь, на каких направлениях нужно сконцентрировать те минимальные ресурсы, которые есть в территориях.
4. Четкая координация при работе по федеральным и отраслевым программам. При этом необходимо объ- ^ единить усилия территорий и регионов и федерации в целом.
5. Разработка взаимосвязанных правовых актов с выделением первоочередных из них. |
6. Проведение единой информационной политики. Существующая система статистики сегодня не соот- о ветствует международным стандартам. Необходимо лучше, полнее, правильнее использовать доступ- о ную информацию.
7. Координация усилий в области реализации принятых законов. Не получили, к сожалению, своего развития ряд федеральных программ "Развитие курортов федерального значения" и др.
Далее хотелось бы обратить внимание на децентрализацию санаторно-курортного комплекса Российской Федерации. После принятия закона "Об основах местного самоуправления" в российском санаторно-курортном комплексе произошел слишком резкий поворот от чрезмерно централизованной к фрагментарной системе. Не удалось, к сожалению, обеспечить своевременное разграничение полномочий.
Потеряны действительно необходимые рычаги управления качеством услуг санаторно-курортных организаций. Ослабла координирующая и регулирующая роль федеральных органов управления, что, в конечном итоге, привело к сильной дифференциации в условиях оказания санаторно-оздоровительных услуг в курортных регионах. Каждое муниципальное образование стало строить свою замкнутую систему санаторно-курортного обслуживания [6].
К какой-то мере эта фрагментация системы в последнее время компенсировалась за счет передачи санаторно-курортного комплекса в ведение Минздравсоцразвития. Тем не менее проблемы еще остались.
Отметив все негативные моменты, определим несколько предложений по преодолению этого положения. В частности, необходимо установить четкое разделение функций федеральных органов и органов управления субъектов Федерации, то есть должен утвердиться принцип "нового федерализма".
Механизм разработки и утверждения программ профилактики здоровья должен быть внесен в "Основы законодательства РФ об охране здоровья".
Далее, необходимо повысить роль федеральных органов в обеспечении гарантий равенства в доступности санаторно-оздоровительных услуг, который был потерян с сокращением финансирования Фондом социаль-^ ного страхования в 2001 году. Для этого требуется, с одной стороны, реальная оценка финансовых возмож-¡5 ностей каждого субъекта Федерации, а с другой - федеральная поддержка.
^ Для повышения комплексности системы оказания санаторно-оздоровительных услуг следует также рас-X ширить права и поднять ответственность органов управления курортным делом и туризмом субъектов Феде-^ рации. Речь идет не о воссоздании прежней административно-командной системы, а о выполнении жизненно важных для всей системы профилактики здоровья функций, к числу которых относятся:
• формирование и обеспечение государственных обязательств в отношении предоставления некоторым категориям населения санаторно-оздоровительных услуг без ущемления прав самих организаций; О • мониторинг и оценка деятельности санаторно-курортных организаций;
необходимо восстановить систему контроля за результатами деятельности по управленческой верти-^ кали. Это означает, что органы управления санаторно-курортным комплексом регулярно анализируют □ и оценивают результаты деятельности санаторно-курортной организации, корректируя на этой основе планы развития отрасли.
CU
"v" Резюмируя вышеизложенное необходимо отметить, что предложенные направления совершенствования
R санаторно-курортного комплекса, прежде всего, в области повышения качества предоставляемых санатор-
| но-оздоровительных услуг, имеют два основных вектора. Во-первых, огромная роль государства в развитии
о курортного дела, т.к. это сектор социальных услуг, и, во-вторых, использование экономических механизмов
ф регулирования рынка санаторно-оздоровительных услуг.
S
> ЛИТЕРАТУРА
0
1_
I 1. Барыбкина М.Н. «Совершенствование санаторно-курортного продукта и повышение эффективности его
ш продаж» // Курортные ведомости 2002 № 6 (15). С 3.
о 2. Ветитнев А.М., Боков М.А., Угрюмов Е.С. Конкурентая способность санаторно-курортных организаций.
g- Сочи: СГУТиКД, 1998.
^ 3. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб.пособие.-Мн.:ООО «Новое зна-
^ ние», 2000.
4. Кравченко Е.Г. Конкурентоспособность санаторно-курортных организаций. - Сочи: ФГОУ ДПО Академия
о
о повышения квалификации, 2006.
о 5. Криворучко В.И., Бондаренко В.Н., Криворучко Л.В., Белоножкин Ю.Н. Рыночный механизм управления о санаторно-курортной сферой.-М.: Финансы и статистика, 2003.
о 6. Криворучко Л.В. Маркетинг и логистика в системе государственного управления санаторно-курортной сферой.-Сочи, 2000.
7. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края. Стат. сборник., Краснодарский краевой комитет государственной статистики, Госкомстат России, Краснодар 2003. Ф 8. Сертификация санаторно-оздоровительных услуг: Часть II Санаторно-оздоровительные услуги (стандарты СТП 33.1: 13-2006). Научно-методическое пособие // Всероссийский НИИ классификации, терминологии ^ и информации по стандартизации и качеству (г. Москва); ГИП руководящих работников и специалистов ф курортного дела (г. Сочи): Переработанное и дополненное. М., 2006.
ц 9. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» о от 23.02.1995 №26-ФЗ (ред. от 09.05.2005г.). о О
CL
О