Научная статья на тему 'Методические подходы к разработке организационно-экономических основ управления санаторно-курортной деятельностью в регионе'

Методические подходы к разработке организационно-экономических основ управления санаторно-курортной деятельностью в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
153
40
Поделиться
Ключевые слова
САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / САНАТОРНО-КУРОРТНЫЕ УСЛУГИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / РЫНОК САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Соколова Галина Николаевна

Предложены методические подходы (функциональный, системный и смешанный) к разработке организационно-экономических основ управления санаторно-курортной деятельностью на уровне региона, позволяющих учитывать особенности взаимосвязей между компонентами санаторно-курортной системы в целях дальнейшего совершенствования эффективной системы управления санаторно-курортной деятельностью в регионе.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Соколова Галина Николаевна,

METHODICAL APPROACHES TO WORKING OUT OF ORGANIZATIONAL-ECONOMIC BASES OF MANAGEMENT BY SANATORIUM ACTIVITY IN REGION

In article methodical approaches (functional, system are offered and mixed) to working out of organizational-economic bases of management by sanatorium activity at level of the region, allowing to consider features of interrelations between components of sanatorium system with a view of the further perfection of an effective control system by sanatorium activity in region.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к разработке организационно-экономических основ управления санаторно-курортной деятельностью в регионе»

УДК 338.48

Г.Н. СОКОЛОВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕГИОНЕ

Ключевые слова: санаторно-курортный комплекс, санаторно-курортные услуги, организационноэкономические модели, методические подходы, рынок санаторно-курортных услуг.

Предложены методические подходы (функциональный, системный и смешанный) к разработке организационно-экономических основ управления санаторно-курортной деятельностью на уровне региона, позволяющих учитывать особенности взаимосвязей между компонентами санаторно-курортной системы в целях дальнейшего совершенствования эффективной системы управления санаторно-курортной деятельностью в регионе.

G.N. SOKOLOVA

METHODICAL APPROACHES ТО WORKING OUT OF ORGANIZATIONAL-ECONOMIC BASES OF MANAGEMENT BY SANATORIUM ACTIVITY IN REGION

Key words: a sanatorium complex, sanatorium services, organizational-economic models, methodical approaches, the market of sanatorium services.

In article methodical approaches (functional, system are offered and mixed) to working out of organizational-economic bases of management by sanatorium activity at level of the region, allowing to consider features of interrelations between components of sanatorium system with a view of the further perfection of an effective control system by sanatorium activity in region.

Совершенствование системы управления курортно-туристическим комплексом в условиях конкуренции на рынках туристских и санаторно-оздоровительных услуг, нестабильности и недостаточного уровня материально-технического, кадрового и финансового обеспечения оказывает существенное влияние на экономическую и социальную результативность экономики региона и страны в целом.

В сложной многофакторной модели, обусловливающей статическое состояние и динамические процессы санаторно-курортного комплекса (СКК), с определенной долей условности по критерию применимости к различным социально-экономическим системам можно выделить два подхода: специфический и универсальный.

К определяющим специфический подход относятся следующие признаки: -постепенное и неуклонное повышение потребностей общества;

- подход к здоровью как высшему благу;

- изменение уровня развития технологий оказания санаторно-курортных услуг;

- широкое внедрение результатов медицинских исследований в бальнео-и климатотерапию, наличие благоприятных ресурсов, экологическая обстановка конкретного региона.

Санаторно-курортная деятельность осуществляется различными рекреационными предприятиями и смежных отраслей» (рисунок) [2. С. 102-111].

Потребности в санаторно-курортных услугах все больше возрастают и по степени необходимости все больше приближаются к потребностям в услугах первой жизненной необходимости, без которой полноценная жизнь становится невозможной. Причем, чем выше уровень доходов группы населения, тем заметнее эта тенденция, т.е. по мере роста реальных доходов граждан спрос на санаторно-курортные услуги возрастает.

Усиление взаимосвязи СКК с другими сторонами жизнедеятельности человека повлекло за собой не только повышение роли и значения соответствующих потребностей, но и изменило характер спроса. Прежде всего, обозначилась довольно заметная тенденция к сглаживанию сезонных колебаний спроса по мере того, как лечение и оздоровление в СКК становится для большого числа людей формой удовлетворения потребностей в оздоровлении, а также услуг познавательного, культурно-исторического и социального

характера. Новой особенностью спроса является и то, что его эластичность по цене сокращается. Это свидетельствует о том, что санаторно-курортные услуги из ряда быстрозаменяемых переходят в группу услуг, которым все труднее найти замену по степени полезности.

Гостиницы и иные Средства транспорта

средства размещения

Объекты Объекты и средства

общественного питания развлечения

Рынок санаторно-курортных учреждений

Повышение роли санаторно-курортных услуг в жизнедеятельности людей, изменение условий хозяйствования не могут не повлиять на сложившиеся ранее в этой сфере деятельности технологии, а также на структуру оказываемых услуг. Например, наряду с традиционным набором услуг, происходит переориентация курортов на проведение семинаров, конгрессов, симпозиумов и других мероприятий подобного рода, которая предваряется созданием конгресс-центров или реконструкцией для их проведения имеющейся материально-технической базы, переобучением персонала обслуживания, техническим оснащением сервисных служб.

Второй подход, называемый универсальным, формирует спрос населения на санаторно-курортные услуги независимо от того, какую экономическую ситуацию мы рассматриваем и на каком этапе развития она находится. К этому подходу относится более многочисленная группа факторов, чем группа факторов при специфическом подходе.

Факторы универсального подхода можно классифицировать следующим образом: экономические, социально-политические, психологические, природ-но-климатические, национальные и профессиональные. Они непосредственно формируют структуру спроса населения на санаторно-курортные услуги. Экономические факторы в современных экономических условиях оказывают первоочередное воздействие на объем и структуру рекреационного спроса. На первый план выдвигаются экономические факторы регионального значения, характеристика которых сильно дифференцируется по административным территориям, производственным комплексам, крупным предприятиям, сферам и отраслям деятельности, подоходным слоям населения [1. С. 27-31].

Социально-политическими факторами, возникновение которых также можно связать с условиями переходного периода, являются межнациональные конфликты и напряженные отношения между отдельными регионами. Психологическое отношение потребителей услуг СКК к неопределенности,

риску и безопасности отдыха и лечения, как указывалось выше, - важнейший фактор, формирующий спрос на услуги санаторно-курортного назначения.

Психологические факторы, зависящие от внутренней среды санаторно-курортного учреждения, достаточно разнообразны и многочисленны. Сила их воздействия на спрос на санаторно-курортные услуги может регулироваться самим санаторно-курортным учреждением. Совокупность факторов, присущих внутренней среде одного санаторно-курортного учреждения, формирует конкретный спрос на его услуги, а общее воздействие факторов сети сана-торно-курортных учреждений - спрос на региональный рекреационный продукт (в данном случае - лечение и оздоровление) в целом.

К факторам внутренней среды санаторно-курортного учреждения можно отнести следующие [5. С. 148-153]:

- стратегию развития санаторно-курортного учреждения;

- маркетинговую политику;

- учетную политику;

- профиль учреждения (соматический, кардиологический, неврологический, дерматологический, гинекологический, туберкулезный, детской патологии, смешанный);

- количество койко-мест в санаторно-курортном учреждении (среднегодовое, в период максимального развертывания);

- оснащенность лечебно-профилактическими подразделениями;

- сроки лечения;

- стоимость путевки;

- количество врачей и других категорий работников и их профессиональный уровень;

- организацию питания (качество и разнообразие, суточная стоимость рациона, наличие диетических блюд и др.);

- санитарно-технологическую характеристику санаторно-курортного учреждения (количество зданий, наличие канализации, водопровода, горячей воды, вентиляции и др.);

- характеристику территории (общая площадь, в том числе занятая зелеными насаждениями);

- организацию досуга отдыхающих;

- перспективы развития санаторно-курортного учреждения.

Используя положения маржинального анализа, можно показать, что цена

путевки становится стабилизирующим фактором, значительно сглаживающим сезонные колебания.

По мере формирования постсоциалистического общества число факторов, реально оказывающих влияние на формирование спроса на санаторно-курортные услуги, имеют тенденцию к росту. Это явилось причиной его резкой дифференциации, высокой избирательности и повышения требовательности к качеству услуг со стороны новых высокодоходных групп и слоев населения. Новое качественное состояние спроса начало сказываться на сана-торно-курортных технологиях, а следовательно, на объеме и структуре предложения услуг в санаторно-курортной сфере.

На изменение спроса сравнительно быстро реагируют и отрасли рекреационной структуры, сервисные службы которых оказывают всевозможные дополнительные услуги отдыхающим. Фактически речь идет о формировании в сана-торно-курортных учреждениях системы дополнительных платных услуг, основной целью которой является наиболее полное удовлетворение платежеспособного спроса на услуги, не входящие в основной оздоровительный пакет [4. С. 34-39].

Если спрос по каким-либо причинам снижается, служба дополнительных услуг также может быстро свернуть свою работу по какому-либо направлению

из-за отсутствия достаточного количества клиентов или переключиться на другие виды услуг. Высокая мобильность позволяет реализовывать альтернативные стратегии развития санаторно-курортных услуг, всячески укрепляя и расширяя основной вид деятельности по оздоровлению населения.

Вместе с тем СКК является специфическим элементом дестинации туризма и, с точки зрения реализации основной функции, представляет дестинацию оздоровления. Отличительной особенностью СКК, согласно предложенному ранее определению, является предоставление рекреанту услуг, носящих лечебный и лечебно-оздоровительный характер, причем потребность в подобного рода услугах формируется опосредованно с участием тех или иных специализированных медицинских учреждений (реабилитация больных после стационарного лечения, направление для прохождения профилактического оздоровления).

Другой отличительной чертой СКК является необходимое и достаточное условие сочетания определенных природных факторов, оказывающих значительный лечебно-профилактический эффект на организм рекреанта [3. С. 46-51].

Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней 0лимпиады-2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обусловливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.

Анализируя ситуацию в России, можно отметить, что для нее, как и для многих европейских стран, характерны старение общества, урбанизация, высокий уровень образования, большое количество праздничных дней, повышенный интерес россиян к жизни людей в других странах, а также к оздоровлению и росту работоспособности. Все эти объективные факторы обеспечивают хорошие перспективы для формирования рынка санаторно-курортных учреждений (РСКУ) и использования его инновационного потенциала, обусловленного комплексной системой инновационного управления.

В результате при построении организационно-экономических моделей СКК возможно применение нескольких подходов:

- функциональный - рассматриваются основные факторы, элементы, оказывающие значительное влияние на реализацию тех или иных функций СКК ЧР;

- системный - рассматриваются потребители услуг СКК, поставщики сырья, материалов, услуг, необходимых для обеспечения функционирования СКК;

- смешанный.

На наш взгляд, наиболее рациональным следует признать смешанный подход к построению организационно-экономической модели, как наиболее полно соответствующий поставленным задачам и позволяющий учесть достаточно сложные взаимосвязи между компонентами системы.

Литература

1. Здоров А.Б. Экономика туризма: учебник М.: Финансы, 2008. С. 27-31.

2. Основы туристской деятельности: учебник / Г.И. Зорина и др.; сост. Е.Н. Ильина. М.: Советский спорт, 2007. С. 86-92.

3. Проурзин Л.К. Туризм как экономический приоритет. М.: Новый век, 2008. С. 46-51.

4. СеменякН.Г. Стратегическое управление развитием санаторно-курортного комплекса. СПб.: СПбГУЭФ, 2007. С. 34-39.

5. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин B.C. Управление индустрией туризма: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2008. С. 148-153.

СОКОЛОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА - ассистентка кафедры экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве, Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Чебоксары, Россия, Чебоксары (Galina_1980@list.ru).

SOKOLOVA GALINA NIKOLAEVNA - assistant to chair of economy and management in tourism and a hotel economy, Branch of St. Petersburg State Engineering and Economic University in Cheboksary, Russia, Cheboksary.

УДК 336

E.A. ТРЕТЬЯКОВА

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЙ ЖИЛИЩНОГО ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ

Ключевые слова: ипотечное кредитование, банк, стратегия.

Рассмотрены результаты исследований, связанных с моделированием клиентоориентированных стратегий ипотечного кредитования на финансовых рынках ряда областей Приволжского федерального округа.

Е.А. TRETYAKOVA EXPERIENCE AND IMPLEMENTATION OF STRATEGIES FOR MORTGAGE

Key words: mortgage lending, bank, strategic.

Reviewed the results of research related to strategies for mortgage lending in the financial markets of a number of areas of the Volga Federal District.

Финансовый кризис фактически подтолкнул ипотечные организации к формированию более продуманных стратегий своего развития, сориентированных не только на получение прибыли, но и на удержание своих позиций на конкурентных рынках ипотечного кредитования. Это происходит за счет повышения качества и дифференциации предоставляемого банковского продукта, разработки более совершенных технологий по обслуживанию своей клиентуры, расширения рыночной среды [1. С. 416]. Стратегии ипотечного кредитования стали рассматриваться как один из важнейших инструментов выживания банковских структур в условиях финансового кризиса, повлекшего за собой существенное сокращение маркетинговой среды заемщиков ипотечного кредитования [3. С. 204]. К примеру, для банковских структур Нижегородского региона, как и для других областей Приволжского федерального округа, количество потенциальных клиентов-заемщиков за два последних года сократилось примерно на треть, что привело к закрытию значительной части их областной филиальной сети, росту кредитной ставки ипотечного кредитования, формированию у населения так называемого отложенного спроса на ипотеку. Однако работа по поиску новых возможностей ипотечного кредитования не только не свернута, но и набирает новые обороты [4. С. 10].

Обобщение опыта наработки конкурентоспособных стратегий ипотечного кредитования на примере группы ипотечных компаний ОАО «НВест-Банк» показало, что финансовый кризис, наряду с определенными трудностями, предоставил банкам ряд возможностей, позволивших им использовать резервы, не пользующиеся ранее особой привлекательностью для банковских структур. Известно, что в Нижегородской, как и в других областях Приволжского федерального окру-