Никитина О.А.
исследование процессов управления развитием санаторно-курортных комплексов в регионе
Для санаторно-курортного комплекса (СКК) в условиях радикального изменения российской экономики необходимо новое концептуальное видение механизмов управления для получения позитивного эффекта в его развитии. Очевидно, что СКК как большая открытая система взаимодействует с различными по иерархии, целям и содержанию социально-экономическими системами и в первую очередь с регионом, на территории которого расположены санаторно-курортные объекты, природные лечебные ресурсы, сформирована туристско-рекреационная инфраструктура. Главным принципом в этой связи следует считать степень адекватности экономики санаторно-курортного комплекса потребностям пользователей и условиям развития социально-экономической системы региона (страны). Под экономикой санаторно-курортного комплекса нами, в этом случае, понимается система взаимодействующих субъектов-предприятий и организаций различных форм собственности, между которыми существуют материальные, финансовые, информационные связи, имеющие локальную территориальную привязку, но не ограниченные ею. Под развитием санаторно-курортного комплекса нами понимается прогрессивное изменение организационно-экономической структуры СКК, которое будет носить устойчивый (протяженный по времени) характер, обеспечивающий эффективное использование всех видов ресурсов, максимальное удовлетворе-
ние социальных и производственных потребностей территорий (региона, страны), оздоровление и отдых населения.
Анализ экономики СКК в РФ показал, что санаторно-курортный комплекс России насчитывает более 4,5 тыс. санаторно-оздоровительных учреждений и организаций отдыха на 796 тыс. мест.
Российские санаторно-курортные организации неравномерно распределены по территории страны: большая их часть расположена в Южном Федеральном округе (28 %), второе месте по численности занимает Приволжский Федеральный округ (около 22 %), третье место - Центральный Федеральный округ, где сосредоточено 16 % российских санаторно-оздоровительных организаций. (рис.1.).
В то же время, по своему внутреннему содержанию каждый регион России располагает определенными ресурсами (природными, экологическими, экономическими, социальными) и исторически сложившимися формами организации отдыха и санаторно-курортного лечения, однако уровни развития СКК в регионах различны. Поэтому, возникает необходимость оценки уровня развития СКК регионов, что позволит разрабатывать наиболее рациональные пути их дальнейшей эволюции.
Следует отметить, несмотря на высокий уровень социально-экономического развития некоторых регионов в Федеральных округах, имеющих
Южный федеральный округ 28
Северо-Западный федеральный округ 8%
Центральный федеральный округ 16%
Приволжский федеральный округ 22%
Уральский федеральный округ 9%
Сибирский Дальневосточный федеральный округ федеральный округ 3 %
4%
Рис. 1. Структура санаторно-курортных организаций и организаций отдыха в РФ по Федеральным округам
достаточно диверсифицированную отраслевую структуру, высокий производственный, инфраструктурный инновационный и, в большинстве случаев научно-технический потенциалы, например, в Уральском или Северо-Западном Федеральных округах, санаторно-оздоровительных учреждений насчитывается только 9 % и 8 %, соответственно.
Нами проанализированы отдельные регионы Приволжского Федерального Округа (ПФО) России (табл.1). В качестве основных экономических показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития региона, были взяты валовой региональный продукт (ВРП) в расчете на душу населения и численность населения со среднедушевым доходом свыше 4000 руб. В качестве показателей, характеризующих развитие СКК -число организаций санаторно-оздоровительного отдыха и коэффициент использования номерного
фонда в СКК. Как видно из данных, приведенных в табл. 1, функциональной зависимости между изменениями показателя ВРП и показателями развития СКК в регионах не наблюдается.
Кроме того, важным фактором, влияющим на формирование мотивации у населения в потреблении платных услуг санаторно-оздоровитель-ного характера, является уровень материального благополучия населения. Установлено, что при среднедушевых доходах свыше 4000 руб. в месяц у населения появляется возможность истратить часть заработанных денег на организованный отдых. Из данных, приведенных в табл. 1 и в этом случае мы не находим прямой корреляции показателей. Однако, в этой связи, следует обратить внимание на изменение объема средств, направляемых на санаторно-оздоровительные услуги в зависимости от уровня среднедушевых доходов по группам населения (табл. 2).
Таблица 1
Соотношение развития СКК и уровня социально-экономического развития регионов ПФО
Регион ВРП на душу населения, тыс. руб Число организаций сана-торно-оздо-ровительного профиля Коэффициент использования номерного фонда Численность населения со среднедушевым доходом свыше 4000 руб. в % от общей численности региона
Башкортостан 68,25 299 0,38 5,0
Татарстан 84,51 255 0,33 6,3
Удмуртия 62,49 56 0,50 1,0
Чувашия 38,35 68 0,51 0,3
Марий Эл 33,93 45 0,28 0,4
Мордовия 41,91 37 0,42 0,8
Кировская область 41,89 111 0,42 0,3
Нижегородская область 63,59 179 0,31 3,2
Оренбургская область 57,71 135 0,34 1,3
Пензенская область 34,07 53 0,23 0,5
Пермская область 82,84 142 0,44 11,0
Саратовская область 49,48 135 0,20 1,3
Самарская область 85,19 186 0,29 16,8
Ульяновская область 42,53 84 0,30 1,4
Таблица 2
Доля расходов децильных (10 %) групп населения, различных по уровню среднедушевых доходов в потреблении санаторно-оздоровительных услуг
Децильные (10 %) группы населения Доля расходов децильных групп населения в потреблении услуг, произведенных в государстве (%)
Всех видов услуг Санаторно-оздоровительных услуг
первая (с наименьшими ресурсами) 3,2 0,6
Окончание табл. 2
Децильные (10 %) группы населения Доля расходов децильных групп населения в потреблении услуг, произведенных в государстве (%)
Всех видов услуг Санаторно-оздоровительных услуг
вторая 4,4 1,2
третья 5,3 1,7
четвертая 6,1 2,7
пятая 7,1 4,1
шестая 8,7 6,9
седьмая 9,7 9,7
восьмая 12,7 10,2
девятая 18,2 14,2
десятая 24,6 48,7
Всего 100 100
При рассмотрении различных децильных групп населения, начиная с групп с наиболее высокими доходами и заканчивая группами с наиболее низкими доходами, отрицательная динамика процентного содержания расходов населения на санаторно-оздоровительные услуги объясняется не снижением доли данного вида услуг в регионе, а перераспределением их потребления. Фактически, около 50 % платных санаторно-оздоровительных услуг приобретается 10-ти процентной группой населения страны с наибольшими среднедушевыми доходами [1, с. 40]. Такой сценарий потребления услуг СКК имеет место в большинстве регионов России. Поэтому, подобная структура потребления услуг СКК свидетельствует, во-первых, об ослаблении социальной функции государства по сохранению и восстановлению здоровья населения, а во-вторых, о разрушении существовавших ранее механизмов взаимодействия государства и СКК по выполнению социально значимой функции по профилактике, реабилитации и оздоровительному лечению.
Привлекательность регионального санаторно-курортного комплекса определяется, как правило, наличием аттракторов (природные лечебные ресурсы и факторы), кроме того, исторические, социально-культурные объекты и иные достопримечательности, расположенные компактно и с высокой инфраструктурой сервиса также привлекательны для отдыхающих. Примерами могут служить, эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды в Ставропольском крае, курорт Большие Сочи в Краснодарском крае, федеральные курорты и центры Европейской части России. Основная часть поступлений в бюджет в этих регионах идет за счет развитого курортно-
рекреационного хозяйства (около 40 % составляют платные услуги санаторно-оздоровительного характера и 33 % - туристские и гостиничные услуги). Следовательно, региональные органы власти в первую очередь заинтересованы в развитии этого вида деятельности. В некоторых регионах санаторно-курортный комплекс не является бюджетообразующим, однако его региональное значение неоспоримо, т. к. имеются определенные виды лечебных природных ресурсов, функционирует развернутая система санаторно-курортной помощи населению. В то же время следует выделить регионы, в которых санаторно-курортная деятельность не развита и по объективным причинам (неблагоприятные климатические условия, отсутствие природных ресурсов, материально-технической инфраструктуры и т. п.) Такие регионы получают основную долю поступлений в бюджет за счет развития других отраслей, а жители таких регионов получают возможность пользоваться услугами СКК в других субъектах Федерации.
Однако нередко бывает, что в регионе имеются определенные природные лечебные ресурсы, но в силу недостаточного уровня развития СКК, низкого сервиса, либо конкуренции с другими регионами, либо в силе недостаточной рекламы своего санаторно-курортного продукта регион не превращается в развитую курортную дестина-цию. Поэтому, уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладают многие регионы России, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития санаторно-курортного комплекса, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения. Важным показателем является уровень состоя-
ния и развития материально-технической базы туристского и санаторно-курортного хозяйства, которое на современном этапе выглядит следующим образом [3]:
- регионы с высоким уровнем развития материальной базы туризма - Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, район Кавказских Минеральных Вод, Краснодарский край, Калининградская область;
- регионы со средним уровнем развития материальной базы туризма - Северо-Западный регион (Псковская и Новгородская области, Республика Карелия), Среднерусский регион - Золотое кольцо, Поволжье - Башкортостан, Татарстан, Нижегородская, Самарская и Саратовская области и т. д.;
- регионы с низким уровнем развития материальной базы туризма - Северный регион, Дальневосточный регион (Камчатка, Курилы, Приморье), Западно-Сибирский регион (Горный Алтай), Восточно-Сибирский регион (район озера Байкал) и т. д.
Есть основания полагать, что СКК будет интенсивнее развиваться в тех регионах, где уровень развития туризма выше, так как СКК сможет использовать для своего развития материально-техническую базу туризма региона и аттракторы, находящиеся на его территории и наоборот, высокая аттрактивность элементов инфраструктуры СКК будет способствовать повышению туристской активности в регионе. Из данных, приведенных в табл. 3. видно, что наметившиеся положительные тенденции в развитии СКК и туризма прямо корреспондируются.
Вполне очевидно, что позитивная динамика связана, прежде всего, с развитием инфраструктуры и уровнем ее обеспеченности в регионах (средства размещения, объекты привлекательности, разнообразие предоставляемых услуг, качество обслуживания, информационное обеспечение и т. д.). На современном этапе увеличивающиеся возможности для СКК за счет широкого развития туристских и сервисных услуг можно рассматривать как фактор повышения благосостояния и совершенствования качества жизни населения.
Таким образом, проведенный структурно-функциональный анализ показал отсутствие прямой зависимости между общеэкономическими показателями развития региона и СКК. Иными словами, отсутствует прямая зависимость между уровнем развития экономики региона и уровнем развития санаторно-курортного комплекса. В то же время, исходя из системного представления региона, а СКК является составной частью региональной социально-экономической системы, т. е. имма-
нентен ей, поэтому отсутствие между ними связей говорит об иррациональности их взаимодействия. Вместе с тем, исходя из региональных особенностей развития ряда регионов была выявлена взаимосвязь развития курортных дестинаций и туризма. Современные курортные дестинации имеют некоторую ограниченную территорию, на которой размещены санаторно-курортные учреждения, предприятия туристской и курортной инфраструктуры, комплексно реализующие в рамках территории санаторно-курортные и туристские услуги. Широкое внедрение элементов туризма в механизм функционирования дестинаций оздоровления не позволяет рассматривать их как однородную совокупность санаторно-курортных учреждений (СКУ). Расширение представления о них как о туристских дестинациях оздоровления заключается в том, что:
- производство услуг в СКК можно рассматривать как вид туристской деятельности;
- расширение инфраструктуры дестинации повышает ее возможности в обеспечении качества жизни и здоровья значительного контингента рекреантов;
- комплексность предоставления услуг СКК в дестинациях позволит решить проблемы идентификации, стандартизации и унификации их с международными требованиями (установить соответствия с классификацией туризма, предлагаемой ВТО, где отмечено, что туристские ресурсы должны рассматриваться комплексно с учетом санаторно-курортных и спортивно-оздоровительных факторов);
- расширяются возможности для наиболее рационального и эффективного освоения и использования региональных туристско-рекреаци-онных ресурсов;
- повышается взаимодействие между всеми элементами туристско-рекреационной системы.
Таким образом, санаторно-курортный комплекс как большая система объективно нуждается в многовекторности функционирования, которая должна предоставлять большую степень свободы для развития его подсистем. Дальнейшее развитие этой системы невозможно без учета диверсифицированных процессов, обоснование и внедрение которых может обеспечить быстро развивающаяся туристская сфера.
Развитие СКК в регионе происходит под постоянным воздействием многочисленных факторов, которые исключительно сложно и во многом противоречиво сочетаются во времени и пространстве. Однако их можно сгруппировать и классифицировать по важнейшим признакам.
Таблица 3
Объем платных услуг населению по видам услуг, миллион рублей, Российская Федерация (www.gks.ru)
о сл
Виды услуг Значение показателя за год:
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Санаторно-оздорови-тельные 5830.8 6676.1 8676.6 12558.6 16839.9 19959.6 22902 25770.6 30469.2 36082.4 42765.6
Туристские 2551.4 5684.8 5928.9 8033.8 10639.3 13957.6 15156.8 18251.2 23766.6 33848.8 45227.6
1. Территориальный признак должен быть отражен в СКК как базовый. Территория региона, представляющая собой социально-экономическое пространство, в котором развивается СКК. Анализ показывает, что на развитие СКК в регионе территориальный фактор влияет сильно, многопланово и противоречиво. Производство санаторно-курортного продукта всегда привязано к какой-либо конкретной территории. Аналогично закрепленным за определенной территорией становится и потребитель услуг СКК. Поэтому здесь уместно будет выделить понятие региональной среды, т. е. территории, на которой осуществляется все общественное воспроизводство [2, с. 74-75] - целостная и неразрывная совокупность условий производства и жизнедеятельности.
2. Природные и социально-экономические условия развития социума. Анализ показал, что их следует рассматривать и как данность, и как меняющийся ресурс развития общества.
3. Широкая диверсификация услуг как в самом СКК, так и в системе туризма. Внедрение научно-технического прогресса, развитие новых технологий в оздоровлении и лечении, широкое применение сервисных услуг. Важное значение имеет также фактор адаптации общества к научно-техническому прогрессу, который многими индивидуумами рассматривается как фактор повышения качества жизни.
4. Производство услуг в СКК как деятельность, имеющая свои цели, функции и задачи и реализующая интересы общественно организованных людей.
Современная организация СКК не позволяет выработать единые методологические подходы к эффективному управлению СКК в регионах в силу следующих причин:
- отсутствие координационных центров в регионах, поддерживающих единые подходы к развитию СКК и проводящих взвешенную сбалансированную политику в области поступательного развития СКК регионов;
- различный уровень сформированности системы управления СКК в регионах;
- отход функции оздоровления на второй план; в первую очередь в региональных СКК реализуются те рекреационные услуги, виды отдыха и туризма, которые имеют массовый спрос и минимальные издержки;
- отход от принципов функциональной специализации под воздействием указанных выше факторов. Диверсификация становится необходимым элементом устойчивого развития регионального СКК;
- специфичность региональных взаимосвязей СКК с другими хозяйствующими субъектами региона;
- отсутствие статистических форм, позволяющих получать аналитический материал, необходимый для многофакторного анализа СКК региона и принятия соответствующих решений по эффективному управлению его развитием.
На рис. 2 нами представлена структуризация регионов в зависимости от уровня развития СКК и сформированности системы управления СКК в различных регионах. Проведенный анализ показал, что уровень развития санаторно-курортного комплекса определяется наличием необходимых региональных природных лечебных ресурсов, коррелируется с уровнем развития материально-технической базы самого СКК и туристско-рекре-ационного хозяйства в регионе в целом, зависит от конкретных потребностей туриста, на уровень его развития влияет степень сформированности структуры управления СКК в регионе. Нам представляется, что преодоление выявленных выше проблем следует рассматривать в контексте концепции устойчивого развития СКК, базирующейся в первую очередь на региональных системах СКК.
Региональные экономические системы играют важную роль в развитии большинства стран мира, особенно на этапах значительных социально-экономических и политических перемен. Во-первых, это связано с тем, что региональная экономическая подсистема имеет как общие черты, характерные для всего народнохозяйственного комплекса, так и специфические, обусловленные ее особенностями, определенными естественной дифференциацией условий хозяйственной деятельности. Так, например, общие черты региональных санаторно-курортных комплексов будут заключаться в одном и том же типе экономической системы, а, следовательно, и в идентичности таких основных характеристик, как преобладающий тип собственности, преобладающий тип отношений между хозяйствующими субъектами, роль государства в воспроизводственном процессе, социальная политика государства, тенденции экономического развития по отрасли и т. д. Иными словами, общность будет заключаться в однородности качественных характеристик национальной экономической санаторно-курортной системы и ее региональных подсистем. Отличия же будут касаться ее количественных характеристик, т. е. количественного наполнения ее отдельных элементов, что будет обусловливать формирование собственных моделей экономического развития СКК в регионах. Своеобразный
экономический потенциал придаст региональным моделям развития СКК специфические черты, которые найдут отражение в особенностях экономических моделей СКК, отличии уровня и пропорций экономического развития СКК в регионах от среднероссийских, а также в степени и качестве удовлетворения потребностей населения в оздоровлении и курортном лечении в регионах.
Кроме того, относительная замкнутость воспроизводственного цикла в региональном санаторно-курортном комплексе позволяет рационально сочетать услуги и продукты различных отраслей в формировании устойчивых внутри- и межрайонных связей, которые могут быть объединены для достижения определенной цели. Наиболее высокий ранг общей
цели в регионе можно определить как повышение качества жизни всех граждан, проживающих на данной территории. Иными словами, региональный санаторно-курортный комплекс органически может быть взаимосвязан единой функцией и единой целью с элементами других отраслей и производств и представлять собой неаддитивное целое.
На уровне региональной санаторно-курортной системы деятельность органов управления должна будет распространяться на все структурные элементы, включая секторные (сектор финансовых корпораций, сектор государственного управления, сектор домашних хозяйств, сектор некоммерческих организаций и др.), отраслевые, рыночные, территориальные (муниципальные образования)
уровень
уровень
I уровень
Рис. 2. Структуризация регионов в зависимости от уровня развития СКК
и воспроизводственные. Управляющим структурам проще будет проводить сбалансированное, пропорциональное и согласованное развитие всех производительных сил, участвующих в воспроизводственном процессе. Таким образом, комплексность в управлении региональным санаторно-курортным комплексом позволит довольно четко определить его место в территориальных социально-экономических системах.
Упор на региональную составляющую в контексте концепции устойчивого развития СКК объясняется тем, что реализация целей его развития должна осуществляться силами самого региона самостоятельно, т. е. с использованием собственного ресурсного и экономического потенциала и собственных организационных (управленческих) структур с привлечением личных средств отдыхающих и других финансовых источников. Таким образом, региональный санаторно-курортный комплекс должен представлять собой самоорганизующийся хозяйственный субъект, способный собственными силами обеспечивать целенаправленное эффективное развитие.
На наш взгляд, методология комплексного подхода к устойчивому развитию региональных СКК базируется на следующих предпосылках:
Первое. Более высоким уровнем управления (национальным) должны определяться механизмы отношений между хозяйствующими субъектами, механизмы привлечения инвестиций в СКК, роль государства в воспроизводственном процессе услуг СКК, социальная политика государства,
тенденции экономического развития отрасли, специализации региональных СКК и т. д. Роль регионального управления - увязать намечаемое развитие отрасли с ресурсами, специализациями и интересами региона в целом.
Второе. На региональном уровне необходимо обеспечить сбалансированность развития СКК по следующим позициям: использование потенциала природных лечебных ресурсов, определение потребности в ресурсах на долгосрочный период, возможности воспроизводства услуг СКК на их основе; потребность в кадрах и наличие трудовых ресурсов соответствующего уровня подготовки; потребность в мощностях санаторно-курортного строительства и их наличие, потребность в других сырьевых ресурсах для развития СКК и возможность их производства и т. п.
Третье. Развитие санаторно-курортного комплекса должно соответствовать показателям социально-экономического развития региона и нормативным показателям социального развития по стране в целом. Общегосударственные параметры уровня жизни населения должны учитывать социальные критерии обеспеченности населения санаторно-курортной помощью.
Четвертое. Повышение эффективности управления развитием СКК в регионах должно сопровождаться требованиями комплексного использования природных, социально-культурных и других антропогенных ресурсов, улучшением состояния окружающей среды, комплексным развитием СКК и туристской системы региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богданов Е.И., Никитина О.А., Гаценбиллер
А.П. Хозяйственный механизм санаторно-курортного комплекса. СПб: Изд-во СПбГАСЭ, 2004. 243 с.
2. Исляев Р.А. Территориальная организация общества: общие положения теории // Вестник Инжэкона. Сер.
«Экономика». СПб.: СПбГИЭУ 2003. Вып. 1. С. 67-78.
3. Стржалковский В.И. Современное состояние, тенденции и основные направления развития туризма в Российской Федерации // Федеральный справочник № 10. М.: Изд-во «Родина-Про», 2002. 235 с.
Щербакова Н.В., Каменик Л.Л.
границы эффективности социально-экономического развития крупного города: проблемы, результаты моделирования
Крупные города, являющиеся сосредоточием социальной активности населения, центром взаимодействия социально-политических, экономических и научно-технических факторов,
представляют собой сложную социально-экономическую пространственную систему. Современный период развития крупных городов характеризуется быстрыми изменениями их характеристик, неста-