Научная статья на тему 'Стратегия цифровой трансформации сервисной логистики'

Стратегия цифровой трансформации сервисной логистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
618
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ СЕРВИС / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕРВИСНОЙ ЛОГИСТИКИ / LOGISTICS / LOGISTICS SERVICES / E-COMMERCE / DIGITAL TRANSFORMATION OF ECONOMY / DIGITAL TRANSFORMATION OF SERVICE LOGISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Теренина И.В., Сковороднева Е.В.

В статье рассматриваются изменения экономических процессов и их переход в цифровое пространство. Это связано с развитием сфер применения цифровых технологических новшеств, переходом к электронной коммерции, развитием интернета вещей, применением беспилотных технологий в транспортных системах. Качественное логистическое обслуживание потребителей в цифровом пространстве можно осуществить при создании стратегии цифровой трансформации сервисной логистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article considers changes in economic processes and their transition to digital space. This is due to development of areas of application of digital technological innovations, transition to e-commerce, development of Internet of things, use of unmanned technologies in transport systems. Quality logistics service to consumers in digital space can be implemented when creating a strategy for digital transformation of service logistics.

Текст научной работы на тему «Стратегия цифровой трансформации сервисной логистики»

2. Life-cycle of a small enterprise / ed. by A. A. Shamrai. — M. : Liberal mission, 2010.

3. Shirokova, G. V. Life-cycles of Russian business firms: research methodology and main stages. — SPb., 2010.

4. Greiner, L. E. Evolution and Revolution as Organizations Grow // Harvard Business Review. — 1972. — Vol. 50. — № 4.

5. Miller, D., Friesen, P. H. Stressful and u^^^ssM phases of corporate life-cycle // Organization studies. — 1983. — № 4.

И. В. Теренина, Е. В. Сковороднева

СТРАТЕГИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СЕРВИСНОЙ ЛОГИСТИКИ

Аннотация

В статье рассматриваются изменения экономических процессов и их переход в цифровое пространство. Это связано с развитием сфер применения цифровых технологических новшеств, переходом к электронной коммерции, развитием интернета вещей, применением беспилотных технологий в транспортных системах. Качественное логистическое обслуживание потребителей в цифровом пространстве можно осуществить при создании стратегии цифровой трансформации сервисной логистики.

Ключевые слова

Логистика, логистический сервис, электронная коммерция, цифровая трансформация экономики, цифровая трансформация сервисной логистики.

I. V. Terenina, E. V. Scovorodneva

STRATEGY OF DIGITAL TRANSFORMATION OF SERVICE LOGISTICS

Annotation

Article considers changes in economic processes and their transition to digital space. This is due to development of areas of application of digital technological innovations, transition to e-commerce, development of Internet of things, use of unmanned technologies in transport systems. Quality logistics service to consumers in digital space can be implemented when creating a strategy for digital transformation of service logistics.

Keywords

Logistics, logistics services, e-commerce, digital transformation of economy, digital transformation of service logistics.

Введение

В условиях динамично развивающегося рынка большинство экономических процессов усложняются и модифицируются. Активное развитие цифровых технологий заставляет рыночные отношения принимать совершенно новую форму, экономика современного мира вынуждена принимать цифровой формат.

С переходом взаимоотношений контрагентов в электронную плоскость многие логистические процессы усложняются и требуют трансформации в цифровой формат. Эти действия связаны, прежде всего, с цифровой трансформацией действий по управлению материальным потоком и его информационной координацией. Тенденция рас-

пространения цифровых технологий в сфере логистического обслуживания обусловлена увеличением уровня прозрачности информации о логистических операциях и повышением их качества. Также можно отметить тенденцию увеличения объема данных в цепочке поставок. Кроме того, увеличивается уровень объема данных, предоставленных клиентам. Цифровые технологии способны усовершенствовать сервисные логистические операции, предоставляя преимущества прежде всего потребителям. Эта ситуация подчеркивает необходимость предоставления логистических услуг в новом цифровом формате,

чтобы своевременно реагировать на вызовы рынка и приспосабливаться к изменяющейся рыночной конъюнктуре, что в свою очередь актуализирует формирование цифровой стратегии трансформации сервисной логистики.

Материалы и методы

Говоря о модификации рыночных взаимоотношений, нельзя не вспомнить, сколько преобразований уже пережила мировая экономика. Прежде всего, они были связаны с появлением инноваций, развитием новых форм взаимоотношений участников рынка и переходом к новым технологическим укладам (табл. 1).

Таблица 1 — Динамика развития технологических укладов

Промышленный переворот Период Инновации / прорывы Результат

Первая промышленная революция конец XVIII в. -начало XIX е. водяные и паровые двигатели, ткацкие станки, механические устройства, транспорт, металлургия переход от аграрной экономики к промышленному производству, развитие транспорта

Вторая промышленная революция вторая половина XIX в. - начало XX 6- электрическая энергия, высококачественная сталь, нефтяная и химическая промышленность, телефон, телеграф поточное производство, электрификация, железные дороги, поточное производство, разделение труда

Третья промышленная революция конец XX в. (1970 г. и далее) цифровизация, развитие электроники, применение в производстве инфокоммуникационных технологий (ИКТ) и ПО автоматизация и робототехника

Четвертая промышленная революция термин введен в 2011 в рамках государственной Hi-Tech Стратегии Германии(один из десяти проектов -Industrie 4.0) глобальные промышленные сети, Интернет Вещей, переход на возобновляемые источники энергии, переход от металлургии к композитным материалам, ЗО принтеры, вертикальные фермы, синтез пищи, самоуправляемый транспорт, нейросети, генная модификация, биотехнологии, искусственный интеллект распределенное производство, распределенная энергетика, сетевой коллективный доступ и потребление, замена посредников на распределенные сети, прямой доступ производителя к потребителю, экономика совместного использования (саг sharing, например)

Из данных таблицы 1 видно, что инновации всегда вносят свою лепту в развитие экономики и влияют на взаимоотношения участников рынка. Технологически развитые страны занимают лидирующие позиции на рынке. Понимание особенностей технологического

развития и своевременное принятие решений по внедрению инноваций в деятельность предприятий может обеспечить устойчивое положение рынка нашей страны. Клаус Шваб в своей книге «Четвертая промышленная революция» не раз упоминает принцип «Побе-

дитель получает все», характеризуя рыночные отношения между странами и внутри них. Поэтому цифровая трансформация сервисной логистики предприятий становится необходимой составляющей для успешного функционирования на рынке и неоспоримым условием для своевременного отклика на вызовы рынка. Название Индустрия 4.0 (Industrie 4.0) вышло из государственной Hi-Tech Стратегии Германии до 2020 г. В проекте изложена концепция умного производства (Smart Manufacturing) на базе глобальной промышленной сети интернета вещей и услуг (Internet of Things and Services) [1].

Прогноз аналитиков весьма оптимистичен для развития мировой логи-

стики и представляет все основания предполагать, что рынок логистических услуг будет востребован, и многие логистические сервисные процессы потребуют цифровой трансформации (табл. 2). В перспективе так будет происходить распределение технологий по различным сферам и таким образом будут распределяться доходы от интернета вещей в промышленности уже в ближайшие годы. Большинство инновационных технологий находят свое применение в энергетике и ЖКХ. Это обусловлено необходимостью применения точных подсчетов и сложностью передачи данных. Наибольшая прибыль от применения инновационных технологий приходится на транспорт.

Таблица 2 — Прогноз и взаимосвязь между внедрением цифровых технологий

и прибылью от их использования

Преимущества от использования цифровых технологий в разных сферах экономики могут быть сгруппированы следующим образом (табл. 3). На основании представленных данных можно сделать вывод, что трансформация логистических услуг в цифровой формат предоставляет выгодные преимущества

компаниям, внедряющим инновационные технологии.

Клаус Шваб в книге «Четвертая промышленная революция» выступает с инициативой глобальных перемен в промышленности и транспорте через создание сети «умных» устройств, подключенных к Интернету [2].

Таблица 3 — Преимущества от использования цифровых технологий для различных сфер деятельности

Промышленность Транспорт и логистика Торговля и финансы

• сокращение производственного цикла • снижение расходов топлива • рост продаж

выпуска продукции • уменьшение времени простоя транспортных средств • уменьшение затрат на операционное обслуживание

• улучшение энерго- торговых автоматов

эффективности и снижение « сокращение времени на

эксппуатационных расходов проведение проверок технического состояния • решение неисправностей банкоматов удаленным

• улучшение планирования и снижение потребности в способом

сокращение сроков •

подготовки производства квалифицированном персонале диспетчеров • сокращение простоев банкоматов

• повышение времени

бесперебойной работы • снижение затрат на • снижение расходов клиентов

оборудования и сокращение транспортную логистику при автострахования

его простоев сборе мусора

• рост качества выпускаемой продукции и снижение числа рекламаций клиентов

Энергетика и ЖКХ Умный город и безопасность Агропромышленный комплекс

• рост доходов * рост доходов парковок из-за снижения случаев • снижение нецелевого пробега

экономия ресурсов и сокращение потерь мошенничества при оплате парковки сельскохозяйственной техники

• ускорение сроков планирования нагрузок сети • снижение затрат на уличное освещение • снижение расходов на производственные процессы

ускорение замены (орошение, просушка зерна и

* • рост скорости городского т.п.)

вышедшего из строя движения

оборудования и компонентов сетей • повышение доходности в

пересчете на единицу поголовья скота

Источник: Лоп & Раг^егв Согки/Нпо

Центральными составляющими представляются:

• сервис-ориентированное проектирование производства и поставки индивидуальной продукции индивидуальным потребителям;

• технологическую платформу Индустрия 4.0 составляют «интернет вещей» + «промышленный интернет»;

• интеграция умных предприятий и инфраструктуры предполагает существенное снижение затрат и рост производительности труда;

• определение общих платформ и языков (программ) для свободного взаимодействия объектов остается одной из основных задач в применении ки-берфизических систем [2].

Ключевое значение отводится созданию и развитию интегрированных и автономных систем предприятия. Это

обусловлено тем, что цепь поставки можно оптимально организовать в случае, когда все элементы логистической системы эффективно и устойчиво функционируют в рамках целостной системы.

Российская экономика нуждается в реформах и преобразованиях некоторых экономических процессов в электронный формат, т. к. это расширит возможности нашего рынка. Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации разработана до 2035 г. Центральной задачей программы является обеспечение конкурентоспособности экономики. «Настоящая Стратегия принимается в условиях, когда первенство в исследованиях и разработках, высокий темп освоения новых знаний и создания инновационной продукции являются ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность национальных

экономик и эффективность национальных стратегий безопасности» [4] (из Указа Президента Российской Федерации № 642 от 01.12.2016 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»). Настоящая программа определяет основные направления государственной политики Российской Федерации по формированию цифровой (электронной) экономики, в целях соблюдения национальных интересов и реализации национальных приоритетов [5]. Данная программа выделяет несколько векторов развития цифровой экономики и вводит несколько базовых понятий, на основе которых будет строиться цифровая трансформация экономических процессов. Следует назвать основные из них, применимые к области логистического сервиса, чтобы обозначить вектор цифровой трансформации логистических сервисных услуг.

Цифровая инфраструктура — комплекс инфраструктур, обеспечивающих протекание процессов на основе цифровых технологий; можно сказать, что это комплекс технологий и построенных на их основе цифровых продуктов, обеспечивающих вычислительные, телекоммуникационные и сетевые мощности и работающих на цифровой основе [5].

Цифровой продукт (услуга) — продукт (услуга), производимый и/или предоставляемый в цифровом пространстве; одно из свойств продукта (услуги), возникающее при осуществлении цифровых процессов с образом продукта (услуги); ценная информация или доступ к электронному сервису, за который покупатели согласны платить деньги [5].

Цифровая трансформация экономики — это изменение модели управления экономикой от программно-целевой к программно-прогностической; смена экономического уклада, изменение традиционных рынков, социальных отношений, государственного управления, связанная с проникновением в них цифровых технологий; принципиальное из-

менение основного источника добавленной стоимости и структуры экономики за счет формирования более эффективных экономических процессов, обеспеченных цифровыми инфраструктурами; переход функции лидирующего механизма развития экономики к институтам, основанным на цифровых моделях и процессах [5].

Цифровая трансформация экономики — неизбежный процесс, и чем прогрессивнее будут новые технологии, тем больше вероятность, что рынок страны будет занимать лидирующее положение. В перспективе будет выстраиваться цифровая инфраструктура мирового рынка, на котором будут предоставляться совершенно новые цифровые товары и услуги. Безусловно, эти изменения будут происходить и на рынке логистических услуг. Направления изменений также рассмотрены в данной программе.

«Цифровая логистика» возникает как ответ на глобальные вызовы цифровой экономики для традиционного сектора транспорта и логистики [6]. Усложнение цепочек поставок, смена ожиданий клиентов, ограниченные ресурсы инфраструктуры — все эти факторы могут только способствовать переходу к цифровым операциям.

Кроме влияния инновационных технологий, свой вклад в трансформацию сервисных логистических услуг вносит и электронная торговля, обеспечивая уровень доступности информации о спросе на различные товары и услуги. Но распространение электронных торговых транзакций может быть проблематичным из-за логистики поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Появляется необходимость совершенствования механизмов прогнозирования спроса. Эти мероприятия направлены на рациональное планирование запаса товаров на складах, сокращая время оборота товаров и стоимость доставки. Необходимо также обратить внимание на разработку технологий ана-

лиза данных по спросу для планирования распределительной логистики. В сегменте В2В оправданным может оказаться внедрение технологий, использующих достижения интернета вещей. Они позволят потенциальному заказчику самостоятельно отслеживать актуальную информацию о предложении. Можно будет получить сведения о готовящемся к реализации товаре через отслеживание производственного цикла. Они будут содержать информацию о фактическом изготовлении, отгрузке, транзитном времени, ориентировочной дате прибытия на склад и т. п. Компании смогут более эффективно планировать закупки и их логистическое обслуживание [5].

Следует содействовать формированию инициативного предложения логистическими компаниями своих услуг в режиме реального времени в зависимости от потребности рынка, в частности в формате аукционов логистических услуг для электронной торговли В2В. Логистические решения для электронной торговли также могут использовать

цифровые инфраструктурные решения экономики совместного потребления (каршеринг) [7].

Уровень востребованности развития цифровой логистики увеличивается в сфере интернета вещей (применение сервисов по автоматическому заказу расходных материалов и сырья для производства продукции и автоматической поставке готовой продукции потребителю, минуя посреднические цепочки) и применения беспилотных технологий в транспортных системах [8].

Результаты

Задача создания стратегии цифровой трансформации логистических услуг непосредственно выходит на первый план. Традиционна ситуация, при которой для того чтобы трансформационные процессы происходили эффективно и поэтапно, необходимо выделить основные элементы формирования стратегии трансформации логистических услуг в цифровую плоскость. Процесс создания стратегии может выглядеть следующим образом (рис. 1).

Deslgn Execution

Обозначения элементов жизненного цикла стратегии цифровой трансформации сервисной логистики (по внешней окружности): 1. Стратегия / план; 2. Дизайн (проектирование); 3. Выполнение проекта; 4. Адаптация и изменения; 5. Аналитика.

Обозначения элементов жизненного цикла стратегии цифровой трансформации сервисной логистики (по секторам): 1. Продукция и сервисы; 2. Организация и процессы; 3. Технология предприятия.

Рисунок 1 — Стратегия и общая модель цифровой трансформации

сервисной логистики

Внешние и внутренние процессы компании попадают под влияние цифровой трансформации и комплексно консолидируют всю информацию компании и внешнего рынка. Области трансформации представлены на рисун-

ке 2. Цифровая трансформация сервисной логистики находит свое выражение в использовании таких технологий, как Big Date, дополненная реальность, облачные технологии.

Рисунок 2 — Области цифровой трансформации логистических процессов

Цифровая трансформация логистического сервиса нуждается в детальной стратегической разработке. Планирование процесса цифровой трансформации сервисной логистики может быть разделено на этапы. При комплексном подходе можно увидеть взаимосвязь

цифровой стратегии с технологиями и бизнес-процессами. Результат данной интеграции предоставляет данные для повышения эффективности бизнеса. Этапы стратегии цифровой трансформации сервисной логистики предприятия можно увидеть на рисунке 3.

Рисунок 3 — Этапы цифровой трансформации сервисной логистики и основные направления работ

Первым этапом стратегии цифровой трансформации сервисной логистики предприятия является оценка цифровой зрелости. На этом этапе выявляется, готово ли предприятие осуществить переход к цифровому уровню сервисной логистики и какие проблемы следует преодолеть. Вторым этапом является выбор целевых процессов. Здесь определяются процессы, которые следует внедрить в деятельность предприятия, которые принесут положительный эффект. Затем следует пилотное внедрение. На этом этапе происходит пилотный расчет, с помощью которого можно увидеть эффект и применимость предлагаемой системы. Также определяются организационные мероприятия, технические методы и необходимая конфигурация для цифровой трансформации сервисной логистики. Завершается весь процесс масштабированием. Происходит непосредственное внедрение технологии на основании разработанной конфигурации в предыдущем этапе. Кроме того, здесь мы можем увидеть эффект от внедрения и провести его оценку.

Обсуждение

Разработав стратегию цифровой трансформации, компании получают ряд положительных преимуществ. Таковыми являются повышение эффективности функционирования деятельности предприятия, рост выручки и прибыли, снижение издержек, выход на новые рынки и получение улучшения других показателей бизнеса.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Резюмируя, логически можно сделать ряд выводов. Цифровая трансформация экономики — неизбежный процесс, который получил активное распространение в связи с появлением новых цифровых технологий. Четвертая промышленная революция послужила мощным толчком к распространению и применению инновационных технологий в различных сферах, включая и логистическое сервисное обслуживание.

На цифровую трансформацию сервисной логистики оказали влияние современные цифровые технологические новшества, электронная коммерция, развитие интернета вещей (применение сервисов по автоматическому заказу расходных материалов и сырья для производства продукции и автоматической поставке готовой продукции потребителю, минуя посреднические цепочки), применение беспилотных технологий в транспортных системах. Все ранее названные процессы вынуждают переходить сервисную логистику на цифровой уровень. Страны, поддерживающие инновации, смогут повысить уровень торговли и качество взаимоотношений на своих рынках, их рынки смогут занять лидирующее положение. Общая консолидированная информация рынка мировой торговли будет способствовать анализу и принятию решений по ведению бизнеса конкретного предприятия.

Логистические процессы также будут нуждаться в цифровой трансформации. Создание стратегии цифровой трансформации сервисной логистики позволит своевременно реагировать предприятиям на рыночную конъюнктуру, принимать решения по управлению логистическими услугами. Внедрив стратегию цифровой трансформации сервисной логистики в свою деятельность, предприятие получит ряд положительных преимуществ, а конечный потребитель приобретет совершенно новый уровень качества логистических услуг.

Библиографический список

1. Шваб, К. Четвертая промышленная революция. — М. : Эксмо, 2016.

2. Программы развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 г.

3. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации : [Указ Президента Российской Федерации № 642 от 01.12.2016].

4. Баранова, А. На пороге революции. Четвёртой промышленной [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://nag.ru.

5. Анализ мирового опыта развития промышленности и подходов к цифровой трансформации промышленности государств — членов Евразийского экономического союза : информационно-аналитический отчет [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.eurasiancommi ssion.org.

Bibliographic list

1. Schwab, K. The Fourth Industrial Revolution. — М. : Eksmo, 2016.

2. Programs for development of digital economy in Russian Federation until 2035.

3. On Strategy for scientific and technological development of Russian Federation : [Decree of President of Russian Federation № 642 from 01.12.2016].

4. Baranova, A. On threshold of revolution. The Fourth industrial [Electronic resource]. — Mode of access : https://nag.ru.

5. Analysis of world experience in development of industry and approaches to digital transformation of industry of member states of Eurasian Economic Union : information and analytical report [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.eurasiancommission.org.

Д. В. Украинцева

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СОЗНАНИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Аннотация

В представленной статье охарактеризованы современные методики и технологии профессиональной работы с сознанием потребителя. Проанализированы формирование и развитие интегрированных систем маркетинговых коммуникаций, развитие современного бизнес-сообщества, виртуальных систем. Раскрыты технологии формирования эффективного текстового обращения, в соответствии с мотивацией определенного индивида выявлены стимулы, с помощью которых существует возможность воздействовать на сознание потребителя.

Ключевые слова

Маркетинг, поведение потребителей, сознание.

D. V. Ukraintseva

IMPROVEMENT OF THEORETICAL APPLIED TOOL OF PROFESSIONAL WORK WITH CONSUMER CONSCIENCE

Annotation

In article presented modern methods and technologies of professional work with consumer consciousness are characterized. Analyzed the formation and development of integrated marketing communications systems, development of modern business community, virtual systems. Technologies for formation of effective text circulationб in accordance with motivation of a particular individual, incentives are identified, with help of which it is possible to influence the consciousness of consumer.

Keywords

Marketing, consumer behavior, conscience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.