УДК 65.014
КОВОРКИНГ КАК НОВАЯ МОДЕЛЬ БИЗНЕСА
© Игнатьева Ю. А., 2018
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В данной статье рассматривается новая модель бизнеса-коворкинг-центры. В статье раскрывается значение коворкингов, перечисляются их виды, преимущества и недостатки.
Ключевые слова: коворкинг-центры, нетворкинг, синергия
В 2005 году молодой программист Бред Ньюберг создал новую схему организации рабочего места, и назвал это Коворкинг, когда в одном офисе происходят разные, не всегда похожие виды деятельности. Новый тип экономики совместного потребления в корне меняет сложившиеся модели бизнеса.
Коворкинг (англ. Co-working, совместно работающие) — модель работы, при которой за участниками рабочее место не закрепляется иони используют общее пространство для своей работы. Это концепция организации трудового процесса, означающая деятельность большого количества людей над своими самостоятельными проектами в одном офисе для экономии на арендных затратах, развития нетворкинга и получения эффекта синергии [1].
В коворкинге можно найти черты и работы на дому, и офисной деятельности. Центры, как правило, оборудуются необходимой для отдыха мебелью, интернетом, кулерами с водой и кофемашинами. Здесь есть и переговорные комнаты. Визуально такое помещение напоминает офис, однако работающие в нем люди не зависят друг от друга, а их деятельность не влияет на коворкинг-центр. Это означает, что посещение подобного пространства для совместной работы не является обязательным: здесь находятся только люди, способные платить аренду.
В коворкинг-центрах можно найти дизайнеров, переводчиков, программистов, сотрудников модельных агентств, творческих работников — писателей, художников, поэтов, музыкантов — и прочих. То есть всех тех, кто не может найти дома необходимое уединение для плодотворного труда. Рабочая атмосфера коворкинг-центров не подразумевает шума и привязки к конкретному работодателю. Помещение имеет также комнаты отдыха, конференц-залы, комнаты для личных и телефонных встреч и даже спортивные залы, поэтому свою деятельность вы сможете организовать в любом удобном для вас месте.
Существую разные виды коворкинг центров.
Офисный и производственный. Самый популярный вид, он не требует специального оборудования и больших энергозатрат. Все, что нужно: помещения, офисная техника, мебель, интернет, — могут быть полезны начинающим бизнесменам, руководителям фирм и менеджерам.
Основное пространство таких коворкинг-центров обычно дополняется комнатами отдыха, конференц-залами, помещениями для телефонных переговоров и личных встреч. Центры для производственной и офисной деятельности нередко становятся местом службы специалистов крупных компаний, которые нанимаются для выполнения разовых проектов. Это позволяет сэкономить на организации дополнительных рабочих мест. Создание такого бизнес-центра для коворкинга можно считать довольно простым процессом. Затраты на организацию минимальны, а стоимость складывается из оплаты за часы, недели или месяцы аренды.
Творческий коворкинг
Коворкинг-центры творческого направления. Это молодежныйковоркинг-центр, который придется по душе представителям творческих профессий: художникам, поэтам, музыкантам, писателям. Здесь собираются те, кто хочет найти единомышленников для общения. Комфортный уголок отыщется и для людей, к которым вдохновение приходит только в уединении. Открытые handemade-мастерские — пошивочный коворкинг. В подобных мастерских можно найти либо оборудование и материалы — ткани, бумагу, фурнитуру, дерево и стекло.
Ремесленный коворкинг
Новое направление бизнеса. Центры являются полноценными цехами, где за арендную плату можно создать шедевр из любого материала. Ремесленные коворкинг-центры — отличный вариант для тех, у кого нет возможности организовать достаточно просторную мастерскую. Так же ремесленные мастерские используются для организации мастер-классов и обучающих курсов.
Существуют несколько разновидностей ремесленных коворкинг-центров, каждая со своей спецификой: дизайнерские, пошивочные, столярные мастерские и другие.
В России востребовано столярное и мебельное дело как разновидность промышленного коворкинга.
Детские коворкинг центры — довольно редкое, но перспективное явление в России. На Западе этот симбиоз детского сада и центра детского творческого весьма распространен.
Здесь дети получают полноценное питание, занимаются по развивающим программам,
общаются друг с другом и воспитателями. Он включает в себя игровые зоны, мастерски, залы для танцев и подвижных игр. С детьми работают специалисты, проводят с ними занятия.
Коворкинг такого типа расчитан и на родителей, которые могут провести время с ребенком или удалиться в отдельное помещение для работы [2].
Преимущества и недостатки. Коворкинг обладает как сильными так и слабыми сторонами.
Преимущества коворкинга:
• Социализация и нетворкинг. Совместный офис помогает заводить новые бизнес контакты, происходит постоянный обмен идеями и опытом.
• Коммуникабельность необходима для успеха, умение общаться с людьми и строить связи-взаимоотношения.
• Социализация один из основных плюсов коворкинга, который покрывает не только коммуникации, но и позволяет развивать мозг в других направлениях, тех которые «перестали быть нужны.
• Рабочая обстановка по сравнению с домом помогает сосредоточиться на деле и минимизировать отвлекающие факторы. Работа в офисе повысит вашу продуктивность.
• Профессиональное развитие, которому содействуют образовательные программы, конференции и различные встречи, организованные коворкинг-пространствами.
• Нетворкинг-приобретение полезных связей и контактов, способствующих в решение различных задач и вопросов. Возможность собрать команду для работы над большим проектом и найти менторную помощь.
• Общая эффективность. Эффект синергии позволяет значительно повышать эффективность коммуникаций и совместной разработки.
К недостаткам коворгинка можно отнести:
• Арендная плата: работа дома очень экономит время.
• Находясь в коворкинг-центре неизбежно общение с разными людьми, забыв о делах. Важно сосредоточиться и стараться тратить время только на полезные контакты.
• Безопасность. Важно помнить о безопасности своих личных вещей, в общественном месте.
• Оплата проезда до офиса. Фрилансер, работающий на дому, очень экономит на транспортных расходах. Выгоднее всего располагать коворкинг-центры в центральной части города, где есть удобная транспортная развязка, обязательное наличие вблизи кафе, гостиниц, бизнес- и торговых центров [2].
Эксперты отмечают, что у коворкингов большой потенциал развития. Его обеспечит растущий уровень спроса: клиентура коворкингов неизбежно будет увеличиваться за счет развития малого бизнеса и роста числа профессий интеллектуального труда. Развитие сферы freelance
и стартапов неизбежно повышает спрос на такие помещения. Диктует свои условия и экономическая нестабильность, которая в глобализированном мире захватывает страны практически одновременно.
Уже сегодня многие работодатели предпочитают не арендовать офис постоянно, а минимизировать расходы и арендовать коворкинги на время, которое необходимо для встреч или кратковременной совместной работы штата. Во всем мире популярность сетевых операторов продолжит активно расти за счет гибких условий оплаты и членских привилегий, популярность самостоятельных операторов за счет совмещения функций (например, хостел плюс коворкинг), уникальных услуг, необычного дизайна помещений.
В результате исследования эффективности использования модели коворкинга следует отметить, что она целесообразна:
• для единичных фрилансеров, маленьких стартапов или запуска пилотных проектов, или проектов малой длительности (до года);
• для небольших фирм до достижения ими «критической массы» (например, 100 тысяч уникальных посетителей в месяц на сайте рекламы).
В других случаях (крупные компании, продолжительный срок) более рациональным вариантом является аренда офиса и покупка/лизинг оборудования.
В России новые коворкинг-центры учли горький опыт, на протяжении нескольких лет, своих предшественников и пожелания целевой аудитории, превратив стандартное пространство в многогранную площадку. Сегодня в таких центрах вы сможете найти изолированные переговорные комнаты, конференц-залы, детские комнаты и даже мини-хостел. Коворкинги стали
специализироваться на узкопрофильных фрилансерах, например, на IT-специалистах или стартап-командах, работающих в сфере инновационных технологий.
Сегодня стартап-команды и небольшие компании, не имеющие возможности для аренды полноценного офиса, демонстрируют
возрастающий интерес к таким центрам. Узкопрофильные коворкинги, работающие при технопарке и исследовательских центрах, весьма востребованы у IT-специалистов.
Количеств коворкингов в мире насчитывается более 13 тысяч. Прогнозируется, что количество коворкингов будет с каждым годом только расти.
На сегодняшний день в мире около 1 миллиона человек работают в коворкинге.
Глобальная сеть коворкингов WeWork, которая объединяет 50 тысяч человек, по всему миру, в 177 точках, 32 городах и 13 странах.
Каждую неделю на площадках WeWork представители разных индустрий общаются с начинающими предпринимателями, периодически устраивают лайф-коучинг сессии, встречи tech-talks и демо-дни, так что WeWork — это еще и
площадка, где можно показать прототип или готовое решение инвесторам, рекламщикам, партнерам. Идеи можно обсуждать и в неформальной обстановке книжного клуба, соревнований по пинг-понгу, классов сальсы, йоги и медитации, охоты за пасхальными яйцами, дегустации вин, киновечеров и других мероприятий вроде викторин. В каждой локации WeWork есть свой комьюнити-менеджер, который отвечает за наполненность факультативной программы.
Среди корпоративных клиентов международной сети WeWork — гиганты PepsiCo, AmericanExpress, SiliconValleyBank, Cognizant, Merck и консалтинговая компания KPMG, которая держит за собой 75 рабочих столов в отделении WeWork на Манхэттене. Крупный бизнес небезосновательно считает, что коворкинги — это хабы перемен, и лучше быть в эпицентре, чем читать о трендах в СМИ. Помимо прочего, коворкинги — это источник новых клиентов [5].
В Иркутске на данный момент существует три крупных коворкинг центра, каждый и них имеет свою ориентированность на клиентов, разное расположение, что выгодно, для клиентов и резидентов коворкингов: InLermontov, Точка Кипения и арт-завод Доренберг [4].
Так же есть ряд центров меньшего масштаба коворкинги, творческие пространства, разной специфики: Дрожи, Антресоль и Soundpark (музыкальный коворкинг).
Коворкинги в Иркутске востребованы:
• у предпринимателей, которые не имею своего офиса, там они проводят свои встречи с бизнес-партнерами, встречи с коллегами;
• у фрилансеров, для встреч, работы, общения с коллегами по цеху;
• у коучей, которые выбирают площадки коворкингов для проведения своих лекций, мастер классов;
• у студентов, которые могут совместно заниматься своими научными работами, разработками и др.
На данный момент позиционирование коворкинга, как рабочего места у фрилансеров нет, но очень успешно они используется именно как место встреч, проведение мастер-классов, лекций, бизнес-тренингов, а также для коллективной работы.
Коворкинг InLermontov — первый коворкинг со встроеным бизнес-акселератором был открыт в 2015 году, Он позиционирует себя как площадка для развития малого бизнеса и предпринимательства, а так же является субъектом инновационной структуры. Его открытие — это первый пример в Приангарье государственно-частного партнерства в области поддержки малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности. Кроме того, что в центре сдаются в аренду рабочие места, предпринимателям
оказывается консалтинговая поддержка, рассказываютоткуда можно привлечь
финансирование для проекта.
Коворкинг InLermontov ориентирован на молодых людей, которые занимаются технологическим предпринимательством, создают приложения, web-порталы, технические и научные проекты.
«Иркутская область страдает отсутствием инновационной инфраструктуры. А это то, что нужно предпринимателям, которые занимаются реализацией инновационных проектов. Создание таких мест + это государственная задача. Государство должно этим заниматься. Алексей сделал очень большое дело. Он вложил душу, деньги. Мы со своей стороны за счет стартап-школы «Тайга», центра поддержки предпринимательства обеспечим содержательную часть. Будем привлекать предпринимателей, людей, которые чего-то достигли, чтобы они помогли, поделились с начинающими инноваторами своими знаниями», — подчёркивает заместитель министра экономического развития Иркутской области Евгений Семенов. Арт-завод Доренберг, первый в Иркутске креативный кластер. Арт-завод, можно рассматривать как формат коворкинга. Это место для тех, кто горит идеями и желанием развивать свои проекты в атмосфере сотрудничества и взаимной поддержке.
Доренберг предоставляет просторные офисные пространства, мастерские и пространства для шоу-румов. В нем все предусмотрено для комфортной и эффективной работы. На арт-заводе имеется площадки для мероприятий любого масштаба. Для лекций. Местер-классов, поэтические и гастрономические фестивали.
Миссия завода является объединение творческих людей и креативных предпринимателей всех направлений в успешный тандем. Здесь можно найти единомышленников и обменятся опытом, создавать совместные проекты и выпускать уникальные продукты.
Творческая студия «Антресоль» появилась в Иркутске в марте 2016 года. Кроме мастер-классов и различных обучающих курсов по шитью, ювелирному и столярному делу в студии работает коворкинг, где можно арендовать швейную машинку, мольберты, бормашины, верстаки, лобзики и многое другое. Кроме того, мастера различных профилей арендуют места для проведения своих творческих мастер-классов. Руководство студии помогает мастеру набрать группу для проведения мероприятия, предоставляет необходимое оборудование. Одна из основных целей коворкинга — возможность творчески реализоваться как детям, так и взрослым.
Для Иркутска это достаточно необычная концепция, к которой до сих пор еще привыкают. По вечерам здесь проходят курсы кройки и шитья, колористики, столярные и ювелирные мастер-
классы, а в дневное время занимаются дети от 4 до 12 лет — лепят, рисуют, мастерят.
В коворкинге также занимаются студенты творческих специальностей, которые практикуются здесь после занятий, либо готовят курсовые и дипломные проекты.
У коворкинга в Иркутске большой потенциал, сейчас о коворкинге можно говорить, как о самостоятельном сегменте на рынке коммерческой недвижимости. Коворкинг привлекает внимание не только местных фрилансеров, но и тех, кто приезжает в город в командировку и имеет потребность в правильно организованном рабочем пространстве.
Коворкинги естественным образом встроились в картину мира современного профессионала — представителя поколения миллениалов, у которого нет потребности в большом офисном пространстве (как и кредита на его долгосрочную аренду), но есть стремление к самовыражению и общности. Аудитория новых офисов не ограничивается предпринимателями-одиночками и группами бизнес-энтузиастов: компании со стажем с интересом повернули головы в сторону компактных офисных пространств. ■
Бабич С., Пархименко В. Коворкинг: концепция и перспективы. Наука и инновации.-2014 г.-Т. 6.-№136.
Электронный журнал Генеральный директор -https://www.gd.ru/articles/9782-kovorking-tsentr (Дата обращения: 29.09.2018)
Портал «Коуогк^гга»[Элекгронный ресурс] // -URL: https://www.kovorkingi.ru/lib/v-irkutske-otkrylsya-kovorking-centr-tochka-kipeniya (Дата обращения: 29.09.2018)
Потрал «Weework» [Электронный ресурс] - URL: https://www.wework.com (Дата обращения: 29.09.2018)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабич С., Пархименко В. Коворкинг: концепция и перспективы. Наука и инновации.-2014 г.-Т. 6.-№136.
2. Портал «Kovorkingi.ru»[Электронный ресурс] // - URL: https://www.kovorkingi.ru/lib/v-irkutske-otkrylsya-kovorking-centr-tochka-kipeniya (Дата обращения: 29.09.2018)
3. Потрал «Weework» [Электронный ресурс] -URL: https://www.wework.com (Дата обращения: 29.09.2018)
4. Электронный журнал Генеральный директор - https://www.gd.ru/articles/9782-kovorking-tsentr (Дата обращения: 29.09.2018)
Kovorking as a new model of business
© Ignateva J., 2018
This article considers a new business model - coworking centers. The article reveals the importance of coworking, lists their types, advantages and disadvantages.
Keywords: coworking centers, networking, synergy
УДК 65.014
ТЕХНИЧЕСКИЕ КОВОРКИНГИ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
© Игнатьева Ю. А., 2018
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В статье рассматриваютсякак создание технические коворкинги могут способствовать развитию малого бизнеса, как поддержка крупного бизнеса и производства.
Ключевые слова: коворкинг, санкции, малый бизнес, крупный бизнес, импортозамещение
В связи с кризисом на Украине в 2014 году США начали вводить санкции по отношению к России. Санкции это ограничительные политические и экономические меры, введенные в отношении какого-либо государства. Инициатором введения санкции, с целью международной изоляции России, стало руководство США, под давлением которого, рискуя понести экономический ущерб, к санкциям присоединились страны Евросоюза. Санкции также поддержали государства большой семерки и некоторые другие страны, являющиеся партнерами США и ЕС.
Введение санкций сказалось на крупном оборонно-промышленном комплексе, так как он
является наиболее приоритетной сферой развития российской экономики. Около 120 тысяч предприятий и предприятий оборонного комплекса, расположены в 70 регионах России, эти предприятия, являющиеся в основном поставщиками новейшей техники в вооруженные силы РФ, наиболее болезненно воспринимают санкции, со стороны западных стран, на ограничение поставок новейших приборов, технологий и комплектующих деталей для новой техники.
С другой стороны можно отметить так же и благоприятную сторону санкций, так как они побуждают обратить внимание предприятий и научно-исследовательских организаций ВПК