ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СЛОЖНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS STRUCTURES IN THE PROCESS OF THE DIGITAL ECONOMY IN DIFFICULT ECONOMIC CONDITIONS
УДК 338.24
DOI: 10.24411/2307-5368-2020-10012
КОШЕЛЕВА Татьяна Николаевна
заведующая кафедрой № 2 социально-экономических дисциплин и сервиса Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, доктор экономических наук, доцент, [email protected]
KOSHELEVA, Tatyana Nikolaevna
Head of the Department № 2 of Socio-Economic Disciplines and Service, the Saint Petersburg State University of Qvil Аviation, Doctor of Economics, Associate Professor, [email protected]
СОРВИНА Таисия Андреевна
доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]
SORVINA, Taisiya Andreevna
Associate Professor at the Department of Economic and Social Processes Management in Film and Television Industry, the Saint Petersburg Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]
Аннотация.
В статье рассмотрены особенности стратегического развития малых и средних предпринимательских структур. Обоснована необходимость организации новых механизмов инфраструктурного обеспечения предпринимательских структур в сложных экономических условиях. Авторами предложены новые инструменты функционирования малого и среднего бизнеса, обоснованы организационно-мобилизационные предпосылки формирования нового этапа стратегического развития в формате удаленного функционирования на платформе цифровых технологий. Рассматриваются новые
© Кошелева Т. Н., Сорвина Т. А., 2020.
элементы механизма развития малого предпринимательства в виртуальном формате при развитии инфраструктуры обслуживания удаленного функционирования субъектов в регионах.
Ключевые слова: малые и средние предпринимательские структуры, экономические условия, механизмы инфраструктурного обеспечения, фрилан-серы, цифровые платформы.
Abstract.
The article discusses the features of the strategic development of small and medium-sized business structures. The necessity of organizing new mechanisms for infrastructural support of entrepreneurial structures in difficult economic conditions is substantiated. The authors proposed new tools for the functioning of small and medium-sized businesses, substantiated the organizational and mobilization prerequisites for the formation of a new stage of strategic development in the format of remote functioning on a digital technology platform. New elements of the small business development mechanism in a virtual format are considered in the development of the infrastructure for servicing the remote functioning of entities in the regions.
Key words: small and medium business structures, economic conditions, mechanisms of infrastructure support, freelancers, digital platforms.
В изменившихся экономических и социальных условиях достаточно остро проявились проблемы, которые долгое время поднимались экономистами и не только, но оставались за рамками интересов большинства предпринимателей и активных членов нашего общества. А именно проблемы дистанционного предпринимательского взаимодействия, организации онлайн-предпринимательства и дистанционных образовательных технологий, онлайн-взаимодействия предпринимателей и всех граждан с государственными структурами и т. д. Необходимость организации новых механизмов инфраструктурного обеспечения предпринимательских структур в сложных экономических условиях обусловлена также объявленной Всемирной организацией здравоохранения пандемией.
Резкое снижение курса рубля, которое началось на фоне сильнейшего обвала цен на нефть после провала переговоров о сокращении ее добычи, меньше всего должно отразиться на
малых предпринимательских структурах и тех предпринимателях, кто не зависит от закупок иностранного оборудования и сырья. Конечно, должны выиграть экспортеры и те, кто имеет источники экспортных доходов, но в условиях экономического «застоя» во многих странах может сократиться потребность в ряде продукции и услугах, за исключением медицинских и фармацевтических товаров и услуг. Но за прошедшие 12 лет Россия сумела укрепить свои позиции за счет накопленных валютных резервов, и это означает, что для России экономическая ситуация не так страшна, как может показаться на первый взгляд, но до полной стабилизации ситуация еще далека. Поэтому необходима организация инфраструктурного обеспечения и поддержки малых и средних предпринимательских структур в создавшихся сложных экономических условиях. Например, в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» бан-
ки должны будут выдать 1 трлн руб. кредитов российскому малому и среднему бизнесу по ставке не выше 8,5%, на что уже были заложены и «будут гарантированно выданы» вне зависимости от рыночной ситуации 12 млрд руб. Но также необходимо понимать, что влияние текущей сложной экономической ситуации на малые и средние предпринимательские структуры прямо пропорционально их размерам, т. е. чем меньше объемы бизнеса, тем меньше предприниматели могут ощутить негативные экономические последствия от приближающегося возможного кризиса, обусловленного пандемией коронавируса, особенно если предпринимательская деятельность ведется в рублевом эквиваленте. Это обоснованно, так как снижение курса рубля в меньшей степени затрагивает малые предприятия, которые ориентированы на внутренний рынок, и в большей степени - средние, закупающие оборудование или комплектующие из-за рубежа и ведущие свою деятельность, даже частично, в иностранной валюте. В середине марта на международном рынке Forex курс рубля резко снизился к американской и европейской валютам на фоне сильнейшего обвала цен на нефть после провала переговоров стран ОПЕК+ о сокращении добычи нефти. Курс доллара на Forex вырос на 9,5% и превысил отметку в 75 руб. Курс евро при этом поднялся выше 85 руб. (плюс 10% к уровню закрытия предыдущей сессии). В последний раз курс доллара находился выше 75 руб. в марте 2016 г., а курс евро превышал 85 руб. в феврале 2016 г. Рубль упал на Мосбирже на фоне обвала цен на нефть, несмотря на незначительную стабилизацию после договоренностей в апреле членов ОПЕК + об ограничении добычи не-фтересурсов. Стоимость фьючерса на нефть марки Brent с поставкой в мае 2020 г. в ходе торгов на бирже ICE в Лондоне выросла на 6% и составила 36,41 долл. за баррель. Чтобы снизить волатильность финансовых рынков, еще 10 марта 2020 г. Центробанк РФ на 30 дней отказался от покупки иностранной валюты на внутреннем рынке для реализации механизма бюджетного правила. Регулятор отмечал, что следит за ситуацией и готов использовать дополнительные инструменты для сохранения
стабильности на финансовых рынках [1]. Для ряда малых и средних предпринимателей корректировка планов может быть обусловлена не столько изменением курса рубля, сколько распространением пандемии коронавируса. В таких измененных экономических условиях важность организации новых механизмов инфраструктурного обеспечения и поддержки малых и средних предпринимательских структур подкрепляется возможностью предусматривать ряд актуальных инструментов, среди которых необходимо выделить такие, как: появление новых видов занятости, в том числе фрилансерство; поддержка и обеспечение выпуска товаров первой необходимости для населения; поддержка отраслей, оказавшихся в зоне повышенного риска в результате объявления пандемии, в том числе транспортной и туристической отраслей, сферы отдыха и развлечений, сферы культуры и искусства; необходимость разработки региональных собственных программ по развитию и внедрению инструментов цифровой экономики с учетом местной специфики; становление и развитие сферы онлайн-услуг и онлайн-обслуживания как компаний, так и граждан и другие [2; 3].
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование и определил, что 70% россиян не хотели бы стать фрилансерами. Нет определенности и относительно самого понятия «фрилансер». Порядка 15% опрошенных россиян отметили, что «фрилансер» - это тот, кто самостоятельно находит работу и является вольнонаемным работником. Еще по 5% респондентов считают, что «фрилансер» - это работающий на себя человек и тот, кто работает удаленно. Вместе с тем 3% россиян никогда не слышали этого слова, а 65% затруднились дать ему определение. Что касается отношения опрошенных россиян к фрилансерам, то оно чаще положительное или безразличное (41% и 49% соответственно). При этом положительное отношение чаще проявляют 35-44-летние россияне (51%), а также молодые люди в возрасте 18-24 лет (46%). Безразлично к фри-лансерам чаще всего относятся респонденты 25-34 лет (59%). Отрицательное отношение к фрилансерам выразили 6% участников
опроса, чаще всего представители старшего поколения в возрасте от 60 лет (12%). 28% россиян считают, что фрилансеры работают больше или столько же, сколько и работники с постоянной работой. Еще 16% респондентов убеждены, что рабочий день фрилансеров короче, а 28% россиян затруднились ответить на данный вопрос. Порядка трети участников опроса (34%) отметили, что фрилансеры работают эффективнее, чем работники с постоянной работой (чаще так считают те, кто симпатизирует фрилансерам - 52%, а также жители Москвы и Санкт-Петербурга - 41%). Четверть респондентов (28%) предполагают, что эффективность фрилансеров такая же, как у работников с постоянной работой, так чаще рассуждают те, кто относятся к фрилансерам безразлично (32%). Еще 12% считают их менее эффективными, а 26% россиян и вовсе затруднились оценить фрилансеров по данному параметру [4].
Таким образом, улучшение условий для самозанятых граждан и адресная поддержка таких проектов позволят повысить привлекательность этой инициативной деятельности для населения. Существенным рычагом в этой сфере может стать создание доступа самозанятых к льготному финансированию.
В целях поддержки предпринимательских структур и самих сотрудников предпринимательских структур руководство регионов вынуждено контролировать ситуацию на рынке труда, в первую очередь в моногородах. Для этого организовывают курсы повышения квалификации и общественные работы. Планируется предоставить кредитные каникулы не только малым и средним предпринимателям, но и самозанятым; ввести мораторий на налоговые и таможенные проверки малых и средних предпринимателей; субсидирование ставок кредитов, которые компании вынуждены будут взять для формирования ресурсного запаса, и упрощение импорта, а возможно, и обнуление ввозных пошлин, а экспорт, в случае необходимости, также можно ограничить в целях поддержки отечественного рынка. К уже применяемым мерам поддержки малого и среднего предпринимательства необходимо добавить и новые. Для малых и средних пред-
принимательских структур, занятых в сфере медицины, фармацевтики и научно-исследовательских лабораторий, упрощается доступ к иностранным компонентам лекарств и к медицинским изделиям и составляющим этих изделий на российский рынок и частично запланирована отмена преференций для отечественных производителей на торгах. Так, на определенные препараты и медицинские изделия планируется установить нулевую ввозную таможенную пошлину, а при их государственных закупках временно предлагается приостановить действие правила «третий лишний», что означает запрет на закупку иностранной продукции при наличии двух предложений такой же продукции от российских производителей. Транспортным компаниям планируют компенсировать убытки, туристическим компаниям также покроют ущерб, связанный с невозвратными тарифами по авиаперевозкам. Но сами туристические компании также не должны только ждать помощи и поддержки, они должны активнее адаптироваться к новым изменившимся условиям и открывать новые туристические направления и разрабатывать новые формы и виды туристического обслуживания. Спортивные учреждения, столкнувшиеся с сокращением числа посетителей, получат поддержку, лизинговые компании - докапитализацию.
Организация инфраструктурного обеспечения предпринимательских структур в сложных экономических условиях подразумевает применение новых инструментов и адаптацию существующих механизмов. Офлайн-бизнес активно переходит в онлайн-среду. Это затронуло, прежде всего, сферы образования, развлечений и розничной торговли. Растет рынок онлайн-страхования, так как из-за страха заражения вирусом люди и компании предпочитают онлайн-покупки вместо офлайн. Многие компании переводят своих сотрудников на удаленную работу, возрастает роль онлайн-обучения, растет количество пользователей интерактивных платформ, что влечет за собой покупку сервисов и увеличение рекламных бюджетов [5]. К числу новых инструментов в сфере малого и среднего бизнеса авторы предлагают относить: создание платформы
интерактивного предпринимательского общения; создание интерактивной платформы по ведению бизнеса в электронной среде и на бумажных носителях (распечатывание может происходить без личного физического общения представителей и самих предпринимателей при использовании электронной подписи); создание интерактивного рынка взаимодействия продавца и потребителей для встречи и заключения договоров без физического общения между ними; использование индивидуально нацеленной и ориентированной рекламы и уход от широкого размещения и безадресной рекламы; ориентацию субъектов малого и среднего предпринимательства под конкретные потребности и конкретного потребителя, переход всей предпринимательской активности в интерактивную сферу. В то же время в интерактивной сфере необходимо выстроить инфраструктуру поддержки как предпринимателей, так и самих потребителей, что является достаточно необычным для современного экономического рынка. Это относится и к инфраструктуре информационного рынка как формы поддержки существования новых товарообменных операций на рынке, а именно информационных операций, которые сегодня имеют максимальный спрос и максимальную стоимость наряду с информационно-цифровыми интернет-технологиями, которая выступает частью всей инфраструктуры [2; 6].
Новые элементы инфраструктуры поддержки в интерактивной сфере не обязательно должны подразумевать постоянный контакт и взаимодействие потребителя и поставщика услуг посредством компьютера или сотовых средств коммуникации. Необходимо расширять наше мировоззрение как поставщиков услуг, так и потребителей, и создавать новые сферы и рынки взаимодействия на новых цифровых платформах, например, на платформе интерактивного включения самого потребителя в процесс создания и оказания услуги под патронажем и руководством компании -разработчика по типу активного участия так называемого «удовлетворения потребности» в конкретной ситуации или трансформации текущей ситуации потребителя к желаемым изменениям в результате получаемой услуги
или, если можно так сформулировать, через погружение в виртуальную реальность.
Так, традиционные подходы подразумевают изменение уровня спроса путем снижения рыночной стоимости продукции, услуг. Ориентиром при разработке стратегии служат цены, установленные ключевыми игроками рынка [7]. Однако реализовать такую систему возможно не всегда. Быстрое изменение условий ведения малого и среднего бизнеса создало острую потребность изменения бизнес-модели и дальнейшей пер-сонализации предложения. В таких условиях повышается востребованность компетенций в сфере построения систем продвижения и взаимоотношений как с контрагентами, так и с потребителями. Эти системы составляют основу цифрового продвижения и формируют базис конкурентоспособности малого и среднего бизнеса. Несомненно, от гибкого подхода к формированию новых моделей взаимоотношений будет зависеть устойчивость бизнеса. При этом так как автоматизация бизнес-процессов на начальных этапах требует инвестиций, то необходимо провести аудит бизнес-модели и определить новые требования к сотрудникам и процессам. Таким образом, основным фокусом новой стратегии развития малого и среднего бизнеса стала готовность работать с лояльным потребителем дистанционно и безопасно. Также цифровая бизнес-модель должна предусматривать возможность удовлетворения индивидуальных запросов, касающихся ассортимента предложения, способов оплаты, тарифов обслуживания, платежных сервисов и т. д. При этом очень важно синхронизировать информационные, товарные и денежные потоки, чтобы сократить риски потерь. Именно адаптивная бизнес-модель может стать основой стабилизации дохода в малом и среднем бизнесе.
Таким образом, можно будет решить проблемы адаптации предпринимательских структур к сложной экономической ситуации, обеспечить развитие новых форм обслуживания в процессе предпринимательской деятельности в сложных экономических условиях, а также приобщать потребителей разных
возрастных групп к пользованию услугами в интерактивной среде.
Формируются и поддерживаются новые интерактивные сферы занятости, в том числе развитие сферы онлайн-услуг. В условиях временной приостановки предпринимательской деятельности малых и средних предприятий сферы обслуживания, развлечений, спортивно-культурного и санаторно-курортного назначения, авторы предлагают развивать сферы удаленного доступа и новые направления и формы обслуживания населения и предпринимательских структур, переориентировать особенно пострадавшую сферу услуг и развлечений на оказание услуг в виртуальной сфере.
Совершенствование подходов к управлению ресурсами и модернизация системы управления предприятиями позволят качественно перестроить их организационно-экономическую модель, адаптировать ее к условиям цифровой среды.
При этом необходимо сформулировать организационно-мобилизационные предпосылки формирования нового этапа стратегического развития в формате удаленного функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства сферы обслуживания, которые вынуждены перестраивать свою деятельность на платформы цифровых технологий:
• формирование инфраструктуры обслуживания удаленного функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах, в первую очередь, сферы обслуживания;
• формирование элементов и алгоритма функционирования предпринимательских процессов к уже измененным условиям и увеличивающимся рискам будущих изменений предпринимательских условий внешней и внутренней среды;
• разработка направлений и механизмов взаимодействия малых и средних предпринимателей между собой и с потребителями в измененных условиях удаленного функционирования и потребления;
• внедрение инструментов и механизмов автоматизации, компьютеризации и цифро-визации предпринимательских процессов в
измененных условиях удаленного функционирования на платформе цифровых технологий;
• формирование новых компетенций, умений и навыков удаленного функционирования специалистов на платформе цифровых технологий у самих малых и средних предпринимателей и, тем более, у работников субъектов малого и среднего предпринимательства [8];
• формирование цифровой платформы для интеграции всех видов используемых региональных ресурсов субъектами малого и среднего предпринимательства;
• разработка алгоритма коммерциализации и трансферта интеллектуальной собственности в сфере новых инструментов и механизмов удаленного функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства, в первую очередь, в сфере обслуживания.
Механизм развития малого предпринимательства в виртуальном формате подразумевает добавление в инфраструктуру обслуживания удаленного функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах [9], в первую очередь, сферы обслуживания, следующих элементов: виртуальные инструменты предпринимательского взаимодействия; виртуальные элементы коммерциализации и трансферта интеллектуальной собственности субъектов малого и среднего предпринимательства; виртуальные элементы освоения технологических компетенций, умений и навыков в процессе удаленного функционирования специалистов на платформе цифровых технологий; виртуальная платформа интернет-взаимодействия предпринимателей с клиентами потенциальными и реальными; виртуальные платформы для хранения баз данных, особенно в сфере услуг и развлечений (виртуальные кинотеатры и киномастерские; творческие лаборатории, расположенные в интернет-пространстве и т. д.); интернет-платформы управления разными видами предпринимательской деятельностью и т. д. Большое значение в современных условиях приобретают инновационные практики управления и развития потенциала хозяйствующих субъектов [10].
Новые виртуальные элементы системы удаленного функционирования субъектов мало-
го и среднего предпринимательства должны встраиваться в алгоритм взаимодействия самих малых и средних предпринимательских структур с подсистемами появляющейся цифровой инфраструктуры, позволяющей обеспечивать деятельность на платформе цифровых технологий.
Таким образом, организация инфраструктурного обеспечения предпринимательских структур в сложных экономических условиях подразумевает применение: новых виртуальных инструментов предпринимательского
; Список литературы
взаимодействия; виртуальных элементов освоения технологических компетенций, умений и навыков в процессе удаленного функционирования специалистов на платформе цифровых технологий; виртуальных платформ для хранения баз данных, особенно в сфере услуг и развлечений (виртуальные кинотеатры и киномастерские; творческие лаборатории, расположенные в интернет-пространстве и т. д.); интернет-платформ управления разными видами предпринимательской деятельностью и т. д.
: 1. Бизнес считает, что снижение курса рубля не окажет сильного влияния на малые
• предприятия. URL: https://rcsme.ru/ru/news/show/93525/ Бизнес-считает-что-снижение-: курса-рубля-не-окажет-сильного-влияния-на-малые-предприятия/0/19-03-2020 : (дата обращения: 22.03.2020).
| 2. Brazevich D. S. Analysis of the Problems of Ensuring Information Security in the Terms
: of the Contemporary Society / D. S. Brazevich, A. V. Biryukov, T. N. Kosheleva // Open
| Journal of Social Sciences ISSN Print: 2327-5952 ISSN Online: 2327-5960. URL: www.scirp.
: org/journal/paperinformation.aspx?paperid=98599 (date accessed: 10.03.2020).
: 3. Ksenofontova T. Y. Practical application of methodologies and mechanisms of formation
j of regional innovation development strategies / Ksenofontova T. Y., Smirnov R. V.,
: Kadyrova O. V., Kosheleva T. N., Burgonov O. V., Kudrova N. A. // International Journal
j of Recent Technology and Engineering. 2019. Vol. 8. № 2. P. 4302-4305.
: 4. ВЦИОМ: большинство россиян не хотели бы стать фрилансерами. URL: https://
• rcsme.ru/ru/news/show/93503/ВЦИОМ-большинство-россиян-не-хотели-бы-стать-: фрилансерами/0/19-03-2020 (дата обращения: 22.03.2020).
: 5. Коронавирус катализировал применение цифровых технологий. URL: https://news.
• ru/society/ekspert-koronavirus-kataliziroval-primenenie-cifrovyh-tehnologij/ (дата обращения: 22.03.2020).
• 6. Golubetskaya N. Problems of innovative development of an entrepreneurship in the : industry in the conditions of upgrade of economy / Golubetskaya N., Kosheleva T.,
• Kunin V. // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science 2017. P. 012049.
• 7. Какатунова Т. В. Особенности формирования виртуализированной инновацион-: ной инфраструктуры региона / Т. В. Какатунова, А. А. Морозов // Управление. URL:
• http:// www.osobennosti-formirovaniya-virtualizirovannoy-innovatsionnoy-infrastruktur-: regiona (дата обращения: 10.04.2020).
: 8. Евменов А. Д., Булочников П. А. Управление качеством процессов функционирова-
| ния организаций как резерв повышения конкурентоспособности // Петербургский
: экономический журнал. 2016. № 3. С. 40-48.
• 9. Коронавирус катализировал применение цифровых технологий. URL: https://news. : ru/society/ekspert-koronavirus-kataliziroval-primenenie-cifrovyh-tehnologij/ (дата обращения: 22.03.2020).
: 10. Evmenov A., Kuzmina S., Blagova I., Sorvina T. Innovative development of the socio: cultural sphere of the region. E3S Web of Conferences 2019. P. 02060.