Научная статья на тему 'Особенности развития начального образования среди марийцев Уфимской губернии во второй половине XIX - начале ХХ века'

Особенности развития начального образования среди марийцев Уфимской губернии во второй половине XIX - начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
766
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРИЙЦЫ / МИНИСТЕРСКИЕ УЧИЛИЩА / ЗЕМСКИЕ УЧИЛИЩА / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / УФИМСКАЯ ГУБЕРНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гареева Марианна Павловна

В статье анализируются особенности распространения сети начальных школ среди марийцев Уфимской губернии во второй половине XIX начале ХХ века. Дается характеристика типов марийских учебных заведений и их ведомственная принадлежность, распределение по уездам, определяется уровень грамотности марийского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития начального образования среди марийцев Уфимской губернии во второй половине XIX - начале ХХ века»

УДК 373(091)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДИ МАРИЙЦЕВ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

DISTINCTIVE FEATURES OF PRIMARY EDUCATION DEVELOPMENT AMONG

THE MARI PEOPLE OF UFA PROVINCE DURING THE SECOND HALF

OF THE XIX CENTURY AND THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

М. П. Г ареева M. P. Gareeva

ФГБОУ ВПО «Бирская государственная социально-педагогическая

академия», г. Бирск

Аннотация. В статье анализируются особенности распространения сети начальных школ среди марийцев Уфимской губернии во второй половине XIX - начале ХХ века. Дается характеристика типов марийских учебных заведений и их ведомственная принадлежность, распределение по уездам, определяется уровень грамотности марийского населения.

Abstract. The article analyzes the distinctive features of distribution of a number of primary schools among the Mari people of Ufa Province during the second half of the XIX century and the beginning of the XX century. It gives the characteristic features of the types of the Mari schools, their departmental affiliation, local distribution, defines the level of literacy among the Mari people in the area.

Ключевые слова: марийцы, министерские училища, земские училища, церковно-приходская школа, Уфимская губерния.

Keywords: Mari people, ministerial schools, zemstvo schools, church-parish school, Ufa Province.

Актуальность исследуемой проблемы. Развитие системы начального образования среди нерусских народов Российской империи и, в частности, Уфимской губернии, в целом достаточно подробно изучено в историко-педагогической литературе, но отдельные вопросы до сих пор остаются вне поля зрения исследователей. Одним из таких актуальных направлений является анализ особенностей развития просвещения среди отдельных народов края. В этой связи целью нашего исследования явилось выявление особенностей распространения системы начального образования среди марийцев Уфимской губернии во второй половине XIX - начале ХХ века.

Материал и методика исследований. Статья является итогом работы по выявлению и анализу архивных и опубликованных источников, представленных перепиской, отчетами государственных и местных органов по вопросам развития просвещения в крае, земскими статистическими данными и обзорами. Выделение особенностей развития системы начального образования среди марийцев Уфимской губернии стало возможным в результате применения сравнительно-исторического и конкретно-исторического методов исследования, которые позволяют раскрыть тему в

строгой последовательности и с учетом происходивших изменений в системе начального образования в России, представленной в труде А. В. Осокова [4], и в Уфимской губернии, отраженной в работах М. Н. Фархшатова [6] и Г. Б. Азаматовой [1].

Результаты исследований и их обсуждение. Во второй половине XIX - начале ХХ в. марийцы представляли собой одну из национальных групп, проживающих на территории Уфимской губернии, отличающуюся стабильным составом, а также своеобразием этнической духовной и материальной культуры. Среди народов региона по численности они занимали четвертое место, уступая лишь башкирам, русским и татарам. Основная часть марийского населения (80,0-82,0 %) была сосредоточена в пределах Бирского уезда. В Белебеевском уезде проживало 8,0-9,0 % марийцев, Уфимском - 4,05,0 %, Мензелинском - около 3,0-4,0 % [3, 17-38].

Одной из главных особенностей марийского населения Уфимской губернии являлось его конфессиональное положение. Абсолютное большинство представителей восточномарийского этноса во второй половине XIX - начале XX в. оставалось приверженцами языческой веры. Их называли «последними язычниками Европы».

Начало распространения просвещения среди марийцев Уфимской губернии стало результатом политики правительства, проводимой во второй половине XIX - начале ХХ в. по отношению к нерусским народам Среднего Поволжья и Приуралья. Особенностью ее проведения по отношению к марийцам являлось то, что, с одной стороны, это было вызвано велением времени, связанным со вступлением страны на капиталистический путь развития и последовавшими за этим общественно-политических, экономических и социальнокультурных процессами, с другой - стремлением оградить марийцев-язычников от мусульманского влияния и распространить среди них христианские идеи, которые должны были способствовать переходу их веры в православную.

Во второй половине XIX - начале ХХ в. были достигнуты значительные успехи в распространении просвещения среди нерусского населения Уфимской губернии. За этот период в регионе окончательно сложилась сеть учебных заведений начального образования, состоящая из школ различных уровней, имеющих разное ведомственное подчинение. Эта сеть включала 1930 начальных школ разных типов, где обучались около 100 тысяч учеников [1, 79]. Из их числа 120 учебных заведений обслуживали марийское население региона.

Самыми распространенными среди них были сельские одноклассные и двухклассные народные училища. Часть из них находилась в ведомстве Министерства народного просвещения, часть содержалась на средства уездных земств. Среди учебных заведений Духовного ведомства, подчиненных Священному Синоду, наибольшее распространение в этот период получили одноклассные и двухклассные церковноприходские училища и миссионерские школы. К началу ХХ в. по количественным показателям в Уфимской губернии первое место занимали земские училища (более

60,0 %), за ним шли церковные учебные заведения (20,0-30,0 %) и министерские училища (10,0-20,0 %) [1, 79].

Система начального образования, сложившаяся в местах компактного проживания марийцев, имела определенные отличия по сравнению с имеющейся структурой учебных заведений Уфимской губернии. Главной ее особенностью являлось то, что большинство детей марийцев на протяжении исследуемого времени получало образование в инородческих училищах ведомства Министерства народного просвещения. В пределах Бирского, Белебеевского, Уфимского и Мензелинского уездов, где проживало марийское население, к

1917 г. действовали 174 министерских одноклассных училища, из них 59 являлись марийскими. Таким образом, удельный вес марийских министерских училищ составлял 33,9 % от всего количества училищ данного типа, созданных в пределах четырех уездов Уфимской губернии. За исследуемый период они были учреждены во всех местах компактного проживания марийского населения. Наибольшее количество министерских инородческих учебных заведений было создано в Бирском уезде, где действовали 45 училищ (76,3 %). Восемь из них (13,6 %) функционировали в Белебеевском уезде, по три (5,1 %) - в Уфимском и Мензелинском [6, 3-7; 14-16; 31-32; 51]. Большое значение в распространении этих училищ имела благожелательная позиция сельских обществ, которые сами выступали инициаторами открытия школ в марийских деревнях, обязывались обеспечить их участком земли, помещением, выделяли средства на содержание учителей [8, 1-2; 7; 49; 62; 79-80; 90-91].

В конце XIX - начале XX в. в пределах Бирского и Белебеевского уездов открываются двухклассные училища, которые предоставляют марийцам возможность получать более глубокие знания не только по общеобразовательным, но и специальным предметам. Однако их численность оставалась незначительной. Во всей Уфимской губернии к 1917 г. действовало всего пять марийских двухклассных учебных заведений, что составляло лишь 4,0 % от всех марийских школ [6, 7; 16].

На втором месте по распространенности находились земские училища. К 1917 г. на территории Уфимской губернии их количество составило 1339 (69,4 %). Система начальных общеобразовательных учебных заведений за сорок лет существования земского самоуправления сделала большие успехи, став основным видом начальных учебных заведений в губернии [1, 79]. По нашим подсчетам, 47 земских одноклассных училищ относились к числу марийских, 36 из которых размещались в Бирском уезде (76,6 %), 8 - в Белебеевском (17,0 %) и 3 - в Уфимском (6,4 %) [6, 8-12; 17-22; 32-36; 5154]. В этих училищах ежегодно обучалось около 1,5 тыс. детей марийцев. Вышеуказанный факт позволяет утверждать, что земские училища наряду с министерскими стали одним из основных типов начальной школы для марийского населения Уфимской губернии. В результате деятельности земств удалось заполнить территориальные пробелы, оставленные Министерством народного просвещения в деле распространения начального образования среди марийцев, что позволило охватить сетью национальных начальных учебных заведений практически все волости с марийским населением. Анализ работы земств по внедрению всеобщего обучения, развернувшейся в начале ХХ в., дает право утверждать, что со временем данная система должна была стать определяющей в деле распространения просвещения среди марийцев Башкирии.

Другим отличием системы начального образования, функционирующей среди марийцев, являлось то, что у них не получили распространение церковно-приходские и миссионерские школы, принадлежащие Духовному ведомству. По своей численности и количественному охвату детей марийцев они значительно уступали министерским и земским инородческим училищам, составляя лишь 9,2 % среди всех марийских школ [6, 23-24; 3637]. Наиболее известной среди марийских школ, открытых Духовным ведомством, стала Камско-Березовская черемисская (марийская) церковно-приходская школа, действовавшая в 1901-1911 гг. в Камско-Березовском Богородицком миссионерском монастыре. Важную роль в открытии данной школы сыграл ученик Николая Ивановича Ильминского, настоятель монастыря, выходец из числа марийцев, игумен Анастасий [5, 137-149]. Между тем в пределах России число этих школ к началу XX в. достигало половины от всех начальных

школ, а в Уфимской губернии в разные периоды составляла от 20 до 30 %. Это стало следствием того, что в марийских деревнях практически не было церквей, так как подавляющая часть населения в них продолжала придерживаться языческой веры. Тем не менее, церковно-приходские школы внесли определенную лепту в развитие грамотности среди марийцев Уфимской губернии, давая отдельным ее представителям первоначальные знания в местах, где не имелось земских или министерских школ.

Кроме церковно-приходских школ, определенная часть восточных марийцев имела возможность обучаться в духовных семинариях, являющихся наиболее доступной формой дальнейшего повышения образовательного уровня. Так, в Уфимской духовной семинарии обучались выпускники Бирской инородческой учительской школы П. Глезденев, И. Вавилов, В. Шестаков, Л. Мендияров. Известный просветитель В. М. Васильев учился в Казанской духовной семинарии [2, 109; 173].

Еще одним направлением просветительской деятельности среди марийцев, распространившимся с конца XIX в., стала организация вечерних повторительных курсов и народных чтений, к участию в которых привлекалось детское и взрослое население, не охваченное школьной системой.

Распространение сети начальных школ позволило повысить уровень образования среди марийского населения Уфимской губернии. По данным переписи 1897 г., удельный вес грамотных людей среди марийцев составлял 3,3 %. Это говорит о заметном прогрессе образования, но по сравнению с другими народами данный показатель являлся очень низким. Так, среди татар количество грамотных составляло 20,3 %, башкир - 18,0 %, русских -

16,0 %, чуваш - 5,7 %, удмуртов - 1,9 % [7, 174]. К 1917 г. численность образованных людей среди марийцев стала значительно больше, однако их удельный вес отставал от требований жизни и уровня образования русских и некоторых других нерусских народов края.

Резюме. Несмотря на имевшиеся противоречия и трудности, основным достижением деятельности правительства по распространению просвещения среди марийцев в последние десятилетия XIX - начале ХХ в. стало то, что сетью начальных учебных заведений были охвачены практически все регионы компактного проживания марийцев в Уфимской губернии. Основными типами таких учебных заведений стали министерские и земские одноклассные училища.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаматова, Г. Б. Уфимское земство (1874-1917): социальный состав, бюджет, деятельность в области народного образования / Г. Б. Азаматова. - Уфа : Гилем, 2005. - 252 с.

2. Апакаев, П. А. Образование и просветительское движение в Марийском крае: историкопедагогические очерки / П. А. Апакаев. - Йошкар-Ола : МГПИ им. Н. К. Крупской, 2002. - 352 с.

3. История Башкортостана во второй половине XIX - начале ХХ века : в 2 т. Т. 1. - Уфа : Уфимский полиграфкомбинат, 2006. - 301 с.

4. Осоков, А. В. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917) / А. В. Осоков. -М. : Просвещение, 1982. - 457 с.

5. Роднов, М. И. История Николо-Березовки / М. И. Роднов, О. В. Васильева. - Уфа : Нур-Полиграфиздат, 1997. - 168 с.

6. Список учебных заведений Уфимской губернии к 1 января 1915 г. - Уфа : Электр. типогр. «Печать», 1915. - 63 с.

7. Фархшатов, М. Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период. 60-90-е гг. XIX в. / М. Н. Фархшатов. - М. : Наука, 1994. - 224 с.

8. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан. - Ф. И-113. -Оп. 1. - Д. 510. - 134 л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.