Прошкина Л.А., Крутова Л.И.
Пензенский государственный университет
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Особенности развития модернизации экономики России в условиях глобального финансовоэкономического кризиса обусловлены тенденциями в его развитии: накапливания противоречивых процессов, свойственных циклическому характеру развития общественного производства и набирающим темпы прогрессивных социально-экономических процессов адекватных новым этапам технологического переворота [1]. Потери экономики России, как отмечалось в докладе Всемирного банка, оказались меньше, чем ожидалось вначале кризиса, благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство в 2009-2011гг. По итогам 2010 года, по темпам роста ВВП и роста промышленного производства Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмерки», уступив только Японии. По итогам 2010 года рост ВВП России составил 4,0 %. В 2011 году ВВП России, согласно оценкам, вырос на 4,2 %, что свидетельствует о наличие все еще огромного экономического, производственного и научного потенциала, который слабо используется для перевода экономики с сырьевой, инерционной модели развития на инновационную [2]. К сожалению, инерционная модель имеет поддержку разных слоев нашего общества: от руководителей всех уровней власти до предприятий, рядовых членов трудовых коллективов.
Согласно прогнозам института мировой экономики и международных отношений, перспективы социально-экономического развития ведущих стран мира к 2020 г. будут определяться передовыми державами КНР и Индии (по показателю удельного веса ВВП), попытаются сохранить свое ведущее положение США, а вклад России увеличится до 3,6 % по сравнению с 3,1 % в 2005 г. [3] . Такой расчет, по нашему мнению, может способствовать сохранению существующей модели инерционной модернизации, с которой нельзя согласиться подтверждением является развернувшаяся в стране дискуссия о перспективе развития экономики до 2020 г. и далее в соответствие с идей перехода к постиндустриальному обществу, или с точки зрения подхода к новой индустриализации. К сожалению, даже некоторая часть высшей научной и научно-технической элит разделяя взгляды о необходимости перехода к новому технологическому укладу, не видят возможным ускорения повсеместной модернизации всех сторон жизни общества, включая экономическую, социальную и политическую.
Продолжается оживленная дискуссия в научных кругах, руководителей страны и регионов по поводу методологической и теоретической оценки различных моделей экономики страны. Одни по-прежнему считают, что российская модель модернизации представляет собой продвижение к постиндустриальной фазе развития общества. Так, по мнению академика Е. Примакова и профессора В. Иноземцева, наиболее реалистичной и последовательной целью российской модели модернизации должна стать «новая индустриализация», которая способна создать отечественную промышленность конкурентоспособной, а всю российскую экономику - свободной от сырьевой зависимости и готовой к радикальному технологическому рывку, побуждающему к усвоению и использованию инноваций, которые до последнего времени последовательно и активно отторгались. При этом, рассматривая модернизацию как экономический процесс, как подчеркивает В. Иноземцев, не отрицается и то, что практически всегда модернизационные изменения в экономике приводят к радикальным переменам в общественном сознании и политических структурах, в которых социально-политические изменения следуют по времени за экономическими, а не опережают их [4] .
Поэтому, наконец-то была разработана Институтом экономики РАН проект поэтапного развития новой модели индустриализации России и экономического роста, определены ее качественные показатели по промышленному производству.
Первый этап 2011-2012 г. - преодоления деиндустриализации страны, допущенные разрушения производительных сил произошедшие за годы трансформационных преобразований в 90-х гг. в нашей стране и восстановление объемов промышленного производства докризисного 2007г. Восстановительный рост должен сочетаться с формированием кластеров нововведений в базовых отраслях машиностроении.
На втором этапе - 2013-2017гг. планируется завершить восстановительный рост и перейти к расширению производства до уровня удовлетворения растущего спроса в базовых и новых отраслях промышленности. На этом этапе отработать и укрепить все составляющие инновационной системы, а также решить неотложные кадровые и социальные проблемы, повысить доходы занятых в научно-промышленном комплексе страны до необходимого уровня.
И только на третьем этапе - 2018-2020 гг. может начаться переход промышленности из стадии роста ВВП на стадию развития, которое будет характеризоваться, по нашему мнению к новому типу экономического роста на основе инноваций. Для того, чтобы отечественная промышленность достигла стадии развития (при нулевых темпах роста производства на крупных и средних промышленных предприятиях), необходимо время, в течение которого объемы выпуска автомобилей, тракторов, комбайнов, турбин самолетов, лекарств, одежды и других товаров массового спроса возрастут до уровня удовлетворения потребностей внутреннего рынка в соответствующей продукции. До 2017 г. по неоиндустриальному сценарию способны заработать на полную мощность модернизированные производства крупных и средних предприятий, а также новые предприятия, созданные в рамках реализации целевых программ и инновационных проектов. Тем самым будут подготовлены условия для начала вступления в неоиндустриальную стадию развития [5].
При обсуждении вопроса по осуществлению перехода к инновационной модели модернизации руководители страны, представители научных учреждений, СМИ был назван ряд проблем, решение которых способно кардинально изменить сам процесс модернизации всех сторон общества и ускорить ее осуществление, составной частью которого является не только организационно-техническая сторона, но и социальная .
Во весь рост стоит проблема кадрового обеспечения процесса модернизации. Как зарубежные исследователи, так и российские единодушно отмечают наличие в РФ квалифицированного кадрового потенциала .
К сожалению, при росте армии дипломированных работников их использование в настоящее время не отвечает современным требованиям: большая часть работает не по специальности, имеет большие трудности при устройстве на работу и низкий уровень оплаты, ограниченные возможности приобретения благоустроенного жилья. Имеется серьезное отставание в подготовке специалистов средней квалификации. Разрушение бывшей советской системы профтехобразования в стране привело к острейшему дефициту квалифицированных рабочих. Рынок труда, по мнению В.Путина, нуждается в глубоких переменах: необходимо построить внутри рабочих профессий социальные «лифты». Справедливо поставлен им вопрос о необходимости возрождения рабочей аристократии, которая к концу 2020 года должна составить не меньше трети квалифицированных работников - около 10 млн. человек (с семьями - 25 млн.) [6].
Смена технологической базы промышленности предполагает образование новых технологических компаний (новая фармацевтика, радиоэлектронная промышленность и др.) ориентированных на растущие рынки и создающие рабочие места в высокотехнологичных секторах. В своей предвыборной статье о наших экономических задачах В. Путин подчеркнул о необходимости выбора приоритетов для возвращения технологического лидерства страны. Кандидатами являются такие отрасли как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии. Традиционными лидерами, где не потеряны технологические преимущества, являются наша атомная промышленность и космос [7].
Большой вклад в развитие инновационной модели должны вносить университеты, которые в настоящее время превратились в центры фундаментальных и прикладных исследований и продвижения их результатов непосредственно в производство взамен исчезнувших в процессе трансформации экономики НИИ и КБ. С целью повышения роли университетов планируется резко увеличить финансирование на научные разработки в размере 50 % от своего финансирования по разделу «Образование», как это осуществляется во всех зарубежных университетах. Правительство предлагает РАН, ведущим исследовательским университетам и научным центам утвердить десятилетние программы фундаментальных и поисковых исследований со строгим учетом их исполнения.
В Пензенском государственном университете разрабатываются наукоемкие проекты такие как: многослойные металлические материалы повышенной коррозионной стойкости, калибратор и давления, волоконно-оптические датчики физических величин, обладающих низкой себестоимостью искро-пожаро-безопасностью, вихревые технологии и др. Особое место занимает проект «Исследование и разработка альтернативной и малой энергетики на территории Пензенской области» На его основе возможно обеспечение энергетической и экологической безопасности путем создания широко развитой сети альтернативной малой энергетики на базе внедрения инновационных технологий энерго-ресурсосбережения. В рамках постановления РФ ПГУ совместно с ОАО НПП «Рубин» реализует проект по разработке биометрических устройств для защиты от несанкционированного доступа к конфиденциальным данным. В ПГУ создано 12 инновационных предприятий. Часть, из которых получили из бюджета области грант на развитие в размере 500 тыс. руб. А малые инновационные предприятия ООО «Биометрика и ООО «ЭнергоТренд» получили субсидии на реализацию инновационных проектов во взаимодействии с производственными предприятиями в размере до 10 млн. рублей. В университете открыт набор на новые специальности: Электроника и наноэлектроника, биотехнические системы и технологии, боеприпасы и взрыватели, конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, информационная безопасность автоматизированных систем, бизнес-информатика, экономическая безопасность, таможенное дело и др.
Особое место среди мер по ускорению модернизации экономики отводится росту инвестиций и повышение роли экономических инструментов воздействия для активизации инноваций: не повышать налоги
на предприятия наукоемкого производства, увеличивать зарплату топ-менеджерам за достижения предприятием ключевых показателей инновационного развития; повышать инвестиционную привлекательность различных регионов страны для предотвращения оттока капитала из России. Особого внимания заслуживает вопрос о повышении квалификации управленческого аппарата, по причине которого в стране за 2011 г. не был освоен 1 трлн. руб., возвращенный обратно в бюджет, который мог быть использован для инновационного развития. Наряду с этим 700 млрд. руб. теряется из-за финансовых нарушений. В 2011 г. выявлено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 1,2 млрд. руб.; раскрыты факты нарушений бюджетной дисциплины, связанной с ведением бухгалтерского учета; госзакупками, на долю которых приходилось 50 % от общей суммы финансовых нарушений. Даже Министерство обороны РФ позволило себе сорвать госзаказ 2010г. по созданию образцов военной техники нового поколения, что свидетельствует о низком уровне экономического мышления управленцев неадекватного современному этапу глобализации экономики. [8].
Тормозом для продвижения инновационных проектов по-прежнему выступает существующая в стране коррупция, против которой разрабатывается система антикоррупционных мероприятий, направленных на тщательный мониторинг доходов чиновничьего аппарата и их сопоставление с расходами; привлечение органов правосудия, судов, полиции к выявлению экономических преступлений и системы взяток в сферах производства и обслуживания.
Сдерживающим фактором темпов модернизации является огромный отток денежных и материальных ресурсов, осуществляемых по вине экономических просчетов и хищений в процессе финансирования преобразований в сфере размещения госзаказов, здравоохранения, строительства и ЖКХ. Кроме того, сдерживающим фактором модернизации, явилась углубляющаяся дифференциация доходов разных социальных групп, составив 1:16, что усиливает социальную напряженность в стране и снижает материальную заинтересованность в модернизации основной массы населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крутова Л. И.,Прошкина Л.А. Стратегия модернизации российской экономики в условиях мирового финансово-экономического кризиса // Известия высших учебных заведений, Поволжский регион. - Пенза: 2011. - № 2 - С. 120 - 127.
2. http://gtmarket.ru.
3. http:// www.imemo.ru.
4. Принуждение к инновациям: стратегия для России. Сборник статей и материалов. / Под ред. В. Л. Иноземцева. - М: Центр исследований постиндустриального общества, 2009. - 288 с.
5. А. Амосов. О неоиндустриальном сценарии в концепции развития до 2020 г. // Экономист. - М: 2011. - № 6 - С. 16.
6. Путин В. «Строительство справедливости. Социальная политика для России. / Российская газета - 16 февраля 2012 - № 6.
7. О наших экономических задачах./ Российская газета 2 февраля 2012 - №22.
8. Рецепт от Степашина / Российская газета - 16 февраля 2012. - № 34