Научная статья на тему 'Организация учебного процесса в Бирской инородческой учительской школе (1882-1895)'

Организация учебного процесса в Бирской инородческой учительской школе (1882-1895) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ИНОРОДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гареева Марианна Павловна

В статье анализируются особенности организации учебной деятельности в Бирской инородческой учительской школе, где готовили учителей для языческих марийских школ Южного Приуралья. Дается характеристика нормативно-методических документов, регулирующих деятельность школы, рассматриваются меры, направленные на совершенствование учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гареева Марианна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация учебного процесса в Бирской инородческой учительской школе (1882-1895)»

УДК 377(091)

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В БИРСКОЙ ИНОРОДЧЕСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ (1882-1895)

TEACHING PROCESS ORGANIZATION IN BIRSK NON-RUSSIAN TEACHER TRAINING SCHOOL (1882-1895)

М. П. Г ареева M. P. Gareeva

ФГБОУ ВПО «Бирская государственная социально-педагогическая

академия», г. Бирск

Аннотация. В статье анализируются особенности организации учебной деятельности в Бирской инородческой учительской школе, где готовили учителей для языческих марийских школ Южного Приуралья. Дается характеристика нормативно-методических документов, регулирующих деятельность школы, рассматриваются меры, направленные на совершенствование учебного процесса.

Abstract. The article analyzes the peculiarities of teaching process organization in Birsk non-Russian Teacher Training School which used to train teachers for Mari pagan schools of the Southern Transurals. The author gives the main characteristic features of the regulatory and procedural documents which regulate school teaching process and curriculum, and considers the measures aimed at the improvement of teaching process.

Ключевые слова: учительская школа, инородческое образование, учебный процесс.

Keywords: teacher training school, non-Russian education, teaching process.

Актуальность исследуемой проблемы. Современные тенденции развития системы образования, обновление школы вызывают необходимость повышения качества подготовки педагогических кадров. Для разработки современных концепций образования важно знание конкретного исторического опыта, позитивные результаты которого могут оказать существенную помощь в подготовке современных специалистов высокого уровня. В этой связи целью нашей работы явилось исследование организации учебного процесса в Бирской инородческой учительской школе в первое десятилетие ее существования в 1882-1895 гг.

Материал и методика исследований. Статья написана на основе архивных и опубликованных источников, относящихся к деятельности Бирской инородческой учительской школы с учетом достижений педагогической науки, раскрывающей основные тенденции развития народного образования в России в дореволюционный период, отраженной в работах В. П. Вахтерова, Н. Х. Весселя, П. Ф. Каптерева, И. М. Богданова, М. Ф. Шабаева, А. В. Осокова и др. При анализе темы использовались сравнительно-исторический и конкретно-исторический методы исследования, которые позволяют раскрыть тему в строгой последовательности с учетом происходивших изменений в системе педагогического образования России.

Результаты исследований и их обсуждение. Нами установлено, что Бирская инородческая учительская школа была создана на основе постановления Государственного совета от 13 октября 1881 г. Школа была отнесена к ведомству Министерства народного просвещения и подчинялась управлению Оренбургского учебного округа [4, 310-311]. Открытие школы состоялось 3 октября 1882 г.

Нормативным документом, на основе которого должно было действовать учебное заведение, являлось Положение о татарских учительских школах от 27 марта 1872 г. Этот документ определял основные параметры деятельности школы, включая и организацию учебного процесса, призванного обеспечить профессиональную подготовку учащихся через обучение дисциплинам, реализуемым в рамках учебной программы.

В целях подготовки квалифицированных воспитанников для поступления в школу, а также для проведения практических занятий с учениками при учительской школе было открыто начальное одноклассное инородческое училище, куда могли поступать дети «инородцев» не моложе двенадцати лет без всяких экзаменов и испытаний.

По указу от 13 октября 1881 г. курс обучения в школе составлял три года вместо определенного Положением четырехгодичного курса. Уменьшение срока обучения было связано с надеждой на то, что созданные при школе начальное училище и двухклассная черемисская школа, действующая в Уфе, будут поставлять Бирской учительской школе кандидатов на поступление с необходимым и достаточно высоким уровнем подготовки, что позволило бы им усвоить курс учительской школы за три года.

В учительскую школу принимались представители нерусского населения, достигшие 15 лет. Первоначально руководство школы не придавало особого значения религиозным верованиям поступающих: они могли быть как крещеные, так и некрещеные. Для поступления они должны были сдать экзамены на подтверждение знаний в пределах курса начальных училищ [4, 310-311].

Совет школы на своем первом заседании, проведенном 28 сентября 1882 г., решил для начала набрать учеников только в 1-й класс учительской школы и начальное училище. Инспектор школы Н. П. Вишневецкий разослал в волостные правления объявления о приеме в школу. На них откликнулись 30 человек, пожелавших поступить в 1-й класс, среди которых 18 мальчиков - в начальное училище. По результатам приемных испытаний в 1-й класс были приняты 19 воспитанников, в том числе 18 марийцев-язычников и 1 удмурт православного вероисповедания. В начальное училище поступили 10 мальчиков-марийцев. Все они были уроженцами Бирского уезда. Из числа принятых в школу воспитанников до поступления 5 человек прошли обучение в сельских начальных училищах, 5 человек окончили Уфимскую двухклассную черемисскую школу, 1 - уездное училище и 8 человек перешли из Бирского уездного училища [3, 10].

Следует отметить, что желающих обучаться в Бирской инородческой учительской школе было достаточно много. Как отмечал в 1884 г. Совет, «к поступлению в школу ... ревность была значительна, что можно судить по числу явившихся на экзамен». Контингент абитуриентов, желающих поступить в учительскую школу, в первые годы его существования состоял в основном из марийцев, получивших образование в начальных инородческих училищах. В 1882 г. из них поступили пять человек, в 1883-1884 гг. - по четыре. Не оправдало ожидание школьного руководства Уфимское двухклассное черемисское училище, которое, по их мнению, должно было поставлять основной состав абитуриентов. Если в первый год существования школы оттуда были взяты шесть учеников, то в 1884 - четыре, а в

1884 - лишь два. Как отмечалось в донесении инспектора Бирской инородческой учительской школы Н. П. Вишневецкого попечителю Оренбургского учебного округа от 7 сентября 1884 г. № 471, «неудовлетворительный, вопреки ожиданию, контингент учащихся доставляет в школу Уфимское двухклассное черемисское училище, из которого в нынешнем году поступило в учительскую школу лишь двое».

Уровень подготовки выпускников инородческих училищ был очень низким. В том же донесении Н. П. Вишневецкий указывал, что «количество знаний и общий уровень развития, доставляемые последними училищами сим питомцам, до того неудовлетворительны, что совет школы вынужден был ныне, равно как и в предыдущие годы, из всей массы являвшихся на приемные испытания ограничиться выбором лишь незначительного числа сравнительно самых лучших и наиболее развитых» [6, 17-18].

Содержание учебного процесса в Бирской инородческой учительской школе, как и в других педагогических учебных заведениях, было конкретизировано в учебных планах и программах [1, 15]. Указом от 13 октября 1881 г. был утвержден перечень преподаваемых дисциплин. Учебный курс инородческой учительской школы должны были составить предметы, изучаемые в татарских учительских школах, за исключением «магометанского вероучения». Первоначальный сводный учебный план Бирской инородческой учительской школы включал следующие предметы: Закон Божий и церковное пение (для крещеных инородцев), русский язык, арифметику с кратким курсом геометрии и черчения, географию с краткими сведениями из истории, объяснение местных произведений и явлений природы, основания педагогики и дидактики, чистописание, рисование. Кроме этого, в свободное от уроков время, независимо от разделения воспитанников на классы, назначались занятия ремеслами и гимнастикой по одному часу ежедневно на каждый из этих предметов.

Все предметы как в учительской школе, так и в начальном одноклассном училище должны были преподаваться на русском языке. Однако при необходимости, согласно указу от 13 октября 1881 г., в начальном училище при преподавании разрешалось использовать «соответственные инородческие наречия», т. е. родной язык учеников, исходя из существующих правил об образовании «инородцев» [4, 310-311]. Неслучайно учителем начального училища был поставлен мариец Д. Аптриев. Однако, как показала дальнейшая практика, при обучении марийский язык не применялся в должной мере. Так, этнограф и фольклорист, собиратель народных песен С. Г. Рыбаков, отзываясь о Бирской учительской школе, отмечал: «При учительской школе есть начальная школа, успехи которой в отношении воспитательного влияния на языческое население сведущие люди считают незавидными ввиду того, что обучение шло исключительно на русском языке» [5, 61].

Уже на второй год существования школы педагогический совет убедился, что воспитанники, поступившие в школу после окончания начальных инородческих училищ, имеют слабую подготовку и не могут за три года обучения усвоить намеченный учебным планом курс. В условиях, когда уровень знаний поступающих был невысоким, преподавателям приходилось начинать их обучение с изложения элементарных сведений и доводить их до уровня знаний выпускников двухклассных и уездных училищ. С каждым новым приемом Совет стал усиливать свои требования на вступительных испытаниях, стараясь зачислять в число учеников лишь самых достойных.

В 1885 г. в 1-й класс были приняты 11 абитуриентов, из которых лишь 1 являлся выпускником начального инородческого училища. Шесть человек были приняты из Уфимской двухклассной черемисской школы, один - после завершения обучения в

уездном городском училище, трое перешли из различных классов уездных и городских училищ. Постепенно налаживается деятельность начального училища, которое с 1884 г. стало ежегодно поставлять от двух до четырех учеников для основной школы. В 1887 г. его выпускники составили 44,5 % поступивших в учительскую школу (4 из 9 учеников). Кроме них в школу были приняты три выпускника Уфимской двухклассной черемисской школы и два человека перешли из Бирского уездного училища [3, 120].

Педагогический совет школы предпринимал и другие меры для улучшения организации учебного процесса. В 1888 г. было внесено предложение попечителю Оренбургского учебного округа принимать в школу «приходящих» учеников из числа детей русской национальности, что давало возможность сближения воспитанников-инородцев с русскими и могло принести пользу в усвоении учениками школы русской разговорной речи. Хотя и школа считалась закрытым учебным заведением, но попечителю учебного округа представлялось право разрешать руководству учительской школы принимать при имеющейся возможности и необходимости также приходящих учеников. Подобный пункт отсутствовал в Положении о татарских учительских школах 1872 г., и поэтому понадобилось определенное время для его согласования на всех уровнях учебного начальства. Попечитель Оренбургского учебного округа представил свой положительный отзыв в Министерство народного просвещения, а 16 декабря 1889 г. министром народного просвещения Д. А. Толстым на имя императора Александра III был препровожден доклад, содержащий данное предложение. По представленному докладу было сделано положительное заключение и с 1890 г. в Бирскую инородческую учительскую школу кроме инородцев стали принимать и русских воспитанников, причем их число могло составлять до половины всего набора. Количество русских учеников, начиная с этого времени, стало увеличиваться, достигнув в 1892 г. 17 человек, что составило 47,2 % всего ученического контингента.

С началом приема русских учеников Совет ввел для них с сентября 1890 г. обучение марийскому языку. Одновременно для повышения качества обучения марийцев и удмуртов, изучающих в школе русский язык, от попечителя учебного округа поступило предложение принимать в школу из начального училища более подготовленных по этому предмету учеников. При этом высказывалось мнение о необходимости зачислять в начальное училище мальчиков лишь старшего возраста. После данного предложения была проведена реорганизация начального училища. Руководствуясь целью обеспечить школу кандидатами, подготовленными для прохождения школьного курса, Совет школы вынес решение о закрытии младшего и среднего отделений начальной школы, оставив лишь старшее отделение, куда должны были принимать выпускников сельских школ. Таким образом, старшее отделение начального училища стало своеобразным подготовительным классом для поступления в Бирскую инородческую учительскую школу [3, 14-16; 126].

В дальнейшем, следуя велению времени, Бирская инородческая учительская школа в вопросах организации учебного процесса старалась учитывать последние достижения педагогической науки, «отозваться на каждое новое явление в нем, ... быть чуткой и к требованиям времени, и к местным условиям, насколько последние могут быть приняты без существенного изменения самого типа и строя заведения». Так, педагогический совет школы ввел в учебный процесс преподавание церковно-славянского языка, ручного труда и гимнастики по новым программам, организовал курсы по плодоводству и сельскому хозяйству. К этим мерам относятся также распоряжения об устройстве школьного музея, проведении литературно-вокальных ученических вечеров и др.

Увеличение учебной нагрузки стало возможным благодаря повышению уровня подготовленности абитуриентов, принимаемых в учительскую школу. С 1891 г. был прекращен прием выпускников начальных инородческих училищ. В первый класс учительской школы стали принимать лишь выдержавших конкурентный экзамен из числа окончивших курс двухклассных и уездных училищ и начального при школе училища. Так, в 1892 г. из 17 поступивших учеников 1-го класса 11 человек являлись выпускниками двухклассных школ (в том числе три выпускника Уфимского двухклассного черемисского училища), 2 закончили городские уездные училища, 4 - начальное при школе.

К середине 90-х годов XIX в. среди абитуриентов ведущее место заняли выпускники начального при школе училища. К 1 января 1895 г. в нем проходили обучение 10 мальчиков. По итогам обучения 9 учеников окончили курс, из которых 8 впоследствии поступили в 1-й класс основной школы. Этот факт говорит о том, что подготовительный класс начальной школы действительно стал выполнять ту функцию, которая ей предназначалась с самого начала - готовить квалифицированных абитуриентов для поступления в основную учительскую школу.

Всего же за период с 1882 по 1895 г. в учительскую школу были приняты 170 человек. Наибольшее количество поступивших за это время пришло из Уфимской двухклассной черемисской школы - 46 человек (27,0 %); 36 абитуриентов (21,2 %) подготовило начальное при школе училище; 25 человек (14,7 %) являлись выпускниками начальных инородческих школ, 24 (14,1 %) - двухклассных, 20 (11,8 %) - уездных и городских училищ; 19 человек (11,2 %) перевелись из уездных и городских училищ, не завершив в них курс обучения [3, 120-121].

Уровень усвоения учащимися знаний контролировался путем проведения переводных испытаний. Ежегодно в конце учебного года, продолжавшегося до 20 мая, ученики 1-2-х классов школы сдавали экзамены. Они проходили в срок с 24 мая по 9 июня. В 1 классе были письменные экзамены по русскому языку и арифметике и устный экзамен по Закону Божию, географии и истории. Во 2 классе проводились испытания учеников по русскому языку и естествоведению. Инспектор школы, преподаватель подлежащего предмета и ассистент из преподавателей принимали переводные экзамены. На испытаниях по Закону Божию, кроме них, присутствовал депутат от епархиального начальства.

Приведем для примера темы, предложенные для письменных испытаний, проходивших в 1895 г. Так, по русскому языку ученики 1 класса должны были описать сюжет «Как у нас проводят Пасху», во 2 классе - «Страдная пора в деревне». По арифметике во 2 классе давалась задача на сложное тройное правило, а в 1 классе - на четыре арифметических действия с обыкновенными дробями.

Экзамены проводились школьной комиссией достаточно строго, поэтому не все ученики их выдерживали. Так, в 1895 г. педагогический совет школы, рассмотрев успехи и поведение воспитанников в течение учебного года, а также приняв во внимание их письменные и устные экзаменационные ответы и результаты переэкзаменовок, решил перевести из 1-го класса, где обучались 12 человек, во 2-й класс лишь 5 учеников. Из 2-го в 3-й класс из 10 человек были переведены 8 учеников. Тех, кто не смог сдать переводные экзамены, отправляли на переэкзаменовку или оставляли на «повторительный» курс. Некоторых учеников, не имеющих, по мнению Совета, дальнейших перспектив в обучении, переводили в учебные заведения низшего

типа. Так, в 1895 г. два ученика, оставленные на второй год в 1-м классе, были переведены с их согласия и разрешения попечителя учебного округа в Красноуфимскую низшую сельскохозяйственную школу [3, 26-28].

Для стимулирования успевающих учеников и активизации их познавательной деятельности в конце учебного года Совет награждал воспитанников, отличившихся своими успехами и поведением, похвальными листами и различными книгами. К примеру, в 1901 г. ученику 2-го класса Демьяну Васильеву была вручена книга В. Г. Белинского «Критический обзор русской словесности, с приложением основных понятий о поэзии» (М., 1898. - 402 с.). На первой странице книги была сделана надпись следующего содержания: «На основании постановления педагогического совета Бирской инородческой учительской школы от 8 июня 1901 г. награждается этой книгой ученик 2го класса Васильев Демьян за успехи в науке» [2, 24].

Курс обучения в учительской школе заканчивался проведением выпускных испытаний воспитанников 3-го класса, на которых присутствовали все члены педагогического совета. Они начинались 21 апреля с представления выпускниками перед комиссией образцовых уроков. Этот вид испытаний должен был убедить руководство школы в том, что выпускники школы в достаточной степени подготовлены к учительской деятельности в начальных училищах. С 12 мая по 8 июня экзаменующиеся подвергались письменным и устным испытаниям. При проведении экзаменов по русскому языку выпускающиеся ученики должны были описать сюжет на тему «Задачи воспитания в начальной народной школе», по арифметике - решить задачу смешанного характера с использованием правила товарищества и процентов.

Первый выпуск состоялся в июне 1885 г., когда успешно прошли все экзамены и были признаны окончившими курс со званием учителя начального училища 11 воспитанников. В 1886-1887 гг. курс обучения в школе завершили по 9 выпускников, в 1888 г. - 12. Наименьшее количество учителей было выпущено школой в 1889-1890 гг. -4 и 5 соответственно. В последующие годы контингент окончивших обучение колебался от 7 до 10 человек. Удачный выпуск был сделан в 1895 г., когда из 13 учеников 3-го класса успешно сдали все экзамены и получили звание учителя начального училища 12 выпускников. Всего же к 1896 г. школа подготовила 96 человек, которые также получили звание учителя начального училища [3, 21; 28].

Резюме. Вышеизложенные факты позволяют говорить о высоком уровне организации учебного процесса в Бирской инородческой учительской школе, которая обеспечивала квалифицированную подготовку учителей начальных школ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аминов, Т. М. Содержание начального, гимназического и педагогического образования в дореволюционном Башкортостане / Т. М. Аминов, Х. Х. Лукманова, И. П. Малютин. - Уфа : УГНТУ, 1997. - 41 с.

2. Кондратьев, А. А. Марийский ученый и просветитель В. М. Васильев / А. А. Кондратьев. - Уфа : УГНТУ, 2009. - 172 с.

3. Отчет о состоянии Бирской инородческой учительской школы и начального при ней училища за 1895 г. - Казань, 1896. - 144 с.

4. Полное собрание законов Российской империи : 3-е собрание. - СПб., 1885. - Т. I. - № 447. - 310 с.

5. Рыбаков, С. Г. Нужды инородческого просвещения / С. Г. Рыбаков // Народное образование. -1899. - Кн. IV. - С. 60-63.

6. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан. - Ф. И-113. -Оп. 1. - Д. 415.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.