Научная статья на тему 'Особенности стратегического управления малых и средних сервисных компаний в условиях становления цифровой экономики'

Особенности стратегического управления малых и средних сервисных компаний в условиях становления цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ СЕРВИСНЫЕ КОМПАНИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ / SMALL AND MEDIUM-SIZED SERVICE COMPANIES / DIGITAL TECHNOLOGIES / DIGITAL ECONOMY / DIGITALIZATION OF PUBLIC LIFE / DIGITALIZATION OF SERVICE / PRINCIPLES OF FUNCTIONING AND MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошелева Татьяна Николаевна, Сорвина Таисия Андреевна,

В статье рассмотрены концептуальные положения, раскрывающие особенности стратегического развития малых и средних сервисных компаний. Раскрыты направления изменений сервисных рынков в транспортной сфере в условиях становления цифровой экономики. Охарактеризованы проблемы малых и средних сервисных компаний в транспортной сфере, возникающие в процессе формирования элементов информационного обеспечения стратегического развития сервисного обслуживания. Обоснована потребность создания сервисных кластеров при участии малых и средних сервисных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STRATEGIC MANAGEMENT OF SMALLAND MEDIUM-SIZED SERVICE COMPANIES IN THE CONDITIONS OF FORMATION OF DIGITAL ECONOMY

The article deals with the conceptual provisions that reveal the features of the strategic development of small and medium-sized service companies. The directions of changes in the service markets in the transport sector in the conditions of formation of the digital economy are revealed. The problems of small and medium-sized service companies in the transport sector arising in the process of forming elements of information support for the strategic development of service are characterized. The need to create service clusters with the participation of small and medium-sized service companies is substantiated.

Текст научной работы на тему «Особенности стратегического управления малых и средних сервисных компаний в условиях становления цифровой экономики»

ОСОБЕННОСТИ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ СЕРВИСНЫХ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

FEATURES OF STRATEGIC MANAGEMENT OF SMALL

AND MEDIUM-SIZED SERVICE COMPANIES IN THE CONDITIONS

OF FORMATION OF DIGITAL ECONOMY

УДК 338.24 DOI: 10.25631/PEJ.2019.4.61.67

КОШЕЛЕВА Татьяна Николаевна

заведующая кафедрой № 2 социально-экономических дисциплин и сервиса Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, доктор экономических наук, доцент, toozool@mail.ru

KOSHELEVA, Tatyana Nikolaevna

Head of the Department № 2 of Socio-Economic Disciplines and Service, Saint Petersburg State University of Qvil Аviation, Doctor of Economics, Associate Professor, toozool@mail.ru

СОРВИНА Таисия Андреевна

доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, sorvina-76@yandex.ru

SORVINA, Taisiya Andreevna

Associate Professor at the Department of Economic and Social Processes Management in Film and Television Industry, Saint Petersburg Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, sorvina-76@yandex.ru

Аннотация.

В статье рассмотрены концептуальные положения, раскрывающие особенности стратегического развития малых и средних сервисных компаний. Раскрыты направления изменений сервисных рынков в транспортной сфере в условиях становления цифровой экономики. Охарактеризованы проблемы малых и средних сервисных компаний в транспортной сфере, возникающие в процессе формирования элементов информационного обеспечения стратегического развития сервисного обслуживания. Обоснована потребность создания сервисных кластеров при участии малых и средних сервисных компаний.

© Кошелева Т. Н., Сорвина Т. А., 2019.

Ключевые слова: малые и средние сервисные компании, цифровые технологии, цифровая экономика, цифровизация общественной жизни, цифро-визация обслуживания, принципы функционирования и управления.

Abstract.

The article deals with the conceptual provisions that reveal the features of the strategic development of small and medium-sized service companies. The directions of changes in the service markets in the transport sector in the conditions of formation of the digital economy are revealed. The problems of small and medium-sized service companies in the transport sector arising in the process of forming elements of information support for the strategic development of service are characterized. The need to create service clusters with the participation of small and medium-sized service companies is substantiated.

Key words: small and medium-sized service companies, digital technologies, digital economy, digitalization of public life, digitalization of service, principles of functioning and management.

Стратегическое развитие малых и средних сервисных компаний определяется в настоящее время следующими особенностями, а именно [1; 2; 3]: относительно высокая концентрация капитала и собственности вместе с недостаточностью интеграции в процессе комплексного оказания услуг; формирование узкого ассортимента и целенаправленной (узкой) структуры оказываемых услуг в сфере транспорта на фоне недостаточного интенсивного проникновения цифровых технологий в качестве базы для развития сферы услуг; усиление региональной специализации малых и средних сервисных компаний; усиление международной интеграции малых и средних предприятий как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении выстраивания логистических цепочек сервисного бизнеса; взаимосвязи, взаимозависимости и взаимопроникновение между участниками локальных рынков услуг в сфере транспорта и иными компаниями.

В современных условиях обостряются проблемы дальнейшего развития сервисных рынков в транспортной сфере РФ, особенно на фоне интенсивного проникновения цифровых технологий в общественные процессы

всех уровней рыночных отношений. Происходит модернизация типов сервисных рынков в транспортной сфере, среди которых можно выделить следующие [2; 3]: локальные сервисные рынки малых и средних обслуживающих организаций в транспортной сфере преобразовываются в многогранный сервисный рынок, снимающий все ограничения в информационной среде в транспортной сфере (по регионам, по видам транспорта, по пассажирам, по взаимодействию с транспортными и обслуживающими компаниями); международный сервисный рынок и географическое сегментирование сервисных рынков малых и средних обслуживающих организаций преобразовываются в глобальный ассоциативный сервисный рынок на основе проникновения во все технологические процессы информационных технологий; специальные обслуживающие комплексы для размещения и оказания услуг, включающие малые и средние обслуживающие организации (гостиничного, вокзального, развлекательного комплекса, общепит, организации обслуживающего комплекса для пассажиров и встречающих, для транспортных и посреднических компаний), преобразовываются в обслуживающие информационные пространственно-сетевые

комплексы (по регионам, по видам транспорта, по пассажирам, по взаимодействию с транспортными и обслуживающими компаниями).

В 2015 г. Указом Президента РФ был создан единый институт по поддержке малого и среднего бизнеса - АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» [4], но пока на сегодняшний день этот институт не обладает механизмами для формирования подходов к активизации основополагающих элементов информационного направления стратегического развития общества на основе проникновения цифровых технологий на все уровни бизнес-структур. В процессе формирования элементов информационного направления стратегического развития сервисного обслуживания в транспортной сфере обостряются следующие проблемы малых и средних сервисных компаний [5; 6]: медленное развитие сервисных продуктов из-за недостаточного проникновения информационных технологий в процесс стимулирования спроса и создания потребностей в новых видах обслуживания; сложности с привлечением квалифицированного персонала из-за относительно невысокой оплаты труда, недостаточного информирования потенциальных работников и изменения профессионально востребованной структуры специалистов в сфере услуг; достаточно высокий уровень издержек из-за относительно высоких цен на услуги, в том числе в результате недостаточного проникновения информационных технологий в процесс сервисного обслуживания; несоответствие между ценой и качеством продукта/услуги из-за слабого воздействия информационных технологий на процесс выстраивания системы менеджмента качества сервисного обслуживания в целях обеспечения конкурентоспособности организации.

В процессе формирования элементов информационного направления стратегического развития сервисного обслуживания в транспортной сфере происходит выстраивание механизмов становления сервисных кластеров при участии малых и средних сервисных компаний (сервисные технопарки и мобильные

бизнес-инкубаторы), таких как: принципы поиска и внедрения информационных инноваций; концептуальные основы формирования «критической массы» услуг сервисной компании; алгоритм трансфера/передачи знаний и компетенций и др. Выстраивание механизмов становления сервисных кластеров с участием малых и средних сервисных организаций происходит с помощью влияния таких факторов, влияющих на конкурентоспособность сервисного вида экономической деятельности в сфере транспорта, как организация информационных бизнес-процессов, информационный маркетинг сервисных видов услуг на международном рынке и др. Факторы, определяющие конкурентоспособность малых и средних сервисных организаций, ограничиваются медленным проникновением информационной инфраструктуры в технологические процессы сервисного обслуживания в транспортной сфере. Становление информационной инфраструктуры технологических процессов сервисного обслуживания подразумевает разработку методологических основ цифровой экономики в процессе стратегического развития малых и средних сервисных компаний. Первоначально необходимо определиться с понятийным аппаратом. Существуют различные подходы к определению понятий «цифровой» экономики, «цифровизации» общественной жизни, «цифровизации обслуживания», в том числе самое распространенная трактовка цифровой экономики в качестве деятельности, применяющей цифровые технологии [7]. Также существует подход, в соответствии с которым цифровую экономику представляют в форме трансформации технологий производства товаров и услуг на цифровой основе [8]. В результате можно сделать вывод о неоднозначности подходов к толкованию концептуальных основ понятия «цифровизации обслуживания» на фоне становления «цифровой» экономики, а также технологических и социально-экономических преобразований на этом основанных. В научных кругах экономистов происходит переосмысление формирующихся предпосылок и подготовка к разработке сер-

висной инфраструктуры, предопределяющей будущие, потенциальные потребности, которые закладываются обществом с помощью выстраивающихся сегодня цифровых компетенций и информационных сервисных технологий [9]. Ряд авторов, как зарубежных, так и российских, в процессе формирования методологического обоснования концептуального подхода к понятию «цифровизация» общественной жизни как стратегии экономического развития исходят либо из англоязычных терминов, либо применяют достаточно упрощенное толкование в виде использования цифровых технологий и ее производных в экономике страны [9]. Но хотя такой подход, конечно, имеет под собой определенную основу и значительная часть специалистов поддерживает такую трактовку, по мнению авторов, в данном подходе не учитывается ряд составных элементов новой ступени развития общества и не оставлено место под потенциально возможные элементы, которые мы пока не знаем, не видим, не ощущаем, и которые, вполне возможно, и даже обязательно появятся в будущем на новой цифровой ступени развития общества. В том числе не учитываются многими авторами такие элементы концептуально нового подхода на основе всеобъемлющего преобразования общества, как принципы функционирования и управления качественно иной бизнес-структурой информационного общества [10], принципиально иное восприятие всеми членами общества применяемой сегодня инновационной технологической платформы, а также алгоритм взаимодействия составных элементов, логистика взаимопроникновения региональных, национальных и международных информационных бизнес-сетей и их проникновения во все структурные элементы общества, подразумевающих выстраивание цифровой «архитектуры» общества, «перестраивание» структурных составляющих функционирующих сегодня технологий и модификация и встраивание всех элементов системы жизнеобеспечения человека и общества в целом под данную цифровую «архитектуру».

Таким образом, в условиях становления цифровой экономики должны получить ши-

рокое распространение различные инновационные модели организационно-экономических систем [11]. Это обусловливает необходимость формирования новых подходов к стратегическому управлению малых и средних сервисных компаний, выступающих ключевым функциональным и экономическим сегментом цифровой экономики. Под цифровой экономикой авторы предлагают понимать инфраструктурную составляющую взаимосвязей всех элементов рыночного взаимодействия на разных уровнях взаимопроникновения и управления организацией региональных, национальных и международных бизнес-структур и домохозяйств, как основных членов общества. Цифровую экономику авторы предлагают определять в соответствии со следующими принципами: устойчивая генерация качественных новаций (базисных и управленческих, образовательных и профессионально-образующих, информационных и информационно-изменяющих, информационно-технологических и цифровизирующих и т. д.); устойчивость взаимодействия в информационном пространстве (сетевое информационное взаимодействие в интернет-пространстве или в любом новом перспективном информационном пространстве взаимодействия и т. д.); устойчивая мобильность взаимопроникновения цифровых услуг (бесперебойное оказание цифровых услуг, независимо от постоянства электроэнергии и других сопутствующих видов обеспечивающих поставку цифровых услуг элементов); всеобщность цифровизации (тотальный охват цифровыми технологиями всех потребителей на всех уровнях взаимодействия и территориального размещения - на земле, на воде, под водой, в воздухе, в безвоздушном пространстве). Принцип «устойчивой генерации качественных новаций» предполагает функционирование бизнес-структур общественного хозяйства и домохозяйств в качестве основных хозяйственных единиц цифровой экономики, в соответствии с постоянным в разной степени интенсивности продуцированием качественно отличающихся от уже функционирующих (действующих в обществе)

новаций, созданных на основе видоизменения и перестроения цифровых технологий (в том числе с встроенными математическими моделями и на базе качественно новой ступени развития матричных бизнес-форм). Принцип «устойчивого взаимодействия в информационном пространстве» предполагает функционирование бизнес-структур и домохозяйств в соответствии с детерминантным информационным взаимодействием на всех уровнях временного, географического и физического диапазона цифрового соединения потребителей и участников пространственных взаимосвязей. Принцип «устойчивой мобильности взаимопроникновения цифровых услуг» предполагает функционирование общества и домохозяйств в качестве основных хозяйственных единиц цифровой экономики, в соответствии с гипердинамичностью запросов потребителей в условиях постоянных изменений в процессе функционирования логистических цепочек выстраивания информационных взаимосвязей и взаимодействия потребителей в высоко и интенсивно трансформирующихся информационных потребностях цифрового общества. Принцип «всеобщность цифровизации» предполагает функционирование общества и домохозяйств в соответствии с взаимопроникновением цифровой платформы нового технологического уклада во все сферы жизнеобеспечения потребителей в обществе, действующего на безальтернативной основе и обеспечивающего все общественно необходимые сферы существования и хозяйственной деятельности членов общества без исключения.

Под «принципиально качественно иным восприятием инновационной технологической платформы», применяемой сегодня в рамках цифровой экономики, авторы предлагают понимать безоговорочное восприятие всеми бизнес-структурами и домохозяйствами общества и переход без исключения на цифровую платформу жизнеобеспечения всеми потребителями и ее применение во всех случаях хозяйственной деятельности и деятельности в рамках частной жизни.

«Алгоритм взаимодействия» в качестве одного из элементов концептуально нового подхода на основе всеобъемлющего преобразования общества предполагает выстраивание «архитектуры» взаимосвязей на различных уровнях информационных трансформаций бизнес-моделей и структурирование цифровых взаимозависимостей цифровой (математической) платформы во всех общественно необходимых сферах существования и хозяйственной деятельности членов общества.

«Логистика взаимопроникновения информационных бизнес-сетей» во все структурные элементы общества, в рамках цифровой экономики предполагает формирование трансформации логистических цепочек информационных взаимосвязей в пространственном взаимодействии информационных бизнес-сетей на основе модификации и встраивания всех элементов системы жизнеобеспечения в общественно необходимые сферы существования и хозяйственной деятельности членов общества под динамично изменяющуюся цифровую «архитектуру».

Под цифровизацией общественной жизни в качестве определяющей стратегии экономического развития авторы предлагают понимать механизм проникновения цифровых технологий и ее производных во все структурные элементы общества, включая алгоритм их взаимодействия. Цифровизацию общественной жизни авторы предлагают определять в соответствии с принципами цифровой экономики, но с уточнениями, а именно на основе следующих принципов: устойчивая генерация качественных цифровых новаций в общественной жизни; устойчивость информационного взаимодействия в общественном пространстве; устойчивая информационная мобильность цифровых услуг (бесперебойное оказание информационных цифровых услуг); всеобщность информационного мышления общества (тотальное переструктурирование системы мышления всех потребителей на цифровые технологии на всех уровнях взаимодействия и территориального размещения).

Под цифровизацией обслуживания на фоне становления цифровой экономики авторы предлагают понимать механизм проникновения цифровых технологий и ее производных во все структурные элементы процесса обслуживания реальных и потенциальных потребителей - физических и юридических лиц, партнеров, инфраструктурных элементов поддержки, государственных структур и других участников процесса обслуживания, включая среду взаимопроникновения в рамках алгоритма их взаимодействия. Цифровизацию обслуживания авторы предлагают определять на основе принципов цифровой экономики, но с дополнениями, а именно: устойчивая генерация качественных цифровых новаций в сфере обслуживания; устойчивость информационного взаимодействия в общественном пространстве, в том числе в сфере обслуживания; устойчивая информационная мобильность цифровых услуг в сфере обслуживания; всеобщность информационного мышления общества в сфере обслуживания.

Цифровизация обслуживания в качестве обеспечения подходов к стратегическому развитию малых и средних сервисных компаний в процессе становления цифровой экономики может позволить функционирование на основе: устойчивого продуцирования качественно новых форм и видов информационного обслуживания; устойчивого предложения сервисных услуг и качественного расширения их ассортимента с применением информационной платформы;

устойчивого формирования потребностей в новых формах и видах информационного обслуживания; устойчивого формирования разнонаправленного проникновения малых и средних сервисных компаний и создания новых видов обслуживания и комплексного взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства с крупным бизнесом в транспортной сфере с использованием информационной инфраструктуры и продуцирования новых инфраструктурных элементов предпринимательского взаимодействия; инициирования информационных проектов по структурным преобразованиям в малых и средних сервисных компаниях, включая инвестиции, направленные на автоматизацию процесса услуг.

Таким образом, можно сделать вывод о формировании нового подхода к стратегическому развитию малых и средних сервисных компаний в процессе становления цифровой экономики, который базируется на процессах цифровой экономики, цифровизации общественной жизни и цифровизации обслуживания. Ключевые положения нового концептуального подхода раскрываются системой принципов функционирования и управления качественно иной бизнес-структурой информационного общества, принципиально иным восприятием применяемой сегодня инновационной технологической платформы, а также алгоритмами взаимодействия составных элементов, логистики взаимопроникновения информационных бизнес-сетей.

Список литературы

1. Бургонов О. В., Кошелева Т. Н. Подходы к формированию стратегии инновационного развития малого предпринимательства // Проблемы экономики и управления в регионе: сборник материалов научно-практической конференции с международным участием / Министерство образования и науки Российской Федерации; Псковский государственный университет. 2016. С. 153-160.

2. Василенок В. Л. и др. Методические подходы к оценке успешности регионального развития предпринимательских структур // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2018. № 4. С. 62-68.

3. Golubetskaya N. a. о. Problems of innovative development of an entrepreneurship in the industry in the conditions of upgrade of // Iop conference series: Earth and environmental science, 19. Сер. «Energy Management of Municipal Transportation Facilities and Transport, EMMFT 2017». 2017. p. 012049.

4. Указ Президента РФ от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39747 (дата обращения: 04.08.2019).

5. Информационный портал «Барнаул-Алтай». URL: https://barnaul-altai.ru/news/ citynews/index.php?id=93990&m=06 (дата обращения: 04.08.2019).

6. Кошелева Т. Н., Ксенофонтова Т. Ю. Подходы к формированию механизма инновационного развития малого предпринимательства на воздушном транспорте // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 9-2 (24). С. 94-98.

7. Андреева Г. Н., Бадальянц С. В., Богатырева Т. Г. и др. Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения. Н. Новгород: «Профессиональная наука», 2018. 131 с.

8. Westerman G., Bonnet D., McAfee A. Девять основ цифровой трансформации. URL: http://tops.ru/blog/9_osnov_digital_transformacii/ (дата обращения: 17.08.2019).

9. Минеева В. М. Концептуальные основы цифровой трансформации экономики. URL: https://rcsme.ru/ru/library/show/8828/Путеводитель-предпринимателя (дата обращения: 04.08.2019).

10. Евменов А. Д., Булочников П. А. Управление качеством процессов функционирования организаций как резерв повышения конкурентоспособности // Петербургский экономический журнал. 2016. № 3. С. 40-48.

11. Байков Е. А. Стратегическое управление инновационными организационно-экономическими системами сферы культуры в условиях цифровой экономики // Петербургский экономический журнал. 2019. № 3. С. 32-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.