2. О принципах кластеризации экономики в России [текст] / Ю.Н. Гусев // Экономические стратегии. 2007. № 3. с. 50-55.
3. Письмак В. Новые формы организации инновационного процесса // Экономист. 2003. №9. с. 53-65.
4. Портер, Майкл, Э. Конкуренция.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.
5. Christian H. M. Ketels / The Development of the cluster concept - present experiences and further developments // NRW conference on clusters, Duisburg, Germany, 5 Dec 2003. - 25 р.
6. Mario Davide Parrilli, SME Survival Clusters in Developing Countries (With Case Stadies).: «Management Online Review», 2007 - 12 р.
7. www.clusterobservatory.eu.
8. www.gks.ru.
9. www.unido.com.
ДЕРЯБИН А.В.
ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела,
спорта и туризма», аспирант, e-mail: [email protected]
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО
КОМПЛЕКСА В РЕГИОНАХ РОССИИ
В работе предложены важнейшие стратегические направления развития санаторно-курортного комп- ^
лекса в регионах России, направленные на повышение конкурентоспособности услуг. I-
0
Ключевые слова: рыночные и государственные инструменты; стратегические направления; инфра- у
структура санаторно-курортного комплекса; страхование в туризме; интеграция предприятий; риск ^
□
Коды классификатора JEL: 1.83 21
СО
Сегодняшние условия функционирования предъявляют новые требования к организации санаторно-ку- 2
рортной деятельности, связанные, прежде всего, с приспособлением санаторно-курортных организаций к °
требованиям рынка, основанные на постоянном повышении его конкурентоспособности. щ
Значительное несоответствие уровня предлагаемого санаторно-курортного обслуживания на отечествен- □
ных курортах потребностям потребителей и требованиям отечественных отраслевых и мировых стандартов, О
неэффективные горизонтальные и вертикальные связи между государственными структурами и организаци- ^
о
I—
ш
ями, а также между самими организациями, низкое качество обслуживания требуют выработки оптимального сочетания комплексных рыночных механизмов и государственных регуляторов в санаторно-курортном комплексе страны [5].
Задача оптимизации рыночных и государственных регуляторов обусловлена также происходящей в ^ последние годы переориентацией деятельности здравниц от сложившегося еще в советский период государственного обеспечения отрасли (прямо или через внебюджетные фонды) к рыночному механизму фор- ^ мирования своих доходов.
Понимая важность этой проблемы, нами выделены стратегические направления развития санаторно-ку
о
рортного комплекса регионов России: i
i
1. Взаимный учет интересов санаторно-курортной отрасли и всей экономики курортов. Необходимо соб- ш людать строгий баланс между развитием промышленности и курортной сферы без ущерба экологичес- £ кой обстановке в регионе. о.
2. Совершенствование экономическо-профессионального и делового обеспечения санаторно-курортной < отрасли в регионах, что требует разработки стандартов и непрерывной подготовки и переподготов- о ки профессиональных кадров. В основу региональной системы туристского и курортного образования, 2 адекватной тенденциям рынка санаторно-оздоровительных услуг, должна быть положена практика не- 2 прерывного образования на следующих уровнях: общеобразовательная школа, среднее и высшее про- 9 фессиональное образование, дополнительное образование и повышение квалификации профессиональ- т ных кадров управления в санаторно-курортной сфере. Данная система образования должна сократить £ отставание подготовки профессиональных кадров от потребностей рынка санаторно-оздоровительных услуг.
3. Создание курортно-туристского информационного центра в каждом курортном регионе. В настоящее время проводятся научно-практические исследования по созданию единого информационно-компьютерного пространства Всероссийского туристского общества. Однако в курортной сфере такие попытки еще не проводятся.
Задача успешного развития санаторно-курортного комплекса в регионе с организационной точки зрения может быть решена лишь с помощью эффективно действующей инфраструктуры рыночного хозяйства, основанной на многообразном, комплексном и длительном взаимодействии между различными субъектами рынка. По экспертной оценке специалистов, а также исходя из зарубежного опыта туристских регионов, для укрепления финансовой и материально-технической базы санаторно-курортной и туристской отрасли необходимо создание интегрированной структуры с приданием ей и социальных функций [2, 6]. ^
о.
ш
о
Создание интегрированных структур в санаторно-курортном комплексе содействует социально-экономическому развитию курортных регионов, превращению его в современный центр лечебно-оздоровительного туризма мирового уровня, а также созданию канала свободного перемещения кредитно-финансовых ресурсов, в том числе иностранных инвесторов. Это будет способствовать повышению благосостояния населения, увеличению занятости и повышению квалификации местного трудового контингента, обновлению материально-технической базы санаторно-курортных объектов и инфраструктурного обеспечения территории.
Основные предпосылки объединения предприятий санаторно-курортной сферы на курортах и их успешное развитие состоит в следующем:
1) получение дополнительных выгод и преимуществ от увеличения объёма оказываемых санаторно-оздо-ровительных услуг, увеличение долевого участия на рынке санаторно-оздоровительных услуг;
2) снижение затрат на исследование рынка санаторно-оздоровительных услуг; увеличение возможностей по проведению маркетинга; уменьшение затрат, неизбежных при продвижении услуг на новые рынки;
3) объединение финансовых ресурсов;
4) рост эффективности при проведении переговоров и заключении сделок;
5) достижение выгод и преимуществ от взаимного скрещивания технологий и объединения управленческого опыта.
Такая структура позволит создать конкурентоспособную инфраструктуру санаторно-курортного комплекса в регионе, с общей целью - привлечение покупателя санаторно-оздоровительных услуг курортов.
4. Развитие инфраструктуры санаторно-курортного комплекса. Под категорией "рыночная инфраструктура" подразумевается совокупность инструментов, форм, методов и процессов, обеспечивающих общие условия нормального функционирования рыночной экономики. Под региональной инфраструктурой санаторно-^ курортного комплекса мы понимаем часть рыночной инфраструктуры страны, расположенной на территории Ь какого-либо региона, назначение которой состоит в том, чтобы обеспечить функционирование рынка сана-^ торно-оздоровительных услуг на соответствующей территории (что должно выражаться в массовом процессе X принятия совместных решений продавцами и покупателями о заключении сделок купли-продажи услуг). Не-^ обходимость выделения санаторно-курортной инфраструктуры в основу формирования рынка санаторно-оз-доровительных услуг объясняется тем, что, например, при прочих равных условиях, более высокий уровень развития инфраструктуры не только в стране, но и в каждом регионе предопределяет предпочтительность размещения новых курортных объектов.
Инфраструктура санаторно-курортной сферы обеспечивает тесное единство трёх своих видов: социаль-Ь ного (по удовлетворению потребностей рекреантов), производственного (получение прибыли от бизнеса) и 00 институционального (регулирование и мониторинг санаторно-курортной сферы со стороны государственен ных и общественных структур) [7].
¡=у Рассматривая туризм, как вид предпринимательской деятельности, мы выделяем следующие основные
блоки функционирования региональной санаторно-курортной и туристской инфраструктуры: 0 - инфраструктура должна обеспечить условия не только для функционирования санаторно-курортных ф организаций, действующих на базе различных форм собственности, но и их эффективное и устойчивое ё развитие;
о. - инфраструктура должна способствовать возникновению и появлению новых партнёрских связей, взаи-$ модействующих с её составляющими элементами;
х - инфраструктура должна быть адекватна потребностям санаторно-курортных организаций с учётом их ф функциональной специализации, пропускной способности объектов и др.;
о - инфраструктура должна быть не только доступна всем предпринимательским структурам рынка сана-торно-оздоровительных и туристских услуг (по дислокации, стоимости услуг, информированности о ре® альных возможностях и т.д.), но и обеспечивать возможности решения важнейших проблем развития
0 санаторно-курортного комплекса (доступ к информационным системам, подготовка кадров и повыше-з ние квалификации предпринимателей, менеджеров, технического персонала для санаторно-курортного ^ комплекса, финансовое, налоговое, правовое консультирование и др.);
- обеспечение достоверными и своевременными статистическими данными, а также мониторинг деятельности субъектов рынка санаторно-оздоровительных услуг. Проблемы развития региональной санаторно-курортной инфраструктуры концентрируются в трех основных направлениях. Во-первых, это специфические проблемы, возникающие в ее отдельных блоках. Во-вто-§ рых, это проблемы общего уровня развития региональной инфраструктуры, которая может оказаться недостаточной для полноценного функционирования регионального рынка санаторно-оздоровительных услуг. £ В-третьих, это проблемы, связанные с диспропорциями в соотношении уровней развития отдельных блоков ^ региональной санаторно-курортной инфраструктуры [9]. В последнем случае нужно иметь в ввиду, что эти
1 блоки взаимно дополняют друг друга, а потому отставание одной из них практически не может быть компен-о сировано чрезмерным развитием остальных. Поэтому дальнейшее развитие санаторно-курортной деятель-си ности в регионах связано с созданием здесь развитой инфраструктуры, обеспечивающей своевременную и '! качественную работу предприятий санаторно-курортного обслуживания.
о Следует иметь в виду, что вложения в инфраструктуру санаторно-курортного комплекса чаще всего не ■т дают быстрой отдачи, а потому серьезные инвесторы могут делать их лишь в расчете на относительно дли! тельную перспективу. Но для таких вложений необходимы стабильность политической и экономической си° туации в регионе, законодательства, налоговой системы.
9 Стратегические направления развития санаторно-курортного комплекса в регионе в нашем понимании О представляют собой совокупность организационных, экономических и финансовых структур, форм и мето-
г
дов хозяйствования, посредством которых осуществляются увязка и согласование общественных, групповых и частных интересов, обеспечиваются функционирование и развитие рынка санаторно-оздоровительных услуг. Предлагаемые выше направления должны основываться на использовании всех составляющих санаторно-курортного потенциала территории. При этом важным условием является обеспечение финансовыми ресурсами.
5. Решение проблемы финансирования и увеличения прибыльности является фактором, сокращающим не только вывоз легального, но также сдерживающим увеличение "серого" и криминального капитала. Как только предприниматель увидит, что вложение в санаторно-курортный комплекс будет высокодоходным, вакуум финансирования будет заполняться. Помимо кредитования по льготным ставкам необходимо обеспечить возможность получения для населения льготного кредита на поездки и отдых на курорты. Механизм развития санаторно-курортного комплекса должен задействовать такую форму кредитования санаторно-курортных и туристских организаций, как лизинг. Для того, чтобы санаторно-оздоровительная услуга была конкурентоспособна на рынке, необходимо обновить оборудование, транспорт, повысить квалификацию персонала и т.д.
Безусловно, далеко не каждая отечественная санаторно-курортная организация располагает финансовыми возможностями для подобных дорогостоящих приобретений. На Западе же подобные вопросы решаются, и довольно успешно, с помощью лизинговых операций. К преимуществу лизинга перед другими формами кредитования можно отнести широкий пакет услуг, предоставляемых лизингополучателю, таких как [5]:
организация и кредитование транспортировки;
монтаж, техническое обслуживание и страхование объектов лизинга;
консультационные услуги (налогообложение, таможенные процедуры);
организационные, координирующие, информационные услуги и др. ^Г
Кроме того, арендатор сам принимает участие в определении содержания и организации сделки, совмест- ^ но с лизинговой компанией согласовывает основные условия кредитования: срок аренды, сумму и периодич- о ность арендной платы и др. В условиях дефицита платёжного баланса лизинг привлекателен ещё и тем, что обязательства по нему не включаются в объём внешней задолженности страны.
6. Совершенствование системы налогообложения. В настоящее время санаторно-курортные организации являются плательщиками около 14 видов налогов и сборов, которые распределяются между федеральным, региональным и местным бюджетами. При этом распределение между бюджетами не позволяет в настоящее ^ время региональным органам управления выделить достаточное количество средств для стимулирования ^ деятельности санаторно-курортных организаций. Должен быть создан комплекс налоговых льгот вплоть до |-полного освобождения от уплаты местных налогов на 2-3 года: 00
- налоговые каникулы - полное освобождение санаторно-курортной организации от уплаты налога на □ определённый период времени; ^
- понижение налоговых ставок - частичное или полное освобождение от уплаты налога, исчисленного по ^ полной ставке, путём применения льготной ставки; 0
- ускоренная амортизация позволяет санаторно-курортным организациям уменьшить налоговую базу при обложении налога на прибыль и на имущество, снизить налоги и в более короткий промежуток времени накопить необходимые финансовые ресурсы для обновления оборудования, техники. ^
7. Страхование в санаторно-курортной сфере - одно из важнейших направлений при формировании рын- ® ка санаторно-оздоровительных услуг. Здесь можно выделить страхование предпринимательских рисков в санаторно-курортной сфере, страхование рекреантов и их имущества. Под предпринимательским риском в санаторно-курортной сфере мы понимаем риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанной с санаторно-курортным комплексом (создание, продвижение и реализация санаторно-оздоровительных услуг).
Основными предпринимательскими рисками в санаторно-курортной сфере, на наш взгляд, являются:
Политический риск — возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являю- ^ щихся следствием государственной политики в курортном или близлежащем регионе. Это риски военных ^ действий и гражданских беспорядков; разрыва контракта из-за действий властей страны, в которой находит- о ся компания-контрагент. Политический риск может быть национальным, региональным.
Коммерческий риск. Включает в себя риски, связанные с реализацией санаторно-оздоровительных услуг на рынке, с платёжеспособностью покупателя, риск форс-мажорных обстоятельств.
Финансовый риск - это вероятность финансовых потерь в результате изменения курса валют, которое ^ может произойти в период между заключением контракта и фактическим производством расчётов по нему; в результате невыполнения санаторно-курортной организацией своих финансовых обязательств перед инвес- о тором, а также риски, возникающие при инвестировании денежных средств в различные курортно-турист-ские проекты. Осуществление государственных гарантий по инвестиционным рискам в санаторно-курорт- х ной сфере возможно, на наш взгляд, посредством:
- внедрение залогового механизма, обеспечивающего гарантии по частным вкладам имуществом, за- т креплённым в региональной собственности;
- передача пакетов акций санаторно-курортных организаций, находящихся в региональной собственнос- о ти, в доверительное управление под инвестиции доверительного управляющего;
- создание фондов страхования и перестрахования инвестиционных рисков в санаторно-курортной сфе- | ре;
- выступление государства в качестве поручителя в процессе кредитования санаторно-курортных орга- о низаций. О)
ф
0
1_
0
1_
о о
со О
I—
О О о.