Научная статья на тему 'Маркетинговый подход к обеспечению инновационного предпринимательства'

Маркетинговый подход к обеспечению инновационного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
518
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСЛУГИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОВОРКИНГ / ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / SERVICES / BUSINESS ACTIVITY / COWORKING / VALUE OFFERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Железнова Оксана Владимировна, Сагинова Ольга Витальевна, Завьялова Надежда Борисовна

В статье рассмотрены тенденции и особенности развития предпринимательства, влияющие на формирование новых видов деятельности и бизнес-моделей в сфере услуг. Именно коворкиг как новый вид услуг стал откликом бизнеса на потребности индивидуальных предпринимателей или фрилансеров. Особенности развития коворкинга и необходимость удовлетворения специфичных потребностей клиентов, значительная часть которых ориентирована на инновационную деятельность, обуславливают необходимость применения маркетингового подхода при совершенствовании услуг коворкингов. Исследование представляет интерес для предпринимателей, планирующих работать или работающих в сфере оказания услуг, маркетологов и экономистов, исследующих проблемы развития предпринимательских структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing approach to provision of the investment business

The article reviews trends and specific features of business development that have the effect on formation of new activity types and business models in the sphere of service. It is coworking that, as a new type of service, has become the response of business to needs of individual entrepreneurs and freelancers. Specific development features of coworking and the need to meet specific demands of clients prove the need to apply the marketing approach for improvement of coworking services. The study will be interesting for entrepreneurs who are going to work or work in the sphere of service, for marketing experts and economists that study development issues of business structures.

Текст научной работы на тему «Маркетинговый подход к обеспечению инновационного предпринимательства»

ИССЛЕДОВАНИЕ

11 1 Железнова О.В. , Сагинова О.В. , Завьялова Н.Б.

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Маркетинговый подход к обеспечению инновационного предпринимательства

АННОТАЦИЯ:

В статье рассмотрены тенденции и особенности развития предпринимательства, влияющие на формирование новых видов деятельности и бизнес-моделей в сфере услуг. Именно коворкиг как новый вид услуг стал откликом бизнеса на потребности индивидуальных предпринимателей или фрилансеров. Особенности развития коворкинга и необходимость удовлетворения специфичных потребностей клиентов, значительная часть которых ориентирована на инновационную деятельность, обуславливают необходимость применения маркетингового подхода при совершенствовании услуг коворкингов. Исследование представляет интерес для предпринимателей, планирующих работать или работающих в сфере оказания услуг, маркетологов и экономистов, исследующих проблемы развития предпринимательских структур.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: услуги, предпринимательская деятельность, коворкинг, ценностные предложения

JEL: D46, L26, L84, M31

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Железнова О.В., Сагинова О.В., Завьялова Н.Б. Маркетинговый подход к обеспечению инновационного предпринимательства // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 6. — С. 553-566. — doi: 10.18334/ce.10.6.35298

Железнова Оксана Владимировна, аспирант кафедры предпринимательства и логистики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова; руководитель, Интеллектуальная лаборатория «SerebroLab», г. Москва

Сагинова Ольга Витальевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой предпринимательства и логистики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Завьялова Надежда Борисовна, кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры предпринимательства и логистики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Zavyalova.NB@rea.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 20.05.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.06.2016

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.Org/10.18334/ce.10.6.35298

(с) Железнова О.В., Сагинова О.В., Завьялова Н.Б. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Введение

Задача развития инновационного предпринимательства присутствует в том или ином виде практически в каждом стратегическом документе развития России и ее регионов. Поскольку на сегодняшний день основная доля предпринимательских структур приходится на микро- и малые предприятия, занимающиеся торговлей, просто финансовая и правовая поддержка предпринимательства не обеспечит существенный прирост инновационных малых предприятий, столь важных для становления новой экономической модели развития

[6, 14].

Проект Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года1 обозначил два целевых сегмента государственной поддержки:

1) «массовые» малые и средние предприятия, которые специализируются на осуществлении торговых операций, предоставлении услуг, производстве и реализации сельскохозяйственной продукции;

2) «высокотехнологичные» малые и средние экспортно-ориентированные предприятия, предприятия в сферах обрабатывающего производства и предоставления услуг, быстрорастущие предприятия, которые обеспечивают внедрение инноваций и решают задачи по диверсификации экономики и повышению ее конкурентоспособности.

Реализация этой задачи требует не просто усиления всех направлений государственной и общественной поддержки предпринимательства, но изменения подхода к формам и условиям ее предоставления в соответствии с новыми реалиями современного рынка. В статье мы рассмотрим некоторые тенденции развития предпринимательства и обоснуем необходимость маркетингового подхода к формированию инфраструктурной поддержки инновационного малого предпринимательства.

Современные тенденции развития предпринимательства

Важным фактором, определяющим необходимость поддержки инновационного малого бизнеса, является скорость распространения инноваций, сокращение цикла жизни продукта и необходимость постоянного обновления и продукции и технологий ее производства. К

1 Проект Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Консультант. - 2015. - Режим доступа: http://static.consultant.ru/obj/file/doc/pr_151015-2.pdf.

новым тенденциям развития предпринимательства можно отнести использование софтизации и сервизации.

Сервизация, т.е. увеличение доли и значимости сферы услуг в экономике, нацеливает все предпринимательские структуры не на увеличение объема производства, а на повышение эффекта полезности, т.е. наиболее полное и индивидуализированное удовлетворение потребностей клиентов [5]. Кроме того, возрастает значение не только материальной продукции, но и нематериальных факторов производства во всех сферах деятельности, что получило название софтизации (от англ. «soft» мягкий; нематериальный) и трактуется как превращение нематериальных ресурсов (в том числе сервисного компонента) в важный фактор экономического развития. Под качеством понимают не просто качество товара, сертифицированное по определенному стандарту, но способность установить и поддерживать отношения с потребителями с целью наиболее полного удовлетворения его индивидуальных потребностей. Сервизация и софтизация экономики меняют и подход к управлению предпринимательскими структурами, его характеристиками становится гибкость, открытость, сетевая организация, укрепление горизонтальных связей между подразделениями и предпринимательскими структурами, ориентация на потребности клиентов, т.е. маркетинговый подход к управлению, где определяющим фактором успеха предприятия становится его способность понять предпочтения клиентов и наилучшим образом удовлетворить их как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Для малого бизнеса указанные тенденции экономического развития открывают новые возможности и направления деятельности. На макроуровне формируются особые экономические зоны, технополисы, наукограды, разрабатывается общая стратегия инновационного развития экономики, определяется порядок ее финансирования. На мезоуровне формируется инновационная инфраструктура, адаптированная к территориальным особенностям отдельных регионов, их природной и/или производственной специфике. Бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий и др. обеспечивают инфраструктурную поддержку инновационным малым предприятиям [14]. На микроуровне организуется внутрикорпоративная инновационная инфраструктура в виде внутренних венчуров и спинаутов, обеспечивающих эффективное

взаимодействие малых предприятий с предпринимательскими структурами разного размера и масштаба и позволяющая развивать и коммерциализировать отдельные бизнес идеи и начинания в наиболее комфортных для этого условиях.

Коворкинги как новый вид услуг предпринимателям и фрилансерам

В последнее десятилетие быстро развиваются различные услуги, оказываемые индивидуальными предпринимателями или фрилансерами. Потребности таких удаленных работников вызвали развитие нового вида услуг — коворкингов.

Данный рынок услуг появился вследствие роста популярности и востребованности жизненной стратегии «flexibility» (англ. гибкость), которая, подразумевая гибкость и готовность к переменам, позволяет современным работникам уже со студенческой скамьи, ориентируясь в современных условиях социально-экономической нестабильности на краткосрочную перспективу, создавать и реализовывать свои проекты без привязки не только к какому-либо конкретному работодателю, но даже к географически определенному месту работы, будь то собственный офис или офис крупной компании-работодателя.

Фрилансеры и предприниматели стоят в авангарде социально-экономических преобразований и разрушают привычный стереотипный порядок, распространенный среди большинства работников и работодателей. Их образ жизни и финансовое благополучие зависит от умения самоорганизовываться: эффективно распоряжаться собственными способностями и ресурсами для того, чтобы удовлетворять свои потребности и интересы, а также справляться с внешними вызовами и обстоятельствами2.

Работа фрилансеров, мелких предпринимателей,

задействованных в сфере услуг, и представителей стартапов, помимо ненормированного рабочего графика, характеризуется отсутствием заранее прогнозируемых результатов. Поэтому на уровне повседневных практик в индивидуализированных стратегиях занятости социально-экономические трансформации находят отражение в самостоятельной организации своего рабочего времени и пространства.

Особенности фрилансеров и вопросы организации их рабочих мест рассматривались в научной литературе с точки зрения анализа нестандартных форм занятости [7, 9], особенностей удаленной работы

2 Сайт Коворкинг-центра и образовательного клуба «Зона действия».

[11], фриланса как социологического и экономического явления [10, 12, 13]. Исследований по анализу функций коворкингов в инфраструктуре предпринимательской деятельности очень мало как в отечественной, так и в зарубежной литературе [4].

Высокая территориальная мобильность и домашний режим работы у фрилансеров вызывают потребность в освоении городского пространства и приводит к появлению так называемых «третьих мест», т.е. пространств описанного Р. Ольденбургом «ни дом, ни работа» [1]. К третьим местам относят такие физические пространства городов, которые стали пригодными для фрилансеров, потому что позволяют им решать проблемы встречи с заказчиками оффлайн, а также отвлечься от рутины, отдохнуть, а возможно, и пообщаться за чашкой кофе с друзьями или коллегами [13].

Во многих интернет-сообществах все чаще ведутся обсуждения тех мест, которые пригодны для работы вне дома, составляются каталоги мест под названием «ни дом, ни работа», или «одомашненные офисы», удобные для работы и общения фрилансеров3. К категории «третьих мест» относятся рестораны и кафе, библиотеки и образовательные центры, а также лофты, парки и коворкинги. Их главным принципом является открытость, т.е. они доступны для всех желающих и имеют возможность предоставлять свои пространства как для работы, так и для встреч и приятного времяпрепровождения.

Контент-анализ интернет-сайтов «третьих мест» показывает основные критерии определения пространств для работы вне дома4 :

1. наличие организованного рабочего пространства (стола и стула, а возможно, и дивана);

2. наличие доступа в интернет (желательно беспроводного);

3. удобство расположения (например, недалеко от метро), а также удобное время работы, оно должно устраивать целевую аудиторию, даже есть «места», которые работают круглосуточно;

4. наличие приятной и комфортной атмосферы, соответствующий интерьер;

3 First Moscow Coworking Conference website. [Электронный ресурс] // Агентство городских новостей «Москва». - Режим доступа: http://www.mskagency.ru/materials/1974558#eJyrVkrKrzBUsqpWKi3KUbJS0s9NLEktykzMKdY3tDQ3MT W1UNJRys3MU7Iy0FEqSCxKzC0GKq6t1QHpM0Low6PKmChVJoRU1QIAa+U0Pg==.

4 Рейтинг Коворкинг центр. 15 лучших коворкингов Москвы и Петербурга [Электронный ресурс] // Face-runet.ru. - 2014. - 28 апреля. - Режим доступа: http://face-runet.ru/startapi/rejting_kovorking_centr_15_luchshih_kovorkingov_moskvy_i_peterburga/.

5. наличие развитой «инфраструктуры»: пункт питания (расположенные рядом кафе или собственное меню заведения), возможность для игры и развлечения, организация познавательно-образовательных или досуговых мероприятий (семинар, мастер-класс, лекция).

Таким образом, «третьи места» - это пространства, организуемые не только для удовлетворения потребностей целевых групп современных удаленных работников, но и для формирования особого сообщества, собирающего людей, объединенных схожими потребностями, вкусами и восприятием жизненных ценностей. Организаторы «третьих мест» расширяют функционал пространств, превращая их в места для обучения путем приглашения лекторов, тренеров и экспертов и организации курсов. Есть примеры реализации идеи совместного проживания («коливинг»5), воплощающих в себе ценность независимости индивида от нахождения им в определенном физическом пространстве [12, 13].

Став альтернативой домашнему офису и кафе, коворкинги обеспечивают потребность фрилансеров работать в спокойном месте, не чувствуя себя изолированным от профессионального сообщества. Часто в коворкингах есть как открытое рабочее пространство, так и отдельные помещения для переговоров и тихие зоны для уединенной работы, а также помещения для проведения мероприятий.

Формирование ценностного предложения коворкинга

Поскольку базовый набор услуг для большинства российских коворкингов одинаков: стационарное или свободное рабочее место, чай/кофе/вода, оргтехника, высокоскоростной беспроводной интернет, комфортная обстановка (отопление, кондиционеры, уборка, охрана), формирование ценностного предложения коворкинга как предпринимательской инициативы происходит за счет предложения набора дополнительных услуг и возможностей для своих резидентов. Это могут быть переговорные, виртуальный секретарь, юридический адрес, почтовое обслуживание, хранение документов, бухгалтерские и юридические услуги, видеоконференции, проведение тематических образовательных мероприятий, консультации и помощь в развитии

5 «Коливинг» - от англ. «co-living» - совместное проживание. В данном случае имеется в виду возможность использование городского пространства для работы и проживания. Все чаще рядом с местами для работы появляются недорогие отели (хостелы), что позволяет фрилансерам работать и жить в одном месте.

бизнеса и многое другое. Помимо услуг, связанных с рабочим процессом, коворкинг может предложить посетителям возможности для отдыха, спортивные занятия, комнаты для детей. В некоторых коворкингах есть кухни и душевые.

Мобильность становится необходимым условием рабочего пространства не только в коворкингах, но и в обычных офисах. Стремительное изменение бизнес-процессов внутри компаний, необходимость объединяться во временные команды для совместной работы над проектами, переход многих сотрудников на удаленную работу и другие причины, характерные для века высоких технологий, побуждают находить такие решения физической организации рабочего пространства, которые быстро адаптируются к меняющимся потребностям коллектива [8, 9]. Все больше внимания уделяется созданию различных зон, куда люди могут переходить для выполнения различных действий. Например, работать за компьютером в «зоне тишины», выходить поговорить по телефону в соседнее помещение, назначать встречи с клиентами в переговорных комнатах, общаться с коллегами и обмениваться идеями в зоне отдыха, обедать или устраивать перерыв на кофе на кухне или в столовой.

Несмотря на то, что эксперты журнала Deskmag.com6 считают, что большинство современных коворкингов зарабатывают на сдаче в аренду рабочих мест, в то время как дополнительные услуги приносят в среднем лишь 10% выручки, потенциально схема может измениться с точностью до наоборот. Доход от сдачи в аренду рабочих мест имеет свой «потолок», его можно увеличить только путем открытия новых коворкингов, в то время как управление лояльностью аудитории и предложение ей новых услуг, прежде всего направленных на улучшение бизнес-процессов резидентов и прямо или косвенно влияющих на увеличение их платежеспособности, а также проведение платных мероприятий, имеет огромный потенциал генерирования дополнительного дохода.

Можно варьировать и цену аренды рабочего места, например, повышать ее в часы максимальной загрузки и снижать в вечернее и ночное время, что может быть весьма востребовано в условиях мегаполиса. В этом случае можно дополнительно предлагать услугу трансфера для тех, кто опоздал на метро.

6 Deskmag website.

Стоит отметить, что коворкинг в чистом виде как бизнес-модель чаще всего нерентабелен. Проведенные исследования [4, 12] не выявили ни одного примера коворкинга, получающего прибыль исключительно на аренде мест, без предложений дополнительных услуг. Это позволяет сделать вывод, что в процессе позиционирования коворкинг-центров на рынке услуг следует исходить не только из функциональных особенностей пространств, но и из образа жизни и потребностей его основной аудитории, необходимости самостоятельно планировать свое время и сбалансированно сочетать профессиональную и личную жизнь.

Спрос на услуги коворкингов постепенно растет, и многие организаторы коллективных офисных пространств видят развитие бизнеса в создании целой сети коворкингов под одним названием и с одной концепцией [8, 12, 13].

Самое главное, что коворкинги предлагают своим клиентами — атмосферу рабочего коллектива и живое общение на равных с «себе подобными», чего так не хватает как фрилансерам, так и небольшим командам, которые большую часть рабочего времени проводят друг с другом. Именно поэтому многие коворкинги делают упор в своем позиционировании на образовательных и сетевых программах, помогающих резидентам знакомиться друг с другом, выстраивать деловые связи, расти и развиваться. По такому пути, например, идет «Зона действия» в Санкт-Петербурге и StartHub в Москве. Образовательно-сетевая часть есть и в коворкинге Cabinet Lounge, где время от времени проводятся встречи и дискуссии с известными спикерами.

Второй способ развития коворкингов — предложение индивидуальных бизнес-услуг (юридический адрес, почтовое

и и «_» тгп

обслуживание, виртуальный секретарь, ячейка для хранения вещей, IT-поддержка и т.д.) при отсутствии прямого стимулирования сетевого взаимодействия. В офисах подобного типа все создано для того, чтобы человек мог сосредоточиться исключительно на своем деле, они ориентированы на индивидуальный, а не на коллективный стиль работы. Такой путь выбрали коворкинги MatrixOffice и «Столик на одного» в Москве. В похожем ключе работает глобальная сеть виртуальных офисов Regus, хотя они и не позиционируют себя как коворкинги.

Коворкинги как форма взаимодействия предпринимательских структур

Несмотря на то, что основной аудиторией коворкингов являются фрилансеры, их услугами начинают пользоваться представители малого бизнеса, стартап-команды, удаленные или командированные сотрудники средних и крупных компаний и студенты.

На Европейской конференции в Лиссабоне в ноябре 2014 года владельцы коворкингов со всего мира отмечали, что их пространства начали осваивать и крупные компании, арендуя у них несколько рабочих мест вместо более дорогостоящего и длительного расширения или переоборудования офиса7.

Формат коворкинга привлекает не только частных предпринимателей, но и государственные организации, которые видят в нем способ поддержки малого бизнеса путем обеспечения оборудованными рабочими местами по цене ниже рыночной. Те, у кого нет ни офиса, ни средств на его организацию, могут работать в таких коворкингах за небольшую плату.

Россия стала первой в мире страной, где развивается сеть государственных коворкингов. В 2013 такие объекты стали появляться в столице при поддержке ГБУ «Малый бизнес Москвы», действующего в рамках Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы8. Целью программы заявлено «Создание благоприятных условий для работы независимых профессионалов и для развития новых бизнесов в реальном секторе экономики».

Коворкинг-центры создают условия для упрощенного «входа» предпринимателей на глобальный рынок инноваций, а также поддерживают местные сообщества предпринимателей. Деятельность коворкинг-центров направлена на создание среды для обмена информацией. В отличие от классических технопарков, их деятельность связана не столько с предоставлением физической инфраструктуры, сколько с формированием системы коммуникаций и работы с профессиональными сообществами путем индивидуального консультирования, формирования эффективных проектных групп и т.д. Можно рассматривать коворкинг-центр как интеграционную площадку

7 Рейтинг Коворкинг центр. 15 лучших коворкингов Москвы и Петербурга [Электронный ресурс] // Face-runet.ru. - 2014. - 28 апреля. - Режим доступа: http://face-runet.ru/startapi/rejting_kovorking_centr_15_luchshih_kovorkingov_moskvy_i_peterburga/.

8 О ГБУ «Малый бизнес Москвы» [Электронный ресурс] // ГБУ «Малый бизнес Москвы». - Режим доступа: http://www.mbm.ru/about/.

для взаимодействия малого бизнеса с крупными заказчиками путем организации презентаций проектов крупных заказчиков, обучения предпринимателей работе с заказчиками и т.п. (табл.).

Таблица

Возможности взаимодействия крупных предприятий с малым бизнесом

посредством коворкингов

Крупные предприятия (включая государственные) Коворкинг-центр Малый бизнес

Проекты, требующие подбора исполнителей и субподрядчиков или поставщиков Презентация крупных предприятий Формирование команды проекта

Госзаказ Информация о госзаказе Участие в госзаказе

Обучающие программы

Сервисная инфраструктура

Источник: составлено авторами

Коворкинг во многом зависит от окружения и часто является частью производственного или научного кластера, например, находится поблизости от крупной компании, на территории университета или государственного учреждения.

Заключение

Хотя и сегодня некоторые исследователи описывают фриланс как частный случай нестандартных трудовых отношений, глобальный масштаб и сложность этой новой модели предоставления услуг, требующих интеллектуального труда, глубоких специальных знаний и компетенций, заставляет воспринимать фрилансеров, их экономические возможности и их объединение в коворкинги как новую социально-экономическую реальность, которая уже не укладывается в традиционные модели.

Проведенный анализ фрилансеров как социальной общности обнаружил специфические черты, которыми они обладают в построении не только трудовых отношений, но и жизни в целом - их ценности связаны со стремлением к свободе, независимости, самостоятельности, ответственности, целеустремленности. Специфичность стиля жизни фрилансера напрямую обусловливается особенностями как самой занятости, так и взаимодействиями фрилансера с заказчиками, коллегами и освоением ими виртуальных и реальных пространств.

Черты фрилансеров в определенной степени свойственны новому поколению предпринимателей. Современные технологии создают условия для комфортного удаленного управления бизнесом, а проектная работа постепенно вытесняет традиционную форму функционала штатного персонала. Поэтому возможность осуществлять свою деятельность из любой точки мира без привязки к стандартному офису становится актуальной для предпринимателей так же, как и для фрилансеров.

В настоящее время фрилансеры и предприниматели начали стихийно объединяться в коворкингах, которые изначально появились как совместно арендованный офис, созданный руками самих же фрилансеров, а впоследствии стали осваиваться предпринимателями как кастомизированные пространства, адаптированные под нужды их пользователей, с гибкой формой монетизации не только за счет сдачи в аренду рабочих мест, но и за счет предоставления дополнительных услуг.

Выявленные модели позиционирования, ключевые и дополнительные услуги коворкингов в зависимости от потребностей в социализации представителей целевых аудиторий позволяют разрабатывать индивидуализированные способы привлечения целевой аудитории в коворкинг-пространства. Сегодня многие коворкинги еще не понимают потребностей своей целевой аудитории, не уделяют должного внимания маркетинговому подходу к формированию ценностного предложения.

Коворкинг предоставляет множество преимуществ фрилансерам и предпринимателям, снабжая их не только удобными рабочими местами, но давая возможность выходить из социальной изоляции, знакомиться с новыми людьми смежных специальностей с аналогичным стилем жизни и способом организации своего труда, что предполагает естественный обмен идеями, получение новых знаний, рождает новые совместные проекты, позволяет выполнять более крупные и сложные заказы.

Таким образом, коворкинги в корне отличаются от краткосрочной сдачи в аренду рабочих помещений своей доступностью, открытостью, гибкостью и вниманием к специфическим потребностям своей целевой аудитории. В ближайшем будущем коворкинги имеют все шансы стать новым сетевым форматом в сфере услуг.

ИСТОЧНИКИ:

1. Oldenburg R. The Great Good Place: Cafes, Coffee Shops, Bookstores, Bars, Hair Salons, and

Other Hangouts at the Heart of a Community. - New York: Da Capo Press, 1999. - 384 p.

2. Бурменко Т.Д. Софтизация и сервисизация - черты экономики современного типа и

основные ориентиры Российской модернизации // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2011. - № 6. - С. 23-26.

3. Гурова М.И. Феномен «фриланс» в социально-профессиональной структуре

современной России // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 6.

- С. 79-83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Железнова О.В. Явление коворкингов на мировом рынке как новой формы бизнеса //

Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2014. - № 3. - С. 46-54.

5. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города,

коммуны, регионы и страны Европы / Ф. Котлер, К. Асплунд И. Рейн [и др.]. - СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге; Питер, 2005. - 382 с.

6. Кручинин С.В. Малое предпринимательство как основа конкурентоспособности

экономики в будущем // Научно-исследовательские публикации. - 2014. - № 10. -С. 10-16.

7. Леденева И.Ю. Преимущества и недостатки дистанционной работы // Молодой ученый.

- 2013. - № 2. - С. 157-160.

8. Логинова Н.А. Антикафе как новое пространство для культурно-досуговой деятельности

и творческой реализации личности // Человек в мире культуры. - 2014. - № 4. - С. 7-9.

9. Лопухин В.Ю., Очкин Д.Н., Змеев В.Н. «Фрилансеры» - инновационная форма трудовой

занятости // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 9. - С. 105108.

10. Моисеева Н.К., Малютина О.Н., Москвина И.А. Аутсорсинг в развитии делового

партнерства. - М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2010. - 240 с.

11. Ресслер К., Томпсон Д. Офис в стиле фанк. Манифест удаленной работы. - М.: Манн,

Иванов и Фербер, 2013. - 272 с.

12. Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры в информационной экономике: как россияне

осваивают новые формы организации труда и занятости (по результатам Первой всероссийской переписи фрилансеров): Препринт WP4/2009/02. - М.: ИД ГУ -ВШЭ, 2009. - 76 с.

13. Чаплашкин Н.В. Фриланс как новое социальное явление и его последствия: Автореф.

дис. ... канд. соц. наук: 22.00.03. - Москва, 2013. - 26 с.

14. Бабкин А.В., Чистякова О.В. Развитие инновационного предпринимательства в

России: понятие, динамика, проблемы, направления развития // Экономическое возрождение России. - 2014. - № 4. - С. 157-170.

Oksana V. Zheleznova, Postgraduate, Chair of Business and Logistics, Plekhanov Russian University of Economics; Director, Intellectual Laboratory "SerebroLab", Moscow. Olga V. Saginova, Doctor of Science, Economics, Professor, Head of the Chair of Business and Logistics, Plekhanov Russian University of Economics.

Nadezhda B. Zavyalova, Candidate of Science, Engineering, Associate Professor, Professor of Chair of Business and Logistics, Plekhanov Russian University of Economics

Marketing approach to provision of the investment business

ABSTRACT

The article reviews trends and specific features of business development that have the effect on formation of new activity types and business models in the sphere of service. It is coworking that, as a new type of service, has become the response of business to needs of individual entrepreneurs and freelancers. Specific development features of coworking and the need to meet specific demands of clients prove the need to apply the marketing approach for improvement of coworking services. The study will be interesting for entrepreneurs who are going to work or work in the sphere of service, for marketing experts and economists that study development issues of business structures. KEYWORDS: services, business activity, coworking, value offers

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.