Научная статья на тему 'Особенности развития модернизации экономики страны на современном этапе'

Особенности развития модернизации экономики страны на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития модернизации экономики страны на современном этапе»

Прошкина Л.А., Крутова Л.И.

Пензенский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Особенности развития модернизации экономики России в условиях глобального финансовоэкономического кризиса обусловлены тенденциями в его развитии: накапливания противоречивых процессов, свойственных циклическому характеру развития общественного производства и набирающим темпы прогрессивных социально-экономических процессов адекватных новым этапам технологического переворота [1]. Потери экономики России, как отмечалось в докладе Всемирного банка, оказались меньше, чем ожидалось вначале кризиса, благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство в 2009-2011гг. По итогам 2010 года, по темпам роста ВВП и роста промышленного производства Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмерки», уступив только Японии. По итогам 2010 года рост ВВП России составил 4,0 %. В 2011 году ВВП России, согласно оценкам, вырос на 4,2 %, что свидетельствует о наличие все еще огромного экономического, производственного и научного потенциала, который слабо используется для перевода экономики с сырьевой, инерционной модели развития на инновационную [2]. К сожалению, инерционная модель имеет поддержку разных слоев нашего общества: от руководителей всех уровней власти до предприятий, рядовых членов трудовых коллективов.

Согласно прогнозам института мировой экономики и международных отношений, перспективы социально-экономического развития ведущих стран мира к 2020 г. будут определяться передовыми державами КНР и Индии (по показателю удельного веса ВВП), попытаются сохранить свое ведущее положение США, а вклад России увеличится до 3,6 % по сравнению с 3,1 % в 2005 г. [3] . Такой расчет, по нашему мнению, может способствовать сохранению существующей модели инерционной модернизации, с которой нельзя согласиться подтверждением является развернувшаяся в стране дискуссия о перспективе развития экономики до 2020 г. и далее в соответствие с идей перехода к постиндустриальному обществу, или с точки зрения подхода к новой индустриализации. К сожалению, даже некоторая часть высшей научной и научно-технической элит разделяя взгляды о необходимости перехода к новому технологическому укладу, не видят возможным ускорения повсеместной модернизации всех сторон жизни общества, включая экономическую, социальную и политическую.

Продолжается оживленная дискуссия в научных кругах, руководителей страны и регионов по поводу методологической и теоретической оценки различных моделей экономики страны. Одни по-прежнему считают, что российская модель модернизации представляет собой продвижение к постиндустриальной фазе развития общества. Так, по мнению академика Е. Примакова и профессора В. Иноземцева, наиболее реалистичной и последовательной целью российской модели модернизации должна стать «новая индустриализация», которая способна создать отечественную промышленность конкурентоспособной, а всю российскую экономику - свободной от сырьевой зависимости и готовой к радикальному технологическому рывку, побуждающему к усвоению и использованию инноваций, которые до последнего времени последовательно и активно отторгались. При этом, рассматривая модернизацию как экономический процесс, как подчеркивает В. Иноземцев, не отрицается и то, что практически всегда модернизационные изменения в экономике приводят к радикальным переменам в общественном сознании и политических структурах, в которых социально-политические изменения следуют по времени за экономическими, а не опережают их [4] .

Поэтому, наконец-то была разработана Институтом экономики РАН проект поэтапного развития новой модели индустриализации России и экономического роста, определены ее качественные показатели по промышленному производству.

Первый этап 2011-2012 г. - преодоления деиндустриализации страны, допущенные разрушения производительных сил произошедшие за годы трансформационных преобразований в 90-х гг. в нашей стране и восстановление объемов промышленного производства докризисного 2007г. Восстановительный рост должен сочетаться с формированием кластеров нововведений в базовых отраслях машиностроении.

На втором этапе - 2013-2017гг. планируется завершить восстановительный рост и перейти к расширению производства до уровня удовлетворения растущего спроса в базовых и новых отраслях промышленности. На этом этапе отработать и укрепить все составляющие инновационной системы, а также решить неотложные кадровые и социальные проблемы, повысить доходы занятых в научно-промышленном комплексе страны до необходимого уровня.

И только на третьем этапе - 2018-2020 гг. может начаться переход промышленности из стадии роста ВВП на стадию развития, которое будет характеризоваться, по нашему мнению к новому типу экономического роста на основе инноваций. Для того, чтобы отечественная промышленность достигла стадии развития (при нулевых темпах роста производства на крупных и средних промышленных предприятиях), необходимо время, в течение которого объемы выпуска автомобилей, тракторов, комбайнов, турбин самолетов, лекарств, одежды и других товаров массового спроса возрастут до уровня удовлетворения потребностей внутреннего рынка в соответствующей продукции. До 2017 г. по неоиндустриальному сценарию способны заработать на полную мощность модернизированные производства крупных и средних предприятий, а также новые предприятия, созданные в рамках реализации целевых программ и инновационных проектов. Тем самым будут подготовлены условия для начала вступления в неоиндустриальную стадию развития [5].

При обсуждении вопроса по осуществлению перехода к инновационной модели модернизации руководители страны, представители научных учреждений, СМИ был назван ряд проблем, решение которых способно кардинально изменить сам процесс модернизации всех сторон общества и ускорить ее осуществление, составной частью которого является не только организационно-техническая сторона, но и социальная .

Во весь рост стоит проблема кадрового обеспечения процесса модернизации. Как зарубежные исследователи, так и российские единодушно отмечают наличие в РФ квалифицированного кадрового потенциала .

К сожалению, при росте армии дипломированных работников их использование в настоящее время не отвечает современным требованиям: большая часть работает не по специальности, имеет большие трудности при устройстве на работу и низкий уровень оплаты, ограниченные возможности приобретения благоустроенного жилья. Имеется серьезное отставание в подготовке специалистов средней квалификации. Разрушение бывшей советской системы профтехобразования в стране привело к острейшему дефициту квалифицированных рабочих. Рынок труда, по мнению В.Путина, нуждается в глубоких переменах: необходимо построить внутри рабочих профессий социальные «лифты». Справедливо поставлен им вопрос о необходимости возрождения рабочей аристократии, которая к концу 2020 года должна составить не меньше трети квалифицированных работников - около 10 млн. человек (с семьями - 25 млн.) [6].

Смена технологической базы промышленности предполагает образование новых технологических компаний (новая фармацевтика, радиоэлектронная промышленность и др.) ориентированных на растущие рынки и создающие рабочие места в высокотехнологичных секторах. В своей предвыборной статье о наших экономических задачах В. Путин подчеркнул о необходимости выбора приоритетов для возвращения технологического лидерства страны. Кандидатами являются такие отрасли как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии. Традиционными лидерами, где не потеряны технологические преимущества, являются наша атомная промышленность и космос [7].

Большой вклад в развитие инновационной модели должны вносить университеты, которые в настоящее время превратились в центры фундаментальных и прикладных исследований и продвижения их результатов непосредственно в производство взамен исчезнувших в процессе трансформации экономики НИИ и КБ. С целью повышения роли университетов планируется резко увеличить финансирование на научные разработки в размере 50 % от своего финансирования по разделу «Образование», как это осуществляется во всех зарубежных университетах. Правительство предлагает РАН, ведущим исследовательским университетам и научным центам утвердить десятилетние программы фундаментальных и поисковых исследований со строгим учетом их исполнения.

В Пензенском государственном университете разрабатываются наукоемкие проекты такие как: многослойные металлические материалы повышенной коррозионной стойкости, калибратор и давления, волоконно-оптические датчики физических величин, обладающих низкой себестоимостью искро-пожаро-безопасностью, вихревые технологии и др. Особое место занимает проект «Исследование и разработка альтернативной и малой энергетики на территории Пензенской области» На его основе возможно обеспечение энергетической и экологической безопасности путем создания широко развитой сети альтернативной малой энергетики на базе внедрения инновационных технологий энерго-ресурсосбережения. В рамках постановления РФ ПГУ совместно с ОАО НПП «Рубин» реализует проект по разработке биометрических устройств для защиты от несанкционированного доступа к конфиденциальным данным. В ПГУ создано 12 инновационных предприятий. Часть, из которых получили из бюджета области грант на развитие в размере 500 тыс. руб. А малые инновационные предприятия ООО «Биометрика и ООО «ЭнергоТренд» получили субсидии на реализацию инновационных проектов во взаимодействии с производственными предприятиями в размере до 10 млн. рублей. В университете открыт набор на новые специальности: Электроника и наноэлектроника, биотехнические системы и технологии, боеприпасы и взрыватели, конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, информационная безопасность автоматизированных систем, бизнес-информатика, экономическая безопасность, таможенное дело и др.

Особое место среди мер по ускорению модернизации экономики отводится росту инвестиций и повышение роли экономических инструментов воздействия для активизации инноваций: не повышать налоги

на предприятия наукоемкого производства, увеличивать зарплату топ-менеджерам за достижения предприятием ключевых показателей инновационного развития; повышать инвестиционную привлекательность различных регионов страны для предотвращения оттока капитала из России. Особого внимания заслуживает вопрос о повышении квалификации управленческого аппарата, по причине которого в стране за 2011 г. не был освоен 1 трлн. руб., возвращенный обратно в бюджет, который мог быть использован для инновационного развития. Наряду с этим 700 млрд. руб. теряется из-за финансовых нарушений. В 2011 г. выявлено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 1,2 млрд. руб.; раскрыты факты нарушений бюджетной дисциплины, связанной с ведением бухгалтерского учета; госзакупками, на долю которых приходилось 50 % от общей суммы финансовых нарушений. Даже Министерство обороны РФ позволило себе сорвать госзаказ 2010г. по созданию образцов военной техники нового поколения, что свидетельствует о низком уровне экономического мышления управленцев неадекватного современному этапу глобализации экономики. [8].

Тормозом для продвижения инновационных проектов по-прежнему выступает существующая в стране коррупция, против которой разрабатывается система антикоррупционных мероприятий, направленных на тщательный мониторинг доходов чиновничьего аппарата и их сопоставление с расходами; привлечение органов правосудия, судов, полиции к выявлению экономических преступлений и системы взяток в сферах производства и обслуживания.

Сдерживающим фактором темпов модернизации является огромный отток денежных и материальных ресурсов, осуществляемых по вине экономических просчетов и хищений в процессе финансирования преобразований в сфере размещения госзаказов, здравоохранения, строительства и ЖКХ. Кроме того, сдерживающим фактором модернизации, явилась углубляющаяся дифференциация доходов разных социальных групп, составив 1:16, что усиливает социальную напряженность в стране и снижает материальную заинтересованность в модернизации основной массы населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крутова Л. И.,Прошкина Л.А. Стратегия модернизации российской экономики в условиях мирового финансово-экономического кризиса // Известия высших учебных заведений, Поволжский регион. - Пенза: 2011. - № 2 - С. 120 - 127.

2. http://gtmarket.ru.

3. http:// www.imemo.ru.

4. Принуждение к инновациям: стратегия для России. Сборник статей и материалов. / Под ред. В. Л. Иноземцева. - М: Центр исследований постиндустриального общества, 2009. - 288 с.

5. А. Амосов. О неоиндустриальном сценарии в концепции развития до 2020 г. // Экономист. - М: 2011. - № 6 - С. 16.

6. Путин В. «Строительство справедливости. Социальная политика для России. / Российская газета - 16 февраля 2012 - № 6.

7. О наших экономических задачах./ Российская газета 2 февраля 2012 - №22.

8. Рецепт от Степашина / Российская газета - 16 февраля 2012. - № 34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.